Начало Каноны Новой Церкви (2)

Перевод с английского - М.Глебов (2003)

12. Глава VIII. Божье Всемогущество, Всеведение и Вездеприсутствие

1. Божье Всемогущество, Всеведение и Вездеприсутствие лежат за пределами человеческого постижения, ибо Божье Всемогущество есть бесконечная власть, Божье Всеведение есть бесконечная мудрость, а Божье Вездеприсутствие есть бесконечное присутствие во всех вещах, которые произошли или исходят от Него; поэтому Бесконечное Божественное действительно не вмещается в рамки конечного понимания.

2. Что Бог Всемогущ, Всеведущ и Вездеприсутствующ, это признается без рационального исследования, ибо оно втекает от Господа в высшую часть человеческого рассудка и оттуда - в признание; так есть у всех, имеющих религию и здравый смысл. Оно втекает также и в тех, в ком нет религии, но поскольку у тех нет принятия, то нет и признания.

3. Что Бог Всемогущ, Всеведущ и Вездеприсутствующ, это человек может сам подтвердить из множества вещей, принадлежащих рассудку и в то же время религии, как, например, нижеследующие:

4. Во-первых, Один Бог есть и существует в Себе, а всякое другое существо и любая вещь существуют из Него.
5. Во-вторых, Один Бог любит, владеет мудростью, живет и действует от Себя, а всякое другое существо и любая вещь имеют все это из Него.
6. В-третьих. Один Бог имеет власть от Себя, а всякое другое существо и любая вещь имеют власть от Него.
7. Следовательно, Бог является Душой всего, из Которого все существа и все вещи существуют, живут и движутся.
8. Если бы каждая единичная вещь в мире и на Небесах не имела отношения к Единому, Который есть, живет и имеет власть от Себя, Вселенная рассеялась бы в момент.
9. По этой причине Вселенная была сотворена Богом как полнота Бога, вследствие чего Он Сам сказал, что Он есть Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега, и был, есть и будет Всемогущим (Ап. 1: 8, 11).
10. Сохранение Вселенной, которое есть непрестанное творение, является полным свидетельством того, что Бог Всемогущ, Всеведущ и Вездеприсутствующ.
11. Причина, отчего вещи противные, которые есть зло, не устраняются Всемогущим, Всеведущим и Вездеприсутствующим Богом, состоит в том, что все злое в отношении субъектов и сотворенных вещей является внешним и потому не проникает к Божественным предметам, которые внутри.
12. Согласно Божественному Провидению, Которое в самом деле универсально в каждой малейшей вещи, зло все более и более удаляется от внутреннего и извергается вовне, и таким образом оно уводится прочь и отделяется, дабы не причинило какого вреда внутренним предметам, кои Божественны.

Божественное Всемогущество существует посредством Его Человечности; это и есть "сесть одесную" (Мк. 14: 62; 16:19; Мф. 26:64) и быть "Первым и Последним", как сказано о Сыне Человеческом в Апокалипсисе, и там же сказано, что Он "Всемогущ". Причина в том, что Бог действует из первых вещей посредством последних и таким образом содержит все вещи вместе. Господь действует из первых вещей посредством последних и в человеке, но не посредством чего-либо принадлежащего человеку, но посредством того, что Его Собственное в человеке. В случае с евреями Он действовал посредством Слова, бывшего у них, таким образом, посредством того, что было Его Собственное; этим от также производил чудеса через Илию и Елисея. Но поскольку евреи извратили Слово, Бог явился Сам и сделал Себя "Последним", и тогда производил чудеса из Себя. Есть изначальный Порядок, согласно которому Бог может действовать, и потому Господь Сам сделал Себя Порядком.

13. Коротко о Боге Искупителе Иисусе Христе и Искуплении

Примечание: Ложности веры не могут быть соединены с благом милосердия.
Вещи, последовательно предсказанные у Даниила и всех пророков.
О Христе (Мф. Гл. 24).

14. Глава I. В Иегове Боге есть две вещи единой сущности: Божественная Любовь и Божественная Мудрость, или Божественное Добро и Божественная Истина

1. Все вещи, принадлежащие двум мирам, духовному и природному, как в целом, так и в частностях, имеют отношение к любви и мудрости, или к добру и истине, ибо Бог, Творец и Создатель вселенной, является Самой Любовью и Самой Мудростью, или Самим Добром и Самой Истиной.
2. Точно так же все вещи в человеке, как в целом, так и в частностях, имеют отношение к воле и разумению, поскольку воля есть приемник добра, или любви, а разумение есть приемник мудрости, или истины.
3. И точно так же все вещи во вселенной, касательно начала своего существования и его продолжения, имеют отношение к теплу и свету; в духовном мире тепло в своей сущности есть любовь, а свет в своей сущности есть мудрость; но тепло и свет природного мира соответствуют любви и мудрости, кои в духовном мире.
4. Именно по этой причине все предметы Церкви имеют отношение к милосердию и вере, поскольку милосердие есть добро, а вера есть истина.
5. Отсюда в пророческой части Слова имеются парные выражения, одно из которых имеет отношение к добру, а другое к истине, - и, таким образом, они относятся к Иегове Богу, Который есть Само Добро и Сама Истина.
6. В Слове Ветхого Завета "Иегова" означает Божественное Бытие, Которое есть Божественное Добро; "Бог" означает Божественное Существование, Которое есть Божественная Истина; а "Иегова Бог" означает то и другое, равно как и выражение "Иисус Христос".
7. Добро является добром и истина истиной лишь в той мере, насколько и каким именно образом они взаимно соединены.
8. Добро имеет существование посредством истины; следовательно, истина служит формой добра, а потому и его качеством.

15. Глава II. Иегова Бог в отношении Божественной Мудрости, или Божественной Истины, нисшел и принял на Себя человечность в Деве Марии

1. Иегова Бог принял на Себя Человечность для того, чтобы Он смог, в полноте времен, стать Искупителем и Спасителем.
2. Он стал Искупителем и Спасителем посредством Праведности в отношении Его Человечности, которой он тогда облекся.
3. Он не мог стать Праведностью в отношении Своей Человечности - а потому и Искупителем, и Спасителем - иначе, как посредством Божественной Истины, ибо от самого начала именно посредством нее были сотворены все вещи, какие были сотворены.
4. Для Божественной Истины было возможно бороться против адов, и Она могла быть искушаема, проклинаема, оскорбляема, и также могла испытывать страдания.
5. Но все это было невозможно ни для Божественного Блага, ни для Бога, кроме как будучи в человеке, зачатом и рожденном в согласии с Божественным Порядком.
6. Поэтому Иегова Бог нисшел, в отношении Божественной Истины, и принял на Себя человечность.
7. Это согласуется со Св.Писанием и рассудком, просветленным в нем и из него.

16. Глава III. Эта Божественная Истина означается выражением "Слово стало Плотью"

1. Термин "Слово" в Св.Писании означает различные вещи: так, оно означает "действительно существующую вещь", затем "мысль рассудка" и оттуда - "речь".
2. В первую очередь "Слово" означает все, что обретает существование из уст Бога и существует далее, - то есть Божественную Истину; затем, как следствие этого, оно означает Св.Писание, в котором Божественная Истина пребывает в Своей сущности и форме. Именно поэтому Божественная Истина называется просто "Словом".
3. "Десять Слов", составляющие Заповеди, означают все Божественные Истины в совокупности.
4. Поэтому "Слово" означает Господа, Искупителя и Спасителя, ибо все там содержащееся - от Него, таким образом, есть Он Сам.
5. Из сказанного можно увидеть, что выражениями "В начале Слово было у Бога", и "Слово было Бог", и что оно было с Богом до создания мира, - означается Божественная Истина, Которая до сотворения мира была в Иегове, после творения была от Иеговы, и наконец стала Божественной Человечностью, которую Иегова принял на Себя во времени; ибо сказано, что "Слово стало Плотью", т.е. стало человеком.
6. Слово в Ипостаси [т.е. Сын Божий] есть не что иное, как Божественная Истина.

Примечание: Слово, если бы оно было отдельным Лицом, т.е. Сыном, не смогло бы называть Себя Богом: это равносильно тому, чтобы называть Себя Отцом. Никакой "Сын Бога от вечности" не мог низойти, как это утверждается доктриной нынешней Церкви, потому что:

1. Он не мог бы называть Его Своим Отцом.
2. Также Он не мог бы говорить, что принадлежащее Отцу - Его.
3. Ни, также, сказать, что кто видит Его - видит Отца.
4. При Крещении и Преображении Бог Отец не мог бы сказать: "Се сын Мой возлюбленный" (Мф. 3: 17; 17: 5), кроме многих фрагментов из Ветхого Завета о Пришествии Господа, собранных вместе в книге Учение о Господе" (Lord), в коих говорится, что Иегова придет.

17. Глава IV. "Святой Дух", Который нисшел на Марию, означает Божественную Истину; и "Сила Всевышнего", Которая осенила ее, означает Божественное Добро, из Коего исходит Истина

1. Святой Дух есть Божественное Исходящее, или же Божественная Истина наставляющая, преобразующая, возрождающая и оживляющая.
2. Это - Божественная Истина, Которую Иегова Бог изрекал через пророков и Которую вещал Сам Господь из Собственных уст, пребывая в мире.
3. Эта Божественная Истина, Которая также есть "Слово", пребывала в Господе с самого рождения как результат Его зачатия. Впоследствии она возросла превыше всякой меры, то есть - бесконечно, и это означено тем, что "Дух Божий сошел на Него" (Мф. 3:16).
4. "Дух Божий" (или "Дух Иеговы") называется Святым Духом ввиду того, что "святое" в Слове говорится о Божественной Истине. Вот почему Господняя Человечность, рожденная Марией, была названа "Святой" (Лк. 1: 35); и Сам Господь "Един Свят" (Rev. 15: 4); и другие зовутся святыми не из них самих, но из Него.
5. Божественное Добро в Слове именуется "Всевышним", и потому "Сила Всевышнего" (Лк. 1:35) означает власть, исходящую от Божественного Добра.
6. Следовательно, эти две составляющие - "Дух Святой найдет" и "Сила Всевышнего осенит" - означают вместе Божественную Истину и Божественное Добро (последнее создает душу, первое - тело) и Их взаимосвязь.
7. Следовательно, в только что рожденном Господе эти две были раздельны, как душа и тело, но впоследствии соединились.
8. То же происходит и в человеке, который рожден - и впоследствии возрождается.

18. Глава V. Человечность Господа Иеговы есть Сын Божий, посланный в мир

1. Иегова Бог ниспослал Себя в мир, приняв на Себя человечность.
2. Эта Человечность, зачатая от Иеговы Бога, названа "Сыном Божиим, Который был послан в мир" (Ин. 3:17).
3. Эта Человечность именуется Сыном Божиим и Сыном Человеческим: Сыном Божиим по причине находящихся в ней Божественной Истины и Божественного Добра, и это есть Слово; Сыном же Человеческим - по причине Божественной Истины, но добра от Него Самого [как от человека], и это есть доктрина Церкви по Слову.
4. В Слове не разумеется никакого иного "Сына Божьего", кроме Сына, рожденного в мире.
5. "Сын Божий, рожденный от вечности", Который Сам есть Бог, - не из Священного Писания, и также неприемлем для рассудка, просветленного Богом.
6. Это было измышлено и соделано Никейским Собором как своего рода убежище, в котором могли укрыться те, кто желал оградить себя от распрей, затеянных Арием и его последователями по поводу Человечности Господа [будто Она - как у всякого земного человека].
7. Примитивная Церковь, называемая Апостольской, не имела представления о рождении какого-либо Сына Божьего от вечности.

19. Глава VI. Господь - относительно Своей Человечности - в той степени, в какой Он пребывал в Божественной Истине, отдельной от Божественного Добра, находился в состоянии уничижения; однако в той степени, в какой Он пребывал в Божественной Истине, соединенной с Божественным Добром, находился в состоянии Прославления

Термин "уничижение" (exinanition) используется в Латинской Вульгате [перевод Библии IV века] в Послании к Филиппийцам, 2:7, и означает "потерять репутацию". Буквальный перевод с греческого означает "опустошить себя". См. также TCR 104.

1. Господь пребывал в двух состояниях: одно называлось состоянием уничижения, другое - состоянием прославления.
2. Состояние уничижения было также состоянием унижения перед Отцом, но состояние прославления было состоянием соединения с Отцом.
3. Господь, будучи в состоянии уничижения, или унижения, молился к Отцу, как если бы Тот отсутствовал или был далеко; но находясь в состоянии прославления, или будучи соединенным, Он говорил с Собой, когда говорил с Отцом. И у человека точно таковы же состояния души и тела - до и после возрождения.
4. Господь, пребывая в Божественной Истине, отделенной от Божественного Добра, находился в состоянии уничижения ввиду того, что Божественная Истина могла быть атакуема адами, или адскими дьяволами, и также оскорбляема людьми; вследствие этого Господь, находясь в отделенной Божественной Истине, мог быть искушаем и также страдать.
5. Однако, с другой стороны, Господь, пребывая одновременно и в Божественном Добре, не мог быть искушаем или принужден к страданию ни дьяволами в аду, ни людьми в мире, поскольку Божественное Добро для них недосягаемо и тем менее доступно нападкам.
6. Господь в мире поочередно пребывал в тех двух состояниях.
7. Никаким другим путем невозможно было Господу стать Самой Праведностью и Искуплением.
8. Подобное же случается с человеком, которого возрождает Господь.
9. Это изложено из опыта, рассудка и Св. Писания.

20. Глава VII. Господь посредством искушений, и полностью через крестную муку, воссоединил Божественную Истину с Божественным Добром, и Божественное Добро с Божественной Истиной, - таким образом, соединил Человечность с Божественностью Отца, и Божественность Отца с Человечностью

1. Господь, будучи в мире, допустил в Себя и подвергся суровым и ужасным искушениям из адов, и под конец последнему из них, которое было крестной мукой.
2. В искушениях Господь боролся с адами, и Он завоевал и подчинил их.
3. Таким образом, Он привел ады к порядку, а вместе с тем и Небеса, где ангелы, и Церковь, в которой люди, ибо состояние одного всегда зависит от состояния других.
4. Сверх того, Господь посредством вынесенных искушений и неприятия, а под конец и крестной муки, изображал тогдашнее состояние Церкви в отношении Божественной Истины, или же в отношении Слова.
5. Господь путем исполнения Св. Писания, искушений и - полностью - через последнее искушение, бывшее крестной мукой, прославил Человечность.
6. Таким образом, Он удалил всеобщее проклятие, угрожавшее не только христианству, но также целому миру, а равно и ангельским небесам.
7. Именно это означается словами о том, что Он "понес" и "удалил" грехи мира.
8. Он подвергался искушениям и неприятию, будучи в состоянии отделенной Истины, и это было Его состояние уничижения.
9. Соединение духовного человека с натуральным и натурального человека с духовным осуществляется посредством искушений.

21. Глава VIII. После того, как соединение было достигнуто, Он вернулся в Божественное, в Котором и пребывал от вечности, вместе с с Прославленной Человечностью, и также в Ней

1. Иегова Бог от вечности имел человечность, подобную той, что имеют в небесах ангелы, только бесконечную в своей сущности и потому - Божественную. И Он не имел такой человечности, в какой пребывают люди на землях.
2. Иегова Бог принял на Себя такую же человечность, что и у людей на землях, в соответствии с Его Божественным Порядком, который в том, что человечность должна быть, последовательно, зачата, рождена, далее возрасти и впитать Божественную Мудрость и Божественную Любовь.
3. Таким образом Он соединил эту человечность с Его Божественным от вечности, и этим путем Он "исшел от Отца и вернулся к Отцу" (Ин. 16: 28).
4. Иегова Бог - в этой Человечности и посредством Нее - "стал Праведностью" и сделал Себя Искупителем и Спасителем.
5. И путем соединения Человечности с Его Божественным, Он сделал себя Искупителем и Спасителем навечно.
6. Посредством соединения этой Человечности с Его Божественностью, Иегова Бог умножил Свое Всемогущество. Это и означает "Сидеть одесную Бога" (Мк. 16: 19).
7. Иегова Бог в этой Человечности пребывает превыше Небес, просветляя вселенную светом мудрости, и наитствуя во вселенную мощью любви.
8. Эти два дара получают те, кто обращается к Нему как к Человеку и живет согласно Его Заповедям.
9. В глазах ангелов один Иегова Бог является Человеком в полноте этого слова.

22. Глава IX. Иегова Бог последовательно совлекся человеческой формы от матери и облекся Человечностью от Отца, и этим путем он сделал эту Человечность Божественной.

1. Ребенок получает душу от отца, и она во чреве облекает себя телом из веществ, принадлежащих матери, - подобно семени, заимствующему вещества из земли.
2. Поэтому в теле присутствует образ отца, вначале смутно, а затем все очевиднее, по мере того, как сын посвящает себя отцовским занятиям и обязанностям.
3. Тело Христа в той мере, насколько оно было создано из материнских веществ, не являлось жизнью в себе, но только приемником жизни от Божественного, находившегося в Нем, Которое было Жизнью в Себе.
4. Но шаг за шагом, по мере того, как Он возвышал в Себе Божественную Любовь и Божественную Мудрость, Христос воспринял Божественную Жизнь, Которая есть Жизнь в Себе.
5. В той мере, в какой Он воспринял Жизнь в Себе из Божественного в Себе, Христос совлекся человечности от матери и облекся Человечностью от Отца.
6. Таким образом Христос сделал Свою Человечность Божественной, и из сына Марии он стал Сыном Божьим.
7. Только этим и никаким иным путем стало возможным для Христа Иисуса быть в ангелах и людях, а ангелам и людям быть в Нем.
8. Но поскольку Его мать Мария впоследствии изображала Церковь, по этой причине ее следует называть "Его матерью".
9. Пребывая в человечности, заимствованной от матери, Христос находился в состоянии уничижения и мог подвергаться искушениям, поруганиям, и мог страдать.
10. В этом состоянии Он молился Отцу, поскольку тогда Отец в Нем как бы отсутствовал.

23. Глава X. Божественное от вечности и Человеческое во времени, соединенные как душа и тело, являют одно Лицо, Которое есть Иегова

1. В Иисусе Христе Божественное от вечности и человеческое во времени соединены, как в человеке душа и тело.
2. Это соединение было и есть взаимным, и потому полным.
3. Следовательно, Бог и человек, или Божественное и человеческое, есть Одно Лицо.
4. В Господней Человечности присутствуют одновременно все Божественные качества Отца.
5. Поэтому Господь есть Один единственный Бог, которые имел от вечности и будет иметь в вечность всю власть на Небесах и материальных землях.
6. Он есть "Первый и Последний", "Начало и Конец", "Тот, Кто был, есть и грядет", "Альфа и Омега" и "Всемогущий".
7. Он есть "Отец от Вечности", "Иегова наша Праведность", "Иегова Спаситель и Искупитель", "Иегова Саваоф".
8. Те, кто взывают к Господу как к Иегове и Отцу, соединяются с Ним, становятся Его сыновьями и именуются "сынами Божьими".
9. Они становятся приемниками Его Божественной Человечности.

24. Искупление

1. Искупление как таковое состояло в подчинении адов и приведении небес в должный порядок, - таким образом, в приготовлении к новой духовной Церкви.
2. Без искупления ни один человек не мог бы быть спасен и ни один ангел не смог бы оставаться в своем состоянии счастья.
3. Господь искупил не только людей, но в равной мере и ангелов.
4. Искупление было делом чисто Божественным.
5. Это искупление не могло быть выполнено иначе, как только Богом Воплощенным.
6. Крестная мука послужила конечным искушением, которое Он вынес как величайший Пророк, и посредством которого Он смог полностью подчинить ады и прославить Свою Человечность; таким образом, крестная мука была средством искупления, но не самим искуплением.
7. Убеждение, что крестная мука сама по себе была искуплением, является фундаментальной ошибкой Церкви.
8. Эта ошибка вместе с другой - о Трех Божественных Лицах от вечности - извратила всю Церковь в такой степени, что в ней не осталось ничего духовного. Ошибки, возникшие из нынешнего верования, будто искупление есть крестная мука, будут исчислены ниже.

Глава I. Церковь с течением времени отвращается от добра милосердия, в той же мере обращаясь к ложностям веры, и таким образом погибает

1. Существует Церковь в Небесах и Церковь на земле, и они образуют одно, подобно внутреннему и внешнему в человеке.
2. Каждая из этих Церквей в совокупности предстает перед Господом как один человек, и так же является перед ангелами.
3. Поэтому Церковь может быть уподоблена человеку, который сперва младенец, потом юноша, затем мужчина и под конец старик.
4. Пребывая "младенцем", Церковь состоит в добре милосердия; пребывая "юношей" и "мужчиной", она состоит в истинах веры, исходящей от того добра; а пребывая "стариком", она состоит в браке милосердия и веры.
5. Если Церковь такова и таковой остается, она длится вечно; иначе бывает, если она отступает от добра милосердия, присущего ее младенчеству.
6. Если Церковь отступает от добра милосердия, присущего ее младенчеству, она оказывается во тьме относительно истин и впадает в ложности тем же порядком, как слепой человек падает в ямы.
7. Четыре важнейшие сущности Церкви таковы: (1) признание Бога, (2) признание добра милосердия, (3) признание истин веры и (4) жизнь согласно этим истинам.
8. Когда Церковь отступает от милосердия, она также отступает от тех четырех сущностей. При этом в нее втекают ложности относительно Бога, милосердия, веры и богослужения.
9. Эти ложности сперва втекают в иерархов Церкви и от них - в мирян, как бы из головы в тело.
10. Есть две причины тому, что ложности, втекающие в иерархов Церкви, истекают из них далее: первая заключается в жажде власти, порождаемой любовью к себе; вторая состоит в разумении вещей из самого себя, а не из Священного Писания.
11. Когда так действительно происходит, то из единой ложности истекают другие ложности в последовательном порядке, и это продолжается до тех пор, пока не останется ничего от истины.
12. Но когда в подтверждение этим ложностям используется Священное Писание, тогда оно полностью фальсифицировано, и Церковь гибнет.

25. Глава II. Конец Церкви близок, когда в Натуральном мире власть зла посредством лжи начинает преобладать над властью добра посредством истин, и в то же время власть ада превозмогает власть небес

1. Каждый человек по смерти входит в свои собственные добро и истину, в коих он пребывал в мире, - либо, равным образом, в свои собственные зло и ложь.
2. Пребывающие в добре и оттуда в истине входят в небеса, но пребывающие во зле и оттуда во лжи нисходят в ад.
3. Пребывающие на земле в добре, внутренне состоят и в истинах, но если они состоят в ложностях, то все равно после смерти принимают истины, согласные с их добром; однако обратное случается с пребывающими во зле. Это потому, что добро и зло исходят от воли, а воля есть самое бытие человека, из которого получает существование его разумение.
4. В какой степени на земле добро преобладает над злом или зло над добром, в духовном мире узнается из состояний небес и ада, поскольку каждый человек по смерти прилагается к своим, т.е. он входит в свое собственное зло или добро, и поскольку небеса и ад образованы из людей.
5. Это по многим причинам не может быть узнано живущими на земле.
6. Между небесами и адом существует промежуток, куда восходит выдыхаемое адом зло и нисходит благо с небес, и где они встречаются.
7. В середине этого промежутка поддерживается равновесие между добром и злом.
8. Именно по состоянию этого равновесия различается, в какой степени добро преобладает над злом или зло над добром.
9. Там Господь взвешивает их, как на весах.
10. Положение этого равновесия поднимается к Небесам по мере того, как зло преобладает над благом, и опускается к аду по мере того, как благо преобладает над злом, поскольку благо с небес нисходит, а зло из ада восходит.
11. Это равновесие служит как бы подножьем для ангелов неба, где их благо оканчивается в своих крайних пределах, и на этом подножье оно покоится.
12. В той мере, насколько уровень равновесия поднят, счастье небесных ангелов, порождаемое их благами и оттуда истинами, убывает.
13. Когда зло преобладает над добром на земле, тогда одновременно ад преобладает над небесами.
14. Из вышесказанного ясно, что конец Церкви близок, когда власть зла преобладает над властью добра.
15. Говорится "власть добра посредством истин" и "власть зла посредством лжи", потому что добро имеет власть через истины, а зло имеет власть через ложь.