Начало Каноны Новой Церкви (1)

Этот план-конспект ненаписанной книги составлен Сведенборгом в 1769 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Последний латино-английский перевод сделан Монгредье и Ф.Коулсоном в 1954 году.
Коричневым шрифтом ниже выделены их примечания (однако большую их часть, относящуюся к мелочным различиям двух экземпляров латинского оригинала, я опустил).

Перевод с английского - М.Глебов (2003)

0. Индекс важнейших положений Христианской Религии

Бог

1. Единство Бога
2. Бытие и Существование Бога.
3. Бесконечность Бога.
4. Сотворение Богом Вселенной.
5. Божественная Любовь и Божественная Мудрость.
6. Творение из Божественной Любви и вместе - из Божественной Мудрости.
7. Цель Творения есть Небеса ангельские.
8. Всемогущество, Всезнание, Вездеприсутствие.

Господь Искупитель

9. В Боге - Любовь и Мудрость, или Божественное Добро и Божественная Истина.
10. Он сошел [на Землю] в качестве Божественной Истины.
11. Эта Истина есть Слово Божье.
12. Что такое Святой Дух и Власть Высочайшего.
13. Человечность Господа есть Сын Божий.
14. Состояние Истощения Господа во дни Его пребывания в мире.
15. Соединение Божественной Истины и Блага в Его Человечности.
16. После соединения их Он вернулся к Отцу.
17. Он прославил Себя постепенно.
18. Этот Союз подобен союзу души и тела.

Искупление

19. Церковь постепенно деградирует от добра к злу.
20. Церкви приходит конец, когда власть зла и ада превозмогает над добром и Небесами.
21. И также когда отходит от внутренних вещей к внешним.
22. Описание в Слове этого конца и его наступления.
23. Тогда неотвратимо всеобщее проклятие.
24. Господь искупил людей и ангелов.
25. Искушения Господа, Христа.
26. Искупление могло быть осуществлено только Воплощенным Богом.

Святой Дух

27. Святой Дух есть Божественное Исходящее.
28. Он исходит от Бога посредством его Человечности.
29. Он нисходит в мир через Небеса.
30. И затем - к людям через других людей.
31. Святой Дух есть Слово.
32. Его действие есть Наставление, Преобразование и т.д. (Глава пропущена)
33. Бог познается посредством Божественной Истины (Глава пропущена)
34. Что понимается под человеческим духом (Глава пропущена)

Троица

35. Существует Божественная Троица.
36. Отец, Сын и Дух Святой - три Сущности Единого Бога.
37. До сотворения мира Троицы не существовало.
38. После сотворения мира Троица возникла в Иисусе Христе.
39. Понятие об этой Троице может быть извлечено как из Слова, так и из Апостольской веры, но не из Никейского Символа веры.
40. Противоречивые положения, содержащиеся в Никейском Символе (Глава пропущена)
41. Это понятие о Троице извратило Церковь.
42. И также фальсифицировало Слово.
43. Отсюда - "горе" и "опустошение", предсказанные Господом.
44. Не может быть никакого спасения, доколе Новая Церковь не установлена Господом.
45. Троица пребывает в Господе Спасителе, вследствие чего необходимо прибегать к Нему Одному ради спасения, или вечной жизни.

1. Вступление

Сегодня не что иное, как самоочевидный принцип любви, восстановит Церковь, потому что люди отпали от него. Нынешняя Церковь в заблуждении о Боге, в заблуждении о вере и в заблуждении о милосердии; также она ничего не знает о вечной жизни и оттого пребывает в густой тьме.

Вся религия основана на идее о Боге, и находится в согласии с ней.

Это та самая Церковь, на которую все Церкви, начиная с первой, указывали периодически, и о которой пророчествовал Даниил.

Причина, по которой Новая Церковь не могла быть установлена, пока не завершится Последний Суд, такова, чтобы священные предметы не были профанированы. Было предсказано, что в те дни будет раскрыт духовный смысл Слова, и также что Один Господь есть Слово, Чье пришествие случится тогда. Причины, по которым сегодня религия существует лишь у немногих, таковы:

1. Неизвестно о Господе, что Он - Единый Бог в Лице и Сущности, и что в Нем пребывает Троица; тогда как вся религия основана на познании Бога, на поклонении и служении Ему.
2. Неизвестно, что вера - не что иное, как истина; и неизвестно также, истинно ли то, что они зовут верой.
3. Неизвестно, что такое милосердие, ни что такое зло, ни что такое добро.
4. Неизвестно, что такое жизнь вечная. Насколько истины о жизни становятся принадлежностью жизни, настолько истины веры становятся принадлежностью веры, ни граном больше и ни граном меньше. Ибо некоторые истины - лишь принадлежности знания, а не веры.

2. Эта Работа содержит Полное Богословие Новой Церкви, означенной в Апокалипсисе Новым Иерусалимом.

3. Главы, посвященные Богу

I. Существует Один Бог.
II. Этот Один Бог есть Само Бытие, Которое есть Иегова.
III. Этот Бог - от вечности, и потому Он - Сама Вечность.
IV. Поскольку Бог есть Само Бытие и пребывает от вечности, Бог есть Создатель Вселенной.
V. Что лишь Единый Бог есть Сама Любовь и Сама Мудрость, следовательно, и Сама Жизнь.
VI. Он сотворил Вселенную из Божественной Любви посредством Божественной Мудрости, или, что то же, из Божественного блага посредством Божественной Истины.
VII. Его целью творения Вселенной было создание ангельских Небес из человеческой расы.
VIII. И, как следствие этого, сообщение и присоединение Его Любви и Мудрости к людям и ангелам, и потому их вечное блаженство и счастье.
IX. Эта цель присутствовала в Боге Творце от вечности и пребудет вечно; отсюда следует сохранение Им сотворенной Вселенной.
X. Посредством Его Божественного Исходящего Бог имеет Всемогущество, Вездеприсутствие и Всезнание (AR 31).

Дополнительные пункты на полях рукописи:

11. Бытие и Существование Бога; Бесконечность и Вечность Бога; или, главное, такие…
12. Богословские предметы занимают высшую область человеческого ума; они бесчисленны.
13. Бог пребывает в средине их.
14. От Него исходит наитие, словно от солнца, в каждую малейшую вещь внизу.
15. Отсюда и способ выражения, что знание о Нем проникает и наполняет все.
16. Соединение с Ним делает человека Его образом.
17. Соединение осуществляется посредством любви и мудрости.

4. Глава I. Единство Бога, или что существует Один Бог

1. Познание и признание того, что Бог - Один, является высшим и внутреннейшим, следовательно, универсальным, изо всех доктринальных предметов Церкви.
2. Если бы Бог не был один, Вселенная не могла бы быть создана и сохранена.
3. В человеке, не признающем Бога, не существует ни Церкви, ни Небес.
4. В человеке, признающем не одного, но нескольких Богов, ничто из Церкви не удерживается вместе.
5. От Бога, через ангельские Небеса, происходит общее наитие в душу человека о том, что есть Бог и что Он - Один.
6. Человеческий рассудок может, если захочет, из многих вещей в мире постичь, что есть Бог и что Он - Один.
7. Благодаря этому в целом мире не существует народа, имеющего религию и здравый смысл, который бы не признавал и не исповедовал Одного Бога.
8. Св. Писание и оттуда доктрины Церквей в Христианстве учат, что есть Один Бог.
9. Однако что касается вопроса, что за Бог этот Один, племена и народы не имеют единодушия и расходятся во мнениях.
10. Существует несколько причин для прошлых и настоящих расхождений во мнениях о Боге и Его Единстве.

5. Глава II. Этот Один Бог есть Само Бытие, Которое есть Иегова, или Бытие и Существование Бога в самой Его Соби

1. Единый Бог назван Иеговой от понятия "Бытие", таким образом, из того факта, что Он - Тот, кто Есть, Был и Грядет; или, что то же самое, что Он есть Первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега (Ап. 1: 8, 11).
2. Посему этот Один единственный Бог есть самая Сущность, Субстанция и Форма; а люди и ангелы есть духовные сущности, субстанции и формы, или образы и подобия - в той мере, насколько они заимствуют свои качества от того единственного Божественного.
3. Божественное Бытие есть Бытие в Себе.
4. Божественное Бытие в Себе есть также и Божественное Существование в Себе.
5. Божественное Бытие и Существование в Себе не могут породить иное Божественное, Которое было бы Бытием и Существованием в Себе.
6. Следовательно, иной Бог, единосущный с тем Единственным Богом, невозможен.
7. Множественность богов в античные времена, а отчасти и в нынешние, происходит не из иного источника, как что Божественная Сущность не понималась.

6. Глава III. Бесконечность Бога

1. Поскольку Бог существовал до этого мира, таким образом, до появления пространств и времен, то Он бесконечен.
2. Поскольку Бог есть и существует в Себе, а все вещи в мире существуют от Него, то Он бесконечен.
3. Поскольку Бог после сотворения мира пребывает в пространстве вне пространства и во времени вне времени, Он бесконечен.
4. Поскольку Бог является Всем во всех вещах мира, и особенно во всех вещах Небес и Церкви, то Он бесконечен.
5. Бесконечность Бога в отношении пространств именуется Необъятностью, а в отношении времен именуется Вечностью.
6. Хотя Необъятность Бога состоит в отношении к пространствам, а Его Вечность - в отношении к временам, все же в Его Необъятности нет ничего от пространств, и ничего от времени - в Его Вечности.
7. Под Необъятностью Бога разумеется Его Божественность в отношении Бытия, а под Его Вечностью - Его Божественность в отношении Существования; каждая в Себе, или в Нем.
8. Каждая сотворенная вещь конечна; бесконечное же находится в конечных вещах как в своих приемниках.
9. Поскольку ангелы и люди сотворены и потому конечны, они не могут постичь ни Бесконечность Бога, ни Его Необъятность и Вечность, каковы те в Самих Себе.
10. Все же те, кто просветлен от Бога, могут видеть как бы сквозь частую сетку, что Бог Бесконечен.
11. В действительности на всем разнообразии предметов и существ мира запечатлен образ Бесконечного: на предметах в том, что невозможны две совершенно одинаковые вещи; на существах же, одушевленных и неодушевленных [растения], в том, что размножение из одного семени стремится к бесконечности, а череда поколений - к вечности; помимо многих других вещей.

Примечание: существуют определенные вещи - квадратура круга, гипербола, последовательность чисел, уходящая в бесконечность, разнообразие человеческих лиц и также умов; потому и ангельские Небеса света могут возрастать бесконечно, и звездное небо, и т.д.

12. В соответствии с тем, насколько серьезно и каким путем человек и ангел признает Единство и Бесконечность Бога, он - если живет хорошо - становится приемником и образом Бога.
13. Бесполезно размышлять о том, что было прежде мира или что находится за его пределами, ибо до сотворения мира времени не существовало, и снаружи его не существует пространства.
14. Размышляя об этих вещах, человек может сойти с ума, если только он хотя бы частично не будет отвлечен Богом от идей пространства и времени, ибо они присущи в каждой и во всех вещах человеческой мысли, и даже прилипают к любой и всем вещам мысли ангельской.

7. Глава IV. Сотворение Вселенной Одним Бесконечным Богом

Примечание: Об Иегове или Бытии Бога см. выше, а также п.1, поскольку то, что пропущено здесь, может быть выбрано оттуда.

1. Никто не может сформировать для себя идею о Боге, творящем Вселенную, или постичь, что Он сотворил ее, без того, чтобы наперед не узнать нечто о Духовном мире и его Солнце, а равно о соответствии и, посредством оного, соединении вещей духовных с вещами натуральными.
2. Существуют два мира - духовный, где находятся духи и ангелы, и природный, где люди.
3. Есть Солнце духовного мира и другое - натурального мира; Духовный мир начал и продолжает существовать от этого Солнца, натуральный же мир - посредством своего солнца.
4. Солнце Духовного мира есть чистая любовь от Иеговы Бога, Который пребывает в средине его; солнце же природного мира есть чистый огонь.
5. Все, что исходит из Солнца Духовного мира, - живое; и все, что исходит из солнца природного мира, - мертвое.
6. Соответственно, все, что исходит из Солнца Духовного мира, - духовное, а все, что исходит из солнца природного мира, - натуральное.
7. Иегова Бог сотворил Духовный мир посредством Солнца, в средине которого пребывает; натуральный же мир - косвенно, посредством Мира духовного.
8. Духовные вещи субстанциальны, а природные вещи материальны; и эти последние произошли и существуют от первых, подобно тому, как последующее существует от предшествующего или как внешнее - от внутреннего.
9. Следовательно, все предметы Духовного мира, с разницей относительно их совершенства, также имеются в природном мире, и обратно.
10. Поскольку все натуральное происходит из духовного, а равно материальное из субстанциального, - то они везде вместе, и, таким образом, посредством природного духовное производит действия и выполняет свои функции.
11. В Духовном мире идея творения непрестанно воплощается, так как все вещи, которые там существуют или случаются, мгновенно сотворяемы там Иеговой Богом.
12. Вокруг каждого ангела в Небесах имеется аура созидания.

Примечание: В Духовном мире идея творения является видимой взгляду, ибо все вещи там созидаются Господом как бы в момент: дома, бытовые предметы, еда, одеяния, поля, сады, равнины, стада и отары - все созидается так. Эти и другие бесчисленные вещи творятся в соответствии с ангельскими наклонностями любви и прозрениями, от них происходящими; и они представляются взгляду существующими вокруг ангелов и длятся столько, пока ангелы в тех желаниях, но удаляемы прочь, как только эти желания гаснут. То же и в адах, где возникают змеи и другие вредные животные и птицы; только они не сотворяются Богом, но добро там превращается в зло. Отсюда ясно, что все вещи в мире созданы Богом и приведены в устойчивое состояние посредством натуральной материи, охватывающей их.

13. Есть соответствие между предметами Духовного и натурального мира; посредством же этого соответствия имеет место связь между ними.

14. Из всего этого ясно, что без предварительных знаний о Духовном мире и его Солнце, а также о соответствиях, сотворение Вселенной Одним Бесконечным Богом вовсе не может быть постигнуто; и именно благодаря этому появились гипотезы о возникновении Вселенной, основанные на натурализме, которые глупы.

8. Глава V. Божественная Любовь и Мудрость в Боге.

1. Любовь и Мудрость есть две сущности и универсальности Жизни: Любовь есть Бытие Жизни, а Мудрость - Существование Жизни из того Бытия.
2. Бог есть Сама Любовь и Сама Мудрость, поскольку Он есть Само Бытие и Само Существование.
3. Если бы Бог не был Самой Любовью и Мудростью, то в ангелах на Небе и людях в мире не существовало бы ничего от любви и мудрости.
4. В той мере, насколько посредством любви и мудрости ангелы и люди соединены с Богом, настолько они пребывают в истинной любви и истинной мудрости.
5. Две вещи исходят от Иеговы Бога через Солнце, в средине которого Он пребывает, - тепло и свет; исходящее оттуда тепло есть любовь, а свет - мудрость.
6. Исходящий оттуда свет есть сверкание любви, именуемое в Слове "славой".
7. Этот свет есть сама жизнь.
8. Ангелы и люди живы лишь в той мере, в какой они - от Бога - пребывают в мудрости, происходящей из любви.
9. Все равно, сказать ли "Бог есть Само Добро и Сама Истина" или "Он есть Сама Любовь и Сама Мудрость", ибо все добро - от любви, а все истины - от мудрости.
10. Любовь и мудрость неразделяемы и неделимы; подобно тому добро и истина; по этой причине какова любовь у ангелов и людей, такова же у них и мудрость; или, что то же, каково добро, такова и истина; обратное же не верно.

9. Глава VI. Сотворение Вселенной Одним Бесконечным Богом, из Божественной Любви посредством Божественной Мудрости

1. Просветленный рассудок видит, что самое первоначало мира есть любовь, и что мир был сотворен из нее посредством мудрости. Именно благодаря этому, а не чему-либо еще, мир от первых до последних своих элементов вечно пребывает во внутреннем согласии.

2. Что мир был сотворен из любви с помощью мудрости, таким образом, через Солнце, которое есть чистая Любовь и в средине коего пребывает Бог, - это можно увидеть из соответствия любви с теплом и мудрости со светом. Посредством этих двух - тепла и света - мир продолжает свое существование, и год от года созидаются все вещи на лице его; но если бы эти два были отняты, мир рухнул бы в хаос и обратился в ничто.

Примечание: Это "Солнце" есть Солнце Духовного мира, которое нельзя путать с солнцем мира природного. См. выше, Глава IV.

3. Существуют три вещи, которые следуют в определенном порядке и выполняются в неразделимом единстве, а именно: Любовь, Мудрость и Благое Действие.
4. Любовь получает свое существование через мудрость, и продолжает существование в действии.
5. Эти три пребывают в Боге, и эти три исходят от Бога.
6. Сотворенная Вселенная состоит из бесчисленного множества приемников для этих трех.
7. Поскольку любовь и мудрость обретают существование и продолжают существование в действии, сотворенная Вселенная есть приемник для действий, которые, по качеству их Источника, безграничны.
8. Поскольку все добро от Бога, и добро и полезное действие составляют одно, и поскольку сотворенная Вселенная есть полнота действий в их формах, - то следует, что сотворенная Вселенная есть полнота Бога.
9. Что Творение было осуществлено из Божественной Любви посредством Божественной Мудрости, это означено словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть. И мир чрез Него начал быть." (Ин. 1: 1, 3, 10). Под "Богом" здесь понимается Божественное Добро Любви, а под "Словом", которое также было Богом, - Божественная Истина Мудрости.
10. Зло, или злые действия, обрели существование лишь после творения.

10. Глава VII. Целью Творения является ангельское Небо, создаваемое из рода человеческого

1. В сотворенном мире существуют непрерывные последовательности целей, а именно, поступание от первых целей через промежуточные цели к последним целям.
2. Первые цели есть принадлежности любви, или вещи, имеющие к ней отношение. Средние цели есть принадлежности мудрости, или вещи, имеющие к ней отношение. Последние цели есть принадлежности полезных действий (служб), или вещи, имеющие отношение к службам. Это так потому, что абсолютно все вещи, сущие в Боге и от Бога, относятся к любви, мудрости и службам.
3. Эти цепочки целей продвигаются от первых вещей к последним, а затем возвращаются от последних к первым; они периодически нисходят и возвращаются, и это зовут "циклами событий".
4. Эти последовательности целей бывают более общими и менее общими, и они являются совокупностями единичных целей.
5. Наиболее общая цель, которая служит целью всех целей, пребывает в Боге, и она исходит от Бога через первые вещи Духовного мира вплоть до последних вещей натурального мира, а затем от этих последних возвращается назад к первым - таким образом, к Богу.
6. Наиболее общая цель, или целей целей от Бога - есть ангельское Небо, создаваемое из рода человеческого.
7. Эта наиболее общая цель является суммой всех целей и их прогрессий в обоих мирах - Духовном и натуральном.
8. Эта наиболее общая цель является внутреннейшей - как бы жизнью и душой, силой и усилием - в каждой единичной сотворенной вещи.
9. По этой причине существует неизбежная связь между всеми вещами в сотворенной Вселенной, от первого до последнего и от последнего до первого.
10. Сохранение Вселенной имеет место потому, что эта цель запечатлена в сотворенных вещах, в их целом и в частностях.

11. Объясним то же иначе:

1. Любовь есть духовное соединение.
2. Истинная любовь не может оставаться пассивной в себе или быть ограниченной собственными пределами, но жаждет вырваться из них и охватить собою все прочих.
3. Истинная любовь желает сочетаться с другими и наделять их собственными богатствами.
4. Истинная любовь желает пребывать в других, и также пребывать в себе от других [т.е. пользоваться взаимностью].
5. Божественная Любовь, Которая есть Сама Любовь и Сам Бог, стремится пребывать в субъекте, который является образом и подобием Его Самого; следовательно, Она желает пребывать в человеке, и желает, чтобы человек пребывал в Боге.
6. Чтобы это могло осуществиться, - из самой сущности Любви, пребывающей в Боге, с неизбежностью следует, что Бог должен был создать Вселенную с планетами в ней и людьми на этих планетах, и чтобы в людях были умы и души, с коими Божественная Любовь могла бы сочетаться.
7. Поэтому все сотворенные вещи относятся к человеку как к своей цели.
8. А поскольку ангельское Небо образуется из людей - из их духов и душ, то все сотворенные вещи относятся к ангельскому Небу как к своей цели.
9. Ангельское Небо как таковое является местом пребывания Бога в людях и людей в Боге.
10. Вечное блаженство, счастье и радость также являются целью творения, поскольку они - от любви.
11. Эта цель является внутреннейшей - как бы жизнью и душой, силой и усилием - в каждой единичной сотворенной вещи.
12. Эта цель есть Бог в них.
13. Эта цель, запечатленная в сотворенных вещах вообще и в частности, служит причиной сохранения Вселенной в сотворенном состоянии - в той мере, насколько цели противоположной [адской] любви не мешают и не превозмогают.
14. Бог, посредством Его Божественного Всемогущества, Вездеприсутствия и Всеведения, непрестанно печется о том, чтобы противоположные цели, истекающие от противных любовей, не превозмогали, и дело творения не пало бы до точки полного разрушения.
15. Сохранение есть непрестанное творение, подобно тому как существование есть непрестанное поддержание его.