Начало 4. Есть Законы Божественного Провидения, неизвестные людям (5)

Пятый Закон Божественного Провидения, дабы человек не сознавал и не ощущал действия Божественного Провидения, но дабы он знал его и признавал.

175. Человек природный, не верящий в Божественное Провидение, мыслит в самом себе: "Что такое Божественное Провидение, если злые возвышены к почестям и приобретают богатства более, чем добрые, и если такого рода вещи случаются чаще с теми, которые не верят в Божественное Провидение, чем с теми, которые верят; что даже неверные и нечестивые могут делать оскорбления, причинять убытки и злополучия, а иногда наносить смерть верным и благочестивым, и это хитростью и злобой?" И, следовательно, думает он: "Разве я не вижу по самому опыту, как бы в свете дня, что коварные злоумышления, лишь бы только человек мог искусной ловкостью сделать, чтобы они казались честными и справедливыми, берут верх над верностью и справедливостью? Что все другое, как не необходимость, последствие и случайность, в которых не проявляется вовсе Божественного Провидения? Необходимость не принадлежит ли природе? Последствия не суть ли причины, истекающие из природного или гражданского порядка? А случайности не происходят ли от неизвестных причин или вовсе не имеют причины?"

Так мыслит в себе человек природный, который ничего не относит к Богу, а все относит к природе. Ибо ничего не относящий к Богу не относит ничего и к Божественному Провидению, так как Бог и Божественное Провидение - одно. Но человек духовный говорит и думает иначе в себе самом. Хотя он мыслию не сознает и зрением глаза не ощущает Божественного Провидения в ходе его, тем не менее, он его знает и признает. Теперь, так как видимость и вышеупомянутые иллюзии затемняют разумение, и разумение не может получить никакого зрения, если только иллюзии, причинившие слепоту, и ложь, произведшая помрачение, не рассеятся, и так как это может быть соделано только истинами, которые имеют могущество рассеивать ложь, то, следовательно, необходимо, чтобы они открылись; но для отчетливости будет оное в таком порядке:

I. Если бы человек сознавал и ощущал действие Божественного Провидения, он бы не поступал в свободе по рассудку, и ничто бы ему не казалось как бы идущим от него. Подобно же тому, если бы человек обладал предведением событий.
II. Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он бы вошел в порядок и устройство его хода и их испортил бы или истребил.
III. Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он отрицал бы Бога или бы себя сделал Богом.
IV. Человеку дано видеть Божественное Провидение сзади, а не с лицевой стороны, затем, также, в духовном состоянии, а не в природном.

176. I. Если бы человек сознавал и ощущал действие Божественного Провидения, он бы не поступал в свободе по рассудку, и ничто ему бы не казалось как бы идущим от него. Подобное тому, если бы человек обладал предведением событий. Что закон Божественного Провидения в том, дабы человек действовал в свободе по рассудку, затем, также, дабы все, что человек желает, мыслит, говорит и делает, ему казалось идущим как бы от него, и что без этой видимости не было бы ни для какого человека своего, или своего у человека, и, таким образом, никакой для него соби, и, следовательно, никакой вменяемости, вне которой безразлично, делал ли бы он зло или добро, имел ли бы он веру в Бога или внушения ада; что, одним словом, без нее он бы не был человеком, - выше было показано для очевидности разумения в особых главах.

Здесь теперь будет показано, что человек не имел бы никакой свободы действовать по рассудку, и для него бы не было никакой видимости действия как бы самим собою, если бы он сознавал и ощущал действие Божественного Провидения, потому что если бы он сознавал и ощущал, то он бы и веден был оным. Ибо Господь ведет всех людей своим Божественным Провидением, и человек руководит собою лишь по видимости, как было сказано выше. Если же бы он был веден с живым того сознанием и живым ощущением, то он не сознавал бы жизни, и принужден бы был издавать звуки и действовать как автомат; не сознавая жизни, он был бы веден, как человек в оковах на руках и ногах или как подъяремные животные перед повозкой. Кто не видит, что тогда человек не имел бы никакой свободы? А не имея свободы, он бы не имел никакого рассудка, ибо каждый мыслит по свободе и в свободе, и то, что он не мыслит по свободе и в свободе, ему кажется идущим не от него, а от другого. Даже если ты рассмотришь дело внутреннее, то сознаешь, что не было бы для человека мысли, еще того менее - рассудка, и что, таким образом, он бы не был человеком.

177. Действие Божественного Провидения Господа непрерывно в том, что оно отклоняет человека от зол. Если бы кто сознавал и ощущал это непрерывное действие и, тем не менее, не был бы веден, как в цепях, разве бы он не сопротивлялся постоянно? И тогда он боролся бы с Богом или бы вмешался в Божественное Провидение; во втором случае он бы себя сделал Богом; в первом случае он бы отрешился от уз и отрицал бы Бога. Оное становится очевидным в том, что были бы две силы, постоянно действующие одна против другой: со стороны человека сила зла, со стороны же Господа сила добра; а когда две противоположные силы действуют одна против другой, тогда или побеждает одна, или погибают обе. Но здесь, если бы победила одна, то погибли бы обе; ибо зло, принадлежащее человеку, не воспринимает ни на минуту добра, исходящего от Господа; а добро, исходящее от Господа, не отстраняет зла от человека в одну минуту; если бы то и другое совершалось мгновенно, то жизни не осталось бы в человеке. Это и множество других опасных следствий последовало бы, если бы человек явственно сознавал или ощущал действие Божественного Провидения; но примерами оно будет доказано впоследствии яснее.

178. Если человеку не дано предвидеть события, то также из-за того, дабы он мог действовать в свободе по рассудку. Ибо известно, что все, что любит человек, он желает осуществить и направляется к этому с помощью рассудка; затем, также, ничего нет из обдуманного рассудком человека, что не происходило бы от любви достигнуть осуществления замысленного. Если же бы он знал по Божественному предречению о явлении или событии, то рассудок бы покоился, и с рассудком - любовь, ибо любовь с рассудком приходят к своей цели в осуществлении, и после осуществления начинается новая любовь. Самое удовольствие рассудка - видеть осуществление от любви в мысли, и достижение не в настоящем, а в будущем; оттуда берется у человека так называемая Надежда, которая растет и умаляется в рассудке по мере того, как он видит событие или ждет его. Это удовольствие удовлетворяется в событии, но затем оно исчезает вместе с мыслью о событии. То же самое было бы относительно события, заранее известного.

Дух человека в тех трех называемых - цели, причине и осуществлении; если одного из трех недостает, дух человеческий не живет. Влечение воли есть цель, мысль разумения есть причина, а действие тела, слово уст или внешнее ощущение суть осуществление цели мыслию. Человеческий дух не живет, пока он лишь во влечении воли, и не более того жив, пока он только в осуществлении. Это очевидно для каждого. Посему нет жизни для духа в одной из этих трех вещей, но есть жизнь во всех трех вместе; эта жизнь умалилась и прошла бы относительно предсказанного события.

179. Так как предведение будущего отнимает самую человечность, которая в том, дабы действовать в свободе по рассудку, поэтому не дано никому знать будущее, но дозволено каждому делать заключения о будущих явлениях по рассудку, вследствие чего рассудок, со всем ему принадлежащим, в своей жизни. Отсюда происходит, что человек не знает участи своей по смерти или не знает события до его появления. Ибо если б знал, то не думал бы он по внутреннему, как должен поступать или жить, дабы этого достигнуть, но думал бы лишь по внешнему, что достигает, а такое состояние закрывает внутреннее его духа, в которых обитают главнее всего две способности его жизни: свобода и рациональность.

Желание знать будущее вперед присуще большинству людей, но это желание берет свое начало из любви ко злу. Поэтому оно отнято у тех, которые верят в Божественное Провидение, и им дана уверенность, что Господь уготовляет их участь, а затем они не желают знать ее впредь из страха вмешаться каким-либо образом в Божественное Провидение; тому Господь поучает во многих местах (Лк. XII, 14-48).

Что в том Закон Божественного Провидения, может быть подтверждено множеством примеров из духовного Мира. Большинство, приходя по смерти в тот мир, желают узнать свою участь; но им отвечают, что если они жили хорошо, то их участь в Небе, а если жили худо, то в Аду; но так как все боятся Ада, даже злые, то они спрашивают, что должны делать и чему верить, дабы войти в Небо. Им бывает отвечено: "Поступайте и веруйте, как хотите, но знайте, что не делают добра и не верят истине в Аду, не в Небе; осведомитесь о том, что такое добро и что такое зло, затем мыслите правду и делайте добро, если можете". Таким образом представлено каждому в Мире духовном, как и в Мире природном, поступать в свободе по рассудку; но как поступает кто в одном, так поступает и в другом, ибо каждому остается его жизнь и, вследствие того, его участь, потому что участь принадлежит жизни.

180. II. Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он бы вошел в порядок и строй его хода и их испортил бы или истребил. Дабы это предложение ясно вошло в сознание рационального человека и также человека природного, оно будет пояснено примерами в таком порядке.

1. Внешнее в такой связи с внутренними, что во всяком действии составляют одно.
2. Человек лишь во внешнем с Господом; если бы он был в то же время во внутреннем, то он испортил бы и уничтожил весь порядок и весь строй хода Божественного Провидения.

Но, как уже было сказано, предложения эти будут пояснены примерами.

Во-первых. Внешние в такой связи с внутренними, что во всяком действии составляют одно. Пояснение примерами будет сделано здесь посредством нескольких особенностей в человеческом теле. Во всем теле и в каждой частице его есть внешнее и внутреннее; внешними суть кожа, плева и оболочка; внутренними суть формы, различно составленные и сотканные из нервных волокон и кровеносных сосудов. Окружающая оболочка входит волокнами, тянущимися от нее, во все внутреннее до сокровенного; таким образом внешнее, которое есть оболочкой, соединяется со всеми внутренними, которые суть формами, составленными из волокон и сосудов. Из того явствует, что так же, как внешнее действует, или приводится в действие, и внутреннее действует, или приводится в действие, ибо все в нем совокупно и в непрерывном сочетании.

Возьми только в теле самую простую оболочку, например, подреберную плеву - общую оболочку Груди, или Сердца и Легкого, рассмотри ее оком анатомиста, и, если это не в твоей компетенции, расспроси анатомистов, и ты узнаешь, что эта общая оболочка различными поворотами и извлеченными из нее волокнами, все более и более разделенными, входит во внутрь легких, то есть в мельчайшие бронхиальные разветвления и в самые пузырьки, которые суть началами легких, не говоря об ее ходе затем через дыхательное горло в гортань к языку, По этому можно видеть, что есть непрерывное сродство самого внешнего с самым внутренним. Посему как действует, или приводится в действие, самое внешнее, так действуют, или приводятся в действие, внутренние, начиная с самых внутренних. Оттого когда эта внешняя оболочка, которая есть подреберная плева, стянута, или воспалена, или в нарывах, то легкое терпит до внутреннейших, а если болезнь усиливается, то всякое действие легкого прекращается и человек умирает.

То же самое везде, во всем теле, например, с брюшиною - общею оболочкою всех органов брюшной полости, затем также с оболочками каждого органа, как-то: желудка, печени, поджелудочной железы, селезенки, кишок, брыжейки, почек и органов деторождения того и другого пола. Возьми один из этих органов, рассмотри его сам, и ты увидишь, или, расспросив искусных анатомистов, ты услышишь это. Возьми, например, печень, и ты заметишь, что есть сродство брюшины с оболочкой этого органа, и через оболочку - с его самыми внутренними частями; ибо есть продолженные волокна, которые из нее выходят и входят к внутренним частям, с продолжениями до сокровенных, следствием чего между всеми частицами есть связь такая, что когда оболочка действует, или приводится в действие, то подобно же тому вся форма действует, или приводится в действие.

То же самое со всеми другими органами; это происходит оттого, что во всякой форме общее и частное, или универсальное и единичное, составляют одно по удивительному сочетанию. Что в формах духовных и в изменениях и вариациях, относящихся к действиям воли и разумения, то же самое, как в формах природных и их действиях, относящихся к движениям и действиям, - будет видно впоследствии. И так как человек в некоторых действиях внешних - одновременно с Господом, свобода же действовать по рассудку не у кого не отнята, то явствует, что Господь не может действовать во внутренних иначе, чем так, как Он действует с человеком во внешних. Если же человек не избегает зол как грехов и не отвращается от них, то внешнее мысли и воли тронуто порчей и ослаблено, а в то же время и внутреннее, точно так, как подреберная плева от болезни своей, называемой воспалением легких, вследствие которой тело умирает.

Во-вторых. Если бы человек был одновременно во внутренних, он бы испортил и истребил весь порядок и строй Божественного Провидения. Это тоже будет пояснено примерами в человеческом теле. Если бы человек знал, все операции того и другого мозга в волокнах, волокон в мускулах и мускулов в действиях, и по этому знанию располагал бы всем этим, как он располагает действиями, разве бы он не испортил и не истребил всего? Если бы человек знал, как желудок переваривает, как органы, близ него лежащие, выполняют свою задачу, перерабатывают кровь и разносят ее для всякой жизненной потребности, и если бы он этим располагал, как во внешнем, а именно, когда он ест и пьет, - разве бы он не испортил этого и не истребил? Если он не может располагать внешним, представляющимся как одно, не губя его сладострастием и невоздержанием, что бы было, если б он располагал внутренними, которые бесконечны?

Внутренние - дабы человек не вошел в них какою-либо волею и не подчинил их своему направлению - были совершенно изъяты из его воли, исключая мускулов, составляющих оболочку; и даже не известно, как действуют они, известно только, что они действуют. То же самое со всеми другими частями. Например, если бы человек располагал внутренними глаза, чтобы видеть, внутренними уха, чтобы слышать, внутренними языка, чтобы вкушать, внутренними кожи, чтобы ощущать, внутренними сердца для систолического движения, внутренними легкого для дыхания, внутренними брыжейки для разноса хила, внутренними почек для выделения, внутренними половых органами для деторождения, внутренними утробы для усовершенствования зародыша, и так далее, - разве бы он не испортил и не истребил бесчисленными способами порядка хода Божественного Провидения в этих частях?

Известно, что человек обретается во внешнем: например, что он видит глазом, слышит ухом, вкушает языком, ощущает кожею, дышит легким, содействует к распространению рода и т.д. Не достаточно ли, чтобы он ведал внешние и ими располагал для здоровья тела и духа? Когда же он не может этого, что бы случилось, если бы он располагал и внутренними? По этим соображениям теперь очевидно, что если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он бы вмешался в порядок и строй его хода и их испортил бы и истребил.

181. Что в духовном духа то же самое, что в природном тела, то потому, что все духа соответствует всему тела; посему дух движет телом во внешних, в общем, по своему произволу. Он движет глазами, чтобы видеть, ушами, чтобы слышать, ртом и языком, чтобы есть и пить, и также говорить, руками, чтобы делать, ногами, чтобы ходить, органами деторождения, чтобы производить. Для этих действий дух движет не только внешними, но и внутренними во всей последовательности, и по последним самыми внутренними. Таким образом, двигая ртом для речи, он двигает разом легкими, гортанью, глоткою, языком, губами, и каждым из них различно, согласно его функции, соответственно тому тоже и лицом.

Из этого очевидно, что сказанное о природных формах тела должно быть также сказано о духовных операциях духа. Посему как человек располагает внешними, так Господь располагает внутренними, таким образом, иначе, если человек располагает внешними сам собою, иначе же, если он ими располагает по Господу и в то же время как бы сам собою. Духовное начало человека есть самим человеком в целой форме, ибо оно есть духом человека - духом, проявляющимся по смерти совершенно так, как и в миру, и, следовательно, подобные вещи суть в том и в другом. Таким образом, сказанное о сочетании внешних с внутренними в теле должно быть также понятно относительно сочетания внешних с внутренними в духе, с той одною разницей, что одно природное, а другое духовное.

182. III. Если бы человек видел явственно Божественное Провидение, он отрицал бы Бога или бы сделал себя Богом. Человек чисто природный говорит в себе самом: "Что такое Божественное Провидение? Разве это что-либо большее или иное, чем слово, распространенное среди простаков священниками? Кто от него что-либо видел? Не по предусмотрительности ли, по разуму, по хитрости и по злобе все делается в свете? Что до иного вытекающего, то не есть ли оно необходимостью, последствием и даже большею частию случаем? Разве Божественное Провидение сокрыто в таких вещах? Как может оно быть в хитростях и плутовствах? А между тем говорят, что Божественное Провидение устраивает все это. Покажи мне его, и я поверю; может ли кто верить ранее?" Так говорит человек чисто природный, но иначе говорит человек духовный.

Духовный человек, признавая Бога, признает и Божественное Провидение, и даже его видит, но не может обнаружить его перед человеком, думающим лишь в природе и по природе, ибо такой человек не может поднять свой дух над природою, ни усмотреть в видимостях природы что-либо от Божественного Провидения, или в чем-либо сделать заключение по его законам, которые тоже суть законами Божественной Мудрости. Если бы явственно он его увидел, то смешал бы его с природою и, таким образом, не только бы заслонил его, но, вместо признания, отрицал бы его; а кто сердцем отрицает Божественное Провидение, отрицает и Бога. Пусть мыслят, что Бог управляет всем, или пусть мыслят, что то природа. Мыслящий, что Бог управляет всем, мыслит, что это сама Любовь и сама Мудрость, таким образом, сама Жизнь. Но мыслящий, что природа всем управляет, мыслит, что это природная теплота и природный свет, которые между тем мертвы сами в себе, ибо исходят от мертвого солнца. Не само ли живое управляет мертвым? Мертвое может ли чем-либо управлять? Если ты мыслишь, что мертвое может дать жизнь себе, ты безумен; жизнь должна исходить от жизни.

183. Представляется неправдоподобным то, что если бы человек видел явственно Божественное Провидение и действие его, он отрицал бы Бога, потому что кажется: если бы кто явственно видел Его, то не мог бы не признать Его, и, таким образом, признал бы Бога. Но, тем не менее, это наоборот. Божественное Провидение не действует никогда в союзе с любовью воли человека, но постоянно действует против этой любви. Ибо человек, по своему наследственному злу, всегда стремится в ад самый глубокий, но Господь Своим Провидением постоянно его отклоняет от ада и извлекает сперва к более смягченному аду, затем извлекает из ада и, наконец, его возносит к Себе в Небо; эта операция Божественного Провидения постоянна. Если бы человек видел явственно или явственно ощущал это действие отклонения, или извлечения, он бы восстал, смотрел бы на Бога как на своего врага и, по злу своей соби, отрицал бы Его. Посему, дабы человек не видел оного, он удерживается в свободе, по которой только знает, что руководит сам себя.

Но примеры послужат пояснением. Человек по наследственности желает быть великим и желает также быть богатым, и насколько эти любови не сдержаны, настолько он желает большего влияния и большего богатства и, наконец, величайшего величия и величайшего богатства; и это бы еще не удовлетворило его, но он желал бы стать выше Бога и обладать самим Небом. Такое вожделение истинно скрыто в наследственном зле, и затем в жизни человека и в природе его жизни. Божественное Провидение не отнимает этого зла в одну минуту, ибо если бы оно в одну минуту отняло его, человек бы не жил; но оно отнимает его нечувствительно и постепенно, безо всякого ведома о том человека. Совершается это в том, что человеку дозволено поступать по мысли, которую он согласует с рассудком, и тогда оно отклоняет его различными средствами, как рациональными, так и гражданскими и нравственными, и таким образом он отклоняем, насколько может быть в свободе отклонен.

Зло не может быть снято с кого-либо прежде, чем не покажется, не будет узнано и признано; оно - как рана, которая не может быть излечена, прежде чем не откроется. Итак, если бы человек знал и видел, что Господь своим Божественным Провидением действует таким образом против любви его жизни, откуда идет ему высшее удовольствие, он не иначе как пошел бы в обратную сторону, гневался бы, противился, повел грубые речи и, наконец, оттолкнул бы своим наследственным злом действие Божественного Провидения, отрицая его и, таким образом, отрицая Бога; особенно если бы видел, что оно противится его успехам, что он низвергнут со своей значительности и лишен роскоши.

Во всяком случае, следует знать, что Господь не отклоняет никогда человека от искания почета и приобретения богатств, но Он его отклоняет от вожделения искать почета для одного преобладания, или для себя лично, и от вожделения приобретать богатства для одной роскоши, или ради богатств, - но, отклоняя его от этих вожделений, Он его вводит в любовь деятельности, дабы взирал он на возвышение не ради себя, но ради дел, и, таким образом, дабы оно принадлежало деятельности и затем ему лично, а не лично ему и затем деятельности; то же самое с богатством. Что Господь смиряет гордыню и возвышает смиренных, Он тому Сам поучает в Слове, а то, чему Он поучает в Слове, также принадлежит Его Божественному Провидению.

184. То же самое со всяким другим злом, в котором человек по наследственности, - например, прелюбодеяния, обманы, мщения, богохульства и другое подобное зло, которое может быть удалено, лишь насколько свобода его держать в мысли и желать предоставлена человеку, так что, таким образом, человек его удаляет как бы сам собою, что, однако, может только быть, если признает он Божественное Провидение и молит, дабы это соделано было оным. Без этой свободы и, в то же время, без Божественного Провидения это зло было бы подобно яду, принятому и не изверженному, который вскоре распространился бы повсюду и принес бы смерть. Еще оно было бы подобно болезни сердца, которая уничтожает в короткое время все тело.

185. Что это так, лучше узнать можно по людям по смерти их, в духовном Мире. Те, которые в мире природном были возвеличены, и богаты, и в почете, но в богатстве имели в виду одного себя, по большей части там говорят сначала о Боге и о Божественном Провидении, как бы признавая их от сердца; но как они тогда видят явственно Божественное Провидение и по нем свою последнюю участь, то есть что они пойдут в ад, то они соединяются с дьяволами и не только отрицают Бога, но еще и хулят Его; и затем они впадают в бред признания своими богами самых могущественных дьяволов и пламенного желания стать самим также богами.

186. Что человек пошел бы против Бога и даже отрицал бы Его, если б видел явственно действия Божественного Провидения, то это потому, что человек в удовольствии своей любви, и это удовольствие составляет самую жизнь его. Когда же человек в удовольствии своей любви, то он в своей свободе, ибо свобода и удовольствие составляют одно. Если же бы заметил он, что постоянно отклоняем от своего удовольствия, то вознегодовал бы, как негодовал бы на того, кто хотел бы погубить его жизнь, и на кого бы он смотрел, как на врага. Дабы оного не соделалось, Господь не проявляется явно в Своем Божественном Провидении, но им ведет человека так же нечувствительно, как ведет корабль спокойной рекою или благоприятным потоком. Поэтому человек лишь знает, что он постоянно в своей соби, ибо свобода с собью составляет одно. Из этого очевидно, что свобода присваивает человеку то, что вводит Божественное Провидение, и это не могло бы быть, если бы обнаруживалось оно. Что присвоено - то остается принадлежностью жизни.

187. IV. Человеку дано видеть Божественное Провидение сзади, а не с лицевой стороны, и также в состоянии духовном, а не в состоянии природном. Видеть Божественное Провидение сзади, а не с лица, - это видеть его потом, а не прежде; видеть же его в состоянии духовном, а не в состоянии природном, - это видеть его от Неба, а не от Мира.

Все, получающие наитие Неба и признающие Божественное Провидение, особенно сделавшиеся духовными по преобразованию, когда видят события в некоторой дивной последовательности, то видят, так сказать, по внутреннему признанию Божественное Провидение и исповедуют его. Они не желают его видеть с лицевой стороны, то есть до его осуществления, из страха, дабы воля их не вмешалась во что-либо из порядка его и строя. Иначе с не допускающими наитие Неба, но лишь наитие Мира, а главным образом - с теми, которые, подтвердив видимости в себе, стали природными. Такие ничего не видят от Божественного Провидения сзади, или потом, но желают видеть его с лица, или до его осуществления. А так как Божественное Провидение действует средствами, и средства эти производятся человеком и миром, то, следовательно, видят ли они его с лица или сзади, они относят его к человеку или к природе и, таким образом, утверждаются в отрицании его существования.

Если они относят его к человеку или к природе, то потому, что их разумение закрыто сверху и открыто снизу, следовательно, закрыто со стороны неба и открыто со стороны мира; от мира нельзя видеть Божественного Провидения, а от Неба можно. Я часто думал в себе, признали ли бы такие Божественное Провидение в случае, если бы их разумение было открыто сверху, и они бы увидели, как в свете дня, что природа сама по себе мертва и человеческий ум сам в себе ничтожен? Если же та и другой представляются сущими, то это по наитию; и я сознал, что утвердившиеся за природу и за человеческую предусмотрительность не признали бы Божественного Провидения, потому что свет природный, влияющий снизу, погасил бы тотчас свет духовный, наитствующий сверху.

189. Человек, ставший духовным по признанию Бога и разумным по отвержению соби, видит Божественное Провидение повсюду в мире, и в каждой и во всех вещах мира. Смотрит ли он на природное - он его видит, смотрит ли он на гражданское - он его видит, смотрит ли на духовное - он его видит, и видит как в совокупном, так и в последовательном порядке; в целях, в причинах, в явлениях, в формах, в великом и в малом видит он его; главным образом, относительно спасения людей, в том, что Иегова дал Слово и, посредством него, их научил о Боге, о небе и аде, о будущей жизни, и в том, что Сам пришел в мир искупить и спасти людей. Посредством духовного света человек видит в свете природном это и многое другое, а в том числе Божественное Провидение.

Но человек чисто природный не видит ничего из этого. Он - как тот, кто видит великолепный храм и слышит проповедника, просвещенного в предметах Божественных, и, придя к себе, говорит, что видел только каменный дом и слышал только раздававшийся звук; или как близорукий, который входит в сад, замечательный плодами всякого рода, и по возвращении сказывает, что видел только лес и деревья. Когда такие люди, став по смерти духами, бывают вознесены в ангельское Небо, где все предметы суть прообразовательными формами любви и мудрости, они не видят этих предметов, ни того даже, что они там. Это видел я со многими, отрицавшими Божественное Провидение Господа.

190. Есть множество вещей постоянных, созданных для того, чтобы могли существовать вещи непостоянные. Постоянные вещи суть определенные возвраты восхода и захода солнца и луны, и также звезд; их затемнения через заступление, называемые затмением; их теплота и их свет; времена года, называемые весна, лето, осень и зима, и времена дня, которые суть утро, полдень, вечер и ночь; то же - атмосферы, воды, земли, взятые отдельно; способность прозябания в Царстве растительном и эта же способность, а также деторождаемость в Царстве животном; затем, то, что, по вышесказанному, совершается постоянно, когда приведено оно в действие согласно с Законами порядка.

Устроены Промыслом от создания все эти и многие другие вещи, дабы бесчисленные вещи непостоянные могли существовать. В самом деле, вещи изменяемые могут лишь существовать в вещах постоянных, утвержденных и определенных. Но это будет пояснено примерами. Изменяемость в растительности не имела бы места, если бы восход и заход солнца и затем теплота и свет не были постоянны. Звуки бесконечно разнообразны, но они бы не имели места, если бы атмосферы в своих законах и уши в своей форме не были постоянны. Разнообразия зрения, тоже бесконечные, не существовали бы, если бы эфир в своих законах и глаз в своей форме не были бы постоянны. Подобно тому - цвета, если бы свет не был постоянен. То же самое с мыслями, со словами, с действиями изменяемости бесконечной: они бы не существовали, если бы органические части тел не были постоянны. Не должен ли быть дом постоянен, дабы разнообразные в нем вещи могли быть проделаны человеком? Точно так же храм, дабы различные обрядности культа, проповеди, поучения и благочестивые размышления в нем могли происходить; так и с остальным.

Что же касается самих изменяемостей, происходящих в вещах постоянных, утвержденных и определенных, то они идут в бесконечность и не имеют конца, а между тем никогда нет ни одной, совершенно схожей с другою, во всем существующем во вселенной, и не будет в последующем. Кто же располагает этими изменяемостями, идущими до бесконечности и вечно, дабы они в порядке были, как не Тот, Кто создал вещи постоянные с тою целью, дабы изменяемые существовали в них? И кто же может располагать бесчисленными изменяемостями жизни людской, как не Тот, Кто есть самою Жизнью, то есть самою Любовью и самою Мудростью?

Разве без Его Божественного Провидения, которое есть как бы продолженным творением, бесконечные чувства людей и затем их бесконечные мысли, и, таким образом, сами люди могли быть приведены составлять одно: чувства и мысли дурные - одного дьявола, который есть Адом, чувства и мысли добрые - одного Господа в Небе? Что все ангельское Небо пред лицем Господа как один Человек, который есть Его образ и подобие, и что весь Ад в обратности - как один человек-чудовище, было несколько раз сказано и пояснено. Эти замечания приведены, так как некоторые природные люди извлекают даже из вещей постоянных и утвержденных, которые суть потребностями той цели, дабы изменяемые существовали в них, доводы своего бреда в пользу природы и в пользу собственной предусмотрительности.