Начало 5. О сотворении человека (1)

358. Господом сотворены и образованы у человека два восприемлища и обиталища Его Самого, которые называются Волею и Разумом: Воля для Божественной Любви Его, а Разум для Божественной Его Мудрости. Я говорил уже о Божественной Любви и о Божественной Мудрости Бога Творца, который есть Господь от вечности, и о сотворении Вселенной; теперь я скажу несколько о Сотворении человека. Сказано, что человек сотворен в образе Бога по Его подобию, Быт.1.26, и под образом Бога разумеется здесь Божественная Мудрость, а под подобием - Божественная Любовь. Ибо Мудрость - не что иное, как образ Любви, поелику лишь в Мудрости представляется Любовь как предмет видимый и познаваемый; и как в ней только проявляется она и познается, то Мудрость и есть ее образ. Любовь составляет также Бытие жизни, а Мудрость - Существование жизни из нее. Подобие и образ Бога явно проявляется на Ангелах, ибо любовь сияет от внутреннего на их лицах, и мудрость в красоте их; красота эта составляет форму их любви; я видел и познал это.

359. Человек может быть образом Бога по Его подобию только в том случае, если Бог в нем пребывает и составляет жизнь в нем от самого внутреннего его. А что Бог пребывает в человеке и от самого внутреннего составляет жизнь его, это следует из того, что было доказано выше в н. 4-6, а именно из того, что Один Бог есть жизнь, люди же и Ангелы суть только восприниматели жизни от Него. Известно также из Слова, что Бог пребывает в человеке и творит в нем обиталище Себе; и как это известно из Слова, то проповедники и внушают обыкновенно, чтобы люди приготовляли себя к восприятию Бога, дабы Он вошел в них и пребывал в сердцах их, и чтобы они были Его обиталищем. И всякий благочестивый человек говорит то же в своих молитвах; а некоторые еще более открыто выражаются о Святом Духе, о Котором думают, что Он в них пребывает, когда они находятся во святой Ревоности, и что от Него они мыслят, говорят и проповедуют. Что Дух Святой есть Господь, а не иной какой-либо Бог, составляюший собою особое Лице, это показано в Учении Нового Иерусалима о Господе, в н. 51,52 и 53; ибо Господь сказал:

В день тот познаете, что вы во Мне и Я в вас, Иоан. XIV. 21, XV. 24, XVII. 23.

360. Таким образом, как Господь есть Божественная Любовь и Божественная Мудрость, и как эти два предмета существенно суть Он Сам, то и необходимо для того, дабы обитал Он у человека и дабы давал Он человеку жизнь, чтобы в человеке были сотворены и образованы Им восприемлища и обиталища для Него: одно для Любви и другое для Мудрости. Эти восприемлища и обиталища называются у человека Волею и Разумом; восприемлище и обиталище Любви - Волею, а восприемлище и обиталище Мудрости - Разумом. Что то и другое принадлежит Господу у человека, и что из них обоих существует вся жизнь у человека, это будет видно далее.

361. Что обе эти способности, как Воля, так и Разум, есть у каждого человека и различны между собою точно так же, как различны любовь и мудрость, это сколько известно, столько и неизвестно в Мире; известно по общему постижению, и неизвестно для мысли; и еще того менее известно, когда хотят изложить эту мысль. Так, для кого не известно по общему постижению, что воля и разум составляют два предмета различные у человека? Ибо каждый постигает эту истину, слыша о ней, и даже сам может говорить другим: "Такой-то хорош по своей воле, но не хорош по своему разуму"; или же: "Хорош по разуму, но не хорош по воле"; "Я люблю того, кто хорош по разуму и хорош по воле, а не того, кто хорош только по разуму, а волею дурен".

Но как скоро тот же самый человек начинает мыслить о воле и разуме, то уже не полагает их более за два предмета, и не различает их, а непременно смешивает, и причина этому та, что мысль у человека совпадает со зрением его тела; и потому еще того менее понятно бывает для него, что воля и разум составляют два предмета раздельные, когда он пишет об этом; ибо в это время мысль сообщается с чувственным, составляющим собственное у человека; почему и бывает большей частью, что умеющие хорошо мыслить и говорить не могут так же хорошо писать, как это обыкновенно у женского пола. То же должно сказать и о многом другом.

Так, например: кому не известно по общему постижению, что человек, который хорошо живет, бывает спасен, а кто худо живет, бывает осужден; также, что человек, который хорошо живет, приходит в среду Ангелов и там видит, слышит и говорит, как человек; или, что тот имеет совесть, кто поступает справедливо ради самой справедливости и прямо ради самой прямоты. Но как скоро человек, постигающий эти истины, отступает от общего постижения, подводя его под разбирательство мысли, то для него становится уже не известным ни то, что такое совесть, ни то, что душа может жить, слышать и говорить, как человек, ни то, что добро жизни состоит не в том только, чтобы давать бедным. И если по такому мышлению станет он еще писать об этом, то все это еще более утвердит казательностями и обманчивостями чувств, и громкими, хотя ничего не значащими словами. От чего самого многие ученые, которые много мыслили, и особенно те, которые много писали, общее постижение у себя ослабили, затемнили и даже разрушили; и вообще простые яснее видят, что такое доброе и истинное, нежели те, которые думают, что они сведущее других.

Общее постижение это существует от влияния из Неба и втекает в мысль до самого зрения; мышление же, отделенное от общего постижения, втекает в воображение из зрения и из собственного у человека. Что это действительно так, это каждый может испытать сам. Скажите кому-нибудь, кто находится в общем постижении, какую-нибудь истину, и он ее увидит. Скажите ему, что мы существуем, живем и движемся от Бога и в Боге, и он также это увидит; скажите ему, что Бог обитает в Любви и в мудрости у человека, и он увидит это; скажите еще, что воля есть восприемлище любви, а разум - восприемлище мудрости, объясните немного, и он также усмотрит это; скажите, что Бог есть Сама Любовь и Сама Мудрость, и он увидит эту истину; спросите также у него, что такое совесть, и он скажет вам. Но скажите то же самое какому-нибудь ученому, который мыслит не по общему постижению, а по началам, или идеям, заимствованным через зрение из Мира, и он ничего не увидит. Рассмотрите тогда, кто из них мудрее.

362. Воля и Разум, составляющие собою восприемлища Любви и Мудрости, находятся в Мозгах, во всем целом и в каждой части их, и оттуда в теле, во всем его целом и в каждой части его. Это надлежит доказать в следующем порядке.

I. Любовь и Мудрость, а по ним Воля и Разум, составляют самую жизнь человека.
II. Жизнь человека в самых началах своих находится в Мозгах, а в происхождениях от начал - в теле.
III. Какова жизнь в началах, такова же она во всем целом и в каждой ее части.
IV. Жизнь по этим началам существует от каждой части в целом и из целого в каждой части.
V. Какова любовь, такова и мудрость, таков и весь человек.

363. I. Любовь и Мудрость, а по ним и Воля и Разум, составляют самую жизнь человека. Едва кому-либо известно, что такое жизнь; и когда кто мыслит о ней, то она кажется чем-то летучим, таким, для чего нет идеи. Кажется же она такой потому, что никто не знает, что Один Бог есть жизнь, и что жизнь Его есть Божественная Любовь и Божественная Мудрость, а потому не другое что составляет жизнь и у человека; и лишь в той мере, как он воспринимает Бога, жизнь пребывает у него. Известно, что от Солнца происходит теплота и свет, и что все во Вселенной составляет его восприемлища, и что лишь по мере такого восприятия все согревается и освещается. Это же самое должно сказать и о Солнце, в котором пребывает Господь, и теплота которого есть Любовь, а свет - Мудрость, как это показано во Второй Части. Таким образом, от этих двух предметов, происходящих от Господа как Солнца, существует жизнь.

Что Любовь и Мудрость, происходящие от Господа, составляют жизнь, это можно видеть также из того, что человек по мере того, как любовь отступает от него, приходит в оцепенение, и по мере того, как отступает от него мудрость, приходит в отупение, и если бы они совершенно отступили, то он бы умер. Есть много такого, принадлежащего к любви, что носит различные наименования вследствие происхождения своего от любви, как-то: расположение, похотение, вожделение с их наслаждениями и удовольствиями; есть также много такого, что принадлежит к мудрости, как-то: постижение, размышление, воспоминание, мышление, устремление мысли; есть также много и такого, что принадлежит к ним обоим, как к Любви, так и к Мудрости, как-то: согласие, решение и определение к действию, и многое тому подобное, и хотя все такое принадлежит к ним обоим, но название свое получает по тому, что преимуществует в нем и составляет ближайшее к нему.

Из этих двух начал происходят также напоследок чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание с их удовольствиями и приятностями. Ибо только по казательности представляется, что видит глаз, тогда как в действительности через глаз видит разум, почему и говорится также о разуме, что он видит; по казательности также то, что слышит ухо, тогда как через ухо слышит разум, почему и говорится также о разуме, что он внемлет и покоряется; казательность и то, что обоняют ноздри, и что язык различает вкус, ибо обоняние также есть следствие постижений разума; разум же различает и вкус; почему вместо "постигает" или "понимает" и говорится иногда: "чует" (знает по запаху) и узнает по вкусу, и т.д. Источник всего этого - Любовь и Мудрость, из чего и можно видеть, что они - жизнь человека.

364. Что Разум есть восприемлище мудрости, это видно для каждого, но что Воля есть восприемлище Любви, это видят немногие, и причина этому та, что воля ничего не производит сама собою, а производит все через разум; и также потому, что любовь воли, переходя в мудрость разума, проходит сперва в расположение и через него уже превосходит далее; а расположение дает ощущать себя только по некоторой приятности, находимой в том, чтобы мыслить, говорить и действовать, на которую не обращается внимания; но что она действительно происходит от любви, это видно из того, что каждый хочет того, что любит, и не хочет того, чего не любит.

365. II. Жизнь человека в самых началах своих находится в Мозгах, а в происхождениях от начал - в теле. Находиться в началах - значит находиться в своем первом, а находиться в происхождениях от начал - значит находиться в том, что произведено и образовано от первого; под жизнью же в началах разумеется воля и разум. Эти-то два предмета находятся в Мозгах в своем начале, а в теле - в происхождении своем от начал. Что начала, или первое жизни, находятся в Мозгах, это видно из следующего.

1) По самому чувству, ибо когда человек напрягает ум и мыслит, то он ощущает, что мыслит в Мозгу; причем он как бы отвлекает внутрь себя зрение своего глаза; напрягает чело и ощущает, что внутри оного происходит действие, особенно же во лбу и несколько выше.

2) По образованию человека в месте зачатия, а именно, из того, что Мозг, или голова, образуется прежде других частей и долго после того остается больше тела.

3) Голова находится сверху, а тело снизу, по законам же порядка высшее действует на низшее, а не обратно.

4) От повреждения мозга в месте зачатия или, после того, от раны или от болезни, или от излишнего напряжения, мысль ослабевает и иногда весь дух безумствует.

5) Все внешние чувства тела, как-то: зрение, слух, обоняние, вкус, вместе со всеобщим чувством осязания, так же, как и дар слова, - находятся в передней части головы, называемой лицом, и непосредственно сообщаются через фибры с Мозгами, заимствуя от них свою жизнь чувствительную и действовательную.

6) Почему и расположения, принадлежащие любви, проявляются в некоем изображении на лице, а мысли, принадлежащие мудрости, в некотором свете в глазах.

7) По Анатомии известно также, что все фибры из Мозгов через затылок нисходят в тело, и ни одна из них не восходит из тела через шею в мозги; а там, где находятся фибры в своих началах, или в своем первом, находятся и вся жизнь в ее началах, или в ее первом; ибо кто может отрицать, что не там начала жизни, где начала фибр?

8) Скажите кому-либо, кто находится в общем постижении, где его мысль, или где он мыслит, и он ответит, что в голове; и скажите потом кому-либо, кто полагает место души в какой-нибудь железе, или в сердце, или где-нибудь в ином месте: не в Мозгу ли находится расположение и происходящее из него мышление в своем первом? - и он ответит, что или там, или что он не знает, где оно. Причина такого незнания видна выше в н. 361.

366. III. Какова жизнь в началах, такова же она во всем целом и в каждой ее части. Дабы удобнее было понять это, я скажу здесь о том, где находятся эти начала в мозгах и каким образом происходят они оттуда. По Анатомии видно, где находятся эти начала в мозгах; а именно, известно это из того, что есть два Мозга, что они простираются от головы в спинной хребет и состоят из двоякого рода субстанций, называемых: субстанциею корковую (серою) и субстанциею мозговою (белою); что субстанция корковая состоит из бесчисленных как бы желез, а субстанция мозговая - из бесчисленных как бы фибр; и как эти железы составляют головки волоконцев, то они составляют и начало их; ибо из них начинаются фибры и, разветвляясь, постепенно соплетаются в нервы; далее в таком соплетении, или, что то же, ставши уже нервами, нисходят они к чувствительным органам в теле, образуя собою самые эти органы. Спросите об этом кого-нибудь сведущего в анатомии, и вы убедитесь.

Эта корковая, или железочная, субстанция составляет поверхность мозга и поверхность полосатых тел, из которых состоит продолговатый мозг, и составляет средину мозжечка, а также и средину спинного мозга. Субстанция же мозговая, или волоконная, также начинаясь там, распростирается оттуда же везде далее и образует нервы, из которых состоит все в теле; что это так, этому учит самая наглядность. Всякий, кому известно все это или из анатомии, или по удостоверению от других, знающих эту науку, может усмотреть, что начала жизни должны быть непременно там же, где зачинаются фибры, и что фибры не могут происходить сами от себя, но должны происходить оттуда.

Начала эти, или зачинания фибр, представляющиеся как бы железами, почти бесчисленны; множество их может быть сравнено со множеством звезд во Вселенной, а множество волоконцев, исходящих из них, со множеством лучей, исходящих из звезд и приносящих на землю теплоту и свет. Множество желез этих может также быть сравнено со множеством обществ Ангельских в Небесах, которые так же бесчисленны и в таком же состоят порядке, как это было мне сказано; а множество волоконцев, исходящих из этих желез, может быть сравнено с истинным и добрым духовным, которое также, подобно лучам, разливается оттоле. Поэтому-то человек составляет как бы Вселенную и как бы Небо в малом виде, как это было уже сказано и доказано выше в разных местах. Из чего можно видеть, что какова жизнь в началах, такова же она и в произведениях от начал; или, какова жизнь в своем первом в Мозгах, такова же она и во всем, происходящем оттуда в Теле.

367. IV. Жизнь по этим началам существует от каждой части в целом и от целого в каждой части. Это оттого, что целое, которое составляет мозг и вместе все тело, состоит первоначально только из фибр, происходящих от своих начал, которые находятся в мозгах. Ибо, как было показано выше, в н. 366, они происходят единственно оттуда, вследствие чего целое и существует от каждой части. А что жизнь через эти начала находится также и от целого в каждой части, это оттого, что целое доставляет каждой части ее долю и все потребное для нее, и таким образом делает ее частью целого; словом, все целое существует от частей, а все части - продолжают существование от целого. Что таково их взаимное сообщение, а следовательно, и соединение, это видно из многого в теле. Сходно это также с тем, как бывает в городе, в республике и в государстве, где общее существует от людей, которые составляют части, а части, или люди, продолжают существование от общего. То же самое бывает и во всяком предмете, имеющем какую-нибудь форму - и, преимущественно, в человеке.

368. V. Какова любовь, такова и мудрость, таков и весь человек. Ибо какова любовь и мудрость, таковы же воля и разум, поелику воля есть восприемлище любви, а разум - восприемлище мудрости, как это уже было показано; и эти две способности составляют всего человека и все его качества. Любовь многосложна, и многосложна так, что различное в ней беспредельно, как это можно видеть по Человеческому Роду на земле и в Небесах; ибо нет ни одного человека и ни одного Ангела настолько подобного другому, чтобы не было между ними никакого различия; различает же их любовь, ибо каждый состоит из своей любви.

Обыкновенно думают, что мудрость производит такое различие; но мудрость происходит также из любви, как ее форма; ибо Любовь есть бытие жизни, а мудрость - существование жизни из этого бытия. В Мире полагают также, что разум составляет человека; но это мнение происходит оттого, что так как разум может возвышаться во свете Неба, как это выше было показано, то и может человек казаться мудрым; хотя в действительности все в разуме, что переполняет его, то есть - что не принадлежит любви, принадлежит человеку только по казательности; почему и то, что человек таков, каков его разум, есть только казательность. Ибо все в разуме, что переполняет его, или превышает человека, хотя и принадлежит к любви знания и мудрости, не принадлежит, однако же, вместе с тем к любви приложения к жизни того, что он знает и в чем он мудр. Поэтому все такое еще и здесь, в мире, отпадает со временем у человека, или остается у него вне его памяти, на ее границах, как отпадающее; а потому по смерти оно отдаляется от него, и тогда остается у него только то, что согласуется с собственной любовью духа.

И как любовь составляет жизнь человека и, таким образом, самого человека, то все общества Неба и все ангелы распределены сообразно тем расположениям, какие принадлежат любви; и никакое общество и никакой Ангел в обществе не занимает там места по чему-либо, принадлежащему у него только разуму, отдельно от его любви. То же самое должно сказать и об адах, и об обществах их, с тою только разницею, что распределение в них сообразно распределениям любви, противоположной любви небесной. Из всего этого можно видеть, что какова любовь, такова и мудрость, таков и весь человек.

369. Однако же, хотя и признается иногда, что человек действительно таков, какова царствующая в нем любовь, но признается он таким только в отношении духосущества своего и души своей, а не относительно также и тела, - и, следовательно, не весь человек признается таким, какова любовь его. Однако из множества опытов в Мире Духовном мне стало известно, что, действительно, от головы и до пят, или от первого в голове и до последнего в теле, человек всегда весь таков, какова любовь его. Ибо все в том Мире суть формы своей любви: Ангелы - формы любви Небесной, а диаволы - формы любви адской; и последние безобразны и лицом, и телом, а первые и лицом, и телом прекрасны; и как скоро любовь их терпит какое-либо нападение, то лицо их изменяется, а если нападение слишком велико, то они совсем исчезают, как это обыкновенно в том Мире; и именно оттого, что тело их составляет одно с их духом.

Причина этого единства видна из вышесказанного - из того именно, что все в теле составляет происхождение от начал, то есть соплетено из них через фибры; начала же составляют собою восприемлища любви и мудрости; а когда таковы эти начала, то не могут не быть там же и происхождения от них, почему куда идут начала, туда же следуют за ними и происхождения их, и отделиться от них не могут. Поэтому-то всякий, кто духосущество свое возвышает к Господу, возвышается к Господу весь; а кто духосущество свое низвергает к Аду, тот и весь также низвергается туда же; почему весь человек, сообразно любви своей жизни, приходит или в Небо, или в Ад. Мудрости Ангельской принадлежит то познание, что духосущество у человека есть человек вследствие того, что Бог есть Человек; и что тело составляет внешнюю часть духосущества, чувствующую и действующую, и что, таким образом, они суть одно, а не два.

370. Должно заметить, что самые формы членов, органов и внутренностей у человека, относительно самого соплетения их, состоят из фибр, происходящих от их начал в Мозгах, но получают твердость (остойчивость) свою от субстанций и материй, находящихся в землях, и от веществ в воздухе и в эфире, и вводимых в тело посредством крови; почему самому, дабы все в теле у человека продолжало свое существование в известных формах и, таким образом, пребывало бы в своих отправлениях, необходимо, чтобы он питался пищею материальною и, таким образом, мог бы непрестанно возобновляться.

371. Есть Соответствие между Волею и Сердцем и между Разумом и Легкими. Это надлежит доказать в следующем порядке:

I. Все в духосуществе относится к Воле и к Разуму, а все в теле относится к Сердцу и к Легким.
II. У Воли и у Разума есть соответствие с Сердцем и Легкими, а оттоле есть соответствие и у всего в духосуществе со всем в теле.
III. Воля соответствует Сердцу.
IV. Разум соответствует Легким.
V. Через это соответствие могут быть открыты многие тайны о Воле и Разуме, и о Любви и Мудрости.
VI. Духосущество у человека есть его дух, а дух есть человек, тело же есть то внешнее, через которое духосущество, или дух, чувствует и действует в своем Мире.
VII. Соединение духа с телом у человека существует через соответствие Воли и Разума у него с его сердцем и легкими, а разделение происходит от несоответствия.

372. I. Все в духосуществе относится к воле и к разуму, а все в теле относится к сердцу и к легким. Под духосуществом разумеется не что иное, как воля и разум, которые в полном своем объеме состоят из всего того, что приводится в расположение у человека и что мыслит человек, и, таким образом, из всего того, что составляет расположение и мышление у человека. То, что приводится в расположение у человека, принадлежит его воле, а то, что человек мыслит, принадлежит его разуму.

Что все, составляющее мышление у человека, составляет его разум, это известно из того, что человек мыслит из разума; но что все, составляющее расположение у человека, составляет его волю, это не так известно; и потому именно, что, мысля, человек не обращает внимания на расположение, а обращает внимание только на то, что он мыслит, подобно тому, как слушая человека разговаривающего, обращают обыкновенно внимание не на язык, а на самые слова, а расположение заключается в мысли точно так же, как звук в словах; почему по звуку разговора и узнается расположение говорящего, а по словам - мышление его. Что расположение принадлежит воле, это оттого, что всякое расположение принадлежит любви, а восприемлище любви есть воля, как это выше было уже показано.

Кто не знает, что расположение принадлежит воле, тот смешивает расположение с разумом и говорит, что оно - одно и то же с мышлением; тогда как они совершенно не одно, а только действуют как одно. Что обыкновенно смешивают их, это видно из общего разговора, как-то, когда говорят: "я думаю это сделать", то есть, "я хочу это сделать"; а что они составляют два различных предмета, это видно также из общего разговора, когда говорится: "я хочу подумать об этом", и потом, когда уже думают, тогда расположение воли бывает присуще мышлению разума, подобно звуку, присущему словам, как это выше было уже сказано. Что все в теле относится к сердцу и легким, это известно, но неизвестно еще то, что у сердца и у легких есть соответствие с волею и разумом; почему здесь и будет об этом сказано.

373. Так как Воля и Разум составляют собою восприемлища любви и мудрости, то оба они суть формы органические, или формы, организованные из чистейших субстанций. Ибо, как восприемлища, они необходимо должны быть такими формами. Нет нужды, что организация их не заметна для глаза; она внутреннее, нежели его зрение, даже усиленное микроскопом. Внутреннее человеческого зрения также и те мельчайшие насекомые, которые также имеют чувствовательные и двигательные органы; ибо они чувствуют, ползают и летают; имеют мозг, сердце, легочные каналы и внутренности, что уже открыто искусными наблюдателями по анатомированию этих насекомых с помощью микроскопа. И если эти насекомые так малы, что незаметны для зрения; и если, тем более, незаметны их внутренности, из которых состоят они, - и, несмотря на то, никто не может отвергнуть, что, до самого единичного, все в них организовано; то каким же образом можно было бы сказать, что два восприемлища любви и мудрости, называемые волею и разумом, не суть формы органические?

Каким образом могли бы любовь и мудрость, как составляющие жизнь от Господа, действовать не в субъекте, или в чем-нибудь таком, что не существует субстанционально? Каким образом могла бы тогда пребывать в них мысль, и каким образом мог бы кто-нибудь говорить тогда из мысли, не пребывающей у него? Не составляет ли собою мозг, в котором существует мысль, нечто полное, повсеместно организованное, так что даже и невооруженный глаз может различать в нем органические формы, особенно в корковом веществе как восприемлище воли и разума в их началах, где видимы они подобно маленьким железам, о чем смотри выше в н. 366. Я прошу читателя не мыслить только об этом по идее о пустоте; пустота - ничто, а в ничем ничто не может совершаться, и из ничего ничто не существует; о такой идее пустоты смотри выше в н. 82.

374. II. Вследствие соответствия воли и разума с сердцем и легкими есть также соответствие и у всего, принадлежащего духосуществу, со всем, принадлежащим телу. Истина эта - новая для мира. Ибо до сих пор не была она известна, по незнанию того, что такое духовное и какое различие его от натурального; почему не известно было также и то, что такое соответствие; ибо соответствие существует только у духовного с натуральным и составляет их соединение. Я говорю, что до сих пор не было известно, что такое духовное и в чем состоит соответствие его с натуральным, и что потому неизвестно было и самое соответствие.

Но я должен сказать, что и то и другое могло быть известным; ибо кто не знает, что и расположение, и мышление духовны, а потому и все, принадлежащее к расположению и к мышлению, также духовно? Кто не знает также, что действование и разговор натуральны; почему и все, принадлежащее к действованию и к разговору, также натурально? Кто не знает еще, что расположение и мышление, будучи сами духовны, производят то, что человек действует и говорит? А зная все это, кто же мог бы не знать, что такое соответствие духовного с натуральным? Не от мышления ли говорит язык, и не от расположения ли, в соединении с мышлением, действует тело; хотя, при всем том, и то и другое различно между собою: можно мыслить и не говорить, и можно хотеть и не действовать, и известно, что не тело мыслит и хочет, но что мысль переходит в разговор, и воля переходит в действование.

Не проявляется ли также расположение в лице, и не представляет ли оно в нем тип свой, что известно всякому; но расположение само в себе не духовно ли, и не натурально ли изменение лица, которое называется его видом? Из чего не всякий ли может заключить, что есть между ними соответствие, и что потому есть также соответствие и у всего, принадлежащего духосуществу, со всем, принадлежащим телу? Ибо как все в духосуществе относится к расположению и к мышлению, или, что то же, к воле и к разуму, а все в теле относится к сердцу и к легким, то и должно быть соответствие у воли с сердцем и у разума с легкими.

Но что все это оставалось неизвестным, хотя и могло быть известным, причина этому та, что человек стал до того внешен, что ничего, кроме натурального, признавать он не желал; в нем одном состояло все удовольствие его любви и оттого - все удовольствие его разума; а потому и неприятно для него было возвышать мысли свои над натуральным к чему-либо духовному, отдельному от натурального. Поэтому и не мог он по натуральной любви своей, и по удовольствию ее, мыслить иначе, как что духовное есть только чистейшее натуральное, а соответствие есть нечто, влияющее через продолженность. Ибо совершенно натуральный человек не может даже мыслить о чем-нибудь, отдельном от натурального, потому что все такое для него ничто.

Другая причина тому, что означенные истины не были до сих пор усмотрены, а потому и не были известны, заключается в том, что все в религии, называемое духовным, было устранено от рассмотрения вследствие догматов, принятых во всем Христианском Мире, по которым все Богословское, или, что то же, все духовное, утвержденное на Соборах и разными Отцами, требовало слепой веры как превышающее разум, почему некоторые и думали, что духовное подобно птице, летающей превыше воздуха в эфире, куда не достигает зрение. Тогда как, напротив, оно подобно райской птичке, порхающей близ самых глаз, касающейся их красивыми своими крылышками и желающей быть видимою; под зрением глаза я разумею зрение умственное.

375. Соответствие воли и разума с сердцем и легкими не может быть подтверждено вполне одними выводами, то есть по одной рациональности; но может быть подтверждено фактами - подобно тому, как и все причины вещей, хотя могут быть усмотрены по рациональности, но не столь явно, как из фактов; ибо в них присущи причины, и через них они обнаруживаются; и дух не прежде, как по усмотрении фактов, удостоверяется в причинах; факты сказанного соответствия я представляю ниже. Но дабы кто-нибудь не впал в идеи об этом Соответствии, заимствуемые из принятых (в нынешней церкви) гипотез о душе, я советую перечитать наперед то, что было указано об этом предмете в предшествующих отделах, а именно:

В н. 363-364, что Любовь и Мудрость, и потому Воля и Разум, составляют самую жизнь человека. В н. 365, что жизнь человека находится в своих началах в Мозгах, а в произведениях от начал - в Теле. В н. 366, что какова жизнь в началах, такова же она и во всем целом, и в каждой части. В н. 367, что Жизнь, по этим началам, находится от каждой части в целом и от всего целого в каждой части. В н. 368, что какова любовь, такова и мудрость, таков и весь человек.

376. Здесь для подтверждения этого предмета я могу привести одно прообразование Соответствия воли и разума с сердцем и легкими, виденное мною в Небе у Ангелов. Через некоторое дивное и никакими словами не описуемое слияние в извивы, образовали они подобие сердца и легких со всеми внутреннейшими соплетениями, какие находятся в этих органах, - и тогда тотчас же происходило излияние от Неба на это изображение, ибо Небо устремляется в такие формы вследствие влияния любви и мудрости от Господа. Таким образом представляли они соединение сердца с легкими, и с тем вместе соответствие их с любовью воли и с мудростью разума; соответствие и соединение это называли они супружеством Небесным и говорили, что то же самое происходит как в целом теле, так и в каждой единичности его членов, органов и внутренностей в отношении всего, что принадлежит в них сердцу и легким; и что где не действуют сердце и легкие вместе, и каждое из них в особенности попеременно, там не может быть никакого движения жизни от начала воли и никакого чувства жизни от начала умственного.

377. Так как в следующем за сим говорится о соответствии Сердца и Легких с Волею и Разумом, и как на этом соответствии основывается соответствие всего в теле, называемого членами, или органами чувств, и внутренностями тела; и как до сих пор соответствие натурального с духовным не было еще известно, но как оно подробно уже указано в двух Книгах, из которых в одной говорится о Небе и Аде, а в другой - о духовном ангеле Слова в Бытии и Исходе, под заглавием Тайны Небесные, то я и хочу означить здесь, что написано и показано в этих двух Книгах о Соответствии.

В Книге о Небе и Аде -
О соответствии всего в Небе со всем у человека, н. 87-102.
О соответствии всего в Небе со всем на земле, н. 103-115.

В Книге о Духовном Смысле Слова в Бытии и Исходе, под заглавием Тайны Небесные, -
О соответствии лица и его выражения с расположениями духа, н. 1568, 2988, 2989, 3631, 4796, 4797, 4880, 5195, 5168, 5695, 9306.
О соответствии тела относительно его движений и действований с умственным и волительным началом, н. 2988, 3632, 4215.
О Соответствии чувств вообще, н. 4318-4330.
О соответствии глаз и зрения, н. 4403-4420.
О соответствии ноздрей и обоняния, н. 4624-4634.
О соответствии ушей и слуха, н. 4692-4694.
О соответствии языка и вкуса, н. 4791-4805.
О соответствии кистей рук, предплечья, плеча и ног, н. 4931-4953.
О соответствии чресл и членов деторождения, н. 5050-5062.
О соответствии срединных внутренностей тела, в особенности желудка, грудной железы, путей и протока питательного сока и брыжжейки, н. 5171-5180, 5189.
О соответствии селезенки, н. 9698.
О соответствии Брюшины, Почек и Мочевого Пузыря, н. 5377-5396.
О соответствии печени, печеночного, пузырного и поджелудочного протока, н. 5183-5189.
О соответствии кишок, н. 5392-5395, 5379.
О соответствии костей, н. 5560-5564.
О соответствии кожи, н. 5552. О соответствии Неба с человеком, н. 911, 1900, 1982, 2996, 2998, 3624-3649, 3741-3742, 3884, 4091, 4279, 4423, 4524, 4525, 6013, 6057, 9279, 9632.
Что все находящееся в Мире Натуральном, в трех его царствах, соответствует всему представляющемуся в Мире Духовном, н. 1632, 1881, 2758, 2890-2893, 2897-3043, 3213-3227, 3483, 3624-3649, 4044, 4053, 4196, 4366, 4939, 5116, 5377, 5428, 4477, 8211, 9280.
Что все представляющееся в Небесах составляет Соответствие, н. 1521, 1532, 1619-1625, 1807, 1808, 1971, 1974, 1977, 1980, 1981, 2299, 2601, 3213-3226, 3348, 3350, 3457, 3485, 3748, 9481, 9570, 9576, 9577.
Также повсюду говорится там и о соответствии буквального смысла в Слове со смыслом Его духовным, о чем см. также в Учении Нового Иерусалима о Господе, н. 9-69.

378. III. Воля соответствует сердцу. Этого невозможно усмотреть в наиболее раздельной ясности, как на самой воле по фактам, как уже и сказал я выше. В такой раздельности видно это из того, что все расположения, принадлежащие любви, производят перемены в сердце относительно его биений, как это заметно по пульсу артерий, действующих одновременно с сердцем. Изменения и биения в нем, сообразные расположениям любви, бесчисленны; но перемены, какие ощущаются только пальцем, состоят в том, что оно бьется медленно или скоро, высоко или низко, мягко или жестко, ровно или неровно, и т.д. Так, иначе оно бьется при радости, при печали, при спокойном расположении духа, при гневе, при безбоязненности, при страхе, в болезнях воспалительных и в болезнях не воспалительных, и так далее.

Поэтому-то, вследствие того, что биения Сердца, называемые сокращением и расширением, изменяются и разнообразятся, смотря по расположениям любви, - многие из древних, а по ним и многие из новейших приписали сердцу различные расположения и в сердце назначили им местопребывание; почему и вошло в общее употребление выражаться о сердце: "сердце неопытное, чувствительное, доброе, мягкое, кроткое, невинное, чистое, сокрушенное, каменное, стойкое, грубое, злое; человек без сердца; искать одно сердце, принимать к сердцу, любить сердцем, сердечный союз, разрыв сердца, сердиться" и т.п. Таким же образом говорит и Слово, так как все Оно написано по Соответствиям. А поелику воля, как сказано выше, есть восприемлище любви, то все, что говорится здесь о любви, относится также и к воле.

379. Известно, что как в человеке, так и в каждом животном есть жизненная Теплота, но неизвестно, откуда эта Теплота. Всякий, кто говорит о ней, говорит только по догадкам; и потому-то все те, которые не знали чего-либо о соответствии натурального с духовным, приписывали начало этой теплоты или теплоте солнечной, или деятельности частиц в предмете, а некоторые - самой жизни; но как и эти последние не знали также, что такое жизнь, то только на словах полагали такое начало. Но кто знает, что любовь и расположения ее имеют соответствие с сердцем и происходящими от него частями, тот может знать, что начало жизненной теплоты есть любовь. Ибо Любовь происходит как теплота от Солнца Духовного, в котором пребывает Господь, и как теплота же она ощущается ангелами, и это-то именно теплота духовная, которая в естестве своем есть любовь, влияя по соответствию на Сердце и на кровь его, вливает в них теплоту и вместе с тем оживляет их.

Что человек сообразно любви своей и ее степени отепляется и как воспламеняется, и сообразно умалению ее цепенеет и хладеет, это известно, ибо это ощутимо и видимо. Ощущается это по теплоте всего тела, а видимо по краске в лице; в противном случае - по охлаждению тела и по бледности лица. Потому также, что Любовь есть жизнь человека, Сердце составляет первое и последнее в его жизни; и по этой же причине, а равно потому, что душа действует своею жизнью в теле через кровь, кровь называется в Слове душою, Быт. IX. 4, Левит XVII. 14. Но о том, что разумеется под душою в различном смысле, сказано будет далее.

380. Кровь имеет красный цвет также по соответствию сердца и крови с любовью и ее расположениями. Ибо в Мире духовном существуют цвета разного рода, и цвета красный и белый служат их основанием, а прочие составляются в различии своем уже из этих цветов, и из противоположных им, а именно, из цветов темно-синего и черно-огненного; цвет красный соответствует там любви, а цвет белый соответствует мудрости. Цвет красный соответствует любви оттого, что начало свое получает он от огня того Солнца; а белый цвет соответствует мудрости оттого, что начало свое получает он от света того же Солнца; а поелику Любовь имеет соответствие с сердцем, то и не может кровь не быть красной и не означать таким образом своего начала. От этого-то в тех Небесах, где царствует любовь к Господу, свет пламенного цвета, и Ангелы облечены там в одежды пурпурные; а в Небесах, где царствует Мудрость, свет бел, и ангелы облечены там в белые льняные одежды.

381. Небеса разделяются на два Царства, из которых одно называется Царством Небесным, а другое Царством Духовным. В Царстве Небесном царствует любовь к Господу, а в Царстве Духовном царствует Мудрость, происходящая от этой любви; то Царство, в котором царствует Любовь, называется сердцевою частию Неба, а то Царство, в котором царствует мудрость, называется легочною Частию Неба. Причем нужно знать, что Небо Ангельское в целом своем объеме представляет собою одного Человека, и перед Господом видимо оно как один человек. Поэтому Сердце его составляет одно Царство, а Легкие - другое Царство. И движение Сердцевое и Легочное, существуя вообще во всем Небе, существует оттоле в частности и в каждом ангеле.

Это общее сердцевое и легочное движение происходит от Единого Господа, ибо от Него Одного происходит Любовь и Мудрость; и в Солнце, в котором находится Господь и которое происходит от Господа, существуют эти два движения, а оттуда существуют они и в Небе ангельском, и во всей Вселенной. Что это так, в этом можно удостовериться, если отвлечься от пространства и помыслить о Вездеприсутствии. Что Небеса разделены на два Царства, Небесное и Духовное, это можно видеть в Книге о Небе и Аде, н. 26-28, а что все вообще Небо Ангельское, в полном объеме своем, представляет одного Человека, это видно там же в н. 59-87.

382. IV. Разум соответствует легким. Это следует из сказанного выше о соответствии воли с сердцем, ибо как два предмета, Воля и Разум, царствуют в духовном человеке, или в духосуществе, так же два предмета, Сердце и Легкие, царствуют в натуральном человеке, или в Теле; и поелику, как уже сказано, у всего принадлежащего духосуществу есть соответствие во всем принадлежащем Телу, то и следует, что если Воля соответствует Сердцу, то и Разум соответствует Легким. И действительно, каждый может приметить даже на себе, что Разум соответствует Легким, как по своему мышлению, так и по своему разговору.

По мышлению - из того, что никто не может мыслить без помощи и согласования со стороны дыхания Легких, ибо когда человек мыслит тихо, то тихо он и дышит; если же мыслит усиленно, то усиленно и дышит; так что, в совершенной сообразности с мышлением, легкие подымаются и опускаются, или сжимаются и расширяются, и, следовательно, в совершенной сообразности с влиянием на мысль расположения из любви медленного, скорого, странного, спокойного и вникающего; и даже до такой степени, что если вовсе удержать дыхание, то нельзя вовсе мыслить, или же мышление будет совершаться только в самом духе и лишь в той мере, сколько будет оставаться неприметного затаенного дыхания.

По разговору - из того, что из уст не выходит ни малейшего слова без вспомогательного действия легких, ибо звук, образуемый в слова, весь исходит из легких через дыхательное горло и гортань; почему разговор и бывает всегда сообразен наполнению воздухом этого органа и открытию его прохода, возвышаясь иногда даже до крика, или же уменьшаясь, смотря по сжатию оного; а когда отверстие его вовсе заграждается, то прекращается и разговор, и мышление.

383. Как Разум соответствует Легким, и как вследствие того Мышление соответствует дыханию в них, то в Слове и означается под душою и Духом Разум; как-то:

Возлюбишь Господа Бога твоего всем Сердцем твоим и всею Душою твоею. Мат. XXII. 35.
Бог даст Сердце новое и Дух новый, Езек. XXXVI. 26. Псал. LI. 12.13.

Что Сердце означает любовь воли, это было показано выше; поэтому под душою и духом означается также и мудрость разума. Что под Духом Божиим, который именуется также Духом Святым, разумеется Божественная Мудрость, а потому и Божественная истина, от которой человек получает озарение, это можно видеть в NJHD 50-51. Поэтому-то и сказано, что

Господь дохнул на учеников и сказал: примите Дух Святой. Иоан. XX. 22.

И также, что

Иегова Бог вдохнул в ноздри Адама душу жизней, и он стал в душу живущую. Быт. II. 7,

и потому же Он сказал Пророку:

Проповедуй над духом и скажи к ветру: от четырех ветров пришли дух и дохни на убитых сих, дабы они ожили. Езек. XXXVII. 9.

То же говорится и в других местах, и по той же причине Сам Господь именуется Дуновением Ноздрей и Дыханием Жизни. И как дыхание проходит сквозь ноздри, то и означается под ними постижение; и об умном человеке говорится: "имеет острый нюх", а о тупоумном: "имеет притупленный нюх". От этого также дух и ветер в языке Еврейском и в некоторых других называются одним словом; ибо слово "Дух" происходит от слова "одушевление", почему и говорится об умирающем, что он отдает душу или испускает дух. Поэтому также люди думают о духе, что он ветер, или что он нечто воздушное, как бы выдохновение из легких; так же и о душе. Из чего можно видеть, что под словами "любить Бога всем сердцем и всею душою" разумеется любить Его всею любовью и всем разумом; а под словами "дать сердце новое и дух новый" разумеется дать новую волю и новый разум.

И как дух означает разум, то и сказано также о Безалаэле, что он был исполнен духа мудрости, разумения и знания, Исход. XXXI. 3, и об Иошуа, что он был исполнен духа мудрости, Второз. XXXIV. 9, и Небухаднецар говорит о Даниэле, что превосходящий дух знания, разумения и мудрости был в нем, Дан. VI. 5, и у Исайи сказано:

Да познают блуждающие Дух разумения. Ис. XXIX. 24;

также и во многих других местах.

384. Потому же самому, что все в духосуществе относится к Воле и к Разуму, а все в Теле относится к Сердцу и к Легким, существуют в Голове два Мозга, и разделены они между собою, как Воля и Разум: Мозжечок предназначен особенно для Воли, а Мозг для Разума. Поэтому же и Сердце с Легкими отделены в Теле от других частей посредством грудобрюшной преграды, и облечены собственным своим покровом, называемым диафрагмою, и составляют особую часть тела, которая называется Грудью. В остальных частях тела, называемых Членами, Органами и Внутренностями, двойственные органы эти являются в соединении, почему все части в теле и составляют пары, каковы плечи и руки, чресла и ноги, уши и ноздри, почки, яичники, семенники; а те внутренности, которые не парны, делятся на две части - правую и на левую; самый Мозг также разделен на два полушария, Сердце на два желудочка; Легкие на две половины, и всюду правая часть относится к доброму истинного, а левые к истинному доброго; или, что то же, правая относится к доброму любви, из которого происходит истинное мудрости, а левая - к истинному мудрости, происходящему из доброго любви. И поелику соединение доброго и истинного взаимно, и как через такое соединение составляют они как бы одно, то и все эти пары в человеке, во всех отправлениях, движениях и чувствах в нем действуют в единстве и в соединении.

385. V. Через сказанное Соответствие могут быть раскрыты многие тайны о воле и о разуме, а следовательно, о любви и мудрости. В Мире едва известно, что такое воля и что такое любовь, ибо человек не может любить и по любви желать сам собою, тогда как он может разуметь и мыслить как бы сам собою; точно так же, как не имеет он власти над биением сердца, но может заставить дышать легкие.

И как, таким образом, в Мире едва известно, что такое воля и любовь, но известно, что такое сердце и легкие, ибо эти последние видимы для глаза и могли быть исследованы, и действительно уже исследованы и описаны Анатомией; воля же и разум, как невидимые для глаза, не могли быть исследованы; то при познании того, что предметы эти соответствуют между собою и через соответствие действуют как одно, можно открыть многие тайны о воле и разуме, которые иначе никак не могут быть открыты, как-то: о соединении воли с разумом и, обратно, разума с волей; о соединении любви с мудростью и, обратно, мудрости с любовью; также о происхождении расположений от любви и о сообщении их между собою, о влиянии их на постижения и мышления и, по соответствию, на действия и чувства тела. Как эти, так и многие другие тайны могут быть раскрыты и доказаны по соединению сердца и легких, и по влиянию из сердца в легкие и, обратно, из легких в сердце, и оттуда через артерии - во все члены, органы и внутренности в теле.