Начало 3. О степенях раздельных и продолженных (3)

254. IV. Каков натуральный человек, у которого духовная Степень совершенно закрыта. Степень духовная закрывается у тех, которые находятся во зле по жизни, и еще более у тех, которые через зло находятся во лжи. В таком случае Степень эта закрывается подобно тому, как сжимается фибра у нерва от малейшего прикосновения к ней разнородного с нею тела, или как и всякая другая двигательная фибра у мускула, и самый мускул, и даже самое тело от прикосновения к ним чего-либо неприятного для осязания. Так бывает у человека с субстанциями, или формами Степени духовной, от злого, и от ложного, происходящего из зла, ибо они с нею разнородны. Поелику Степень духовная, как пребывающая в форме Неба, не допускает к себе ничего, кроме доброго, и кроме истинного, из добра происходящего; ибо только они с нею однородны; злое же и принадлежащее злому ложное с нею разнородны.

Эта Степень сжимается, и через сжатие закрывается, особенно у тех, которые в Мире из любви к самим себе пребывают в любви к господствованию, ибо любовь эта противоположна любви к Господу; закрывается она также у тех, которые из любви к Миру пребывают в безумной страсти завладевать чужим имуществом; но у этих последних не столько бывает закрыта. Причина тому, что любови эти закрывают духовную Степень, та, что они - начала зол. Сжатие, или закрытие, этой степени подобно обращению спирали на саму себя; вследствие чего, по закрытии этой степени, она отражает свет Неба, отчего и происходит тьма вместо света; и оттого же истина, как пребывающая в свете Неба, становится неприятною.

У всех таких не только эта степень бывает закрыта, но закрывается также и высшая область степени натуральной, которая называется рациональною; и даже так, что остается открытой только самая низшая область степени натуральной, которая называется чувственной, ибо она есть ближайшая к миру и ко внешним чувствам тела, по коим одним, после того, такой человек мыслит, говорит и судит. Натуральный человек, который стал чувственным через злое и происходящее оттоле ложное, бывает видим в духовном Мире, при свете Неба, не как человек, но как чудовище или как человек без носа; и без носа кажется он потому, что нос соответствует постижению истинного, а такой дух не в состоянии переносить и луча небесного света; и в пещерах у таких духов нет другого света, кроме подобного тому, какой бывает от раскаленных или горящих углей. Из чего видно, кто и каковы те, у которых духовная степень закрыта.

255. V. Какое различие между жизнью Натурального человека и жизнью Животного. Об этом различии сказано будет особенно в следующем, где я буду говорит о Жизни; здесь же я скажу только то, что различие это вообще таково. У человека есть три степени духосущества, или три степени разума и воли; и эти три степени могут по порядку открываться; и как они прозрачны, то и может человек по разуму возвышаться во свет Неба и видеть истинное, не только гражданственное и нравственное, но и духовное, и из многих усмотренных истин он выводит опять истинное в известном порядке, и таким образом усовершает свой разум вечно.

Животные же не имеют двух высших степеней, а имеют только степени натуральные, и потому, как не имеющие степеней высших, не состоят ни в какой способности мыслить о чем-либо гражданственном, нравственном и духовном. И как степени их натуральные не в состоянии открываться, а потому и возвышаться во свете высшем, то и не могут они мыслить в порядке последовательном, а мыслят в порядке только одновременном, что не значит собственно мыслить, а значит только действовать из знания, соответствующего их любви. И как они не могут мыслить аналитически и видеть низшую мысль посредством некоторой мысли высшей, то и не могут они говорить, а издают только звуки, сходственные со знанием их любви.

Со всем тем, однако же, чувственный человек, который есть человек самый низший натуральный, разнится от животных только тем, что он может наполнять память свою научностью и из нее может мыслить и говорить, заимствуя возможность эту от свойственной каждому человеку способности, состоящей в том, что человек, если только захочет, может всегда разуметь истинное; и этою только способностью чувственный человек различается от животных. Но злоупотреблением этой способности многие поставили себя еще ниже животных.

256. Степень Натуральная в Духосуществе человеческом, рассматриваемая сама в себе, есть Степень продолженная, но через соответствие с двумя степенями высшими, при возвышении своем, кажется она как бы раздельною. Истину эту хотя и трудно понять тем, которые не находятся еще в знании Степеней высоты, но, несмотря на то, она должна быть открыта, как принадлежащая к Мудрости Ангельской, которая хотя и не может быть доступна мышлению человека натурального таким же образом, как доступна она мышлению Ангельскому, однако может быть понята разумом, как скоро он возвышается до той степени света, в какой пребывают Ангелы. Ибо разум может быть возвышен до этой Степени, и может быть в озарении по мере своего возвышения.

Озарение духосущества натурального не восходит по степеням раздельным, но возрастает по степеням продолженным и, по мере такого возрастания, озаряется оно из внутреннего от света двух степеней высших. Но каким образом это бывает, это можно понять из постижения о степенях высоты, а именно о том, что одна из них находится выше другой, и что степень натуральная, которая есть последняя, составляет как бы общий покров для двух степеней высших. Поэтому когда натуральная степень возвышается до степени высшей, то эта высшая степень действует от внутреннего на внешнюю натуральную степень и просветляет ее. Таким образом, хотя просветление это и происходит от внутреннего, из света Степеней Высших, но степенью натуральной, облекающею и окружающею степени высшие; воспринимается оно через продолженность, и тем светлее и чище, чем выше восхождение; или, что то же, степень натуральная озаряется от внутреннего, из света степеней высших, по раздельности, но сама в себе озаряется по продолженности.

Из чего видно, что человек, пока он живет в Мире и, следовательно, пока он находится в степени натуральной, не может возвышаться в самую мудрость, какова она у Ангелов, а может возвышаться только во внешний свет до самых Ангелов, и может получать озарение от их света, который влияет на человека и освещает его от внутреннего (извнутри). Но все это, хотя и не может быть описано еще яснее, каково оно само в себе, может быть, однако же, лучше понято из действий; ибо действиями всегда обнаруживаются причины, как скоро эти последние бывают хотя несколько узнаны наперед, каковы они сами в себе; и тогда действия объясняют их.

257. Действия эти следующие.

1. Духосущество натуральное может возвышаться даже до света Неба, в котором находятся Ангелы, и постигать натурально то, что Ангелы постигают духовно, хотя и не столь полно. Но, однако же, натуральное духосущесто человека не может возвышаться в самый свет Ангельский.

2. Человек через натуральное духосущество свое, возвышенное до света Неба, может мыслить вместе с Ангелами и даже говорить вместе с ними; но тогда мысль и разговор Ангелов влияют на мысль и разговор натуральные у человека, а не обратно; почему и говорят Ангелы с человеком языком натуральным, тем, какой у него язык природный.

3. Происходит это через влияние духовного на натуральное, а не через какое-нибудь влияние натурального на духовное.

4. Мудрость человеческая живет в Мире Натуральном и никоим образом не может быть возвышена в Мудрость Ангельскую, а может возвышаться только до некоторого ее образа; причина же этому та, что возвышение натурального духосущества происходит через продолженность, как бы от тьмы к свету или от грубейшего и чистейшему. При всем том, однако же, человек, у которого духовная степень открыта, приходит в эту мудрость по смерти тела, и может приходить в нее также и через усыпление чувствований тела, через влияние тогда от высшего на духовное в его духосуществе.

5. Духосущество натуральное у человека состоит из субстанций духовных, и вместе с тем из субстанций натуральных. Мышление его происходит от субстанций его духовных, а не от натуральных. Эти последние субстанции устраняются, когда человек умирает, но не субстанции духовные; почему одно и то же духосущество по смерти, когда человек становится духом или Ангелом, пребывает в такой же форме, в какой оно было в Мире.

6. Натуральные субстанции этого духосущества, которые, как уже сказано, устраняются смертью, составляют верхнюю оболочку духовного тела, в которых существуют духи и ангелы. Через эту оболочку, заимствованную из Мира Натурального, продолжают существование их духовные тела, ибо натуральное есть последнее содержащее. От этого-то нет ни одного духа и ангела, который бы не родился человеком. Эти тайны Мудрости Ангелов приводятся здесь для того, дабы известно было, каково натуральное духосущество у человека, о котором еще сказано будет далее.

258. Каждый человек родится со способностью разуметь истинное даже во внутреннейшей степени, в которой находятся Ангелы третьего Неба, ибо разум человеческий, восходя через продолженность около двух высших степеней, получает свет мудрости этих степеней, как это сказано выше, в н. 256; вследствие чего и может человек становиться рациональным по мере возвышения. Если он возвышается до третьей степени, то становится рациональным из третьей степени; если возвышается до второй степени, то становится рациональным из второй степени, а если не возвышается, то пребывает рациональным в первой степени. Я говорю, что он становится рациональным из этих степене, и говорю это потому, что натуральная степень составляет общее восприемлище их света.

Причина же того, что человек становится рациональным не до самого высшего, каким бы он мог быть, это то, что любовь, принадлежащая воле, не может возвышаться таким же образом, как возвышается мудрость, принадлежащая разуму. Любовь, принадлежащая воле, возвышается только через убегание зол как грехов, и в то же время через доброе любветворительности, которое составляет служения, творимые в таком случае человеком из Господа. Поэтому если любовь, принадлежащая воле, не вместе возвышается, то мудрость, принадлежащая разуму, как бы высоко она ни восходила, все, однако же, ниспадает до своей любви; и оттого человек, если любовь его не вместе возвышается в степень духовную, остается всегда рациональным только в последней степени. Из чего можно видеть, что рациональное у человека по казательности бывает как бы трех степеней: рациональное из степени небесной, рациональное из степени духовной, и рациональное из степени натуральной; а также, что рациональность, как способность того, что он может возвышаться, - возвышается ли он, или нет, - всегда у него остается.

259. Я сказал, что каждый человек родится в этой способности, или в рациональности, но под "каждым" я разумею здесь тех только, у которых внешнее не было повреждено каким-либо случаем во время беременности им его матери или после, вследствие какой-либо его болезни, либо от раны, полученной в голову, или от какой-либо любви, простертой до безумия, как разрывающей и ослабляющей умственные органы. Рациональное у таких людей возвышаться не может, ибо жизнь, принадлежащая воле и разуму, не имеет у них тех граней, в коих она могла бы установляться, и которые обыкновенно бывают расположены так, чтобы человек мог производить конечные действия по известному порядку; ибо жизнь действует по конечным пределам, хотя и не из них. В н. 266 видно будет, что рациональности не может также быть у детей и у невзрослых.

260. Натуральное Духосущество, как Покров и Содержащее Степеней высших в духосуществе человеческом, составляет собою предмет, противодействующий оным; и если не открываются Степени высшие, то оно действует против них; если же они открываются, то оно действует вместе с ними. В предшествующем Отделе показано было, что Духосущество Натуральное, как находящееся в последней степени, облекает собою и включает в себя Духосущество Духовное и Духосущество Небесное как высшие по степеням. Здесь же следует доказать, что Духосущество Натуральное противодействует Духосуществам высшим, или внутреннейшим.

Причина такого противодействия заключается в том, что оно облекает собою, включает и содержит их в себе, а все это возможно лишь при противодействии им. Ибо если бы оно не противодействовало им, то внутреннее, или включенное в него, разошлось бы, исторглось бы вон и, таким образом, распалось бы; подобно тому, как было бы в теле человеческом, если бы оболочка вокруг него не представляла известного противодействия; в таком случае внутренности, составляющие внутренее в теле, вышли бы вон и расторглись бы; или, все равно, как если бы покровы, облекающие двигательные фибры Мускула, не противодействовали силам этих фибр в действовании, от чего самого не только прекратилось бы действование, но и все внутренние ткани разошлись бы. То же самое должно заключить и обо всякой последней степени, относительно степеней высоты, а следовательно, и о духосуществе натуральном относительно степеней высших. Ибо, как выше сказано, есть три степени в человеческом духосуществе: степень натуральная, степень духовная и степень небесная; и духосущество натуральное пребывает в последней степени.

Что натуральное духосущество противодействует духосуществу духовному, причина этому также та, что духосущество Натуральное состоит из субстанций не только Мира Духовного, но также и из субстанций Мира Натурального, как это сказано выше, в н. 257; субстанции же Мира Натурального по натуре своей противодейственны в отношении к субстанциям Мира Духовного, ибо субстанции Мира Натурального сами в себе мертвы и приводятся в действие лишь извне, от субстанций Мира Духовного; все же, что мертво и приводятся в действие извне, по самой натуре своей сопротивительно, и следовательно, по самой натуре своей противодейственно. Из всего этого можно видеть, что человек натуральный противодействует человеку духовному, и что между ними происходит борьба. Человек натуральный и духовный, или духосущество натуральное и духовное - это одно и то же.

261. Из сказанного можно видеть, что если духосущество духовное остается закрытым, то духосущество натуральное непрестанно действует против всего, что принадлежит духосуществу духовному, и боится, чтобы не повлияло отсюда что-нибудь такое, что может возмутить его состояние. Ибо все, что влияет через духосущество духовное, происходит из Неба, поелику духосущество это пребывает в форме Неба; а все, что влияет на духосущество натуральное, происходит из Мира, поелику духосущество натуральное пребывает в форме Мира. Отчего и бывает, что, при закрытии духосущества духовного, натуральное духосущество противодействует всему Небесному и не допускает в себя ничего из Неба, кроме того, что может служить ему средством для завладения и обладания тем, что принадлежит Миру.

Когда же это Небесное служит духосуществу натуральному только средством для его целей, то становится оно также натуральным, хотя и кажется небесным; ибо целью определяются свойства; и небесное в таком случае становится таким же, как и научное у натурального человека, которое внутренно не имеет в себе нисколько жизни. Но как небесное не может так соединиться с натуральным, чтобы действовать заодно с ним, то и отделяется оно от натурального; и у людей чисто-натуральных помещается извне, окружая натуральное, пребывающее внутри. Вследствие этого такой человек может говорить и проповедывать небесное, и даже делами подражать оному, хотя внутренно и мыслит он против него, как это и бывает всегда, как скоро он остается один; Небесное же он держит при себе, как скоро находится в обществе. Но об этом более сказано будет впоследствии.

262. Натуральное духосущество, или человек натуральный, из противодействия, прирожденного ему, действует против того, что принадлежит духосуществу, или человеку, духовному, когда любит себя и мир превыше всего. Тогда он чувствует приятность в злом всякого рода, как-то: в прелюбодеянии, в обмане, в мщении, в хулениях и тому подобном; признает натуру за создательницу Вселенной и, утверждая все одним рациональным своим началом, вслед за таким утверждением все доброе и истинное Неба и Церкви или извращает, или подавляет, или отражает; и, наконец, или убегает, или отвращается от них, или же питает к ним ненависть; и все это, происходя в его духе, происходит напоследок и в его теле по мере того, как без опасения за свое доброе имя и через то за свою честь и выгоду он может говорить с другими прямо из своего духа. Когда человек становится таким, то постепенно все плотнее и плотнее закрывает он духосущество духовное, и особенно закрывается оно от утверждения злого через ложное и не может быть искоренено после смерти, а искореняется только в Мире через покаяние.

263. Но совершенно иное состояние бывает у духосущества натурального, когда у человека открыто духосущество духовное. Духосущество натуральное приводится тогда в покорность духосуществу духовному и подчиняется ему, ибо духосущество духовное действует тогда сверху, или изнутри, в духосуществе натуральном и, удаляя то, что противодействует ему в сем последнем, освояет с собою то, что, однако же, с ним действует (вместе); вследствие чего постепенно отъемлется перевес от противодействия.

Ибо надлежит знать, что во всех, как самых больших, так и самых малых предметах во Вселенной всегда есть действие и противодействие, откуда и существует всюду равновесие, нарушаемое тотчас же, как скоро действие берет перевес над противодействием или наоборот. То же бывает и с духосуществами натуральным и духовным. Когда духосущество натуральное действует из приятностей своей любви и из удовольствий своего мышления, которые сами в себе злы и ложны, тогда противодействие этого духосущества удаляет собою то, что принадлежит духосуществу духовному, и заграждает ему вход к себе, устраивая все таким образом, чтобы действование сего последнего состояло только в том, что согласуется с противодействованием духосущества натурального. Так установляется действование и противодействование этого духосущества, противоположное действованию и противодействованию духосущества духовного; вследствие чего и происходит закрытие духосущества духовного, подобное сжатию спирали.

Но если духосущество духовное открывается, тогда и действование, и противодействование духосущества натурального испытывает превращение. Ибо тогда духосущество духовное, действуя сверху, или изнутри, и вместе с тем действуя через то, что приведено в покорность ему изнутри или извне в духосуществе натуральном, подымает спираль, в которой действует и противодействует духосущество натуральное, которое, как известно, от самого рождения состоит в противоположности с тем, что принадлежит духосуществу духовному, заимствуя свойство это через наследственность от родителей. Таково изменение состояния, называемое преобразованием и возрождением. Состояние натурального духа до преобразования может быть сравнено с спиралью сжатой, или обращенной книзу, а состояние после преобразования может быть сравнено с спиралью поднятой или обращенной кверху; почему человек до преобразования обращается (или смотрит) вниз к аду, а после преобразования обращается (или взирает) вверх к Небу.

264. Происхождение зла состоит в злоупотреблении способностей, свойственных человеку и называемых Рациональностью и Свободою. Под Рациональностью разумеется способность разуметь истинное и по нем ложное; а также доброе, и по нем злое; под Свободой же разумеется способность свободно мыслить оное, хотеть оного и делать оное. Из предшествовавшего можно видеть, и еще более видно будет из следующего, что эти две способности имеет каждый человек по самому сотворению своему и потому от самого рождения; что они у него от Господа и никогда не отнимаются у него; что от них происходит та казательность, что человек мыслит, говорит, желает и действует как бы из себя; что Господь в этих способностях обитает у каждого человека, и человек через это соединение живет вечно; что через них только, а не без них, может человек преобразовываться и возрождаться; и что, наконец, этими способностями отличается человек от животных.

265. Что происхождение зла состоит в злоупотреблении этих способностей, об этом я скажу в следующем порядке.

1. Злой человек так же, как и добрый, пользуется этими двумя способностями.
2. Злой человек злоупотребляет их для утверждения злого и ложного, а добрый человек употребляет их для утверждения доброго и истинного.
3. Злое и ложное, утвержденное у человека, остается у него и становится принадлежностью любви и через то - жизни его.
4. То, что становится принадлежностью любви и жизни, переходит к детям.
5. Все злое, как врожденное, так и приобретенное, имеет пребывание свое в духосуществе Натуральном.

266. I. Злой человек так же, как и добрый, пользуется этими двумя способностями. Что натуральное духосущество может относительно разума возвышается даже до света, в котором находятся Ангелы третьего Неба, и видеть истинное, признавать и потом говорить оное - это было показано в предшествующем отделе. Из чего видно, что как духосущество натуральное может таким образом возвышаться, то и злой человек так же, как и добрый, пользуется той способностью, которая называется Рациональностью; и как духосущество натуральное может возвышаться до такой степени, то и следует, что злой может также мыслить и говорить истинное. А что он может желать оного и делать оное, хотя не желает и не делает, это доказывает и разум и опыт.

Разум доказывает это тем, что всякий может желать и делать то, что мыслит, а если не желает и не делает, то разве потому только, что не любит желать и делать оного. Эта способность, что он может этого желать и это делать, составляет Свободу, которая у каждого человека есть от Господа; но что он не хочет и не делает этого, хотя может, это происходит из любви к злому, которая противится этому, но которой, однако же, он может противустать, как многие и противостоят.

Опытом несколько раз было подтверждено мне это в Мире Духовном. Я слышал там злых духов, которые внутренно были диаволы и в Мире отвергали истинное Неба и Церкви, но которые по мере расположения их к знанию - в каковом расположении находится каждый человек от детства, - будучи возбуждаемы славою, окружающею всякую любовь как бы сиянием от огня, постигали тайны Мудрости Ангельской так же хорошо, как и добрые духи, которые внутренно были Ангелы. Эти диавольские духи даже сами говорили, что они могут также и желать, и действовать сообразно истинам, но не хотят; и когда им было сказано, что они захотят этого, только бы стали они убегать зол как грехов, то они отвечали, что и это также для них возможно, но что они и этого не хотят; из чего видно было, что и у злого так же, как и у доброго, есть способность, называемая Свободою.

Пусть каждый размыслит о себе самом, и он заметит, что это так. Что человек может желать - это оттого, что Господь, от Которого происходит эта способность, непрестанно дает ему эту возможность; ибо, как выше сказано, Господь обитает в этих двух способностях у каждого человека и, следовательно, обитает в той способности или в той возможности желать, какую кто имеет. Что же касается до способности к уразумению, которая называется Рациональностью, то она бывает у человека лишь тогда, когда натуральное духосущество его придет в надлежащий возраст; до тех же пор она у него, как семя недозрелого плода, не раскрывающееся в земле и не дающее ростка; этой способности не бывает также у тех, о которых сказано выше, в н. 259.

267. II. Злой человек злоупотребляет эти способности для утверждения злого и ложного, а добрый употребляет их для утверждения доброго и истинного. Из способности разумевательной, которая называется Рациональностью, и из способности волительной, которая называется Свободою, человек имеет возможность утверждать все, что хочет. Ибо натуральный человек может возвысить свой разум до самого высшего света, до какого бы ни пожелал. Но тот, кто находится в злом и оттоле в ложном, не возвышает его далее высшей области натурального своего духосущества, и редко возвышает его до области духосущества духовного. Причина тому та, что он пребывает в приятностях любви духосущества своего натурального, над которою если он возвышается, то приятное любви его погибает; и тогда, если поднимается он еще выше и усматривает истины, противоположные приятностям его жизни или началам собственного его разумения, то он или олжетворяет их, или пренебрегает ими и из презрения оставляет их, или задерживает их только в памяти, дабы они служили ему средствами для любви его жизни или для гордости собственного его разумения.

Что Натуральный человек может утверждать все, что только захочет, это очевидно по многим ересям в Христианском Мире, из которых каждая доказывается своими адептами. Кто не знает, что злое и ложное всякого рода может быть подтверждено? Так, может быть доказано - и злыми доказывается, - что нет Бога; что Натура составляет все и сама себя сотворила; что религия только средство, которым содержатся в узах души простые; что благоразумие человека делает все, а Божественное Провидение только содержит Вселенную в том порядке, в каком была она сотворена; также, что убийство, прелюбодеяние, кража, обман и мщение дозволительны, как доказывает все это Макиавелли и его последователи.

Как это, так и многое другое подобное может утверждать человек натуральный, и даже так, что целые книги он может наполнить своими доказательствами; и когда такое ложное бывает уже утверждено, то оно сияет в поддельном своем свете, а истинное представляется в такой тени, что его едва можно разглядеть, и то лишь как призрак во время ночи. Словом, возьмите, что угодно, даже самое ложное, представьте его как предположение и предложите доказать оное человеку способному, и он подтвердит его тем, что совершенно затемнит свет истинного; но потом отнимите эти доказательства, обратитесь к самому положению и рассмотрите его одно по вашей рациональности, и вы усмотрите ложность его во всем ее безобразии. Из чего можно видеть, что человек может злоупотреблять эти две способности, находящиеся у него от Господа, утверждая ими злое и ложное всякого рода, чего не может никакое животное, ибо не пользуется этими способностями; почему и родятся животные во всем порядке своей жизни и во всяком знании, принадлежащем натуральной любви их, не так, как люди.

268. III. Злое и ложное, утвержденное у человека, остается у него и становится принадлежностью любви и жизни его. Подтверждения злого и ложного - не что иное, как отдаление доброго и истинного; а если они возрастают, то становятся отвержением оного. Ибо злым отдаляется и отвергается доброе, а ложным - истинное, и оттого-то утверждения злого и ложного закрывают Небо. Ибо все доброе и истинное влияет от Господа через Небо; когда же Небо бывает закрыто, то человек находится в Аду, в том обществе там, в каком царствует одинаковое с ним злое и ложное, от которого, наконец, он уже не может быть изъят.

Мне дано было говорить с несколькими такими, которые уже много веков тому назад утверждали в себе ложное из своей религии; и я видел, что они еще пребывали в оном, точно так же, как тогда, когда были в Мире. И это потому, что все, что утверждает у чебя человек, становится принадлежностью любви и жизни его, ибо становится принадлежностью его воли и разума; воля же и разум у каждого составляют жизнь его; а становясь принадлежностью жизни у человека, оно становится не только принадлежностью всего духосущества его, но также принадлежностью и всего его тела. Из чего и видно, что человек, утвердивший себя в злом и ложном, пребывает таким от головы до пят; и когда он уже весь таков, то он не может более никаким извращением, или обращением назад, быть приведен в противоположное состояние и, таким образом, быть извлечен из Ада. Из всего этого, равно как и из предшествовавшего в этом отделе, можно видеть, откуда зло ведет свое начало.

269. IV. То, что становится принадлежностью любви и через то жизни, переходит от родителей к детям. Известно, что человек родится во зле, и что он получает его как наследие от родителей. Некоторые думают, что оно переходит к детям не от родителей, а от Адама через родителей, но это заблуждение. Ибо человек получает зло от отца, от которого имеет душу, облекающуюся телом от матери; ибо семя принадлежит отцу и есть первое восприемлище жизни, но восприемлище такое, каково оно у отца, ибо оно - форма любви его, а любовь у каждого во всем - как в самом большом, так и в самом малом - сама себе подобна. В семени заключается стремление к форме человеческой, в которую и приходит оно постепенно. Из чего следует, что злое, которое называется наследственным, происходит от родителей и, таким образом, от прародителей и предков, и последовательно переходит в потомство. Этому научает также и опыт; так, во всяком племени есть сходство в расположениях с первым его родоначальником, и еще большее сходство в семействах, и особенно в одном доме; сходство это так велико, что можно узнать всякое поколение не только по нраву его, но и по лицу.

Но об этом переходе любви ко злу от родителей к детям я скажу далее, где буду говорить о соответствии духосущества, или воли и разума, с телом и его членами и органами. Здесь же я сказал это только для того, чтобы было известно, что злое происходит в детях последовательно от родителей, и что, накопляясь более и более у одного после другого, оно нарастает наконец до такой степени, что человек по рождению своему бывает одно зло; и что ухудшение зла возрастает по степени закрытия духосущества духовного, ибо тогда духосущество натуральное закрывается сверху. Восстановляется же человек от такого состояния только через убегание от зол как грехов перед Господом; и таким только образом, а никак не иначе, открывается Духосущество духовное; и лишь через это открытие духосущество натуральное приводится в соответствующую форму.

270. V. Все злое и происходящее от него ложное, как врожденное, так и усвоенное, имеет пребывание свое в духосуществе Натуральном. Что злое и происходящее от него ложное имеет пребывание свое в духосуществе Натуральном, это оттого, что это духосущество пребывает в форме или в образе Мира; духосущество же духовное пребывает в форме или в образе Неба, а в Небе не может ужиться злое; почему это духосущество и не бывает открыто от рождения, а состоит только в возможности быть открытым. Притом натуральное духосущество заимствует частию свою форму от субстанций Мира Натурального, а духосущество духовное заимствует ее единственно от субстанций Мира Духовного, и оно всегда сохраняется Господом во всей его неповрежденности, дабы мог человек стать человеком; ибо по одному рождению он то же животное, а человеком только становится.

Духосущество натуральное со всем, что в нем находится, бывает свито из кругов справа налево, а духосущество духовное - из кругов слева направо, так что оба эти духосущества противоположно обращены один к другому; и это знак того, что в духосуществе натуральном присуще злое, и что само по себе оно неизбежно действует против духосущества духовного; и извитие справа влево есть извитие книзу и, таким образом, к аду, а извитие слева направо есть извитие кверху и, таким образом, к Небу. Что это так, это я усмотрел по тому опыту, что злой дух не может поворачивать своего тела слева направо, а может оборачиваться только справа налево; добрый же дух с трудом может оборачивать тело справа налево и легко оборачивается слева направо; обороты эти сообразны тому, куда склоняются внутренние части духосущества.

271. Злое и ложное во всем противоположно доброму и истинному, ибо злое и ложное составляет собою диавольское и адское, а доброе и истинное составляет собою Божественное и Небесное. Что злое и доброе противоположны между собой, равно как ложное злого и истинное доброго, это признает всякий, как скоро это слышит. Но как те, которые находятся в злом, чувствуют и постигают вследствие чувств только так, что злое есть доброе, так как злое приятно для их чувств, особенно для зрения и для слуха, и через то приятно также их мыслям и, таким образом, их постижениям, - то хотя и признают они, что злое и доброе противоположно между собою, но, со всем тем, когда они бывают в злом, то из приятности зла они говорят, что злое есть доброе, и наоборот.

Так, например, кто злоупотребляет свободу свою на то, чтобы темнить и делать злое, тот именно это называет свободою; противоположное же ей, состоящее в том, чтобы мыслить доброе, которое есть доброе само в себе, называет рабством; тогда как лишь это собственно составляет истинную свободу, а противоположное оному составляет рабство. Кто любит прелюбодеяния, тот прелюбодействование называет свободой, а недозволительность прелюбодеяния называет рабством; ибо в сладострастии чувствует он приятность, а целомудрие для него неприятно. Кто находится в любви господствования из любви к самому себе, тот в любви этой чувствует приятность жизни, превосходящую все другие приятности, и оттого все принадлежащее этой любви называет он добрым, а все противоречащее ей объявляет за злое, тогда как это совершенно наоборот. То же самое должно сказать и обо всяком другом зле; и потому, хотя каждый признает, что злое и доброе противоположно одно другому, но, со всем тем, все те, которые пребывают во зле, питают в себе противную идею об этой противоположности, а правильную идею имеют те только, которые пребывают в добре. Ибо никто, пока еще он находится во зле, не может видеть добра; но кто находится в добре, тот может видеть зло. Злое находится внизу, как бы в пещере, доброе же находится вверху, как бы на горе.

272. Но как для многих неизвестно, в чем состоит злое, и что оно совершенно противоположно доброму, а между тем знать это необходимо, то и надлежит изъяснить предмет этот в таком порядке:

1. Духосущество натуральное, пребывающее в злом и через то в ложном, есть форма и образ Ада.
2. Духосущество натуральное, которое есть форма и образ Ада, нисходит по трем степеням.
3. Три степени духосущества натурального, которое есть форма и образ ада, противоположны трем степеням духосущества духовного, которое есть форма и образ Неба.
4. Духосущество натуральное, которое есть ад, во всем противоположно духосуществу духовному, которое есть Небо.

273. I. Духосущество натуральное, пребывающее в злом и через то в ложном, есть форма и образ Ада. Здесь нельзя описать, из чего состоит духосущество натуральное в своей субстанциальной форме у человека, или в чем состоит оно в своей форме, составленной из субстанций того и другого Мира, в Мозгу, где это духосущество пребывает в своем первом; но впоследствии я представлю всеобщую идею об этой форме, где буду говорить о соответствии духосущества с телом. Здесь же я скажу только нечто о его формах, относительно состояний и изменений их, от которых образуются постижения, мысли, намерения, произволения и все к ним принадлежащее; ибо духосущество натуральное, пребывающее в злом и через то в ложном, относительно всего оного есть форма и образ ада. Форма эта предполагает форму субстанциальную, как субъект; ибо невозможно никакое изменение в состояниях без формы субстанциальной, которая составляет субъект, так же, как невозможно зрение без глаза и слух без уха.

Итак, что касается до той формы, или до того образа, по которым натуральное духосущество представляет собою ад, то эта форма и этот образ таковы: царствующая любовь с ее похотениями, которая составляет всеобщее состояние этого духосущества, есть как бы диавол в аду; а мысли ложного, происходящие из этой царствующей любви, суть как бы сонмище этого диавола. Под диаволом и его сонмищем в Слове также разумеется это самое, и действительно это одно и то же. Ибо в аду царствующая любовь есть любовь к господствованию из любви к самому себе и называется там диаволом; расположения же к ложному вместе с мыслями, из этой любви происходящими, называются его сонмищем; то же самое существует в каждом обществе ада, с тою только разницей, как между родом и его видами.

В такой же форме находится и духосущество натуральное, пребывающее в злом и оттоле в ложном; почему также и человек натуральный, если он таков, приходит по смерти в подобное себе общество Ада, и тогда во всем и в каждом действует заодно с ним; ибо он приходит тогда в свою форму, то есть в состояние своего духосущества. Есть также другая Любовь, которая называется Сатаною и подчинена первой любви, называемой диаволом; это - любовь к завладению чужим добром, какими бы то ни было дурными средствами; ухищренное коварство и лукавство составляют ее сонмище. Те, которые находятся в этом Аду, вообще называются Сатанами, а те, которые находятся в первом Аду, называются диаволами; и те из них, которые нескрытно действуют там, не отрекаются от этого своего имени. Вот почему Ады во всей своей сложности и называются Диаволом и Сатаною.

Что все Ады разделены вообще по этим двум родам любви на два Ада, это оттого, что также и все Небеса разделены на два Царства, Небесное и Духовное, по двум любовям; и потому Ад диавольский соответствует от противного Царству Небесному; а Ад сатанинский соответствует от противного же Царству Духовному. Что Небеса разделяются на два Царства, Небесное и Духовное, это видно в НН 26-28. Что духосущество натуральное, о котором здесь сказано, есть Ад в его форме, это оттого, что всякая форма духовная во всем, как в самом большом, так и в самом малом в ней, подобна сама себе; вследствие чего каждый Ангел есть Небо в малой форме, как это показано в НН 51-58, а потому и каждый человек или дух, если он диавол или сатана, есть Ад в малой форме.

274. II. Духосущество натуральное, которое есть форма и образ Ада, нисходит по трем степеням. Поскольку во всем, как в самом большом, так и в самом малом, есть степени двух родов, называемые степенями высоты и широты, о чем см. выше в н. 222-229; то и духосущество натуральное также имеет их во всем у себя, как в самом большом, так и в самом малом. Здесь я разумею Степени высоты. Духосущество натуральное по двум своим способностям, которые называются Рациональностью и Свободою, находится в таком состоянии, что может по трем степеням восходить и по трем же степеням нисходить. Восходит оно по доброму и по истинному, а нисходит по злому и ложному; и когда оно восходит, то степени низшие, ведущие к Аду, закрываются; а когда нисходит, то закрываются степени высшие, ведущие к Небу; и причина этому та, что они находятся между собою в противодействии.

Эти три степени высшие и низшие не бывают ни закрыты, ни открыты у человека новорожденного; ибо тогда он пребывает еще в неведении как доброго и истинного, так и злого и ложного; но по мере того, как он поставляет себя в то или другое, степени эти открываются и закрываются у него либо с одной стороны, либо с другой. Когда открываются у него степени к аду, тогда высшее или внутреннейшее место занимает у него царствующая любовь, принадлежащая воле; второе или среднее место занимает мышление ложного, принадлежащее разуму из этой любви; а низшее место занимают выводы, делаемые любовью через мышление, или, что то же, волею через разум. Здесь бывает то же, что и в степенях высоты, о которых было сказано, что они состоят между собою в таком же порядке, как цель, причина и действие; или как цель первая, средняя и конечная.

Нисхождение этих степеней простирается к телу, почему и грубеют они в нисхождении, и становятся материальными и плотскими. Так, если во вторую степень, для образования ее, берутся истины из Слова, то эти истины олжетворяются первой степенью, которая есть любовь злого, и становятся слугами и рабами. Из этого можно видеть, какими становятся истины Церкви из Слова у тех, которые находятся в любви ко злу, или, что то же, у тех, у которых духосущество натуральное составляет ад в его форме; а именно, что истины эти оскверняются, как служащие средством диаволу; ибо любовь злого, царствующая в натуральном духосуществе, составляющем ад, есть диавол, как это уже выше сказано.

275. III. Три степени духосущества натурального, которое есть форма и образ Ада, противоположны трем степеням духосущества духовного, которое есть форма и образ Неба. Выше сказано было, что есть три степени духосущества, называющиеся степенью натуральною, степенью духовною и степенью небесною, и что духосущество человеческое, состоящее из этих степеней, устремляется к Небу и туда оборачивается; из чего можно видеть, что натуральное духосущество, когда он устремляется книзу и оборачивается к аду, также состоит из трех степеней, и в отношении каждой своей степени противоположно каждой степени того духосущества, которое есть Небо.

Что это подлинно так, я усматривал это ясно из виденного мною в Мире Духовном, именно из того, что есть три Неба, и разделены они по трем степеням высоты, и есть также три Ада, разделенные по трем же степеням высоты, или глубины; и что ады во всем и в каждом своем противоположны Небесам: Ад нижайший противоположен Небу высшему, средний Ад противоположен среднему Небу, а Ад высший противоположен небу последнему. То же самое должно сказать и о духосуществе натуральном, которое пребывает в форме Ада; ибо формы духовные подобны сами себе во всем, как в самом большом, так и в самом малом.

Что Небеса и Ады состоят между собою в такой противоположности, это оттого, что противоположны любови их. Любовь к Господу, и через то Любовь к ближнему, составляют внутреннейшую степень в Небесах; любовь же к самому себе и любовь к Миру составляют внутреннейшую степень в Адах; мудрость и разумение, происходящие от своих любовей, составляют среднюю степень в Небесах, а глупость и безумие, кажущиеся как бы мудростью и разумением и происходящие также из своих любовей, составляют среднюю степень в адах; выводы же из этих двух степеней, слагающиеся в памяти как знания или определяющиеся в теле как действия, составляют последнюю степень в Небесах; а выводы также из двух своих степеней, становящиеся также или знаниями, или действиями, составляют крайнюю степень в адах. Каким же образом доброе и истинное Неба обращается в злое и ложное и, таким образом, в свою противоположность в Адах, это можно видеть из следующего опыта.

Однажды я услышал, что некоторое Божественное Истинное истекло из Неба в Ад, и услышал также, что на этом пути, по мере нисхождения своего, оно обращалось по степеням в ложное, так что в аду самом низшем оно обратилось в совершенную противоположность. Из чего видно было, что Ады по степеням состоят в противоположности с Небесами относительно всего доброго и истинного, и что доброе и истинное становится там злым и ложным через влияние на формы, обращенные в противные. Ибо известно, что все влияющее постигается и чувствуется сообразно формам воспринимательным и состояниям их.

Что формы эти в Адах обращены в противное, это я также видел на следующем опыте. Мне дано было видеть Ады в относительном положении их к Небесам, и те, которые были там, казались мне в перевернутом виде - головою вниз, а ногами вверх; но мне сказано было, что сами себе кажутся они, однако же, в прямом положении на ногах, что можно сравнить с Антиподами. Из этих свидетельств самого опыта можно видеть, что три степени того духосущества натурального, которое есть ад в его форме и образе, противоположны трем степеням того духосущества натурального, которое есть Небо в его форме и его образе.

276. IV. Натуральное духосущество, которое есть ад, во всем противоположно духосуществу духовному, которое есть Небо. Когда противоположны между собою любови, тогда противоположно и все в постижении, ибо из любви, составляющей самую жизнь человека, истекает и все остальное, как ручей из своего истока. Все происходящее не из любви отделяется в духосуществе натуральном от всего из любви происходящего; и все происходящее из царствующей любви занимает место в центре, а остальное находится по сторонам; и если это последнее в нем составляют истины Церкви из Слова, то они далее и далее слагаются на стороны и наконец извергаются вон, и тогда человек, или духосущество натуральное, ощущает (постигает) злое как доброе и видит ложное как истинное, и наоборот; и оттого-то коварство он считает тогда за мудрость, безумие за разумение, лукавство за благоразумие, хитрость за ум, а Божественное и Небесное, принадлежащее Церкви и Богослужению, он принимает за ничто; плотское же и мирское - за самое важное; и, таким образом, до такой степени извращает он состояние своей жизни, что все принадлежащее к голове он обращает к подошвам ног и попирает пятою, а принадлежащее к подошвам ног обращает к голове; так человек из живого становится мертвым. Живым называется тот, у кого духосущество составляет собою Небо, а мертвым тот, у кого духосущество составляет собою Ад.

277. Все принадлежащее трем Степеням духосущества натурального заключается в делах, совершающихся посредством тела. От знания тех степеней, о которых говорено было в этой Части, раскрывается та тайна, что все в духосуществе, или, что то же, в воле и разуме у человека, заключается в его действиях, или в делах, точно так же, как все видимое и невидимое заключается в семени, в плоде или в яйце. Самые действия, или дела, представляются на вид только в своей внешности, но во внутреннем их присуще бесчисленное, ибо силы двигательных фибр всего тела участвуют в произведении их, и все в целом духосуществе устремляется на возбуждение и определение этих сил, действуя всюду, как сказано выше, по трем степеням.

И поскольку в делах участвует все из целого духосущества, то участвует в них и все из воли, или все расположения любви у человека, составляющее первую степень; участвует также все из разума, или все мысли его постижения, составляющие вторую степень; участвует, наконец, все из его памяти, или все идеи мышления, ближайшие к его слову, заимствуемые им из памяти и составляющие третью степень; и из всего этого, определяемого в действии, существуют дела, в которых, при взгляде только на внешнюю их форму, не видно ничего из этих первых начал их, хотя, тем не менее, действительно они присущи во всяком деле. Что все последнее составляет полный объем, содержащее и основание всех первоначал, это видно из вышесказанного в н. 209-216; а что степени высоты в последнем своем пребывают во всей полноте своей, об этом см. н. 217-221.

278. Что действия тела, видимые для глаза, кажутся простыми и однообразными, такими же, каковы по внешней форме семена, плоды, яйца, или как орехи и миндаль в скорлупе, но что внутренно содержат они в себе все предшествующее, из которого они имеют бытность, - это потому, что все последнее всегда бывает облечено, и этим облечением отделяется оно от предшествующего; и каждая степень также облечена покровом, отделяющим ее от другой степени; почему первая степень ничем не дает о себе знать во второй степени, а эта степень ничем не оказывает себя в третьей степени. Так, например, любовь воли, составляющая первую степень в духосуществе, ощущается в мудрости разума, или во второй степени, только как нечто приятное, происходящее от мышления об известном предмете; и эта же первая степень, которая, как сказано, есть любовь воли, ощущается в знании памяти, или в третьей степени, только как удовольствие знать и говорить об этом предмете. Из чего и следует, что всякое дело, как действие тела, включает в себя все вышесказанное, хотя во внешней форме и кажется простым как единица.

279. Подтверждается это следующим. Ангелы, находящиеся при человеке, постигают в подробности все, переходящее из духосущества его в его действие: Ангелы духовные постигают все, переходящее туда из разума, а ангелы небесные постигают все, переходящее туда из воли, и это действительно так, хотя и кажется парадоксом. Но должно знать, что все, принадлежащее в духосуществе главному предмету, занимает в нем средину, все же прочее помещается вокруг, в большем или в меньшем отдалении, смотря по сродству с предметом главным. Ангелы говорят, что всякое дело у человека дает им постижение о том, каков весь человек, в известном подобии его любви, смотря по тому, каково проявление этой любви в расположениях у него и оттоле в мыслях. Словом, всякое действие, или всякое дело у человека духовного перед Ангелами составляет как бы плод вкусный, полезный и красивый, который при раскрытии и вкушении его дает удовольствие вкусу, пользу и приятность. Что таково постижение у Ангелов о действиях человеческих, это видно также выше, в н. 220.

280. То же должно сказать и о разговорах у человека. Ангелы по одному звуку голоса знают уже любовь человека: по произношению звуков знают мудрость его, и по смыслу слов - знание его. Они говорят, что эти три предмета присущи в каждом слове; ибо всякое слово составляет собою как бы их последствие и всегда имеет в себе звук, произношение звука и смысл. Ангелами третьего Неба мне было сказано, что из каждого слова в последовательной речи у человека они постигают как общее состояние его души, так и некоторые частные ее состояния. В Учении Нового Иерусалима о Священном Писании неоднократно было показано, что в Слове, во всех выражениях его, присуще духовное, принадлежащее Божественной Мудрости, и Небесное, принадлежащее Божественной Любви; и что Ангелы постигают и то и другое, когда человек свято читает Слово.

281. Из всего сказанного здесь следует заключить, что в делах того человека, у которого духосущество натуральное нисходит по трем степеням в ад, заключается все его злое и все ложное этого злого; а в делах того человека, у которого натуральное духосущество восходит в Небо, заключается все его доброе и все его истинное; и как то, так и другое постигается Ангелами даже по одному разговору и по одному действованию человека. Поэтому-то в Слове и говорится, что судить человека должно по делам его, и что он даст отчет в словах своих.