Начало Каноны Новой Церкви (3)

Перевод с английского - М.Глебов (2003)

26. Глава III. По мере того, как Церковь отвращается от блага ко злу, она также отвращается от внутреннего богослужения к внешнему

1. Насколько в Церкви усиливается зло, в той же мере человек Церкви становится внешним.
2. Насколько же человек Церкви становится внешним, он оказывается разделен в себе, имея зло во внутреннем и видимость добра во внешнем.
3. Каждый человек после смерти в конечном итоге становится таким, каков он был во внутреннем, а не каков он был во внешнем.
4. Именно благодаря этому люди, судя по внешности, не различают, каково состояние Церкви, и также как она ослабевает, убывая к своему концу.
5. Каждый человек имеет свое внутреннее и внешнее, называемое внутренним и внешним человеком.
6. Во внутреннем человеке пребывает воля, таким образом, главная любовь его жизни, которая господствует; но во внешнем человеке господствует его разумение, которое обыкновенно следует в фарватере воли - иногда явно, иногда путем рассуждений или посредством самообмана.
7. Если внутренний человек злой, а внешний - добрый, то этот внутренний человек, скрывающийся во внешнем, лицемер и обманщик.
8. Человек не может быть добрым относительно своего внутреннего, если он добр не от Господа.

27. Глава IV. Убывание Церкви к ее концу и самый конец описаны во множестве мест Слова

1. Последовательное убывание добра и истины и усиление зла и лжи в Церкви обозначены в Слове понятием "быть опустошенным" (waste и desolate).
2. Ее последнее состояние, когда не осталось никакого блага и истины, обозначены понятием "скончание века" и "пресечься".
3. Самый конец Церкви есть "полнота времени".
4. Эти же вещи также означаются в Слове "вечером" и "ночью".
5. И также у Пророков и в Евангелиях означаются следующим: что солнце помрачится, и луна не даст света своего, и звезды падут с неба, и силы небесные поколеблются (см. Ис. 13: 10; Иез. 32: 7; Иоиль 2: 10, 31; 3: 15; Амос 8: 9; Мф. 24: 29; Мк. 13: 24; Лк. 21: 25, 26; Ап. 6: 12, 13; 8: 10, 12).
6. Тогда Церковь более не существует, разве только по названию; однако в ней есть "остаток"; это значит, что человек, если пожелает, может узнать и понять истины, и также может творить добро.

На полях другим почерком написано: "Но теперь едва ли кто в целом Христианстве желает знать".

28. Глава V. При скончании Церкви всеобщее проклятие угрожает как человечеству на Земле, так и ангелам в Небесах

1. Каждый человек пребывает в равновесии, которое имеется между небом и адом, и по этой причине он свободен взирать или обращаться как к небесам, так и к аду.
2. Каждый человек по смерти сперва входит в это равновесие и потому в состояние жизни, подобное той, какую он вел на земле.
3. Те, кто на земле взирал и обращался к небесам или к аду, взирают и обращаются туда же и после смерти.
4. При скончании Церкви, когда сила зла преобладает над силой добра, это равновесие вздувается и переполняется из-за грешников, подобно потопу вливающихся из мiра.

Более полное описание этого равновесия между небесами и адом дано в НН 589-596. См. также Главу II выше, номер 25.

5. В результате положение равновесия оттесняется все ближе и ближе к небесам и, по мере своего приближения, заражает злом находящихся там ангелов.
6. Все пребывающие в состоянии этого "поднятого" равновесия внутренне адские, но внешне нравственные.
7. Будучи такого склада, они постоянно усиливаются разрушить находящиеся над ними небеса, делая это коварными методами, почерпнутыми из ада, к которому они принадлежат своими внутренними началами.
8. Вот почему при конце Церкви ангелов на небесах также пугает разрушение и следующее за этим проклятие.
9. И если бы тогда не происходил Суд, не смог бы спастись ни один человек на земле, и ни один ангел не остался бы на небесах в состоянии безопасности.

29. Глава VI. Иегова Бог Своим пришествием в мир противостал всеобщему проклятию и таким образом искупил человечество на Земле и ангелов в Небесах

1. Иегова Бог Сам пришел в мир, чтобы избавить людей и ангелов от дерзости и насилий ада и, таким образом, от проклятия.
2. Он осуществил это путем борьбы с адами и побед над ними; и Он покорил ады, привел их в должный порядок и взял их под Свой контроль.
3. Более того, после этого Суда Он сотворил, т.е. сформировал, новые Небеса и посредством них - новую Церковь.
4. Этими деяниями Иегова Бог сделал Себя способным спасти всех, кто верит в Него и исполняет Его Заповеди.
5. Так он искупил всех в целом мире и всех в целом Небе.
6. Это и есть Евангелие [благая весть], которое Он велел проповедовать по всему миру.
7. Это Евангелие предназначено кающимся, а не тем, кто сознательно преступает Его Заповеди.

30. Глава VII. Господь, будучи в мире, претерпел самые ужасные искушения как от адов, так и от Иудейской Церкви, и Своими победами в них Он привел все вещи к порядку и в то же время прославил Свою Человечность; таким путем Он искупил ангелов и людей, и вечно искупает их

1. Все духовные искушения есть борьба против зол и ложностей, таким образом, против адов. Тяжесть этих искушений возрастает по мере того, как они причиняют насилие духу человека и одновременно его телу, мучая то и другое.

2. Господь претерпел самые ужасные искушения из всех, поскольку Он сражался со всеми адами, а также со злом и ложью Иудейской Церкви.

3. В Евангелиях Господни искушения описаны лишь в малой степени - его борьбой с дикими зверьми, т.е. с сатанами в аду, в течение сорока дней Его пребывания в пустыне, затем - нападениями дьявола, и наконец Его муками в Гефсимании и жестоким страданием на кресте. Однако Его искушения, или борьба с адами, с гораздо большей детальностью и полнотой описаны у Пророков и у Давида; но поскольку они не были видимы всем, то и не могли быть описаны открыто.

4. Господь претерпел эти искушения для того, чтобы подчинить ады, атаковавшие Небеса и в то же время Церковь, чтобы избавить ангелов и людей от этих атак и таким образом спасти их.

5. Цель всех духовных искушений состоит в покорении зла и лжи, а потому также и ада, и в то же время - внешнего человека, поскольку именно в него втекает из ада зло и ложь. Ибо искушения имеют связь с господством зла над добром и внешнего человека над внутренним. Поэтому та сторона, которая одерживает победу, получает также и господство. И потому когда победа на стороне добра, оно обретает господство над злом, а внутренний человек - над внешним.

6. Господь претерпевал искушения с детства до последнего времени Его земной жизни и потому покорял ады последовательно, и столь же последовательно прославлял Свою Человечность; в последнем же искушении на кресте, самом ужасном из всех, Он полностью покорил ады и сделал Свою Человечность Божественной.

7. Господь боролся против адов и также против лжи и зла Иудейской Церкви в качестве Самой Божественной Истины, или Слова, которым Он был; и Он попустил Себе быть униженным, подвергнуться оскорблениям и, наконец, быть обреченным смерти точно тем же порядком, как в то время Церковь поступила со Словом. Почти таким же образом были преследуемы и пророки, поскольку они изображали Господа в отношении Слова, и так было с Господом, Который был Пророк, ибо являлся Самим Словом. И это произошло в согласии с Божественным Порядком.

Примечание: См. Учение о Господе, 16, 17 в отношении к прообразованиям Церкви; также что Иезекиилю было четырежды сказано, что "он понес беззакония дома Израилева", и что Господь был назван величайшим Пророком.

8. Образ Господних побед над адами и прославления Его Человечности в искушениях присутствует в возрождении человека; ибо как Господь покорил ады и сделал Свою Человечность Божественной, так и в случае с человеком Он покоряет их и делает его духовным, и так возрождает его.

9. Хорошо известно, что Господь спасает человека из когтей дьявола, т.е. ада, и возносит его к Себе в Небеса, и что Он делает это человеку, удерживая его от зол, что осуществляется через его раскаяние и покаяние. Эти два состояния суть искушения, которые служат средствами возрождения.

Здесь, как и во многих подобных случаях, термины "раскаяние" и "покаяние" (contrition and repentance) не есть синонимы, ибо один из них относится к благу, а другой - к истине. И если в англоязычном сведенборгианстве сложились известные правила употребления таких "дублей", у нас на Руси кто как переведет, так тому и быть, - отчего, разумеется, страдает общий смысл текста.

Господь как Пророк понес беззакония Иудейской Церкви, Он не удалил их. Его прославление, т.е. Его соединение с Божественностью Отца, Который был в Нем как душа в человеке, могло быть осуществлено лишь двусторонними усилиями. Человеческое сотрудничает с Божественным, хотя это сотрудничество исходит от Божественного; тем не менее, здесь имеет место принятие и действие, точнее - ответное действие Человечности как бы от Себя. По мере соединения двух сторон это осуществлялось обоими вместе, тем же путем, как человек Господом возрождается и делается духовным. Когда Он был младенцем, то был подобен всякому младенцу; когда Он стал ребенком и далее к взрослости, Он возрастал в мудрости (Лк. 2: 40, 50). Для Него было невозможно родиться в мудрости, но Он мог стать мудрым согласно Порядку. И Он совершенствовался до полного соединения.

31. Глава VIII. Ни Искупление, ни спасение были бы не исполнимы иначе, как воплощенным Богом

1. Слово Ветхого и Нового Заветов учит, что Господь воплотился.
2. До воплощения Бога все церковное богослужение предвещало это, и имело отношение к Нему, воплощенному впоследствии; и только по этой причине, и не по какой другой, то богослужение было Божественным.
3. Бог Воплощенный есть "Иегова наша Правденость", "Иегова наше Искупление", "Иегова наше Спасение", "Иегова наша Правда"; и все это означается двумя именами: Иисус Христос.
4. Для невоплощенного Бога было невозможно бороться против адов и превзойти их.
5. Для невоплощенного Бога было невозможно испытывать искушения, и еще менее того - страдать на кресте.
6. Для невоплощенного Бога было невозможно быть видимым и узнаваемым, следовательно, к Нему не могли обращаться, и Он не мог бы соединяться с людьми и ангелами иначе, как через Себя воплощенного.
7. В невоплощенного Бога не может быть веры, а только в Него воплощенного.
8. Вот почему говорилось в древности, что никто не может увидеть Бога и жить (Исх. 33: 20). Потому же Господь сказал, что никто не видел Отца, ни слышал Его голоса (Ин. 5: 37).
9. Поэтому также Господь видимо являл Себя древним людям через ангелов, сущих в человеческой форме, ибо эта форма изображала Воплощенного Бога.
10. Все действия Господа осуществляются из первых вещей через последние, таким образом из Его Божественности через Его Человечность. Именно по этой причине Бог - "Первый и Последний, Кто есть, и был, и грядет" (Ап. 1: 8, 11, 17).
11. В крайних пределах у Бога все Божественные вещи присутствуют вместе. Таким образом, в нашем Господе Иисусе Христе присутствует все от Его Отца.
12. Из всего этого следует, что искупление не могло быть осуществлено никакими средствами, а только Богом Воплощенным.
13. Также не могло быть и спасения, кроме как Богом Воплощенным, т.е. Господом Искупителем и Спасителем; и это спасение есть непрестанное искупление.
14. Именно по этой причине те, кто веруют в Господа Иисуса Христа, "имеют жизнь вечную", а те, кто не веруют в Него, не имеют той жизни (Ин. 3: 15, 16, 36).

32. Святой Дух: общие понятия

Нижеследующее написано в оригинале, но вычеркнуто:

Общие понятия.
Частные определения, не являющиеся всеобщими или присущими чему-либо еще.
Противоположные важнейшие определения.

Набросок заголовков для этой главы найден в конце главы о "Господе Искупителе", и они суть следующие:

- Святой Дух есть Божественное, которое исходит от Единого Бесконечного Бога; Он есть действие и сила, исходящие от Бога посредством Его Человечности, которая была принята Им на себя в мире.
- Он исходит от Господа и из Бога Отца.
- Он исходит к священству, а от них - к мирянам.
- Он исходит от Господа посредством Слова.
- Именно Божественная сила и действие понимаются под Святым Духом: это есть обновление, преобразование и возрождение, за коими следуют оживление, освящение и оправдание, а за теми - очищение от зол, отпущение грехов и спасение.
- Под духом человека понимается его рассудок, а потому также сила и действие, исходящие из него.
- Святой Дух есть Божественное действие и сила, исходящие от Единого Бога.
- Он исходит от Господа из Бога Отца, но не противоположным образом.
- Это есть действие и сила, которые постижимы.
- Цель этого действия, осуществляемого Господом через Слово.
- Это есть втечение в людей, верующих в Господа, и (если соблюдается Порядок) в священство, а посредством них - в мирян.

I. Святой Дух есть Божественное, которое исходит от Единого, Бесконечного, Всемогущего, Всеведущего и Вездеприсущего Бога.
II. В Своей Сущности Святой Дух есть Сам этот Бог, но в вещах, подвластных Богу, где Он приемлется, Он есть Божественное Исходящее.
III. Божественное Начало, называемое Святым Духом, исходит из Самого Бога посредством Его Человечности; Оно подобно тому, что исходит от простого человека; именно то, чему Он учит и что делает, осуществляемое из Его Души посредством Его Тела.
IV. Божественное Начало, называемое Святым Духом и исходящее из Бога посредством Его Человечности, нисходит сквозь ангельские небеса и через них в мир, таким образом, через ангелов в людей.
V. Далее оно проходит через одних людей к другим, а в Церкви главным образом - от священства к мирянам; святое дается постоянно, но отбрасывается, если нет обращения к Господу.
VI. Божественное Исходящее, называемое Святым Духом, в Своем собственном особом смысле есть Священное Слово, а в нем - Божественная Истина.
VII. Его действие есть наставление, преобразование и возрождение, и как следствие - оживление и спасение.
VIII. В той мере, насколько человек узнает и признает Божественную Истину, исходящую от Господа, он узнает и признает Бога, и в той мере, насколько он исполняет эту Божественную Истину, он пребывает в Господе и Господь в нем.
IX. Дух у человека есть рассудок и все исходящее оттуда.

33. Глава I. Святой Дух есть Божественное Начало, исходящее от Единого, Бесконечного, Всемогущего, Всеведущего и Вездеприсущего Бога посредством Его Человечности, принятой на себя в мире

1. Святой Дух не является независимым Богом, или Богом Самим по Себе; также Он не исходит из Бога Отца посредством Сына, как Личность происходит от Личностей, что утверждается доктриной нынешней Церкви.
2. Это даже несовместимо, ибо определение слова "Личность" подразумевает, что она не является частью или качеством другого лица, но существует сама по себе.
3. Столь же несовместимо утверждение, что хотя особенная натура и качество одного Лица раздельны от таковых же у других Лиц, тем не менее они составляют одну нераздельную Сущность.
4. Такой взгляд не только незбежно приводит к идее о трех Богах, но также к признанию трех Богов; однако, в соответствии с Афанасьевским Символом Веры, Христианская вера требует, чтобы об этих трех не говорили как о трех, но как об одном.
5. Истина заключается в том, что от вечности, или до Творения, не существовало трех Лиц, каждое из Которых было Богом, а потому не существовало и трех Бесконечных, трех Несотворенных, трех Неизмеримых, Вечных, Всемогущих Существ, но лишь Одно.
6. Напротив, после Творения возникла Божественная Троица, ибо тогда от Отца родился Сын, и из Отца посредством Сына изошло Святое, названное Святым Духом.
7. А поскольку Отец есть Душа и Жизнь Сына, поскольку Сын есть Человеческое Тело Отца, и поскольку Святой Дух есть Божественное Исходящее, - отсюда следует, что они одной и той же Сущности и потому не существуют по отдельности, но совместно.
8. И поскольку свойства, специально присущие Одному, в соответствии с Порядком извлекаются и переходят в Другого, а из того - в Третьего, Они есть Одно Лицо и потому - Один Бог.
9. Это все равно, как у каждого ангела и человека вся его деятельность осуществляется душой посредством тела.
10. Рассудок, просветленный Св. Писанием, постигает это; соответственно, Божественная Троица есть Троицей Лица, а не Троицей Лиц, ибо это последнее является Тремя Богами.

34. Глава II. Поскольку Святой Дух исходит от Единого Бога посредством Его Человечности, в своем Естестве он Тот же Самый Бог; но в отношении к подвластным Богу вещам, пребывающим в пространстве, Он обретает видимость Святого Духа

1. Каким Бог был до Творения, таким остался и после него; стало быть, каким Он был от вечности, таким и пребудет в вечность.
2. До Творения Бог не пребывал в пространстве, и также не пребывает в нем после Творения, т.е. в вечность.
3. Следовательно, Бог присустствует в пространстве отдельно от пространства, и Он присутствует во времени отдельно от времени.
4. Поэтому Святой Дух, исходящий от Единого Бога посредством Его Человечности, есть Тот же Самый Бог.
5. Поскольку Бог везде Тот же Самый, нельзя сказать, что "Он исходит", кроме как по видимости в отношении к пространствам, имеющим протяженность, и так оно есть для сотворенных предметов, пребывающих в пространствах.
6. И поскольку эти пространства находятся в сотворенном мире, то там Святой Дух есть Божественное Исходящее.
7. Истина о Божественном Вездеприсутствии служит достаточным подтверждением того, что Святой Дух есть Божественное Исходящее от Единого и Неделимого Бога, и Он - вовсе не отдельная Божественная Личность.

35. Глава III. Божественное, называемое Святым Духом и исходящее из Бога посредством Его Человечности, нисходит через Небеса в мир, и потому через ангелов в людей

1. Единый Бог Своей Человечностью пребывает превыше ангельских небес, будучи видим там как Солнце, от которого исходит любовь в виде тепла и мудрость в виде света.
2. Таким образом, Святое Бога, называемое Святым Духом, в должном порядке втекает в небеса: напрямую в высшие из них, именуемые третьими, напрямую и также посредственно в средние небеса, именуемые вторыми, и подобным же образом во внешние небеса, именуемые первыми.
3. Через эти небеса оно втекает в мир, и через него - в находящихся там людей.
4. Но ангелы небесные сами не являются Святым Духом.
5. Все Небеса в совокупности, а равно и Церкви на земле в глазах Господа представляются единым человеком.
6. Душой и жизнью этого человека является Один Господь, а все, кого Он наполняет дыханием и кто живет из Него, составляют Его тело; вот почему говорится, что верующие составляют Господне Тело, и что они в Нем, а Он в них.
7. Господь втекает в ангелов Небес и в людей Церкви подобно тому, как в человеке душа втекает в его тело.

36. Глава IV. Оттуда Святой Дух переходит от человека к человеку, а в пределах Церкви - в основном от священства к мирянам

1. Никто не может получить Святого Духа из другого источника, чем Господь Иисус Христос, потому что Он исходит от Бога Отца через Него; под Святым Духом же понимается Божественное Исходящее.
2. Никто не может получить Святого Духа, т.е. Божественные Истину и Благо, если он не обращается прямо к Господу, находясь в то же время в состоянии милосердия.
3. Святой Дух, т.е. Божественное Исходящее, никогда не становится собственностью человека, но постоянно пребывает Господним началом в нем.
4. Поэтому Святое, понимаемое под Святым Духом, никогда не становится присущим человеку, но остается с приемлющим его человеком, доколе он верует в Господа, находясь в то же время в истинном учении из Слова и в жизни, согласной с ним.
5. Святое, понимаемое под Святым Духом, не передается от одного человека другому, но от Господа через одного человека другому.
6. Бог Отец не посылает Святого Духа, т.е. Свою Божественность, через Господа в человека, но Господь посылает Его из Бога Отца.
7. Священнослужитель, поскольку он должен из Слова учить доктрине о Господе и творимых Им искуплении и спасении, должен быть введен в сан торжественным обещанием Святого Духа и изображением его передачи; но Святой Дух приемлется от священника по вере и жизни того, кто приемлет.
8. Божественное, означаемое Святым Духом, нисходит от Господа к мирянам посредством священников, через проповедуемые ими вещи, - нисходит согласно принятию мирянами из проповедей учения истины.
9. А также путем таинства Священной Вечери, согласно принесенному перед тем покаянию.

37. Глава V. Божественное Исходящее, называемой Святым Духом, в узком смысле есть Слово, где пребывает Святое Бога

1. Слово Божье есть Сама Святость в Христианской Церкви по причине Божественности Господа, пребывающей в нем и исходящей из него. Поэтому Божественное Исходящее, именуемое Святым Духом, в собственном значении слова есть Слово Божье и Святость Бога.
2. Причина, по которой Господь есть Слово, та, что оно - от Господа, и говорит о Господе; таким образом, оно в своей сущности есть Сам Господь.
3. Поскольку Господь есть Слово, Он один Свят, и Он есть "Святой Израилев", часто упоминаемый у пророков; кроме того, о Нем также сказано, что Он один есть Бог.
4. Именно по этой причине место, где в скинии находился ковчег, именовалось "Святилищем" и "Святая Святых". Это потому, что в ковчеге пребывал Закон - первоначала Слова, а выше было седалище милосердия, а над этим херувим, и все эти вещи означали Господа как Слово.
5. Также по этой причине Новый Иерусалим - Церковь, которая обращается к одному Господу и извлекает истины из Его Слова - именуется "святой" и также "градом святости"; и люди, в ком пребывает эта Церковь, именуются "людьми святости"; и сия Церковь есть "царство святых, которое продлится вечно", упомянутое у Дан. 7: 18-27.
6. Пророки и апостолы называются "святыми", потому что Слово было написано через них (Лк. 1: 70; Ап. 18: 20).
7. Святой Дух, в отношении к Священному Слову, коему учил Господь, называется "Духом Истины" (Ин. 14: 17; 15: 26; 16: 13), о Котором Господь сказал, что Он будет говорить не от Себя, но от Господа (Ин. 16: 13, 14); и, далее, что Он есть тот Дух (Ин. 14: 18; 16: 14-22).
8. Причина, по которой тот, "кто скажет против Духа Святого, не простится ему" (Мф. 12: 32), та, что он отвергает Божественность Господа и святость Слова, ибо такой человек лишен религии.
9. Причина, по которой тот, "кто скажет слово против Сына Человеческого", будет прощен (Мф. 12: 32), состоит в том, что он не согласен считать те или иные истины Церкви Божественными и взятыми из Слова, но вообще он верит, что в Слове содержатся и оттуда исходят Божественные Истины. "Сын Человеческий" есть Божественная Истина в Церкви, заимствованная из Слова, и она не может быть видима каждому.

Далее в оригинале пропущены четыре страницы.

38. Божественная Троица

1. Идея о Божественной Троице, которую имеют простые люди, состоит в том, что Бог Отец восседает в вышине, имея Своего Сына по правую руку, и они посылают Святого Духа к людям.
2. Идея о Божественной Троице, которую имеет духовенство, состоит в том, что существуют три Личности, каждая из которых есть Бог и Господь, и что эти трое имеют одну и ту же сущность.
3. Идея о Божественной Троице, которую имеют мудрые среди духовенства, состоит в том, что существуют три сообщающихся натуры или качества; однако тремя Лицами означаются три не сообщающихся натуры и качества.
4. Существование Божественной Троицы очевидно из Священного Писания и по рассудку.
5. Из троицы Лиц неизебжно вытекает троица Богов.
6. Если Бог Один, Троица неизбежно должна принадлежать Ему, и оттого она есть Троица в Личности.
7. Божья Троица, которая также есть Троица в Личности, происходит от Воплощенного Бога: это Иисус Христос.
8. Сказанное основано на Священном Писании.
9. А равно и по рассудку, ибо троица существует в каждом человеке.
10. Апостольская [ранняя] Церковь никогда не имела даже мысли о Троице Личностей: показано их Символом Веры.
11. Троица Личностей была впервые выдумана Никейским собором.
12. Оттуда она распространилась на Церкви, существовавшие впоследствии, вплоть до нынешнего времени.
13. До сих пор было невозможно исправить эту доктрину.
14. "Троица Личностей" перевернула всю Церковь вверх дном и фальсифицировала каждую малейшую вещь в ней.
15. Всякий заявлял, что такие вещи превосходят постижение, и что понимание должно сдерживаться послушанием вере. Что означает "Сын, рожденный от вечности"?
16. В Господе пребывает одна Троица, и в Троице существует Единство.

39. Глава I. Существует Божественная Троица, а именно: Отец, Сын и Святой Дух

1. Единство Бога признавалось и допускалось повсюду в мире, где существовали религия и здравый смысл.
2. Поэтому Троица Бога не могла быть известна. Ибо если бы она стала известна или даже едва упомянута, человек получил бы представление о Троице Бога как о множественности Богов, что с возмущением отвергают как религия, так и здравый смысл.
3. Следовательно, знание о Троице Бога могло быть получено единственно из откровения, т.е. из Слова, и оно не могло быть принято без утверждения, что Троица являлась также Единством Бога; иначе возникло бы противоречие, не способное породить ничего истинного.
4. Троица Бога не обрела действительного существования до тех пор, пока не родился Сын Божий, Спаситель мира. Равным образом дотоле не существовало Единства в Троице и Троицы в Единстве.
5. Спасение рода человеческого зависит от Троицы Бога, являющейся в то же время Единством.
6. Троицей Бога, которая в то же время есть Единство, означается Божественная Троица в Одной Личности.
7. Господь, Спаситель мира, учил, что существует Божественная Троица, а именно: Отец, Сын и Святой Дух:

- Ибо Он велел апостолам крестить "во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мф. 28: 19).
- Он также говорил, что Он пошлет Святого Духа от Отца (Ин. 15: 26).
- Более того, Он часто говорил об Отце и о Себе как Его Сыне, и Он "дунул на учеников, говоря: примите Святого Духа" (Ин. 20: 22).
- Далее, когда Иисус крестился в Иордане, нисшел глас от Отца, говорящий: "Се Сын мой возлюбленный", и над Ним появился Дух в виде голубя (Мф. 3: 16, 17; Мк. 1:10, 11; Лк. 3: 22; Ин. 1: 32, 33).
- Также архангел Гавриил сказал Марии: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим"; "Всевышний" же есть Бог Отец (Лк. 1: 35).
- Много раз и апостолы в своих посланиях упоминали Отца, Сына и Святого Духа, а Иоанн в Первом Послании написал: "Ибо три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух" (1 Ин. 5: 7); и т.д.

40. Глава II. Эти Трое - Отец, Сын и Святой Дух - есть три сущности Одного Бога, будучи Одним тем же порядком, как в человеке душа, тело и деятельность составляют одно

1. Божественная Троица, которая в то же время составляет Единство, не может быть постигнута никем иначе, чем подобно душе, телу и деятельности в человеке; следовательно, не иным путем, как что Само Божественное, называемое Отцом, есть душа, Человечность, называемая Сыном, есть тело той души, и Святой Дух есть исходящая деятельность.
2. Поэтому всюду в Христианской Церкви существует признание, что в Христе Бог и человек, то есть Божественное и человеческое, составляют Одну Личность, подобно душе и телу в человеке. Это признание существует благодаря Афанасьевскому Символу Веры.
3. Поэтому каждый, способный понять соединение души, тела и их деятельности [в человеке], может понять Троицу Бога и в то же время Его Единство, хотя и смутно.
4. Рассудительный человек знает - или, по крайней мере, может знать, что душа сына происходит от его отца, и что душа одевается телом в материнской утробе, и затем вся деятельность человека происходит из этих двух начал.
5. Каждый, кто имеет знание о союзе души и тела, знает также, или может знать, что жизнь души протекает в теле, и потому жизнь тела принадлежит душе.
6. Следовательно, душа живет и потому чувствует и проявляет активность в теле и из него, а тело живет, чувствует и действует из себя, хотя в то же время из души.
7. Это так, потому что все составляющие души принадлежат и телу, а все составляющие тела принадлежат и душе. Именно благодаря этому - и ничему еще - между ними существует союз.
8. Это лишь казательность, будто душа действует сама по себе через тело; в действительности она действует в теле и из тела.
9. Из этих соображений человек разумный, знакомый со взаимодействием души и тела, может понять значение следующих слов Господа:

- что Отец и Он - Одно есть (Ин. 10: 30)
- что все принадлежащее Отцу - Его, и все принадлежащее Ему - принадлежит и Отцу (Ин. 16: 15; 17: 10)
- что, все, даваемое Ему Отцом, к Нему придет (Ин. 6: 37)
- что Отец все отдал в руки Сына (Ин. 13: 3)
- что "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5: 17, 19)
- что видящий и знающий Сына видит и знает также Отца (Ин. 14: 7, 9)
- что те, кто едины в Сыне, едины и в Отце (Ин. 17: 21)
- что Отца "не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в Недре Отчем, Он явил" (Ин. 1: 18; 5: 37; Мф. 11: 27; Лк. 10: 22)
- что Отец в Сыне, и Сын в Отце (Ин. 17: 21)
- что никто не приходит к Отцу, как только через Сына (Ин. 14: 6)
- что "как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5: 26)
- что в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2: 9)
помимо нескольких других мест.
Во всех приведенных отрывках "Сыном" означается Человечность Отца.

10. Из этих утверждений следует, что Божественность и душа [Человечность ?] Сына Божия, нашего Спасителя, не есть раздельно две, но едины.
11. Что "Сын Божий" есть Человечность Бога Отца, было полностью показано выше, ибо чему еще дала рождение Мария, как не Человечности, в которой заключалось Божественное от Бога Отца? Именно благодаря этому Он с рождения звался "Сыном Божьим", ибо архангел Гавриил сказал Марии: "рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35); и Святое, рожденное от Марии, было Человеком, в Котором заключалось Божественное от Отца.