Начало Глава 1. Бог Создатель (2)

Божественное Бытие, или Иегова

18. Рассмотрим прежде всего Божественное Бытие, а затем Божественную сущность. Кажется, что это одно и то же, но Бытие более общее, нежели сущность; ибо сущность предполагает Бытие, и из Бытия возникает сущность. Бытие Бога, или Божественное Бытие, невозможно описать, потому что оно выше всякого понятия человеческого мышления, которое не воспринимает ничего, кроме конечного и сотворённого. Бесконечное и несотворённое, в том числе Божественное Бытие, ему не доступно. Божественное Бытие есть само Бытие, от которого всё произошло, и которое должно присутствовать в любой вещи, чтобы она была. Более широкое представление о Божественном Бытии можно получить из следующих разделов:

1. Один Бог называется Иеговой по Бытию, то есть потому, что Он один есть, был и будет, и потому, что Он Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега.
2. Этот один Бог есть сама субстанция и сама форма, а ангелы и люди есть субстанции и формы, от Него произведённые; и насколько они в Нём, и Он в них, настолько они являются Его образами и подобиями.
3. Божественное Бытие - это Бытие в себе и вместе с тем Проявление в себе.
4. Божественное Бытие и Проявление в себе не может произвести иное Божественное, которое было бы Бытием и Проявлением в себе; следовательно, другой Бог той же сущности невозможен.
5. Многобожие в древние века, как и в наше время, возникает не от чего иного, как от непонимания Божественного Бытия.

Теперь всё это нужно разъяснить по пунктам.

19. (1) Один Бог называется Иеговой по Бытию, то есть потому, что Он один есть, был и будет, и потому, что Он Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега.

Известно, что "Иегова" означает "Я есть" и "Быть". Что Бога называли так с древнейших времён, известно из Книги Создания, или Бытия, где в первой главе Он назван Богом, а во второй и последующих - Богом Иеговой. Затем же, когда потомки Авраама, начиная с Иакова, из-за долгого пребывания в Египте забыли имя Бога, оно было снова вызвано в их памяти, о чём сказано так:

Сказал Моисей Богу: как Твоё имя? Бог сказал Моисею: Я есть Сущий. Так скажи Сынам Израиля: Сущий послал меня к вам; и скажи: Иегова, Бог отцов ваших, послал меня к вам. Вот имя Моё вовеки и напоминание обо Мне из рода в род. Исход 3:13-15.

Поскольку Бог один есть Сущий и Бытие, или Иегова, то в сотворённой вселенной не бывает ничего, что получало бы своё бытие не от Него; но каким образом - будет видно ниже. То же самое подразумевается в следующем:

Я Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега. Исаия 44:6; Откр. 1:8,10; 22:13.

Это означает, что Он - один и единственный от первых до последних, от которого всё происходит.

Бог потому назван "Альфа и Омега, Начало и Конец", что альфа - первая буква греческого алфавита, а омега - последняя; и поэтому они означают всё в единой целости. Причина в том, что каждая буква алфавита в духовном мире означает какую-либо вещь, а гласные, поскольку они отвечают за звук, - нечто относящееся к склонности или любви. В этом источник духовной, или ангельской речи, а также тамошнего письма. Однако это тайна, до сих пор неизвестная; ибо есть всеобщий язык, для всех ангелов и духов, который ничего общего не имеет ни с одним из языков людей в мире. Каждый человек после смерти вступает в обладание этим языком, так как он прирождён каждому человеку от создания; поэтому кто угодно может понять другого по всему духовному миру. Этот язык мне часто дано было слышать; я сравнил его с языками мира, и нашёл, что он ни в малейшей степени не согласуется ни с одним из природных языков на земле. От них он отличается основным принципом своим, который состоит в том, что каждая буква в каждом слове имеет своё особое значение. Именно по этой причине Бог называется Альфой и Омегой, что означает: один и единственный от первых до последних, от которого всё происходит. Что же касается того языка, и соответствующего ему письма, происходящего от мышления ангелов, об этом можно посмотреть в произведении "Супружеская любовь" (326-329), а также дальше в этой книге (280, 365, 386).

20. (2) Этот один Бог есть сама субстанция и сама форма, а ангелы и люди есть субстанции и формы, от Него произведённые; и насколько они в Нём, и Он в них, настолько они являются Его образами и подобиями.

Так как Бог есть Бытие, Он также и субстанция, ибо если Бытие не было бы и субстанцией, это было бы нечто существующее только в разуме; ведь реально существующим является субстанция. То, что является субстанцией, является и формой; ибо если бы субстанция не была бы формой, это было бы нечто существующее только в разуме. Поэтому и то, и другое может быть отнесено к Богу, но только в том смысле, что Он единственная, изначальная, сама субстанция и форма. В "Ангельской мудрости о Божественной любви и Божественной мудрости" (опубликованной в Амстердаме в 1763 году) было доказано, что эта форма есть самая человеческая форма, то есть, Бог - Самый Человек, у которого всё бесконечно; и кроме того, что ангелы и люди являются субстанциями, созданными и устроенными для принятия в себя Божественного, втекающего через небеса. Поэтому в Книге Создания они названы "образами и подобиями Бога" (Бытие 1:26, 27), а в других местах - Его детьми и рождёнными от Него. На протяжении этой книги будет много раз показано, что насколько человек живёт под Божественным руководством, то есть, позволяет вести себя Богу, настолько он становится образом Бога всё более внутренне.

Если не составлено понятие о Боге, что Он есть изначальная субстанция и форма, и что Его форма - самая человеческая, умы человеческие легко впадают в фантазии, подобные призракам, о Самом Боге, о происхождении человека и о создании мира. О Боге они тогда усваивают не иное понятие, как о природе вселенной в её началах, то есть будто бы это - пространство, пустота или ничто. О происхождении человека - как о соединении элементов в такую форму по случайности; о создании мира - что начало его субстанции и формы - от точек и затем геометрических линий, которые, поскольку не имеют свойств, сами собой ничего не представляют. В таких умах всё, что относится к церкви, подобно Стиксу, или мраку Тартара.

21. (3) Божественное Бытие - это Бытие в себе и вместе с тем Проявление в себе.

Бог Иегова есть Бытие в себе, потому что Он Сущий, Сам, Единственный и Первый, от вечности и до вечности, от которого произошло и благодаря которому существует всё, что есть. Таким образом и не иначе Он есть Начало и Конец, Первый и Последний, Альфа и Омега. Нельзя говорить, что Его Бытие - от себя, потому что "от себя" предполагает предшествующее, и таким образом, время. Однако время неприменимо к Бесконечному, которого называют "от вечности". Кроме того, это предполагает наличие другого Бога, Бога в Себе, и поэтому происхождение Бога от Бога, или что Бог Сам Себя образовал; в таком случае Он не может быть несотворённым и бесконечным, ибо так Он ограничивается либо Самим Собой, либо кем-то другим.

Из того, что Бог есть Бытие в себе, следует, что Он - любовь в себе, мудрость в себе и жизнь в себе, и что Он есть тот Самый, от которого всё происходит, и с которым всё должно быть связано, чтобы чем-либо быть. Что Бог есть Бог, поскольку Он есть жизнь в себе, очевидно из слов Господа у Иоанна 5:26 и у Исаии:

Я Господь, Который сотворил всё, один распростёр небеса и Сам разостлал землю. Исаия 44:24,

и что Он только Бог, и нет иного Бога (Исаия 45:14,15,21,22; Осия 13:4).

Бог - не только Бытие в себе, но и Проявление в себе, потому что если Бытие не проявляется, то оно ничем не является; равно и Проявление не бывает без Бытия; поэтому когда есть одно, то есть и другое. То же самое, если субстанция не была бы формой. О субстанции, если она не есть форма, ничего нельзя утверждать, поскольку она, как не имеющая качеств, является сама по себе ничем. Здесь говорится "бытие" и "проявление", а не "сущность" и "существование", потому что нужно отличать бытие от сущности и проявление от существования, как предшествующее от последующего, ведь предшествующее - более общее по отношению к последующему. К Божественному Бытию применимы бесконечность и вечность, тогда как к Божественным сущности и существованию применимы Божественная любовь и мудрость, а по ним следующая пара - всемогущество и вездесущесть, которые будут поэтому рассмотрены в своём порядке.

22. Природный человек собственным рассудком никак не способен узнать, что Бог - Сам, Единственный и Первый, называемый Бытие и Проявление в себе, из которого происходит всё, что есть и существует. Ибо собственным рассудком природный человек может усвоить лишь то, что относится к природе, поскольку это согласуется с его естеством, ведь с младенчества и детства ничего иного не входило в его рассудок. Но поскольку человек создан также и духовным, потому как будет жить после смерти, тогда уже среди духовных в их мире, Бог предусмотрел Слово, в котором открыл не только Себя, но и что есть небеса и ад, и что в том или другом каждый человек будет пребывать в вечности, в соответствии со своей жизнью и в то же время с верой. Кроме того, в Слове Он открыл, что Он есть Сущий, или Бытие, и Сам, и Единственный, который в Себе, а поэтому - Первый, или Начало, от которого всё происходит.

Благодаря этому откровению природный человек может подняться над природой, и таким образом над собой, и видеть то, что относится к Богу, однако лишь как бы издали, хотя Бог рядом с каждым человеком, ибо в нём Бог присутствует своей сущностью. По этой причине Он рядом с теми, кто любит Его, а любят его те, кто живут по Его заповедям и верят в Него; такие словно бы видят Его. Что есть вера, если не духовное видение того, что есть? И что есть жизнь по Его заповедям, если не признание на деле: от Него спасение и вечная жизнь? Однако те, чья вера не духовна, а природна, то есть просто знание, и потому такова же их жизнь, хотя и видят Бога, но издали, да и то только когда говорят о Нём. Различие между теми и другими, как между стоящими в ясном свете, видящими людей рядом с собой, касающимися их, и теми, которые стоят в густом тумане, из которого они не могут рассмотреть, люди вокруг, деревья или камни; или как между теми, которые живут в городе на высокой горе, и ходят туда-сюда, беседуя со своими согражданами, и теми, которые смотрят вниз с горы, и не различают, что они видят: людей, зверей или статуи. Или даже как между теми, которые стоят на некой планете и видят там своих, и теми, которые на другой планете с телескопами в руках разглядывают их и говорят, что видят там людей, хотя на самом деле не видят ничего, кроме общих очертаний суши, как отблесков лунного света, и морей, как тёмных пятен. Такова разница в видении Бога и всего Божественного у тех, кто в вере и вместе с тем в жизни милосердия, и у тех, кто лишь в знании об этом пребывают, то есть между духовными и природными людьми. Те же, которые отрицают Божественную святость Слова, и всё же несут с собой, как мешок за плечами, то, что относится к религии, не видят Бога, а только произносят слово "Бог", немногим отличаясь от попугаев.

23. (4) Божественное Бытие и Проявление в себе не может произвести иное Божественное, которое было бы Бытием и Проявлением в себе; следовательно, другой Бог той же сущности невозможен.

До этого момента было показано, что один Бог, Создатель вселенной, есть Бытие и Проявление в себе, и таким образом, Бог в Себе. Из этого следует, что Бог от Бога невозможен, потому что в Нём невозможно самое существенное Божественности, то есть Бытие и Проявление в себе. Одно и то же сказать: "рождённый" и "исходящий" от Бога; и то, и другое означает быть произведённым Богом, что мало отличается от "быть сотворённым". Поэтому введение в церковь веры в то, что есть три Божественные личности, каждая из которых в отдельности есть Бог и имеет одну и ту же сущность, причём один из них - рождённый от вечности, а третий - исходящий от вечности, - это совершенное истребление понятия о единственности Бога, а с ним и всякого понимания Божественного, и таким образом получается, что всё духовное в рассудке изгоняется вон. От этого человек перестаёт уже быть человеком, но становится настолько природным, что от животного отличается разве что способностью говорить; он против всего духовного в церкви, поскольку природный человек называет это бредом. Отсюда, и не из чего иного, бьют фонтаном чудовищные ереси о Боге. Вот почему Божественная Троица, разделённая на личности, принесла в церковь не только ночь, но и смерть.

Что для рассудка нестерпима одинаковость трёх Божественных Сущностей, стало ясно мне от ангелов, которые сказали, что даже не могут произнести слов "три равных Божественности", а если кто и приходит к ним с намерением произнести такое, то не может не отвернуться от них; произнеся же, становится словно туловище от человека, и бросается вниз, уходя затем в ад к тем, кто не признаёт никакого Бога. Истина в том, что прививать ребёнку или подростку понятие о трёх Божественных личностях, которое неизбежно несёт в себе понятие о трёх богах, - это значит лишать их всякого духовного вскармливания, а затем и всякой духовной пищи, и наконец, способности рассуждать духовно, и довести до духовной смерти тех, кто убедил себя в этом. В отличие от тех, которые верой и сердцем поклоняются одному Богу Создателю вселенной, Который вместе с тем Искупитель и Возродитель, и которые подобны городу Сиону времени Давида, и городу Иерусалиму времени Соломона, после постройки храма, - церковь, которая верит в три личности, и в каждую, как в отдельного Бога, подобна городам Сиону и Иерусалиму, разрушенным Веспасианом, и сожжённому Храму. Далее, человек, который поклоняется одному Богу, в котором Божественная Троица, и потому Он есть одна личность, становится всё более и более живым, и ангельским человеком; а тот, кто убедил себя по множественности личностей в множественности Богов, становится постепенно словно изваянием с подвижными членами и с сатаной внутри, который говорит его устами.

24. (5) Многобожие в древние века, как и в наше время, возникает не от чего иного, как от непонимания Божественного Бытия.

Выше (п. 8) было показано, что единственность Бога внутренне запечатлена в уме каждого человека, поскольку это понятие лежит в сердцевине всего, что в человеческую душу втекает от Бога. Причина же того, что оно не спускается в разум человека, состоит в том, что человеку недостаёт знаний, которые позволили бы ему взойти навстречу Богу. Ибо каждому необходимо приготовить путь Богу, то есть, подготовить себя к принятию Его, а осуществляется это через знания. Знания, которых недостаёт разуму, чтобы дойти до той степени, когда он сможет увидеть, что Бог один, и не может быть Божественного Бытия, иначе как единственного, и что всё в природе - от Него, следующие:

(1) До сих пор никто ничего не знал о духовном мире, где духи и ангелы, в который приходит после смерти каждый человек.
(2) Равно, далее, что в том мире есть солнце, представляющее собой чистую любовь от Бога Иеговы, который в его центре.
(3) Что от этого солнца исходит тепло, которое в сущности своей есть любовь, и свет, который в сущности своей есть мудрость.
(4) Что поэтому всё, что есть в том мире - духовно, и воздействует на внутреннего человека, составляя его волю и разум.
(5) Что Бог Иегова из своего солнца произвёл не только духовный мир и всё духовное в нём, которое бесчисленно и субстанциально, но и природный мир, и всё природное в нём, которое также бесчисленно, но материально.
(6) Что до сих пор никто не знал разницы между духовным и природным, и даже о том, каково духовное в своей сущности.
(7) А также, что есть три степени любви и мудрости, в соответствии с которыми устроены ангельские небеса.
(8) И что человеческий ум делится на те же степени с той целью, чтобы после смерти он мог подняться в одно из трёх небес, что происходит в соответствии с его жизнью и с верой в то же время.
(9) И наконец, что всё это не могло бы появиться иначе как от Божественного Бытия, которое Само в себе, и поэтому первое и изначальное, от которого всё произошло.
Таковы знания, которых до сих пор не хватало, однако с помощью них человек восходит к познанию Божественного Бытия.

Сказано, что человек восходит; но подразумевается, что его поднимает Бог. Ибо у человека есть свобода выбора в приобретении знаний. И коль скоро он приобретает их из Слова посредством разума, так он выравнивает путь, по которому Бог спускается и поднимает его. Знания, благодаря которым совершается восхождение человеческого разума, в то время как Бог держит его в руке и ведёт, можно сравнить со ступенями лестницы, которую видел Иаков, воздвигнутой на земле так что её конец достигал небес, и ангелы по ней восходили, и Иегова стоял над нею (Бытие 28:12,13).

Совсем иначе, когда этих знаний недостаёт, или человек относится к ним с презрением; тогда возвышение разума можно сравнить с лестницей, установленной на землю до окна первого этажа великолепного дворца, где живут люди, а не до окон второго этажа, где духи, и тем более не до окон третьего этажа, где ангелы. От этого человек остаётся в атмосферах и материальном природы, в которых содержит свои глаза, уши и нос. Отсюда он черпает понятия о небесах и о Бытии и Сущности Бога не иначе как присущие атмосфере и материи; мысля по этим понятиям, человек не может прийти ни к какому заключению относительно Бога: есть Он или Его нет, один или несколько; и уж тем более, каково Его Бытие и какова Его Сущность. Отсюда возникло многобожие в древние века, как и в наше время.

25. Здесь я добавлю следующее воспоминание.

Однажды, пробудившись от сна, я впал в глубокое размышление о Боге; взглянув наверх, я увидел над собой в небе ярчайший белый свет в форме овала. Когда я устремил взгляд на этот свет, он стал расходится в разные стороны и занимать окружающее пространство. И тогда вдруг небеса открылись передо мной, и мне явились великолепные виды, и ангелы, стоявшие вкруг с южной стороны открывшегося пространства и беседовавшие между собой. Поскольку же я загорелся желанием услышать, о чём говорится, то сначала мне было дано услышать звук, который наполнен был небесной любовью, а затем речь, полную мудрости от этой любви.

Они разговаривали между собой об одном Боге, о связи с Ним и отсюда о спасении. Говорили они невыразимое, что по большей части не может быть передано в словах какого-либо природного языка. Но так как я не раз бывал в обществе ангелов непосредственно в небесах и в это время обладал одним языком с ними, поскольку был в одинаковом с ними состоянии, то теперь мог понимать их и извлекать из их речи то, что может быть разумно выражено словами природного языка.

Они говорили, что Божественное Бытие одно, одно и то же, само по себе и неделимо. Они разъясняли это при помощи духовных понятий, говоря, что Божественное Бытие не может распасться на несколько составляющих, каждая из которых была бы Божественным Бытием, и тем не менее оставаться одним, одним и тем же, самостоятельным и неделимым. Ибо каждая часть будет мыслить по своему Бытию от себя, и отдельно сама по себе; и если бы даже при этом от других и при помощи них, единодушно, то было бы несколько единодушных Богов, а не один Бог. Ибо единодушие, будучи согласием многих и вместе с тем каждого от себя и самого по себе, не согласуется с единственностью Бога, но лишь со множественностью: они не сказали "Богов", потому что были не в состоянии; ибо этому сопротивлялись свет небес, от которого их мышление, и та аура, в которой распространялась их речь.

Они сказали также, что когда они хотят сказать "Боги" и о каждом, как о личности Самой по Себе, тотчас при попытке произнести получается "один", а вернее "единственный Бог". Они добавили, что Божественное Бытие есть Божественное Бытие в себе, а не от себя, потому что "от себя" предполагает Бытие в себе от чего-то предыдущего, и таким образом предполагает Бога от Бога, что невозможно. То, что от Бога, называется не Богом, а Божественным. Ибо что такое Бог от Бога, или Бог, рождённый Богом от вечности, и что такое Бог от Бога, исходящий через рождённого от вечности Бога, если не слова, в которых совсем нет света с небес?

Далее они сказали, что Божественное Бытие, которое в себе есть Бог, всегда одно и то же. Одно и то же не просто, а бесконечно, то есть одно и то же от вечности и в вечность, одно и то же везде, и одно и то же у каждого и в каждом; но всякое разнообразие и изменчивость - в принимающем, они обусловливаются состоянием принимающего.

Чтобы пояснить, что Божественное Бытие, которое есть Бог в себе, есть само по себе, они сказали: "Бог есть Сам по себе, поскольку Он - сама любовь и сама мудрость, или само добро и сама истина, и потому сама жизнь; если бы они не были Самим по себе в Боге, они были бы ничем ни в небесах, ни в мире, поскольку ничто из них не имело бы отношения к Самому по себе. Всякое качество становится именно таким качеством от того, что есть Само по себе, по которому оно существует и с которым соотносится, чтобы быть таковым. Это Само по себе, то есть Божественное Бытие, не есть в каком-либо месте, но у тех и в тех, которые располагаются в соответствии с принятием, поскольку ни место, ни передвижение с места на место не может быть применено к любви и мудрости, или к добру и любви, и поэтому к жизни, которые есть Само по себе в Боге, и даже Сам Бог; отсюда - вездесущесть. Потому и говорит Господь, что Он среди них, и затем - Он в них и они в Нём.

И поскольку Он не может быть принят никем, как Он есть в Себе, то Он является, как Он есть в своей Сущности, как солнце над ангельскими небесами, от которого то, что исходит в виде света, есть Он Сам относительно мудрости, а в виде тепла - Он Сам относительно любви. Это солнце не есть Он Сам, оно представляет собой Божественную любовь и Божественную мудрость, исходящие от Его непосредственной близости, во все стороны от Него, и взгляду ангелов являющиеся как солнце. Он Сам в этом солнце - Человек, Господь наш Иисус Христос, как относительно Божественного начала, так и относительно Божественного человеческого, потому что Само по себе, то есть сама любовь и сама мудрость, было Его душой от Отца, а потому Божественной жизнью, которая есть жизнь в себе. Иначе в любом из людей; в них душа не является жизнью, но лишь принимающей жизнь. Господь также нас учит этому, говоря:

Я есть Путь, Истина и Жизнь. Иоанн 14:6.

И в другом месте:

Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Иоанн 5:26.

Жизнь в Самом Себе есть Бог".

Они добавили, что те, кто хоть в каком-нибудь духовном свете, могут понять из этого, что Божественное Бытие, коль скоро Оно одно, одно и то же, само по себе, и поэтому неделимо, не может быть в нескольких; и если будут говорить, что может быть, возникнут явные противоречия в сопутствующих понятиях.

26. После того, как я услышал всё это, ангелы уловили в моих мыслях общие понятия христианской церкви о Троице личностей в единстве и об Их единстве в троичности Бога; а затем также о рождении Сына Бога от вечности. Тогда они сказали: "О чём ты думаешь? Разве то, о чём ты думаешь, не от природного света, с которым наш духовный свет не согласуется? Так если ты не отбросишь понятия такого мышления, мы закроем для тебя небеса, и удалимся".

Но я сказал в ответ: "Проникните, прошу вас, глубже в моё мышление, и вы, возможно, увидите согласованность". Они так и сделали, и увидели, что под тремя личностями я понимаю три исходящих Божественных атрибута, а именно создание, искупление и возрождение; и что это атрибуты одного Бога; и что под рождением Сына Бога от вечности я понимаю то, что Его рождение предвидено от вечности и предусмотрено во времени. Думать, что некий Сын рождён Богом от вечности, - это не выше природного и рассудочного, а против природного и рассудочного. Даже наоборот: Сын, рождённый Богом через Деву Марию во времени есть единственный и единородный Сын Божий; верить иначе - чудовищная ошибка. И тогда я рассказал им, что мои природные мысли о личностях Троицы и их единстве, и о рождении Сына Божьего от вечности, были у меня от учения церкви о вере, которое получило своё имя от Афанасия.

Тогда ангелы сказали: "Хорошо," - и попросили меня, чтобы я сказал с их слов, что если кто-либо не обращается к Самому Богу небес и земли, то он не может идти на небеса, потому что небеса - это небеса от этого единственного Бога, и Бог этот - Иисус Христос, который есть Господь Иегова, Создатель от вечности, Искупитель во времени, а в грядущую вечность - Возродитель; таким образом, Он вместе и Отец, и Сын, и Святой Дух; это - Евангелие, которое нужно проповедовать.

После этого небесный свет, который был виден вначале над открытым пространством, вернулся и постепенно спустился оттуда, наполнив внутреннее моего ума и осветив мои понятия о Троичности и Единственности Бога. И тогда я увидел, что те понятия, которые я поначалу об этом составил и которые были чисто природными, отделились, как отделяется мякина от пшеницы при работе веялки, и были унесены, словно ветром, на север небес и там рассеялись.