Начало Глава 1. Бог Создатель (4)

Сущность Бога, то есть Божественная любовь и Божественная мудрость

36. Мы установили различие между Бытием и сущностью Бога как между бесконечностью Бога и Его любовью, так как бесконечность связана с Бытием Бога, а любовь - с Его сущностью. Как было сказано, Бытие Бога - более общее понятие, чем Его сущность; так же и бесконечность Его - более общее понятие, чем Его любовь. По этой причине прилагательное "бесконечный" применяется к существенным качествам и атрибутам Бога, о которых всегда говорят, что они бесконечны: Божественная любовь бесконечна, Божественная мудрость бесконечна, и то же самое - Божественное могущество. Не потому, что Бытие Бога первично, но потому, что оно входит в сущность и соединяется с ней, определяет, формирует и возвышает её. Этот раздел главы, как и предыдущие, будет рассмотрен по пунктам.

1. Бог есть сама любовь и сама мудрость, которые составляют Его сущность.
2. Бог есть само добро и сама истина, поскольку добро принадлежит любви, а истина - мудрости.
3. Сама любовь и сама мудрость составляют саму жизнь, или жизнь в себе.
4. Любовь и мудрость составляют одно в Боге.
5. Сущность любви состоит в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье.
6. Эти свойства Божественной любви - причина создания вселенной и поддержания ее существования.

Итак, по каждому пункту отдельно.

37. (1) Бог есть сама любовь и сама мудрость, которые составляют Его сущность.

Самые древние люди видели, что любовь и мудрость - это две существенные составляющие, к которым относится всё бесконечное, что есть в Боге или исходит от Него. Но следующие поколения постепенно потеряли способность видеть это, поскольку они умом отвернулись от небес и погрузились в мирское и плотское. Они перестали понимать, какова любовь в своей сущности, и поэтому какова мудрость в своей сущности, ибо не знали, что любви без формы не бывает и что действует она в форме и посредством формы. Поскольку же Бог есть истинная, единственная и поэтому первичная субстанция и форма, сущность которой - любовь и мудрость, и поскольку от Него произошло всё, что создано, из этого следует, что Он создал вселенную в целом и в частностях из любви посредством мудрости, и поэтому Божественная любовь в совокупности с Божественной мудростью присутствует во всех вообще сотворённых предметах и в каждом отдельно. Более того, любовь - не только образующая всё сущность, она также объединяет и связывает всё, то есть поддерживает целостность всего созданного.

В мире есть неисчислимое количество примеров, подтверждающих это. В частности, тепло и свет солнца, две основные и общие причины появления и существования всего, что есть на земле. Они присутствуют во всём на земле, потому что соответствуют Божественной любви и Божественной мудрости; ибо тепло от солнца духовного мира в своей сущности есть любовь, а свет, излучаемый им, - мудрость. Другим примером могут служить две основные и общие причины появления и существования человеческого ума, а именно воля и разум. Эти две составляющие есть в каждом уме, они присутствуют и действуют в нём в целом и в частностях. Так происходит потому, что воля - это вместилище и обитель любви, а разум - мудрости. Таким образом, эти две составляющие соответствуют Божественной любви и Божественной мудрости, от которых они берут свое начало. Ещё одним примером могут служить две основные и общие причины появления и существования человеческого тела, а именно сердце и лёгкие, точнее сокращения и расслабления сердца и дыхание лёгких. Известно, что они действуют во всём теле и во всех его частях; причина в том, что сердце соответствует любви, а лёгкие - мудрости. Это соответствие подробно описано в книге "Ангельская мудрость о Божественной любви и Божественной мудрости", изданной в Амстердаме.

Что любовь, подобно жениху или мужу, производит или порождает все формы, но лишь при помощи мудрости как невесты или жены, в том можно убедиться по многому в обоих мирах, духовном и природном. Достаточно привести один пример. Все ангельские небеса устроены в своей форме и сохраняются в ней Божественной любовью посредством Божественной мудрости. Те, кто думают, что мир создан каким-либо другим способом, и не знают, что Божественная сущность состоит из Божественной любви и Божественной мудрости, опускаются от зрения рассудка к зрению глаза. Они целуются с природой, как создательницей вселенной, зачиная химер и рождая призраков. Они мыслят заблуждениями; делая такие выводы, они откладывают яйца, в которых скрываются птицы ночи. Такие умы нельзя назвать умами, это глаза и уши, лишенные разума, или мышление без души. Они говорят о красках, будто они могут появиться без света, о деревьях, будто они могут вырасти без семени, о всём, что есть на земле, будто оно может возникнуть без солнца. Они делают из производных вещей начала, от которых те произведены, из следствий - причины. Они всё переворачивают с ног на голову, усыпляют свой бодрствующий рассудок и видят сны.

38. (2) Бог есть само добро и сама истина, поскольку добро принадлежит любви, а истина - мудрости.

Всем известно, что всё связано с добром и истиной. Это знак того, что всё получило существование от любви и мудрости. Ведь всё происходящее от любви называется добром, ибо так оно и узнаётся, и удовольствие, через которое любовь себя проявляет, - это чьё-либо добро. Всё происходящее от мудрости называется истиной, ибо мудрость состоит именно из истин и наделяет относящиеся к ней предметы восхитительным светом; воспринимаемая таким образом красота - это истина от добра. Поэтому любовь - это совокупность всех видов добра, а мудрость - совокупность всех видов истины. Но и то, и другое - от Бога, который есть сама любовь и потому само добро, сама мудрость и потому сама истина. Вот почему у церкви есть две существенные составляющие, называемые милосердием и верой, которые присутствуют в ней в общем и в частностях. Причина в том, что всякое добро церкви принадлежит милосердию и называется милосердием, а всякая истина принадлежит вере и называется верой. Удовольствия любви, они же удовольствия милосердия, воспринимаются нами как удовольствия, которые мы называем различными видами добра, а красоты мудрости, они же красоты веры, воспринимаются нами как истины, которые мы и называем истинами. Именно удовольствие и красота дают разным видам добра и истины жизнь, без которой они были бы словно без души или бесплодными.

Но удовольствия любви бывают двух видов, как и красоты, которые кажутся принадлежащими мудрости. Есть удовольствия любви к добру и удовольствия любви к злу, и так же есть красоты веры в истину и красоты веры в ложь. И те, и другие удовольствия любви называются добром людьми, которые в них находятся, по их ощущению; так же и те, и другие красоты веры называются добром, по их восприятию. Но поскольку последние находятся в разуме, это не что иное, как истины. Тем не менее, это противоположности: добро одной любви - это добро, другой - зло; истина одной веры - истина, другой - ложь. Любовь, удовольствие которой по сущности - добро, подобна теплу солнца, которое оживляет и оплодотворяет, действуя на плодородную почву, деревья и посевы. Где она действует, там словно рай, сад Иеговы, нечто подобное земле Ханаанской. Красота её истины подобна солнечному свету весной или освещённой хрустальной вазе, полной восхитительных цветов, которая, если её открыть, распространяет благоухание. А удовольствие злой любви подобно теплу солнца, иссушающему и уничтожающему, когда оно действует на бесплодную почву и вредные растения, например колючий кустарник или терновник. Где оно действует, там Аравийская пустыня, в которой змеи многоголовые и ядовитые, а красота лжи подобна свету солнца зимой, или освещенному кожаному меху с червями, плавающими в уксусе, и дурно пахнущими ползучими гадами.

Следует знать, что любое добро приобретает форму посредством истины и одевается в неё, чтобы его можно было отличить от другого добра. Более того, виды добра одного рода связываются в пучки, которые тоже одеваются по-своему, чтобы их можно было отличить от других. Наглядным примером таких образований может служить человеческое тело в целом и во всех частностях. Известно, что человеческий ум устроен подобным же образом, поскольку есть постоянное соответствие всего, что в уме, со всем, что в теле. Следовательно, человеческий ум устроен внутренне из духовных субстанций, а внешне - из природных субстанций и, наконец, из материи. Ум, удовольствия любви которого добрые, внутренне состоит из тех духовных субстанций, что находятся в небесах. Но ум, удовольствия любви которого злые, внутренне состоит из тех духовных субстанций, что находятся в аду. Виды зла последнего связаны в пучки посредством лжи, тогда как виды добра первого - посредством истин. Поскольку существуют такие связки видов добра и зла, Господь говорит, что плевелы следует собрать в связки, чтобы сжечь их, и то же самое о соблазнах (Матф. 13:30,40,41; Иоанн 15:6).

39. (3) Поскольку Бог есть сама любовь и сама мудрость, Он есть сама жизнь, или жизнь в себе.

У Иоанна говорится:

Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей. Иоанн 1:1,4.

"Бог" означает здесь Божественную любовь, а "Слово" - Божественную мудрость. Божественная мудрость подлинно есть жизнь, а жизнь подлинно есть свет, исходящий от солнца духовного мира, в середине которого - Бог Иегова. Божественная любовь образует жизнь, как огонь образует свет. В огне есть горение и свечение. От горения происходит тепло, от свечения - свет. Точно так же в любви есть две составляющие: та, которой соответствует горение огня, действует внутренне на волю человека, а та, которой соответствует свечение, действует внутренне на разум человека. Отсюда происходят любовь и разумение. Ибо, как уже много раз говорилось, солнце духовного мира излучает тепло, которое в сущности своей - любовь, и свет, который в сущности своей - мудрость. Эти два излучения втекают во всё, что есть во вселенной, и воздействуют на всё внутренне. В человеке они воздействуют на его волю и разум, которые созданы для принятия их: воля - для принятия любви, а разум - для принятия мудрости. Отсюда ясно, что жизнь человека обитает в разуме, и в нём такова, какова его мудрость, а любовь воли служит её мерой.

40. Читаем также у Иоанна:

Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Иоанн 5:26.

Это означает, что как само Божественное, существовавшее от вечности, живёт в себе, точно так же живёт в себе человеческое, принятое во времени. Жизнь в себе - это та сама жизнь, единственная жизнь, благодаря которой живут ангелы и люди. Человеческий рассудок может увидеть это по свету, исходящему от солнца природного мира. Этот свет не может быть создан, но формы, которые принимают его, созданы; глаза предназначены для принятия света, и именно свет, исходящий от солнца, позволяет им видеть. То же самое и с жизнью, которая, как было сказано, является светом, исходящим от солнца духовного мира; она не может быть создана, но постоянно втекает, как бы освещает разум человека и даёт ему жизнь. Следовательно, поскольку свет, жизнь и мудрость составляют одно, мудрость также не может быть создана, а равно и вера, истина, милосердие и добро. Могут быть созданы формы, принимающие их, то есть умы людей и ангелов.

Поэтому пусть каждый опасается убеждения в том, что он от себя самого живёт, а также разумеет, верит, любит, постигает истину, желает добра и делает его. Насколько он убедит себя в этом, настолько он низведёт свой ум с небес к земле, и из духовного станет природным, чувственным и плотским. Ибо так он закрывает высшие области своего ума, и поэтому становится слепым во всём, что связано с Богом, небесами и церковью. Всё, о чём он может затем думать, судить и говорить, глупо, потому что пребывает в темноте; но в то же время он приобретает уверенность, что всё это – мудрость. Ведь при этом высшие области ума, вместилище истинного света жизни, закрыты, а открыты лишь более низкие области, принимающие только тусклый свет мира. Этот свет, отделенный от света высших областей, обманчив; в нём ложное кажется истинным, рассуждения на основе лжи - мудростью, а на основе истины - безумством. И тогда человек верит, что обладает зоркостью орла, хотя сам мудр настолько, что может видеть не больше, чем летучая мышь днём.

41. (4) Любовь и мудрость составляют одно в Боге.

Каждый мудрый человек церкви знает, что всё добро любви и милосердия, как и вся истина мудрости и веры - от Бога. Человеческий рассудок может видеть, что это так, если знает, что источник любви и мудрости - солнце духовного мира, в середине которого - Бог Иегова, или, что то же самое, они исходят от Бога Иеговы через солнце, окружающее его. Ибо тепло, исходящее от этого солнца, в сущности своей есть любовь, а свет его в сущности своей есть мудрость. Поэтому ясно как день, что любовь и мудрость в своём начале едины, а значит едины в Боге, поскольку Он - начало этого солнца. Пояснить это можно на примере солнца природного мира, которое есть чистый огонь, и его огненность порождает тепло, а его сияние порождает свет; таким образом, в своём начале они едины.

Однако в своём распространении тепло и свет разделяются, что видно по предметам, одни из которых принимают больше тепло, другие - свет. Особенно это касается людей, у которых свет жизни, то есть разумение, отделён от тепла жизни, то есть любви. Так происходит потому, что человек должен быть преобразован и возрождён, а это было бы невозможно, если бы свет жизни, то есть разумение, не учил, что следует желать и любить. Однако следует знать, что Бог постоянно старается соединить любовь и мудрость в человеке, который, между тем, если не смотрит на Бога и не верит в Него, постоянно старается разделить их. Поэтому, насколько соединены в человеке добро любви или милосердия и истина мудрости или веры, настолько он становится образом Бога и поднимается к небесам и в небеса, где живут ангелы. И наоборот, насколько эти две вещи разделены человеком, настолько он становится образом Люцифера и Дракона и низвергается с небес на землю, а затем под землю, в ад. Из такого соединения получается состояние человека, подобное состоянию дерева весной, когда тепло в равной степени соединяется со светом, от чего дерево зеленеет, цветёт и плодоносит. Напротив, когда эти две вещи разделены, состояние человека подобно состоянию дерева зимой, когда тепло уходит от света, от чего дерево обнажается и лишается листвы или зелени.

Когда духовное тепло, то есть любовь, отделено от духовного света, то есть мудрости, или, что то же самое, милосердие отделено от веры, человек делается подобным протухшей или гнилой почве, в которой заводятся личинки; если на ней вырастает кустарник, его листья съедают полчища насекомых. Ибо соблазны любви к злу, которые по сути есть вожделения, вырываются наружу, и разумение не сдерживает и не ограничивает их, а наоборот, почитает, взращивает и оберегает. Словом, разделять любовь и мудрость или милосердие и веру, которые Бог постоянно стремится соединить, это всё равно что лишать лицо румянца, делая его бледным, как у мертвеца, или убирать белизну из румянца, от чего лицо пылает, как факел. Это подобно также разрыву брачных уз между супругами, когда жена становится блудницей, а муж - прелюбодеем. Ибо любовь и милосердие подобны мужу, а мудрость и вера - жене. Их разделение приводит к духовному блуду и прелюбодеянию, то есть к подделке истины и подмене добра.

42. Кроме того, следует знать, что есть три степени любви и мудрости, и поэтому три степени жизни, и человеческий ум состоит как бы из трёх областей, соответствующих этим трём степеням. Высшая степень жизни располагается в высшей области, более низкая - во второй области, низшая - в последней. Эти области открываются у человека последовательно. Последняя область, где жизнь в своей низшей степени, открывается от младенчества до детства, и происходит это посредством знаний. Вторая область, где жизнь в более высокой степени, открывается от детства до юности, и происходит это посредством размышлений на основе знаний. Высшая область, где жизнь в высшей степени, открывается от юности до молодости и далее, и происходит это посредством восприятия истин - нравственных и духовных.

Далее следует знать, что совершенство жизни состоит не в размышлении, а в постижении истины в свете истины. Отсюда можно заключить, насколько разными бывают жизни людей. Есть те, кто, лишь услышав истинное, постигают, что оно истинно; в духовном мире такие изображаются орлами. Есть те, кто не постигают истинное, а делают выводы о нём по доводам, основанным на видимостях; такие изображаются певчими птицами. Есть те, кто верит истинности только на основании авторитетного мнения; такие изображаются сороками. И ещё есть те, кто не хотят или не могут воспринять истинное, но только ложное. Причина в том, что они живут в свете глупости, в котором ложное выглядит как истинное, а истинное - как что-то над головой, окутанное плотным облаком, или словно метеор, или даже как ложное. Их мышление изображается сычами, а речь - совами. Те из них, которые утвердились в своей лжи, не могут и слышать истин, и лишь только что-либо истинное постучится в их уши, они тут же с отвращением прогоняют это, совсем как желудок, переполненный жёлчью, от тошноты извергает пищу.

43. (5) Сущность любви состоит в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье.

Есть две составляющие сущности Бога: любовь и мудрость; но у сущности Его любви - три составляющие: любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье. Те же три принципа составляют сущность Его мудрости, поскольку, как было показано, любовь и мудрость составляют одно в Боге. Любовь хочет этого, мудрость осуществляет.

Первая существенная составляющая - любить других, вне себя - познаётся по любви Бога ко всему человеческому роду. Ради него Бог любит всё, что Он создал, поскольку это средства для цели, а кто любит цель, тот любит и средства. Все и всё в мироздании - вне Бога, поскольку конечно, а Бог бесконечен. Любовь Бога направляется и распространяется не только на добрых и доброе, но и на злых и злое, и посему не только на тех и то, что в небесах, но и на тех и то, что в аду, не только на Михаила и Гавриила, но и на Дьявола и Сатану. Ибо Бог везде и от вечности в вечность один и Тот же. Ведь Он говорит, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45). В самом злом и самих злых - то, что они злые, поскольку они принимают любовь Бога не как она есть, какова она внутренне, но как они сами есть. То же самое делает терновник или крапива с теплом солнца и дождём небес.

Вторая существенная составляющая любви Бога - хотеть быть с другими единым - познаётся по соединению Его с небесами ангелов, с церковью на земле, со всеми, кто в них, и со всем добрым и истинным, что составляет и образует человека и церковь. Ведь любовь, рассмотренная сама по себе, не что иное как стремление к соединению. Для осуществления этого принципа любви Бог создал человека Своим образом и подобием, чтобы с ним можно было соединиться. Что Божественная любовь целью своей постоянно имеет соединение, ясно из слов Господа, когда Он говорит, что хочет быть единым со своими учениками, Он в них и они в Нём, и чтобы любовь Бога была в них (Иоанн 17:21-23,26).

Третья существенная составляющая любви Бога - приносить другим счастье - познаётся по вечной жизни, которая есть блаженство, благополучие и счастье без конца; такую жизнь Бог даёт принимающим в себя Его любовь. Ибо Бог, сама любовь, есть и само блаженство. Ибо всякая любовь распространяет вокруг себя удовольствие, а Божественная любовь распространяет само блаженство, благополучие и счастье в вечности; таким образом, Бог делает ангелов и людей счастливыми от Себя посредством соединения с ними.

44. Что такова Божественная любовь, можно понять по её сфере, которая наполняет всё мироздание и воздействует на всех соответственно их состоянию. В первую очередь она воздействует на родителей, и поэтому родители нежно любят своих детей, которые вне их, хотят быть одним с ними и приносить им счастье. Эта сфера Божественной любви воздействует не только на добрых, но и на злых, и не только на людей, но и на животных и птиц всякого рода. О чём думает мать, родившая ребёнка, как не о том, чтобы, образно говоря, воссоединиться с ним и заботиться о его благе. Чего хочет птица, высидевшая птенцов, как не согреть их под своими крыльями и, целуя, класть пищу в их зоб? Известно, что даже змеи, гадюки любят своё потомство. Эта сфера в особенности воздействует на принимающих эту любовь Бога в себя; таковы верящие в Бога и любящие ближнего. Милосердие у них - образ этой любви.

Даже дружба между недобрыми подражает этой любви. За столом друг даёт другу самое лучшее, целует его, поглаживает и пожимает его руку и обещает оказывать ему услуги. Взаимное сочувствие и стремление к соединению однородных и похожих происходит от того же начала. Та же самая Божественная сфера воздействует и на неодушевлённые предметы, например на деревья и травы, но через солнце мира и его тепло и свет. Тепло входит в них извне, соединяется с ними, и они распускаются, цветут и плодоносят, что соответствует счастью у одушевлённых. Такое действие производит тепло, поскольку оно соответствует теплу духовному, то есть любви. Наглядные примеры воздействия этой любви можно найти даже в различных предметах царства минералов; символично в этом смысле превращение минералов из низкой формы в более высокую и образование драгоценных камней.

45. Из описания сущности Божественной любви можно видеть, что есть её противоположность - дьявольская любовь. Дьявольская любовь - это любовь к себе, и хотя она называется любовью, по сути это ненависть, ибо она не любит никого вне себя и не желает соединения с другими и их счастья, но только своего. Внутренне она всегда стремится господствовать над другими, владеть добром других и, наконец, чтобы её почитали как Бога. Вот почему те, кто в аду, не признают Бога, а признают богами более сильных среди остальных. Поэтому у них есть низшие и высшие или младшие и старшие боги, в зависимости от их могущества. И поскольку каждый там носит эти чувства в своём сердце, он пылает ненавистью к своему богу, а тот, в свою очередь, к тем, кто под его властью. Он считает их ничтожными рабами и разговаривает с ними любезно, пока они поклоняются ему, но пылает яростью ко всем остальным, да и к своим приверженцам внутренне или в сердце. Любовь к себе - то же самое, что любовь между разбойниками, которые целуют друг друга, пока занимаются грабежом, а затем страстно желают убить остальных, чтобы забрать себе их долю.

Из-за такой любви в аду, где она царствует, её вожделения выглядят издалека как дикие животные различного вида: некоторые как лисы и леопарды, некоторые как волки и тигры, некоторые как крокодилы и ядовитые змеи. В пустынях, где они живут, нет ничего, кроме куч камней и голого песка вперемежку с болотами, в которых квакают лягушки. Над их лачугами с воем летают зловещие птицы. Это те охимы, циимы и иимы, которые упоминаются в книгах пророков Слова, где говорится о любви к господству из любви к себе (Исаия 13:21; Иер. 50:39; Пс. 73:14).

46. (6) Эти свойства Божественной любви - причина создания вселенной и поддержания ее существования.

Что эти три существенные составляющие Божественной любви - причина творения, можно понять, если тщательно рассмотреть и исследовать их. Что первое - любить других, вне себя - было причиной, ясно из того, что мироздание вне Бога, как мир вне солнца, и на него может распространяться любовь Бога, в нём осуществиться и найти покой. Читаем также, что после создания небес и земли Бог отдыхал и этому посвящена суббота (Бытие 2:2,3).

Что второе - хотеть быть с ними одним целым - также было причиной, ясно из того, что человек создан образом и подобием Бога. Под этим подразумевается, что человек создан как форма, принимающая любовь и мудрость от Бога, с которой Бог может соединить Себя, и ради этого также со всем, из чего состоит мироздание, ибо всё это - средства. Ведь соединение с конечной причиной подразумевает соединение с посредствующими причинами. Из Книги Создания или Бытия (1:28-30) ясно, что всё было создано ради человека.

Что третье - приносить им счастье - также было причиной, ясно из того, что ангельские небеса уготованы каждому человеку, который принимает любовь Бога; в них один Бог приносит всем счастье. Эти три существенных составляющих любви Бога являются также причиной сохранения мироздания, потому что сохранение есть непрерывное создание, как существование есть непрерывное появление. Божественная же любовь из вечности в вечность одна и та же, поэтому какой она была в создаваемом мире, такой остаётся и в созданном мире.

47. Правильно понимая всё это, можно увидеть, что вселенная - это творение, связанное от первого до последнего, поскольку она есть творение, содержащее в себе цели, причины и осуществление в неразрывной связи. Поскольку же во всякой любви есть цель, во всякой мудрости – восхождение к цели через промежуточные причины, и посредством их к осуществлению, которое есть служение, следовательно, вселенная - это непрерывное творение Божественной любви, Божественной мудрости и служений, и поэтому творение, связанное от первого до последнего. Любой мудрый человек может увидеть, словно в зеркале, что вселенная состоит из непрерывной последовательности служений мудрости, берущей начало от любви, если составит себе общее понятие о создании вселенной и вникнет в его частности. Ибо частности выстраиваются в общее, придающее им согласную форму. Всё это будет наглядно показано далее во многих местах.

48. Здесь я добавлю следующее воспоминание.

Однажды я беседовал с двумя ангелами, один из которых был из восточных небес, а другой - из южных. Когда они поняли, что я размышляю о тайнах мудрости по любви, они спросили: "Разве ты не знаешь ничего о состязаниях в мудрости в нашем мире?" Я сказал, что пока не знаю.

"Их у нас много", - сообщили они, добавив, что любящие истины по духовной склонности, то есть потому, что это истины, ведущие к мудрости, собираются по условному знаку, чтобы обсудить предметы, требующие глубокого понимания, и сделать о них заключения.

Они схватили меня за руку, говоря: "Пойдём с нами, сам увидишь и услышишь. Условный знак для собрания дан сегодня".

Меня повели через равнину на холм, у подножия которого начиналась пальмовая аллея, тянувшаяся до самой вершины. Мы вошли в неё и поднялись на холм. На вершине, в конце подъёма, мы увидели рощу. Посреди её деревьев земля, поднимаясь, образовывала что-то вроде театра. Внутри была площадка, мощёная разноцветным камнем, вокруг которой были сделаны кресла; на них сидели любители мудрости. В центре театра стоял стол, а на нём лежал лист бумаги, скреплённый печатью.

Сидящие на креслах пригласили нас занять свободные места, но я ответил: "Меня привели сюда двое ангелов, чтобы я посмотрел и послушал, но не для участия в собрании".

Затем эти два ангела подошли к столу, вскрыли печать на листе бумаги и прочитали сидящим тайны истины, написанные на этом листе, чтобы обсудить и разъяснить их. Написанное было ниспослано на этот стол ангелами третьих небес. Тайн было три: первая – "Что такое образ Бога и подобие Бога, по которым создан человек?", вторая – "Почему человек рождается без знания своей любви, хотя даже животные и птицы, как благородные, так и низкие, знают с рождения, что требуется их любви?", третья – "Что означает "дерево жизни", "дерево познания добра и зла" и "есть от них"?"

Внизу было подписано: "Придите по этим трём вопросам к единому мнению, запишите его на чистом листе и положите его вместо этого на стол. Если это мнение окажется взвешенным и справедливым, каждому из вас будет дана награда за мудрость". Прочитав это, два ангела отошли и перенеслись в свои небеса.

Тогда сидящие в креслах стали обсуждать и разъяснять тайны, предложенные им. Они говорили по порядку, начиная с тех, которые сидели с северной стороны, за ними - сидящие на западе, затем - на юге и наконец - на востоке. Они взяли для обсуждения первый вопрос, а именно: "Что такое образ Бога и подобие Бога, по которым создан человек?" Сначала вслух прочитали из Книги Создания следующее:

И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его. Бытие 1:26,27.
В тот день, когда Бог сотворил человека, Он сделал его подобием Бога. Бытие 5:1.

Первыми говорили сидевшие на северной стороне. Они сказали, что образ и подобие Бога - это те две жизни, которые Бог вдохнул в человека, жизнь воли и жизнь разума. "Ибо мы читаем, - пояснили они:

Иегова Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизней, и стал человек душою живущею. Бытие 2:7,

- откуда разумом видно, что Он вдохнул в человека волю к добру и постижение истины, которые и есть дыхание жизней. И поскольку Бог вдохнул в него жизнь, образ и подобие означают непорочность, происходящую от любви и мудрости, и от праведности и рассудительности в нём".

Сидевшие на западе поддержали их, добавив однако, что состояние непорочности, которое вдохнул в Адама Бог, вдыхается непрерывно во всех последующих людей и присутствует в них как во вместилищах, и человек является образом и подобием Бога настолько, насколько он служит этим вместилищем.

Затем говорили третьи по порядку, сидевшие на юге: "Образ Бога и подобие Бога - две разные вещи, но в человеке они от создания соединены. По некоему внутреннему озарению мы видим, что человек может разрушить образ Бога, но не его подобие. Отсюда видно, как бы через сетку, что Адам остался подобием Бога после того, как потерял образ Бога. Ибо мы читаем, после того как он был проклят:

Вот, человек стал как один из нас, зная добро и зло. Бытие 3:22.

А затем он назван подобием Бога, но не образом Бога (Бытие 5:1). Но мы предоставим нашим восточным товарищам, у которых больше света, сказать, что есть по сути своей образ Бога и подобие Бога".

После того как наступила тишина, сидевшие на востоке встали и возвели взоры к Господу. Затем они снова сели в кресла и сказали, что образ Бога - это вместилище Бога, а поскольку Бог есть сама любовь и сама мудрость, образ - это принятие любви и мудрости Бога человеком; подобие же Бога - это совершенное подобие и полная видимость того, что любовь и мудрость присутствуют в человеке и поэтому принадлежат ему. "Ибо человек не иначе воспринимает свои любовь и мудрость, или желание делать добро и постигать истину, как исходящие от него самого. А на самом деле ничего от себя он не делает, а только от Бога. Только Бог любит от Себя и мудро мыслит от Себя, потому что Бог есть сама любовь и сама мудрость. Подобие или видимость того, что любовь и мудрость, или добро и истина, находятся в человеке, будто его собственные, делает человека человеком, то есть дает возможность соединяться с Богом и потому жить вечно. Из этого следует, что человек есть человек потому, что может желать добра и постигать истину точно так же, как если бы он делал это сам по себе, но при этом знать и верить, что он делает это от Бога. Ибо насколько он это знает и верит в это, настолько Бог помещает в него Свой образ, и иначе, если он верит, что все это принадлежит ему, а не Богу".

Когда они сказали это, ими овладела ревность по любви к истине, и они продолжали речь: "Как может человек воспринимать какую-либо любовь или мудрость, сохранять её и умножать, если не ощущает своей собственной? И как возможно его соединение с Богом любовью и мудростью, если ему не дано нечто для соединения с его стороны? Без взаимности невозможно никакое соединение, и эта взаимность соединения заключается в том, что человек любит Бога и делает то, что от Бога, как будто сам по себе, но верит, что это делает Бог. И потом, как человек может жить в вечности, не соединяясь с вечным Богом? Итак, как человек мог бы быть человеком, если бы не было в нём этого подобия?"

Все одобрили сказанное и предложили сделать заключение из этого. Пришли к такому выводу: "Человек - вместилище Бога, а вместилище Бога есть образ Бога. Поскольку же Бог есть сама любовь и сама мудрость, человек - это вместилище того и другого. И в той степени, в которой вместилище принимает их, оно становится образом Бога. Человек есть подобие Бога потому, что ощущает в себе то, что в нём от Бога, как своё. Однако он из этого подобия становится образом Бога настолько, насколько признаёт, что любовь и мудрость, или добро и истина в нём принадлежат не ему, а Богу, и поэтому исходят не от него, а от Бога".

Они перешли затем ко второму предмету обсуждения: "Почему человек рождается без знания своей любви, хотя даже животные и птицы, как благородные, так и низкие, знают с рождения, что требуется их любви?"

Для начала они подтвердили истинность этого утверждения различными наблюдениями, например, тем, что человек рождается без всякого знания, не зная даже супружеской любви. Они опросили исследователей и услышали от них, что младенец при рождении не знает даже материнской груди и узнаёт о ней только потому, что мать или кормилица постоянно дает её ему. Он умеет только сосать, да и это умение получает от постоянного сосания в утробе матери. Далее, он не умеет ни ходить, ни складывать звуки в человеческую речь, ни даже выражать звуками склонности своей любви, как животные. Затем, он не знает, какая пища ему полезна, хотя животным это известно, а хватает всё, что попадётся, чистое ли, грязное, и тащит в рот. Исследователи рассказали, что без наставлений человек почти ничего не знает о том, как происходит половая любовь, и даже юноши и девушки не знают этого, если их не научат другие. Одним словом, человек рождается как тело, как червь, и остается таким, если другие не научат его знать, понимать и быть мудрым.

Затем они убедительно показали, что животные, как высшие, так и низшие: звери земные, птицы небесные, земноводные, рыбы и жучки, которые называются насекомыми, - рождаются со знанием всякой любви своей жизни. Например, они знают всё о том, чем и как им питаться, где жить, как заниматься половой любовью и размножаться и как выращивать потомство. Исследователи подтверждали это удивительными примерами, пришедшими им на память из того, что они видели, слышали и читали, пока жили в природном мире, где есть настоящие животные, а не видимости их. Когда истина была таким образом удостоверена, они обратились умом к отысканию и исследованию причин, лежащих в основе этой тайны, чтобы истолковать и разъяснить её. Все согласились в том, что именно только по Божественной мудрости человек есть человек, а животное есть животное, и несовершенство человека при рождении оборачивается его совершенством, а врождённое совершенство животного есть его несовершенство.

Затем северяне приступили к изложению своего мнения. Они сказали, что человек, хотя и рождается без знаний, может любые из них приобрести. Если бы они были даны ему с рождения, он не мог бы уже научиться ничему, кроме того, что умел с рождения, то есть не мог бы приобретать знания. Они пояснили это таким сравнением: человек при рождении подобен незасеянной почве, которая, тем не менее, может принять всякое семя, взрастить его и оплодотворить. А животное подобно уже засеянной почве, поросшей травой и другими растениями, которая не может принимать семена кроме тех, что в ней проросли. Если она и примет другие семена, они всё равно погибнут. Вот почему человеку, чтобы вырасти, требуются долгие годы, в течение которых как бы возделывается почва и на ней вырастают всякого рода злаки, цветы и деревья. Животному же требуется немного времени, в течение которого его невозможно возделать для чего-то другого, что не дано ему с рождения.

После этого говорили западные. Они сказали, что у человека нет врождённых знаний, как у животных, но есть врождённые способность и предрасположенность: способность к знанию и предрасположенность к любви. Он рождается со способностью не только к знанию, но также к разумению и мудрости. Кроме того, он рождается с самой совершенной предрасположенностью любить не только относящееся к себе и к миру, но и относящееся к Богу и к небесам. Следовательно, человек рождается организмом, который живёт разве что внешними чувствами, почти во тьме, без каких бы то ни было внутренних чувств, по той причине, что постепенно принимает жизнь и становится человеком: сначала природным, затем разумным и наконец духовным. Этого бы не происходило, если бы он рождался со всеми знаниями и склонностями любви, как животное. Врождённые знания и склонности любви ограничивают этот процесс, а врожденные способности и предрасположенности не ограничивают его. Благодаря этому человек может вечно совершенствоваться в знании, разумении и мудрости.

Слово передали южанам, и они вынесли следующее суждение. Человек не может получить какие-либо знания от самого себя, он получает их от других, поскольку не имеет врожденных знаний. "И поскольку он не может получить какие-либо знания от самого себя, он не может также приобрести никакой любви, потому что где нет знания, там нет и любви. Знания и любовь - неразлучные спутники, и их нельзя разделить, как волю и разум, как чувство и мысль или как сущность и форму. Таким образом, коль скоро человек принимает знание от других, так же и любовь следует за ним, словно спутница. Общая любовь, которая присоединяется к знанию, есть любовь к знанию, а затем любовь к разумению и к мудрости. Эти виды любви бывают только у человека, но не у животных; они втекают в него от Бога.

Мы согласны с нашими товарищами с запада, что у человека при рождении нет никакой любви, и поэтому нет никаких знаний, а есть только предрасположенность к любви, и поэтому способность воспринимать знания, не от себя, а от других, то есть с помощью других. Мы сказали "с помощью других", потому что и те ничего не получают от себя, но всё исходит от Бога. Согласны мы и с товарищами с севера, что человек, только что родившийся, подобен незасеянной почве, в которую, тем не менее, можно посеять как благородные растения, так и сорные. Поэтому-то и слово homo (человек) происходит от слова humus (почва), и Адам назван от слова adama, что означает "почва". Мы бы добавили, что у животных от рождения имеются природные виды любви и по ним соответствующие знания, которые, однако, не приводят их к познанию, мышлению, разумению и мудрости. Эти виды любви приводят их к этим знаниям подобно тому, как собаки водят слепых по улицам. В отношении разума животные и в самом деле слепы, а лучше сказать, подобны лунатикам, которые, если делают что-то, то делают это по слепому знанию, в то время как их разум спит".

Последними говорили восточные. "Мы согласны со сказанным нашими братьями, - сказали они, - что человек ничего не знает сам по себе, а только от других и с помощью других, чтобы он понимал и признавал, что всё, что он знает, разумеет и постигает мудростью, исходит от Бога. Никак иначе он и не мог быть рождён и создан Богом, и сделаться Его образом и подобием. Ибо он становится образом Бога, поскольку признаёт и верит, что получал и получает всякое добро любви и милосердия и всякую истину мудрости и веры от Бога, но ни в малейшей степени от себя самого. А подобием Бога он становится, поскольку ощущает это в себе как своё собственное. Это ощущение в нём от того, что он не родится со знаниями, а приобретает их, и ему кажется, будто он приобретает их сам по себе. Бог дает такое ощущение человеку, чтобы он был человеком, а не животным, и своими собственными желанием, мышлением, любовью, знанием, разумением и мудростью приобретал знания и возвышал их до разумения, а с его помощью - до мудрости. Так Бог соединяет человека с Собой, а человек соединяет себя с Богом. Это было бы невозможно, если бы Бог не предусмотрел рождение человека в полном незнании".

После сказанного все пожелали составить заключение по обсуждаемым предметам, и вышло следующее: "Человек рождается без какого бы то ни было знания, чтобы мог прийти к любым знаниям, продвигаться в разумении и посредством них - в мудрости. Он рождается без какой бы то ни было любви, чтобы мог прийти к любой, применяя свои знания по разумению, и в том числе к любви к Богу посредством любви к ближнему. Так он может соединиться с Богом и благодаря этому стать человеком и жить вечно".

Затем они снова взяли бумагу и прочитали третий предмет для обсуждения. Вопрос был такой: "Что означает "дерево жизни", "дерево познания добра и зла" и "есть от них"?" Эту тайну попросили разъяснить тех, кто с востока, поскольку для этого требовалось более глубокое понимание, а живущие на востоке пребывают в огненном свете, то есть в мудрости по любви. Именно такая мудрость обозначается эдемским садом, в котором находились те два дерева.

"Мы истолкуем, - ответили они, - но поскольку человек ничего не берёт сам по себе, но только от Бога, мы будем говорить от Него, и в то же время от себя, как от себя самих. Дерево, - продолжали они, - означает человека, а его плод - добро жизни. Дерево жизни - это человек, живущий от Бога. А поскольку любовь и мудрость, милосердие и вера или добро и истина составляют жизнь Бога в человеке, дерево жизни означает человека, в котором всё это от Бога, то есть вечную жизнь. То же самое подразумевается под деревом жизни, от которого будет дано есть людям (Откр. 2:7; 22:2,14).

Дерево познания добра и зла - это человек, который верит, что живёт сам по себе, а не от Бога, и поэтому любовь и мудрость, милосердие и вера, то есть добро и истина в нём принадлежат ему, а не Богу. Он верит так, потому что мыслит и желает, говорит и действует так, что внешне кажется, будто сам по себе. И поскольку он сам себя убеждает даже в том, что он и есть Бог, сказано было змеем:

Бог знает, что в тот день, когда вы вкусите от плода того дерева, откроются глаза ваши, и вы будете, как Бог, знающие добро и зло. Бытие 3:5.

Есть от этих деревьев означает получать и присваивать. Есть от дерева жизни означает получить вечную жизнь, а есть от дерева познания добра и зла - получить проклятие. Змей означает дьявола в отношении любви к себе и гордыни собственной разумностью. Эта любовь и есть владелец этого дерева, а люди, пребывающие в гордыне от этой любви, изображаются такими деревьями. Поэтому люди, которые верят, что Адам был мудрым и делал добро сам по себе и это было его состояние непорочности, крайне заблуждаются, потому что сам Адам был проклят за такую веру. Вот что означает "есть от дерева познания добра и зла". Из-за этого он лишился своего состояния непорочности, в котором находился, пока верил, что обладает мудростью и делает добро от Бога и нисколько от себя; именно это и означает "есть от дерева жизни". Один лишь Господь, когда был в мире, был мудрым и делал добро Сам по Себе, поскольку сама Божественность с рождения была в Нём и Его. И поэтому Своим могуществом Он стал Искупителем и Спасителем".

По разъяснениям этих предметов они пришли к такому заключению: "Слова "дерево жизни", "дерево познания добра и зла" и "есть от них" означают, что жизнь человека - это Бог в нём, когда ему даны небеса и вечная жизнь, и что смерть человека - это его убеждение и вера, что жизнь человека - не Бог, а он сам, когда его удел - ад и вечная смерть, то есть проклятие".

Затем они взглянули на лист бумаги, оставленный ангелами, и увидели подписанное: "Придите по этим трём вопросам к единому мнению". Они сопоставили эти три вопроса и увидели, что они образуют единую последовательность. Эту последовательность или мнение изложили так: "Человек был создан для принятия любви и мудрости от Бога, но так, чтобы казалось, будто от себя самого, ради принятия и соединения. Поэтому человек рождается без каких-либо знаний и любви, и даже без способности любить и быть мудрым самому по себе. Таким образом, если он относит всякое добро любви и всякую истину мудрости к Богу, он становится живым человеком, но если он относит всё это к себе, он становится человеком мёртвым".

Они написали это на чистом листе бумаги и положили его на стол. Вдруг появились ангелы в снежно-белом облаке и унесли бумагу в небеса. Когда она была прочитана, сидевшие в креслах услышали голоса, доносившиеся оттуда: "Хорошо, хорошо, хорошо!" В тот же момент явился некто, словно прилетел, с парой крыльев на ногах и ещё парой - у висков. Он принёс награды: тоги, шапки и лавровые венки. Спустившись, он вручил тем, которые были на севере, опаловые тоги, а тем, которые на западе - алые; тем, которые на юге - шапки, украшенные по верху золотыми и жемчужными лентами, а с приподнятой левой стороны - бриллиантами, огранёнными в виде цветов. Тем, что были с востока, он дал лавровые венки с рубинами и сапфирами. Все участники состязания в мудрости, украшенные наградами, с радостью пошли домой.