Начало 4. О сотворении вселенной (1)

282. Господь от вечности, Который есть Иегова, сотворил Вселенную и все в ней из Самого Себя, а не из ничего. Во всей Вселенной известно, и признается каждым Мудрым по внутреннему постижению, что Один есть Бог - Творец Вселенной; из Слова же известно, что Бог, Творец Вселенной, называется Иегова от слова "Быть", так как Он Один, собственно, имеет Бытность. Что Господь от вечности есть Сам Иегова, это доказано многими местами из Слова в Учении Нового Иерусалима о Господе. Иеговою называется Господь от вечности оттого, что Иегова принял Человечность для спасения человеков от Ада и повелел тогда ученикам называть Его Господом; почему в Новом Завете и называется Иегова Господом, как видно из следуюшего:

И возлюбишь Иегову Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею. Второз. VI. 5.

И в Новом Завете:

Возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею. Матф. XXII. 35.

То же самое видно и в других местах, взятых Евангелистами из Ветхого Завета.

283. Всякий, кто только мыслит по незатемненному разуму, видит, что Вселенная сотворена не из ничего; ибо видит, что нет ничего такого, что могло быть сделаться из ничего; ибо ничто и есть ничто, и сделать что-либо из ничего есть противоречие; всякое же противоречие противно свету истинного, происходящему из Божественной Мудрости; а ничто такое, что не происходит из Божественной Мудрости, не происходит также и из Божественного Всемогущества. Всякий, кто мыслит по незатемненному рассудку, видит также, что все сотворенное происходит из такой субстанции, которая есть Субстанция сама в себе, ибо только такая Субстанция есть само Бытие, из которого все, что есть, могло восприять свое существование; а как Бог один есть Субстанция сама в себе и потому Само Бытие, то ясно, что начало существования во всех предметах не может происходить не из чего иного.

Многие видели эти истину, рассудок показывает ее; но никто не осмелился утвердить ее из того опасения, чтобы не придти через нее к той мысли, что Сотворенная Вселенная есть Сам Бог, если допустить, что она от Бога; или чтобы не подумать того, что натура произошла сама из себя, и что потому внутреннейшее натуры есть то самое, что называют Богом. Таким-то образом многие, хотя и видели, что все прияло существование от Бога и из Бытия Его, однако, далее этой первой мысли не смели отойти, боясь, чтобы как-нибудь не запутать разума своего в такой гордиев узел, из которого после они не могли бы выпутаться. Причина же, почему действительно не могли бы они после выпутаться из него, та, что они думали о Боге и о Сотворении Вселенной Богом из времени и пространства, составляющих собственность натуры; понять же Бога и сотворение Вселенной из натуры ни для кого не возможно; меж тем как всякий, у кого только разум находится хотя в некотором свете внутреннем, может понять натуру и сотворение ее из Бога, ибо Бог вне времени и пространства.

Что Божественное вне пространства, см. об этом выше, н. 7-10. Что Божественное наполняет все пространства Вселенной без пространства, см. н. 69-78. И что Божественное находится во всяком времени, без времени, см. н. 72-76. Далее видно будет, что хотя Бог и сотворил Вселенную и все в ней из Себя Самого, однако же, нигде в сотворенной Вселенной нет ничего, что было бы Сам Бог; и многое другое, что представляет истину эту в надлежащем свете.

284. В Первой Части этой Книги говорено было о Боге, что Он есть Божественная Любовь и Божественная Мудрость, и что Он есть Жизнь, а также, что Он есть такая Субстанция и Форма, которая есть самое и единственное Бытие. Во Второй Части сказано было о Солнце Духовном и о его Мире, а также о Солнце Натуральном и о его Мире; и что через эти два Солнца сотворена от Бога Вселенная и все находящееся в оной. В Третьей Части я говорил о степенях, в которых сотворено все и каждое. Здесь же, в этой Четвертой Части, говорится теперь о Создании Вселенной от Бога. Причина того, почему обо всем этом говорится здесь, та, что Ангелы жаловались пред Господом, что когда они глядят на Мир, то не видят в нем ничего, кроме мрака, и не усматривают у людей нигде никакого познания о Боге, о Небе и о Сотворении натуры, и, следовательно, ничего, на что опирается их мудрость.

285. Господь от вечности, или Иегова, не мог бы сотворить Вселенную и все в ней, если бы не был Он Человеком. Те, которые имеют идею о Боге как о Человеке натуральную, плотскую, совершенно не могут понять, каким образом Бог как Человек мог сотворить Вселенную и все в ней, ибо они мыслят сами с собою: каким образом Бог как Человек мог, творя Вселенную, переходить в ней от пространства к пространству; или каким образом со Своего места Он произносил слово, и по этому слову производилось творение. Такие идеи западают в мысль у тех, которые, слыша, что Бог есть Человек, мыслят о Боге-Человеке как о человеке Мира, и у тех, которые мыслят о Боге из Натуры и из собственного Натуры, или из времени и пространства. Но все те, которые мыслят о Боге-Человеке не как о человеке Мира, и не из натуры и ее пространства и времени, ясно постигают, что Вселенная никак не могла бы быть сотворена, если бы Бог не был Человеком.

Поставьте мысль вашу в ту Ангельскую идею о Боге, что Он Человек, и удалите, как только можете, идею пространства, и тогда вы приблизитесь к истине вашею мыслию. Некоторые ученые постигают действительно, что духи и Ангелы находятся вне пространства, когда постигают духовное без пространства; ибо оно подобно мысли, которая хотя и пребывает в человеке, но тем не менее человек может как бы присутствовать ею всюду, даже в самом отдаленном месте. И таково именно состояние духов и Ангелов, которые также люди, даже и относительно их тела, и подлинно являются в том месте, где бывает мысль их; ибо пространства и расстояния в Мире Духовном только казательности и составляют одно с их мыслию, происходящею из их расположения.

Из чего можно видеть, что о Боге, Который как Солнце высоко является над Миром Духовным, и для Которого не может быть никакой казательности пространства, не должно мыслить из пространства; и что лишь таким мышлением можно понять, что Он сотворил Вселенную не из ничего, но из Самого Себя; а также, что нельзя мыслить о Человеческом Его Теле как о большом или малом, или известной величины, ибо все это относительно к пространству; и что, следовательно, оно одинаково как в первом, так и в последнем, как в большом, так и в малом; и что Человечность составляет внутреннейшее во всем сотворенном, но без пространства. Что Божественное одинаково как в большом, так и в малом, см. об этом выше в н. 77-82, и что Божественное наполняет все пространства, будучи само вне пространства, н. 69-72, из чего и следует, что так как Божественное не находится в пространстве, то Оно и не составляет собою чего-либо продолженного, как внутреннее натуры.

286. Что Бог не мог бы сотворить Вселенной и ничего в ней, если бы не был Он Человеком, эту истину ясно может понять всякий человек разумный, потому именно, что ему невозможно отвергнуть в самом себе того, что в Боге пребывает Любовь и Мудрость, что в Нем Милосердие и Милость, и что Он - Само Доброе и Само Истинное, ибо от Него они происходят; а как невозможно отрицать существования этих предметов, то невозможно отрицать также и того, что Бог есть Человек; ибо ничто из них не может существовать отвлеченно от человека, так как человек есть субъект их, и отделять их от субъекта - значит уничтожать их.

Помыслите о Мудрости, и представьте ее себе вне человека, и подумайте, будет ли она чем-либо; или подумайте, можете ли вы представить ее себе как нечто эфирное или как нечто из пламени; и вы увидите, что это невозможно, разве лишь таким образом, что вы представите ее как самый эфир, или как самое пламя, а при таком представлении она опять должна будет иметь форму ту же, какую имеет человек; и притом всю его форму, так что ни в чем в этой форме не должно быть недостатка, дабы мудрость могла в ней пребывать. Словом, форма Мудрости есть человек; и как человек есть форма Мудрости, то он же есть и форма Любви, Милосердия, Милости, а равно всего доброго и истинного, так как все оное с Мудростью составляет одно. Что Любовь и Мудрость не могут существовать иначе, как только в форме, об этом см. выше в н. 40-43.

287. Что Любовь и Мудрость суть человек, это можно видеть также по Ангелам Неба, которые по мере того, как пребывают они в любви и оттоле в Мудрости от Господа, пребывают также человеками в прекраснейшей форме. То же можно видеть и из Слова, в котором сказано об Адаме, что он сотворен был по подобию и по образу Божию, Быт. I. 26, ибо он сотворен был в форме любви и мудрости. Всякий человек на земле относительно тела родится в человеческой форме оттого именно, что дух его, называющийся также душою, есть человек; а самый дух этот есть человек потому собственно, что он есть восприниматель любви и мудрости от Господа, и по мере того, как дух или душа человека воспринимают оные, они становятся человеком также и по смерти материального тела, составляющего их оболочку. Но по мере того, как они не воспринимают оных, они становятся чудовищами, имеющими в себе только нечто человеческое от способности восприятия.

288. Так как Бог есть Человек, то и все Небо Ангельское в объеме своем представляет одного человека и разветвляется на Страны и Области по Членам, Внутренностям и Органам у человека. Так, есть Общества Неба, которые составляют Область всех Мозгов, всех Органов лица и всех Внутренностей тела; и все эти области разделяются между собою совершенно так же, как разделены эти части тела у человека; и Ангелы знают, в какой Области находятся они при человеке. Все Небо представляет собою такое изображение оттого, что Бог есть Человек и Бог есть Небо; ибо Ангелы, составляющие Небо, суть восприниматели Любви и Мудрости от Господа, восприниматели же суть вместе с тем и образы. Что Небо пребывает в форме всего того, что составляет человека, это показано при конце многих глав в Тайнах Небесных.

289. Из этого можно видеть всю пустоту идей у тех, которые мыслят о Боге не как о Человеке, и об Атрибутах Божественных не как о таких, которые существуют в Боге как в Человеке; ибо в отдельности от человека они не более как только мечты. Что Бог есть Самый Человек, по Которому всякий из человеков есть человек сообразно воспринятию любви и мудрости, это видно выше в н. 11-13, а также и здесь подтверждается то же самое, дабы можно было понять в последующем Сотворение Вселенной Богом вследствие того, что Он Человек.

290. Господь от вечности, или Иегова, произвел из Самого Себя Солнце Мира Духовного, и из него сотворил Вселенную и все в ней. Во Второй Части этой Книги говорено было о Солнце Мира Духовного, и показано было следующее: Что Божественная Любовь и Божественная Мудрость являются в Мире Духовном как Солнце, н. 83-88. Что из этого Солнца происходит теплота духовная и свет духовный, н. 89-92. Что Солнце это не есть Бог, но есть Происходящее из Божественной Любви и Божественной Мудрости Бога-Человека, так же, как и Теплота и Свет, происходящие из этого Солнца, н. 93-98. Что Солнце Мира Духовного находится на средней высоте и является в таком же расстоянии от Ангелов, как Солнце Мира Натурального от человеков, н. 103-107. Что в Мире Духовном Восток там, где Господь является как Солнце, а остальные страны определяются уже оттуда, н. 119-128. Что Ангелы постоянно обращают лице свое к Господу как к Солнцу, н. 129-139. Что Господь сотворил Вселенную и все в ней посредством этого Солнца, которое есть первое происходящее Божественной Любви и Божественной Мудрости, н. 151-156. Что Солнце Мира Натурального - чистый огонь, и что натура, как из этого Солнца заимствующая свое начало, также мертва; и что Солнце Мира Натурального сотворено для того, дабы довершено и окончено было дело сотворения, н. 154-162. Что без этих двух Солнц, одного живого, а другого мертвого, Сотворение было бы невозможно, н. 163-166.

291. Между всем прочим, показанным во Второй Части, показано было также и то, что Солнце это не суть Господь, но что оно есть только Происходящее из Божественной Любви и из Божественной Мудрости. Происходящим названо оно потому, что оно произведено из Божественной Любви и из Божественной Мудрости, которые сами в себе суть субстанция и форма, и Божественное происходит далее уже через это Солнце. Но как Рассудок человеческий таков, что он никак не успокаивается до тех пор, пока не усмотрит предмета как следствия от его причины, и, следовательно, до тех пор, пока не поймет, каким образом предмет от нее существует, то и здесь он потребует узнать, каким образом произведено было Солнце Мира Духовного, которое не есть Господь, а есть только происходящее от Него; почему я скажу также нечто и об этом предмете.

С Ангелами я много говорил о нем, и они мне сказали, что они ясно постигают это во свете своем духовном, но что с трудом могут представить это перед человеком во свете его натуральном; ибо различие между тем и другим светом, а потому и между тем и другим мышлением слишком велико. Впрочем, они сказали, что это может быть объяснено сходством со сферой расположений и происходящих от них мыслей, которая окружает каждого Ангела, и через которую он представляется присутствующим у других, более или менее близких к нему; что эта окружающая сфера не есть сам Ангел, а только происходит из всего и каждого в его теле, из которого, таким образом, истекают непрестанно, подобно реке, субстанции и, истекая, окружают его; причем те из них, которые соприкосновенны его телу, непрерывно приводясь в действование двумя источниками движения его жизни, сердцем и легкими, возбуждают деятельность окружающих атмосфер и представляют через нее для постижения других как бы его у них присутствие; и что, таким образом, никакой другой сферы расположений и происходящих оттоле мыслей не существует, хотя и называется ею нечто исходящее и продолжающееся; ибо все расположения суть только состояния форм духосущества в нем самом. Далее еще они сказали, что такая сфера есть вокруг каждого Ангела оттого именно, что есть она вокруг Господа, и что сфера эта вокруг Господа также происходит от Него, и она-то есть их Солнце, или Солнце Мира Духовного.

292. Часто мне дано было постигать, что такая сфера существует вокруг всякого Ангела и духа, и что существует также сфера общая вокруг многих в обществе, и также мне дано было видеть ее под разными видами: в Небе иногда под видом легкого пламени, а в Аду под видом мрачного огня, иногда же в Небе под видом легкого и беловатого облака, а в Аду под видом густого и черного облака; также мне дано было ощущать эти сферы как разного рода запах и смрад; чем самым я удостоверился, что каждый, как в Небе, так и в Аду, всегда окружен бывает своею сферою, состоящею из субстанций, отлагающихся и отрешающихся от его тела.

293. Я понял еще, что сфера изливается не только из Ангелов и из Духов, но также и из всего и каждого, являющегося в том Мире, как-то: из деревьев и из плодов их, из цветочных растений и из их цветов, из трав и из зерновых растений, и даже из земель, и из каждого в них предмета; из чего мне было видно, что как в живых, так и в мертвых предметах всеобще то, что каждый из них всегда бывает окружен тем же, что внутренно в нем находится, и что оно непрестанно исходит из них как испарение. По опытам многих ученых известно, что подобное сему существует также и в Мире натуральном, как-то: что из человека постоянно исходят токи, и что то же бывает и у животных, и у деревьев, у плодов, у растений, у цветов и даже у металлов и у камней. Все это заимствует Мир Натуральный из Мира Духовного, а Мир Духовный - из Божественного.

294. Так как то, что составляет Солнце Мира Духовного, происходит от Господа, а не есть Сам Господь, то оно также и не жизнь сама в себе, и лишено такой жизни; точно так же, как то, что составляет излияние из Ангела и Человека и, таким образом, сферу вокруг него, не есть сам Ангел или сам человек, а только существует из него, будучи также лишено его жизни; и составляет одно с Ангелом и человеком лишь тем только, что оно согласно с ними, как взятое из форм тела их, которые были в них формами их жизни. В этом-то заключается та тайна, которую ангелы через духовные идеи свои могут видеть мыслию и выражать словами, чего не могут люди по идеям своим натуральным. Ибо тысячи идей духовных составляют одну идею натуральную, и ни одна идея натуральная не может быть разрешена ни в какую идею духовную, а тем менее в равное ей число идей духовных; и причина этому та, что они различны между собой по степеням высоты, о которых говорено было в Третьей Части.

295. Что таково различие между мыслями у людей и мыслями у Ангелов, это мне стало известно по следующему опыту. Я сказал им, чтобы они помыслили о чем-нибудь духовно и после сказали бы мне, что они мыслили; и когда они это сделали и после хотели сказать мне свои мысли, то не могли, и говорили, что не могут их выразить. То же самое было с их духовным разговором и с их духовным письмом. В их разговоре духовном не было ни одного слова, которое было бы одинаково с каким-нибудь словом в разговоре натуральном; и в их письменах духовных не было также ничего одинакового с письменами натуральными, кроме букв, из которых каждая заключала в себе целый смысл. Но что удивительно, это то, что, как сказывали они, в том духовном состоянии их, в каком они находятся, когда говорят и пишут, им кажется, что они мыслят так же, как человек в состоянии натуральном, тогда как в состояниях этих нет ничего одинакового. Из чего видно, что натуральное и духовное различно между собою по степеням высоты, и сообщается одно с другим только через соответствия.

296. В Господе существуют три предмета, которые суть Сам Господь: Божественное Любви, Божественное Мудрости и Божественное Служения, и эти три проявляются вне Солнца Мира Духовного: Божественное Любви через Теплоту, Божественное Мудрости через Свет и Божественное Служения через Атмосферу, которая составляет содержащее. Что из Солнца Мира Духовного происходят Теплота и Свет, и что Теплота происходит из Божественной Любви Господа, а Свет из Божественной Мудрости Его, об этом см. выше, н. 92-102, 146-150. Здесь же я скажу только, что Третье, происходящее там из Солнца, есть Атмосфера, составляющая собою содержащее Теплоты и Света, и что Атмосфера эта происходит из того Божественного у Господа, которое называется Служением.

297. Всякий, кто мыслит хотя в некотором озарении, может видеть, что Любовь имеет или полагает целью Служение и производит Служение через Мудрость; ибо Любовь Сама по себе никакого служения произвести не может, но посредством Мудрости может производить оное. И что такое любовь, которая не имеет чего-либо любимого ею? - и это-то любимое есть Служение; а как Служение есть то, что бывает любимо, и как оно производится через Мудрость, то и следует, что Служение есть содержащее Мудрости и Любви. Что эти три - Любовь, Мудрость и Служение - следуют в порядке одно за другим по степеням высоты, и что последняя степень составляет полный объем, содержащее и основание предшествующих степеней, это было показано в н. 209-216 и в других местах. Из чего можно видеть, что эти три - Божественное Любви, Божественное Мудрости и Божественное Служения - существуют в Господе и в естестве своем суть Сам Господь.

298. Что человек, рассматриваемый в отношении своего внешнего и своего внутреннего, есть форма всех служений, и что все служения в сотворенной Вселенной соответствуют этим служениям, это будет вполне доказано в следующем. Здесь же я только упоминаю об этом, дабы известно было, что Бог как Человек есть самая форма всех служений, из которой все служения в сотворенной Вселенной заимствуют свое начало; и что, таким образом, сотворенная Вселенная, рассматриваемая в отношении Служения, есть образ Господа. Служениями называется то, что от самого сотворения существует в порядке от Бога-Человека, то есть от Господа; но служениями не называется то, что происходит из собственного у человека, ибо это есть Ад и противно порядку.

299. Таким образом, как эти три + Любовь, Мудрость и Служение - существуют в Господе и суть Сам Господь, а Господь везде, ибо Он вездесущ, и как Господь не может Самого Себя таким, каков Он есть Сам в Себе, и каков Он есть в Своем Солнце, являть присущим какому-либо Ангелу и человеку, - то и проявляет Он себя через то, что может быть воспринимаемо, а именно проявляет себя относительно Любви через Теплоту, относительно Мудрости через Свет и относительно Служения через Атмосферу. Что Господь проявляет Себя относительно Служения через Атмосферу, это потому, что Атмосфера составляет содержащее Теплоты и Света, как Служение составляет содержащее Любви и Мудрости. Ибо Свет и Теплота, происходящие от Божественного Солнца, не могут распространяться в ничем, или в пустоте, а распространяются только в чем-либо содержащем, или, что то же, в Субъекте; и это-то содержащее называется Атмосферой, которая окружает собою Солнце, приемлет его в свое лоно и сообщает его Небу, где находятся Ангелы, и оттоле Миру, где находятся люди, и, таким образом, везде представляет присутствие Господа.

300. Что в Мире Духовном так же есть Атмосферы, как и в Мире Натуральном, это было показано выше, в н. 173-183, где было сказано, что Атмосферы Мира Духовного - духовны, а Атмосферы Мира Натурального - натуральны. Таким образом, по началу Атмосферы духовной, ближайше окружающей Солнце Духовное, можно усмотреть, что каждая из ее частиц в естестве своем такова, каково Само Солнце в своем естестве.

Ангелы духовными своими мыслями, которые всегда без пространства, объясняют, что это так, через то, что есть единственная субстанция, из которой существует все, и что эту субстанцию составляет Солнце Мира Духовного; а как Божественное вне пространства, и как Оно одинаково как в самых больших, так и в самых малых предметах, то таково же и Солнце, которое есть первое происходящее от Бога-Человека. И далее объясняют они это также тем, что это единственная субстанция, или это Солнце, распространяясь через посредство Атмосфер по степеням широты, или содержащим, и вместе по степеням высоты, или раздельным, представляет все то разнообразие, какое существует во всем в сотворенной Вселенной. Ангелы говорили, однако же, что не устранившись от идеи пространства, никак не возможно понять этого предмета, и что без такого условия казательность непременно приведет к обманчивостям, которых, однако же, никак не должно быть при мышлении о том, что Бог есть Самое Бытие, из которого все.

301. Сверх того, из идей Ангельских, которые все беспространственны, ясно видно, что в сотворенной Вселенной не живет ничто, кроме Одного Бога-Человека, то есть Господа, и что ничто не имеет никакого движения, кроме как только через Жизнь, от Него получаемую; и также что ничто не существует иначе, как лишь через Солнце, от Него происходящее; и что, таким образом, истинно то, что в Боге мы живем, движемся и существуем.

302. Атмосферы, коих три как в Духовном, так и в Натуральном Мире, в последнем своем кончаются в тех Субстанциях и Материях, какими существуют они на земле. Что есть три Атмосферы в обоих Мирах, как в Духовном, так и в Натуральном, которые разделены между собою по степеням высоты, и которые, поступая (распространяясь) книзу, убывают по степеням широты, это было показано в Третьей Части, в н. 173-176; а как Атмосферы убавляются в распространении своем к низшему, то и становятся они, таким образом, непрерывно все более и более сжатыми и бездейственными, и, наконец, в последнем своем они бывают уже так сжаты и бездейственны, что не составляют уже более Атмосфер, а становятся Субстанциями покоя и в Мире Натуральном неподвижными, такими, какими существуют в землях, где называются материями. Из этого начала субстанций и материй следует, во-первых то, что эти субстанции и материи также суть трех степеней; во-вторых, что они содержатся между собою в связи через Атмосферы, окружающие их; и в-третьих, что они приспособлены к произведению всех служений в формах их.

303. Всякий может допустить, что субстанции или материи, какими существуют они в землях, произведены Солнцем через его Атмосферы, если только помыслит, что существуют непрерывные посредства, начиная от первого и до последнего, и что ничто не может получить существования иначе, как только от своего предшествующего и, наконец, от Первого, а это Первое есть Солнце Мира Духовного, Первое же этого Солнца есть Бог-Человек, или Господь. Таким образом, как Атмосферы составляют то предшествующее, через которое это Солнце проявляет себя в последнем, и как это предшествующее и в деятельности, и в распространении непрестанно убывает до самого последнего, то, вследствие сего, когда их деятельность и распространение кончаются в последнем, они становятся такими субстанциями и материями, какими существуют в землях, удерживая в себе от Атмосфер, от которых произошли они, стремление и усилие к произведению служений. Те, которые сотворение Вселенной и всего в ней не выводят от непрестанных посредств, начиная от Первого, не могут не составлять различных несвязных и не соединенных с причинами гипотез, которые, будучи рассматриваемы таким умом, который внутренно вникает в предметы, кажутся не как дом, а как груда развалин.

304. По этому всеобщему началу всего в сотворенной Вселенной существует то же и в каждом предмете в ней, так что во всяком предмете существует переход от Первого к Последнему, которое относительно пребывает в состоянии покоя, так что весь предмет имеет в нем окончательность и продолжаемость существования. Так, в теле человеческом таков переход в фибрах от их первых форм до сухих жил; и в фибрах сосудистых также от первых форм их до хрящей и костей, на которых они покоятся и продолжают существование. Вследствие такого перехода в фибрах и сосудах у человека, от первого их и до последнего, таков же переход и в состояниях их.

Состояния их - это чувствования, мысли и расположения, в которых во всех также существуют переходы от первого их, в котором пребывают они во свете, до последнего их, в котором пребывают они в тени; или, что то же, от первого их, где пребывают они в теплоте, и до последнего их, в котором отсутствует теплота. И как таковы эти переходы, то таковы также переходы любви и всего в ней, а равно таковы же переходы мудрости и также всего в ней; словом, таковы переходы во всем в сотворенной Вселенной, согласно тому, что было доказано выше, в н. 222-229, а именно, что есть два рода степеней во всех, как в самых больших, так и в самых малых сотворенных предметах. Что степени этих двух родов существуют также и во всем, даже самомалейшем, это оттого, что Солнце Духовное есть та единственная субстанция, из которой существует все, как это видно по духовным идеям Ангелов, о которых см. н. 300.

305. В субстанциях и материях, из которых состоят земли, нет ничего Божественного самого в себе; но, со всем тем, они происходят из Божественного самого в себе. Из начала земель, о котором говорено было в предшествующем отделе, можно видеть, что в субстанциях и материях их нет ничего Божественного самого в себе, и что они лишены всякого такого Божественного; ибо они, как было сказано, составляют конец и пределы Атмосфер, так что в них теплота сих последних оканчивается холодом, свет - мраком и деятельность - бездействием. Однако же они сохраняют через продолженность свою от субстанций Мира Духовного то, что было в них от Божественного, а именно, как выше, в н. 291-298 сказано, ту сферу, которая окружает Бога-Человека, или Господа, и из которой, через продолженность от Солнца, посредствующими Атмосферами произведены были те субстанции и материи, из коих состоят земли.

306. Происхождения земель от Солнца Духовного посредством Атмосфер нельзя описать словами, проистекающими от идей натуральных, иначе, как это описано выше; но словами из идей духовных оно могло бы быть описано полнее, ибо эти последние - без пространства; но вследствие того именно, что они безпространны, они не могут быть включены ни в какие слова языка натурального. Что мысли, язык и письмена духовные так много различаются от мыслей, языка и письмен натуральных, что не имеют между собой ничего общего и сообщаются между собою только по соответствиям, об этом см. выше, в н. 295; почему достаточно и того, чтобы хотя каким-нибудь образом можно было понять натурально происхождение земель.

307. Все Служения, составляющие собою конечные цели творения, существуют в формах, и формы получают они из таких субстанций и материй, какими существуют оные в землях. Все, о чем до сих пор было здесь сказано, как-то: о Солнце, об Атмосферах, о Землях - составляет только средства к конечным целям; конечные же цели творения составляют то, что производится от Господа, посредством Солнца, через Атмосферы из земель, и эти цели называются Служениями, и во всем объеме своем составляют они все предметы Царства растительного, все предметы Царства Животного и, наконец, Род Человеческий и происходящее из него Небо Ангельское. Все это называется Служениями потому, что все эти предметы составляют восприемлища Божественной Любви и Божественной Мудрости, и потому, что все они имеют в виду Бога-Творца, от Которого существуют; через что и соединяют Его с Его великим Делом, и через это именно соединение существуют от Него непрестанно, точно так же, как от Него же и начали существовать.

Я говорю, что они имеют в виду Бога-Творца, от Которого существуют, и что они соединяют Его с Его великим Делом; но я говорю это по казательности; разумею же, что Сам Бог Творец соделывает то, что как будто они сами имеют Его в виду и соединяются с Ним; но каким образом это происходит, об этом будет сказано в следующем. Выше, в некоторых местах, также сказано уже несколько об этом, как-то: что Божественная Любовь и Божественная Мудрость не может быть и существовать иначе, как лишь в других сотворенных ею предметах, н. 47-51; что все предметы в сотворенной Вселенной суть восприемлища Божественной Любви и Божественной Мудрости, н. 54-60; что Служения всех сотворенных предметов восходят по степеням до человека, и через человека до Бога Творца, от Которого существуют, н. 65-68.

308. Всякий усмотрит ясно, что цели сотворения состоят в Служениях, когда помыслит, что от Бога Творца ничто другое не могло получить существования, и, следовательно, ничто другое не могло быть сотворено, кроме Служения; и что для того, дабы служения были подлинно служениями, необходимо, чтобы они были служениями для других; и что служение для себя составляет также служение и для других, ибо служение для себя также необходимо, дабы потом оно могло быть служением для других. Кто помыслит так, тот может помыслить и то, что служение, как служение, не может иметь существования от человека, но имеет существование у него от Бога Творца, и, следовательно, от Господа, ибо все, от Него существующее, есть служение.