Начало Каноны Новой Церкви (4)

Перевод с английского - М.Глебов (2003)

41. Глава III. Прежде сотворения мира Троица Бога не существовала

1. Что Бог Один, этому учит Священное Писание; и разум, просветленный Господом, видит это в Писании и из него. Но Священное Писание не учит тому, что Бог был триедин прежде сотворения мира, и просветленный рассудок также этого не видит. Сказанное у Давида о Сыне "сей день Я породил Тебя" не означает "от вечности", но "в полноте времен", ибо в Боге грядущее есть настоящее, или "сей день". То же видим у Исайи:

Младенец родился нам, Сын дан нам; и нарекут Ему имя: Бог, Чудный, Отец вечности. Ис. 9: 6

2. Когда рациональный ум слышит, что прежде сотворения мира существовали три Божественных Личности, называемые Отцом, Сыном и Святым Духом, и думает о них, не вопрошает ли он внутри себя следующее: - Что это означает: Сын, рожденный от Бога Отца от вечности? И как Он мог быть рожден? И что такое Святой Дух, исходящий из Бога Отца через Сына от вечности? И как Он мог, исходя, Сам стать Богом? Или же как может личность порождать от вечности другую личность, и обе произвести третью? Не является ли личность [отдельной от других] личностью? Как могут три Личности, каждая из которых есть Бог, быть соединены в Одного Бога иначе, кроме как быть соединенными в Единую Личность? Однако это последнее противоречит богословию, хотя соединение в Одного Бога согласно с ним. Каким образом Божество может различаться на три Личности, но не на трех Богов, хотя каждая из этих Личностей есть Бог? Как может Божественная Сущность, Которая Одна и Нераздельна в Себе, выступать по частям, следовательно, быть либо разделенной, либо размноженной? И как могли три Божественные Личности находиться вместе и держать совет при отсутствии пространства, как это было до сотворения мира? Каким образом Иегова Бог мог произвести трех равных Себе, хотя Он Один и потому Единственный, Бесконечный, Неизмеримый, Вечный, Всемогущий? Возможно ли представить себе троицу личностей в Боге, Который Един, или Единство Бога в условиях троицы личностей? Не говоря уже о том, что идея множественности разрушает идею единства, и обратно. Допустимо также предположить, как это ни дико, что греки и римляне могли бы объединить всех их богов, сколько их там ни было, в одного Бога просто на основании их "одинаковой сущности".

3. Рациональный ум, обдумывая и размышляя о Троице Личностей, сущих от вечности в Божестве, может также задаться вопросом: какова была польза от рождения Сына, а равно и от исхождения Святого Духа из Отца через Сына, до сотворения мира. Была ли какая-либо нужда держать тройственный совет о том, как сотворить вселенную, а потому была ли нужда в троих для ее сотворения? Ибо в действительности вселенная была сотворена Одним Богом. Также не было никакой нужды Сыну искуплять, поскольку искупление осуществилось в полноте времен, уже после сотворения мира. Не было нужды и Святому Духу освящать, поскольку еще не было человека, подлежащего освящению. Поэтому, если эти цели и присутствовали в Замысле Божьем, сей Замысел воплотился отнюдь не до сотворения мира, но после него. Откуда следует, что "Троица от вечности" была бы не реальной Троицей, но лишь Ее замыслом; и уж тем более это относится к Троице Личностей.

4. Кто в Церкви способен понять следующее, когда он читает Афанасьевский Символ Веры: "Согласно с Христианским верованием, каждая Личность в Себе есть Бог, но, тем не менее, согласно с Христианской религией, недозволено упоминать трех Богов"? Не будет ли, в таком случае, для него "религия" чем-то иным, нежели "верование"? И не по [ложному] верованию ли это, что три Личности есть три Бога, но по религии они есть один Бог?

5. Троица личностей, сущих в Божестве до сотворения мира, не входила ни в чье мышление со времен Адама до пришествия Господа, что очевидно из Слова Ветхого Завета и из религиозных свидетельств древних людей. Также она не входила в рассудок апостолов, что видно из их писаний в Слове. Не входила она в умы и кого бы то ни было в Апостольской Церкви до Никейского собора, что следует из Апостольского Символа Веры, где нет упоминания о "Сыне от вечности", но о Сыне, рожденном девой Марией. "Троица Личностей от вечности" лежит не только за пределами рассудка, но и противна рассудку. Противно уму, что три Личности сотворили вселенную; что существовало три Личности, каждая из которых суть Бог, но все же не три Бога, а Один; наконец, что существовало три Личности, а не одна Личность. Не провозгласит ли грядущая Новая Церковь эпоху прежней Церкви темной или варварской, когда люди служили трем Богам? В равной степени абсурдны и следствия, вытекающие из той идеи Троицы.

6. Троица Личностей от вечности, пребывающая в Божестве, впервые была провозглашена Никейским собором, что видно из двух Символов Веры - Никейского и Афанасьевского. Затем она была принята в качестве главного догмата и источника учения Церквей, которые существовали с тех пор и до сего дня. Было две причины для провозглашения той Троицы Никейским собором. Одна заключалась в незнании другого пути опровергнуть ересь Ария, отрицавшего Божественность Господа; вторая состояла в том, что они не понимали написанное у евангелиста Иоанна (Ин. 1: 1, 2, 10, 14; 16: 28; 17: 5). Как эти пункты следует понимать, было показано выше.

7. Это верование Никейского собора и последующих Церквей, состоявшее в том, что Божество еще до сотворения мира состояло из трех Личностей, какждая из которых была Богом, и что от первой Личности родилась вторая, а от этих двух изошла третья, - это верование не только находится за пределами постижения, но равным образом и противно ему, и оттого является верой в противоречие, противное доводам рассудка; это верование не имеет в себе ничего от Церкви, а лишь ложное убеждение, подобное тем, от которых страдают [в духовном мире] одержимые религиозной манией. Последнее, однако, сказано не о тех, которые, не видя противоречия этих идей Священному Писанию, полагают в них свою веру; поэтому сказанное о религиозной мании не касается Никейского собора и существовавших с тех пор Церквей, но лишь в той мере, в какой они не видят.

42. Глава IV. Троица Бога возникла после сотворения мира и обрела существование в полноте времен - в Боге Воплощенном, Кто есть Господь, Спаситель Иисус Христос

1. Выше было показано, что Троица Бога не существовала до сотворения мира и не могла существовать; также что в Боге Человеке заключены три сущности одной Личности, и именно в этом смысле говорится о Троице Бога.

2. Что Бог, являющийся Словом, пришел в мир и облекся человечностью в деве Марии, и что "Святое", ею рожденное, называлось "Сыном Всевышнего", "Сыном Божьим" и "Единородным Сыном", хорошо известно из Ветхого Завета, где это предрекалось, и из Нового Завета, в котором было описано.

3. Из того, что Всевышний Бог, Который есть Отец, посредством Своего Божественного исходящего, Которое есть Святой Дух, зачал человека в деве Марии, - следует, что человек, рожденный от этого зачатия, есть "Сын", что Божественное Начало, Его зачавшее, есть "Отец", и что оба они вместе есть Господь Бог Спаситель Иисус Христос, Бог и Человек.

4. Отсюда следует, далее, что Божественная Истина, Которая есть Слово и в Которой заключено Божественное Благо от Отца, стала тем семенем, из коего был зачат человек. Ибо из семени происходит душа, а посредством души - и тело.

5. Для подтверждения этой тайны будет сказано следующее. Духовный источник человеческого семени есть истина, исходящая из блага, но не Божественная Истина, исходящая из Божественного Блага в ее бесконечной и несотворенной сущности, как это есть в Господе, а ее конечная и сотворенная форма. См. CL 220, 245.

6. Хорошо известно, что душа присоединяет к себе тело, дабы служить ему ради исполнения полезных служб, и что впоследствии она сама присоединяется к телу, насколько оно полезно для службы, и это продолжается до тех пор, пока душа не станет "принадлежностью тела", а тело "принадлежностью души". Вот о чем сказал Господь, что Он в Отце и Отец в Нем (Ин. 10: 38).

7. Из этого следует, что Троица Бога возникла после сотворения мира и находилась в Боге Воплощенном, Который есть Господь Спаситель Иисус Христос.

43. Глава V. Троица Личностей в Божестве есть измышление Никейского собора, заимствованное оттуда Католической Церковью и другими Церквами после нее. Поэтому ее следует называть Никейской Троицей. Но Троица Бога есть Одна Личность, Господь Бог Спаситель, сущая в Самом Христе; она признавалась в Апостольской Церкви и потому может называться Христианской Троицей. Сия Троица Бога есть Троица Новой Церкви.

1. Существуют три кратких изложения доктрины Христианской Церкви касательно Божественной Троицы и Единства, они называются Символами Веры - Апостольским, Никейским и Афанасьевским. Апостольский Символ был создан людьми, которые именуются Отцами Апостолами; Никейский Символ - конклавом епископов и священников, собранным императором Константином в городе Никея ради победы над ересью Ария, который отрицал Божественность Сына Божия; а Афанасьевский Символ был создан неким лицом или лицами сразу после того собора. Эти три Символа были признаны и приняты Христианской Церковью как экуменические и кафолические, т.е. как основы доктрины в отношении Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Приношу свои извинения за качество перевода Символов Веры, ибо старинные обороты речи не всегда ясны, а официального их текста у меня нет.

2. Апостольский Символ Веры учит так:

Я верую во Всемогущего Бога Отца, Создателя небес и земли, и в Иисуса Христа, Его единственного Сына и нашего Господа, Который был зачат Св.Духом и рожден Девой Марией… Я верую в Святого Духа, и т.д.

Никейский Символ Веры учит так:

Я верую в одного Всемогущего Бога Отца, Создателя небес и земли… И в одного Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, рожденного и несотворенного, единосущного с Отцом, Кем все было сотворено, Кто нисшел с Небес и воплотился от Святого Духа в Деве Марии, и стал Человеком… В Св.Духе пребывает Господь и податель жизни. Св.Дух исходит от Отца и Сына, и вместе с Отцом и Сыном поклоняем и прославляем; Он вещал устами пророков…

Афанасьевский Символ Веры учит так:

Кафолическая Вера следующая: Мы поклоняемся Одному Богу в Троице, и Троице в Единстве. Есть одна Личность Отца, другая Сына и еще другая Духа Святого… Отец, Сын и Святой Дух имеют одну Божественность и совечное величие. Отец несотворен, неизмерим, вечен, всемогущ, Бог и Господь; подобно тому и Сын; подобно тому и Дух Святой. Тем не менее, не существует трех несотворенных, неизмеримых, вечных, всемогущих, богов и господов, но Один. Сын - от одного Отца, не создан, не сотворен, но порожден; Святой Дух - от Отца и Сына, не создан, не сотворен, не порожден, но исходит. В сией Троице каждый не прежде и не после другого, не больше и не меньше другого, но все три Личности одинаково вечны и равны. Согласно с Христианским верованием, каждая Личность Сама по Себе есть Бог и Господь; но, тем не менее, согласно с Христианской религией, недозволено упоминать трех Богов и трех Господов. Более того, в отношении Господа Иисуса Христа веруем, что хотя Он есть Бог и Человек, но не двое, а один Христос.

3. Из того, что декларируется в этих трех Символах, можно видеть, каким образом в каждом случае понимаются Троица Бога в Единстве и Единство в Троице. Апостольский Символ о Боге Отце гласит, что Он - Творец вселенной; о Сыне - что Он был зачат от Святого Духа и рожден девой Марией; а о Святом Духе - что Он существует. С другой стороны, Никейский Символ о Боге Отце гласит, что Он - Творец вселенной; о Сыне - что Он был порожден прежде всех веков, и что Он сошел и воплотился; а о Святом Духе - что Он исходит от обоих. Тогда как Афанасьевский Символ утверждает относительно Отца, Сына и Святого Духа, что они есть три со-вечные и равные Личности, и что каждый из них есть Бог, но, тем не менее, нет трех Богов, но один, и что хотя по христианскому верованию каждая Личность Сама по Себе есть Бог, но по религии не дозволено называть трех Богов.

4. Из этих трех Символов очевидно, что [Церковь] унаследовала две Троицы: одну, которая возникла до сотворения мира, и другую, возникшую после того. Троица, возникшая до сотворения мира, содержится в Никейском и Афанасьевском Символах, тогда как Троица, возникшая после сотворения мира, содержится в Апостольском Символе. Следовательно, Апостольская [ранняя] Церковь ничего не знала о "Сыне от вечности", но только о Сыне, рожденном в мире, и взывала именно к этому Сыну, а не к рожденному от вечности. С другой стороны, Церковь после Никейского собора, как будто созданная заново, признавала за Бога Сына от вечности, но не Сына, рожденного в мире.

5. Эти две Троицы различаются меж собою настолько же, как вечер и утро, или, лучше сказать, как ночь и день; поэтому они обе вместе никак не могут приниматься членом Церкви за истинные, ибо тогда в нем погибнет религия, а вместе с нею и здравый смысл. Это потому, что из Никейского и Афанасьевского Символов невозможно мыслить об одном Боге, но это возможно в случае Апостольской Троицы. В последнем случае можно мыслить об одном Боге, так как эта Троица существует в Господе Иисусе Христе, Сыне Бога, рожденном в мире.

6. Что Божественная Троица пребывает в Господе Боге Спасителе Иисусе Христе, Он Сам тому учит, ибо Он говорил:

- Что Отец и Он одно есть (Ин. 10: 30);
- что Он пребывает в Отце и Отец в Нем (Ин. 14: 10, 11);
- что все, принадлежащее Отцу, Его есть (Ин. 3: 35; 16: 15);
- что кто видит Его, видит Отца (Ин. 14: 9);
- что кто верует в Него, верует в Отца (Ин. 12: 44);
- согласно Павлу, в Нем пребывает полнота Божества телесно (Col. 2: 9);
- согласно Иоанну, Он есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5: 20);
- согласно Исайе, Он есть Отец Вечности (Ис. 9: 6);
- и в другом месте у Исайи, что Он есть "Иегова Искупитель", "единый Бог",
- и что, по причине Искупления, Он есть "Иегова наша Праведность",
- и что, где говорится о Нем, Он есть "Бог, Отец" (Ис. 9: 6; 13: 16);
- что "Своей славы Он не отдаст иному" (Ис. 12: 8; 18: 11);
- и что "Дух Святой от Него" (Ин. 20: 22).

Если же Бог Один, и Божественная Троица - Отец, Сын и Святой Дух - существует согласно Господним словам у Мф. 28: 19, отсюда следует, что сия Троица пребывает в одной Личности, а именно в Личности Того, Кто был зачат от Бога Отца и рожден девой Марией, и назван по этой причине "Сыном Всевышнего", "Сыном Божьим", "Единородным Сыном" (Лк. 1: 31-35; Ин. 1: 18; 20: 31; Мф. 3: 17; 16: 16; 17: 5). Для внутреннего и внешнего постижения равным образом очевидно, что во всех этих местах, как и в цитированных выше, не упомянуто ни о каком Сыне от вечности. В соответствии с этой Божественной Троицей, которая, согласно Павлу, истинно "Полнота Божества, пребывающая в Нем телесно", и которая пребывает в Господе Боге Спасителе Иисусе Христе, - в соответствии с этим следует, что к Нему одному следует прибегать, взывать о помощи и Ему одному служить; и что когда это делается, в то же самое время, согласно Иоанну, человек прибегает и к Отцу, и получает Святого Духа. Ибо Господь учит, что Он Сам есть "Путь, Истина и Жизнь", что никто не может прийти к Отцу кроме как через Него; и что всякий входящий в овчарню (т.е. в Церковь) не через Него как через Дверь, есть не пастух, но вор и грабитель (Ин. 16: 6; 10: 1-9); далее, что верующие в Него имеют жизнь вечную, а не верующие в Него не увидят жизни (Ин. 3: 15, 16, 36; 6: 40; 11: 25, 26; 1 Ин. 5: 20).

7. Божественная Троица, а вместе с ней Божественное Единство, пребывающие в Господе Иисусе Христе, Искупителе и Спасителе мира, - эта Троица есть Троица Новой Церкви.

Глава VI и первая часть Главы VII пропущены. Две страницы рукописи, где они находились, не были найдены при изготовлении двух ныне существующих копий. Из "Индекса важнейших положений" [см. пункт 0] кажется очень вероятным, что Глава VI была посвящена ложным идеям, вытекающим из Никейской Троицы, а в Главе VII объяснялось, как эта Троица извратила Церковь.

44. Глава VII

6. Каково ее [Церкви] состояние, изображено видением, явившимся Навуходоносору, именно его ногами, также последним зверем, вышедшим из моря, у Дан. 7, и драконом с его двумя зверями в Ап. 12,13.

7. Ее качество еще ярче раскрывается из следующей тайны, открытой мне. Каждому дается место в Небесах, т.е. в небесных обществах, согласно его идее о Боге, и каждому в адах - согласно характеру его отвержения Бога; так вот, в идеях тех, кто утвердился в признании Никейской Троицы, содержится отрицание Единого Бога.

8. Истинные душа и жизнь пребывают в человеке Церкви, если он признает Господа, Сына Божия, за Бога небес и земли. Что Он есть Бог небес и земли, Он Сам тому учит в Мф. 28. Что Он есть Истинный Бог и Вечная Жизнь - в 1 Ин. 5: 20. Что в Нем пребывает вся полнота Божества, см. у Павла в Кол. 2: 9; а что Он есть Иегова, наш Искупитель, единый Бог, воистину Отец Вечности, написано у Исайи.

45. Глава VIII. Утверждение в Никейском и Афанасьевском Символах Троицы Личностей, каждая из которых есть Бог от вечности, извратило все Слово Божье.

1. Каждый еретик способен подтвердить свою ересь и действительно подтверждает ее из Слова, ибо оно написано изображениями и соответствиями. По этой причине некто назвал Слово "книгой всех ересей".

2. Человек после подтверждения своих догматов видит их не иначе как истинные, хотя бы они были ложны.

3. Существует возможность подтвердить множественность Богов из многих мест в Слове; также подтвердить веру о вменении [человеку] Христовой заслуги, будто каждый из трех Богов имеет в том свою долю; и, наконец, что дела милосердия ничего не прибавляют ни к вере, ни к спасению.

4. Множественность Богов может быть подтверждена следующим:

- Самим Господом упоминается Троица.
- Троица зримо проявилась при крещении Господа.
- Сказано: "Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух" (1 Ин. 5: 7).
- Иегова Бог сказал, "Создадим человека по Нашему образу и подобию" (Быт. 1: 26).
- Аврааму явились три ангела, названные Иеговой (Быт. 17: 2, 3).
- В Новом Завете Отец, Сын и Святой Дух многократно упоминаются Господом в Евангелиях и апостолами в их посланиях, нигде не оговариваясь, что Они - Одно.
- Также может быть подтверждено, что посредством веры человеку вменяется заслуга Христа, что эта вера единственно спасительна, и что дела милосердия не ведут к спасению.
- Добавлю, что любой рассуждающий ум способен подтвердить и усилить сказанное выше собственными аргументами.

5. Ни единый из этих аргументов не может быть признан ложным и потому отвергнут, доколе рассудок, просветленный Господом через Слово, не подтвердит, что Бог Один и что существует соединение милосердия и веры.

6. Когда же это сделано, становится очевидным, что богословие, основанное на Троице Личностей, каждая из которых есть Бог, на вере в возможность обращения к каждой из них по отдельности и на догме о бесполезности милосердия для спасения, - что это богословие извратило все Слово, главным образом по той причине, что эти три - Бог, милосердие и вера - есть наиболее общие предметы религии, к которым относится каждая малейшая черта в Слове, в Небесах и в Церкви.

7. В результате человек, подтвердивший в себе эту нелепость, где бы ни прочел об Отце, или о Сыне, или о Святом Духе, и вообще об Иегове и Боге, - везде думает о трех Богах, потому что он думает об одном из этих трех; далее, где бы он ни прочел о вере, он думает лишь о той вере, посредством которой вменяется заслуга Христа; и где бы он ни прочел о милосердии, он мыслит о ней как о бесполезной для спасения, или он мыслит вместо милосердия все о той же вере. Такое подтверждение, единожды запечатленное, несет с собой все это.

46. Глава IX. Из этого произошло "поругание" и "запустение" в Христианской Церкви, предсказанное Господом в Евангелиях и у Даниила

1. Когда Господь говорил со Своими учениками о Скончании Века и Своем Пришествии, т.е. о конце существующей Церкви и начале новой, Он предсказал следующее: придут великие несчастья, коих не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24: 21); далее, что установится мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом. Ибо после несчастий тех дней солнце померкнет, и луна не даст света своего, и силы небесные поколеблются (Мф. 24: 15, 29).

2. Что такое несчастье и запустение существуют в Церкви, в мире совершенно не известно и не видно, поскольку в каждой конфессии утверждается, будто они пребывают в самом свете Евангелия; поэтому если бы даже ангел сошел с Небес и стал учить иначе, ему бы не поверили. Римская Католическая Церковь утверждает это, Православная Церковь утверждает это, а равно и каждая из трех Реформированных Церквей, названных по их основателям, Лютеру, Меланхтону и Кальвину; и также это утверждает любая из многочисленных еретических сект.

3. Однако предсказанные несчастье и запустение стали видимы в ясном свете в Духовном мире (и ныне в ярчайшем свете видимы для меня и в натуральном мире, в Лондоне), поскольку все люди приходят в тот мир после смерти и остаются в религии, которую исповедовали в мире натуральном; ибо там свет - духовный, который разоблачает подобные вещи.

4. Когда представителей духовенства там спрашивают о Боге, вере и милосердии - трех основаниях Церкви и, соответственно, спасения, - они отвечают подобно слепым, сидящим в ямах. О Боге они отвечают, что Он один, но состоит из трех, пребывающих в единодушии. Но когда они говорят, что трое есть один, их просят выразиться согласно их мыслям; и тогда, поскольку у находящихся в Духовном мире мысль и речь действуют как одно, они громко объявляют: "Три Бога". О вере они отвечают, что их вера - в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, и что Бог Отец дарует ее, Сын служит посредником, а Святой Дух действует через веру; таким образом, эта вера - в трех Богов по порядку. Когда их, далее, спрашивают об их вере, известен ли им знак принятия веры и знак того, что в человеке есть вера, - они отвечают: "Что такое знак принятия веры? Не дается ли она людям по доброй воле Бога и Его избранию без какого-либо вмешательства человека?" Когда их спрашивают, есть ли в такой вере хоть какой-то прок - поскольку она прилагается к трем и, стало быть, есть вера в трех Богов, хотя человек находится в полном неведении об этом, - они отвечают, что не только есть прок, но она составляет все в Церкви и все для спасения. Когда же их спрашивают, возможно ли, в самом деле, такое, они только смеются. О милосердии они отвечают, что оно пребывает там, где их вера, и что вера с милосердием раздельны и не раздельны; следовательно, милосердие способствует спасению и не способствует ему.

5. Когда мирян спрашивают о Боге, вере и милосердии, они практически ничего не знают; лишь некоторые из них знакомы с неясными изречениями, слышанными из уст духовенства, и их они именуют "предметами веры"; в целом же последние сводятся к тому, что Бог Отец имеет к людям жалость по причине страданий Его Сына, что Он отпускает грехи и что Он оправдывает.

6. Когда над мирянами и священством проводят дознание, имеют ли они в себе что-либо от Бога, веры или милосердия, - оказывается, что они ничего не имеют; следовательно, в них нет ничего от Небес, Церкви или спасения, кроме как в тех, кто творил добро по религии; эти имеют способность в Духовном мире получить веру в Господа Бога Спасителя.

7. Из немногих вещей, представленных выше, ясно, откуда взялись "великие несчастья, каких не было от начала мира и не будет", и та "мерзость запустения", которая, по предсказанию Господа, придет в конце Церкви; и он настал ныне.

8. Причина того, что от начала мира не было такого горя и впредь не будет, состоит в том, что ни язычники, ни сами иудеи не знали Господа Бога Спасителя как Источника спасения, а неведение извиняет; однако дело обстоит иначе у христиан после Его Пришествия, ибо эта тайна была им раскрыта в Слове обоих Заветов.

47. Глава X. Пока не возникнет новая Церковь, упраздняющая веру старой Церкви, которая есть вера в трех Богов, и устанавливающая новую - веру в Одного Бога, то есть в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа, - по словам Господа, "не может спастись никакая плоть".

1. Где в Евангелии Господь говорит с учениками о скончании века и Своем Пришествии - то есть о конце нынешней Церкви и начале новой, - Он, описав им "запустения" и "несчастья", далее поучает их так: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Мф. 24: 21, 22); то есть, что они безвозвратно канули бы в вечную смерть.

2. Причина того, что никакая плоть не могла бы спастись, если бы "запустения" и "несчастья" не были удалены, заключается в том, что посредством веры нынешней Церкви нет соединения с Богом, а следовательно, нет и спасения, ибо спасение всецело зависит от соединения с Богом; в сущности, оно и есть это соединение.

3. Причина того, что посредством веры нынешней Церкви нет соединения с Богом, состоит в том, что эта вера - в трех Богов; но если вера не в Одного Бога, она не может и соединять с Ним. Нет соединения и потому, что эта вера - в Бога Отца, Который для человека недостижим, и еще в Сына, рожденного от вечности, Который, если бы был, также был бы недостижим, поскольку имел бы ту же сущность, что и Отец; и еще потому, что эта вера - одновременно и в Святого Духа, а так как не существует ни Сына, ни Святого Духа от вечности, вера в этих двоих есть вера в ничто. Добавьте сюда, что нынешняя вера не может быть соединена с милосердием, а вера, не соединенная с милосердием, или "одна вера", не соединяет с Богом. А отсюда следует, что если бы Господом не была установлена новая Церковь, которая упразднит ту веру и научит новой - вере в Одного Бога, и присоединит ее к милосердию, - если бы не так, то "не спаслась бы никакая плоть", то есть не мог бы быть спасен ни единый человек.

4. Выше было показано, что нынешняя вера разрушила всю Церковь и фальсифицировала все Слово. По этой причине, если бы Новая Церковь, восстанавливающая Церковь и Слово к их неповрежденному состоянию, не была учреждена Господом, то "не спаслась бы никакая плоть".

5. В "Апокалипсисе Открытом" показано, что состоящие в вере нынешней Церкви означаются "драконом" и "лжепророком", сама же вера означена "кладезем бездны", из которого вышла саранча, равно как и "великим градом, духовно называемым Содомом и Египтом", где были убиты два свидетеля Божьих; и также показано, что под "Новым Иерусалимом" там понимается новая Церковь. Там сказано, что после того, как дракон и лжепророк были низвержены в ад, Новый Иерусалим сошел от Бога с небес. Ясно, что после того, как вера нынешней Церкви будет отвергнута, новая Церковь должна сойти с Новых Небес от Господа и, таким образом, быть учрежденной.

6. Отсюда ясно, что если бы не была учреждена новая Церковь, отвергающая веру в трех Богов и восстанавливающая веру в одного Бога, т.е. Господа Иисуса Христа, одновременно соединяя эту веру с милосердием в единое целое, то "не спаслась бы никакая плоть".

7. Выше, в н. 31, также можно видеть, что искупление может осуществиться и потому спасение быть даровано только от Бога Воплощенного, следовательно, никем кроме Бога Искупителя Иисуса Христа, ибо спасение есть непрестанное искупление. Далее, можно видеть, что Бог, вера и милосердие суть три основания Церкви; от них зависит все богословие, а потому и вся Церковь. Следовательно, где в отношении этих трех предметов распространяется и впитывается ложь, человек не имеет спасения.

Вывод: Ни один человек с сего времени не может войти в Небеса, если он не состоит в учении новой Церкви касательно веры и жизни; причина в том, что ныне Господом созданы Новые Небеса, основанные на вере и жизни согласно этому учению.

В других местах у Сведенборга этот тезис конкретизируется таким образом: люди, жившие в добре по религии, но в ложном учении, по смерти в Мире Духов проходят "чистку" и затем наставляются ангелами. Таким образом, спасены могут быть члены самых разных земных Церквей, лишь бы их реальная жизнь соответствовала Заповедям. Другой вопрос, что эта посмертная "чистка" может быть долгой и весьма неприятной. Если же человек уже на земле наставлен правильным образом, он существенно "спрямляет себе путь" к Небу.

Глава XI. Божественная Троица находится в Господе Боге Спасителе; поэтому, дабы иметь спасение, или жизнь вечную, необходимо взывать лишь к одному Господу Богу Спасителю.

Эти вещи следует изложить согласно содержащемуся в SS 13 и т.д. Из учения нынешней Церкви вытекает, что Господь не имеет власти, ибо Отец один вменяет Себе заслугу, тогда как Господь выступает заступником и молит Отца сделать это. Последователи сего учения не помнят Его слов: "все принадлежащее Отцу Его есть", "все от Отца переходит к Нему", и что Он имеет "власть над всякой плотью" и "всю власть над небом и землей". Господь есть Глава Церкви, а Церковь служит Его телом. Следовательно, именно к нему, как к Главе, и следует взывать тем, кто составляет тело.