4. О сотворении вселенной (3)
337. Что служения добрые существуют от Господа, а служения злые от Ада, это будет доказано в следующем порядке:
I. Что разумеется под злыми служениями на земле. II. Все составляющее злые служения существует в Аду, а все составляющее служения добрые существует в Небе. III. Из Мира Духовного на Мир Натуральный происходит непрерывное влияние. IV. Влияние из ада производит все то, что составляет злые служения в местах, где находится что-либо соответствующее им. V. Последнее Духовное, отделенное от своего высшего, производит эти служения. VI. Есть две формы, в которых оно производит их через влияние: форма растительная и форма животная. VII. Обе эти формы приемлют способность размножать род свой, равно как и средства к размножению.
338. I. Что разумеется под злыми служениями на земле. Под злыми служениями разумеется все вредное в обоих Царствах, как в Царстве животном, так и в Царстве растительном, а также и все вредное в Царстве минеральном. Бесполезно было бы перечислять все это вредное, ибо это значило бы приводить только имена, а такой свод имен, без означения того вреда, какой производится тем или другим родом этих предметов, не принес бы той пользы, которую имеет в виду эта Книга. Для известности достаточно назвать здесь только некоторые из них. Таковы в Царстве животном: Ядовитые Змеи, Скорпионы, Крокодилы, Драконы, Филины, Ястребы, Мыши, Саранча, Лягушки, Пауки, также Мухи, Трутни, Тараканы, Вши, Моль и, словом, все истребляющее зелень, листья, плоды, семена, пищу и питье, и наносящее вред скотам и людям. В Царстве растительном таковы все вредные, отравляющие и ядовитые травы, и такие же плоды, коренья и кустарники. В Царстве минеральном таковы все ядоносные вещества. Из этого краткого описания видно, что разумеется под злыми служениями на земле. Ибо злые служения составляют собою все, противоположное служениям добрым, о которых говорено было в предшествующем отделе.
339. II. Все составляющее злые служения существует в Аду, а все составляющее служения добрые существует в Небе. Прежде чем я изложу подробно, что все злые служения, существующие на земле, существуют не от Господа, но от Ада, я должен сказать нечто о Небе и Аде; ибо, без познания о них, все служения, как добрые, так и злые, могут быть одинаково приписаны Господу, и можно будет подумать, что все они вместе существуют от самого сотворения; или же могут они быть приписаны Натуре, а произведение их - ее Солнцу, и из таких заблуждений человек не может выйти иначе, как лишь через познание о том, что нет ничего существующего из Мира Натурального, что бы не заимствовало причины, а следовательно, и начала своего из Мира Духовного, и что доброе происходит от Господа, а злое от диавола, то есть от Ада. Под Миром Духовным разумеется вместе и Небо, и Ад.
В Небе представляется все составляющее добрые служения, о которых сказано в предшествующем отделе, а в Аде представляется все составляющее злые служения, о которых сказано выше в н. 338, где они исчислены, и к которым принадлежат звери всякого рода, как-то: змеи, скорпионы, драконы, крокодилы, тигры, волки, лисицы, свиньи, ястребы, совы, филины, нетопыри, мыши и крысы, лягушки, саранча, пауки и все вредные насекомые различных родов; также представляются там яды и отравы всякого рода, и различные ядовитые предметы как в травах, так и в землях; словом, все причиняющее вред и все смертоносное для людей; все это представляется в аду совершенно так же живо, как представляется оно на земле и в земле.
Я говорю, что все эти предметы представляются там такими же, как и на земле, но существуют они там иначе; ибо там составляют они точные соответствия тех похотений, какие, исторгаясь из адских злых любовей, проявляются в таких формах перед другими. Вследствие того, что в Аду также существуют предметы, Ад наполняется также и зловонием от них, как-то: трупным, испражнительным и гнилым, которым духи диавольские так же услаждаются, как и животные, издающие зловоние. Из чего можно видеть, что все такие предметы в Мире Натуральном произошли не от Господа, и не были сотворены вначале, а равно произведены и не натурою через ее Солнце, но что все они происходят от Ада. А что все они произведены не от натуры через ее Солнце, это ясно из того, что духовное влияет на натуральное, а не наоборот; и что они происходят не от Господа, это очевидно из того, что Ад не от Него происходит, а следовательно, не от Него происходит и все то, что находится в Аду и что соответствует злу Ада.
340. III. Из Мира Духовного на Мир Натуральный простирается непрерывное Влияние. Для кого неизвестно, что существует Мир Духовный, и что он различен от Мира Натурального, как предшествующее от последующего, или как причина от ее следствия, тот ничего не может знать об этом влиянии. Так, все те, которые писали о происхождении растений и животных, не могли не производить их от Натуры, а если и производили от Бога, то думали, что Бог от начала вложил в Натуру силу к произведению таких предметов. И потому не знали они того, что в натуру не вложено никакой силы, ибо сама в себе она мертва и только так способствует к произведению всех этих предметов, как орудие способствует делу художника, действуя лишь по тому, что непрестанно приводится в действие.
Истина же здесь та, что есть начало духовное, происходящее от Солнца, в котором пребывает Господь, и простирающееся до последнего в Натуре, где производит оно формы растений и животных, и представляет все дивное, существующее в этих обоих формах, наполняя его материями из земли, дабы эти формы были остойчивы и постоянны. Но как ныне известно, что есть Мир Духовный и что есть Духовное, существующее от Солнца, в котором пребывает Господь и которое происходит от Господа, и что оно приводит натуру в действие точно так же, как живое действует на мертвое, и что в этом Мире есть все то же, что и в мире Натуральном, то и можно видеть, что растения и животные восприяли существование свое никак не иначе, как лишь через Мир духовный от Господа, и что через Него они непрестанно существуют; и что, таким образом, из него простирается непрерывное влияние на Мир Натуральный. В подтверждение того, что это действительно так, в следующем отделе будут представлены многие примеры. Что все вредное производится на земле через влияние из Ада - это происходит по тому же закону попущения, по которому простираются и на людей злые влияния из ада. О законе этом говорится в Мудрости Ангельской о Божественном Провидении.
341. IV. Влиянием из Ада производится все составляющее злые служения в местах, где находится что-либо соответствующее оным. Служениям злым, как-то: зловредным травам и злым животным, соответствует все трупное, гнилое, испражнительное, кальное, тухлое и мочевое; почему в тех местах, где находится что-либо такое, получают существование такие травы и мелкие животные, о которых сказано выше, а в жарких климатах в большем виде, как-то: змеи, василиски, крокодилы, скорпионы, мыши, и т.п. Каждому известно, что болота, стоячая вода, кало и гнилая почва наполнены такими предметами, и что в таких местах вредные насекомые подобно облакам подымаются в атмосферу, и вредные черви подобно войскам опустошают землю и поедают травы до самого корня. Однажды я сам заметил у себя в саду, как вся пыль на пространстве аршина превратилась в мельчайших летучих насекомых; и когда я тронул их палкой, то они поднялись, как облако.
Что все трупное и гнилое согласуется с этими вредными и бесполезными мелкими животными, и что оно однородно с ними, это видно по самому опыту. Но ясно можно усмотреть это также и по причине, которая состоит в том, что в Адах, где также представляются такие животные, находятся также гнилые и смрадные предметы, так что и самые Ады носят их название, и называются некоторые трупными, иные кальными, другие мочевыми и тому подобными; и все они закрыты, дабы не исходило из них такое выдохновение. Ибо, как скоро хотя несколько они открываются, что бывает при вводе в них новых диаволов, то это выдохновение возбуждает рвоту, причиняет тяжесть в голове и даже обмороки, если бывает оно в то же время и ядовито; самая пыль там такова же, почему и называется она проклятою; из чего видно, что всюду, где бывает такое зловоние, существуют и такие вредные предметы, ибо они между собою соответственны.
342. Но теперь представляется вопрос: получают ли существование такие предметы в сказанных местах из яиц, занесенных туда в воздухе, или в дожде, или в притоках воды, или же начало их в самой сырости и зловонии? То предположение, что такие вредные, как упомянутые выше, животные и насекомые выводятся из яиц, занесенных в эти места, не выдерживают опыта. Так, например, есть черви, зарождающиеся в самых малых семечках, в орехах, в деревьях, в камнях и даже в листьях; есть мельчайшие насекомые на травах и в травах, сообразные с этими травами; множество мошек, появляющихся летом в домах, в полях и в лесах, - [все они] не указывают ни на какую яйцеобразную материю, из какой бы могли они зачаться; таковы же и те из них, которые поедают луга и цветники, и в некоторых жарких местах наполняют и заражают воздух, не говоря уже о тех из них, которые невидимо летают и плавают в вонючих водах, в прокисших винах и в зараженном воздухе.
Все эти опыты более благоприятствуют тем, которые говорят, что самый запах, дух и испарения от трав, земель и стоячих вод дает начало таким предметам; размножение же их после того, как они уже таким образом произойдут, состоит ли оно в распложении из яиц или через рождение, не исключает непосредственного зачала; ибо всякое животное вместе со своими внутренностями получает также и органы деторождения, и средства к распложению, о чем см. ниже, н. 347. К этим опытам присоединяется еще новое, до сих пор не известное опытное доказательство, именно то, что все это существует также и в Адах.
343. Что вышеназванные Ады имеют не только сообщение, но и соединение с такими предметами на земле, об этом можно заключить из того, что Ады не удалены от людей, а находятся около них, или, точнее, в тех самых людях, которые злы, и что, таким образом, ады соприкосновенны земле. Ибо человек в отношении расположений и похотений своих, и происходящих от них мыслей, а потому и относительно действий своих, которые все составляют собою или добрые, или злые Служения, находится или среди Ангелов Неба, или среди духов Ада; а как все то, что есть на земле, есть также и в небесах, и в адах, то и следует, что влиянием оттоле непосредственно производится все сказанное, как скоро температура тому способствует. Ибо все, что представляется в Мире Духовном, как в Небе, так и в Аду, составляет соответствие расположениям и похотениям; ибо все там существует сообразно им; почему, когда расположения и похотения, которые сами в себе духовны, встречают однородное или соответственное себе на земле, то духовное становится присуще ему и дает душу, а материальное, также присутствуя, дает тело; так как во всем духовном есть стремление облекаться телом. Что Ады находятся около человека, а потому соприкасаются и земле, это оттого, что Мир Духовный не находится в пространстве, а находится там, где есть соответствующее ему расположение.
344. Я слышал однажды двух Президентов некоторого Английского Общества, г-на Слоана и г-на Фокка, разговаривавших между собою в Мире Духовном о существовании семян и яиц, и о произведении из них различных предметов на земле, причем первый приписывал его натуре и утверждал, что от самого Сотворения вложена в них способность и сила к произведению предметов известного рода при посредстве теплоты Солнечной; второй же говорил, что эта сила дается натуре от Бога Творца непрестанно. Чтобы решить этот спор, г-ну Слоану показана была прекрасная птичка, и сказано ему было, чтобы он рассмотрел ее и нашел бы в ней какое-нибудь различие от такой же птицы на земле. Взявши ее в руки и рассмотрев ее, он сказал, что она ничем не разнится от птицы на земле; причем он узнал, что эта птица была не что иное, как расположение некоторого Ангела, представленное вне его подобно птице, и что она исчезнет, или уничтожится, вместе с этим расположением, что и случилось.
Из этого опыта г-н Слоан убедился, что Натура совершенно ни в чем не содействует к произведению растений и животных, но что производит их только то, что влияет из Мира Духовного на Мир Натуральный; и сказал, что если бы эта птица, во всех самомалейших своих частях, наполнилась соответственною материею от земли и таким образом получила бы остойчивость, то она так же долго могла бы существовать, как и все птицы на земле, и что, следовательно, то же должно заключить и о тех предметах, которые происходят от Ада. Причем он сказал, что если бы он знал прежде, что знает теперь о Мире Духовном, то никак не приписывал бы Натуре чего-либо кроме того, что она служит духовному, происходящему от Бога, лишь сообщая остойчивость тому, что непрерывно на нее влияет.
345. V. Последнее духовное, отделенное от своего внешнего, производит эти служения. В Третьей Части было показано, что Духовное, от Солнца своего и до последнего в Натуре, распространяется по трем степеням, и что степени эти называются степенью Небесною, степенью Духовною и степенью Натуральною; и в человеке от самого сотворения, а потому и от самого рождения его, существуют эти три степени и открываются в нем сообразно жизни его таким образом, что с открытием Небесной степени, которая есть высшая и внутреннейшая, человек становится Небесным; с открытием Духовной, или средней степени, человек становится Духовным; а с открытием одной только натуральной, или низшей и внешней, степени, человек становится натуральным; и что если человек бывает только натурален, то он любит лишь то, что принадлежит телу и Миру, и в той мере, как он любит их, он не любит ни Небесного, ни духовного, и не обращается к Богу, становясь в такой же мере злым.
Из чего видно, что последнее духовное, называемое духовным натуральным, может отделяться от своего высшего, и действительно отделяется у тех людей, от которых существует Ад; но оно не может отделяться от своего высшего и обращаться к аду ни само собою, ни у животных, ни в землях, а может отделяться и обращаться таким образом только у людей. Из чего и следует, что лишь последнее духовное, отделенное от своего высшего, каково оно у тех, которые в аду, производит на земле сказанные злые служения. Что все вредное на земле заимствует начало свое от человека, и таким уже образом - из ада, это может быть подтверждено состоянием земли Ханаанской, о которой говорится в Слове, что когда сыны Израиля жили по Заповедям, то земля их произращала и стада их размножались; когда же они жили противно Заповедям, то земля была бесплодна и, как сказано, проклятою: вместо жатвенных растений производила она волчцы и тернии, стада их выкидывали, и в земле их появлялись звери. То же должно заключить и по саранче, жабам и вшам в Египте.
346. VI. Есть две формы, в которых последнее духовное производит злые служения через влияние: форма растительная и форма животная. По двум Царствам Природы известно, что только две всеобщие формы производятся из земли, которые называются Царством животным и Царством растительным, и что все предметы одного Царства имеют между собою много общего, как, например, что в Царстве Животном все его субъекты имеют органы чувств и органы движения, члены и внутренности, приводимые в действие мозгом, сердцем и легкими; и в Царстве растительном все его субъекты пускают корень в землю, производят ствол, ветви, листья, цветы, плоды, семена. Оба эти Царства, как животное, так и растительное, относительно произведений их в формах, заимствуют начало свое от влияния и действования духовного Солнца Неба, в котором пребывает Господь, а отнюдь не от влияния и действования Натуры из ее Солнца, кроме их остойчивости, как сказано выше.
Все животные - и малые, и большие - заимствуют начало свое от духовного, называемого в последней его степени натуральным; и только один человек имеет начало от всех степеней, которых три и которые называются Небесною, Духовною и Натуральною. А как каждая степень высоты, или раздельная, начиная от совершенного в ней, умаляется до несовершенного своего, как свет до тьмы, по продолженности, то так же бывает и в животных. В них также есть животные совершенные, менее совершенные и несовершенные. Животные совершенные - это Слоны, Верблюды, Лошади, Мулы, Быки, Овцы, Козы и другие, составляющие крупный и мелкий скот; менее совершенные - это птицы, а несовершенные - это рыбы и черепокожные, которые, как находящиеся в низшей степени, находятся как бы в тени, первые же как бы во свете. Но и высшие животные, как живущие из последней только степени духовного, которая называется степенью натуральною, не могут не обращаться единственно к земле, к находящемуся на ней корму и к подобным себе для размножения; и душа у всех этих тварей составляет только натуральное расположение и чувственные побуждения.
Субъекты Царства растительного состоят также из совершенных, менее совершенных и несовершенных. Совершенные в них - это плодовые деревья, менее совершенные - виноградник и всякий другой кустарник, а несовершенные - это травы. Но растения заимствуют от духовного, от которого они происходят, только то, что служит к употреблению их другими; животные же заимствуют от духовного, от которого происходят, то, что сами составляют расположения и побуждения, как сказано выше.
347. VII. Обе эти формы, вместе с существованием своим, получают и средства к размножению. Что всем произведениям земли, принадлежащим, как сказано, к Царству растительному и к Царству животному, присущ некоторый образ сотворения, а также некоторый образ человека и некоторый образ Бесконечного и Вечного, это показано выше в н. 313-318, где показано также, что образ этот проявляется в том, что все эти предметы могут размножаться до бесконечности и вечно, почему самому и получают они все средства к своему размножению: субъекты Царства животного - через семена, развиваясь из него или в яйце, или в матке, или по рождении, а субъекты Царства растительного - через семена в земле. Из чего можно видеть, что хотя животные и растения несовершенные и вредные происходят через влияние непосредственное из Ада, однакоже после того размножаются они посредственно через семена, яйца или прививки, и потому одно положение не уничтожает здесь другого.
348. Что все Служения, как добрые, так и злые, происходят от начала духовного и, таким образом, от Солнца, в котором пребывает Господь, это может быть объяснено следующим опытом. Однажды я слышал, что от Господа через Небеса ниспослано было в Ад доброе и истинное, и что по принятии оного по степеням, до самой глубины, оно превратилось там в злое и ложное, противоположное ниспосланному доброму и истинному. Причина этого превращения была та, что воспринимательные субъекты обращают всегда все влияющее на них в такие предметы, какие сходны с их формами, совершенно так же, как белый свет Солнца обращается в темные и даже в черные цвета в тех субъектах, у коих внутреннейшие субстанции состоят в такой форме, которая потемняет и погашает свет; или как стоячие воды, испражнения и трупы обращают теплоту Солнца в зловоние. Из чего можно видеть, что Господь не сотворил и не творит никаких служений, кроме добрых, а что злые служения производит Ад.
349. Все видимое в сотворенной Вселенной свидетельствует, что Натура не произвела и не производит ничего, а что все произвело и производит Божественное из Самого Себя и через Мир Духовный. Многие в Мире по казательности говорят, что Солнце через теплоту и свет прозводит все, что видимо в полях, лугах, садах и лесах; также что Солнце через теплоту свою выводит из яиц червей и сообщает плодотворность животным земли и птицам Неба, и даже что оно оживляет человека. Те, которые говорят так только по казательности, могут так говорить, только бы не приписывали они всего этого Натуре, о чем они и не мыслят, говоря таким образом; точно так же, как, говоря о Солнце, что оно восходит и заходит, что оно производит дни и годы, что оно находится на той или на другой высоте, все это говорят также лишь по казательности, и каждый может так говорить, пока действительно не приписывает всего этого Солнцу; ибо при таких выражениях никто не мыслит о неподвижности Солнца и о вращении земли.
Но те, которые утверждают себя в том, что именно Солнце через теплоту и свет производит все предметы, видимые на земле, приписывают уже все натуре, даже и сотворение Вселенной, и становятся натуральными, и напоследок доходят до атеизма. Все такие после того, хотя и могут говорить, что Бог сотворил Натуру и вложил в нее такую способность производительности, все это говорят единственно из опасения уронить свою репутацию, и под Богом Творцом разумеют одну Натуру, а некоторые - внутреннейшее ее, и тогда ни во что уже не ставят то Божественное, какому учит Церковь.
350. Некоторые, приписывающие Натуре многое из видимых предметов, могут быть, однако же, извинены по двум причинам. Первая причина та, что они не знают ничего ни о Солнце Неба, в котором пребывает Господь, ни о Влиянии этого Солнца, ни о Мире Духовном и его состоянии, ни о присутствии его при человеке. И потому они не могут не думать, что духовное есть только чистейшее натуральное, и, таким образом, что Ангелы находятся или в эфире, или в звездах; а о диаволе - что он должен быть или только зло у человека, или, если он действительно существует, то, что он находится или в воздухе, или в глубине земли; и что души людей по смерти пребывают также либо во внутренности земли, либо в другом каком месте до самого дня суда, и многое подобное тому, производимое их фантазиею вследствие неведения о Мире Духовном и о его Солнце.
Другая же причина к извинению их состоит в том, что они не могли знать, каким образом Божественное произвело все видимое на земле, в котором столько же злого, как и доброго; почему и опасались они утверждать себя в идее о происхождлении всего от Бога, из боязни приписать Ему также и зло, или же составить о Нем идею материальную, по которой Бог и Натура как бы нечто одно и потому смешиваются между собою.
Эти две причины действительно извиняют тех, которые думают, что натура производит видимые предметы через вложенную в нее от самого сотворения способность производительности; но те, однако же, которые через утверждение себя в пользу натуры становятся атеистами, не могут быть извинены этими причинами, ибо они могли утвердить себя в пользу Божественного. И неведние их, хотя и может служить частию к их извинению, не может, однако же, отнять у них утвержденной лжи, ибо такое ложное связано бывает со злом, а потому и с Адом; почему самому все утвердившие себя в пользу натуры до такой степени, что отделяли от нее Божественное, не признают ничего за грех. И как всякий грех есть грех против Божественного, а Божественное они отделяют и потому отвергают, то все они, как не признающие в духе своем ничего за грех, по смерти, ставши духами, бывают связаны адом и ввергаются во все беззаконное, смотря по тем похотениям своим, каким отпустили они бразды при жизни.
351. Те, которые верят Божественному действованию во всем в натуре, могут из многого видимого в ней утвердить себя в пользу Божественного - в той же мере, и даже более еще, чем те, которые утверждают себя в пользу Натуры. Ибо все утверждающие себя в пользу Божественного видят его, вникая в то дивное, какое представляется в произведениях растительных и животных, как, например, в произведениях растительных: что из семечка, брошенного в землю, исходит корень, через корень - ствол и потом, постепенно, ветви, листья, цветы, плоды и, наконец, новые семена; так что всякое семя совершенно как будто знает весь порядок этой последовательности, или тот процесс, по какому оно должно возобновиться. Какой же рациональный человек может подумать, что Солнце, которое есть чистый огонь, знает все это, или что оно может сообщать своей теплоте и своему свету способность такой производительности, и может само творить все эти чудеса, имея в виду служение?
Всякий, у кого возвышена Рациональность, видя и взвешивая все это, не может не мыслить, что все это происходит от Того, Который обладает бесконечною Мудростью, и, следовательно, от Бога; и все признающие Божественное видят и мыслят таким образом. Но не признающие Божественного не видят и не мыслят так оттого, что они не хотят этого; почему и низводят Рациональность свою в чувственность, которая все идеи свои почерпает единственно из того света, в каком пребывают чувства тела, и, утверждая их обманчивости, говорят: ужели не видно, что одно Солнце через свою теплоту и через свой свет производит все это; и что такое то, чего не возможно видеть; может ли оно быть чем-либо?
Те, которые утверждают себя в пользу Божественного, вникают также в то дивное, какое видят они в Произведениях животных. Так, например, скажу хотя бы о Яйце: в нем скрывается цыпленок в своем семени или в своем Зачале, со всем необходимым для него до самого его вывода, и после вывода для всей последовательности его развития до самого того состояния, когда он сам станет птицею, или летающим, в форме своего отца. И если вникнуть в самую эту форму, то она такова, что невозможно не придти от нее в изумление, если глубоко размыслить, что как в самых малых ее частях, так и самых больших, как в невидимых, так и в видимых, есть органы чувств, или органы зрения, обоняния, вкуса, осязания, также органы движения, или мускулы, ибо все эти животные и летают, и ходят; есть также и все внутренности около сердца и легких, приводимые в действие от мозгов; и что даже самые низшие насекомые имеют у себя то же самое; это известно из их анатомии, представленной некоторыми учеными, в особенности же Сваммердамом в его книгах Натуры.
Те, которые все приписывают Натуре, при виде всего этого мыслят только то, что все это действительно существует, и говорят, что все это производит Натура. Говорят же они так потому именно, что они отвратили дух свой от мышления о Божественном; а отвратившись таким образом от мышления о Нем, они не могут при виде чудес в Натуре мыслить рационально и тем менее духовно; почему и мыслят только чувственно и материально, и, таким образом, мыслят лишь в Натуре и лишь из Натуры, а отнюдь не возвышаются над нею; точно так же, как все те, которые в Аду. При таком мышлении они тем только различаются от животных, что имеют рациональность, то есть ту способность, по которой могли бы уразуметь истину и, следовательно, могли бы мыслить иначе, если бы только захотели.
352. Те, которые при виде чудес Натуры отвращаются от мышления о Божественном и через то становятся чувственными, нисколько не думают о том, что зрение глаза обыкновенно столь грубо, что даже многие малые насекомые кажутся для него за одно только темное тело, между тем как каждое из этих насекомых имеет свою особую организацию для чувствования и движения, и потому имеет фибры и различные сосуды, имеет сердце, легочные каналы, внутренности и мозги; и все это соткано в них из тончайшего вещества Натуры, и притом так, что все эти органы соответствуют некоторому виду жизни, от коей все, даже малейшее в них, одно особо от другого, приходит в движение. А как зрение глаза до того грубо, что даже многие такие насекомые, со всеми бесчисленными частями каждого из них, представляются взору только как одно малое темное тело, и как чувственные люди мыслят и судят по одному этому зрению, то и видно, до какой степени огрубелости доходит дух их, и потому в какой тьме находятся они относительно всего Духовного.
353. Каждый, если хочет, может из видимого в Натуре утвердить себя в идее о Божестве, и каждый, кто мыслит о Боге из жизни, утверждается в этой идее. Так, он действительно находит все нужные подтверждения, видя, как все небесные пернатые знают свою пищу и где найти ее; знают по голосу и по виду своих; различают в числе чужих, которые друзья и которое враги их; соединяются браком; знают соединение, умеют устраивать гнезда, кладут в них яйца, насиживают их; знают время вывода, после которого искусно вылупляют птенцов своих; нежно любят их, согревают их под своими крыльями, достают им пищу и сами кормят их до тех пор, пока они сами не будут в состоянии поддерживать свое существование и делать то же самое, также воспроизводя свое семейство для продолжения своего рода.
Каждый, кто хочет мыслить о влиянии Божественного через Мир Духовный на Мир Натуральный, может во всем этом видеть такое влияние и в сердце своем сказать: такие знания не могут влиять в эти существа от Солнца через лучи его света, ибо это Солнце, от которого Натура производит начало и естество свое, есть чистый огонь, почему и лучи его света совершенно мертвы; из чего может заключить, далее, что все такое происходит единственно от влияния Божественной Мудрости на последнее в Натуре.
354. Каждый из видимого в Натуре может также удостовериться в идее о Божественном, видя, как черви, по некоторому приятному для них ощущению, желают перемены земного своего состояния на другое, некоторым образом сходное с состоянием небесным, и стремятся к оному, для чего и ползут в такие места, где полагают себя как бы в чреве, дабы из него вновь родиться, и делаются там сначала хризолидами, потом аврелиями, шенилью, нимфами и, наконец, бабочками; и тогда, по окончании всей этой метаморфозы и получивши, смотря по своему роду, более или менее красивые крылья, они улетают в воздух, как бы в свое Небо, и там весело играют, совокупляются браком, полагают яйца, приготовляют себе потомство и питаются приятною и сладкою пищею с цветов.
Так, всякий, кто только удостоверяет себя в Натуре о Божественном, не может не усматривать во всем таком, как эти черви, некоторого подобия земному состоянию человека, и некоторого подобия состоянию его небесному в таких же явлениях, как эти бабочки. Но все те, которые утверждают себя единственно в пользу Натуры, также видя все это, тем не менее, называют оное только инстинктом Натуры, вследствие того именно, что они отвергают в душе всякое небесное состояние человека.
355. Каждый может удостовериться в идее о Божественном из видимого в Натуре, если обратит внимание также на то, что известно о Пчелах, как-то: что они умеют собирать воск с трав и цветов и высасывать из них мед; умеют устраивать ячейки, подобно домикам, и располагать их в виде города с улицами, по которым входят и выходят; издалека по запаху узнают те цветы и травы, с которых собирают воск для своего дома и мед для своей пищи, и потом, набравшись их, опять отлетают по направлению к своему улью; так запасаются они и пищей и жилищем на следующую зиму, как бы предвидя и зная оную. Сверх того, они поставляют над собою госпожу, как бы царицу, от которой размножается их потомство; устраивают для нее над собою сверху как бы дворец и окружают его стражами, с которыми, при наступлении времени отрождения, ходит она от ячейки к ячейке и кладет яйца, меж тем как свита ее заклеивает их, чтобы не повредились они от воздуха; и таким образом происходит новый рой, который, пришедши в надлежащий возраст, когда бывает уже в состоянии делать то же самое, изгоняется из дому; и тогда, прежде всего, собирается весь вместе, и потом в тесном соединении, дабы не рассеяться, отлетает для отыскания себе жилища; около осени изгоняются обыкновенно бесполезные трутни и лишаются крыльев, чтобы не могли возвратиться снова и есть ту пищу, в собрании которой они нисколько не участвовали.
Сверх всего этого, в них много также и другого подобного; из чего можно видеть, что у них - именно по тому служению, какое приносят они Человеческому Роду от влияния из Мира Духовного - существует такой же род правления, как бы и у людей на земле, и даже как бы у Ангелов в Небесах. И кто же по здравому смыслу не может усмотреть, что все это имеют они отнюдь не из Мира Натурального; ибо что общего может иметь Солнце, от которого происходит Натура, с таким правлением, как это правление, столь достойно подражающее и подобящееся правлению Ангельскому.
Из всех этих явлений и из многих других подобных, встречающихся у животных, почитатель и поклонник Натуры утверждает себя в ее пользу, тогда как из того же самого почитатель и поклонник Бога удостоверяет себя в идее о Божественном. Ибо духовный человек видит во всем этом духовное, тогда как натуральный видит только натуральное, и, таким образом, каждый смотрит на это по-своему. Что касается до меня, то все такие предметы были для меня всегда свидетельством о влиянии духовного на натуральное, или Мира Духовного на Мир Натуральный, и, таким образом, влияния, происходящего от Божественной Мудрости Господа. Рассмотрите также, могли ли бы вы сами мыслить аналитически о какой-либо форме правления, о каком-либо законе гражданском, о какой-либо добродетели нравственной или о какой-либо духовной истине, если бы Божественное не влияло на вас Своею Мудростью через Мир Духовный. Говоря о себе, я знаю, что никак не мог бы и не могу этого; ибо вот уже в продолжении 19-ти лет я непрерывно примечал, с ясным постижением и ощущением, такое влияние; почему и говорю это по свидетельству опыта.
356. И вообще, может ли что-либо натуральное иметь целью служение и, сверх того, еще приводить служения в порядок и давать им формы? Не есть ли все это дело Мудрости? И потому мог ли бы кто-либо устроить в такой порядок и образовать в такие формы всю вселенную, кроме Самого Бога, обладающего Бесконечною Мудростью? Так, кто другой или что другое может предвидеть и провидеть все необходимое для человека в его пище и в его одежде, получаемой им от растений и от животных? В числе многих других чудес, не чудо ли также то, что такие ничтожные насекомые, как шелковичные черви, великолепно одевают и украшают своими произведениями женщин и мужчин, от Цариц и Царей до служанок и слуг; или как пчелы, посредством воска которых сияют освещением и Храмы, и Дворцы. Как все это, так и многое тому подобное не явно ли доказывает, что Господь от Самого Себя через Мир Духовный производит все существующее в Натуре?
357. Здесь надлежит присовокупить, что в Мире Духовном видел я тех, которые утвердили себя из видимого в Мире в пользу одной Натуры так, что сделались Атеистами. Разум их при свете духовном казался открытым снизу и закрытым сверху, потому самому, что мыслию своею обращены они вниз к земле, а не вверх к Небу. Чувственное, находящееся у них сверху и составляющее низшее в разуме, казалось как бы покровом, у одних - пламеневшим от адского огня, а у других - черным как сажа, у некоторых же багровым как труп. Итак, да остережется каждый утверждать себя в пользу Натуры; пусть удостоверяет он себя в идее о Божественном, и ни в чем, необходимом для такого удостоверения, недостатка не будет.
|