Начало О Божественной мудрости (1)

1. Божественная Мудрость в Небесах является как свет перед глазами Ангелов.

В Господе - любовь и мудрость; любовь в Нем бытие, а мудрость в Нем существование, но эти сущности в Нем не две, а одно, ибо мудрость есть принадлежность любви и любовь есть принадлежность мудрости. По этому взаимному союзу они становятся одно, и это одно есть Божественная Любовь, являющаяся в Небесах перед Ангелами как Солнце. Взаимный союз Божественной Мудрости с Божественной Любовью разумеется под словами Господа:

Не знаешь ли ты, Филипп, что Я в Отце и Отец во Мне. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне. Ин. XIV, 10, II.

И под этим:

Я и Отец - одно. Ин. X, 30.

Но эти две, которые в Господе есть одно, исходят от Господа-Солнца как две различные сущности: мудрость как свет и любовь как теплота. Они исходят в различии по видимости; в себе они не различаются, ибо свет есть принадлежность теплоты, и теплота есть принадлежность света. В самом деле, они - одно в малейшей точке так же, как они - одно в солнце; ибо исходящее от солнца есть также солнце в мельчайших и затем универсально во всем. Сказано - малейшая точка, но не разумеется ни точка, ни самая малость пространства, ибо Божественность духовна, а не природна.

Потому что от Господа исходит мудрость и любовь по видимости в различии - мудрость в форме света и любовь в ощущении теплоты, - они воспринимаются Ангелами отчетливо как две. Одни принимают в большем обилии теплоту, которая есть любовь, другие - свет, который есть мудрость. Посему Ангелы всех Небес различаются на два Царства. Воспринявшие более теплоты, которая есть любовь, чем света, который есть мудрость, оставляют одно из Царств и называются небесными Ангелами; они образуют собою высшие Небеса. Воспринявшие более света, который есть мудрость, чем теплоты, которая есть любовь, составляют другое Царство и называются духовными Ангелами; они образуют собою низшие Небеса. Говорится, что они принимают более света, который есть мудрость, чем теплоты, которая есть любовь, но это более только по видимости, ибо они мудры лишь насколько любовь составляет одно с мудростью; поэтому также Ангелы духовные называются разумными, а не мудрыми. Это относится к свету в Господе и по Господу в Ангелах.

Божественная Мудрость, которая в Небесах является как свет, в естестве своем не есть свет, но она светом облекается, дабы предстать перед зрением Ангелов. В своем естестве мудрость есть Божественная Истина, и свет есть ее видом и соответствием; со светом мудрости то же самое, как с теплотою любови, о которой сказано было. Потому что свет соответствует мудрости и Господь есть Божественная Мудрость, Господь в Слове многократно назван Светом, например:

Он был свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Ин. I, 9.

Иисус сказал:

Я - свет мира, кто Мне последует, не будет ходить во мраке, но будет иметь свет жизни. Ин. VIII, 12.

Иисус сказал:

Еще не много времени свет с вами, ходите, пока свет с вами, дабы тьма не объяла вас. Доколе свет с вами, верьте в свет, да будете сынами света. Я - Свет пришел в мир, дабы кто верует в Меня, во тьме не оставался. Иоан. XII, 35, 36, 43;

и во многих других местах. Его Божественная Мудрость была также представлена его одеждами, когда он преобразился:

Его одежды являлись как свет, сверкающие и белые как снег, такими как ни один белильщик на земле не может выбелить. Mк. IX, 3. Мф. XVII, 2.

В Слове одежды означают истины мудрости, также и Ангелы в Небесах являются одетыми согласно истинам их знания, разумности и мудрости.

Что свет есть видимостью мудрости и ее соответствием - очевидно в Небе, а не в Мире; ибо в Небе нет иного света, как духовный, который есть свет мудрости, освещающий все по Божественной любви. По мудрости Ангелы могут видеть оное в самом естестве, а по свету - в форме. Посему в Небесах у Ангелов свет находится в степени их мудрости: в высших Небесах есть пламенный свет блестящий, как бы исходящий от наиблестящего золота, потому что там Ангелы мудрости; в низших Небесах свет белый блестящий, как бы исходящий от наилучше полированного серебра, потому что там Ангелы интеллектуальности; и в крайних Небесах есть свет, как полуденный в Мире, потому что там Ангелы науки.

Свет высших Небес ярок, совершенно так, как появление звезды, блистающей и сверкающей в самой себе в ночи, и свет постоянен, потому что солнце не заходит. Этот самый свет просвещает в Мире разумение людей, любящих быть мудрыми, но не является перед ними, потому что они природны, а не духовны. Он может явиться и являлся мне, но перед глазами моего духа. Мне также дано было провидеть, что в свете высшего Неба я был в состоянии мудрости, в свете второго Неба - в состоянии интеллектуальности, и в свете последнего Неба - в знании; и когда я находился только в свете природном, то был в неведении о предметах духовных.

Для сведения моего, в каком свете ныне ученые в мире, передо мною были представлены два пути: один, называемый путем мудрости, другой - путем безумства; в конце пути мудрости был дворец в свету, но в конце пути безумства было нечто, подобное дворцу в тени. Ученые были собраны числом до трехсот, и им было предоставлено избрать путь, по которому они желали бы идти. Оказалось, что двести шестьдесят вошли на путь безумства и только сорок на путь мудрости. Избравшие путь мудрости вошли во дворец света, где были предметы великолепные и где им даны были тонкие льняные одежды, и они стали Ангелами; избравшие же путь безумства захотели войти в подобие дворца, но вот - это был театр фокусников, где они оделись в платье комедиантов, стали декламировать в масках и лишились рассудка. Мне было сказано затем, что теперь столько же таких безумных ученых, находящихся в свете природном, относительно к числу ученых мудрых, находящихся в свете духовном, и что свет духовный существует для любящих понимать, истина ли то, что говорит другой, тогда как свет природный для любящих только подтверждать сказанное другими.

2. Господь, сотворив человека, образует у него приемник любви, который есть его воля, и затем присоединяет к тому приемник мудрости, который есть его разумение.

Так как в Господе две сущности - любовь и мудрость, исходящие от Него, и так как человек был сотворен, дабы стать подобием и образом - подобием по любви и образом по мудрости, - то поэтому у человека сотворены два приемника, один для любви и другой для мудрости. Приемник любви есть называемое волею, и приемник мудрости есть называемое разумением. Человек знает, что эти сущности в нем, но не знает, что они соединены так же, как в Господе, с тем различием, что в Господе они суть жизнь, в человеке же суть приемниками жизни.

Невозможно развить, каковы их формы, потому что это формы духовные; духовные же предметы трансцендентальны; это формы внутри других форм, восходящие до третьей степени, бесчисленные, раздельные, но однородные. Все эти формы - приемники любви и мудрости - зарождаются в мозгах, где суть начала и основания волокон, посредством которых их усилия и силы вытекают ко всем частям тела, как главным, так и второстепенным, и устанавливаются ощущениями в органах чувства, движениями в двигательных органах и функциями питания, хилофикации, кровепроизводства, выделения, испражнения и пролификации в других органах, таким образом, специальными действиями в каждом из них.

После этого предварения станет видно, что эти формы - приемники любви и мудрости - являются начальными у человека зачатого и зарождающегося в утробе, и от них по продолженности извлекаются и производятся все части тела от головы до пят по законам соответствия, вследствие которого все части тела, как внутренние, так и наружные, суть соответствиями. Эти формы, будучи приемниками любви и мудрости, существуют начальными у человека, зачатого и зарождающегося в утробе. Можно видеть оное по опыту и подтвердить рассудком.

По опыту. На первом рудименте по зачатию зародыша и по инкубации птенцов в яйце эти первичные формы не определяются перед глазами, но мы видим первые их производства, составляющие голову. Известно, что вначале голова большего размера, чем остальные части; известно также, что от головы намечена ткань для прочих частей тела. Отсюда очевидно, что эти формы суть начальные.

По рассудку. Все сотворенное исходит от Господа как Солнца, который есть Божественная Любовь и Божественная Мудрость, по которым происходит творение человека. Образование эмбриона и человека-младенца в утробе совершается по образу творения и называется Генерацией, ибо происходит per traducem [?]. Отсюда явствует, что первичные формы, особенно у человека, суть приемники любви и мудрости, и сотворение других частей, составляющих человека, совершается этими формами. Сверх того, никакое явление не существует само собою, но всякое явление существует по предыдущей причине, называемой производящею, и оная существует не сама собою, но по причине, называемой целью, к которой все последующее находится в усилии и в идее; это усилие в Божественной Любви и идея в Божественной Мудрости, которые суть целью целей. Эта истина будет очевидна в последующем.

От этих форм по продолженности извлекаются и производятся все части тела от головы до ступней; можно оное видеть по опыту и подтвердить рассудком.

По опыту в том, что первоначальная форма исходит из волокон к органам сенситивным (organa sensoria) лица, называемым глазами, ушами, ноздрями и языком, затем к органам движения (organa motoria) всего тела, называемыми мускулами, подобно тому к организованным внутренностям, служащим различным действиям в теле. Все эти части, как черева и органы, суть чистейшими сплетениями волокон, исходящих из того и другого мозгов и из спинного мозга; самые кровеносные сосуды, образующие эти соединения, слагаются из волокон, оттуда же происходящих. По анатомии можно убедиться, что все вокруг мозга и внутри него, так же, как в мозжечке и в спинном мозгу, есть малые сферы, как бы молекулы, называемые субстанциями и железами белого и серого вещества. Все фибры, в каком бы они числе ни были, и все образованные ими нервы, в каком бы ни были числе, исходят и извлекаются из этих малых сфер и субстанций; эти формы - зачаточные, от которых извлечены и произведены все части тела от головы до ступней.

По рассудку в том, что не может быть волокон без начал, и что органические части тела, произведенные различно сопоставленными волокнами, суть явления, которые не могут сами собою жить, чувствовать и двигаться, но живут, ощущают, и движутся продолженностью по своим началам. Вот пояснение примером: глаз видит не сам собою, но продолженностью по разумению; разумение видит глазом, движет им и направляет его на предмет, на который простирает свою зоркость. Ухо слышит не само собою, но продолженностью по разумению; разумение слышит ушами, наводит их, наставляет и устремляет к звукам. Также язык говорит не сам собою, но по мысли разумения, разумение говорит языком, варьирует звуки и по воле усиливает тоны. То же самое с мускулами: они не движутся сами собою, но воля в согласии с разумением ими движет и заставляет их действовать как ей угодно.

По этому видно, что ничего нет в теле, что бы ощущало и двигалось само собою, но все части ощущают и движутся по своим началам, в которых обретаются разумение и воля, и которые, следовательно, суть в человеке приемниками мудрости и любви; затем также, что начала эти суть формы первичные, а органы как ощущений, так и движений суть формы, исходящие от первичных. Ибо, судя по действию, производимому наитием, оно направляется не от вторых форм в первые, но от первых во вторые; наитие от первых во вторые есть наитие духовное, наитие от вторых в первые есть наитие природное, называемое физическим. Эти производства совершаются по законам соответствия, и посему части тела внутренние и внешние суть соответствия.

Что такое соответствие, до сих пор неизвестно было в Мире, потому что неизвестно было, что такое духовное и что есть соответствие между духовным и природным. Когда что-либо, как начало и причины, силою духовною становится видимым и ощутимым для внешних чувств, тогда есть соответствие между этим природным и тем духовным. Такое соответствие существует между началами духовными и природными в человеке: духовные суть все относящиеся к его любви и к его мудрости, следовательно, относящиеся к его воле и к его разумению; природные суть все принадлежности его тела, и так как оные посредством тех получили существование и существуют, то есть состоят [в форме], то они суть соответствия и через это составляют одно, как цель, причина и явление. Таким образом, лицо составляет одно с аффектом духа (animus); речь - одно с мыслию, и действия всех членов - одно с волею, также и с остальным.

Универсальный закон соответствия в том, что духовное прилагается к действию, которое есть его цель; оно движет им, модифицирует его теплотою и светом, и уготованными средствами облекается им, пока не станет формою, служащею цели, в которой (форме) дух есть цель, действие - причина, а природа - явление. В Мире духовном природное заменяется субстанциональным; все в человеке есть такими формами.

Смотри многие подробности о соответствиях в НН 87-102, 103-115;
и о различных соответствиях в Небесных Тайнах, где речь касается соответствия лица и его выражений с аффектами духа: АС 1568, 2988, 2989, 3631, 4796, 4797, 4880, 5165, 5168, 5965, 9306;
о соответствии тела относительно жестов и действий с интеллектуальными и волевыми началами: АС 2988, 3632, 4215;
о соответствии чувств внешних вообще: АС 4318-4330;
о соответствии глаза и зрения: АС 4403-4420;
о соответствии ноздрей и обоняния: АС 4624-4634;
о соответствии ушей и слуха: АС 4652-4660;
о соответствии языка и вкуса: АС 4791-4805;
о соответствии рук, кистей рук, плеч и ног: АС 4931-4953;
о соответствии чресл и органов деторождения: АС 5050-5062;
о соответствии внутренних чревес тела, в особенности желудка, матки, цистерны и протока хила: АС 5171-5189;
о соответствии селезенки: АС 9698;
о соответствии брюшины, почек, мочевого пузыря: АС 5377-5396;
о соответствии кожи и костей: АС 5562-5573;
о соответствии мечеобразного хряща: АС 9236;
о соответствии памяти предметов отвлеченных: АС 6808;
о соответствии вещей материальных: АС 7253;
о соответствии Неба с человеком: АС 911, 1900, 1932, 2996, 2998, 3624-3629, 3634, 3636-3643, 3741-3745, 4041-4279, 4523, 4524, 4625, 6013, 6057, 9279, 9632;
что наука соответствий у древних, особенно у древних с Востока, была наукою наук, но ныне совершенно утрачена: АС 3021, 3419, 4280, 4749, 4844, 4964, 4965, 5702, 6004, 6692, 7097, 7729, 7779, 9301, 10252, 10407;
что без науки соответствий не понимают Слова: АС 2890, 2893, 2898-3003, 3213-3227, 3472-3485, 8615, 10687;
что все предметы, появляющиеся в Небесах, суть соответствия: АС 1521, 1532, 1619-1625, 1807, 1808, 1971, 1974, 1977, 1980, 1981, 2293, 2601, 3213-3226, 3348, 3350, 3457, 3485, 3748, 9481, 9574, 9576, 9577;
что все, существующее в Мире природном и в его трех царствах, соответствует всему в Мире духовном: АС 1632, 1881, 2728, 2890-2893, 2987-3003, 3213-3227, 3483, 3624, 3649, 4044, 4053, 4116, 4866, 4939, 5116, 5377, 5428, 5477, 8211, 9280.

Сверх того, в Небесных Тайнах трактовалось о соответствии природного смысла Слова, который есть буквальный смысл, с духовным, сущим любовью и мудростью в культе Господнем и составляющим его внутренний смысл Об этом соответствии есть подтверждение в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании, 5-26 и 27-60. Для получения представления о соответствии воли и разумения следует обратиться к вышеозначенным статьям.

3. Об образовании человека в утробе Господом посредством наития в эти два приемника.

Так как при образовании человека во чреве духовные начала соединяются с природными, то многое описано быть не может, потому что духовное абстрактно от природы, и не имеется слов для выражения оного на языке природном, кроме только нескольких общих выражений, понимаемых одними лучше других. Тем не менее, ими и сравнениями, которые суть также соответствия, следующие пункты могут быть пояснены.

1. Господь сочетается с человеком в материнской утробе от первого зачатия и образует его.
2. Он соединяется в двух приемниках: в одном любовью, в другом мудростью.
3. Любовь и мудрость совместно и однородно образуют все и каждое, но различаются в самих себе.
4. В человеке приемники различаются в трех степенях, одна в другой, и две высшие степени суть обиталища Господа, но не крайняя степень.
5. Один приемник существует для воли будущего человека, другой для его разумения, между тем как вовсе нет в формации ни его воли, ни его разумения.
6. В эмбрионе до рождения есть жизнь, но эмбрион не сознает ее.

1. Господь сочетается с человеком в материнском чреве и образует его. Под Господом понимается здесь, как и в других местах, Божественность, исходящая от Него как от Солнца Неба, где Ангелы; Божественность, по Которой и Которою все было сотворено в целом мире. Что Божественность эта есть Сама Жизнь, - было подтверждено. Что эта Самая Жизнь является при зачатии и созидает, явствует из того, что человек должен быть образован Самой Жизнию, дабы быть формою жизни - формою, которая есть человек; дабы быть образом и подобием Бога, которые тоже есть Человек; дабы быть приемником любви и мудрости, которые суть жизнию по Господу, таким образом, приемником самого Господа.

Что человек в Господе и Господь в человеке, и что Господь творит свою обитель у человека, если человек любит Его, этому Он Сам поучает. Господь себе уготовляет оное в утробе, как будет видно в последующем. Посему в Слове Иегова, или Господь, назван Творцом, Созидателем и Соделывателем от чрева (Ис. XLII, 1; XLIV, 2, 24; XLIX, 5), и у Давида сказано, что на Него он был брошен и утвержден от утробы (Пс. XXII, 2,1; LXI, 6). Пока человек во чреве, он в невинности, отсюда его первое состояние по рождению есть состояние невинности, Господь же обитает в человеке лишь в невинности его, посему главным образом тогда, когда он в невинности. Подобно тому человек тогда в состоянии мира [спокойствия], потому что Божественная Любовь и Божественная Мудрость суть сама невинность и самый мир, как это можно видеть в НН 216-283, 284-290. Предвижу, что при чтении тебе явятся некоторые сомнения, но читай до конца, вникни в вопрос, и сомнения исчезнут.

2. Он сочетается в этих двух приемниках, в одном любовью и в другом мудростью. Это вывод из предыдущей статьи, где было доказано, что по этим двум приемникам были образованы и произведены все части тела, как внутренние, так и внешние, от головы до ног. И так как предначертания и начала всех частей исходят от этих приемников, то явствует, что в них [находится] Божественность созидающая, и через них она - в их продолжениях; в том и другом духовно, но не материально, ибо она в их действиях, а действия, рассматриваемые в себе, не материальны, но материальны вещи, необходимые для проявления действий.

Эти первые приемники, сущие началами человека, происходят от отца, но их формация от матери. Семя идет от мужчины, в мужчине семянные сосуды и ядра, в которых семя передваивается и отцеживается, и принимается оно женщиною; в чреве ее теплота, согревающая семя, и малые отверстия (oscula), через которые питается оно. Все в природе существует по семени и возрастает в теплоте; в последующем сказано будет, какой формы эти начала у человека. Так как первый рудимент человека есть семя, и оно есть двойной приемник жизни, то очевидно, что душа человеческая не есть жизнию в себе, ибо Жизнь одна, и эта Жизнь есть Бог. Было сказано, откуда у человека сознание жизни; и так как, начиная от мозгов, приемники продолжаются фибрами во все части тела, то очевидно, что есть в них восприятие жизни. Душа не здесь или там, но, по приемникам этим, в целой форме, как причина в вещах причиненных или принцип в принципиальных.

3. Любовь и мудрость образуют совместно и заодно все и каждое, но в себе самих они различны. Любовь и мудрость различаются так совершенно, как теплота и свет; теплота ощущается, как и любовь, свет видим так же, как мудрость. Мудрость видима, когда мыслит человек, и любовь ощущаема, когда он затронут ею, но в формации они оперируют не как двое, а как одно. Оное как с теплотою и светом солнца мира: теплота весною и летом оперирует совместно со светом и свет с теплотою, и являются растительность и вызревание. Подобно тому, любовь в состоянии спокойствия и мира оперирует совместно с мудростью и мудрость с любовью, и являются производства и формации в эмбрионе и человеке.

Что взаимное действие любви и мудрости таково же, как взаимодействие теплоты и света, становится ясным по видимостям в мире духовном: там любовь есть теплота, и мудрость есть свет, и там все в Ангелах живет и вокруг них все цветет по союзу в них любви и мудрости. Сочетание любви и мудрости взаимно: любовь соединяется с мудростью и мудрость воссоединяется с любовью, любовь действует и мудрость воздействует, и от этой взаимности существует всякое явление. Таковы взаимный союз и взаимодействие воли и разумения, добра и истины, милосердия и веры у человека, в котором Господь, и даже союз Самого Господа с Церковью, что разумеется под словами Господа ученикам у Иоанна: они в Нем и Он в них (XIV, 20). Таким же союз мужчины с женщиною определяется у Марка: И будут два одною плотью, так что они не двое, но одна плоть (X, 8), ибо мужчина рожден быть разумением и затем мудростью, а женщина - быть волею и затем чувством любви (см. об этом предмете в НН 366-386).

Так как две сущности, любовь и мудрость, образуют эмбриона в чреве, поэтому есть два приемника, один для любви, другой для мудрости, и во всем теле пары различающиеся и соединенные: два мозга, два глаза, два уха, две ноздри, две впадины сердца, две руки, две ноги, две почки, два [семянных] ядра; другие внутренности тоже двойные, и правая сторона относится к добру любви, а левая к истине мудрости. Эти двойные части так соединены, что составляют взаимное одно, что может, если труд себе задаст, увидеть искусный наблюдатель. Само соединение видимо глазу в волокнах, тянущихся взад и вперед и сплетающихся посередине; отсюда в Слове правая и левая сторона имеют такое значение. Поэтому представляется ясно истина, что любовь и мудрость образуют совместно все и каждую часть в эмбрионе, но в себе самих они различны.

4. В человеке приемники различаются в трех степенях; одна в другой, и две высшие степени суть обиталища Господа, но не низшая степень. Предвидя случай, что получится неверное представление о началах человеческой формы, происходящей от семени мужчины, в том, что они названы приемниками, ибо само слово "приемники" легко представляет идею малого сосуда или трубочки, - я, насколько природный язык допускает, означу и опишу одну основную форму такою, какою она была показана в Небесах.

Эти приемники не трубчаты и не вогнуты, как сами сосуды, но они как мозг в самом малом и неуловимом первообразе, и в то же время как абрис передней части лица без всякого определения. Этот начальный мозг в главной выпуклой части был собранием глобул, или смежных сфер, из которых каждая составлена из подобных же малейших сфер, а эти меньшие из других мельчайших. В части вогнутой посередине вместо лица виднелся род абриса, но в углублении между выпуклостью и этой вогнутостью не было волокон; выпуклая часть была покрыта очень тонкою прозрачной оболочкой.

Таким я увидел и таким был показан мне первообраз человека, которого первая или низшая степень была собрание глобул, описанное в начале; вторая степень, или серединная, описана после первой, а третья степень, или сокровенная, была третьим собранием глобул; эти собрания заключались одно в другом. Мне сказано было, что каждая сфера невыразимо соткана, по степеням более и более дивно, и в каждой степени правая сторона была ложем, или приемником любови, левая же ложем, или приемником мудрости, а между тем, по удивительным сплетениям они как бы совмещались, обитая в одном шатре, так же, как два полушария мозга.

Сверх того, мне было показано в блистающем свете, что собрание двух внутренних степеней относительно положения и исхождения были в порядке и в форме неба, но собрание низшей степени, относительно положения и исхождения, было в порядке и в форме ада. Отсюда сказано было, что приемники в человеке различаются в трех степенях, одна в другой, и что высшие две суть обиталища Господа, но не низшая степень.

Низшая такова, потому что человек по наследственному запятнению [злу] родится против порядка и против формы Неба, и затем во зле всякого рода, и потому, что это запятнение природного начала, которое есть низшею степенью жизни человека, и омывается оно лишь когда у него открыты степени высшие, образованные для восприятия любви и мудрости, исходящих от Господа. Но как открываются эти степени, Господь тому поучает в Слове, и будет сказано о том впоследствии.

Дабы осветить этот вопрос, следует пересмотреть предварительно сказанное о степенях и мозге. Эти степени названы высшими, хотя они внутренние, потому что для степеней есть порядок последовательный и порядок сплошной. В последовательном порядке заключаются высшие и низшие, но в сплошном порядке - внутренние и внешние, и внутренние в сплошном порядке суть высшие в последовательном, также внешние в сплошном порядке суть низшими в последовательном. И так как есть три степени в человеке, есть, следовательно, три степени в Небесах. Небеса по степеням последовательного порядка представляются одно над другим, а по степеням сплошного порядка - одно в другом. Отсюда в Слове высота означает внутреннее и Господь называется Всевышним, ибо Он в сокровенных.

В самом деле, так как человек по своему рождению есть таким обиталищем Господа, как описано было, и в нем тогда эти три степени открыты, и так как все, исходящее от Господа в minima и maxima, есть человек, как было доказано в своем месте, то не может быть протяжения в иной форме, как в форме человеческой, и протяжение не может быть направлено иначе, как лучами света, исходящего от мудрости, посредством теплоты, исходящей от любви, - следовательно, оживленными фибрами, которые суть лучами в форме. Что есть подобное направление, - ясно представляется глазу.

У человека три степени жизни, но у животных не существует двух высших степеней, и потому начала их жизни не суть приемники любви и мудрости Господних, а приемники чувств и знания природных, в которых они родятся. Эти приемники у животных чистых не обращены против порядка универсального течения, но согласуются с ним. Посему тотчас по рождении животные входят в функции свои, которые они знают, ибо они не могли извратить своих чувств, не имея ума, способного по духовному свету мыслить и рассуждать, и нарушать законы Божественного порядка.

5. Один из приемников - для воли будущего человека, а другой для его разумения, и между тем в формации нет вовсе его воли и разумения. Воля и разумение не зачинаются у человека, прежде чем легкие не открыты, что происходит до [в момент - ?] рождения, и воля человека тогда становится приемником любови, и разумение приемником мудрости. Совершается оное по открытии легких, потому что легкие соответствуют жизни разумения, а сердце соответствует жизни воли, и потому что без взаимодействия разумения и воли для человека личной жизни нет, так же, как нет ее без взаимодействия любви и мудрости, через которые, как выше сказано, эмбрион был образован и оживлен.

В эмбрионе только сердце бьется и печень вздымается, - сердце для кровообращения, а печень для питания; движение других органов отсюда происходит, это движение и чувствуется с половины беременности как пульсативное. Все же движение это не происходит от какой-либо личной жизни зародыша; личная жизнь есть жизнь воли и разумения, но жизнь ребенка есть жизнь зачинающейся воли и зачинающегося разумения, по которым единственно существует в теле чувственная и активная жизнь. Эта жизнь не может быть дана одним биением сердца, но дается сочетанием его с дыханием легких.

Что это так, явственно видно по людям, обладающим волею и разумением, в обмороке или удушениях: их дыхание задержано, они как мертвые, не чувствуют, не двигают членами, не мыслят, лишены воли, а между тем сердце выполняет свои систолы, кровь циркулирует; но лишь только легкие начинают дышать, человек входит в свою действенность и ощущение, в волю свою и в разумение. По этим соображениям можно заключить, какова жизнь зародыша в утробе, когда только сердце выполняет свои движения, причем легкие еще действовать не могут; то есть, что нет в нем вовсе жизни воли, ни жизни разумения; и только жизнь, исходящая от Господа, которою человек пользуется позднее, направляет формацию. Но о предмете этом увидят некоторые подробности в следующей статье.

6. В эмбрионе до рождения есть жизнь, но он не сознает ее. Это следствие предыдущего и того, что жизнь, которою эмбрион живет в утробе, не от него, но от Одного Господа, Который Один есть Жизнь.

4. Есть тождество и аналогия между образованиями человека в утробе и его преобразованием и возрождением.

Преобразование человека совершенно тождественно с его формацией в чреве, с единственной разницей в том, что человек в преобразовании обладает волею и разумением, а в чреве не имеет их; но тем не менее эта разница не препятствует быть тождеству и аналогии. Ибо когда Господь преобразует и возрождает человека, он ведет его волю и его разумение. Все же по даруемой воле и по даруемому разумению человеку представляется, что он сам руководит собою, то есть, что он желает и действует сам собою, мыслит и говорит сам собою, по Слову же и по учению из Слова знает он, что не сам собою, а по Господу, и оное только видимость.

Он может также знать, что эта видимость дана для восприятия и усвоения, ибо без нее нет взаимности, дабы он любил Господа, как Господь его любит, и любил бы ближнего, как самого себя, ни дабы веровал в Господа, как бы сам собою. Без взаимности этой человек был бы как автомат, в котором бы Господь не мог пребывать, ибо Господь желает быть любимым и дает человеку это желание. Поэтому очевидно, что воля не принадлежит человеку, ни также разумение; но что то и другое в нем как бы в чреве, то есть, что не принадлежит ему.

Эти две способности дарованы человеку, дабы он желал и мыслил, действовал и говорил как бы сам собою, но тем не менее знал, понимал и верил, что не сам собою. Через это человек преобразован и возрожден и получает в волю любовь и в разумение мудрость, которыми он был образован в чреве. Через это также открыты в человеке две высшие степени его жизни - степени, которые были, как сказано уже, обиталищами Господа при его формации, и степень низшая, бывшая в обратном положении, преобразована также.

По этой аналогии и тождеству ясно видно, что возрожденный человек как бы сызнова зачат, рожден и воспитан с целью стать подобием Господа относительно любви и образом Господним относительно мудрости, и, ежели хотите, человек через это обновляется не только в том, что ему даруется новая воля и новое разумение, но также в том, что он получает новое тело для своего духа Предыдущее не уничтожено, но отстранено тем, что не появляется [на виду], и новое образовано в возрождаемом, как и во чреве, любовью и мудростью Господними. В самом деле, таковы воля и разумение человека, и таков человек, ибо все и каждая сущность человека от головы до ног есть производством, как было доказано выше.

5. У человека после рождения воля становится приемником любви и разумение - приемником мудрости.

Известно, что у человека две способности жизни, воля и разумение; человек может желать и может понимать, более того, он может понимать то, чего не желает. Отсюда очевидно, что воля и разумение в различии у человека; воля есть приемник любви и разумение есть приемник мудрости. Отсюда явствует, что любовь принадлежит воле, ибо что человек любит, он того желает; и что мудрость принадлежит разумению, ибо что человек усваивает или знает, то он видит разумением, ибо зрение разумения есть мысль.

Пока человек в утробе, он не имеет этих двух способностей; что при образовании своем зародыш не имеет вовсе воли и разумения, было доказано выше. Отсюда следует, что Господь уготовил два приемника - один для воли будущего человека, другой для его разумения; приемник, называемый волею, для восприятия любви, и приемник, называемый разумением, для восприятия мудрости, и уготовил их своею любовью и своею мудростию. Но воля и разумение не вступают в человека, прежде чем он не вполне сформирован к рождению. Господь также способствовал средствами к тому, дабы в оных любовь и мудрость, исходящие от Господа, вмещались полнее по мере того, как человек становится взрослым и стареет.

Воля и разумение названы приемниками, потому что воля не есть какая-нибудь отвлеченная духовность, но она есть субстанция и форма для восприятия любви от Господа, и разумение не есть какая-либо абстрактная духовность, но субстанция и форма для восприятия мудрости от Господа. В самом деле, воля и разумение существуют актуально, хотя не появляются на зрение; но внутренне они в субстанциях, образующих корковую часть мозга, и также здесь и там в субстанции модулярной мозга, особенно в полосатых телах и внутренне в модулярной субстанции мозжечка, равно как в спинном хребте, которого они составляют ядро; поэтому есть не два приемника, но бесчисленные, и каждый из них двойной и в трех степенях, как было сказано выше.

Что воля и разумение суть приемники, и там помещаются они, ясно видно, потому что они суть начала и верхушки всех волокон, из которых сплетено тело, и волокнами, от них простирающимися, образованы все органы чувств и движений, ибо они суть их начала и их конец. Органы sensoria ощущают и органы motoria движимы единственно потому, что они выходят из обиталищ воли и разумения и суть продолжения их. Эти приемники у детей малы и нежны, затем возрастают и совершенствуются науками и любовью к знанию, утверждаются в своей правильности интеллектуальностью и любовью к деятельности, смягчаются невинностью и любовью к Господу и крепнут и твердеют по расположениям противоположным. Изменения их состояния суть чувства, разнообразия их формы суть мысли, существование и продолженность чувств и мыслей составляют память и их воспроизведение - воспоминание; то и другое, взятое вместе, есть человеческий дух.

6. Есть соответствие сердца с волею и легкого с разумением.

Это неизвестно в Мире, так как не известно, что такое соответствие и что существует соответствие всего, что в Мире, со всем, что в Небе; не знают также, что в человеке есть соответствие всех частей тела со всем, что в духе, ибо это соответствие природного с духовным; но что такое соответствие, в чем оно состоит и чем оно совершается в человеческом теле, - было сказано выше.

Так как есть в человеке соответствие всего от тела со всем от духа, то есть в особенности соответствие с сердцем и с легкими. Это соответствие универсально, ибо сердце, как и легкое, царят во всем теле. Сердце и легкое суть источники всех природных движений в теле, так же как воля и разумение суть источники всех духовных активностей в том же теле. Природные движения тела должны соответствовать активности своего духа, ибо если бы не соответствовали они, то телесная жизнь прекратилась бы, жизнь духа - тоже; от соответствия та и другая жизнь существуют и состоят.

Что сердце соответствует воле, или любви, очевидно по изменению его биения согласно с чувствами. Эти изменения состоят в том, что оно бьется медленно или быстро, сильно или слабо, нежно или твердо, ровно или неровно, и тому подобное, - следовательно, в радости иначе, чем в печали, в спокойствии иначе, чем в гневе, в отваге иначе, чем в боязни, когда телу жарко, иначе, чем когда холодно, и различно в болезнях; все чувства суть принадлежности любви и затем воли. Потому что сердце соответствует чувствам любви и затем воле, древние мудрецы относили чувства к сердцу, и некоторые в нем помещали их.

Вот почему в обыкновенном языке являлись такие выражения, как сердце великодушное, сердце робкое, сердце веселое, сердце грустное, сердце нежное, сердце жестокое, сердце великое, сердце малодушное, сердце бодрое, сердце разбитое, сердце плотское, сердце каменное, тяжелое, мягкое, низкий сердцем, бессердечный, отдается сердцем делу, обновиться сердцем, принять в сердце, не принимать к сердцу, укрепиться сердцем, гордиться сердцем, друг сердечный, отсюда же выражение - сочувствие и другие. В Слове также воля или любовь везде означается сердцем, потому что Слово написано соответствиями.

То же самое с легким, душа которого, или дух, означает разумение; ибо так же, как сердце соответствует любви, или воле, душа, или дух, легких, то есть дыхание, соответствует разумению. Отсюда сказано в Слове, что человек должен любить Бога всем сердцем и всей душой, означающее, что он должен любить его всею волею и всем разумением. Подобно тому сказано, что Бог сотворил в человеке новое сердце и новый дух; под сердцем разумеется воля и под духом разумение, так как человек создается сызнова, когда перерождается. Отсюда также об Адаме сказано, что Иегова Бог вдунул в его ноздри душу жизней и сделал его живущею душою, означающее, что Бог вдохновил его мудростью; ноздри, по соответствию доставляемому ими дыханию, означают перцепцию. О человеке умном говорят, что у него тонкий нюх, а о лишенном ума, что у него ноздри загрубелые.

Пo той же причине Господь дунул на своих учеников и сказал: Примите Святого Духа (Ин. XX, 22); дуновение на них означало разум, который они должны были получить; Святой Дух есть Божественная Мудрость, поучающая и просветляющая человека. Господь так поступил, дабы явить, что Божественная Мудрость, разумеемая под Духом Святым, от Него исходит.

Душа и дух принимаются за дыхание, судя по обыкновению говорить, что человек отдал душу, испустил дух, когда он умирает, ибо он тогда перестает дышать (animare) и вдыхать (spirare), сверх того, дух (spiritus) на многих языках означает как духа в Небе, так и дыхание человека и также ветер; отсюда у многих господствует мысль, что духи в Небесах подобно ветру, и души людей по смерти суть как дуновения, и даже более того, что Сам Бог есть как бы дуновение, потому что он назван духом. Когда между тем Сам Бог есть Человек, подобно тому душа человеческая по смерти и каждый дух в Небесах, но они названы так, потому что душа и дух по соответствию означают мудрость.

Что легкое соответствует разумению, так же, как сердце воле, еще лучше видно по мысли и речи человеческой: всякая мысль есть принадлежность разумения, и речь - принадлежность мысли. Человек не может мыслить без содействия и согласования легочного дыхания; посему, мысля затаенно, он и дышит затаенно, мысля глубоко, он дышит глубоко; также если медленно, поспешно, внимательно, спокойно, страстно и тому подобное; сдерживая дыхание, он не может мыслить, иначе как в духе и по дыханию своего духа. Каждый, если пожелает, может сам признать по живому опыту, что устная речь, исходящая от мысли разумения, составляет одно с дыханием, и до того одно, что невозможно произнести малейшего звука, ни малейшего слова без вспомогательного содействия легкого через гортань и надгортанный хрящ.

Сердце соответствует воле, а легкое разумению, что видно по универсальному управлению их во всем теле и во всем, относящемся к телу. Сердце управляет посредством артерий и вен, и каждый анатом может видеть, как управляет легкое, ибо оно своим дыханием действует в ребрах и диафрагме и через диафрагму и ребра с помощью связок и брюшины - во все внутренности тела и его мускулы; связки не только обвивают их, но они глубоко проникают, столь глубоко, что нет ни одного черева, ни одного мускула, от поверхности до сокровенных, не извлекающих своею малейшею частью чего-либо от связок, следовательно, от дыхания. Желудок извлекает более других, потому что его пищепровод проходит через диафрагму и соединяется с трахеей, восходящей из легких. Затем, также само сердце имеет движение легочное кроме собственного, ибо, покоясь на диафрагме, оно простирается в пазушину легкого и своими ушками соприкасается с ним и продолжается, причем и дыхание проходит в артерию и в вены. Посему сердце и легкое суть в сотовариществе в одной камере, отделенной от остального тела и называемой грудью.

Можно исследовать, что все жизненные движения, называемые действиями и существующие посредством мускулов, производятся совокупностью движения сердечного с движением легочным. Это двойное движение - как общее, которое внешнее, так в частное, которое внутреннее - производится в каждой частице; и человек прозорливый может увидеть, что эти два источника телесных движений соответствуют воле и разумению, будучи произведены этими двумя способностями.

Мне было явлено оное в Небе. Мне дано было находиться с Ангелами, представляющими оное вживе. Давним [?] и невыразимым круговращением они образовали подобие сердца и легкого со всеми внутренними и внешними частями их строения, и тогда следовали вращению Неба, ибо Небо, по наитию любви и мудрости, исходящих от Господа, обретается в усилии к таким формам. Они представляли каждую принадлежность сердца и каждую принадлежность легкого и их соединение, которое называли супружеством любви и мудрости. Они говорили, что во всем теле и в каждом из его членов, органов и черев есть нечто подобное происходящему между тем, что в сердце, и тем, что в легком, и что там, где части парные не действуют и каждая не выполняет отчетливо функции своей, не может быть никакого жизненного движения по какому-либо волевому началу и никакого жизненного ощущения по какому-либо интеллектуальному началу.

По сказанному здесь, человек, желающий усвоить сам причины, может быть научен и осведомлен, как воля сочетается с разумением и разумение сочетается с волей, и как они действуют в сочетании; как воля действует по сердцу, и как разумение действует по легкому, и как, согласно с сочетанием сердца с легким, есть взаимное сочетание воли с разумением.

Та истина предыдущей статьи, что у человека по рождении приемник любви становится волею и приемник мудрости - разумением, была подтверждена человеческими доказательствами. В самом деле, по рождении легкие открываются и начинают в сообществе с сердцем активную жизнь воли и чувственную жизнь разумения. Эти жизни, активная и сенситивная, не существуют по одной деятельности сердца, ни по одной деятельности легкого, но по их содеятельности; они не существуют также без соответствия ни в обмороках, ни в задушениях.