Глава 14. Конец века, пришествие Господа, новые Небеса и новая Церковь (1)
1. Конец века - это последнее время, или конец Церкви
753. Эта земля видела много Церквей, и все они с течением времени приходили к своему концу, вслед за чем возникали новые, и так далее, до наших дней. Церковь приходит к своему концу, когда в ней не остаётся уже никакой Божественной истины, но лишь искажённая и отвергнутая истина. Где нет подлинной истины, там не может быть и никакого подлинного добра, поскольку любое качество добра образуется истинами; ибо добро является сущностью истины, а истина - формой добра, и никакое качество не может существовать без формы. Добро и истина могут быть разделены не более, чем воля и разум, или, что то же самое, чем склонность любви и мысль, которой она даёт начало. Следовательно, когда истина в Церкви истощается, то же самое происходит и с её добром. При этом Церковь прекращает своё существование, то есть приходит к своему концу.
754. Церковь приходит к своему концу по-разному. В основном из-за таких обстоятельств, в которых ложь начинает казаться истиной; если же ложь принимают за истину, то добро - если это добро по сущности, называемое духовным добром, - не может далее существовать. Всё, что затем считается добром, является лишь добром природным, происходящим от нравственной жизни. Главной причиной истощения истины, а вместе с нею и добра, служат два природных вида любви, полностью противоположные двум духовным видам любви. Они называются любовью к себе и любовью к миру. Когда любовь к себе господствует, она противоположна любви к Богу; когда любовь к миру господствует, она противоположна любви к ближнему. Любовь к себе - это желание добра одному себе, а если другому, то только ради себя; подобно тому и любовь к миру. Как только эти виды любви берут власть, они распространяются, как гангрена по телу, разрушающая постепенно все его части. Что такая любовь овладевала Церквями прошлого, ясно из описания Вавилона (Бытие 11:1-9; Исаия, гл. 13,14 и 47; Иер. гл. 50; Дан. 2:31-47; 3:1-7 сл.; гл. 5; 6:8-до конца; 7:1-14; и в Откровении, гл. 17 и 18). В своём конце Вавилон так вознёсся, что не только присвоил Божественную власть Господа, но и сделал всё возможное, чтобы захватить все сокровища мира.
По некоторым признакам и далеко не обманчивым наблюдениям можно заключить, что не только в Вавилоне у многих руководителей Церкви могли бы обнаружиться такие виды любви, если бы их власть не обуздывалась и, вследствие того, не ограничивалась. Чего ещё можно ожидать от подобных людей, кроме того, что они будут считать себя богами, мир - небесами, и извратят всю истину в Церкви? Ибо подлинную истину, которая истинна по сути, не может познать и признать человек чисто природный; и Бог не может наделить его этой истиной, потому что она станет тогда своей противоположностью и превратится в ложь. Наряду с этими двумя видами любви есть ещё много причин, по которым истина и добро истощаются, отчего настаёт конец Церкви; но всё это - вторичные причины, подчиняющиеся двум первым.
755. Что конец века - это последнее время Церкви, ясно из тех мест в Слове, где о нём говорится. Например:
Я слышал о конце и истреблении, определённом от Иеговы для всей земли. Исаия 28:22. Истребление неизбежно, правда одолела; ибо Господь Иегова Саваоф совершает истребление и определяет конец всей земле. Исаия 10:22,23. Огнём ревности Иеговы будет пожрана вся земля, ибо внезапное истребление совершит Он над всеми жителями земли. Соф. 1:18.
Земля во всех этих отрывках означает Церковь, поскольку имеется в виду земля Ханаанская, в которой была Церковь. То, что земля, или страна, означает Церковь, было подтверждено многими примерами из Слова в AR 285, 902.
Наконец, на крыльях мерзостей запустение, пока не придёт конец и истребление, будет литься на опустошённое. Дан. 9:27.
Здесь у Даниила говорится о конце нынешней Христианской Церкви; см. Матф. 24:15.
Вся земля будет опустошена, но истребления ещё не сделаю. Иер. 4:27. Беззаконие Аморреев еще не окончилось. Бытие 15:16. Иегова сказал: Сойду и посмотрю, закончено ли у них так, как достиг меня вопль, восходящий ко Мне, или нет. Бытие 18:21.
Это сказано о Содоме. Последнее время нынешней Христианской Церкви подразумевалось также Господом под концом века в следующих местах:
Ученики спросили Иисуса: Какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3. Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их. Пшеницу уберите в житницы. Так будет в конце века. Матф. 30,39,40. Так будет в конце века: выйдут ангелы, и отделят злых от праведных. Матф 13:49. Иисус сказал ученикам: Вот, Я с вами до самого конца века. Матф. 28:20.
Необходимо знать, что опустошение, запустение и истребление имеют одно и то же значение: конец. Однако запустение означает конец истины, опустошение - конец добра, а истребление - окончательное истощение того и другого. Полнота времени, при которой Господь пришёл в мир, и при которой Он снова придёт, - это тоже конец.
756. В природном мире имеется множество примеров для понимания конца века. Ибо здесь, на земле, всё стареет и всему приходит конец, в череде последовательных состояний, которая называется круговоротом. Время тоже идёт по кругу, как в общем, так и в частности. В общем - год протекает от весны к лету и через осень к своему концу, то есть зиме, и далее снова к весне. Это тепловой круг. В частности - день проходит от утра через полдень к вечеру, и заканчивается ночью, за которой возвращается снова к утру. Это световой круг. Каждый человек тоже проходит через свой природный круг жизни, начиная с детства, вступая затем в юность и зрелость, старея и умирая. То же самое и любая птица небесная и любой зверь земной. И всякое дерево тоже, начинаясь с ростка, вырастает до своей полной высоты, а затем постепенно увядает и погибает. То же самое происходит с любым кустом и любой травой, и даже с любым листом и цветком, да и с самой землёй, которая с течением времени становится бесплодной. То же и стоячие водоёмы, которые мало-помалу загнивают.
Всё это показывает, как повторяется конец предметов природных и временных, которые затем постоянно возобновляются. Ибо когда одно проходит от своего начала до своего конца, появляется подобное ему другое. Таким образом, всё рождается и умирает, и рождается вновь, отчего и возможно сохранение творения. Всё сказанное относится и к Церкви, поскольку Церковь - это люди, которые в общем смысле все составляют Церковь. Одно поколение сменяет другое, и нравы постоянно меняются. Раз укоренившись, порок передаётся следующим поколениям как предрасположенность к пороку, и не может быть искоренён иначе как возрождением, которое может осуществить только Господь.
2. Настоящее время - последнее время Христианской Церкви, предречённое и описанное Господом в Евангелиях и Откровении
757. В предыдущем разделе было показано, что конец века означает последнее время Церкви. Из этого ясно, что подразумевается под концом века, о котором говорил Господь в Евангелиях (Матф., глава 24; Марк, глава 13; Лука, глава 21). Ибо написано:
Когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики и спросили наедине: какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.
Тогда Господь стал предсказывать и описывать конец, который должен постепенно настать к Его приходу, и как Он придёт на облаках небесных с силой и славой, и соберёт вместе Своих избранных, и многое другое (стихи 30,31); однако ничего такого не произошло, когда был разрушен Иерусалим. Господь, описывая всё это, говорил пророческим языком, в котором любое слово наполнено глубоким смыслом. Смысл этих описаний подробно разъяснён в Небесных тайнах, 3353-3356, 3486-3489, 3650-3655, 3751-3757, 3897-3901, 4056-4060, 4229-4231, 4332-4335, 4422-4424.
758. Всё, о чём говорил Господь с учениками, относилось к последнему времени Христианской Церкви. Это хорошо видно из Откровения, где имеются такие же предсказания о конце века и пришествии Господа. Все они были подробно разъяснены в "Апокалипсисе открытом". Итак, поскольку то, о чём говорил Господь Своим ученикам, совпадает с тем, что явлено Им на эту тему через Иоанна в Откровении, совершенно ясно, что Он имел в виду конец именно Христианской Церкви наших дней. Кроме того, о конце этой Церкви было пророчество у Даниила, почему и сказал Господь:
Когда увидите мерзость запустения, предречённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте (заметь себе хорошенько всякий читающий)... Матф. 24:15, Дан. 9:27.
Подобные замечания есть и у других пророков.
Такая мерзость запустения и настала теперь в Христианской Церкви, что будет более ясно из Приложения, где показано, что в этой Церкви не осталось ни одной подлинной истины, и что если не будет образована новая Церковь взамен нынешней, никакая плоть не может спастись, как сказал Господь у Матфея, 24:22. Те люди на земле, которые убедили себя в своих ложных верованиях, не могут видеть, что Христианская Церковь, как она есть на сегодняшний день, до такой степени истощена и опустошена. Это объясняется тем, что подтверждать ложь - значит отрицать истины. Такое отрицание становится как бы завесой перед разумом, которая загораживает путь в него всему, что могло бы выдернуть те верёвки и колья, на которых основано и возведено, подобно прочному шатру, его мировоззрение. Вместе с тем природная способность к рассуждению может доказать всё что угодно, и ложное, и истинное. И то и другое, будучи доказанным, представляется в одинаковом свете, и никак нельзя уже распознать, тот ли это обманчивый свет, какой бывает во сне, или истинный свет, подобный дневному. Но совсем другое - духовная способность к рассуждению, которой обладают взирающие на Господа и от Него любящие истину.
759. По этим причинам все Церкви, состоящие из людей, видящих только то, что сами себе доказали, кажутся себе единственными обладателями света, а всех остальных, не согласных с ними, считают пребывающими во тьме. Ибо все видящие только то, что сами себе доказали, подобны совам, которые видят свет во мраке ночи, а днём видят солнце и его лучи как густую тьму. Таковы были и есть все Церкви, чьи ложные учения основали те их руководители, которые считали себя исключительно остроглазыми, и своё собственное разумение сделали утренним светом, а Слово - вечерним. Разве Иудейская Церковь в состоянии своего полного опустошения, то есть во время пришествия в мир Господа нашего, не кричала во весь голос устами книжников и законников, что она одна в небесном свете, поскольку обладает Словом? И тем не менее именно Иудеи распяли Мессию, то есть Христа, который и есть само Слово и всё, что только есть в нём. О чём кричала Церковь, подразумеваемая под Вавилоном у Пророков и в Откровении, если не о том, что она царица и мать всех Церквей, а те, что отделились от неё - незаконнорожденное потомство, которое должно быть отлучено? И это несмотря на то, что она скинула Господа Спасителя с Его престола и алтаря и сама воссела вместо Него.
Не кричит ли всякая Церковь, даже самая еретическая, на всю страну или весь город, в которых она принята, о том, что она одна, правоверная и вселенская, обладает Евангелием, провозглашённым ангелом в небе (Откр. 14:6)? И кто не слышит голоса толпы народной, вторящей согласным отзвуком? Разве весь Дортский Синод не смотрел на предопределение как на звезду, упавшую с небес им на головы, и не целовал этот учение так же, как филистимляне целовали изваяние Дагона в Авен-Езерском капище в Азоте, а греки - Палладий в храме Минервы? Ведь они провозгласили это учение палладием своей религии, не подозревая, что падающая звезда - это всего лишь метеор с его обманчивым светом. Под воздействием такого света мозг может при помощи заблуждений доказать любую ложь, да так, что свет этот выставит истинным, а звезду - неподвижной, и в конце концов, засвидетельствует, что эта звезда - путеводная.
Кто может с большей уверенностью убеждать других в своих предрассудках, чем безбожник, поклоняющийся природе? Настроенный против всего Божественного в Боге, всего небесного в небесах и всего духовного в Церкви, разве не посмеётся он от души над всем этим? Какой сумасшедший не верит, что его безумие - это мудрость, а мудрость - это безумие? Кто может по взгляду отличить свечение гнилого дерева от света луны? Не отвергнет ли душистые вещества всякий, кому противен их запах, что обычно бывает с женщинами при внутренних недомоганиях, и не предпочтёт ли им дурно пахнущие? Все эти примеры приведены здесь, чтобы стало понятно, что природный свет сам по себе не позволяет распознать, когда приходит конец Церкви, иначе говоря, когда в ней не остаётся ничего, кроме ложных учений, если только истина не блеснёт с небес в своём собственном свете. Ложь не может видеть истины, но истина может видеть ложь; и всякий создан так, что может видеть и постигать истину, когда слышит её. Однако тот, кто уже уверился в ложных учениях, не может привнести истину в свой разум так, чтобы она осталась, потому что для неё не будет места; а если случайно и будет, то полчища лжи, скопившиеся там, вышвырнут её вон как нечто инородное.
3. Последнее время Христианской Церкви - это полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви
760. От сотворения этой земли было, вообще говоря, четыре Церкви, сменивших одна другую. Об этом можно заключить как из исторических, так и из пророческих книг Слова, главным образом из книги Даниила. В ней эти четыре Церкви изображены истуканом, которого видел во сне Навуходоносор (глава 2), и далее четырьмя зверями, вышедшими из моря (глава 7).
Первая Церковь, которую можно назвать Древнейшей Церковью, существовала до потопа, и потоп изображает её конец, или гибель. Вторая Церковь, которую можно назвать Древней Церковью, существовала в Азии и в части Африки; к концу и гибели её привело идолопоклонство. Третьей была Израильская Церковь, началом которой послужило провозглашение Десяти Заповедей на Горе Синай, а продолжением - Слово, написанное Моисеем и Пророками. Конец и истребление этой Церкви были следствием осквернения Слова. Осквернение это достигло своей вершины в то время, когда в мир пришёл Господь. Поэтому-то они и распяли Того, Кто есть Слово.
Четвёртой была Христианская Церковь, основанная Господом через Евангелистов и Апостолов. В её развитии было два этапа: первый - от времени Господа до Никейского Собора, второй - от этого Собора до настоящего времени. В своём развитии эта Церковь разделилась на три: Греческую, Римско-католическую и Реформированную, которые, однако же, все называются Христианскими Церквями. Кроме того, внутри каждой из этих разделившихся между собой Церквей было ещё множество отдельных Церквей, которые, несмотря на то, что вышли из состава основных, сохранили общее название ересей в Христианской Церкви.
761. Последнее время Христианской Церкви - это полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви, о чём можно заключить из Господнего предсказания об этом в Евангелиях и у Даниила. В Евангелиях - из следующего: что увидят мерзость запустения, и будет скорбь великая, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет; и если бы не были сокращены дни те, не спаслась бы никакая плоть; и затем солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба (Матф. 24:15,21,22,29). Это время называется ночью и в других местах Евангелий, например, у Луки:
В ту ночь будут двое в одной постели: один будет принят, а другой оставлен. Лука 17:34.
И у Иоанна:
Я должен делать дела Того, Кто послал Меня. Придёт ночь, когда никто не сможет ничего делать. Иоанн 9:4.
Поскольку ночью всякий свет отступает, а истинный свет - это Господь (Иоанн 1:4 сл.; 8:12; 12:35,36,46), Он сказал ученикам, когда возносился в небеса:
Я с вами до конца века. Матф. 28:20.
А затем Он уходит от них в новую Церковь. Дальнейшее подтверждение того, что это последнее время Церкви есть полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви, находим у Даниила в следующем отрывке:
Наконец, на крыльях мерзостей запустение, пока не придёт конец и истребление, будет литься капля за каплей на опустошённое. Дан. 9:27.
Из слов Господа у Матфея, 24:15 ясно, что здесь предсказывается конец Христианской Церкви. Это понятно также из того отрывка у Даниила, где в виде истукана во сне Навуходоносора изображено четвёртое царство, то есть четвёртая Церковь:
Как ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, так и люди перемешаются через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не скрепляется с глиной. Дан. 2:43.
Человеческое семя здесь - это истина Слова. Кроме того, это очевидно из сказанного о четвёртой Церкви, изображённой четвёртым зверем, выходящим из моря:
Видел я в ночных видениях, и был зверь четвертый, страшный и ужасный; он будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. Дан. 7:7,23.
Это означает, что будет положен конец всей истине Церкви, после чего настанет ночь, потому что истина Церкви - это свет. В Откровении есть множество подобных пророчеств об этой Церкви, в особенности в главе 16, где говорится о чашах ярости Божьей, излитых на землю. Чаши эти означают ложь, затопившую и погубившую затем Церковь. В Пророках есть множество подобных мест, например:
Разве день Господень не тьма, а свет? Он густая тьма, и нет в нём сияния. Амос 5:18,20; Соф. 1:15.
А также:
В этот день взглянет Иегова на землю, и вот - тьма, и свет померк в её развалинах. Исаия 5:30; 8:22.
День Иеговы - это день пришествия Господа.
762. Возникновение на этой земле четырёх Церквей со времени творения мира соответствует Божественному порядку, который требует, чтобы всё начиналось, а затем заканчивалось до того, как начнётся новое. Поэтому-то каждый день начинается с утра, продолжается и заканчивается ночью, после которой наступает другой день. Подобно тому и год начинается с весны, продолжается летом и осенью, и заканчивается зимой, после чего начинается снова. Чтобы были возможны все эти изменения, солнце встаёт на востоке, движется через юг к западу и завершает свой путь на севере, после чего снова встаёт. То же самое и с Церквами. Первая из них, Древнейшая Церковь, была как утро, весна и восток. Вторая, Древняя Церковь, была как день, лето и юг. Третья была как вечер, осень и запад; четвёртая - как ночь, зима и север.
Эта упорядоченная последовательность позволила мудрецам древности составить представление о четырёх веках мира. Они назвали первый век золотым, второй - серебряным, третий - медным, а четвёртый - железным. Именно эти металлы служили изображением Церквей в истукане Навуходоносора. Кроме того, Церковь в глазах Господа выглядит одним человеком, и этот большой человек проходит через все этапы своей жизни точно так же, как и каждый человек в частности, то есть от детства к юности, затем - к зрелости, и наконец, к старости. После смерти же он снова воскресает. Господь говорит:
Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется, как есть, одно; а если умрет, то принесет много плода. Иоанн 12:24.
763. Первое должно перейти в последнее в общем и в частностях - в этом закон порядка, для того, чтобы во всём было разнообразие. Именно разнообразие определяет качество, ибо качество совершенствуется различиями по сравнению с тем, что более или менее ему противоположно. Разве не видно, что истина обретает своё качество от существования лжи, добро обретает своё качество от существования зла, свет - от существования тьмы, тепло - от существования холода? Откуда взялись бы у нас цвета, если бы существовал только белый, но не было бы чёрного? Лишь несовершенство даёт качество всем промежуточным цветам.
Как можно понять смысл без сопоставления, и какое же сопоставление без противоположностей? Не помрачается ли зрение от одного белого, и не оживает ли от красок? Но всякий цвет имеет что-то от чёрного, скажем, зелёный. Не оглохнет ли ухо, если в нём будет звенеть непрестанно одна и та же нота? Возбуждает же его разнообразие, вызванное чередованием высоты звука. Что есть красота без сопоставления с некрасивым? Потому-то и красота молодой женщины иногда изображается на картинах так живо на фоне уродливого лица. Чему мы обязаны удовольствием и счастьем, как не противопоставлению с неприятным и горестным? Не доведёт ли до безумства одна и та же мысль, если её непрерывно держать в уме и не придавать ей время от времени другое направление?
То же самое и духовное Церкви, противоположности которого - зло и ложь. Однако они исходят не от Господа, а от людей, у которых есть свобода воли, и они могут использовать её в злых или добрых целях. Для сравнения можно взять темноту и холод. Они происходят не от солнца, а от земли, которая в своём вращении то отворачивается от него, то поворачивается к нему. И если бы она не обращалась к солнцу разными сторонами, не было бы ни дней, ни лет, а значит, ничего и никого на земле. Мне было сказано, что Церкви, обладающие различными видами добра и истины, если только их добро относится к любви к Господу, а их истины - к вере в Господа, подобны множеству самоцветов в царской короне.
|