Начало Глава 15. Приложение (1)

1. О духовном мире

792. Я написал отдельную книгу, посвящённую духовному миру, которая называется Небеса и ад; в ней описывается многое принадлежащее к тому миру. Поскольку же в тот мир приходит после смерти каждый человек, я описал также состояние людей, находящихся там. Каждый знает, или может знать, что человек продолжает жить после смерти, потому что он рождён человеком, создан образом Божьим, и потому что Господь учит этому в Своём Слове. Но доныне никто не знал, что собой представляет та будущая жизнь.

Теперь верят в то, что человек становится душой, представление о которой ничем не отличается от представления об эфире или воздухе, то есть что она является чем-то подобным последнему выдоху умирающего и несёт в себе жизненное начало человека; но человек при этом лишён зрения, прежде бывшего у его глаз, слуха, бывшего у его ушей, и речи, бывшей у его рта. А между тем человек после смерти в той же мере является человеком, что и раньше, и даже до той степени, что не замечает перехода в другой мир. Он способен видеть, слышать и говорить, как в прежнем мире. Он может ходить, бегать и сидеть, как в прежнем мире. Он ложится, спит и просыпается, как раньше. Он ест и пьёт, как раньше. Так же, как в прежнем мире, он может испытывать радости супружеской жизни. Словом, он в любом отношении - человек. Отсюда очевидно, что смерть - это не прекращение жизни, а продолжение её, то есть всего лишь переход.

793. Человек после смерти остаётся таким же человеком, как и прежде, хотя он и невидим уже для глаз материального тела. Это можно понять на примерах явления ангелов Аврааму, Агари, Гедеону, Даниилу и некоторым пророкам, у гробницы Господа, и затем по многим явлениям Иоанну, о которых он рассказал в Откровении. Но лучше всего это доказал Сам Господь, когда Он показал, что Он человек, тем, что дал прикоснуться к Себе и ел, но всё же стал невидим для глаз Своих учеников. Разве что безумец не признает, что Он, хотя и стал невидимым, оставался тем не менее человеком.

А видели Его потому, что глаза их духа были открыты; когда глаза духа открыты, то предметы духовного мира становятся видимыми так же ясно, как и предметы природного мира. Различие между людьми в природном мире и в духовном мире состоит в том, что в духовном мире люди находятся в субстанциальном теле, а в природном мире - в материальном теле, под которым, тем не менее, у них имеется субстанциальное тело; а субстанциальные люди могут видеть друг друга так же хорошо, как и материальные. Но субстанциальный человек не может видеть материального, как и материальный - субстанциального, из-за различия между материальным и субстанциальным. Описать это различие можно, но не в двух словах.

794. Из того, что я видел на протяжении многих лет, я могу поведать следующее. В духовном мире, как и в природном, есть земли, есть равнины и долины, горы и холмы, источники и реки. Есть там парки, сады, рощи и леса. Есть города с дворцами и домами. Есть там рукописи и книги. Есть государственные должности и предпринимательство. Там есть золото и серебро, и драгоценные камни. Словом, всё, что есть в природном мире, есть и там, но в небесах всё это отличается несравненно большим совершенством. Отличие в том, что всё в духовном мире создано непосредственно Господом, к примеру, дома, парки, пища и так далее. Создано всё это так, чтобы соответствовало внутреннему ангелов и духов, то есть их склонностям и мыслям, от них проистекающим. Между тем всё, что мы видим в природном мире, появляется и развивается из семени.

795. В связи с вышесказанным, а также поскольку я день за днём общался с народами и нациями того мира, и не только европейскими, но также с азиатскими и африканскими, то есть с представителями различных религий, я дополню эту книгу, в качестве приложения, кратким описанием состояния некоторых из этих народов. Необходимо уяснить себе, что в духовном мире состояние как любой нации и любого народа вообще, так и каждой личности в частности, зависит от признания ими Бога и их поклонения Ему. Все признающие в сердце Бога, а с этого времени - признающие Господа Иисуса Христа Богом Искупителем и Спасителем, находятся в небесах. Те, которые не признают Его, находятся под небесами, где их учат; принимающие учение восходят в небеса. Отвергающие его бросаются в ад; среди них те, которые обращались только к Богу Отцу, подобно Социнианам, и которые отрицали Божественность Господнего Человеческого. Ибо говорил Господь:

Я - путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как через Меня.

И Филиппу, когда тот хотел видеть Отца, Он сказал:

Кто видит и знает Меня, тот видит и знает Отца. Иоанн 14:6 и далее.

2. Лютер, Меланхтон и Кальвин в духовном мире

796. Поскольку я много раз говорил с этими тремя основателями, реформаторами Христианской Церкви, то я знаю о состоянии, в котором жил каждый из них от начала и до сего дня.

Лютер, как только оказался в духовном мире, стал неистовым распространителем и защитником своих убеждений, и усердствовал в этом всё более, по мере того, как росло число его сторонников, приходящих с земли. Ему был дан дом, подобный тому, что был у него в Эйслебене, когда он жил в теле. Посреди него он сделал небольшое возвышение, на котором находилось его кресло. Дверь была открыта для слушателей, коих он располагал рядами: более благосклонных он усаживал ближе к себе, менее благосклонных - позади них. Затем он произносил пространные речи, по временам разрешая задавать вопросы, чтобы иметь возможность продолжить нить своего повествования с какого-либо места.

Вследствие такого всеобщего одобрения он в конце концов приобрёл способность убеждать во лжи; такая убедительность имеет в духовном мире настолько большую силу, что никто не может сопротивляться ей или противоречить её предписаниям. Но поскольку это было нечто подобное заклинаниям древних, ему было строго запрещено говорить о чём-либо на основании этой способности убеждать, после чего он продолжал учить по памяти и вместе с тем по разуму. Такая убедительность, являющаяся своего рода заклинанием, проистекает от любви к себе и доводит человека до того, что он, когда ему противоречат, нападает не только на предмет спора, но и на самого человека.

Так он жил вплоть до Последнего Суда, который состоялся в духовном мире в 1757 году. Годом позже он был переселён из первого своего дома в другой, перейдя при этом также в другое состояние. Прослышав, что я могу говорить с обитателями духовного мира, хотя и нахожусь в природном, он, как и многие другие, пришёл ко мне. После нескольких вопросов и ответов он осознал, что настоящее время является концом предыдущей Церкви и началом Церкви новой, предсказанной в пророчестве Даниила, а также Самим Господом в Евангелиях. Он понял и то, что именно эта новая Церковь подразумевается в Откровении под Новым Иерусалимом и под вечным евангелием, которое ангел, летящий в небесах, возвещал живущим на земле (Откр. 14:6). Он пришёл в крайнее негодование и нагрубил мне; но увидев образование новых небес, в состав которых входили, и теперь входят, все признающие одного Господа Богом небес и земли, по Его словам у Матфея 28:18, и заметив, что число его прихожан уменьшается день за днём, он перестал грубить и стал ближе ко мне, стараясь говорить со мной по-дружески. Когда же он убедился в том, что своё основное учение об оправдании одной верой он вывел не из Слова, а из собственного умствования, он принял наставления о Господе, милосердии, истинной вере, свободе воли и так далее, до искупления, и обо всём этом не иначе, как из Слова. Наконец, уверившись, он стал всё более склоняться к тем истинам, на которых построена новая Церковь, и чем дальше, тем больше убеждался в них.

В это время он был со мной ежедневно; и затем он каждый раз, когда вызывал в памяти эти истины, начинал смеяться над своими прежними учениями как над чем-то совершенно противоположным сказанному в Слове. Я слышал, как он говорил: "Не удивляйтесь, что я ухватился за веру как единственное оправдание, изгнав милосердие как её духовную сущность, и таким образом отобрал у людей всякую свободу воли в духовных вопросах, не говоря уже обо всём остальном, что держалось на одной вере, если она принята, как звенья одной цепи. Моей целью был раскол с Римскими Католиками, и не было другого средства для выполнения этой задачи и достижения цели. Не то удивительно для меня, что я сам заблуждался, а то, что один безумец смог стольких свести с ума", - и с этими словами он посмотрел искоса на некоторых известных в его время авторов догматических сочинений, преданных последователей его учения, которые не заметили всех противоречий этому в Священном Писании, несмотря на то, что они так очевидны.

Испытывающие ангелы сказали мне, что этот основатель ближе к обращению, чем многие другие, убедившие себя в оправдании одной верой, поскольку в детстве, до того, как он начал реформацию, он воспринял учение о превосходстве милосердия. Потому-то в своих сочинениях и в своих проповедях он преподнёс великолепное учение о милосердии. Из всего этого надо заключить, что его учение об оправдании одной верой коренилось в его внешнем природном, но не во внутреннем духовном человеке. Иначе у тех, которые в юности убедили себя в том, что в милосердии нет духовности; такое бывает само собой, когда оправдание одной верой основывается на доказательствах.

Я разговаривал с принцем Саксонским, с которым Лютер общался в мире. Он рассказал мне, как часто укорял Лютера за то, в частности, что тот отделял милосердие от веры, и провозглашал веру, а не милосердие, средством спасения, хотя не только Священное Писание связывает их как два всеобщих средства спасения, но и Павел ставил милосердие выше веры, говоря, что есть три: вера, надежда и милосердие, и большее среди них - милосердие (1 Кор. 13:13). Лютер, однако, каждый раз возражал, что он не может поступать иначе из-за Римских католиков. Принц этот теперь среди блаженных.

797. Что касается Меланхтона, то мне было дозволено многое узнать о его судьбе с того времени, как он только попал в духовный мир, и далее, причём не только от ангелов, но и от него самого, ибо я беседовал с ним много раз, хотя и не так часто и не так близко, как с Лютером. Объясняется это тем, что он не мог приблизиться ко мне, поскольку посвящал все свои исследования только оправданию одной верой, но не милосердию; я же был в окружении ангельских духов, преданных милосердию, которые препятствовали его сближению со мной.

Мне рассказали, что для него, как только он вошёл в духовный мир, был приготовлен дом, подобный тому, что был у него в мире. Так бывает там с большинством новоприбывших, благодаря чему они остаются в неведении о том, что они уже не в природном мире, а время, прошедшее с момента их смерти, кажется им не более чем сном. Всё в его комнате осталось по-прежнему; у него был тот же стол с теми же письменными приборами и ящиками, и книжный шкаф. Поэтому как только он оказался там, словно очнувшись от сна, он сел за стол и продолжил писать. Писал он снова об оправдании одной верой, и продолжал писать на протяжении нескольких дней, ни словом не упомянув милосердие. Почувствовав это, ангелы послали спросить его, почему он не пишет также и о милосердии. Он ответил, что Церковь никоим образом не связана с милосердием, поскольку, если бы милосердие было принято в качестве существенной составляющей Церкви, человек присвоил бы себе и заслугу оправдания, а значит, и спасения тоже, лишив этим веру её духовной сущности.

Когда это стало понятно ангелам, бывшим у него над головой, и об этом услышали ангелы, сообщавшиеся с ним, когда он был вне своего дома, они удалились. (У каждого новоприбывшего есть ангелы, сообщающиеся с ним первое время.) Через несколько недель с этого момента всё, чем он пользовался в своей комнате, стало постепенно затуманиваться и исчезать, пока, наконец, не осталось ничего, кроме стола, бумаги и чернильницы. Наряду с этим стало казаться, что стены его комнаты покрыты побелкой, пол вымощен жёлтым кирпичом, а сам он оделся в более грубую одежду.

Удивившись этому и расспрашивая окружающих, отчего так случилось, он получил ответ, что причиной тому - отделение им милосердия от Церкви, тогда как на самом деле милосердие есть сердце её. Поскольку он непрестанно отвергал милосердие и продолжал писать о вере как об одном и единственном существе Церкви и средстве спасения, всё более отдаляя милосердие, то он очутился в одной из подземных мастерских, полной подобных ему людей. Когда он хотел уйти, его задержали, объявив, что такова участь всех изгоняющих из дверей Церкви милосердие и добрые дела. Тем не менее, поскольку он был одним из реформаторов Церкви, по указанию Господа его освободили и отправили обратно в его прежнюю комнату, где у него не было теперь ничего, кроме стола, бумаги и чернильницы. Но те понятия, в которых он себя убедил, заставляли его марать бумагу всё теми же заблуждениями, и он неизбежно попадал снова к подобным ему узникам, а затем его опять отпускали. Освобождённый, он казался одетым в меха, поскольку вера без милосердия холодна.

Сам он говорил мне, что была другая комната, примыкавшая сзади к его собственной, в которой было три стола, и за ними сидели трое людей, которые, как и он сам, изгоняли милосердие; и там по временам возникал четвёртый стол, на котором появлялись разные чудовищные образы, которые, тем не менее, не могли спугнуть их. Он рассказал, что беседовал с этими людьми, и они убеждали его с каждым днём всё больше. Как бы то ни было, через некоторое время он устрашился и стал сочинять нечто о милосердии, но написанное сегодня он не мог уже прочесть завтра. Так бывает там с каждым, кто лишь от своего внешнего человека излагает что-либо на бумаге, но при этом не от своего внутреннего человека; пишется это только по побуждению, но не по свободному выбору, и поэтому стирается само собой.

После того как Господь начал основывать новые небеса, исходящий от них свет заставил его задуматься о том, что он, возможно, ошибается. Поэтому, боясь за свою судьбу, он осознал некоторые понятия о милосердии, заложенные в нём. Находясь в таком состоянии, он обратился к Слову, и тогда глаза его открылись, и он увидел, что Слово везде исполнено любви к Богу и любви к ближнему, и что, как сказал Господь, на этих двух Заповедях держатся закон и пророки, иначе говоря, всё Слово. С этого времени он переместился дальше на юго-запад, в другой дом. Там он беседовал со мной и сказал, что теперь его сочинения о милосердии не исчезают, как раньше, но смутно видны на следующий день.

Меня удивило, что звук шагов его напоминал мерное цоканье, словно подкованных сапог по каменному полу. Нужно добавить, что когда какой-либо новоприбывший из мира входил в его комнату, чтобы увидеться и поговорить с ним, он звал одного из духов-волшебников, способного силой воображения создавать различные приятные видения. Тот украшал его комнату росписями, цветистыми коврами и неким подобием книжного шкафа посередине. Но как только они уходили, эти видения исчезали, и возвращалась прежняя побелка и пустота. Однако всё это происходило, когда он ещё был в прежнем своём состоянии.

798. О Кальвине я слышал следующее.

1. Когда он только прибыл в духовный мир, он был совершенно уверен, что он в том мире, в котором родился. И хотя ангелы, поначалу бывшие в сообщении с ним, говорили ему, что он уже в их мире, а не в прежнем, он говорил: "У меня то же самое тело, те же руки и подобные же чувства". Ангелы поведали ему, что у него теперь субстанциальное тело, а прежде, кроме того, было материальное тело поверх него. Материальное тело было сброшено, и осталось одно субстанциальное, а именно оно делает человека человеком. Поначалу он это понял, но днём позже он снова стал думать, что он всё ещё в мире, где родился. Причина в том, что он был человеком чувственным, то есть тем, кто верит лишь предметам, доступным ощущениям тела. Из-за этого всякое положение его веры являлось выводом из его собственного разумения, но не из Слова. Он использовал цитаты из Слова только для того, чтобы вызвать одобрение простого народа.

2. По прошествии этого первого времени он покинул ангелов и странствовал, чтобы разузнать, есть ли где-либо такие, что с древних времён верили в предопределение. Ему сказали, что они далеко от того места, где он находится, заключены и скрыты, и нет к ним пути, кроме того, что проходит сзади под землёй. Однако же ученики Готтшалька до сих пор разгуливают на свободе, встречаясь время от времени в месте, которое на духовном языке называется Пиром. Поскольку он страстно желал их общества, он был введён в одно из собраний, где было несколько таких. Очутившись среди них, он почувствовал сердечную радость и внутренне сдружился с ними.

3. Но после того, как последователи Готтшалька низведены были к своим собратьям в пещеру, Кальвину стало беспокойно, отчего он стал искать, не найдётся ли где-нибудь для него убежища. Наконец его приняли в общество, состоявшее из одних простых людей, среди которых были, однако, и религиозные. Узнав, что о предопределении они ничего не знают и не способны понять, он удалился в один из уголков этого общества, где скрывался долгое время, не говоря ни слова о том, что касается Церкви. Так было предусмотрено, чтобы он мог отступить от своего заблуждения о предопределении, и чтобы составлены были ряды примкнувших к проклятой ереси о предопределении со времени Дортского Синода, которые затем друг за другом отправлены будут к своим собратьям в пещере.

4. Наконец Кальвина стали разыскивать люди, в наше время верившие в предопределение. В результате этих поисков он был найден на окраине общества, состоявшего из одного простого народа. Тогда его вызвали оттуда и отвели к одному государственному чиновнику, который был одержим тем же вздором, и потому принял его в свой дом и охранял его. Так продолжалось до того, как Господь начал основывать новые небеса. Тогда Кальвин, поскольку чиновник, его охранник, вместе со своими приспешниками был выброшен вон, удалился в один из домов терпимости и некоторое время оставался там.

5. В это время он мог свободно ходить куда угодно, и в том числе приближаться к тому месту, где был я. Таким образом, мне было дозволено говорить с ним, и в первую очередь я говорил о новых небесах, создаваемых теперь из тех, кто признаёт одного Господа Богом небес и земли, как Он Сам говорит у Матфея 28:18. Я рассказал ему, что люди эти верят, что Он и Отец - одно (Иоанн 10:30), и что Он в Отце, и Отец в Нём, и что каждый, кто видит и познаёт Его, видит и познаёт Отца (Иоанн 14:6-11). Таким образом, один Бог в Церкви, как и в небесах.

Когда я сказал это, он поначалу, как обычно, молчал. Однако через полчаса он нарушил молчание и сказал: "Разве Христос не человек, не сын Марии, жены Иосифа? Можно ли поклоняться человеку как Богу?" "А разве Иисус Христос не Искупитель и Спаситель наш, Бог и человек?" - возразил я. На это он ответил: "Он Бог и человек, но божественное не Его, а Отца".

"Где же тогда Христос?" - спросил я. "Он в самой нижней части небес", - сказал он, и в доказательство привёл Его смиренность перед Отцом, и то, что Он позволил распять Себя. Он добавил ещё несколько острых замечаний относительно поклонения Христу, всплывших при этом в его памяти от мира. Они вкратце сводились к тому, что поклонение Ему есть не что иное, как идолопоклонство. Он хотел сказать ещё что-то неподобающее об этом поклонении, но ангелы, бывшие со мной, заградили его уста. Я же, из стремления обратить его, сказал, что Господь, Спаситель наш, не только есть Бог и человек, но в нём Бог есть человек, а человек - Бог. В подтверждение я привёл слова Павла:

В Нём вся полнота Божества обитает телесно. Кол. 2:9

и Иоанна:

Он истинный Бог и вечная жизнь. 1 Ин. 5:20.

Я привёл и слова Самого Господа о том, что воля Отца, чтобы каждый, кто верит в Сына, имел жизнь вечную, а тот, кто не верит - не увидел жизни, но гнев Божий пребывал на нём (Иоанн 3:36; 6:40. Кроме того, я сказал, что Символ Веры, называемый Афанасиевым, гласит, что во Христе Бог и человек - не двое, а один, и что они являются одной личностью, так же, как душа и тело в человеке.

Слыша это, он ответил: "Что такое все эти отрывки из Слова, приведённые тобой, как не пустые высказывания? Разве Слово - не книга всех ересей? Оно - как флюгер на крышах или на кораблях, поворачивающийся в любую сторону, смотря по тому, куда дует ветер. Предопределение - вот единственно верный вывод, который можно сделать из всех религий. Вот обитель и место встречи для всего, что относится к религии. Вера, средство оправдания и спасения, служит в нём алтарём и святилищем. У кого из людей есть свобода воли в духовных вопросах? Не даром ли даётся всё, что касается спасения? Возражения против такой точки зрения, а значит, против предопределения, для моих ушей и моего понимания не более чем отрыжка или урчание в желудке. Исходя из этого, я уяснил для себя, что Церковь, в которой учат чему-либо, в том числе по Слову, вместе с её прихожанами, подобна зверинцу, в котором заключены как овцы, так и волки. Но на волках надеты намордники в виде законов гражданского правосудия, чтобы они не могли напасть на овец (под овцами я понимаю предопределённых). Выразительные проповеди, произносимые там, - не более чем нескончаемые рыдания, вырывающиеся из груди. Но я исповедую тебе свою веру, вот она. Есть Бог, Он всемогущ. Никто не спасается, кроме тех, которые избраны и предопределены Богом Отцом. Всякому другому назначена его участь, или его судьба".

Услышав такое, я очень рассердился и ответил: "Ты говоришь отвратительные вещи! Прочь, злой дух! Разве ты не знаешь, находясь в духовном мире, что есть небеса и ад, а предопределение означает, что некоторые люди предназначены в небеса, а другие - в ад? Следовательно, у тебя не может быть иного представления о Боге, кроме того, что Он - тиран, который своих любимцев принимает в город, а остальных отдаёт на расправу. Стыдись!"

Затем я прочитал ему, что написано в наставлении Евангелистов, которое называется "Формулой Согласия", об ошибочном учении Кальвинистов по поводу поклонения Господу и предопределения. О поклонении Господу в этом учении сказано:

Если упование и сердечная вера воздаются Христу не только в Его Божественной природе, но и в Его человеческой природе, и в богослужении почитаются обе природы, - это отвратительное идолопоклонство.

Предопределение описывается так:

Христос умер не за всё человечество, а только за избранных. Бог создал большинство людей для вечного проклятия, и не желает обращения и жизни большинства. Избранные и возрождённые не могут лишиться веры и Духа Святого, даже если совершат различные тяжкие грехи и преступления. Те же, которые не избраны, прокляты неизбежно, даже если крестились тысячу раз и ежедневно приступали к Причастию, ведя при этом самую святую и безупречную жизнь, какая только возможна.

Прочитав это, я спросил, из его ли учения выведено написанное в этой книге. Он ответил утвердительно и добавил, что не может вспомнить, его ли перу принадлежат эти самые выражения, но что его устам - это точно.

Услышав это, все слуги Господа покинули его, а сам он поспешил прочь по дороге, ведущей в пещеру, населённую убеждёнными сторонниками мерзкого учения о предопределении. Я потом разговаривал с некоторыми узниками этой пещеры и расспрашивал об их участи. Они сказали, что должны трудиться, чтобы заработать на жизнь; между собой все они враждуют, каждый только и ищет случая нанести вред другому, а при малейшей возможности так и делает, поскольку в этом состоит удовольствие их жизни. (Ещё о предопределении и его сторонниках написано мной выше, 485-488).

799. Я беседовал со многими последователями этих троих основателей, а также со многими еретиками. Мне дано было сделать вывод, что каждый из них, кто вёл жизнь милосердия, а тем более тот, кто любил истину за то, что она истина, в духовном мире позволяет наставлять себя и воспринимает учения новой Церкви. Тот же, кто убедил себя в ложном религиозном веровании, равно как и тот, кто вёл дурную жизнь, не позволяет учить себя; такие мало-помалу удаляются от новых небес и приобщаются к подобным им людям, находящимся в аду. Там они всё больше и больше утверждаются против поклонения Господу, и до такой степени, что не могут вынести даже имени Иисуса. Обратное тому в небесах: там все единодушно признают Господа Богом небес.