Начало Глава 14. Конец века, пришествие Господа,
новые Небеса и новая Церковь (2)

4. За ночью следует утро, а утро - это пришествие Господа

764. Последовательные состояния Церкви вообще и в частности описываются в Слове четырьмя временами года: весной, летом, осенью и зимой, и четырьмя временами суток: утром, днём, вечером и ночью. Поскольку нынешняя Христианская Церковь - это ночь, значит, близко утро, то есть первое время новой Церкви. Из следующих отрывков можно заключить, что последовательные состояния Церкви описываются в Слове как четыре времени суток:

На вечер и утро - две тысячи триста дней; и тогда святое будет оправдано. Видение о вечере и утре истинно. Дан. 8:14,26.
Кричат мне с Сеира: Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Исаия 21:11,12.
Конец пришёл, пришло утро на тебя, житель земли! Вот: день пришёл, утро наступило. Иез. 7:6,7,10.
Иегова утро за утром будет являть суд Свой в свете, Он не обманет надежд. Соф. 3:5.
Бог посреди неё, Бог поможет ей ранним утром. Пс. 45:6.
На Иегову я уповал. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра. Ибо у Него искупление в изобилии, и Он избавит Израиль. Пс. 129:5-8.

В этих отрывках вечер и ночь означают последнее время Церкви, а утро - первое. Сам Господь также именуется утром в следующих местах:

Сказал Бог Израиля, говорила мне Скала Израиля. Он как свет утра, безоблачного утра. 2 Цар. 23:3,4.
Я - корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. Откр. 22:16.
От чрева зари роса юности твоей на тебе. Пс. 109:3.

Всё это сказано о Господе. Именно потому, что Господь - утро, Он восстал из гробницы рано утром, чтобы положить начало новой Церкви (Марк 16:2,9). Что следует ждать пришествия Господа, ясно видно из Его предсказаний у Матфея:

Когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики говоря: какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.
После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого; и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой. Матф. 24:29,30; Марк 13:26; Лука 21:27.
Как было во времена Ноя, так будет пришествие Сына Человеческого. Поэтому готовьтесь, ибо в то время, когда не ждёте, придёт Сын Человеческий. Матф. 24:37,39,44,46.

У Луки:

Когда придёт Сын Человеческий, найдёт ли Он веру на земле? Лука 18:8.

У Иоанна:

Иисус сказал об Иоанне: Если Я хочу, чтобы он пребывал, доколе Я не приду… Иоанн 21:22,23.

В Деяниях Апостолов:

И когда они смотрели, как Иисус возносится в небеса, предстали им два мужа в белой одежде и сказали: Иисус, вознёсшийся от вас в небеса, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим в небеса. Деян. 1:9-11.
Господь, Бог святых пророков, послал Ангела Своего показать слугам Своим то, что должно произойти. Вот: скоро приду. Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги. Вот: скоро приду, и награда Моя со Мной, чтобы воздать каждому по делам его. Откр. 22:6,7,12.

Далее:

Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать всё это вам в Церквах. Я - корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. И дух и невеста говорят: Приди! И слышавший да скажет: Приди! Жаждущий пусть приходит, и всякий желающий пусть берёт воду жизни бесплатно. Откр. 22:16,17.

И далее:

Свидетельствующий обо всём этом говорит: Да, Я приду скоро! Аминь, приди, Господь Иисус! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Откр. 22:20,21.

766 .Господь присутствует при каждом человеке, убеждая и настаивая, чтобы Его приняли. Если человек принимает Его, это и есть Его первое пришествие, называемое зарёй. Так происходит тогда, когда человек признаёт Его своим Богом, Создателем, Искупителем и Спасителем. С этого времени разум человека просвещается относительно духовных предметов, и продвигается поэтому ко всё более и более внутренней мудрости. По мере того, как он принимает мудрость от Господа, он переходит из утра в день и пребывает в свете дня до самой старости и смерти. После смерти он попадает в небеса, к Самому Господу, и там, несмотря на то, что умер стариком, возвращается к утру своей жизни, в котором и пребывает вечно, взращивая мудрость, посаженную в нём в природном мире.

767. Человек, обладающий верой в Господа и милосердием к ближнему, представляет собой Церковь в малом виде. Из таких людей состоит Церковь в большом виде. Удивительно, но каждый ангел, в какую бы сторону ни поворачивался он телом и лицом, видит Господа перед собой. Ибо Господь есть солнце ангельских небес, которое является у них перед глазами, когда они размышляют на духовные темы. То же самое и с человеком в мире, относительно его духовного зрения, если он носит в себе Церковь. Но из-за того, что его духовное зрение застилается природным зрением, которое поддерживается остальными чувствами, устремлёнными к телесному и мирскому, он остаётся в неведении об этом состоянии своего духа. Такое видение Господа перед собой, независимо от собственного обращения, обусловлено тем, что всякая истина, от которой происходит мудрость и вера, и всякое добро, которое ведёт к любви и милосердию, исходят от Господа и являются Господним в человеке. Поэтому каждая отдельная истина мудрости представляет собой как бы зеркало, в котором виден Господь, а каждое отдельное добро, составляющее любовь, есть образ Господа. Вот причина этого удивительного явления.

Злой дух, напротив, всё время отворачивается от Господа и смотрит в сторону своей любви, причём независимо от того, куда он оборачивается телом и лицом. Объясняется это тем же самым, но в противоположном смысле. Ведь каждое зло обращается в некое подобие своей главной любви, а ложь, от него происходящая, отражает это подобие, как зеркало.

Нечто подобное должно быть присуще и природе, о чём можно заключить из того, как некоторые растения стремятся возвыситься над окружающими зарослями и пробиться к солнцу. Некоторые из них поворачиваются вслед за солнцем во всём его дневном пути от восхода до заката, чтобы созревать под его лучами. Я не сомневаюсь, что такие усилия и стремления свойственны каждому ростку и ветке любого дерева, но сдерживаются недостаточной гибкостью и неспособностью поворачиваться. Кроме того, как ясно показывают исследования, любой водоворот, как в водоёмах, окружённых сушей, так и в океанах, сам собой вращается в направлении движения солнца.

Почему бы и человеку, созданному по образу Бога, не вести себя так же, если только он по свободе своей воли не извращает те усилия и стремления, которые заложены в нём Создателем? Здесь можно привести ещё сравнение с невестой, у которой всё время перед глазами образ её мужа, отражающийся, как в зеркале, в его подарках; она ждёт не дождётся, когда он придёт к ней, и с радостью принимает его, когда он приходит, ведь сердце в груди её бьётся от любви.

5. Пришествие Господа вовсе не означает, что Он придёт, чтобы истребить видимое нами небо и землю, на которой мы живём, и создать новое небо и новую землю, как многие до сих пор воображали, не понимая духовного смысла Слова

768. Современные Церкви в основном держатся того мнения, что Господь, когда придёт свершить Последний Суд, явится в небе на облаках, в сопровождении ангелов и с трубным звуком; и что Он соберёт всех жителей земли вместе с умершими. Затем Он отделит злых от добрых, как пастух отделяет козлов от овец, и бросит злых, то есть козлов, в ад, а добрых, то есть овец, вознесёт в небеса. При этом Он создаст новое видимое небо и новую обитаемую землю, на которую Он ниспошлёт город, именуемый Новым Иерусалимом и выстроенный по описанию в Откровении гл. 21 из яшмы и золота, со стенами на основаниях из всякого рода драгоценных камней; высота, ширина и длина его будут одинаковы - по двенадцать тысяч стадий. В этом городе соберутся все избранные, как живущие, так и все почившие от начала мира. Они вернутся в свои тела и будут затем наслаждаться вечной радостью в этом величественном городе, который станет для них небесами. Таково мнение, господствующее теперь в Христианских Церквах относительно пришествия Господа и Последнего Суда.

769. О состоянии душ после смерти мнения вообще и в частностях следующие. После смерти человеческие души - это некие воздушные образования, которые многим представляются чем-то вроде дуновений ветра. В таком виде они пребывают до судного дня либо в центре земли, служащем для них тем "где-то", в котором они должны располагаться, либо на "окраинах", описанных ранними Отцами. Но по этим вопросам имеются разногласия. Одни утверждают, что души - это эфирные или воздушные образования, подобные призракам и привидениям, живущие частью в воздухе, частью в лесах, а частью в воде. Другие утверждают, что души ушедших переносятся на другие планеты или звёзды, где им даётся жилище. Иные говорят, что через тысячи лет они вернутся в свои тела. Большинство же считает, что они хранятся до того времени, когда вся вселенная и земной шар со всеми его землями и морями подвергнется истреблению огнём, который либо вырвется из центра земли, либо обрушится с неба подобно всепоглощающей молнии. Вслед за тем откроются могилы, заключённые души облекутся снова в свои тела и будут перенесены в святой город Иерусалим. Таким образом, они будут жить в сияющих телах все вместе на новой земле, одни ниже, другие выше; ведь высотой город будет в двенадцать тысяч стадий, как и длиной, и шириной (Откр. 21:16).

770. Что если спросить духовное лицо или мирянина, действительно ли они верят всему этому? Например, что люди, жившие до потопа, включая Адама и Еву, и жившие после потопа, среди которых были Ной и его дети, Авраам, Исаак и Иаков, все пророки и апостолы, а также и остальные человеческие души, до сих пор заключены в недрах земли или витают в эфире, или в воздухе; что эти души облекутся в свои тела и срастутся с ними, несмотря на то, что трупы их были съедены червями, крысами или рыбами, либо, как египетские мумии, выпотрошены людьми, и что от некоторых из них остались лишь скелеты, обожжённые солнцем или превратившиеся в прах; что звёзды упадут на землю, тогда как любая звезда значительно больше земли. Спросите их: разве всё это не бессмыслица, которую рассудок сам может развеять как противоречие? На это у них либо не будет ответа, либо они скажут: "Это - предмет веры, которой мы подчиняем свой разум". Другие скажут, что не только это, но и многое другое, лежащее за пределами разума, возможно всемогуществу Бога. Когда они говорят о вере или о всемогуществе, разумные суждения исключены. Здравый рассудок тогда исчезает, превращаясь в ничто, или становится призраком и называется безумием. "Разве обо всём этом не говорится в Слове? - Добавляют они. - Всякий должен думать и говорить так, как учит нас Слово".

771. Как было показано в главе о Священном Писании, Слово по буквальному смыслу написано видимостями и соответствиями. Поэтому каждая частность его содержит духовный смысл, в котором любая истина явлена в своём собственном свете, тогда как буквальный смысл находится в тени. И чтобы люди новой Церкви не заблудились, подобно людям старой Церкви, в тени, скрывающей буквальный смысл Слова, в особенности о небесах и аде, о своей жизни после смерти, а в данном случае - о пришествии Господа, Господу угодно было открыть зрение моего духа и ввести меня в духовный мир. Мне было дано не только говорить с духами и ангелами, с родными и друзьями, и даже с царями и князьями, окончившими свой путь в природном мире, но и лицезреть чудеса небесные, а равно и удручающие картины ада. Таким образом я узнал, что люди не проводят время в некоем "где-то" в глубине земли и не витают в воздухе или в пустоте слепыми и глухими, но живут как люди, в осязаемых телах и в состоянии намного более совершенном, чем то, в котором они находились ранее в своих материальных телах, если они причислены к блаженным.

Итак, для того, чтобы люди по незнанию не впадали в ещё более глубокие заблуждения, будто небо, видимое нами, и земля, на которой мы живём, подлежат истреблению, а значит, и о духовном мире, что приводит к поклонению природе и неизбежно - к безбожию, которое теперь начинает укореняться во внутреннем рассудочном уме учёных, и чтобы это безбожие не распространилось, подобно омертвению в тканях тела, и не поразило вместе с тем внешний ум, управляющий речью, - ради всего этого Господь повелел мне возвестить обо всём, что я видел и слышал, о небесах и об аде, о Последнем Суде, разъяснить Откровение, повествующее о пришествии Господа, о прежних небесах и новых небесах, и о святом Иерусалиме. Прочитав и поняв написанное об этом в моих книгах, каждый сможет увидеть, что подразумевается под пришествием Господа, новыми небесами и Новым Иерусалимом.

6. Это второе пришествие Господа происходит сейчас для того, чтобы разделены были злые и добрые, а те, кто верят и верили в Него, спаслись и составили новые ангельские небеса и новую Церковь на земле. Без этого не спаслась бы никакая плоть

772. В предыдущем разделе я показал, что это второе пришествие Господа не имеет целью истребить видимое нами небо и землю, на которой мы живём. И вообще, оно предназначено не истребить, а создать нечто, а значит, не осудить, а спасти тех, которые со времени Его первого пришествия верили в Него, и которые затем будут верить в Него. Это очевидно из следующих слов Господа:

Бог послал Сына Своего в мир, не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал в имя единородного Сына Божьего. Иоанн 3:17,18.

И ещё:

Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. У того, кто отвергает Меня и не принимает слов Моих, есть судья. Слово, которое Я сказал, будет судить его. Иоанн 12:47,48.

Последний Суд произошёл в духовном мире в 1757 году, о чём я поведал в моей короткой книге О Последнем Суде, изданной в 1758 году в Лондоне, а затем - в Дополнении о Последнем Суде (Амстердам, 1763). Я могу свидетельствовать об этом, потому что видел всё собственными глазами в полном бодрствовании.

773. Пришествие Господа имеет целью образование новых небес из тех, кто верил в Него, и основание новой Церкви для тех, кто будет верить в Него с этого времени; вот две цели Его пришествия. Цель творения вселенной заключалась не в чём ином, как в образовании из рода человеческого ангельских небес, в которых жили бы в вечном блаженстве все верящие в Бога. Ибо у Божественной любви, которая в Боге и по существу есть Бог, не может быть другой цели; равно и Божественная мудрость, которая тоже в Боге и есть Бог, не может действовать по-другому. Поскольку же создание вселенной имело целью образование ангельских небес из рода человеческого, и в то же время Церкви на земле, посредством которой человек может попасть в небеса, и поскольку спасение человечества, осуществляющееся только через людей, рождающихся в мире, является, таким образом, продолжением творения, то и говорится так часто в Слове о творении, под которым разумеется создание для небес. Например, в следующих местах:

Сердце чистое сотвори мне, Боже, и дух непоколебимый обнови внутри меня. Пс. 50:12.
Отверзаешь руку Твою - насыщаются благом, посылаешь дух Свой - создаются. Пс. 103:28,30.
Люди, которые будут созданы, восхвалят Иегову. Пс. 101:19.
Так говорит Иегова, Создатель твой, Иаков, устроивший тебя, Израиль: Я искупил тебя, Я назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Каждый, кто называется именем Моим, того я сотворил для славы Моей. Исаия 43:1,7.

Это сказано о царе Тира.

Чтобы увидели, познали, вняли и уразумели, что рукой Иеговы сделано это, и Святой Израилев создал это. Исаия 41:20.

Отсюда видно, что означает "творить" в следующих отрывках:

Иегова, творящий небеса и простирающий землю, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Исаия 42:5; 45:12,18.
Вот, Я творю новые небеса и новую землю. Веселитесь вовеки о том, что Я творю. Вот, Я сотворю Иерусалим, который будет весельем. Исаия 65:17,18.

774. Господь присутствует непрерывно при каждом человеке, злой он или добрый, ибо никто не может жить без Его присутствия. Но пришествие Его - только для принимающих Его, то есть для верящих в Него и соблюдающих Его Заповеди. Присутствие Господа даёт человеку способность к рассуждению и возможность стать духовным, благодаря свету, исходящему от Господа как солнца духовного мира, и принимаемому человеком в свой разум. Этот свет есть истина, дающая ему силу рассудка. Между тем пришествие Господа бывает для тех людей, которые объединяют тепло с этим светом, то есть объединяют любовь с истиной. Ибо тепло того солнца является любовью к Богу и к ближнему. Само Господне присутствие с тем просвещением, которое оно приносит разуму, можно уподобить присутствию солнечного света в мире; если бы этот свет не сопровождался теплом, земля бы опустела. А пришествие Господа можно сравнить с наступлением тепла, как бывает весной, когда тепло сочетается со светом, отчего земля размягчается и семена в ней прорастают, принося плоды. Вот как можно сопоставить духовное окружение человеческого духа с природным окружением его тела.

775. О людях Церкви всех вместе, или вообще, можно сказать то же самое, что и о человеке отдельно взятом, или в частности. Люди в целом, или все вместе, составляют Церковь из многих; а человек сам по себе, или взятый отдельно, представляет собой Церковь в каждом из этих многих. Во всём, что угодно, в соответствии с Божественным порядком, общее сочетается с частным, а иначе частное не может ни возникнуть, ни существовать. В связи с этим не может быть ни одной составляющей части человеческого тела без того общего, что окружает их все. Составляющие части человеческого тела - это внутренности и все их части; общее же для них - это покровы, со всех сторон окружающие не только всё тело, но и каждый внутренний орган, и каждую часть его. Сказанное относится ко всем животным, птицам и червям, а равно и к любым деревьям, кустам и семенам. Ни струнные, ни духовые инструменты не могли бы издать и звука, если бы не было того общего, от которого каждая нота вообще получает звучание, чтобы её можно было сыграть. То же самое и с чувствами тела: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием, а равно и с внутренними чувствами, присущими духу.

Все эти примеры приведены здесь для того, чтобы было ясно, что в Церкви тоже есть общее и частное, а также самое общее, и что поэтому было четыре Церкви, сменивших друг друга. Эта смена дала развитие самому общему в них как в едином целом, а также общему и частному в каждой из них по очереди. Так же и в теле человека есть две самые общие части, от которых получают своё существование все его общие составляющие и многочисленные частные. Эти две самые общие части - сердце и лёгкие, а в духе - воля и разум. От этих двух пар составляющих зависит всё, на чём держится жизнь человека вообще и в частности; без них всё распалось бы на части и погибло. То же самое было бы с ангельскими небесами и родом человеческим, да и со всем мирозданием, если бы всё вообще и в каждой составляющей не поддерживалось бы Богом, Его любовью и мудростью.

7. Господь в этом втором пришествии является не лично, а Словом, которое от Него; Он и есть Слово

776. Многие отрывки гласят, что Господь придёт на облаках небесных, например: Матф. 17:5; 24:30; 26:64; Марк 14:62; Лука 9:34,35; 21:27; Откр. 1:7; 14:14; Дан. 7:13. Но никто до сих пор не знал, что такое облака небесные; всякий думал, что Он явится на них лично. Тем более было неизвестно, что облака небесные означают Слово в его буквальном смысле, и что слава и сила, с которыми Он явится в этот раз (Матф. 24:30), означают духовный смысл Слова. Всё потому, что никто не мог и предположить, что Слово имеет духовный смысл, который в данном случае и составляет суть. Поскольку же Господь открыл мне духовный смысл Слова и позволил мне общаться с ангелами и духами в их мире, словно бы я был одним из них, то теперь явлено, что облака небесные означают Слово в его природном смысле, а сила означает силу Господа через Слово. Такой смысл выражения "облака небесные" виден из следующих мест Слова:

Нет подобного Богу Израилеву, скачущему по небесам, и в величии Своём на облаках. Втор. 33:26,27.
Пойте Богу, хвалите имя Его, превозносите Того, Кто скачет верхом на облаках. Пс. 67:5.
Иегова скачет верхом на облаке лёгком. Исаия 19:1.

Скакать верхом - значит наставлять в Божественных истинах Слова, потому что лошадь означает понимание Слова (AR 298). Всякому понятно, что Бог не скачет верхом на облаках. Далее:

Бог скакал на херувимах, и облака небесные сделал шатром Своим. Пс. 17:11,12.

Херувимы тоже означают Слово (AR 239, 672).

Иегова заключает воды в облаках Своих, и над престолом Своим простирает облако Свое. Иов 26:8,9.
Отдайте власть Богу, сила Его - на облаках. Пс. 67:35.
Сотворит Иегова над всяким жилищем Сиона облако во время дня; ибо слава будет покровом всему. Исаия 4:5.

Слово в его буквальном смысле изображается также облаком, в котором Иегова сошёл на Гору Синай, когда провозгласил Закон. Провозглашённые тогда основы Закона стали началами Слова.

В подтверждение можно привести следующее. В духовном мире, как и в природном, тоже есть облака, но происхождение их иное. В духовном мире над небесами ангелов иногда бывают сияющие облака, а над адами - мрачные тучи. Сияющие облака над ангельскими небесами знаменуют собой неясность, происходящую в них от буквального смысла Слова; а когда облака рассеиваются, это значит, что духовный смысл принёс им свою ясность. Мрачные тучи над адами знаменуют собой искажение и извращение Слова. Облака в духовном мире имеют такое значение по той причине, что свет, исходящий от Господа как солнца того мира, представляет собой Божественную истину, отчего Он и называл Себя светом (Иоанн 1:9; 12:35). Потому же и само Слово, хранимое в святилищах тамошних храмов, является в окружении чистого белого сияния, которое может затуманиваться облаками.

777. Из следующего места у Иоанна понятно, что Господь есть Слово:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью. Иоанн 1:1,14.

Слово в приведённом отрывке - это Божественная истина, потому что у Христиан нет иного источника Божественной истины, кроме Слова. Это тот источник, из которого все Церкви, носящие имя Христа, в изобилии черпают живые воды, и хотя они находятся как бы в облаке, состоящем из его природного смысла, тем не менее, они также в славе и силе, которые состоят из его духовного и небесного смыслов. Слово заключает в себе три смысла: природный, духовный и небесный, каждый внутри предыдущего, как показано в главах о Священном Писании и о Десяти Заповедях, или Катехизисе (главы 4 и 5). Отсюда ясно, что у Иоанна Слово означает Божественную истину. Дополнительное подтверждение этому Иоанн даёт в своём Первом Послании:

Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разум, чтобы мы знали истину; и мы в истине, в Сыне Его Иисусе Христе. 1 Иоанн 5:20.

Потому-то Господь и говорил так часто "Аминь, говорю вам". "Аминь" по-еврейски значит "истина". Сам Он называется "Аминь" (Откр. 3:14) и "истина" (Иоанн 14:6). Если спросить современных учёных, что означает "Слово" в Иоанн 1:1, они ответят: "Слово в его исключительности"; так в чём же исключительность Слова, как не в Божественной истине?

Из всего этого очевидно, что Господь сейчас является в Слове. Он не явится лично, потому что с того момента, когда Он вознёсся в небеса, Он пребывает в Своём прославленном Человеческом и, будучи в нём, не может явиться никому из людей, не открыв сначала глаза его духа; а это никак невозможно, если человек находится в состоянии зла и происходящей от него лжи, то есть никому из козлов, которых Он поместил слева от Себя. Поэтому когда Он явился ученикам, Он сначала открыл им глаза; ибо написано:

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Лк 24:31.

То же самое произошло и с женщинами у гробницы после воскресения. Потому-то они и увидели ангелов, сидящих в гробнице и говорящих с ними, которых никто не мог бы увидеть материальными глазами. И Апостолы перед воскресением видели Господа в Его прославленном Человеческом не телесными глазами, а в духе, в состоянии, которое кажется сном при возвращении из него. Это понятно из Его преображения перед Петром, Иаковом и Иоанном, о которых читаем, что они отягчены были сном (Лука 9:32). Поэтому ни к чему думать, будто Господь лично явится на облаках небесных; Он явится Словом, которое от Него; Он и есть Слово.

778. У каждого человека своя любовь и своё разумение. Всё, что исходит от него, сущностью своей обязано этим двум существенным составляющим, или общим свойствам его жизни. Вследствие этого ангелы узнают, что человек собой в сущности представляет, по близкому общению с ним; они могут распознать его любовь по звуку его голоса, а его разумение - по тому, что он говорит. Это объясняется тем, что две самые общие составляющие жизни человека - это его воля и разум. Воля - это приёмник и вместилище любви человека, а разум - приёмник и вместилище его разумения. Следовательно, всё исходящее от человека - как деятельность, так и слова его - составляют его и являются самим человеком.

Так же и Господь, но в высшей степени, является Божественной любовью и Божественной мудростью, или, что то же самое, Божественным добром и Божественной истиной. Ибо Его воля принадлежит Божественной любви, а Божественная любовь принадлежит Его воле, и Его разум принадлежит Божественной мудрости, а Божественная мудрость принадлежит Его разуму. Человеческий образ является их вместилищем. Отсюда можно составить себе некоторое понятие о том, каким образом Господь есть Слово. Напротив, всякий противник Слова, то есть противник Божественной истины в нём, и поэтому противник Господа и Его Церкви, являет собой своё собственное зло и свою собственную ложь, как в отношении своего ума, так и в отношении его действия в теле, проявляющегося в деятельности и словах.