Начало Конь белый, добавление

Этот фрагмент написан Сведенборгом в 1769 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Джоном Эллиотом в 1975 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Настоящий текст, судя по его окончанию, является ответом Сведенборга на вопросы некоего ученого общества. Видимо, его считают добавлением к работе Конь Белый, изданной одиннадцатью годами раньше, по принципу единства темы.

Поскольку в наши дни неизбежно покажется странным, что конь означает разумение истины, а в противоположном смысле - доводы, исходящие как бы от разумения и подтверждающие ложь, я процитирую еще ряд отрывков из Слова, где упоминаются кони. Ограничусь следующим:

Разве на море - ярость Твоя, что Ты взошел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Авв. 3: 8, 15.
Копыта коней Его подобны кремню. Ис. 5: 28.
От упрека Твоего колесница и конь пали оглушенные. Пс. 76: 5, 6 (?).
Я ниспровергну престолы царств, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их. Аггей 2: 22.
Я истреблю коней в Иерусалиме: Он возвестит мир народам. Зах. 9:10.

В этих местах конем означается понимание истины Церковью, а колесницей - учение, извлеченное из этого понимания; те же, кто способен разуметь и поучаться из Слова, названы ездоками и всадниками. Дело становится еще очевиднее из следующих мест:

Собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей; и насытитесь за столом Моим конями и колесницами. И явлю славу Мою между народами. Иез. 39: 17, 20, 21.
Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы коней и сидящих на них. Ап. 19: 17, 18.

Здесь говорится о Новой Церкви, которая должна быть установлена Господом. В то время будет открыто понимание Слова, и из него люди будут научены доктрине истины. Что еще могут означать [в буквальном смысле] утверждения, что "они должны насытиться за Господним столом конями и колесницами", и что они "пожрут трупы коней и сидящих на них", как не чистый абсурд?! Вдобавок к уже приведенным примерам, значение коня и колесницы очевидно из этих мест:

Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный! Воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды. Пс. 44: 3, 4.
Воспой, возвысь песню к Тому, Кто восседает на облаках. Пс. 68: 4 (?).
Господь восседает на облаке легком. Ис. 19: 1.
Пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века. Пс. 68: 33, 34.
И воссел на херувимов и полетел. Пс. 18: 11.
Ты будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли. Ис. 58: 14; Втор. 32: 13.
На Ефреме будут верхом ездить. Осия 10: 11.

В этих отрывках под верховой ездой понимается - учить и учиться истинам доктрины, следовательно, быть мудрым. "Высоты земли" означают начальников Церкви, а Ефрем - также понимание Слова. Подобные же вещи понимаются под конями и колесницами у Захарии:

Вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные. Это выходят четыре духа небесных, которые предстоят перед Господом всей земли. Зах. 6: 1-5.

Подобные вещи означены также следующими словами: когда ангел снял печати с книги, оттуда по порядку вышли кони - первым белый, вторым рыжий, третьим вороной, а четвертым бледный, Ап. 6: 1-8. Ясно, что под книгой, печати которой были сняты Агнцем, понимается Слово, и оттуда не могло выйти ничто иное, кроме его понимания. Какой еще смысл могли бы иметь лошади, выходящие из открытой книги?!

Из тех же самых слов ясно, что конь означает понимание истины, а колесница - доктрину, когда они употреблены в противоположном смысле. Тогда конь означает рассудок, фальсифицирующий истины своими рассуждениями, а колесница - получившуюся в результате доктрину ереси. Это видно в следующих местах:

Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, а на Святого Израилева не взирают! И египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. Ис. 31: 1, 3.
Поставь над собой царя, которого изберет Господь, Бог твой. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Втор. 17: 15-16.

Об этом говорится потому, что Египет означает натурального человека, который искажает истины Слова рассуждениями, основанными на физических чувствах. Что иначе могли бы означать "кони египетские, которые плоть, а не дух", и почему царю возбранялось "умножать себе коней" (т.е. религиозную ложь)?

Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня. Осия 14: 4.
Иные колесницами, иные - конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Пс. 20: 8.
Ненадежен конь для спасения. Пс. 33: 17.
Так говорит Святый Израилев: в тишине и уповании крепость ваша. Но вы сказали: Нет, мы на конях убежим, мы на быстрых ускачем. Ис. 30: 15, 16.
Посетит Господь дом Иудин и поставит как славного коня Своего; и посрамят всадников на конях. Зах. 10: 3, 5.
Вот, Я приведу против Тира царя Вавилонского с конями и колесницами, и со всадниками. От множества коней его покроет тебя пыль, от шума всадников и колес и колесниц потрясутся стены твои. Копытами коней своих он истопчет все улицы твои. Иез. 26: 7, 10, 11.

Под Тиром в Слове понимается Церковь в отношении ее познаний блага и истины, а под царем Вавилонским - их фальсификация и профанация. Оттого и сказано, что он придет "с конями и колесницами, и со всадниками", и что "от множества коней его покроет тебя пыль".

Горе городу кровей, весь он полон обмана, ржания коня и грохота скачущей колесницы. Наум 3: 1-4.

Под "городом кровей" понимается учение, извлеченное из фальсифицированных истин Слова. То же и в других местах, например, в Ис. 5: 26, 28; Иер. 6: 23, 8: 16, 46: 4, 9, 50: 37, 38, 42; Иез. 17: 15, 23: 6, 20; Аввакум 1: 6, 8-10; Пс. 66: 11, 12, 147: 10. Фальсифицированное и разрушенное понимание истины Слова также обозначено рыжим, вороным и бледным конями в Ап. 6: 4, 5, 8. Из того, что конь означает разумение истины, а в противоположном смысле - разумение лжи, становится ясно, каково Слово в его духовном смысле.

Хорошо известно, что в Египте существовали иероглифы, которые вырезались на колоннах, стенах храмов и т.п., и что сегодня никто не ведает их значения. Они были ни чем иным, как соответствиями натуральных и духовных вещей, ибо египтяне предавались их изучению более любого другого азиатского народа той эпохи; согласно этим же соответствиям и древние греки сочиняли свои басни. Древнейший стиль письма на земле был именно таким.

Ко всему этому позвольте добавить нечто новое. Все вещи, которые представляются в духовном мире ангелам и духам, без исключения являются соответствиями, и по этой причине Священное Писание было написано целиком с помощью соответствий (чтобы посредством них выполнить свою задачу соединения человека Церкви с ангелами Небес). Но поскольку египтяне, а за ними и другие народы азиатских царств, стали обращать эти соответствия в идолослужение, к которому склонялись и сыны Израилевы, этим последним было запрещено возвращаться к соответствиям с какой бы то ни было целью, что видно из Первой Заповеди Десятисловия, где есть такие слова:

Не делай себе никакого кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой. Втор. 5: 8, 9.

Это же видно и из многих других мест Слова. С тех пор знание соответствий погибло. Это произошло шаг за шагом, так что сегодня практически неизвестно существование такой науки в прошлом, и даже что существуют соответствия. Однако в наши дни, когда Господом должна быть воздвигнута Новая Церковь, основанная на Слове и понимаемая под "Новым Иерусалимом" в Апокалипсисе, - Господу благоугодно открыть это знание и тем самым показать, каково Слово в своих внутреннейших частях, следовательно, раскрыть, каково оно в духовном смысле. Это было соделано через меня в сочинении Небесные тайны, опубликованном в Лондоне, и затем в Апокалипсисе открытом, который был издан в Амстердаме.

Поскольку для людей древности знание соответствий было превыше всех прочих, и именно оттуда исходила их мудрость, представляется важным, чтобы некоторые члены вашего ученого общества посвятили свои труды этой науке, что может быть исполнено главным образом через изучение соответствий, раскрытых в Апокалипсисе открытом, и подтверждение их из Слова. Если потребуется, я готов расшифровать египетские иероглифы, которые суть не что иное, как соответствия, и опубликовать результаты. Больше никто не способен сделать этого.

Эм. Сведенборг