Начало Глава 4. Священное писание, или Слово Господа (3)

7. Слово есть во всех небесах, и от него происходит ангельская мудрость

240. Прежде не было известно, что Слово есть в небесах, и это не могло быть известно, пока церковь не знала о том, что ангелы и духи - это люди, совершенно такие же лицом и телом, как люди в нашем мире, и у них есть всё то же самое, что и у людей. Единственное отличие в том, что они духовные, и всё, что у них есть, имеет духовное происхождение, тогда как люди в мире - природные, и всё, что у них есть, имеет природное происхождение. До тех пор, пока это скрыто, никто не может знать, что Слово есть и в небесах, и там его читают ангелы, а также духи, которые под небесами. Но чтобы это не оставалось скрытым навсегда, мне дано бывать в обществе ангелов и духов, беседовать с ними, видеть то, что их окружает, и затем рассказать многое из того, что я видел и слышал. Для этого я написал работу "Небеса и ад" (издана в Лондоне в 1758 году). Из неё можно видеть, что ангелы и духи - это люди, и у них есть в изобилии всё, что есть у людей в мире. В этой книге показано, что ангелы и духи - это люди (73-77, 453-460), что у них есть то же самое, что есть у людей в мире (170-190); далее также, что у них есть Божественное поклонение и проповеди в храмах (221-227), писания и книги (258-264) и Священное Писание, или Слово (259).

241. Слово в небесах написано духовным письмом, которое совершенно не похоже на природное. Духовное письмо состоит из отдельных букв, каждая из которых заключает в себе свой смысл. В нём есть чёрточки, завитки и точки над и между буквами, и внутри них, которые углубляют смысл. Буквы у ангелов духовного царства напоминают печатные буквы в нашем мире; буквы у некоторых ангелов небесного царства похожи на арабские, у других - на древнееврейские, но с изгибами сверху и снизу и со значками над и между ними, и внутри них. Любой из этих значков несёт в себе законченный смысл.

Имена личностей и названия местностей обозначены в их Слове в соответствии с этими особенностями письма, чтобы мудрые могли понимать их духовное и небесное значение. Например, под Моисеем понимается Слово Божье, написанное через него, и в общем смысле - историческое Слово, под Илиёй - пророческое, под Авраамом, Исааком и Иаковом - Господь относительно небесного, духовного и природного Божественного. Аарон означает священничество Господа, Давид - Его царствование. Имена сыновей Иакова, то есть названия двенадцати колен Израиля, имеют различные значения, связанные с небесами и церковью; то же самое и имена двенадцати учеников Господа. Сион и Иерусалим означают церковь относительно учения из Слова, земля Ханаанская - саму церковь, а местности и города её по обе стороны Иордана - различные частности, относящиеся к церкви и её учению. То же самое и с числами, которых даже нет в небесных книгах Слова, а вместо них используются понятия, которым эти числа соответствуют. Из этого можно заключить, что Слово в небесах по своему буквальному смыслу подобно нашему и в то же время соответствует ему, и так они составляют одно.

Удивительно, но Слово в небесах написано так, чтобы простые люди понимали его просто, а мудрые – мудро. Ибо в нём используется множество завитков и надстрочных знаков, которые, как было сказано, углубляют смысл. Простые не обращают на них внимания, и ничего о них не знают, а мудрые придают им значение в зависимости от своей мудрости, и даже самое высокое. Во всех больших обществах есть экземпляр Слова, написанный ангелами по вдохновению от Господа. Он хранится у них в святилище, чтобы ни одна точка в Слове не могла быть изменена. Слово, которое есть в нашем мире, подобно Слову в небесах тем, что простые люди понимают его просто, а мудрые - мудро, но у нас это происходит иначе.

242. Сами ангелы признаются, что вся их мудрость приходит через Слово, ибо они настолько в свете, насколько в разумении Слова. Свет небес - это Божественная мудрость, которая и предстаёт перед их глазами как свет. В святилище, где хранится экземпляр Слова, свет огненный и блестящий, он превосходит своей силой любой другой свет, который бывает в небесах. Мудрость небесных ангелов превосходит мудрость духовных ангелов приблизительно настолько же, насколько последняя превосходит мудрость людей. Причина в том, что небесные ангелы пребывают от Господа в добре любви, а духовные ангелы - в истинах мудрости. Где добро любви, там поселяется и мудрость, но где истины, мудрость поселяется лишь настолько, насколько присутствует добро любви. Этим объясняется, что Слово написано по-разному в небесном царстве Господа и в Его духовном царстве. Ибо в Слове небесного царства выражено добро любви, а знаки его есть склонности любви; в Слове же духовного царства выражены истины мудрости, а знаки его есть внутренние постижения истины. Из этого можно заключить, какова мудрость, скрытая в Слове, которое есть в нашем мире. Ибо в нём кроется вся мудрость ангелов, которая неизъяснима; в неё вступает человек после смерти, если становится ангелом от Господа через Слово.

8. Церковь происходит от Слова, и у человека она такова, каково его понимание Слова

243. Не подлежит сомнению, что церковь происходит от Слова, ибо выше было показано, что Слово есть Божественная истина (189-192), что из Слова происходит учение церкви (225-233) и что через Слово образуется соединение с Господом (234-239). Однако могут быть сомнения в том, что церковь состоит в понимании Слова, поскольку есть те, кто верят, что принадлежат к церкви уже потому, что у них есть Слово, они читают его или слушают его на проповеди и знают нечто из его буквального смысла. Но они не знают, как понимать то или иное место в Слове, и некоторые считают, что это не слишком важно. Поэтому здесь будет доказано, что не Слово составляет церковь, а его понимание, и что церковь такова, каково понимание Слова у тех, кто принадлежит к этой церкви.

244. Церковь такова, каково понимание Слова, по той причине, что церковь такова, каковы её истины веры и добро милосердия. Это две общие составляющие, которые не только рассыпаны по всему буквальному смыслу Слова, но и скрыты внутри него, как драгоценности в сокровищнице. Всякий человек может видеть всё, что содержится в буквальном смысле Слова, потому что это лежит у него прямо перед глазами. Но скрытое в духовном смысле невидимо никому, кроме того, кто любит истину за то, что она истинна, и делает добрые дела ради того, что они добрые. Перед такими людьми обнаруживается сокровище, которое укрывает и охраняет буквальный смысл. Именно эти составляющие в сущности образуют церковь.

245. Известно, что церковь такова, каково её учение, и что учение происходит из Слова. Но церковь определяется не самим учением, а целостностью и чистотой учения, и следовательно, пониманием Слова. Однако церковь в частном смысле, которая существует у каждого отдельного человека, определяется и образуется не учением, а верой и жизнью по ней. Подобно тому, в каждом отдельном человеке церковь определяется и образуется не Словом, а верой по истинам и жизнью по добру, которые он черпает оттуда и применяет к себе. Слово подобно руднику, в глубине которого есть огромные залежи золота и серебра, или копям, в которых скрыты драгоценные камни, и чем глубже, тем больше. Эти залежи открываются настолько, насколько глубоко понимается Слово. Без понимания Слова, как оно есть в самом себе, в его недрах и глубинах, оно образует церковь в человеке не больше, чем азиатские копи обогащают европейца. Это возможно, только если он владеет ими или работает в них.

Слово у тех, кто изыскивает в нём истины веры и добро жизни, подобно казне персидского царя или монгольского и китайского императоров. Люди церкви подобны хранителям этой казны, которым дано разрешение брать оттуда столько, сколько им нужно. Но те, кто лишь обладает Словом и читает его, но не ищет в нём подлинные истины для веры и подлинные блага для жизни, подобны знающим из новостей о существовании этих сокровищ, но не получающим из них ни гроша. Обладающие Словом, но не извлекающие из него понимание подлинной истины и желание подлинного добра, подобны людям, которые считают себя богачами, поскольку взяли у других средства в долг, или собственниками, поскольку арендовали у других поместья, дома и товары. Каждому видно, что это воображаемое богатство. Они подобны также тому, кто ходит в роскошной одежде и ездит в золотой карете с сопровождением позади, по сторонам и спереди, когда ничто из этого ему не принадлежит.

246. Таков был и народ иудейский, и именно поэтому Господь уподобил их, владеющих Словом, богачу, который одевается в пурпур и виссон и роскошно пирует каждый день, но не почерпнул из Слова истин и добра хотя бы настолько, чтобы пожалеть нищего Лазаря, лежавшего у его дверей в язвах. Этот народ не только не усвоил из Слова никакой истины, но накопил такое количество лжи, что не смог уже видеть какую бы то ни было истину; ибо ложь не просто заслоняет истины, она стирает и изгоняет их. Потому-то они и не узнали Мессию, хотя все пророки возвещали Его пришествие.

247. У пророков во многих местах описывается церковь у израильского и иудейского народа, полностью разрушенная и превратившаяся в ничто из-за того, что они исказили смысл или понимание Слова; ибо именно это и не что иное разрушает церковь. Понимание Слова, как истинное, так и ложное, описано у пророков, в особенности у Осии, там, где упомянут Ефрем, поскольку это имя в Слове означает понимание Слова в церкви. Так как понимание Слова образует церковь, Ефрем назван дорогим сыном и любимым дитя (Иер. 31:20), первенцем (Иер. 31:9), крепостью головы Иеговы (Пс. 59:9; 107:9), могучим (Зах. 10:7), наполняющим лук (Зах. 9:13). Сыны Ефремовы названы вооружёнными и стреляющими из лука (Пс. 77:9), ибо лук означает учение из Слова, сражающееся против лжи. Поэтому же Ефрем был передан в правую руку Израиля и благословлён, и был принят на место Рувима (Бытие 48:5,11 сл.). Кроме того, Ефрем и его брат Манассия были возвышены над всеми Моисеем, когда он благословлял Сынов Израиля под именем Иосифа, их отца (Втор. 33:13-17).

Какова церковь, когда понимание Слова утрачено, также описано у пророков там, где упомянут Ефрем, в первую очередь у Осии, например:

Израиль и Ефрем падут; Ефрем сделается пустыней. Угнетён Ефрем, поражён судом. Осия 5:5,9,11-14.
Что сделаю тебе, Ефрем? Благочестие твоё ушло, как облака на заре и как роса, выпадающая утром. Осия 6:4.
Не будут они жить на земле Иеговы: Ефрем возвратится в Египет и в Ассирии будет есть нечистое. Осия 9:3.

Земля Иеговы - это церковь, Египет - познания природного человека, Ассирия - рассуждения по ним. Последние две вещи приводят к искажению Слова относительно его внутреннего понимания. Поэтому и сказано, что Ефрем возвратится в Египет и в Ассирии будет есть нечистое.

Ефрем пасёт ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; он заключает союз с Ассирией, и в Египет отвозится масло. Осия 12:1.

Пасти ветер, гоняться за восточным ветром и умножать ложь и разорение означает искажать истины и тем самым разрушать церковь. Блуд Ефрема имеет то же значение, поскольку блуд означает искажение понимания Слова, то есть его подлинных истин, например:

Я знаю Ефрема, что он совершенно развратен, и Израиль осквернился. Осия 5:3.
В доме Израиля Я вижу отвратительное, там блуд у Ефрема, обесчещен Израиль. Осия 6:10.

Израиль - это сама церковь, а Ефрем - понимание Слова, от которого происходит церковь и от которого зависит, какова она. Поэтому и сказано, что блуд у Ефрема и обесчещен Израиль. Церковь у израильского и иудейского народов была полностью разрушена искажением Слова, поэтому о Ефреме сказано:

Я отдам тебя, Ефрем, предам тебя, Израиль, как Адаму, сделаю тебе, что Севоиму. Осия 11:8.

Далее, поскольку в книге пророка Осии от первой главы до последней говорится об искажении истинного понимания Слова и разрушении церкви из-за этого, и поскольку под блудом там понимается искажение истины, этому пророку было велено изобразить состояние церкви тем, что взять в жёны блудницу и иметь от неё детей (глава 1), и снова полюбить жену прелюбодействующую (глава 2).

Эти отрывки приведены здесь для того, чтобы по Слову показать и подтвердить, что церковь такова, каково в ней понимание Слова. Она превосходна и драгоценна, когда понимание основано на подлинных истинах из Слова, но разрушена и даже отвратительна, если оно основано на искажённых истинах.

9. Во всех частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины

248. До сих пор не было видно, что в частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины. И это нельзя было увидеть, потому что до сих пор не был открыт духовный смысл Слова, а супружество это можно увидеть только в этом смысле. В Слове есть два смысла, скрытые в буквальном смысле, которые называются духовным и небесным. В духовном смысле то, что есть в Слове, в основном относится к церкви, а в небесном - в основном к Господу. Затем, в духовном смысле то, что есть в Слове, в основном относится к Божественной истине, а в небесном - в основном к Божественному добру. Таким образом, в Слове присутствует это супружество. Но его невозможно увидеть, если не знать значения выражений и имён по духовному и небесному смыслам. Ибо некоторыми выражениями и именами обозначается добро, некоторыми - истина, а некоторые заключают в себе и то, и другое. Так что без этих познаний невозможно увидеть супружество в частностях Слова. Вот причина того, что эта тайна не была открыта раньше.

Оттого, что такое супружество присутствует в частностях Слова, в нём часто встречаются выражения, в которых на первый взгляд дважды повторяется одно и то же. Однако это не повторения, просто одно относится к добру, а другое - к истине, и оба, вместе взятые, образуют соединение, то есть одно целое. Отсюда же происходит Божественная святость Слова, ибо во всяком Божественном действии присутствует добро, соединённое с истиной, и истина, соединённая с добром.

249. Сказано, что во всех частностях Слова есть супружество Господа и церкви, и поэтому супружество добра и истины, потому что там, где есть супружество Господа и церкви, есть и супружество добра и истины, ибо одно супружество происходит из другого. В то время как церковь или человек церкви пребывает в истинах, Господь влияет на истины добром и оживляет их, или, что то же самое, в то время как церковь или человек церкви пребывает в понимании истины, Господь влияет на это понимание добром милосердия и так наполняет его жизнью. У каждого человека есть две способности жизни, которые называются разумом и волей. Разум - это вместилище истины и поэтому мудрости, воля - вместилище добра и поэтому милосердия. Эти две способности должны составлять одно у человека, чтобы он мог быть человеком церкви; они составляют одно, когда человек формирует свой разум из подлинных истин и по видимости делает это сам по себе, в то время как его воля наполняется добром любви, что делается Господом. Поэтому у человека есть жизнь истины и жизнь добра; жизнь истины - в разуме, а жизнь добра - в воле. Когда они соединены, они представляют собой не две жизни, а одну. Это и есть супружество Господа и церкви, или супружество добра и истины у человека.

250. Внимательный читатель может заметить, что в Слове встречаются пары выражений, которые выглядят как повторения одного и того же. Например, брат и товарищ, нищий и нуждающийся, опустошение и разорение, безвидность и пустота, враг и противник, грех и беззаконие, гнев и ярость, племя и народ, радость и веселье, вопль и плачь, справедливость и суд, и т. д. Кажется, что это синонимы, но это не так. Ибо брат, нищий, опустошение, безвидность, враг, грех, гнев, племя, радость, вопль, справедливость - это слова, которыми описывается добро, а в противоположном смысле - зло. Товарищ, нуждающийся, разорение, пустота, противник, беззаконие, ярость, народ, веселье, плачь, суд - это слова, которыми описывается истина, а в противоположном смысле - ложь. Однако читателю, который не знает этой тайны, кажется, что нищий и нуждающийся, опустошение и разорение, безвидность и пустота, и т. д. - это одно и то же.

В Слове ещё многое так соединено, например огонь и пламя, золото и серебро, медь и железо, дерево и камень, хлеб и вино, пурпур и виссон, и т. д. Огонь, золото, медь, дерево, хлеб и пурпур описывают добро, а пламя, серебро, железо, камень, вино и виссон описывают истину. Подобно тому говорится, что следует любить Бога всем сердцем и всей душой и что Бог сотворит в человеке новое сердце и новый дух. О сердце говорится, когда говорится о добре любви, а о душе и духе - когда говорится об истинах веры. Есть также слова, которые употребляются без присоединения других слов, поскольку имеют отношение как к добру, так и к истине, но это и многое другое отчётливо видят только ангелы и те, кому доступен духовный смысл, когда они обладают природным.

251. Показывать по Слову, что в нём содержатся такие пары выражений, которые выглядят как повторения одного и того же, было бы слишком долго, и этому нужно было бы посвятить несколько страниц. Но чтобы устранить сомнения, я хочу привести несколько мест, где рядом упоминаются племя и народ, и радость и веселье. Вот места, где упоминаются племя и народ:

Увы, племя грешников, народ, обременённый беззакониями. Исаия 1:4.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; ты умножил племя. Исаия 9:2,3.
О, Ассур, жезл гнева моего! Я пошлю его против племени лицемеров и против народа ярости моей дам ему повеление. Исаия 10:5,6.
И будет в тот день: к корню Иессееву, который стоит, как знамя для народов, обратятся племена. Исаия 11:10.
Иегова, поражавший народы ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами. Исаия 14:6.
В тот день будет принесён дар Иегове Саваофу от народа раздробленного и разграбленного, от племени обделённого и попранного. Исаия 18:7.
Будут прославлять тебя народы сильные; города могущественных племён будут бояться тебя. Исаия 25:3.
Иегова поглотит покрывало над всеми народами, покрывало над всеми племенами. Исаия 25:7.
Приступите, народы, и внимайте, племена! Исаия 34:1.
Я призвал тебя в завет для народа, в свет для племён. Исаия 42:6.
Пусть все племена соберутся вместе, и сойдутся народы. Исаия 43:9.
Вот, я подниму руку мою к племенам, и выставлю знамя моё народам. Исаия 49:22.
Я дал его свидетелем для народов, вождём и законодателем для племён. Исаия 55:4,5.
Вот, идёт народ от страны северной, и племя великое от краёв земли. Иер. 6:22,23.
И не будешь более слышать посмеяния от племён, и поругания от народов не понесёшь уже на себе. Иезек. 36:15.
Все народы и племена будут поклоняться Ему. Дан. 7:14.
Чтобы не издевались над ними племена и не говорили между народами: "Где Бог их?" Иоиль 2:17.
Остаток народа моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из племени моего получат их в наследие. Соф. 2:9.
Будут приходить многие народы и многочисленные племена, чтобы искать Иегову в Иерусалиме. Зах. 8:22.
Видели очи мои спасение твоё, которое ты приготовил перед лицом всех народов, свет в откровении племенам. Лука 2:30-32.
Ты искупил нас своей кровью из всякого народа и племени. Откр. 5:9.
Тебе надлежит опять пророчествовать над народами и племенами. Откр. 10:11.
Ты поставишь меня главою племён; народ, которого я не знал, будет служить мне. Пс. 17:44.
Иегова разрушает советы племён, уничтожает замыслы народов. Пс. 32:10.
Ты сделал нас притчею между племенами, киванием головы между народами. Пс. 43:15.
Иегова подчинит нам народы и племена под ноги наши. Бог воцарился над племенами: добровольцы из народов собрались. Пс. 46:4,9,10.
Да восхвалят тебя народы, да веселятся и радуются племена, ибо ты будешь судить народы праведно и управлять на земле племенами. Пс. 66:4,5.
Вспомни обо мне, Иегова, в благоволении к народу Твоему, дабы мне веселиться весельем племён Твоих. Пс. 105:4,5.

Есть и другие подобные места. Племена и народы упоминаются вместе по той причине, что под племенами понимаются те, кто в добре, и в противоположном смысле те, кто в зле, а под народами - те, кто в истине, и в противоположном смысле те, кто во лжи. Поэтому принадлежащие к духовному царству Господа называются народами, а принадлежащие к Его небесному царству называются племенами. Ибо в духовном царстве находятся те, кто в истинах, и поэтому разумение, а в небесном находятся те, кто в различных видах добра, и поэтому мудрость.

252. То же самое и с многими другими выражениями, например, где упоминается радость, там упоминается и веселье. В частности, в следующих местах:

Вот, радость и веселье, убивают волов. Исаия 22:13.
Радость и веселье последуют за ними, а печаль и воздыхание удалятся. Исаия 35:10; 51:11.
Отнимается от дома Бога нашего - веселье и радость. Иоиль 1:16.
Прекращу голос радости и голос веселья. Иер. 7:34; 25:10.
Пост десятого месяца сделается для дома Иуды радостью и весельем. Зах. 8:19.
Веселитесь в Иерусалиме и радуйтесь в нём! Исаия 66:10.
Радуйся и веселись, дочь Едома. Плач 4:21.
Да веселятся небеса и да радуется земля. Пс. 95:11.
Дай мне услышать радость и веселье. Пс. 50:10.
Радость и веселье будет в Сионе, славословие и песнопение. Исаия 51:3.
Будет веселье, и многие о рождении его возрадуются. Лука 1:14.
Я прекращу голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иер. 7:34; 16:9; 25:10.
Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иер. 33:10,11.

Есть и другие подобные места. Радость и веселье упоминаются вместе потому, что радость описывает добро, а веселье - истину, иначе говоря, радость - любовь, а веселье - мудрость. Ибо радость принадлежит сердцу, а веселье - духу, иными словами, радость - от воли, а веселье - от разума. Что в этих двух выражениях также присутствует супружество Господа и церкви, ясно из следующего:

Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты. Иер. 7:34; 16:9; 25:10; 33:10,11.

Господь - жених, а церковь - невеста. Что Господь есть жених, видно из Матф. 9:15; Марк 2:19,20; Лука 5:34,35; что церковь есть невеста: Откр. 21:2,9; 22:17. Вот почему Иоанн Креститель сказал об Иисусе:

Имеющий невесту есть жених. Иоанн 3:29.

253. Вследствие супружества Божественного добра и Божественной истины в частностях Слова во многих местах упоминается Иегова и Бог, или Иегова и Святой Израиля, словно это двое, хотя на самом деле Он один. Под Иеговой понимается Господь относительно Божественного добра Божественной любви, а под Богом и Святым Израиля понимается Господь относительно Божественной истины Божественной мудрости. Что во многих местах в Слове упомянуты Иегова и Бог, или Иегова и Святой Израиля, под которыми понимается один, показано в учении о Господе Спасителе (93).

10. Из духовного смысла Слова можно извлечь ереси, но подтверждать их - пагубно

254. Выше было показано, что Слово нельзя понять без учения, что учение подобно светильнику для того, чтобы были видны подлинные истины и что Слово по этой причине написано одними соответствиями. Поэтому многое в нём - не обнажённые истины, а видимости истин, и многое написано так, чтобы было доступно чисто природному человеку, но чтобы при этом простые могли понимать это просто, разумные - разумно, а мудрые - мудро. Поскольку Слово таково, можно принять видимости истин, то есть истины в одеждах, за обнажённые истины, и если их подтверждать, они становятся заблуждениями, которые по сути являются ложью. Из видимостей истин, принятых за подлинные истины и подтверждённых, выросли все ереси, которые были и до сих пор существуют в христианском мире. Вина людей состоит не в самих ересях, а в подтверждении лжи, которая содержится в ересях, по Слову, суждениями из своего природного человека и жизнью во зле.

Ведь каждый рождается в религии своей страны или своих родителей. Он вводится в неё с детства и затем сохраняет её, и не может сам освободиться от её лжи, как из-за мирских занятий, так и по бессилию разума в постижении такого рода истин. Жизнь во зле и подтверждение лжи вплоть до разрушения подлинной истины - вот что ведёт к осуждению. Ибо если человек остаётся в своей религии, верит в Бога, а в христианстве верит в Господа, считает Слово святым и живёт по заповедям Десятословия из религиозных побуждений, он не клянётся в верности лжи. Поэтому, когда он слышит истины и по-своему постигает их, он может овладеть ими и так освободиться от лжи. Иначе те, которые подтверждают ложь своей религии, ибо подтверждённая ложь остаётся, и её невозможно искоренить. Ведь подтверждение лжи подобно клятве в верности ей, особенно если оно связано с любовью к себе или гордостью собственным умом.

255. Я беседовал в духовном мире с людьми, которые жили много веков назад и утвердились в ложных понятиях своей религии, и убедился, что они до сих пор остаются уверенными в них. Я разговаривал и с теми, которые принадлежали к той же религии и мыслили так же, но не подтверждали в себе ложные понятия, и убедился, что они отбрасывали ложь и принимали истины, когда их обучали ангелы. Спасены были эти люди, а не те.

После смерти каждого человека обучают ангелы и принимают того, кто видит истины, а по истинам - ложь. Истины же видит только тот, кто не убедил себя во лжи, а кто убедил, тот не хочет видеть истин, а если и видит, то отворачивается и затем либо смеётся над ними, либо искажает их. Подлинная причина состоит в том, что подтверждение проникает в волю, а воля - это сама сущность человека, она распоряжается разумом по своему усмотрению. Знание само по себе проникает только в разум, а он над волей никакой власти не имеет, поэтому в человеке присутствует лишь как некто, стоящий во дворе или у двери, но ещё не в доме.

256. Поясним сказанное примерами. В Слове во многих местах Богу приписывается гнев, ярость и месть, и говорится, что Он наказывает, бросает в ад, испытывает и тому подобное. Кто верит этому по простоте и как ребёнок, и поэтому боится Бога и остерегается грешить против Него, тот не осуждается за эту простую веру. Но кто утверждает в себе это настолько, что наделяет в своей вере Бога гневом, яростью и мстительностью, то есть качествами, присущими злодею, и верит, что по гневу, ярости и мстительности Бог наказывает людей и бросает в ад, тот осуждается, так как разрушает подлинную истину. Эта истина заключается в том, что Бог есть сама любовь, сама милость и само добро, а тот, кто таким является, не может гневаться, воспламеняться яростью и мстить. В Слове всё это приписывается Богу, потому что так выглядит; это видимости истины.

257. Можно пояснить на примере из природы, что многое в буквальном смысле Слова является видимостью истины, в которой скрыты подлинные истины, и что не предосудительно в простоте думать и говорить по видимостям истины, но опасно подтверждать их, потому что этим подтверждением разрушается Божественная истина, скрытая в них. Этот пример приводится потому, что природное яснее показывает и учит, чем духовное.

На взгляд кажется, что солнце совершает ежедневные и ежегодные перемещения над землёй. Поэтому говорят, что солнце восходит и заходит, отчего бывают утро, день, вечер и ночь, и времена года: весна, лето, осень и зима, и отсюда сутки и года. Между тем солнце стоит неподвижно, ибо это океан огня, а земля делает оборот вокруг оси каждый день и по орбите каждый год. Человек, который по простоте или незнанию думает, что солнце вращается вокруг земли, не разрушает природную истину, что земля вращается вокруг оси и ежегодно совершает оборот по эклиптике. Но кто подтверждает видимое движение солнца по суждениям своего природного человека и тем более по Слову, поскольку в нём сказано, что солнце восходит и заходит, тот опровергает истину и разрушает её, а затем уже едва ли может видеть её, хотя своими глазами видит также и кажущееся вращение всего звёздного неба в течение дня и года, при том, что ни одна звезда не сдвигается со своего постоянного места относительно остальных. Что солнце движется - это кажущаяся истина, а что оно не движется - это подлинная истина. Тем не менее всякий выражается по кажущейся истине, говоря, что солнце восходит и заходит. Это допустимо, потому что иначе не скажешь. Но подобный образ мыслей по убеждению притупляет и затмевает рассудочный ум.

258. Главная причина того, что опасно подтверждать видимости истины в Слове, поскольку это ведёт к возникновению ложных понятий и разрушению скрытой в нём Божественной истины, состоит в том, что весь духовный смысл Слова и каждая его частность сообщаются с небесами. Ибо, как показано выше, во всём буквальном смысле и в каждой его частности присутствует духовный смысл, который открывается, когда передаётся от человека к небесам. В духовном смысле всё есть подлинная истина. Поэтому когда человек с ложными понятиями применяет буквальный смысл для их подтверждения, он вносит в этот смысл ложь; когда же входит ложь, истины рассеиваются, и происходит это по пути от человека к небесам. Это подобно тому, как один человек бросает другому блестящий пузырь, наполненный жёлчью, который лопается, не долетев, и жёлчь разбрызгивается вокруг; другой чувствует, что воздух испорчен жёлчью, отворачивается и закрывает рот, чтобы она не попала на язык. Это также подобно кожаному меху в оплётке из кедра, полному уксуса с червями, который упал на дорогу и порвался; если путник почувствует его запах, тут же от тошноты замашет руками, разгоняя воздух, чтобы запах не попал ему в ноздри.

Ещё это подобно миндальному ореху, внутри которого вместо миндаля - только что родившаяся змея; когда скорлупа открывается, человек видит, что змею сейчас занесёт ветром ему в глаз, и, разумеется, отворачивается, чтобы этого не произошло. То же самое и с чтением Слова человеком, который применяет к своим ложным понятиям что-либо из его буквального смысла; тогда Слово отвергается по пути к небесам, чтобы в них не попало то, что неприятно ангелам. Ибо когда ложь касается истины, она подобна острию иглы, касающемуся нервного волокна или глазного зрачка. Известно, что нерв при этом скручивается в клубок и стягивается в себя; подобно тому и глаз при малейшем прикосновении закрывается веком. Из этих сравнений ясно, что искажение истины разрывает и закрывает сообщение с небесами. Вот почему опасно подтверждать любую еретическую ложь.

259. Слово подобно саду, который можно назвать небесным раем, где есть самые разные лакомства и наслаждения. Лакомства - это плоды, а наслаждения - цветы, и среди них - деревья жизни, рядом с которыми - источники живой воды; окружён же сад лесными деревьями. Человек, который по учению пребывает в Божественных истинах, находится в середине сада, где деревья жизни, и действительно пользуется этими лакомствами и наслаждениями. Человек, который пребывает в истинах не по учению, а только по буквальному смыслу Слова, находится на окраине и видит только леса. А тот, который пребывает в учении ложной религии и убедил себя в этой лжи, находится даже не в лесу, но снаружи, на песчаной равнине, где нет и травы. Что таково состояние их после смерти, показано в книге "Небеса и ад".

260. Кроме того, нужно знать, что буквальный смысл - это защита для подлинных истин, скрытых в нём, чтобы им не причинили вреда. Он служит защитой, поскольку его можно поворачивать и так, и эдак и объяснять согласно постижению, но при этом не причинять внутреннему смыслу вреда или насилия. Нет никакого вреда в том, что буквальный смысл понимается разными людьми по-разному, но вред наносится тогда, когда человек вносит ложь, которая противоположна Божественным истинам, а это делают те, кто утвердился в ложных понятиях. Именно так над Словом совершается насилие. Чтобы этого не происходило, буквальный смысл защищает его, и защищает у тех, кто пребывает в ложных истинах по религии, но не подтверждает её ложь. Буквальный смысл как защита описывается в Слове херувимами и понимается под ними. Эту защиту означают херувимы, поставленные у входа в Эдемский сад после изгнания из него Адама и его жены, о чём мы читаем:

Изгнал Иегова Бог человека и сделал так, чтобы жили на востоке сада Эдемского херувимы и пламя меча обращалось во все стороны, и охранялся путь к дереву жизни. Бытие 3:23,24.

Что это означает, никто не может видеть, если не знает, что означают херувимы, Эдемский сад и дерево жизни в нём, а также пламя меча обращающееся. Эти частности объяснены в разделе, посвящённом этой главе, в книге "Небесные тайны", изданной в Лондоне. Там показано, что херувимы означают защиту, путь к дереву жизни - путь к Господу, который у людей лежит через истины духовного смысла Слова; пламя меча обращающееся означает Божественную истину в её последнем, то же самое, что Слово в буквальном смысле, который можно обращать в разные стороны. То же означают и золотые херувимы, поставленные на обоих концах крышки ковчега в скинии (Исход 25:18-21). Ковчег означает Слово, так как Десятословие в нём было его началом. Херувимы на нём означают защиту, поэтому Господь и говорил с Моисеем между ними (Исход 25:22; 37:9; Числа 7:89). Он говорил в природном смысле, ибо Он говорит с человеком не иначе, как в Своей полноте, а Божественная истина содержится в своей полноте в буквальном смысле (см. выше, 214-224). Не иное понимается и под херувимами на покрывалах скинии и на завесе (Исход 26:1,31). Ибо покрывала и завеса скинии означают самое внешнее небес и церкви, и поэтому Слова (см. выше, 220). То же означают херувимы, вырезанные на стенах и дверях Иерусалимского храма (3 Цар. 6:29,32,35; см. выше 221), а равно и херувимы в новом храме (Иезек. 41:18-20).

Поскольку херувимы означают защиту, чтобы не подступали к Господу, небесам и Божественной истине, как она есть внутри Слова, непосредственно, а только опосредованно, через внешнее, сказано о царе Тира так:

Ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой; ты был в саду Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Ты, херувим, был укрытием пространного. Я уничтожил тебя, херувим укрывающий, посреди огненных камней. Иезек. 28:12-14,16.

Тир означает церковь относительно познаний истины и добра, и поэтому царь Тира означает Слово, где содержатся и откуда происходят эти познания. Очевидно, что здесь царь означает Слово в его самом внешнем, а херувим - защиту, ибо сказано: "Ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой; ты был в саду Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Ты, херувим, был укрытием пространного", а также: "херувим укрывающий". Под драгоценными камнями, которые также упоминаются, понимается то, что содержится в буквальном смысле (см. выше, 217 и 218). Поскольку херувимы означают Слово в самом внешнем, а также его защиту, у Давида сказано:

Наклонил Иегова небеса и сошёл, и воссел верхом на херувима. Пс. 17:10,11.
Пастырь Израиля, восседающий на херувимах, яви Себя. Пс. 79:2.
Иегова восседает на Херувимах. Пс. 98:1.

Сидеть верхом на херувимах или восседать на них означает - на самом внешнем смысле Слова. Божественная истина в Слове и её характер описаны четырьмя животными, которые также названы херувимами, у Иезекииля в главах 1, 9 и 10, а также четырьмя животными посреди и вокруг престола в Откровении (4:6 и далее). (См. "Апокалипсис открытый", изданный мной в Амстердаме, 239, 275, 314.)

11. Господь, когда был в мире, выполнил всё, что есть в Слове, и так стал Словом, то есть Божественной истиной, до самого его внешнего

261. Что Господь в мире выполнил всё, что есть в Слове, и так стал Божественной истиной, то есть Словом, до самого внешнего, подразумевается в следующих словах у Иоанна:

И Слово стало плотью, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца, полного благодати и истины. Иоанн 1:14.

Стать плотью - это стать Словом в его самом внешнем. Господь явил Себя ученикам как Слово в его самом внешнем при Своём преображении (Матф. 17:2 сл.; Марк 9:2 сл.; Лука 9:28 сл.). В этих местах сказано, что явились Моисей и Илия в славе. Моисей означает Слово, написанное через него, и вообще историческую часть Слова, а Илия - пророческую часть. Господь как Слово в его самом внешнем предстал также перед Иоанном в Откровении (1:13-16). Все подробности Его описания означают самое внешнее Божественной истины, то есть Слова. На самом деле Господь и прежде был Словом или Божественной истиной, но в их началах, ибо сказано:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Иоанн 1:1,2.

Но когда Слово стало плотью, Господь стал Словом также и в самом внешнем. Поэтому о нём и сказано: "Первый и Последний" (Откр. 1:8,11,17; 2:8; 21:6; 22:12,13; Исаия 44:6).

262. Что Господь выполнил всё в Слове, ясно из тех мест, где говорится, что Он исполнил Закон и Писание и что всё было окончено, например, где Иисус говорит:

Не думайте, что Я пришёл нарушить закон и пророков. Не нарушить пришёл Я, но исполнить. Матф. 5:17,18.
Иисус вошёл в синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Иеговы на мне, ибо Он помазал меня; Он послал меня благовествовать нищим, исцелять сокрушённых сердцем, возвещать пленным освобождение, слепым прозрение, предвещать год Господа благоприятный. Закрыв книгу, Он сказал: Ныне исполнилось писание это, слышанное вами. Лука 4:16-21.
Но да исполнится Писание: тот, кто ест со мною хлеб, поднял на меня пяту свою. Иоанн 13:18.
Никто из них не погиб, кроме сына погибели, чтобы исполнилось Писание. Иоанн 17:12.
Да исполнится Слово, как сказано: Из тех, которых ты мне дал, я не погубил никого. Иоанн 18:9.
Тогда говорит Петру Иисус: возврати меч твой в его место. Как же исполнится Писание, что так должно быть? Произошло же всё это, чтобы исполнилось Писание. Матф. 26:52,54,56.
Сын Человеческий уходит, как писано о Нём. Но да исполнятся Писания. Марк 14:21,49.
И сбылось слово Писания: к злодеям причтён. Марк 15:28; Лука 22:37.
Да исполнится Писание: разделили ризы мои между собою и об одежде моей бросали жребий. Иоанн 19:24.
После того Иисус, зная, что уже всё окончено, чтобы исполнилось Писание, говорит: жажду. Иоанн 19:28.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось (то есть исполнилось). Иоанн 19:30.
Ибо это произошло, чтобы исполнилось Писание: кость его да не сокрушится. Также и в другом Писании говорится: воззрят на того, которого пронзили. Иоанн 19:36,37.

Он также учил Своих учеников перед тем, как уйти, что всё Слово написано о Нём и что Он пришёл в мир, чтобы выполнить его, такими словами:

Он сказал им: глупые и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что говорили пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всех Писаниях. Лука 24:25-27.

Далее Иисус сказал им:

Надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисея и пророков, и в псалмах. Лука 24:44,45.

Что Господь в мире исполнил всё, что есть в Слове, до мельчайших подробностей, ясно из Его собственных слов:

Истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Матф. 5:18.

Теперь можно видеть ясно, что под исполнением Господом всего в законе понимается исполнение не только заповедей Десятословия, а всего, что есть в Слове. Из следующих мест можно заключить, что под законом понимается всё в Слове.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Иоанн 10:34.

Это написано в Пс. 81:6.

Народ отвечал: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек. Иоанн 12:34.

Это написано в Пс. 88:30,37; 109:4; Дан. 7:14.

Да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Иоанн 15:25.

Это написано в Пс. 34:19.

Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лука 16:17.

Здесь, как и во многих других местах, закон означает всё Священное Писание.

263. Немногие понимают, что Господь есть Слово. Обычно думают, что Господь с помощью Слова может просвещать и учить людей, но всё же нельзя его поэтому называть Словом. Но да будет известно, что любой человек есть его воля и его разум, и тем один отличается от другого. Поскольку воля - это вместилище любви и поэтому всех видов добра, составляющих любовь человека, а разум - вместилище мудрости и поэтому всех видов истины, составляющих его мудрость, следовательно, каждый человек есть его любовь и его мудрость, или, что то же самое, его добро и его истина. Только это делает его человеком, и ничто иное не является в нём человеком. Что касается Господа, то Он есть сама любовь и сама мудрость, и поэтому само добро и сама истина, которыми Он стал, исполнив всё добро и всю истину, которые есть в Слове. Ибо тот, кто не говорит и не думает ничего, кроме истины, становится этой истиной, а тот, кто не хочет и не делает ничего, кроме добра, становится этим добром. И Господь, поскольку исполнил всю Божественную истину и Божественное добро, которые есть в Слове, сделался самим добром и самой истиной, и поэтому Словом.

12. До того Слова, которое сейчас есть в мире, было другое Слово, ныне утраченное

264. Из некоторых упоминаний в книгах Моисея можно заключить, что ещё до Слова, данного израильскому народу через Моисея и пророков, было известно богослужение через жертвоприношения и пророчествовали из уст Иеговы. О том, что было известно богослужение через жертвоприношения, говорят следующие факты. Сынам Израиля было предписано разрушить жертвенники язычников, разбить их изваяния и вырубить их священные рощи (Исход 34:13; Втор. 7:5; 12:3). Израиль в Ситтиме начал блудодействовать с дочерьми Моава, которые приглашали народ к жертвам богов своих, и народ ел жертвы (Числа 25:1-3). Валаам из Сирии сказал построить жертвенники и приносил в жертву быков и баранов (Числа 22:40; 23:1,2,14,29,30). Он же пророчествовал о Господе, говоря, что восходит звезда от Иакова и жезл от Израиля (Числа 24:17). Он также пророчествовал из уст Иеговы (Числа 22:13,18; 23:3,5,8,16,26; 24:1,13). Из всего этого ясно, что у язычников было Божественное поклонение, очень похожее на введённое у израильского народа Моисеем. Из некоторых слов у Моисея (Втор. 32:7,8) явствует, что оно существовало ещё до времён Авраама, и это ещё более очевидно из сказанного о Мелхиседеке, царе Салимском:

Он вынес хлеб и вино и благословил Аврама; и Аврам дал ему десятую часть из всего. Бытие 14:18-20.

Мелхиседек символизировал Господа, ибо назван священником Бога Всевышнего (Бытие 14:18), и о Господе сказано у Давида:

Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Пс. 109:4.

Вот почему Мелхиседек вынес хлеб и вино, как самое святое в церкви, подобно тому, как они святы в Священном Причастии. Есть ещё много явных свидетельств того, что до израильского Слова было Слово, из которого унаследованы эти откровения.

265. Что у древних было Слово, известно из книг Моисея, который упоминает о нём и кое-что цитирует из него (Числа 21:14,15,27-30). Исторические части того Слова назывались "Войны Иеговы", а пророческие - "Изречения". Из исторических книг того Слова Моисей цитирует следующее:

Потому и сказано в книге войн Иеговы: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется туда, где жил Ар, и прилегает к пределам Моава. Числа 21:14,15.

Войны Иеговы в том Слове, как и в нашем, означают и описывают сражения Господа с адами и Его победы над ними, когда Он придёт в мир. Эти же сражения имеются в виду и описываются во многих местах нашего исторического Слова, например, как войны Иисуса Навина против племён земли Ханаанской или войны Судей и Царей Израиля.

Следующий отрывок взят из пророческих частей древнего Слова.

Потому говорят авторы Изречений: идите в Есевон, устроят и утвердят город Сигона. Ибо огонь вышел из Есевона, пламя из города Сигона. Он пожрал Ар Моава и владеющих высотами Арнона. Горе тебе, Моав; погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона. Мы поразили их стрелами. Погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы. Числа 21:27-30.

В тексте Слова переведено "составители притч", но лучше сказать "авторы изречений" или "пророческие изречения", исходя из смысла слова moshalim в древнееврейском языке, которое означает не только притчу, но и пророческое изречение. Например, Числа 23:7,18; 24:3,15, где сказано, что Валаам "произнёс" своё изречение: это было пророчество, тоже о Господе. Его высказывание названо mashal в единственном числе; к тому же отрывки, выбранные Моисеем из этой книги, не являются притчами, это пророчества.

То Слово было тоже боговдохновенно, что ясно из сопоставления с Иеремией, у которого сказано почти то же самое:

Огонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона, которое пожрало угол Моава и темя сыновей мятежных. Горе тебе, Моав, погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои - в пленение. Иер. 48:45,46.

Кроме того, у Давида и Иисуса Навина упоминается пророческая книга древнего Слова, называемая книгой Иасара, или книгой Праведного. У Давида:

Оплакал Давид Саула и сына его Ионафана; и написал: Научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного. 2 Цар. 1:17,18.

У Иисуса Навина:

Иисус сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! Не это ли написано в книге Праведного? Навин 10:12,13.

266. Отсюда можно заключить, что до израильского Слова в мире было древнее Слово, преимущественно в Азии. Это слово сохранилось в небесах у ангелов, живших в мире в те времена, а в наше время оно ещё существует у племён Великой Татарии, о чём рассказано в третьем воспоминании после этой главы о Священном Писании.

13. Слово служит светом и для тех, кто вне церкви и у кого нет Слова

267. С небесами не может быть соединения, если где-нибудь на земле нет церкви, в которой есть Слово и по нему известен Господь, потому что Господь - это Бог небес и земли, и без него спасение невозможно. Соединение с Господом, как и сообщение с ангелами, происходит через Слово, см. 234-239. Достаточно того, чтобы была церковь, в которой есть Слово, даже если она состоит из относительно немногих людей. Всё равно через Слово Господь присутствует во всех землях мира, ибо оно соединяет небеса с родом человеческим.

268. Нужно объяснить, как Господь и небеса присутствуют через Слово во всех странах и соединяются с ними. Все ангельские небеса перед Господом - как один человек, и то же самое церковь на земле. Что они на самом деле выглядят, как один человек, показано в книге "Небеса и ад" (59-86). В человеке содержится церковь там, где читается Слово и по нему известен Господь, как в теле содержатся сердце и лёгкие, небесное царство Господа - как сердце, духовное - как лёгкие. Как по этим двум источникам жизни в теле человека существуют и живут все остальные члены, внутренности и органы, так же и все те на земле, у кого есть религия и кто поклоняется одному Богу и живёт доброй жизнью, существуют и живут по соединению Господа и небес с церковью через Слово. Так они пребывают в том человеке и соответствуют членам и внутренностям вне грудной клетки, в которой сердце и лёгкие. Ибо Слово в христианской церкви даёт жизнь остальным от Господа через небеса подобно тому, как сердце и лёгкие дают жизнь всем остальным членам и внутренностям тела. Подобно тому и сообщение между ними. По той же причине христиане, у которых читается Слово, составляют лёгкие того человека. Такие находятся в середине остальных, вокруг них - католики, далее - магометане, признающие Господа величайшим пророком и Сыном Божьим. За ними располагаются африканцы, а самые окраины образуют народы и племена Азии и Индии.

269. Что так устроены все небеса в целом, можно заключить по подобному строению каждого общества небес. Ибо каждое общество - это небеса в меньшем масштабе, также подобные человеку. (Это показано в книге "Небеса и ад", 41-87.) В каждом обществе небес те, что находятся в центре, также соответствуют сердцу и лёгким, и у них самый сильный свет. Сам свет, а вместе с ним и постижение истины, распространяется из этого центра во все стороны к окраинам, то есть ко всем, кто есть в этом обществе, принося им духовную жизнь. Это доказывается тем, что при удалении тех, которые в центре, то есть составляющих сердце и лёгкие и обладающих самым сильным светом, разум окружающих жителей оказывается в тени и в таком скудном постижении истины, что они жалуются. Но по возвращении тех, кто в центре, они видят свет и постигают истины, как прежде.

Можно привести сравнение с теплом и светом от солнца мира, которые дают жизненную силу деревьям и кустарникам везде, где встаёт солнце, даже в холодном или облачном климате. Тоже самое и небесные свет и тепло, исходящие там от Господа, как от солнца. Этот свет в своей сущности является Божественной истиной, от которой происходит всякая разумность и мудрость у ангелов и людей. Вот почему о Слове сказано, что оно было у Бога и было Богом, что оно просвещает каждого приходящего в мир и что свет даже во тьме светит (Иоанн 1:1,5,9). Слово здесь означает Господа относительно Божественной истины.

270. Из этого можно заключить, что Слово, которое есть у протестантов и у реформированных, служит светом для всех племён и народов через духовное сообщение. Кроме того, Господь предусматривает, чтобы на земле всегда была церковь, в которой читается Слово и по нему известен Господь. Поэтому, когда Слово было почти изгнано католиками, по Божественному провидению Господа произошла Реформация, и Слово было как бы вынуто из тайника и вошло в употребление. Подобно тому, когда Слово было совершенно искажено и осквернено у еврейского народа, и от него почти ничего не осталось, Господу угодно было сойти с небес, прийти в виде Слова и исполнить его, и таким образом обновить и восстановить, и дать свет жителям земли по следующим словам Господа:

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Исаия 9:1, Матф. 4:16.

271. Поскольку предсказано, что в конце этой церкви также настанет тьма из-за того, что не будут знать, что Господь есть Бог небес и земли, и станут отделять веру от милосердия, Господу было угодно, чтобы не прекратилось подлинное понимание Слова и чтобы поэтому не погибла церковь, открыть духовный смысл Слова и показать, что Слово в этом смысле, и по нему - в природном смысле, содержит бесчисленные средства, которыми можно восстановить почти погасший свет истины из Слова. В Апокалипсисе во многих местах предсказывается, что в конце этой церкви свет истины почти угаснет. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славой и силой. Матф. 24:29,30.

Здесь солнце означает Господа относительно любви, луна - Господа относительно веры, а звёзды - Господа относительно познаний истины и добра. Сын Человеческий означает Господа относительно Слова, облако - буквальный смысл Слова, слава - духовный его смысл, просвечивающий через буквальный, сила - его могущество.

272. Мне дано знать по обширному опыту, что сообщение человека с небесами происходит через Слово. Когда я подробно прочитал Слово от первой главы Исаии до последней Малахии, а также Псалмы Давида, сосредоточившись мыслями на духовном смысле, мне было дано ясно постигать, что каждый стих сообщается с каким-либо обществом небес, и поэтому всё Слово сообщается с небесами вообще. Из чего ясно, что так же, как Слово есть Господь, Слово есть и небеса, поскольку небеса являются небесами по Господу, и Господь через Слово есть всё во всём в небесах.

14. Если бы не было Слова, никто не знал бы о Боге, о небесах и аде, о жизни после смерти и, тем более, о Господе

273. Что касается тех, кто утверждает и убедил себя, что человек без Слова может знать о существовании Бога, небес и ада, а также обо всём остальном, чему учит Слово, с ними невозможно что-либо обсуждать по Слову, но только по природному свету рассудка, ибо они верят не Слову, а только самим себе. Исследуй Слово в свете рассудка, и ты найдёшь, что у человека есть две способности жизни, которые называются разумом и волей, и что разум подчинён воле, а не воля разуму. Ибо разум только советует и показывает, что по воле нужно делать. Именно поэтому многие проницательные и одарённые люди превосходят других в понимании нравственных принципов жизни, но при этом не живут по ним; иначе было бы, если бы они желали их. Исследуй же, и найдёшь, что воля человека - это его собственное, а собственное от рождения есть зло, от которого в разуме происходит ложь.

Когда найдёшь это, ты увидишь, что человек сам по себе не желает понимать того, что не от собственного его воли, и если нет никакого другого источника знания, собственное его воли не желает понимать ничего, кроме своего и мирского. Всё, что выше, пребывает для него во тьме. Например, когда он смотрит на солнце, луну и звёзды, и случается так, что он думает об их происхождении, он неизбежно думает, что они возникли сами по себе. Может ли он возвыситься над суждениями многих учёных в мире, которые признают, что природа создала всё, хотя знают из Слова, что всё создал Бог? Что бы думали эти люди, если бы не знали ничего из Слова? Неужели ты считаешь, что древние мудрецы, такие как Аристотель, Цицерон, Сенека и другие, которые писали о Боге и бессмертии души, изначально взяли эти понятия из собственного разума? Нет, свои понятия они получили от других, узнавших об этом из древнего Слова, о котором было сказано выше. И авторы природного богословия тоже не от себя почерпнули свои знания; они лишь подтвердили доводами рассудка то, чему научились от церкви, в которой есть Слово. Среди них бывают и те, которые подтверждают, но сами не верят.

274. Мне было дано видеть людей, которые родились на островах, рассудительных в гражданских вопросах, но совершенно ничего не знающих о Боге. В духовном мире они выглядят как сфинксы. Но поскольку они родились людьми и поэтому имеют способность принимать духовную жизнь, ангелы обучают их и оживляют познаниями о Господе как человеке. Каков человек сам по себе, ясно видно по тем, кто в аду, среди которых есть высокопоставленные и образованные люди. Они и слышать ничего не хотят о Боге, из-за чего даже не могут упомянуть Бога. Я видел этих людей и разговаривал с ними. Я также разговаривал с теми, которые воспламеняются гневом и приходят в ярость, когда слышат, что кто-то говорит о Господе. Если таковы те, кто говорили о Боге, писали о Боге и проповедовали о Боге, вообрази, каков должен быть человек, который ничего не слышал о Боге. Они таковы потому, что их воля зла, а такая воля, как было сказано, руководит разумом и лишает его истин, которые есть в нём из Слова. Если человек может знать сам по себе, что есть Бог и вечная жизнь, почему же он не знает, что человек остаётся человеком после смерти? Почему он верит, что его душа или дух подобна ветру или эфиру, который не видит глазами, не слышит ушами и не говорит ртом, если не воссоединится и не срастётся со своим телом или скелетом? Представь учение, извлечённое из одного только рассудочного света: разве не в том оно будет состоять, что следует поклоняться самому себе? Это делали веками, и по сей день делают даже те, кто знает из Слова, что надлежит поклоняться только Богу. Кроме поклонения себе, никакого поклонения от собственного человека быть не может, даже поклонения солнцу и луне.

275. Религия существует с древнейших времён, и обитатели всех частей света знали о Боге и нечто о жизни после смерти, но не от себя самих или собственного разумения, а из древнего Слова (о котором сказано выше, 264-266) и позже из израильского Слова. Религиозные понятия из этих двух Слов распространились в Индию и на её острова, через Египет и Эфиопию в царства Африки, и с побережья Азии в Грецию, а оттуда в Италию. Но поскольку Слово могло быть написано не иначе, как с помощью изображений, то есть тех явлений в мире, которые соответствуют небесным, и поэтому их обозначают, религиозные верования язычников превратились в идолопоклонство, а в Греции - в мифологию. Атрибуты и качества Бога стали всеми их богами, над которыми они поставили высшего, названного Юпитером, возможно, от имени "Иегова". Известно, что они знали о рае, о потопе, о священном огне и о четырёх эрах, начиная с золотой и кончая железной (Дан. 2:31-35).

276. Тот, кто верит в то, что может по собственному разумению составить себе познания о Боге, о небесах и аде и о духовном церкви, не знает, что природный человек, рассматриваемый сам по себе, противится духовному человеку, и поэтому хочет изгнать духовные понятия, входящие в него, или окутать их заблуждениями, которые подобны червям, поедающим корни овощей и злаков. Таких людей можно сравнить с видящими во сне, будто они сидят на орлах и взмывают ввысь, или летят на пегасах над горой Парнас к Геликону. На самом же деле они подобны Люциферам в аду, всё ещё воображающим, что они дети зари (Исаия 14:12). Они также подобны тем на равнине земли Сеннаар, которые приступили к строительству башни высотой до небес (Бытие 11:2,4). Они самоуверенны, как Голиаф, не догадываясь, что их можно свалить, как и его, камнем из пращи, пущенным в лоб. Я скажу, какая участь ждёт их после смерти: сначала все они станут словно пьяными, затем будто безумными, а затем глупцами, сидящими в потёмках. Пусть же остерегаются подобного безумства.