О Божественной Любви (1)
1. В мире мало усваивают, что такое любовь, когда между тем это самая жизнь человека.
Тому очевидное доказательство в обыкновенном вопросе: что такое любовь? Не знают этого потому, что любовь не является перед разумением, так как разумение есть преемник Небесного света, и то, что входит в этот свет, появляется внутреннее. Человек знает, о чем он мыслит; он говорит, что то или другое для него в свете разумения, затем также, что он видит, что это так, и, наконец, молит Бога указать ему и его просветить. О свете же духовном, которому соответствует свет природный, он относительно своего разумения говорит, что видит и, мудрый, просит Бога ему указать и его просветить, то есть дать понять.
И так как не любовь, но разумение обнаруживается мыслию, то явствует, что человек не может иметь никакого представления о любви, когда между тем любовь есть душа и жизнь мысли; мысль, лишенная любви, хиреет и пропадает, как цветок, лишенный теплоты, ибо любовь согревает, оживляет и одушевляет мысль. Рассуди внимательно и в себе размысли, возможно ли мыслить без какого-либо чувства любви, и ты откроешь, что невозможно. Отсюда очевидно, что любовь есть жизнь разумения и мысли, исходящей от него, а то, что есть жизнию разумения и мысли, от него исходящей, есть жизнию всего человека, ибо это жизнь всех ощущений и всех движений, таким образом, жизнь органов, через которые ощущения и движения существуют; что это также жизнь и других внутренностей, будет видно в последующем.
Если не знают, что такое любовь, то еще потому, что любовь человека есть жизнь универсальная. Под жизнию универсальной понимается жизнь в самих особенностях, ибо по ним выражается универсальность, и по частям выражается общее; то, что таким образом универсально, не постигается иначе, как одно, и без постижения особенностей одно бывает темно; его можно сравнить с очень большим светом, который ослепляет. Такова Божественная универсальность в особенностях Мира. И потому универсальность человеческая столь темна, что является не перед открытыми, но перед закрытыми глазами, ибо все от Мира есть дело Божественной Любви и Божественной Мудрости, а мудрость в мелких особенностях есть Божественный свет весьма белый, который ослепляет, как было сказано.
2. Один Господь есть сама любовь, потому что Он сама жизнь, человеки и ангелы суть только приемники.
Это было в предыдущем пояснено многими соображениями, к которым будет только добавлено, что Господь, будучи Богом Вселенной, несотворен и бесконечен, но человеки и Ангелы сотворены и конечны. Несотворенное и бесконечное есть Божественное в себе; человек не может быть из оного образован, ибо он был бы Божеством в себе. Но он может быть образован из сотворенного и конечного, в котором Божественность может быть и может сообщать свою жизнь теплотою и светом, от Него, как Солнца, исходящими, следовательно, от его Божественной любви. Это по сравнению, как растительность земная не может быть образована из самого состава солнца, но образована из созданных вещей, составляющих почву, в которых солнце может обретаться теплотою и светом и сообщать род жизни. Поэтому очевидно, что человек и Ангел не суть в себе вовсе жизнию, но только суть преемники жизни. Отсюда следует, что зарождение человека отцом не есть зарождение жизни, но только первой и чистейшей формы, могущей принять жизнь; формы, к которой, как к основе или первичному элементу, последовательно присоединяются в утробе все до последних присущие Миру субстанции и материи в их степени и порядке.
3. Жизнь, которая есть Божественная Любовь, обретается в форме.
Божественная любовь, которая есть сама жизнь, не есть любовь в простом смысле, но есть Божественное исходящее; Божественное исходящее есть сам Господь. Господь, по истине, в Солнце, которое является Ангелам в Небесах и от которого исходит любовь как теплота и мудрость как свет. Но любовь и мудрость суть также Сам Господь вне солнца; расстояние только видимость, ибо Божественное не в пространстве, оно не на расстоянии, как было сказано выше. Если оно представляется на расстоянии, то потому, что Божественная Любовь, таковая как в Господе, не может быть воспринята ни одним Ангелом, ибо спалила бы его. В самом деле, она в себе пламеннее огня солнца Мирского, посему постепенно ослабляется бесчисленными круговращениями, пока не дойдет умеренною и приспособленною для Ангелов, и эти круговращения, сверх того, заслонены легким облаком, дабы они не были уязвлены ее пылом. В этом причина видимости расстояния между Господом как солнцем и Небом, где Ангелы; тем не менее Господь присутствует сам в Небе, но приспособленно к восприятию.
Присутствие Господне не есть, как присутствие человека, наполняющего собою пространство, но это присутствие не в пространстве и состоящее в том, что оно в maxima (в величайших) и в minima (в малейших); таким образом, Он Сам в maxima и Он Сам в minima. Я знаю, что это с трудом может быть схвачено человеком, потому что ему трудно удалить идеи своей мысли от пространства, но это может быть постигнуто Ангелами, в идеях которых пространство - ничто; мысль духовная этим отличается от мысли природной. И так как любовь, исходящая от Господа как солнца, есть Сам Господь, и любовь эта - сама жизнь, то явствует, что Сама Любовь, которая есть жизнь, - есть человек и, следовательно, содержит в форме бесконечного все и каждое, что есть в человеке. В этом - вывод сказанного о жизни всех по Господу и об Его Провидении, Могуществе, Вездесущии и Всеведении.
4. Эта форма есть форма действий в сложности, потому что форма любви есть форма действия.
В самом деле, субъекты любви суть действия, ибо любовь желает делать добро, и добро - не что иное, как действие, и так как Божественная Любовь бесконечно трансцедентальна, то посему ее форма есть форма действия во всей совокупности.
Что актуально Сам Господь у Ангелов в Небесах и у человеков на землях, и что Он в них и соединен с ними любовью, и Он в них, хотя Сам несотворен и бесконечен, а Ангелы и человеки сотворены и конечны, - это не может быть постигнуто человеком природным, пока не сможет он по просветлению от Господа быть отвлечен от представления природного по предмету пространства и через это просветлен по предмету естества духовного, которое, рассматриваемое в себе, есть Божественность исходящая, приноровленная для каждого Ангела - как для Ангела вышнего Неба, так и для Ангела низших Небес, и также для каждого человека, как для мудрого, так и для простеца; ибо Божественность, исходящая от Господа, есть Божественность от первых до последних; последние суть плоть и кость. Что оные были обожествлены Господом, тому Он поучает последователей, говоря, что Он имеет плоть и кости, которых дух не имеет (Лк. XXIV, 39) и тем не менее он вышел запертыми дверьми и стал невидим. Это явственно означает, что последние начала человеческие были в Нем обожествлены, и затем есть между ними соответствие с последними началами в человеке.
Но каким родом Божественное исходящее, будучи жизнию самою и единою, может быть в вещах сотворенных и конечных, будет сказано теперь. Эта жизнь не прилагается к человеку иначе как к действиям, которые в этих формах. Действия, взятые в себе, духовны, формы же действия, которые суть члены, органы и черева, - природны, но и формы эти - суть серии действий, так что нет ни одного члена, ни одного органа и ни одной внутренности, где бы малейшая частица или часть частицы не были действием в форме. Божественная жизнь прилагается ко всем действиям во всех сериях и этим дает жизнь каждой форме, отсюда у человека жизнь называется его душою. Эта истина представляется выспренней для человека, но не для Ангелов; тем не менее она не выше разумения человеческого и может быть видима как сквозь решетку тем, кто видеть желает; она не выше моего разумения, которое есть рациональное просветленное.
5. Человек в частности в такой форме.
Это может быть видимо исследователями всего в организме человека, не только автоматически, но и рационально; исследующий оное должен видеть, что все особенности организма, и самые мельчайшие особенности, образованы соответственно действию и ради действия, и каждая часть и частица имеет функцию в общем организме; что действие общее, которое есть общее благо, взирает на малейшие особенности как на себя в себе; и, наоборот, особенности усматривают себя в общем. Через это все части в теле от головы до ступней - одно, в такой мере, что человек совершенно не ведает, что состоит из мириад частей, функционирующих видоизменяемо и различно. Для наглядного представления я рассмотрю строение легких и дыхательного горла.
Легкие. Их общее действие есть дыхание, производимое впусканием воздуха через гортань, дыхательное горло, бронхи и разветвления их в легочные пузырьки, попеременно растягивающиеся и сжимающиеся. Через это они производят во всем органическом теле и его членах соответственные движения, ибо сердце и легкое суть во всем теле два источника всех общих движений, по которым все и каждое из частей приводятся в свою деятельность и жизненное отправление. Легкие также согласуют силу двигательную, волевую, управляемую мозгом, с жизнью природных движений, которая под управлением мозжечка.
Их служба состоит даже в расположении внутренностей тела, особенно его motoria, называемых мускулами, дабы воля отправляла свои движения безостановочно и согласно. Их действие состоит также не только в издавании всех звуков речи и всех звуков пения, но даже в производстве их как бы из утробы. Их действие состоит еще в принятии в себя из правой стороны сердца всей крови, в очищении ее от частиц вязких и пыльных, в удалении их и в доставлении крови из втягиваемого воздуха новых питательных элементов, следовательно, в направлении ее обновленной в левую впадину сердца, изменяя таким образом кровь венозную в артериальную кровь; что до крови, то легкие фильтруют ее, удаляя слизь, исправляют, препарируют и, сверх того, очищают воздух. Кроме этих действий, совершаются в легких и другие, как общие, так и частные, и каждая в них пора или долька причастна всем отправлениям, то есть всем действиям, - одни ближайшие, другие отдаленнее.
Дыхательное горло. Вот его действия: 1. Открывать путь ко входу и выходу для воздуха (auris) и дыхания (animus) легких, и приноравливаться к каждому из различных образов их действий в дыхании и выдыхании. 2. Очищать и исправлять воздух, проникший в легкие, дабы не влияло ничего вредного, и размерять выходящий парами, таким образом, своими выделениями обхватывать его и выпирать наружу; вообще очищать легкие от слизистой мокроты ее выделением. 3. Служить столпом и подпорой для гортани и подгортанного хряща и вполне прилагаться ко всем их движениям и трепещущим вибрациям; располагать стенки своего канала для трения воздуха и растягивать свою оболочку, дабы воздух дрожал, и мощно возбуждать этим звук, образуемый гортанью и надгортанным хрящем, то есть модифицируемый в пение или слова, затем также увлажнять постоянно паром гортань. 4. Содействовать соседу своему, пищепроводному горлу, и участвовать в его функции глотания. 5. Вводить попеременные дыхательные движения легких в части соседние, а именно в пищевод, и через него в диафрагму, в брюшную полость и во внутренности живота, не только в восходящий cacobile и спускающуюся шейную вену, но и в симпатические нервы междуребрия и в vagus, таким образом, возобновлять двигательную жизнь тела. 6. Сообщать звучные дрожания гортани и соседним частям, и через них частям самым высоким и самым низким, и возбуждать артериальную кровь подниматься к голове и к мозгу, а венозную кровь опускаться от головы и мозга и общим изменением услаждать, оживлять и, следовательно, возобновлять чувственную телесную жизнь. Сверх того дух, одаренный разумением и опытный в науках, может под руководством анатомии и при наблюдательности изучить и познать по трахее, и в то же время по гортани и костям глотника, здесь не упоминаемым, как природа образует звуки и умеряет их число определенным способом. Ничего нет в акустике, в музыке и гармонии, как бы глубоко ни было оно скрыто, и ничего в сотрясениях и дрожании сплошного тела, ни в изменениях смежностей или атмосферы, как бы глубоко ни было оно сокрыто, чего духовное начало, согласно с природою, здесь исходящей из сокровеннейших, не соединит в одно и не введет в эти два органа и в то же время в ухо.
Подобные законы и в других внутренностях - как головы, так и тела, - и еще более их во внутренне сокрытых, которых ни один глаз исследовать не может, ибо чем внутреннее предмет, тем более в нем совершенства. Одним словом, главная жизнь каждого члена, каждого органа и каждого черева, или превосходство жизни, состоит в том, чтобы ничто в них не было присуще какой-либо части, не будучи общим, и чтобы, таким образом, в каждой части было представление всего человека. Эта тайна дана как заключение в том, что человек есть сложность всех действий, каковы бы они ни были, как в Мире чисто духовном, так и в Мире природном, и каждое действие по идее, в себе вкорененной, есть как бы человек, но таковой, каково действие, то есть отправление действия в общем. Это зависит от того, что человек есть преемник жизни, исходящей от Господа, ибо жизнь, исходящая от Господа, есть сложность действий в бесконечности; в самом деле, один Господь живет в Себе, отсюда все принадлежит жизни, и если б эта форма действия не была бесконечна в Господе, то не могло быть формы конечной в человеке.
6. Человек в общем в такой форме.
Под человеком в самом общем смысле разумеется весь человеческий род, в смысле общем - люди одной и той же области или государства, в смысле менее общем - люди одного города, в частности - люди одного и того же дома и в смысле особенном - каждый человек. Весь человеческий род перед Господом как один человек, и люди одного и того же государства также как один человек, подобно тому все из одной области, затем из одного и того же города, также из одного и того же дома. Не сами люди представляются так сообща, но действия их. Представляются человеком совершенным и прекрасным люди хороших дел, творящие их по Господу, творящие дела ради дел, то есть любящие творить дела для дома, для города, для области, для государства и для всей земли. Те же, которые творят дела не ради дел, а для себя самих и для мира, представляются так же перед Господом, но не как прекрасный, а как несовершенный и уродливый человек. Отсюда можно видеть, что Господь взирает на людей Мира, на одного за другим, по действию и в массе по действиям, соединенным в форму человеческую. Под действиями разумеется отправление каждой функции, относящейся к обязанности, к учению и работе в этой функции; эти действия суть добрые дела перед Господом.
Так как все люди одного и того же государства представляются перед Господом как один человек по любви к действиям, так же представляются все Голландцы, все Германцы, все Шведы и Датчане, также Французы, Поляки и Русские, но каждая нация по своим действиям. Те в государствах, которые любят дела своих должностей из-за дела, представляются совместно как Человек-Ангел, но любящие дела своих должностей для одних наслаждений, отделенных от дел, представляются как человек-дьявол.
Купцы в Человеке-Ангеле суть любящие торговлю, и любящие богатство ради торговли, в то же время и обращающие взоры к Богу; но в человеке-дьяволе купцы суть любящие богатство и любящие торговлю ради одной торговли, и в коих скупость, которая есть корень всякого зла. Не так у первых, ибо любить одно богатство, а не какое-либо действие с помощью богатства, или ставить богатство на первый ряд, а коммерцию на второй, - это дела скупца. Такие, правда, полезны государству, но когда они умирают и их богатства распускаются в общем ходе торговли, то польза государственная от этих богатств есть только польза для государства, а не для их души. Одним словом, приобретение богатств торговлей ради одних богатств есть торговля еврейская, но приобретение богатств торговлей для торговли есть коммерция Голландцев; для них избыток не опасен, как для тех. Способствуя пользе страны собиранием богатства и обогащением ее, не способствуют пользе для своей души.
7. Небо в такой форме.
В небесных Тайнах было показано, что все Небо как бы разделяется на области по действиям всех членов, всех органов и всех чревес в человеческом теле, и что в небесах знают Ангелы, в какой из областей те или другие общества; например, какие общества в области глаз, какие в области ушей, ноздрей, рта, языка и какие в области органов генеративных. Все общества, находящиеся в этих областях, вполне соответствуют действиям этих членов, органов и внутренностей в человеке. По этому соответствию все Небо является перед Господом как один человек, подобно же тому каждая область в Небе и каждое общество в области. По сему также соответствию все Ангелы и все Духи суть человеками, совершенно подобными людям в Мире, и это потому, что Божественность, исходящая от Господа, которая есть Жизнь и Форма, есть человек в maxima и minima, как сказано было. Об этом соответствии вообще и в частности изложено было в Небесных Тайнах, в следующих параграфах: 3021, 3624 - 3629, 3636 - 3643, 3741 - 3745, 3883 - 3896, 4039 - 4055, 4218 - 4228, 4318 - 4331, 4403 - 4421, 4527 - 4533, 4622 - 4633, 4652 - 4660, 4791 - 4805, 4931 - 4953, 5050 - 5061, 5171 -5189, 5377 - 5396, 5552 - 5573, 5711 - 5727, 10030.
Дабы ад был тоже в такой форме, каждый там принужден работать, но так как находящиеся в аду выполняют службу не по любви, но из потребности пищи и одежды, то следствием того они являются людьми, но людьми-дьяволами, как было сказано выше.
8. Все предметы Мира направляются также к подобной форме.
Под предметами Мира разумеются предметы одушевленные, которые ходят и ползают по земле, как и те, которые летают в небесах и плавают в водах; разумеются также растения, именно деревья, кусты, цветы, злаки и травы, - но вода и вещества земные суть средствами к их генерации и их произведению. По творению вселенной и, наконец, земли, и всего существующего в той и другой, видеть можно лучше всего, что Божественная Любовь, которая есть Сама Жизнь и которая есть Господь, обретается в форме форм всех действий, которая есть человек.
Ибо по творению нет ни одной вещи на земле, которая бы не была ради действия. Все царство ископаемых полно действий, нет в нем ни пылинки, которая бы не была для действия. Все царство растительное полно действий, нет дерева, растения, ни цветка, ни травы, которые бы не были для действия; более того, ничего нет в дереве, в растении, в цветке и в траве, что бы не было для действия; каждая частица, какова бы она ни была, есть формою своего действия. Все царство животных полно действий, нет животного, от червяка до оленя, которое бы не было действием и не было бы формою своего действия. Подобно тому все другое до солнца над землей. Одним словом, каждая точка сотворенного и творящего есть действие, и даже в серии последовательной есть действием первичным, нисходящим в последние, постоянно от действия к действию, - явный признак того, что Творец и Создатель, который есть Господь, есть бесконечною сложностью всех действий, будучи в естестве своем любовь и в форме человек, в котором эта сложность. Кто может быть настолько безумен, чтобы, при желании исследовать эти сущности даже в общем смысле, признавать их принадлежность к мертвому солнцу и мертвой природе, происходящей от этого солнца.
9. Есть столько чувств любви, сколько действий.
Многое свидетельствует, что Божественная любовь есть сама жизнь, и затем любовь в человеке есть жизнь, но среди свидетельствующих поучений самое ясное то, что дух человеческий есть абсолютное чувство любви, и человек по смерти становится любовью добрых дел, ежели он Ангел Неба, и любовью злых деяний, ежели он адский дух. Отсюда Небо различается на общества по роду и по виду чувств, и подобно же тому ад, но противоположно; следствием того, говорят ли "чувства" или "общества" в Мире духовном - это одно и то же. Под чувствами разумеются продолжения и деривации любви. Любовь может сравниться с водоемом, а чувства - с ручьями, истекающими от него; она также может быть уподоблена сердцу, а чувства - сосудам, произведенным от него и продолжающим его. Известно, что сосуды переносят кровь сердца и повсюду являют собою это сердце, так что они как бы протяжение его; отсюда циркуляция крови от сердца артериями в вены и обратно в сердце. Таковы чувства, ибо они суть производства и протяжения любви, и производят действия в формах, и в них они поступают от первичных действий к последним и возвращаются к любви, от которой исходят. Очевидно, что чувство есть любовь в естестве своем, а действие есть любовь в своей форме.
Явствует, что объект, или цели, чувств суть действия, и затем их субъекты суть действия. Сами же формы, в которых они существуют, суть явления, служащие их образом, в которых они подвигаются от первой цели к последней и от последней к первой, и посредством которых они выполняют свою работу, свою функцию и свои отправления. Кто поэтому не видит, что одно чувство любви не есть в себе что-либо, что оно становится чем-либо, когда оно в действии; что любовь к действию - еще только идея, разве только действие оформлено, и что любовь к действию в форме есть только сила, но чувство впервые становится чем-либо, когда оно в акте: этот акт есть то, что понимается как само действие, которое в своем естестве есть чувство. Теперь, так как чувства суть сущность действия, а действия их субъект, то явствует, что сколько есть чувств, столько же и действий.
10. Есть роды и виды чувств, и различия видов до бесконечности, то же самое с действиями.
Оное можно видеть по телу человеческому, по Ангельскому Небу, по царствам животному и растительному. В каждом из них есть роды чувств и действий; их виды и различия в числе невыразимом, ибо нет ни одной вещи такой же, как другая, но есть разнообразие, и это разнообразие всюду различается на роды и на виды, роды же и виды - на различия, и различия в себе бесконечны, исходя от бесконечности. Что это так, каждый может увидеть по лицам человеческим, из которых от дня творения ни одного нет совершенно одинакового с другим лицом, и не может быть одинаково ни с одним имеющим быть сотворенным в вечности. Нет также в человеческом теле ни малейшей частицы одинаковой с другой, то же самое относительно чувств и их действий.
Что то же самое относительно чувств и их действий, - человек так глубоко не ведает о том, что спрашивает: что такое чувство? что такое любовь? Это может быть пояснено только с Неба, где все [] по Божественной Любви, которая есть сама жизнь, суть чувствами любви. Там Божественная Любовь, которая есть сама жизнь, различается на два Царства: в одном из них царит любовь к Господу, в другом царит любовь к ближнему. Любовь к Господу обнимает собою действия a quo (исходящие от их источника), а любовь к ближнему обнимает собою действия ad quem (возвращающиеся к источнику). Божественная Любовь, которая есть сама жизнь, сверх того, различается на меньшие царства, которые могут быть названы областями, и те снова на общества, общества на семьи, семьи на дома. Таковы в Небесах различия Божественной Любви на роды и на виды, тех же - снова на свои виды, выражаемые словом "различия"; так различаются чувства и действия, потому что каждый Ангел есть чувство и есть действие.
Поскольку в аду все противоположно Небу, так же противоположна и любовь. Адская любовь, которая есть сама смерть, также различается на два царства: одно, в котором царит любовь к себе, и другое, в котором царит любовь к миру; любовь к себе обнимает собою дурные действия a quo, (исходящие от источника, то есть от себя), а любовь к миру обнимает собою дурные действия ad quem (которые возвращаются к источнику). Действия, будучи совершены от себя, совершаются также для себя, ибо каждая любовь обращается круговоротом к тому, от кого она изошла. Эта дьявольская любовь, сверх того, различается на области, и эти области подразделяются еще.
В человеческом теле есть подобное же различие чувств и действий, потому что в человеке все соответствует всему, что в Небе; сердце и легкое соответствует двум царствам Неба, члены, органы и черева - областям Неба, и связки каждого члена, органа и черева соответствуют обществам Небесным. Так как оное вообще и в частности есть действиями, а действия живут жизнию, которая есть любовь, то жизнь их и ее может иначе быть названа любовью действий. Как с телом человеческим и с Небом, так оно и с родом человеческим, потому что род сей перед Господом как один человек, что и было сказано. Оживленные творения земли, как и ее растения, различаются на роды и на виды, и на различия родов и видов, и оное достоверно.
В царстве животных есть две универсальности, из которых в одной земные животные, а в другой небесные птицы. Есть также две универсальности в царстве растительном, из которых одною суть плодовые деревья, а другою - семянные злаки. По тем и другим можно видеть, что роды и виды любовей и различия родов бесконечны, и то же самое с действиями, потому что, как сказано было, природная любовь есть душою животных, а служение этой любви суть душою растений.
11. Есть степени чувств и действий.
Есть степени продолженные и степени раздельные; и те и другие суть во всякой форме как духовного, так и природного Миров. Всем знакомы степени продолженные, но не многим - степени раздельные, и незнающие их спотыкаются как впотьмах, ища открыть причину вещей. О тех и других степенях было пояснение в Трактате О Небе и Аде, 38.
Степени продолженные, известные всем, суть как бы склонение света к тени, теплоты к холоду, редкого к плотному. Таковая степень света, теплоты, мудрости и любви существует в каждом обществе Неба, внутри него; те, которые там в центре, обретаются в большем свете, чем те, кто в оконечностях. Свет по расстоянию от середины убывает до конечных, и то же самое - мудрость; но находящиеся в перифериях Неба суть в тени мудрости, и они просты. Так же и с любовью в обществах; чувства любви, составляющие мудрость, и действия чувств, составляющие жизнь тех, кто в этих обществах, умаляются постепенно от центра, или середины, до периферии, в этом продолженность степеней.
Но степени раздельные совершенно иные: они идут не с поверхности к окружностям, а сверху к низу, посему называются степенями нисходящими. Они раздельны, как причины, действующие в явлениях, которые в свою очередь становятся действенными до последнего явления; они между собою, как сила производящая относительно сил произведенных, которые в свою очередь становятся производящими до последнего произведения. Одним словом, это суть степени формации одного другим, начиная от первого, или вышнего, до последнего, или низшего, в котором состоит формация; посему эти степени суть предыдущие и последующие, так же как высшие и низшие.
Все творение совершено такими степенями, подобно тому каждое произведение и всякий состав в природе Мира, ибо если ты раскроешь что-либо сложенное, то увидишь, что одно выходит из другого до крайнего, которое есть общим для всего. Три Ангельские Неба различаются между собою по этим степеням; подобно же тому в Небесах у Ангелов и внутри людей свет, который есть мудрость, и теплота, которая есть любовь, и также самый свет, исходящий от Господа как солнца, и исходящая от него теплота. Посему свет в третьем Небе так блистателен, и свет второго Неба белизны столь яркой, что они превосходят в тысячу раз полуденный свет Мира. Подобно же тому мудрость, ибо свет и мудрость в духовном Мире суть в равной степени совершенства. Есть такие же степени чувств, и так как есть степени для чувств, есть также степени для действий, ибо действия суть субъекты чувств. Сверх того надобно знать, что для всякой формы - как для духовной, так и для природной - есть степени раздельные и продолженные; без степеней раздельных не было бы в ней внутреннего, составляющего причину, или душу, и без степеней продолженных не было бы в ней протяжения, или вида.
12. Всякое действие извлекает жизнь свою от общего, и от общего наитствует необходимое, полезное и приятное для жизни по качеству действия и по качеству его любви.
Эта тайна не была еще открытою, от нее проявляется нечто в Мире, но не в такой ясности, чтобы можно было видеть, что это так. В самом деле, в Мире каждый человек получает от общего полезное и приятное для жизни по превосходству и обширности своей деятельности. Некоторые награждаются от общественности, другие обогащаются от нее; общее есть как бы озеро, из которого текут награды и богатства. Действия и отправления, зависящие от наклонности чувств, их определяют и производят.
Однако нельзя заключать, что действия сами в себе таковы, потому что в мире злые люди иногда вознаграждены и оделены богатством так же, как и добрые; не выполняющие действий или совершающие дурные дела - так же, как и совершающие хорошие. Иначе в мире духовном, где действия обнажены и где открыто их происхождение, и в каком они месте духовного человека, которым есть Господь в небе. Там каждый вознагражден по непреложности и вместе с тем по любви действия; там не терпят праздных и тунеядцев, сующихся туда и сюда, ни ленивцев, похваляющихся трудами и работами других, но каждый должен быть деятелен, бодр и расположен к своей должности или сношениям, и каждый ставит честь и награду не в первый, но во второй и третий ряд.
По оному притекают у них вещи необходимые, полезные и приятные для жизни, и если притекают они от общего, то потому, что не приобретаются, как в миру, но возникают мгновенно и даруются Господом. И так как в Мире духовном есть сообщение и распространение всех мыслей и всех чувств, сообщение и распространение чувств любви к действию в небе соответствуют качеству их, а все в небесах заняты и оживлены деятельностью, - то по оному необходимое, полезное и приятное для жизни обильно возвращаются к центру жизненных действий, и как плоды действий - к совершающему дела.
Вещи необходимые для жизни, даруемые безвозмездно Господом и возникающие мгновенно, суть пища, одежда и жилище, совершенно соответствующие деятельности, в которой ангел. Вещи полезные суть вещи, служащие этим трем и доставляющие ему довольство; это, сверх того, различные предметы на столе, в одежде, в доме, - предметы, красота которых зависит от действия и блеск - от влечения к нему. Вещи приятные суть сношения с супругой, с друзьями, со свойственниками, которые все его любят и которыми он сам дорожит; эта любовь общая и взаимная исходит от любви к делу.
Если есть такие вещи в Небе, то потому, что они суть в человеке, ибо небо соответствует всему, что в человеке. Человек в любви к делу, по делу и ради дела есть также Небо в форме малейшей. Нет в человеке ни единого члена, ни единой частицы в члене, которая бы не извлекала из общего свои питательные средства и свое удовольствие; общее удовлетворяет потребности частей согласно действию; все, чего требует частица для своего дела, извлечено ею от соседних частей, и для тех - тоже от соседних, таким образом, от целого, и она, подобно тому, сообщает свое другим, смотря по надобности; то же самое с духовным человеком, который есть Небо, потому что то же самое в Господе.
Из этого видно, что каждое действие представляет собою все действия в целом теле, и в каждом действии есть представление вселенной и посему образ человека. Отсюда явствует, что Ангел Неба есть человек соответственно действию, и даже более того, что действие есть человек-Ангел, если можно здесь выразиться духовно.
13. Насколько человек в любви к деятельности, настолько он в любви Господа, настолько он Его любит и любит ближнего, и есть человеком.
По любви к действию мы узнаем, что разумеется под любовью к Господу и к ближнему, и также что разумеется под тем, чтобы быть в Господе и быть человеком.
Любить Господа означает совершать дела по Нем и Его ради; любить ближнего значит творить дела для Церкви, для отечества, для человеческого общества и для согражданина; быть в Господе - это действовать, а быть человеком - это творить дела по Господу и ради Господа.
Что любить Господа - это творить дела по Нем и для Него, то это потому, что добрые дела, творимые человеком, исходят от Господа. Добрые дела суть добро, а известно, что добро от Господа, и любить - это творить, ибо человек творит то, что любит. Никто не может любить Господа иначе, ибо дела, которые суть добро, исходят от Господа и затем Божественны, и даже более, суть Самим Господом в человеке; это то, что может любить Господь. Он не может сочетаться ни с одним человеком иначе как Божественностями; следовательно, Он не может дать иначе человеку способность Его любить. Ибо человек не может по себе любить Господа, Сам Господь его привлекает и сочетает с Собою; посему любить Господа как лицо, а не как действие, это любить Его в себе, что значит не любить.
Творящий дела или добро по Господу творит также дела и для Господа, и это может быть представлено небесною любовью, в которой Ангелы третьего Неба. Эти Ангелы суть в любви к Господу больше Ангелов других Небес. Те и другие знают, что любить Господа - не что иное, как творить добро, которое есть действие. Они говорят, что дела - это Господь у них; делами они называют отправление и пользу службы, управление, функции - как у священников и правителей, так у коммерсантов и рабочих. Добро, не вытекающее из их должностей, они называют милостыней, даром, а не делами.
Что любить ближнего - это творить дела для Церкви, для отечества, для общества и согражданина, - это потому, что оные суть ближние в смысле обширном и тесном; они также не могут быть любимы иначе, как делами, относящимися к обязанности каждого. Священник любит Церковь, отечество, общество и согражданина, таким образом, ближнего, если он поучает и ведет паству своим рвением к спасению. Правитель и подчиненные его любят Церковь, отечество, общество и согражданина, таким образом, ближнего, если исполняют свою должность ревностно для общего блага. Судьи - если стараются для правосудия; купцы - если прямодушны; рабочие - если честны; слуги - если верны, и другие так же. Когда у тех и других есть верность, прямота, искренность, справедливость и старание, то есть любовь действий по Господу, по Нем же есть любовь к ближнему в смысле обширном и тесном; ибо кто же, будучи по сердцу верным, прямым, искренним и справедливым, не любит Церкви, отечества и согражданина?
Теперь по этим соображениям видно, что любить Господа - это творить дела a quo (которые идут от источника), что любить ближнего - это творить дела ad quern (которые возвращаются к источнику), и что propter quem (для кого) - это для ближнего, для дела и для Господа. Таким образом, любовь возвращается к Тому, от Кого исходит, и всякая любовь a quo любовью ad quem возвращается к любви a quo. Это возвращение составляет ее взаимность, и любовь идет и возвращается постоянно делами, ибо любить - это творить. Поистине, когда любовь не становится делом, она перестает быть любовью, ибо дело есть проявление ее цели и то, в чем она осуществляется.
Насколько человек в любви деятельности, настолько он в Господе, потому что он настолько в Церкви и в Небе, а Церковь и Небо, по Господу, как один человек, формы которого, называемые органическими главными и низшими, также внутренними и внешними, состоят из всех любящих дела и творящих их. Сами действия составляют этого человека, потому что он духовный человек, состоящий не из лиц, но из творимых ими действий. Во всяком случае, в нем все [], получающие от Господа любовь к деяниям и творящие их для ближнего ради деяний и рада Господа. А так как этот человек есть Божественность, исходящая от Господа, и Божественность, исходящая от Господа, есть Господь в Церкви и в Небе, то явствует, что они все суть в Господе.
Если такие - Человек, то потому, что всякое действие, служащее каким бы то ни было способом общему благу, есть человек прекрасный и совершенный - по качеству деяния и в то же время по качеству любви к нему. Это происходит оттого, что в каждой части человеческого тела есть по действию идея всего; ибо каждая частица взирает на целое как на свое ex quo (от чего исходить), и целое взирает на нее в себе как на свое per quod (чем действует). По этой идее целого в каждой частице является то, что каждое действие есть человек, как в малом, так и в большом, и форма органическая такая же в частях, как и в целом. Более того, частицы частей, которые внутреннее, [] человечнее составных, потому что совершенство повышается внутрь, и все части органические в человеке слагались по формам внутренним, и те по формам более внутренним, и так до сокровенных, через которые есть сообщение со всяким чувством и со всякою мыслию человеческого духа.
В самом деле, дух человеческий в каждой из этих частей распространяется во всем, относящемся к телу; распространяется он во всех частицах тела, ибо он есть самая форма жизни; если бы не было тела для духа, то человек бы не был ни духом, ни телом. Посему решение и соизволение воли человека определяются мгновенно и производят и определяют действие совершенно так, как если бы сама мысль и воля были в них, а не над ними. То, что по действию своему каждая из мельчайших степеней человека есть человек, не входит в мысль природную, как оно входит в духовную мысль. В духовной мысли человек не есть лицо, но есть действие, ибо идея духовная лишена представления лица, как лишена представления материи, времени и пространства. Посему, когда Ангел видит другого Ангела в Небе, то видит его как человека, но мыслит о нем как о действии, и даже Ангел по лицу является соответственным действию, в котором он, и любовь действия оживляет его лицо. По этим объяснениям можно видеть, что всякое доброе действие по форме есть человек.
|