Начало Краткое объяснение Апокалипсиса

Этот конспект написан Сведенборгом в 1764 году.
Опубликован посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Латино-английский перевод сделан Джоном Чэдвиком в 1975 году.
Коричневым шрифтом ниже выделены примечания Чэдвика.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Можно предположить, что этот краткий конспект был составлен Сведенборгом накануне работы над одним из его важнейших трудов - книгой Апокалипсис Открытый (AR), изданной в 1766 году. С другой стороны, конспект может быть связан и с более ранней, неоконченной, но столь же фундаментальной работой Апокалипсис Объясненный (АЕ). В любом случае, для читателей этих книг он окажется полезной шпаргалкой.

Следующая запись расположена посередине страницы, вслед за которой начинается самый конспект:

В Главе 1 Господь описан как Слово, посредством которого Он должен совершить Последний Суд и установить новую Церковь.
Главы 2 и 3 посвящены тем в Церкви, над коими должен свершиться Последний Суд и из кого предстоит быть созданной новой Церкви.
Глава 4 - о приготовлении всего в Небесах к Последнему Суду, поэтому речь там идет о Престоле Божьем.
Глава 5 открывает, что один Господь должен свершить Суд, и что это признано и принятно на веру всеми Небесами.

Глава 1. Сие откровение исходит от одного Господа и приемлется теми, которым предстоит войти в Новый Иерусалим и признать Господа как Бога Небес и земли. Господь также описан как Слово.

Для кого предназначено это откровение, ст. 1-3.
Оно исходит для них от одного Господа посредством Небес, ст. 4-6.
Господь из Слова явит [людям] Себя и все принадлежащее Церкви, ст. 7-8.
Далее о принятии откровения: кто его примет, ст. 9-11.
Господь описывается как Слово и как Церковь, ст. 12-16.
Признание Его как Иеговы и как Единственного Бога, от Которого происходит все, ст. 17, 18.
Это откровение для тех, кому предстоит войти в Новый Иерусалим, ст. 19, 20.

Глава 2. О тех в Церкви, из кого может быть воздвигнут Новый Иерусалим.

Из тех, кто уделяет главное внимание истинам веры, а не добру милосердия; это относится к церкви в Эфесе, ст. 1-7.
Из тех, кто пребывает в добре, что касается их жизни, но во лжи, что касается их учения; это относится к церкви в Смирне, ст. 8-11.
Из тех, кто сводит всю религию к одним добрым делам и пренебрегает истинами учения; это относится к церкви в Пергаме, ст. 12-17.
Из тех, кто состоит в вере, исходящей из милосердия, а потому и в добрых делах; одновременно говорится и о тех, кто состоит в вере, отдельной от милосердия, а потому и в злых делах; это относится к церкви в Фиатире, ст. 18-29.

На полях пометка:

[Указание] церквам, чтобы они признали Господа Богом Небес; также о делах милосердия.

Глава 3. Продолжение о тех, из кого может быть воздвигнут Новый Иерусалим.

О тех, чье богослужение мертво, т.е. лишено истин, а потому и жизни; это относится к церкви в Сардисе, ст. 1-16.
О тех, кто пребывает в истинах из блага, которое исходит от Господа; это относится к церкви в Филадельфии, ст. 7-13.
О тех, которые мудры от себя, и других, которые мудры из Слова; это относится к церкви в Лаодикее, ст. 14-22.

На полях пометка:

То же [примечание], что и ко второй главе.

Глава 4. О приготовлении всего в Небесах к Суду, который будет осуществлен из Слова и согласно Слову, и также признание, что Господь есть единственный Судья.

Глава 5. Господь, что касается Его Божественной Человечности, должен судить из Слова и согласно ему, потому что Он Сам есть Слово; и это признано во всех небесах.

Глава 6. Исследование тех, кто подлежит Последнему Суду, в отношении их разумения Слова, и из этого - в отношении их состояний жизни.

Это будут те, кто пребывает в истинах из блага; те, кто лишен блага; те, кто в самых начатках истины; и те, кто полностью опустошен от благ и истин, ст. 1-8.
О тех, кто был сохраняем Господом в безопасности ниже земли, дабы они не были повреждены грешниками; они получают утешение и обещание скорого освобождения, ст. 9-11;
О грешниках, которые наконец были отделены от добрых; они тогда оказались в абсолютном зле и лжи, и были объяты страхом Последнего Суда. См. также н. 295 [в AR -?]

Следом приписан другой вариант:

Эта глава - об исследовании тех, кто подлежит Последнему Суду. Они были исследованы в отношении их разумения Слова и, следовательно, каковы их состояния жизни.

Это были пребывающие в истинах, исходящих из блага, ст. 1, 2;
те, кто лишен блага, ст. 4;
те, кто имел презрение к истине, ст. 5, 6;
и те, кто пребывал в состоянии полного опустошения от благ и истин, ст. 8.
Следующий предмет рассмотрения - те, кто удерживался Господом в сохранности на нижней земле из-за грешников, заполонивших верхнюю землю, которые низвергнутся в день Последнего Суда, ст. 9-11;
Состояние тех, кто пребывает во зле и во лжи, из зла исходящей, в день Последнего Суда, ст. 12-17.

Глава 7. Собирание вместе тех, кто внутренне добр, их отделение от грешных и их защита от опасности накануне Последнего Суда.

Собирание вместе тех, кто небесен и духовен; они понимаются под 12 коленами Израиля, ст. 1-8;
и затем собирание вместе представителей всех религий, которые вели добрую жизнь, ст. 9-17.

Следом приписан другой вариант:

Эта глава об отделении добрых от грешных перед Судом, ст. 1-3;
о добрых, которые признавали Господа Богом Небес и земли и имели от Него мудрость, ст. 4-8;
и также о добрых, пребывавших в вере из милосердия и в искушениях, из коих составится Новое Небо и Новый Иерусалим, ст. 9-17.

Глава 8.

Исследование качества тех при конце [христианской] Церкви, которые именуются Реформаторами и почитают себя состоящими в вере благодаря наитию в них духовных небес, ст. 1, 2.
Господнее присутствие в духовных небесах и их защита, ст. 3, 4.
Сообщение с теми, кто состоит в вере, и его характер, ст. 5.
Первое наитие и исследование, выявившие, что они пребывали во лжи, зле и фальсификациях, ст. 6, 7.
Наитие духовной любви в принадлежности волевого начала, таким образом, в натурального человека, и исследование, выявившее, что там не было ничего доброго, ибо все оказалось фальсифицировано, ст. 8, 9.
Наитие духовной мудрости в принадлежности разумения, и исследование того, пребывали ли они в ненависти к внутренним истинам Слова, ст. 10, 11.
Наконец, наитие и исследование, выявившее, что у тех, кто утвердился в доктрине о вере без милосердия, в церковном отношении не было ничего, кроме зла и лжи, ст. 12.
Состояние проклятия тех, кто утвердил себя таким образом, ст. 13.

Глава 9. Об утвердивших себя в учении о вере, отделенной от милосердия.

О тех, кто [ложными] умствованиями укреплял свои внешние начала, ст. 1-12.
О тех, кто [ложными] умствованиями укреплял свои внутренние начала, ст. 13-19.
Об остальных, которые специально не убеждали себя, но все же пребывали в отдельной вере; их характер, ст. 20, 21.

Глава 10. Об учении Нового Иерусалима, гласящем, что Бог - один, и в Нем пребывает Троица, и что Человечность Господа Божественна. Часть учения, гласящая, что Бог один, [большинством] принимается, но истина о Божественной Человечности Господа вызывает неприятие.

Глава 11. Об общем состоянии Реформированной Церкви, которое обозначено вторым стоном "горе!" и также "вечером".

О состоянии, которое есть вечер, ст. 2-10;
Об их разрушении, ст. 13;
О рассвете, ст. 3-6, 11, 12, 14, 19.

Глава 12. О Новой Церкви и ее доктрине. Дракон преследует ее из ненависти, но она защищена Господом. И "дракон", т.е. пребывающие в одной вере, были низвержены в мир духов, откуда они наваждали людей на земле.

Глава 13. О доктрине, распространенной среди мирян и простонародья, которые есть "зверь, выходящий из моря"; о признании этой доктрины, когда она наглядно подтверждается из Слова; и также о доктрине, распространенной среди ученого духовенства, о ее качестве и ее принятии мирянами. Та и другая возникли из фальсификации всех истин Слова.

Глава 14.

О новом христианском небе; его природа описана в ст. 1-5.
Проповедание евангелия о приходе Господа и Новой Церкви, ст. 6, 7, 13;
Увещевание оставить веру, отделенную от милосердия, ст. 9-12;
Исследование этих людей и констатация факта, что их дела злы, ст. 14-20.

Глава 15. О протяженности внешних христианских небес и о тех, кто прославляет Господа внешними обрядами. О приготовлении к наитию в Церковь на земле, дабы было возможно описать ее заключительное состояние в отношении зла и лжи.

Глава 16.

О наитии Господа в людей Реформированной Церкви ради открытия неправд и зол в этой Церкви, ст. 1.
Наитие в людей внутренней церкви, ст. 2.
Наитие в людей внешней церкви, ст. 3.
Наитие в их понимание Слова, ст. 4-7.
Наитие в их любовь, ст. 8, 9.
Наитие в их веру, ст. 10, 11.
Наитие в их внутренние умствования, ст. 12-16.
Наитие во все их части одновременно, ст. 17-21.

Глава 17.

О религиозном веровании римских католиков и его качествах внешнем и внутреннем, ст. 1-8;
В частности, его отношение к Слову, ст. 9-11;
Качества французской нации в их отношении к Слову, ст. 12-14;
Качества прочих народов, пребывающих под властью Рима, ст. 15;
Качества протестантов по отношению к Слову, ст. 16, 17;
Во многих пунктах учения они согласны между собой, ст. 18.

Глава 18.

О "Вавилонском" религиозном веровании, его природе, и также утверждение, что оно погибнет, ст. 1-8;
Качества верхних чинов "вавилонской" иерархии, ст. 9, 10;
Качества нижних чинов иерархии, ст. 11-16;
Качества мирян и простонародья, ст. 17-19;
Они печалятся и стенают; ангелы же радуются их удалению, потому что они лишены разумения и мудрости, и крайне удивлены [результатами Суда], ст. 20-24.

Глава 19.

Прославление Господа ангелами Небес при удалении Вавилона, ибо теперь они могут пребывать в свете и радости, ст. 1-5.
Возвещение о Новой Церкви, ст. 6-10.
Пришествие Господа в Слове и раскрытие его смысла для Новой Церкви, ст. 11-16.
Призывание всех к нему, ст. 17, 18.
Сопротивление со стороны пребывающих в вере, отделенной от милосердия, и их удаление и проклятие, ст. 19-21.

Глава 20.

Об удалении тех, которые понимались под драконом, ст. 1-3.
О вознесении с нижней земли тех, которые служили Господу и избегали зол как грехов, ст. 4-6.
Суд над теми, кто пребывал во внешнем богослужении, отделенном от внутреннего духовного богослужения, ст. 7-9.
О проклятии дракона, ст. 10.
О всеобщем Суде над теми, кто создавал новые небеса для самих себя, и над оставшимися в мире духов, ст. 11-15.