Начало Оправдание верой

Этот конспект создан Сведенборгом в 1768 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Даквортом в 1975 году.
Коричневым шрифтом выделены примечания Дакворта.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Настоящая работа является выборочным конспектом материалов Трентского собора католической церкви (1546-47), созванного в ответ на Реформацию. По-видимому, Сведенборг намеревался использовать этот конспект как подсобный материал к книге Краткое изложение доктрины Новой Церкви (1769), где рассматриваются доктрины и католиков, и протестантов. Для нас, не обремененных знанием подробностей церковной истории, данная работа представляет несомненный интерес.

В тексте я сохранил все сноски на конкретные параграфы и страницы постановлений собора, хотя они вряд ли кому-либо понадобятся. Они выделены курсивом. Также прошу извинения за возможные неточности в переводе ряда терминов, используемых в католичестве.

0. Предварительные замечания

Большинство предварительных замечаний стали заглавиями разделов в нижеследующем тексте.

- Оправдание и добрые дела у римских католиков - кратко изложено на стр. 3 Канонов и Декреталий Трентского собора и рассмотрено более подробно на стр. 3-6.
- Вера, исповедуемая ныне последователями Реформации, была заимствована у Римского Католичества, стр. 201.
- Личность Христа была заимствована Кальвином и его последователями из Афанасьевского Символа веры, стр. 7.
- Троица Лиц была заимствована Кальвином и его последователями из Афанасьевского Символа веры, стр. 8.
- Нечто о Кальвине, стр. 8, в конце.
- Точка зрения духовенства Реформированной Церкви на Оправдание, стр. 8.
- Прощение грехов, Канон стр. 101.

Нижеследующий раздел, по-видимому, является кратким изложением Сведенборгом учения об Оправдании и Добрых Делах, содержащегося в Канонах и Декреталиях Трентского собора.

Оправдание и добрые дела у римских католиков, по материалам Трентского собора

1) Грех Адама перешел ко всей человеческой расе, вследствие чего состояние его самого, а равно и всех потомков, сделалось извращенным и отдаленным от Бога; в результате люди стали "врагами и детьми гнева". Поэтому Бог Отец милосердно послал Своего Сына, чтобы Он примирил [людей с Богом], искупил [их вину], удовлетворил [Бога за них] и, таким образом, их искупил; и Он, став Праведностью, исполнил эти вещи. Христос исполнил все это, предложив Себя Богу Отцу в качестве жертвы на древе креста, - таким образом, исполнил Своими страданиями и кровью.

2) Господь Иисус Христос один имел заслугу. Эта заслуга Сына вменяется, относится на счет и прилагается к человеку, и, таким образом, передается ему Богом Отцом через Святого Духа; в результате Адамов грех отнимается от человека, но у него остаются злые желания, подстрекающие к совершению греха. Это [вменение заслуги] осуществляется вначале Крещением, а впоследствии Таинством Епитимьи [церковного наказания].

3) Оправдание осуществляется через веру, надежду и милосердие. Тогда происходит обновление внутреннего человека, вследствие чего он перестает быть "врагом" и становится другом [Богу], также перестает быть "сыном гнева" и становится сыном Бога. Это исполняется Богом Отцом благодаря заслуге Сына действием Святого Духа, по милости. И это служит союзом со Христом, ибо человек становится живым членом Его тела и как бы ветвью на виноградной лозе.

4) Поскольку все это исполняется [Богом] из милости, дается свободно и потому служит даром, и также поскольку вся заслуга принадлежит одному Христу, ни один человек не может приписывать себе никакой заслуги.

5) Поскольку получение оправдания обновляет человека, и это делается путем передачи ему заслуги Христа, отсюда следует, что [в дальнейшем] все его добрые поступки становятся заслугами; и что человек, который оправдан и освящен, делается праведным и святым не просто в общественном мнении, но и в действительности.

6) Если человек верит, что вещи, раскрытые по Божественной воле, истинны, его вера рождается из тех [предметов религии], к которым он обращается. Это есть начало оправдания; но оно осуществляется делами милосердия, ибо вера без добрых дел мертва.

7) Человек не лишен свободы воли, хотя обязан сообразовывать поступки с волей Бога. Ему дана способность действовать инициативно или пассивно; если бы это было не так, ничто не могло бы быть даровано ему, и он уподобился бы безжизненному телу.

8) Человек удовлетворяет [гнев] Бога исполнением церковных наказаний, налагаемых на него священником, но это ничего не отнимает от удовлетворения, осуществленного Христом, ибо мы должны страдать вместе с Ним.

9) Кое-что о Предопределении.

Подтверждение вышеизложенных пунктов из Канонов и Декреталий Трентского собора

Этот раздел содержит подтверждение учения, кратко изложенного выше, цитатами из Канонов и Декреталий Трентского собора (1546-47). Однако цитаты не всегда приведены буквально, слова и слоги кое-где пропущены, встречается и перефразирование. Несомненно, что Сведенборг делал выписки для собственных нужд.

1. 1) Вследствие вины своего отступничества Адам испытал тотальную перемену к худшему как в теле, так и в душе. Но Адамово падение было вредно не только ему самому, но и его потомству, передав всей человеческой расе не только смерть и телесные страдания, но и грех, который является смертью души, Сессия V, 17 июня 1546.

2) Если кто станет утверждать, что сей грех Адама - который был целен в своем происхождении и передавался по наследству, а не подражанием [дурному примеру], так что пребывает в соби любого человека, - что сей грех может быть удален каким-либо иным средством, кроме заслуги единственного заступника, нашего Господа Иисуса Христа, Который Своей Собственной кровью примирил нас с Богом и стал для нас праведностью, освящением и искуплением; также если кто станет утверждать, что сей грех может быть удален властью человеческой натуры или другими подобными средствами; да будет ему анафема, Сессия V, 17 июня 1546, стр. 3.

3) Всякий должен признавать и исповедовать, что вследствие падения Адама все люди сделались нечистыми, сынами гнева, пребывающими под властью дьявола и смерти, Сессия VI, 13 января 1547.

4) Небесный Отец, Отец милости и Бог всяческого утешения, послал Иисуса Христа, Своего Сына, к людям в полноте времен, чтобы Он мог искупить евреев, пребывавших под властью Закона, и также язычников, которые не искали праведности, но могли научиться ей, - чтобы, таким образом, все могли быть приняты как сыны Божьи. Бог послал Его как Примирителя через веру в Его кровь, пролитую за наши грехи, и не только наши, но и грехи всего мира, Сессия VI, 13 января, Глава 2.

5) Наш Господь и Бог принес Себя в жертву Богу Отцу на алтаре креста и испытал смерть, чтобы тем утвердить вечное искупление. Жертвоприношение, осуществляемое в мессе, есть умилостивление Бога за живых и мертвых, Сессия XXII, 17 сентября 1562, Главы 1-2.
О значении мессы, стр. 146, 148.

2. Заслуга не принадлежит человеку

1) Адамов грех, присущий всякому человеку, не может быть удален властью человеческой натуры и любым иным средством, кроме заслуги нашего единственного заступника, Господа Иисуса Христа, Сессия V, 17 июня 1546, п. 3.

2) Орудием оправдания человека по заслуге стал горячо любимый единородный Сын Божий. Когда мы еще были Ему врагами, Он, вследствие избытка милости и любви к нам, заслужил для нас оправдание путем святейшего испытания на древе креста и дал удвовлетворение за нас Богу Отцу, Сессия VI, 13 января 1547, Глава 7, п. 2.

3) Человек получает оправдание даром, потому что ни один из факторов, предшествующих оправданию, будь то вера или добрые дела, [сами по себе] не достойны милости оправдания. Ибо милость дается не по заслугам, иначе она не будет милостью, Там же, Глава 8.

4) Поскольку Иисус Христос Сам постоянно вливает в нас силу, как это делает голова в члены тела и виноградная лоза в свои ветви, - силу, которая всегда предваряет, поддерживает и сопровождает полезные дела, и без которой оные никоим образом не могут приветствоваться и даровать нам заслугу, - мы обретаем ту же праведность, что и Бог, поскольку она сообщается нам Богом через заслугу Христа. Однако христианин не должен приписывать успехи собственным силам, но Господу, Чья благость к людям столь велика, что Он желает, дабы Его дары стали нашими заслугами, Там же, Глава 16.

5) Если кто станет утверждать, что человек может быть оправдан перед Богом лишь своими добрыми делами, исполняемыми либо силой человеческой натуры, либо по учению Закона, но отдельно от Божественной милости, даруемой через Иисуса Христа, - да будет ему анафема, Канон I, об оправдании.

6) Если кто станет утверждать, что человек способен веровать, надеяться, любить и каяться - а он обязан это делать, дабы ему была дарована милость оправдания, - без предварительного наития от Святого Духа и Его помощи, - да будет ему анафема, Канон III, об оправдании.

7) Если кто станет утверждать, что люди получают оправдание помимо праведности Христа, посредством которой Он обрел заслугу для нас, - да будет ему анафема, Канон X, об оправдании.

8) Поскольку мы ничего не можем делать своей властью, но лишь при содействии Бога, дающего нам силы, человек не имеет причин гордиться собой, но вся наша гордость в Христе, в Котором мы живем, в Котором имеем заслугу и в Котором мы удовлетворяем Богу, принося достойные плоды покаяния, ибо лишь через Него они обретают действенность, Им предлагаются Отцу и через Него получаемы Отцом, Сессия XIV, Глава 8, о покаянии, стр. 125.

Посредством таинств Крещения и Епитимьи достигается следующее:

1) Заслуга Иисуса Христа прилагается равно к взрослым и детям через обязательное исполнение Таинства Крещения, ибо под небесами не существует иного пути, коим мы можем быть спасены. Отсюда произошло возглашение: "Вот Агнец Божий, Который берет грехи от мира", и другое, о том, что все принявшие крещение возлагают надежду на Христа, Сессия V, 17 июня 1546, стр. 5.

2) Если кто отрицает, что милостью нашего Господа Иисуса Христа, ниспосылаемой при крещении, вина первородного греха отпускается, или кто утверждает, что вся совокупность того, что составляет истинную и настоящую природу греха, не отнимается от крещеных, но только в них изглаживается или им не вменяется, - да будет ему анафема. Тем не менее, Собор допускает, что в крещеных остаются дурные наклонности или побуждения, но придерживается мнения, что эти наклонности не есть самый грех, но происходят от греха и склоняют к нему же, там же.

3) О заслуге Христа: человек оправдывается через епитьмью [т.е. подвергнувшись церковному наказанию], если собрался принять крещение, начать новую жизнь и придерживаться Божественных Заповедей, Там же, Глава 6.

4) О заслуге Христа: посредством Таинства Епитимьи утраченная милость Божья может быть восстановлена, Там же, Глава 14.

3. 1) Хотя Христос умер за всех людей, не все получают от Его смерти пользу, но лишь те, кому сообщается заслуга Его страдания. Поэтому если они не родятся заново во Христе, они никогда не смогут быть оправданы; ибо лишь при новом рождении им даруется милость через заслугу страданий Христа, посредством которой они делаются праведными, Сессия VI, 13 января 1547, Глава 3.

2) Оправдание грешного человека есть переход из состояния, в котором человек родился сыном первого Адама, в состояние милости и принятия в число детей Божьих через второго Адама, нашего Спасителя Иисуса Христа. Этот переход осуществляется омовением возрождения, т.е. крещением и его последствиями, Там же, Глава 4.

3) Оправдание есть не только отпущение грехов, но также освящение и обновление внутреннего человека через его добровольное принятие милости и Божественных даров. В результате человек из неправедного становится праведным, из врага Божьего - другом, и также становится наследником в уповании вечной жизни, Там же, Глава 7.

4) Хотя никто не может стать праведным, кроме того, кому сообщена заслуга крестного страдания Иисуса Христа, - при оправдании грешников сие происходит, когда, через заслугу этого святейшего страдания, милость Божья вдохновляется Его Святым Духом в их сердца и удерживается там. Именно вследствие этого в самом акте оправдания, сопровождаемом отпущением грехов, человек получает все дары Божьи, совокупно присваиваемые ему через Иисуса Христа, в Котором он укоренен своей верой, надеждой и милосердием. Ибо вера без надежды и милосердия не может должным образом ни соединить человека со Христом, ни сделать живым членом Его тела, Там же, Глава 7, п. 3.

5) По этой причине и сказано, что вера без добрых дел мертва и бесплодна; ибо вера действует через милосердие. По той же причине приемлющие оправдание строго держатся слов Христа: "Если войдете в жизнь, держитесь Заповедей". И, получив таким образом истинное и христианское оправдание, они немедленно приводятся к новому рождению, дабы сохранить свое оправдание чистым и незапятнанным, подобно новой одежде, данной им через Иисуса Христа взамен одежды Адама, из-за непослушания потерянной им для себя и для нас; дабы они могли облачиться в нее пред Судом нашего Господа Иисуса Христа и войти в жизнь вечную, Там же, Глава 7, п. 4.

6) Человек бывает оправдан добрыми делами, а не только одной верой, Там же, Глава 10.

7) Через Иисуса Христа человек имеет доступ к Божьей милости, Там же, Глава 11.

8) Если кто утверждает, что праведник не должен за свои добрые дела, сотворенные в Боге, ожидать и надеяться на вечное воздаяние от Бога через Его милость и заслугу Иисуса Христа, если только он удержится в творении добра и соблюдении Божественных Заповедей до самого конца, - да будет тому анафема, Там же, Канон 26.

9) Если кто утверждает, что через таинства нового Закона [данного Христом] Божья милость ниспосылается не по исполненным добрым делам, но что одна вера в Божественное обетование [спасения] достаточна для снискания милости, - да будет ему анафема, Сессия VII. Канон 8 о Таинствах.

4. Эти вещи были подтверждены всеми предшествующими тезисами, особенно в п.1, а также следующим:

Оправдание взрослых людей начинается с милости Божьей, уже наперед ниспосылаемой через Иисуса Христа, т.е. Бог побуждает людей обратиться к делу собственного оправдания путем свободного согласия и взаимодействия с Его милостью. Человек может отвергнуть Божью милость, но не может без ее помощи переделать себя, и т.д. Поэтому в словах "Обратись ко Мне, и Я обращусь к тебе" нам говорится о нашей свободе, Сессия VI, 13 января 1547, Глава 5.

5. Поскольку оправдание есть обновление духа и ума человека, и поскольку Христос пребывает в тех, кто оправдан, а они пребывают во Христе, подобно ветвям на виноградной лозе, как утверждалось в предыдущей цитате, - из этого следует:

1) Мы становимся праведны не только по названию, но названы так по истине и действительно таковы. Каждый из нас получает праведность в свою меру. Святой Дух по Своей воле раздает ее всем, согласно наклонностям и благорасположению каждого, Сессия VI, 13 января 1547, Глава 7, п. 2.

Праведен тот, кто оправдан Богом.

2) Если кто утверждает, что добрые дела, исполняемые праведным человеком, являются дарами Божьими, но нисколько не личной заслугой праведника; или кто утверждает, что праведник не стяжает себе заслугу добрыми делами, которые сотворены им через Божью милость и заслугу Иисуса Христа, живым членом Которого он является, - да будет ему анафема, Канон 32, стр. 76.

6. 1) Люди испытывают склонность к правде, доколе, побуждаемые и поддерживаемые Божьей милостью, они принимают веру, которую им проповедали, и в свободе обращаются к Богу, будучи убежденными в истинности вещей, раскрытых и обещанных им по Божьей воле; в особенности же когда верят, что грешник оправдывается по милости, через искупление, которое в Иисусе Христе, Сессия VI, 13 января, Глава 6.

2) Человек бывает оправдан по вере даром, ибо нам сказано об "оправдании по вере". Ибо вера есть начало спасения человека, основа и корень всего оправдания, без которого невозможно удовлетворить Бога и войти в содружество с Его детьми. Говорится, что мы получаем оправдание даром, поскольку ни вера, ни добрые дела, предшествующие оправданию, не заслуживают милости оправдания. Ибо милость дается не по заслугам, иначе она не будет милостью, Там же, Глава 8.

3) Заслуга Христа вменяется через веру, надежду и милосердие; ибо вера без надежды и милосердия ни соединяет человека с Христом, ни делает его живым членом Его тела, Там же, Глава 7, п. 3.

4) По этой причине и сказано, что вера без добрых дел мертва и бесплодна; ибо вера действует через милосердие. По той же причине приемлющие оправдание строго держатся слов Христа: "Если войдете в жизнь, держитесь Заповедей", Там же, Глава 7, п. 4.

5) Человек бывает оправдан добрыми делами, а не только одной верой, Там же, Глава 10.

6) Через Иисуса Христа человек имеет доступ к Божьей милости, Там же, Глава 11.

7) Если кто утверждает, что грешник бывает оправдан одной верой, разумея при этом, что он не нуждается в поступках, которые взаимодействовали бы с милостью оправдания; или что он вовсе не имеет нужды в добрых склонностях собственной воли, - да будет ему анафема, Канон 9.

8) Если кто утверждает, что люди получают оправдание единственно по вменению им Христовой праведности или единственно вследствие отпущения грехов, без участия милости и милосердия, которые вселяются Святым Духом в их сердца и пребывают там; или же если кто утверждает, что милость дается людям по прихоти Бога, - да будет ему анафема, Канон 11.

9) Если кто утверждает, что оправдывающая вера есть не что иное, как упование на Божественную милость в отпущении грехов через Иисуса Христа, или что через это упование мы и получаем оправдание, - да будет ему анафема, Канон 12, и далее в Канонах 13, 14, 19-21, 24, 29.

7. 1) Если кто утверждает, что свободная воля человека, возбуждаемая и вдохновляемая Богом, если даже и принимает Его влияние, все равно никаким образом не подготавливает себя к принятию милости оправдания: не то что бы она сопротивлялась, но, подобно безжизненному предмету, инертна и пребывает в полной пассивности, - да будет ему анафема, Канон 4.

2) Если кто утверждает, что грешник бывает оправдан одной верой, разумея при этом, что он не нуждается в поступках, которые взаимодействовали бы с милостью оправдания; или что он вовсе не имеет нужды в добрых склонностях собственной воли, - да будет ему анафема, Канон 9.

3) Если кто утверждает, что праведник согрешает, когда творит добрые дела с надеждой на вечное воздаяние, - да будет ему анафема, Канон 31.

4) Наша свободная воля, хотя ослабленная и разрушенная Адамовым грехом, без сомнения, не была уничтожена, Сессия VI, 13 января 1547, Глава I.

5) Человек способен использовать свободную волю, в свободе принимая милость Божью и действуя в согласии с ней, Там же, Глава 5.

8. Касательно удовлетворения Бога. Человек удовлетворяет Богу через наказания, налагаемые на него священником, но это ничего не отнимает от удовлетворения, исполненного Христом, Сессия XIV, Глава 9, стр. 134, пп. 32, 33.

9. Никто не может знать, кроме как по специальному откровению, кого Господь избирает для Себя, Сессия VI, 13 января 1547, Глава 12;
И далее о предопределении, Каноны 15-17.