Начало Чудеса и знамения

Эта небольшая работа написана Сведенборгом в 1748 году.
Опубликована посмертно.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, частью Слова Божьего не является.
Последний латино-английский перевод сделан П.Х.Джонсоном в 1947 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

1. Многие утверждают, будто никто не может разговаривать с пребывающими в загробной жизни и приносить оттуда вести. Но это потому говорится, что они не верят ни в жизнь после смерти, ни в воскрешение мертвых, хотя им известно, что в древние времена беседовать с духами и ангелами являлось обычным делом. Другие утверждают, что более нет необходимости чему-либо нисходить с Небес, потому что все вещи, потребные для спасения, раскрыты в Слове, так что дальнейших откровений ждать не следует. Но они говорят это просто ради того, чтобы каждый мог придерживаться собственных догматов, как это делают последователи ересей, ибо эти ереси они подтверждают из буквального смысла Слова. Слово Божие действительно служит единственным источником учения, но именно в своем внутреннем смысле, который раскрывается ныне, и где содержатся истины веры. Еще другие возражают так: "Кто может ведать истину о таких предметах? Мы не видим ни откровений о грядущем, ни разоблачения тайн, ни творимых чудес. Если бы такие вещи происходили, мы бы поверили." Однако хорошо известно, что в наши дни не существует вероятности таких событий: это также было предсказано, а причины тому будут приведены ниже.

2. Неверующие духи, которые при жизни в теле обладали таким же характером, особенно упорны в требовании видеть чудеса, а также прозревать скрытые события и знать будущее, заявляя, что без всего этого они не могут веровать. Но им было отвечено, что не имеющим веры чудеса совершенно ничего не могут дать, тогда как верующим в них нет необходимости. Была объяснена и причина: вера не насаждается чудесами, она лишь до некоторой степени ими укрепляется, и это ясно из Слова. К примеру, хотя фараон видел столько чудес, он лишь ожесточал свое сердце. Также и сыновья Иакова, несмотря на множество чудес, виденных ими в Египте, не имели веры, когда несколько дней спустя подошли к Красному морю, и при всем множестве чудес, свершенных на горе Синай, в тот же месяц поклонились золотому тельцу. Имея ежедневную манну, они все же постоянно роптали от недостатка веры. Они наблюдали над скинией облако днем и огонь ночью - присутствие Самого Иеговы во всякий момент, - однако становились все хуже, а не лучше. Многие другие позже созерцали чудеса в земле Ханаанской, особенно творимые через Илию и Елисея, как это видно из исторических частей Слова. Из этих примеров понятно, как мало от чудес пользы.

3. Однажды, когда некоторые духи беседовали о чудесах и знамениях, и те, что не имели веры, настойчиво требовали их, - почувствовалось Божественное присутствие. Влияние исходило из некой неописуемой сферы, в нем ощущалось нечто отталкивающее и разрушительное по отношению к вере вкупе с неким предвидением о плодовитости безверия, а вместе с тем утрачивалась сама возможность насаждать блага и истины в тех, кто стремится приписывать природе даже Божественные вещи. Из этого стало понятно, отчего явные чудеса Божественного происхождения не случаются в наши дни.

Божественными же являются те чудеса, которые творятся Господом, означая и изображая что-либо касательно Его Самого, Его Царства и Церкви; они нисходят от Него через Небеса и осуществляются духами, чья собь в их поступках не принимает участия. Чудеса этого рода - Божественны и называются Перстом Божьим. Все чудеса, описанные в Слове, принадлежали к такому типу. Господни чудеса могут вызвать в нас лишь слабое уважение, если просто подумать о том, что слепцы получали зрение, глухие - слух, и т.п.; однако все эти чудеса означали и изображали Божественные вещи, а именно: небесное состояние Его Царства и Его Церкви. Эта тайна доселе была неизвестна.

4. Мне была открыта причина, почему сегодня не происходит явных Божественных чудес. Она состоит в том, что внутренние предметы веры, получаемые нами от Господа, не могут быть посеяны или насаждены принудительно, но лишь в свободе, - а следовательно, не в атмосфере изумления и страха, порождаемой чудесами. Предметы веры, воспринимаемые человеком под принуждением, в том числе и под влиянием чудес, по природе своей таковы, что затрагивают внутренности его души и там порождают убеждения, не соответствующие его реальному душевному состоянию, так что они оказываются не ко времени и не к месту. В результате у тех людей, которые не имеют веры из внутреннего источника, блага и истины веры, наитствуемые чудесами, втекая в душу, присоединяют себя к лежащим там ложностям и загрязняются злом. А поскольку они не имеют корней, то через малое время извращаются либо вовсе отрицаются, откуда возникает опасность профанации святого - опасность, от которой человек всеми путями удерживается Господом; сказанное должно быть очевидно каждому.

Даже если бы чудеса, подобные тем, какие творились в Египте, а также Илией и Елисеем в Ханаане, произошли в наши дни, на первых порах их сочли бы за нечто святое и потребовали их признания; но очень скоро начались бы умствования, в процессе которых они различным путями были бы опровергнуты и под конец приписаны природе. В большей степени это произошло бы с так называемыми "эрудитами" и "интеллектуалами", нежели с простыми людьми, но со временем первые убедили бы последних, и их конечное духовное состояние в результате оказалось бы много хуже того, в коем они прежде были. Ибо вначале признать истину, но с течением времени извратить и отвергнуть ее есть профанация (см. AC 573, 1008, 1010, 1059, 2081, 2426).

5. Из-за моей спины появилась группа духов; они продвинулись к затылку, поднялись над моей головой и наконец расположились выше и впереди меня. Эти духи были не слишком заметными, но все-таки смутно видны. Мне подумалось, что они по натуре должны быть лживы, но мне было сказано, что они представляли особый тип духов, иеющих малозаметную духовную сферу, но ясно видимую натуральную. (Те, кто мыслят духовно, наделены духовной сферой, но те, кто мыслят природно, наделены натуральной сферой.) Причина была в том, что, живя на земле, они не верили в существование ничего духовного, но только в природное; вследствие такого убеждения после смерти человека ожидает состояние описанного рода. Эти духи, не имея веры ни во что духовное, равным образом не верили в существование ада или Небес, а потому не верили и в жизнь после смерти. Мне было открыто, что они происходили из европейцев и были богатыми, свободными и преуспевающими в торговле.

Позже я разговорился с ними и заметил их стремление всячески скрывать свои мысли, что исполнялось с крайней старательностью и утонченным искусством. Чтобы преуспеть в этом, они научились красть идеи других людей, а на месте украденных возбуждать совсем другие, которые отвлекали бы их мысли к иным предметам. Они с хитростью делали это значительное время. Отсюда стало ясно, что в своей земной жизни они были крайне скрытны во всем, что думали и делали, и любили похищать блага других. Правда, они не прибегали к отрытой лжи, но, тем не менее, использовали обман особого рода. Они занимались этим около десяти часов, чтобы я мог познать, каковы те люди, которые ведут себя сходным образом в земной жизни.

Поскольку они не верили в существование ада, Небес и посмертной жизни, мне было дозволено спросить их, как они теперь оценивают свои прежние убеждения, поскольку теперь-то им стало известно о существовании всего этого; и что они думают о жизни в мире, которая казалась им единственно важной, тогда как в действительности она мимолетна, ибо в жизни, которую они ведут теперь, тысяча лет и даже десять тысяч едва ли что-нибудь значат. Когда они услышали эти слова, то задумались, но отвечать не стали.

После того мне было дозволено беседовать с ними об истинах веры. Живя в мире, они отрицали их, как и все духовное, так что на сей счет они мне опять ничего не ответили. Следует заметить, что они последовательно отвергали истины веры, и сфера, от них исходящая, была более противоположна истинам, чем у других духов. За целый день общения с ними я увидел, насколько трудно было бы привести их к признанию хотя бы одной истины веры, ибо они упрямо молчали и не выдвигали открытых возражений. Больше того, как это ни удивительно, они не могли вынести, когда истина подтверждалась им живыми примерами. Заметим кстати, что в натуральной сфере они, в противоположность другим духам, появлялись одетыми подобно людям на земле - вплоть до того, что носили штаны; но в духовной сфере они представали чудовищами. Там они имели запрокинутые лица, так что в глаза бросались одни зубы. Причина в том, что в мире духов лицо изображает духовные внутренние начала, а зубы - натуральные.

Те из них, кто на земле вел нравственную жизнь и не пытался искусно присвоить пожитки других, за гробом не поучаются истинам веры, подобно прочим, но предоставляются собственным мыслям о царстве, в котором они теперь оказались, о его правлении и законах, и также о том, что же им следует делать, коли известно, что здесь нет иных законов, кроме добра и правды; и тут их охватывает беспокойство о будущем, которое ждет их; и наконец они, как будто сами собой, переходят в более здоровое состояние духа. Позже, однако, им объясняют, что это было сделано не их собственной властью.

Покуда я разговаривал с ними, появился некто, восходя к Небесам слева направо, и нам было сказано, что он недавно скончался и немедленно возносится ангелами на Небо. Мы заговорили о нем и о том факте, что некоторые берутся в Небо сразу после смерти (см. AC 317-9, 1112, 2119, 2130). Я постигал исходившую от них сферу безверия, ибо они крепко держались того же мнения, что и в мире, когда слышали подобные вещи. Такая сфера безверия является результатом многих рассуждений, подтверждающих, будто подобные происшествия невозможны. Затем, поскольку этот возносящийся дух был виден, они принялись удивляться и потом вознегодовали, что других уносят в Небо, тогда как они топчутся здесь внизу и не слишком далеко от ада. Их ненависть еще возросла, когда им сказали, что возносимый на Небо принадлежал к нации, которая граничила с их собственной, а обе нации состояли в постоянном соперничестве.

Наконец я заговорил с ними о чудесах, и теперь они смогли открыто выразить свои взгляды о том, насколько почитали чудеса возможными и какую бы веру имели, если бы стали свидетелями происходящих в мире чудес. Сперва они утверждали, что точно бы уверовали, если б увидели чудеса - как, например, если бы кто восстал из мертвых. Но я ответил, что даже тогда они бы не поверили, и, возможно, их вера стала бы даже слабее, чем прежде. Когда они были предоставлены сами себе, чтобы подумать об этом, они признали из глубины сердца, что если бы увидели кого-то, вернувшего к жизни труп, лежащий в могиле, первая их мысль была бы о том, что это - обман; но когда они все-таки убедились бы в отсутствии обмана, они бы сказали, что, наверно, существовала некая секретная связь между душой умершего человека и того, кто его воскресил. Однако если бы они увидели целый ряд воскрешений от рук этого человека, тогда бы они подумали, что здесь скрывается некая тайна, превышающая их разумение, ибо в природе есть много вещей, которые не могут быть ни постигнуты, ни объяснены. То есть они сочли бы это явление сверхприродным. И в результате они все равно бы не уверовали, между тем как их собственное состояние сделалось бы хуже, чем прежде, так как вследствие созерцания чуда они бы еще сильнее утвердились против истин о существовании воскресения или посмертной жизни, и тем самым - против самой возможности каких-либо Божественных вещей в низшем мире. Из этого сделалось ясным, каково бывает действие чудес на людей, не имеющих веры в существование Небес и ада.

6. Некоторые могут удивиться, почему неверующие, оказавшиеся в другой жизни, услышав и, таким образом, узнав все эти факты, не приходят немедленно в состояние веры, не признают, что Господь правит вселенной, и не служат Ему от всего сердца. Об этих людях я был научен ангелами, что ложные убеждения, истекающие из их злой жизни, которыми они напитались еще на земле, препятствуют любому подобному изменению. Ложные убеждения, истекшие из зла жизни, так прилипают к их душам, что уже не могут быть искоренены, ибо в них находится самая жизнь этих людей. Удалить эти убеждения вкупе со злом было бы равносильно тому, чтобы отнять у них жизнь, и потому они остаются при этих вещах.

С земным человеком обстоит практически так же, но есть разница: он имеет внешнюю, или телесную, память, которая особенно деятельна в условиях мирской жизни; вещи же, принадлежащие его внутренней памяти, оканчиваются во внешней, как в своем крайнем пределе. В телесной жизни именно внешняя память может совершенствоваться, и это делается по мере согласия с внутренней. В другой жизни внешняя память также присутствует, но уже ничего нельзя позаимствовать оттуда, хотя она по-прежнему служит основанием для внутренней памяти. Вот почему в посмертии внутренние начала человека могут усовершенствоваться лишь в той мере, насколько существует согласие между этими двумя видами памяти, или, выражаясь иначе, в той мере, насколько это согласие не нарушено злом и ложью его жизни. Природа этих двух видов памяти описана в AC 2469-2494.

7. Некоторые думают, что злые могут быть спасены, могут чудесным образом стать добрыми и войти в Небеса посредством Господнего Всемогущества; и что каковы бы ни были жизнь и вера человека, все его зло и ложь могут быть выметены прочь, лишь бы в свой смертный час он проронил вздохи веры. Но зло, которым запятнан человек, не может быть обращено в благо. В самом деле, если бы зло было чудесным образом изъято у грешника, в нем едва ли осталась бы жизнь. Один дух говорил именно таким образом, согласно понятиям, усвоенным в телесной жизни; он настаивал на своей правоте и принуждал к тому же убеждению других. Чтобы научить их, что это не так, зло и ложь этого духа были чудесным образом удалены, так что окружающие могли увидеть, много ли в нем осталось жизни. Он тогда выглядел подобным младенцу, делая бессмысленные движения руками, которыми едва мог шевелить. В это же время его умственное состояние сделалось менее способным к мысли, чем у младенца: он не мог ни вымолвить слова, ни понять сказанного другими. Очень скоро он был возвращен к прежнему состоянию. Из этого опыта можно видеть, что грешники никаким чудом не могут быть превращены в добрых и войти в Небеса.

8. Ныне сделалось общим верованием, будто спасаемы все, кто на исходе жизни имеет определенные набожные мысли и от всего сердца рассуждает о спасении и о Господе, в особенности если они исповедуют, что Господь пострадал за них. Это мнение они подтверждают словами Господа к разбойнику на кресте ("Ныне же будешь со мною в раю") и часто цитируемым утверждением, что "где дерево падает, там и остается лежать", - независимо от того, как прожил человек всю свою жизнь. Такие взгляды способны даровать некоторое утешение умирающим, они могут успокоить тревожные мысли о прожитой жизни, но правда состоит в обратном. Именно прожитая жизнь определяет будущее счастье или несчастье человека, и набожность в смертный час ничего не может отнять от нее. Его вынуждает мыслить и говорить набожно состояние страха смерти и особенно увядание любви к себе и к миру, или, что то же, усыпление телесных и мирских забот. Когда они стихают или усыплены, каждый ведет себя сходным образом, так как именно телесные и мирские любови составляют единственную преграду для получения добра, которое постоянно втекает от Господа. Что касается разбойника, к которому были обращены слова Господа, он был подготовлен своей жизнью заранее; а насчет утверждения, будто где дерево упадет, там и останется лежать, - это попросту неверно. Все же эти взгляды могут оказаться полезны в качестве утешения умирающим, ибо невозможно знать внутренние качества никакого человека в его земной жизни.

9. Выше утверждалось, что невозможно достичь веры посредством чудес. Вера насаждается во внутреннем человеке и там соединяет себя с любовью к добру; вера, которая не присоединяется таким образом, не есть вера, потому что она не истекает из сердца. Любовь к добру постепенно вводится Господом в душу, или внутренним путем, так что человек практически ничего не знает об этом. С другой стороны, учение веры входит через слух, или внешним путем, и уносится в память, откуда Господь вызывает его в урочное время и в должном порядке, чтобы соединить с любовью к добру. Это исполняется, когда человек пребывает в свободе; свобода же его рождается из его любовей, ибо не существует иной свободы, кроме свободы любви. Так посевается и укореняется вера; лишь сделанное в свободе может быть соединено, и никогда - сделанное по принуждению. А отсюда вытекает, что не может быть никакого соединения добра и веры посредством чудес, ибо их природа такова, что принуждает. Какие бы верования ни были посеяны чудесами, если они не заглохнут сами собой, то наверняка будут искоренены, ибо присоединяются к ложностям и связывают себя со злом.

10. Люди, не имевшие внутреннего богослужения, но лишь соблюдавшие внешние обряды, должны были принуждаться, и не только чудесами, но также страхом и множеством наказаний. Таковы были иудеи и израильтяне, ибо их Церковь лишь прообразовывала небесные предметы любви и духовные предметы веры, принадлежащие истинной Церкви. В них не было ничего внутреннего, чтобы удерживать их в узде, а в отсутствие внутреннего начала внешнее мечется туда и сюда, словно тростник, сотрясаемый штормовым ветром. Им творились чудеса потому, что они не могли повлиять на их внутренние начала, где любовь к добру соединяется с любовью к истине. Однако даже в этом случае, чтобы их свобода не была отнята у них, египетским магам было дозволено творить чудеса чисто внешнего характера, вроде Моисеевых, так чтобы у иудеев осталась свобода выбора. Но после того, как внутренние истины были раскрыты Господом, чудеса прекратились, причины чему даны выше.

11. Я беседовал с ангелами о том, что человек обязан принуждать себя к творению добра вопреки собственным похотям, и также принуждать себя верить в истины, противоположные его личным взглядам; но что он не должен принуждаться к этому со стороны. Ангелы ответили мне, что принуждение себя есть признак свободы, потому что оно порождается внутренней склонностью, но быть принужденным - результат не свободы, но действия внешней силы. Они добавили, что чудеса не являются средствами самопринуждения, ибо человек принуждается ими извне.

12. Немногие знают, что является и что не является свободой. Что бы ни находилось в согласии с любовью человека и ее усладами, кажется ему свободой, а то, что противостоит этой любви и ее усладам, свободой не кажется. Что пребывает в согласии с любовью к себе и любовью к миру, и с их похотями, представляется человеку свободой, но это есть адская свобода. То, что исходит от любви к Господу и любви к ближнему, следовательно, от любви к благу и истине, является настоящей свободой, и это есть небесная свобода. Адские духи не знают никакой свободы, отдельной от любви к себе и к миру, ибо такая свобода есть их самая жизнь. Если оная отнимается от них, то в них остается не больше жизни, чем в новорожденном младенце (см. п. 7). Всякий подобный дух пребывает в этой свободе, когда, словно презренный раб, служит тому или другому дьяволу; но как только он перестает служить, то ввергается в прискорбное состояние: каждый ужасным образом мучает другого по очереди. Такая свобода ожидает всех тех, кто признает и жаждет лишь свободу, порождаемую эгоистичной и мирской любовью, - и нужно отметить, что они ничего не знают о небесной свободе, и если она описывается им тысячей способов и показывается живейшим образом, они по-прежнему не воспринимают ее всерьез.

Но небесная свобода существует от Господа. В ней состоят все ангелы небесные, и она исходит, как уже говорилось, из любви к Господу и из взаимной любви ангелов; следовательно, она состоит в желании блага и истины. Природа этой свободы может быть понятна из факта, что всякий наслаждающийся ею разделяет от полноты сердца свое блаженство и радость с другими, и его блаженство и радость лишь возрастают от стремления ими делиться; таким образом, каждый служит центром блаженства и радости для всех пребывающих в Небе; а поскольку всякий там имеет сходную натуру, то образуется непрерывный круг, нескончаемое соучастие, и это от единого Господа. Отсюда может быть кое-что постигнуто о качестве небесной свободы. А поскольку Господь, из Божественной милости, желает наделить этой свободой всех людей, в ней насаждена любовь к благу и истине.

13. Есть факт, хорошо известный в другой жизни, но ныне совершенно неведомый в мире. Он состоит в том, что никто не способен мыслить и желать от самого себя, но делает это от других: связь, соединяющая всех с Первопричиной Жизни, то есть с Господом, такова, что не имеющее этого соединения не может существовать. Пребывающие во зле и лжи имеют соединение с адами, откуда исходят их мысли и желания, а пребывающие в благах и истинах имеют соединение с Небесами и извлекают свои мысли и желания оттуда. Из этого также ясно видны происхождение и сущность обоих типов свободы. Что это так, уже неоднократно показывалось.

14. Из того, что было рассказано выше, можно видеть смысл вечного закона, гласящего, что каждый пребывает в свободе относительно того, что он мыслит и хочет, но содержится в узах относительно поступков. Для находящихся в расположении зла и лжи существуют внешние узы, такие как страх потери славы, богатства, репутации или жизни, и боязнь законных наказаний: вне этих уз каждый подобный человек неистово обрушивался бы на тех, кто не подчиняется его воле; именно это и происходит в адах. В настоящее время большинство людей контролируются Господом через такие узы, хотя им самим кажется, будто они живут в свободе. Но те, чьи склонности истекают из блага и истины и на них же направлены, управляются Господом посредством внутренних уз, которые принадлежат совести. Эти узы суть любовь к Господу и любовь ближнему, но когда эти люди таким образом связаны, они - в Небесах, и их желания называются узами, хотя нисколько таковыми не кажутся.

15. Человек не желает верить и даже знать, что он не живет (т.е. мыслит и желает) сам из себя, и вследствие этого нежелания все зло и ложь становятся его собственными. Они прилипают к нему, потому что он сам привязывает их к себе, и покуда он в этом состоянии, ему не могут быть вменены никакие блага и истины. Все было бы совсем иначе, если бы он поверил, как оно и есть в действительности, что все зло - из ада, а все добро - от Господа. Тогда зло не сделалось бы его собственным, потому что оно принадлежит аду, и он не стал бы присваивать себе добро, потому что оно - Господне; в результате в другой жизни он бы не наказывался за зло, но все же был бы вознагражден за добро - не вследствие заслуги, но из милости.

16. Древними людьми творилось множество ложных чудес, и они доселе могут твориться, но только среди тех, кто пребывает в ложностях относительно их веры, вследствие чего их богослужение не внутреннее, но только внешнее; ибо чудеса не могут войти в таких людей и загрязнить их внутренние истины за неимением последних. Хотя эти чудеса не истинны и большей частью являются обманами, они тем не менее могут возбуждать простые умы к некоторому роду внешней набожности и святости, которые нечисты, насколько погружены в ложности веры.

17. Магические чудеса, подобные тем, какие творились в древнем Египте, Халдее и среди других языческих народов, исполнялись чисто искусственными средствами или трюкачеством с единственной целью насадить веру в то, будто они суть Божественные проявления, и таким путем стяжать власть даже над душами людей, и достигнуть мирового богатства. Эти чудеса сами в себе противны Божественному Порядку, но по внешней форме напоминают Божественные чудеса. В другой жизни множество подобных чудес творится дьявольскими духами. Когда эти духи отпущены из уз, они не имеют другой цели, кроме как имитировать небесные вещи, и посредством этих подделок вводить в заблуждение умы окружающих с целью управлять и помыкать ими. Эти иллюзии вводятся убеждением, внешними видимостями и еще неправильным применением соответствий, чем искушаемые духи бывают особенно зачарованы. Существует поле, далеко простирающееся вперед, на уровне пяток ступней, где эти дьявольские духи присутствуют в огромном количестве. Там же находится ад египетских и халдейских магов, но он - в пещерах ниже. Все, кто в земной жизни опутывал других хитрыми уловками, присоединяются к таким духам.

18. Божественные чудеса, творимые сегодня, не являются людям явно, но скрыты от глаз. По мере их исполнения случается много происшествий, которые не кажутся чудесами и оттого приписываются случаю, чьей-либо мудрости или силам природы, - приписываются всеми, кроме тех людей, которые признают Божественное Провидение в каждом малейшем событии. Эти чудеса скрыты по изложенной выше причине, - чтобы избежать неподходящего влияния на людей, чьи внутренние начала подготавливаются Господом к принятию блага и истины, поскольку эти люди должны пребывать в свободе - ради того, чтобы получить свою веру из внутренней склонности. Вот почему Господь сказал Фоме:

Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Ин. 20:29.