Начало 3. Божественное Провидение Господа во всем соделываемом взирает на Бесконечное и Вечное

46. В Христианском Мире известно, что Бог Бесконечен и Вечен, ибо в Афанасиевском Учении о Троице сказано, что Бог Отец Бесконечен, Вечен и Всемогущ, равно как и Бог Сын, и Бог Дух Святой, но что они не суть трое Бесконечные, трое Вечные и трое Всемогущие, но Один; из того следует, что если Бог Бесконечен и Вечен, то относить к Богу можно лишь Бесконечное и Вечное. Но что такое Бесконечное и Вечное?

Оное не может быть понято, потому что конечное не способно постичь бесконечное, и может быть понято, потому что существуют идеи отвлеченные, которыми можно видеть, что вещи суть, хотя и не видно, какие они. Есть такие идеи о Бесконечном, например, что Бог, будучи Бесконечен, или что Божественное, будучи Бесконечно, есть само Бытие, что оно сама Сущность и сама Субстанция; что оно сама Любовь и сама Мудрость, или само Добро и сама Истина; что, таким образом, оно есть Само в Себе, или что оно есть Сам Человек; затем, если сказать, что Бесконечное есть Все, например, что Бесконечная Мудрость есть Всеведение, и что Бесконечное Могущество есть Всемогущество.

Но все же оное вступает в темноту мысли и может из непонятного обратиться в отрицательное, если из идеи не устранено выносимое мыслию из природы и, главным образом, из двух свойств, присущих природе, - из пространства и времени, ибо они ограничивают идеи и производят то, что идеи абстрактные суть как бы ничем. Если же можно устранить эти представления у человека, как оно имеет место с ангелами, то Бесконечное может быть понято через поименованные представления; и затем можно понять, что человек есть что-либо, потому что он создан Богом Бесконечным, Который есть Всем; что человек есть субстанцией конечной, ибо создан Бесконечным Богом, Который есть самой Субстанцией; что человек есть мудростью, ибо создан Бесконечным Богом, Который есть сама Мудрость, и так в остальном. Ибо если бы Бесконечный Бог не был Всем, не был самой Субстанцией, не был самою Мудростью, то человек бы не был чем-либо; он или не был бы ничем, или был бы одной идеей, чем он и есть, по мнению визионеров, именуемых идеалистами.

По тому, что было указано в Трактате О Божественной Любви и Божественной Мудрости, очевидно, что Божественная Сущность есть Любовь и Мудрость (н. 28-39); что Божественная Любовь и Божественная Мудрость суть самою Субстанцией и самою Формою и, таким образом, Самим в Себе и Единым (н. 40-46); что Бог сотворил из Самого Себя, а не из ничего, Вселенную и все предметы Вселенной (н. 282-284). Из того следует, что все сотворенное, а главным образом, человек и в нем любовь и мудрость, есть чем-либо, а не одной лишь идеей, что он есть. Ибо если бы Бог не был Бесконечен, то не существовало бы конечного; если б Бесконечное не было Всем, не существовало бы чего-либо; и если б Бог не сотворил все из Самого Себя, то не было бы ничего; одним словом, мы есть потому, что Бог есть.

47. Теперь, так как мы касаемся Божественного Провидения, а здесь того, что во всех действиях оно имеет в виду бесконечное и вечное, и так как этот предмет не может быть отчетливо обсужден иначе, как в известном порядке, - то вот каков будет этот порядок:

I. Бесконечное в Себе и Вечное в Себе есть то же самое, что Божественное.
II. Бесконечное и Вечное в Себе может взирать только на бесконечное и вечное по Себе в конечных.
III. Божественное Провидение во всем соделываемом взирает на бесконечное и вечное по Себе, особенно в спасении Рода Человеческого.
IV. Образ Бесконечного и Вечного существует в Ангельском Небе, происходящем из спасенного Рода Человеческого.
V. Взирать на бесконечное и вечное в образовании Ангельского Неба, дабы оно было перед Господом как один Человек, который есть образом Господа, - есть сокровенное Божественного Провидения.

48. I. Бесконечное в Себе и Вечное Себе есть то же самое, что Божественное. Это можно видеть по нескольким местам в Трактате О Божественной Любви и Божественной Мудрости. Что Бесконечное в Себе и Вечное в Себе есть Божественное - оное взято из Ангельской идеи; Ангелы понимают Бесконечное не иначе, как Божественное Бытие, и Вечное - как Божественное Существование. Все же люди могут видеть и не видеть, что Бесконечное в Себе и Вечное в Себе есть Божественное; могут видеть оное те, которые не мыслят о Бесконечном по пространству и о Вечном по времени; но не могут видеть оного те, которые мыслят о Бесконечном и Вечном по пространству и времени.

Таким образом, могут оное видеть те, которые мыслят более возвышенно, то есть внутренне в рациональном, но не могут видеть оного те, которые мыслят низко, что не может быть ни бесконечности пространства и, следовательно, бесконечности времени, которое есть вечное по себе, ибо бесконечность - без начала и конца, или без пределов; они мыслят также, что не может быть бесконечного по себе, ибо "по себе" предполагает предел и начало, или предыдущее; что, следовательно, легкомысленно говорить "Бесконечное и Вечное по себе", ибо этим как бы говорим "Бытие по Себе", что было бы противоречиво. Ибо Бесконечное по себе было бы Бесконечным по Бесконечному, и Бытие по себе было бы Бытием по Бытию, и это Бесконечное и это Бытие было бы или то же, что Бесконечное, или было бы конечным. По этому и подобному, подлежащему зрению в рациональном, очевидно, что есть Бесконечное в себе и Вечное в себе, и что то и другое есть Божественное, от Которого все происходит.

49. Я знаю, что многие скажут в себе: возможно ли охватить внутренне, в своем рассудке, что-либо без пространства и времени и понять, что это не только есть, но что оно есть все, и что оно Само в Себе, от чего все происходит? Но подумай внутренне, разве любовь или какой-либо из ее аффектов, и мудрость или какое-либо из ее созданий, и даже мысли - в пространстве и во времени? И ты поймешь, что нет. И так как Божественное есть сама Любовь и сама Мудрость, то следует, что Божественное не могло быть зачато в пространстве и во времени, и Бесконечное - тоже нет.

Чтобы сознать это яснее, рассмотри: во времени или в пространстве мысль? Предположи в ней прогрессию двенадцати- или десятичасовую; это пространство времени не может ли тебе показаться часом или двумя, не может ли оно показаться также днем или двумя? Оно является по состоянию аффекта, от которого происходит мысль; если это аффект радости, в котором о времени не мыслят, то мысль десяти- и двенадцатичасовая едва будет с час времени или два; но выходит наоборот, когда это аффект печали, при котором обращают на время внимание. Отсюда очевидно, что время есть только видимость по состоянию аффекта, от которого происходит мысль; то же самое с расстоянием пространства в мысли, когда ты гуляешь или путешествуешь.

50. Так как Ангелы и Духи суть чувствами, принадлежащими любви, и мыслями, происходящими от этих чувств, они поэтому не в пространстве и не во времени. Видимость пространства и времени для них - по состоянию чувств и мыслей, происходящих от чувств. Посему когда кто-либо из них мыслит по расположению чувства о другом, с намерением его увидеть или говорить с ним, другой присуществует сейчас же. Отсюда выходит, что при каждом человеке присутствуют духи, которые в одинаковом чувстве с ним: злые духи с тем, кто аффектирован подобным злом, и добрые духи с тем, кто в аффекте подобного добра; и они присутствуют так, что человек среди них - как кто-нибудь среди общества. Пространство и время ничего не значат для присутствия, и это потому, что чувства и мысль, происходящая от чувства, не суть ни в пространстве, ни во времени, а духи и ангелы суть чувствами и мыслями, происходящими от этих чувств.

Что это так, мне дано было познать живым опытом в течение нескольких лет и также тем, что я беседовал со многими после их смерти, как с европейцами из разных государств, так и с жителями Азии и Африки и разных их государств, и они все были около меня; если бы для них существовало пространство и время, то потребовалось бы путешествие и на него время. Больше того, каждый человек, по врожденному в себе, или в духе, знает это, в чем я имею доказательство, ибо никто не думал ни о каком расстоянии пространства, когда я сказывал, что беседую с таким и таким-то, умершим в Азии, в Африке или в Европе; например, с Кальвином, с Лютером, с Меланхтоном; или с каким-либо королем, с каким-либо правителем, с каким-либо священником области отдаленной; и даже никому не пришло в мысль сказать: как мог он разговаривать с жившими в этих местах? И как они могли прийти к нему и быть в его присутствии, когда между ними находились земли и моря? Через то для меня стало очевидным, что никто не может мыслить по пространству и времени, мысля о тех, которые в Духовном Мире. Но что для них есть видимость пространства и времени, видно в НН 162-169; 191-199.

51. Теперь, по этим объяснениям, можно видеть, что должно мыслить о бесконечном и о вечном, следовательно, о Господе, вне пространства и времени, и что так можно мыслить; что так именно мыслят те, которые мыслят внутренне в рациональном; Бесконечное и Вечное для них то же самое, что Божественное; так мыслят ангелы и духи. По мысли, отвлеченной от времени и пространства, можно понять Божественную Вездесущность и Божественное Всемогущество, также Божественность от вечности, но не по мысли, к которой привязана идея пространства и времени. Очевидно, что можно мыслить о Боге от вечности, но никогда - о природе от вечности; что, следовательно, можно мыслить о создании Вселенной Богом, но вовсе не о создании природою, ибо собственное природы - пространство и время, тогда как Божественное вне пространства и времени. Что Божественное вне пространства и времени, видно в DLW 7-10, 69-76 и в других местах.

52. II. Бесконечное и Вечное в Себе может лишь взирать на бесконечное и вечное по себе в конечных. Под Бесконечным и Вечным разумеется Само Божественное, как было показано в предыдущей главе; под конечным разумеется все сотворенное Бесконечным, и в главной степени - человеки, духи и ангелы; а взирать на бесконечное и вечное по себе в конечных - это взирать на Себя Самого в них, как взирает человек на свой образ в зеркале. Что это так, было показано в нескольких частях Трактата О Божественной Любви и Божественной Мудрости, главным образом, где было пояснено, что в сотворенной Вселенной есть образ человека и образ бесконечного и вечного (н. 317, 318), следовательно, образ Бога Создателя, то есть Господа всей вечности. Все же должно знать, что Божественное в себе - в Господе, но Божественное по себе есть Божественное, исходящее от Господа в творения.

53. Дабы это было понятно полнее, надобно пояснить: Божественное может взирать лишь на Божественное и не может взирать на него иначе, как в сотворенных Собою. Что это так, очевидно по тому, что никто не может смотреть на другого иначе, как по своему в себе: любящий другого смотрит на него по любви в себе; мудрый смотрит на другого по мудрости в себе; он может, это правда, видеть, любит или не любит его другой, разумен он или неразумен, но видит он это по своей любви и по своей мудрости в себе, и поэтому он в союзе с тем другим, насколько тот его любит так, как он его, или насколько тот разумен так, как он, ибо таким образом они составляют одно.

То же самое Божественное в Себе; ибо Божественное в Себе не может взирать на Себя по способу другого - например, по способу человека, духа и ангела, - ибо в них нет ничего Божественного в себе самих, а взирать на Божественное по тому, в ком ничего нет Божественного, - это взирать на Божественное по не-Божественному, что невозможно. Поэтому Господь соединен с человеками, с духами и с ангелами так, что все относящееся к Божественному не от них исходит, но от Господа. В самом деле, известно, что всякое добро и всякая истина, которые в ком-либо есть, исходят не от него, а от Господа, и что, более того, никто не может даже назвать Господа или произнести имена Его, Иисуса и Христа, иначе, как от Господа. Из того следует, что Бесконечное и Вечное, которое есть то же, что Божественное, взирает на все бесконечное в конечных и сочетается с конечными по степени восприятия ими мудрости и любви. Одним словом, Господь не может обитать у человека и у ангела иначе, как в том, что Его, а не в соби их, ибо собь их есть зло, и если бы она и была добро, то она все-таки конечна и не способна, в себе и по себе, вместить бесконечное. По этим объяснениям можно видеть, что невозможно никогда, чтобы конечное взирало на Бесконечное, но возможно, дабы Бесконечное взирало на бесконечное по себе в конечных.

54. Представляется, что Бесконечное не может сочетаться с конечным, ибо нет соотношения между Бесконечным и конечным, и конечное неспособно вмещать Бесконечное, но, тем не менее, сочетание есть: как потому, что Бесконечное все из себя создало, что было доказано в DLW 282-284, так и потому, что Бесконечное в конечных не может взирать на иное, как на Бесконечное по себе, и это Бесконечное может представляться в конечных как бы сущим в них. Таким образом, соотношение между конечным и бесконечным есть не через конечное, но через Бесконечное в конечном, и, таким образом, конечное способно вместить бесконечное, - не конечное в себе, но конечное как бы в себе, по Бесконечному по себе в конечном. Впоследствии будет сказано более об этом предмете.

55. III. Божественное Провидение во всем соделываемом взирает на бесконечное и вечное по себе, особенно в спасении Рода Человеческого. Бесконечное и Вечное в себе есть Само Божественное, или Господь Сам в Себе; Бесконечное и Вечное по себе есть Божественное исходящее, или Господь в других, Им сотворенных, - в человеках и ангелах. Это Божественное по Себе способствует тому, дабы все творения были содержимы в порядке, в котором и для которого они были сотворены, и так как Божественное исходящее оное производит, то следует, что это все - Божественное Провидение.

56. Что Божественное Провидение во всем соделываемом взирает на бесконечное и вечное по себе, можно видеть из того, что все сотворенное продвигается от Первого, Которое есть Божественное и Вечное, к последним, и от последнего к Первому, от Которого все исходит, как было показано в Трактате О Божественной Любви и Божественной Мудрости, в той Части, где рассматривался вопрос о Сотворении Вселенной. И так как во всей прогрессии есть сокровенно это Первое, то следует, что Божественное Исходящее, или Божественное Провидение, во всем соделываемом взирает на какой-либо образ бесконечного и вечного. Оно взирает на него во всем, но в некоторых предметах явственно сознается, в других же нет. Оно представляет этот образ явственно сознаваемым в разнообразии всех предметов и в плодотворительности и размножении всего.

Образ Бесконечного и Вечного в разнообразии всех предметов обнаруживается в том, что нет ни одной вещи, совершенно такой, как другие, и во всю вечность не может быть. Это заметно по лицам людей от первого творения и, следовательно, по духу их, которого типами суть лица; и, сверх того, по чувствам, сознаниям и мыслям, ибо из оного слагается дух. Отсюда выходит, что в целом небе нет двух ангелов и двух духов, которые были бы одни и те же, и во всю вечность не может быть; то же самое с каждым видимым предметом в том и другом мире, как в природном, так и в духовном; из этого можно видеть, что разнообразие бесконечно и вечно.

Образ Бесконечного и Вечного в плодотворительности и размножении всего очевиден по свойству, дарованному семенам в царстве растительном, и производительной силе в царстве животном, особенно у рыб, и в том, что если бы плодотворение и размножение соответствовали способности, то пространства всего земного шара, даже Вселенной, наполнились бы в один век. Оное показывает ясно, что в этой способности сокрыто усилие в рождаемости до бесконечности, и так как плодотворение и размножение не прекращались от начала создания и не прекратятся во всю вечность, то следует, что в этой способности есть усилие к рождаемости вечной.

57. То же с людьми, относительно их чувств, принадлежащих любви, и сознаний, принадлежащих мудрости. Разнообразие тех и других бесконечно и вечно, и так же плодотворимость их и размножение, которые духовны. Ни один человек не обладает чувством и сознанием, настолько подобным чувству и сознанию другого человека, чтобы они были те же самые, и это все может быть во всю вечность; также чувства могут плодиться и сознания размножаться без конца; что знания не смогут никогда истощиться - известно. Эта способность плодиться и размножаться без конца, или бесконечно и вечно, есть в природных началах у людей, в духовных - у ангелов духовных, и в небесных - у ангелов небесных.

Таковы не только чувства, сознания и знания в общем, но даже каждая и малейшая вещь, зависящая от них в частности. Они таковы, ибо ведут существование от Бесконечного и Вечного в Себе через Бесконечное и Вечное по Себе. Но так как конечное нисколько не имеет в себе Божественного, то нет ни малейшей доли этого Божественного в человеке и в ангеле, как принадлежащего им; ибо человек и ангел конечны и суть только приемниками, которые сами по себе мертвы. Что в них есть живого - идет от Божественного исходящего, сочетаемого с ними присоединением, и которое им представляется как бы своим. Что это так, увидится впоследствии.

58. Если Божественное Провидение взирает на бесконечное и вечное по себе, в особенности в спасении Рода Человеческого, то это потому, что цель Божественного Провидения есть Небо, происходящее из рода человеческого, как показано было выше (н. 37-45); и так как в этом цель, то следует, что Божественное Провидение имеет в виду преобразование и возрождение человека и, таким образом, его спасение, ибо Небо слагается из спасенных и возрожденных. Так как возродить человека - это соединить в нем добро и истину, или любовь и мудрость, как соединены они в Божественном, исходящем от Господа, то поэтому Божественное Провидение при спасении рода человеческого особенно имеет в виду оное; образ бесконечного и вечного в человеке - только в союзе добра и истины.

Что Божественное исходящее соделывает это в роде человеческом, явствует по тем, которые исполнены Божественного исходящего, называемого Духом Святым, пророчествование о котором есть в Слове, и по тем, которые, будучи просветлены, видят Божественные истины в небесном свете, особенно ангелы, которые чувственно сознают присутствие, наитие и сочетание, но даже они замечают, что сочетание это не иное, как то, которое можно назвать присоединением.

59. Еще не ведомо, что Божественное Провидение во всей прогрессии человека взирает на его состояние вечное. Оно не может иметь в виду иного, ибо Божественное Бесконечно и Вечно, а Бесконечное и Вечное, или Божественное, - не во времени, и, таким образом, все будущее для него есть настоящим. Так как Божественное таково, то следует, что во всем, им соделываемом, есть вечное.

Но мыслящие по времени и по пространству с трудом сознают оное, не только потому, что они любят временное, но также потому, что они мыслят по настоящему времени в мире, а не по настоящему времени в небе; настоящее время в небе так же не существует для них, как конец земли. Те же, наоборот, которые в Божественном через то, что мыслят по Господу, мыслят также по вечности, когда мыслят по настоящему времени, говоря себе: "Что не вечно - есть ли это чем-либо? Временное относительно не все ли равно, что ничто? И не становится ли оно ничем, когда пропадает? Иначе с вечным, оно одно есть, ибо его естество не конечно". Мыслить так - это мыслить по вечности, мысля в то же время по настоящему времени; и когда человек мыслит так, и живет в то же время так, то Божественное исходящее в нем, или Божественное Провидение, во всякой прогрессии взирает на состояние его вечной жизни в Небе и ведет его к этому состоянию. Что Божественное в каждом человеке, как злом, так и добром, взирает на вечное, впоследствии будет видно.

60. IV. Образ Божественного Вечного существует в ангельском Небе. Между предметами, которые необходимо знать, есть также ангельское Небо, ибо кто религиозен - мыслит о Небе и хочет туда прийти, но Небо дается лишь тем, кто знает к нему путь и следует по нему. Можно отчасти познать этот путь, зная, из кого состоит Небо, и то, что никто не становится ангелом, или не входит в Небо, если из мира не принес с собою ангельское; и в ангельском начале есть знание пути по следованию по нему, и следование по нему по знанию пути. В Мире духовном в действительности есть пути, ведущие к каждому обществу неба и к каждому обществу ада, и каждый видит как бы сам собою свой путь. Если он видит, то потому, что там пути для каждой любви, и что любовь открывает путь и ведет каждого к его сотоварищам. Никто не видит другого пути, кроме пути своей любви; из этого очевидно, что ангел есть небесная любовь, иначе он бы не увидел пути, ведущего в Небо. Но это может стать очевидным из описания Неба.

61. Дух всякого человека есть чувство и затем мысль, и так как всякое чувство принадлежит любви, и всякая мысль - разумению, то всякий дух есть своя любовь и затем свое разумение. От этого когда человек мыслит только по духу, что бывает, когда он дома и размышляет в себе, то он мыслит по чувству, принадлежащему его любви. Из этого можно видеть, что человек, становясь духом, что происходит по смерти его, есть чувством своей любви и немного мыслию, которая принадлежит его чувству. Он - дурное чувство, или вожделение, если в нем была любовь ко злу, и чувство доброе, если в нем была любовь к добру; каждый обладает чувством добрым, насколько избегает зол как грехов, или чувством дурным, насколько не избегает зол.

Теперь, так как все духи и все ангелы суть чувствами, то очевидно, что все Ангельское Небо - не что иное, как любовь всех чувств добра и затем мудрость всех постижений истины, и так как всякое добро и всякая истина исходит от Господа, и Господь есть сама Любовь и сама Мудрость, то следует, что ангельское Небо есть образ Господа. И так как Божественная Любовь и Божественная Мудрость в форме своей есть человек, то следует что ангельское Небо не может быть иначе, как в форме человеческой; но об этом предмете будет сказано более в следующей главе.

62. Если ангельское Небо есть образом Бесконечного и Вечного, то потому, что оно - образ Господа, а Господь Бесконечен и Вечен. Образ Бесконечности и Вечности Господа обнаруживается в том, что есть мириады мириадов ангелов, из которых слагается Небо; что они составляют столько обществ, сколько есть общих чувств небесной Любви; что в каждом обществе каждый ангел есть своим чувством, отличным от других; что из стольких же чувств в общем и в частности происходит Форма Неба, которая перед Господом как одно, не иначе, как и человек - одно, и что эта Форма вечно совершенствуется соответственно численности, ибо чем более входящих в Форму Божественной Любви, которая есть Формою форм, тем союз совершеннее. Из этих объяснений видно, что образ Бесконечного и Вечного существует в ангельском Небе.

63. Из познания Неба по данному краткому описанию очевидно, что чувство, принадлежащее любви, соделывает небо в человеке. Но кто об этом знает в настоящее время? Кто знает даже, что такое чувство любви к добру, и то, что чувства любви к добру бесчисленны и бесконечны? Ибо, как было сказано, каждый ангел, отлично от другого, есть чувством своим, и Форма Неба есть формою всех чувств Божественной Любви, которые в Небе. Соединить все эти чувства в одну форму не может никто иной, как только Тот, Кто есть Сама Любовь и сама Мудрость и, в то же время, Бесконечен и Вечен. Ибо бесконечное и вечное - во всем этой формы, бесконечное в сочетании и вечное в непрерывности; если бы бесконечное и вечное отнялось от нее, то она бы рассеялась в минуту.

Кто иной может соединить чувства в форме, и даже кто иной может сложить единство этой формы? Ибо единство ее не может быть составлено иначе, как по идее единичной каждого; есть мириады мириадов ангелов, из которых слагается эта форма, и мириады входящих в нее каждый год и имеющих войти в течение вечности; все дети входят в нее, и взрослых столько, сколько чувств любви к добру. По этим объяснениям можно снова увидеть образ бесконечного и вечного в ангельском Небе.

64. V. Взирать на Бесконечное и Вечное в образовании ангельского Неба, дабы оно было перед Господом как один Человек, который есть образ Господа, - сокровенное Божественного Провидения. Что все Небо перед Господом как один человек и, подобно тому, каждое Общество Неба, и что из оного следует, что каждый ангел - человек в совершенной форме, потому что Бог Создатель, который есть Господом от вечности, есть Человек, - видно в НН 59-86, и что отсюда соответствие всего от Неба со всем, что в человеке, НН 87-102. Что целое Небо как один человек - оного я сам не видел, ибо целое Небо может быть видимо одним Господом; но что целое Общество Неба, большое или малое, представляется как один человек - это я часто видел, и тогда мне было сказано, что величайшее Общество, которое есть Небом, в своем составе представляется подобно же тому перед Господом, и по этому каждый ангел есть человек в целой форме.

65. Так как целое Небо перед Господом как один человек, то оно различается на столько обществ, сколько органов, черев и членов у человека, и каждое Общество в общем - на столько обществ частных и особенных, сколько больших частей в каждом органе. Из этого ясно видно, каково Небо. Итак, потому что Господь есть Самый Человек, а Небо его образом, то говорится, что быть в Небе - это быть в Господе. Что Господь есть Самый Человек, видно в DLW 11-13, 285.

66. Из этих объяснений можно в некотором роде увидеть ту таинственную частность, которая может быть названа ангельскою, а именно, что каждое чувство добра и в то же время истины есть человеком в форме своей, ибо все исходящее от Господа извлекает из Его Божественной Любви - быть чувством, и из Его Божественной Мудрости - быть сознанием истины. Чувство истины, исходящее от Господа, представляется сознанием и затем мыслию в ангеле и в человеке, и это потому, что замечают сознание и мысль, но мало - чувство, от которого они происходят, между тем как они исходят от Господа с любовью истины как одно.

67. Теперь, так как человек по своему творению есть небом в самой малой форме и затем образом Господа, и так как небо состоит из стольких чувств любви, сколько ангелов, и каждое чувство в своей форме есть человек, то следует, что постоянное действие Божественного Провидения - в том, дабы человек стал небом в форме и затем образом Господа, и дабы, так как оное соделывается чувством любви к добру и истине, он стал этим чувством. В оном постоянное действие Божественного Провидения, но его сокровенное в том, дабы оно было в том или другом месте в небе и в том или другом месте в Божественном небесном Человеке, ибо тогда он в Господе. Но это бывает с теми, кого Господь может вести к Небу, и так как Господь предвидит оное, то Он способствует постоянно к тому, дабы человек стал таким; ибо кто допускает вести себя к Небу, так приготовляется к своему месту в Небе.

68. Небо, было сказано, различается на столько обществ, сколько органов, черев и членов в человеке, частица же их не может быть в ином месте, как на своем; а так как ангелы суть такими частицами в Божественном небесном Человеке, и только бывшие людьми становятся ангелами, то следует, что человек, допускающий вести себя к Небу, постоянно приуготовляем Господом к своему месту, что соделывается соответствующим расположением к добру и истине К этому же месту и назначен человек-ангел по своем выходе из мира.

69. Но человек, который не допускает вести себя к небу и не назначает себя в Небо, приготовляется к своему месту в аду. Ибо сам по себе человек постоянно стремится в самый глубокий ад и постоянно отклоняем Господом; тот же, кто не может быть отклонен, приготовляется к своему месту в аду, на которое назначается тотчас после своего выхода из мира; это место в положении, обратном к месту в Небе, ибо Ад противоположен Небу. Поэтому так же, как человек-ангел, по любви добра и истины, имеет место, назначенное в небе, человек-дьявол, по любви зла и лжи, имеет назначенное место в аду. В самом деле, две противоположности, приведенные в порядок, в положении, подобном по обратности одно к другому, удерживаются в сцеплении. В оном сокровенное Божественного Провидения относительно Ада.