Начало Вера

Вера (faith).

Что такое вера.
Знать - не то же, что верить: показано из опыта, 4319:2.
Одно дело знать, другое - признавать, а третье - иметь веру: в чем состоит разница, 896.
Верой означается истина, принадлежащая учению, и это есть вера знания. Мало кто ведает, что она по сути есть убеждение или доверие, и среди них еще меньше понимающих, что вера не дается иначе, как через жизнь милосердия, 3868e.

Убежденность в вере.
По поводу убежденности или доверия, которые именуются верой, 9239-9245.
Веровать в Бога спасительно, а веровать в предметы, исходящие от Бога, без веры в Самого Бога, не спасительно, 9239.
Какова по себе убежденность, которая именуется верой, 9240; точка зрения ученых мужей, 9240.
Убежденность имеют пребывающие в милосердии и в любви к Господу, но ее не имеют пребывающие в любви к себе и к мiру, 9241.
У злых на пороге смерти не бывает никакой убежденности, хотя кажется, будто она есть, 9242;
Нет у них и веры, состоящей в том, чтобы веровать истинам, исходящим от Бога, 9243.
Суть убежденности или веры в Господа разъясняется здесь, 9244.
Имеют веру творящие добрые дела: показано, 9245.
Убежденность, принадлежащая одной вере, пуста, ибо должна происходить из любви. Поэтому не от истины говорят, что человек спасаем (Христовой) заслугой, какова бы ни была его жизнь, 7762.
Убежденность принадлежит любви посредством веры, 8240.
Отчего (протестанты) присоединяют (как побочный фактор) "плоды веры" (т.е. добрые дела) и сводят веру к убежденности, хотя из зла проистекает ложная убежденность, 4683:3, 4689:3.
Лишь любовь к благу и истине делает веру духовной, 8078.
Сущность веры состоит в милосердии, 9783.
Вера никогда не становится настоящей, доколе человек не желает вещей, коим учит вера, и по воле своей не исполняет их: показано, 9224.
Что такое благо веры и истина веры: объяснено, 9224, 9230:2.
Как обстоит с тем (церковным требованием), будто предметы, принадлежащие вере, должны быть веруемы в простоте, вследствие чего природный человек не постигает их рассудком: показано, 9300:4.

Виды веры.
Вера бывает научная, разумная и спасительная, 30:2.
В вере существуют духовные, рациональные и научные элементы, 2504:2.
Чисто природная вера есть вера чувственная, вера в чудеса и чужой авторитет, поэтому она не от Господа. Но если в ней присутствуют истины, порожденные невинностью, это от Господа, 8078.

Вера по убеждению.
Описано качество такой веры, 2343:6.
Кое-что относительно веры по убеждению, 3427:4.
Живущие во зле не имеют веры, но лишь некое убеждение, описание коего см. в 3865:2.
О (духовном) свете, в котором пребывают состоящие в вере по убеждению и притом жившие жизнью зла, 4416.
О вере по убеждению: она свойственна состоящем во зле жизни; ее описание, 8148:2.
О вере по убеждению - см. 9363-9369.
В ней состоят те, кто верит в Слово и учение Церкви, но не живет согласно им, 9363.
Они веруют не ради служения ближнему, но ради собственной выгоды, чести и славы за ученость, 9364.
Кто домогается и желает многого (ради себя), находятся в сильнейшей вере по убеждению, 9365.
Но они веруют, лишь когда пребывают в огни любви к себе и мiру, в остальных же случаях не веруют, но отрицают, 9366.
Они не знают и не заботятся о том, истинен или ложен предмет их веры, и более всего прочего защищают спасительность веры без добрых дел, 9367.
Они отступаются, если не видят выгоды, и их вера исчезает после смерти, ибо не укоренена в их внутренних началах, 9368.
В Слове они описаны Господом в качестве тех, коих Он не знал, потому что они были делателями неправды, и также пятью глупыми девами, 9369.

Связь веры с милосердием.
Что такое милосердие и вера, 8033-8037.
Каково отношение веры к милосердию, и какова вера без милосердия: показано различными сравнениями, 8530.
Вера есть внешнее в милосердии, а милосердие - внутреннее в вере, 3868.
Истины веры есть ничто в отдельности от любви к благу: показано, 3849.
Истина желает благо, т.е. желает творить благо, и присоединяется к благу: показано, 9206:2; 9207.
Вера существует лишь там, где есть милосердие, 654.
Веры нет, если она не происходит из любви или милосердия, 724.
В последние времена уже нет веры, потому что нет милосердия, 1843.
Догматы веры не приносят пользы, если в них не скрывается милосердие, ибо (в действительности) оно ставится ими за цель, 2049:4, 2116:3.
Нет подлинного милосердия в отсутствие веры, ни подлинной веры без милосердия, 2839.
О соединении блага и истины, или милосердия и веры; также каково качество человека, в коем они соединены и когда не соединены, 7623-7627.
Жизнь веры исходит от милосердия, или, что то же, истины - от блага; благо же обретает свою форму и, таким образом, качество, через истины. Показано примерами волокон тела, в коих скрывается дух, и сосудов, содержащих кровь, 9154:2.
Милосердие - брат веры, 367.
Милосердие должно господствовать над верой, но не наоборот, 363, 365.
Впоследствии милосердие имеет существование посредством веры, 330, 393, 598.
О первородстве: существует разногласие, принадлежит ли оно вере или милосердию, 2435.
По разным причинам кажется, будто вера предшествует милосердию, а истина - благу, но это обман чувств, 3324.
Право первородства фактически принадлежит благу, а по видимости - истине, 4925, 4926, 4928, 4930.
Поскольку духовные предметы для людей туманны, они полагают веру на первое место, а благо - на второе, 6256.
Сколько добра было бы в Церкви, если бы милосердие ставили на первое место, а веру - на второе: показано, 6269:2;
И сколько выходит зла, если веру ставят на первое место, а милосердие - на второе, 6272.
Даже в натуральном свете видно, что первое место занимает благо, а вера - только по казательности. См. ИСТИНА и ВОЗРОЖДЕНИЕ. 
Что такое "плод веры"? - милосердие, происходящее из любви к Господу, таким образом, происходящее от Господа, являющегося внутренним смыслом Слова, 1873.
В Небесах все оцениваются с точки зрения милосердия и веры, 1258.
(Там) постигается качество любви и веры (каждого), 1394.
Пока вера не присоединена к благу, она либо становится безверием, либо присоединяется к злу, откуда происходит профанация, 6348.
Духовное благо не может быть присоединено к тем, кто пребывает лишь в истинах веры, но не во благе согласно им. Они подобны наложницам, ибо в них не происходит брака между благом и истиной; почему так, 8981, 8983:2.
Пребывающие в одних истинах веры, но не в доброй жизни по ним, находятся на самых краях Небес, составляя кожу (Величайшего Человека), 8980.
Истина не дается отдельно от блага, ни вера без любви: показано изображениями в другой жизни, 10194;
Вера и любовь шествуют шаг в шаг, 10201.
Благо и истина, или вера и любовь, должны быть соединены, чтобы стать чем-либо: показано, 10555.
Разумение принимает истины веры, а воля принимает добро милосердия: показано, 9300:2.
Процитировано много отрывков касательно веры и милосердия, также об истине и благе, 3324:3.

Вера без милосердия.
Вера, отделенная от милосердия, не является верой, 1162, 1176.
Вера без милосердия не есть вера, 2325, 2417; описано ее качество, 7039:2; даны ссылки, 8093; помимо тех сведений, которые следуют далее, 8093.
Вера без милосердия есть нечто обожествляемое (злыми людьми), 3870.
Одна вера без милосердия мертва: здесь ошибка Церкви, 5351:3.
Как понимать, что вера без милосердия проклята, 7766, 7778:3.
Вера, не соответствующая жизни человека, погибает, 2228:2.
Как свет без тепла ничего не может произрастить, так и истина веры без блага любви - бесплодна, 3146e.
Когда в сердце правит слепая вера, Божественная Истина отвергается, 4673.
От веры без милосердия происходит ряд ложных учений, 4721:2.
От веры без милосердия происходит ряд заблуждений, 8313.
В какие заблуждения впадают полагающие спасение в одной вере, и в какой слепоте они находятся, 8765:2.
Заблуждения, происходящие из одной веры, 9224:3.
Догматы, касающиеся веры без милосердия, разрушают милосердие: показано, 6353:2.
Каким образом вышло, что вера без милосердия была взята за принцип: причина - в жизни по злу; показано, 8094.
Пребывающие (в одной вере) впадают во множество заблуждений, 8094:2.
Кто отделяет веру от любви, думают, будто вера есть просто мысль, да едва ли и это, тогда как вера есть знание всех (духовных) предметов и послушание им, 36.
Отделяющие веру от милосердия не способны иметь совесть, 1076, 1077;
Они низвергают себя в ложности и зло; и это было изображено через Каина и Авеля, Хама и Ханаана, Рувима и египтян, перворожденные коих были убиты, 3325:11.
Пребывающие в одной вере кажутся будто бы в свете, но это - зимний свет, при приближении к Небесам обращаемый в тьму, так что их разум немеет, 3412:3, 3413.
Те, кто не состоит в милосердии, а только в знании фактов веры, никогда не смогут увидеть в Слове внутренний смысл, посвященный любви и милосердию, 3416.
Слово открывается (человеку), когда любовь к Богу и милосердие к ближнему усваиваются им за принцип (жизни); но если усвоена вера (без милосердия), Слово закрыто, 3773.
Пребывающие в одной вере не могут знать, каковы Небеса, и много других вещей, 4776;
Они неверно толкуют Слово: показано, 4783.
Пребывающие в одной вере и живущие по злу, в другой жизни по-прежнему наваждают праведных, и означаются египтянами, 7097:4; они заражают праведных злом, 8096:2;
Они поступают так в другой жизни, пребывая сами во мраке; каковы прочие их черты - см. 8313:4.
Когда пребывающие в одной вере читают Слово, они видят лишь подтверждения (своей лжи) и ничего больше, 8780:3.
Кто утверждает веру без милосердия, отделяет благо от истин, и потому они пребывают во мраке, 9186:2.
Причина, по которой они признавали одну веру, заключалась в их незнании того, что все вещи относятся к истине и благу, в человеке же две способности - разумение и воля, 9224:3.
Простые умом знают, что такое вера, и признают ее - но не веру без милосердия, 4741:2, 4754.
Где пребывают в другой жизни те, кто держится одной веры, 8096:2 8099:2.

Вера и Церковь.
Церковь созидается милосердием, а не верой, 809.
Духовную Церковь создает милосердие, а не вера, отделенная от него, 916:2.
Учение веры само по себе не создает Церкви, но милосердие, 1798, 1799:3, 1834:2, 1844.
Церкви не существует, пока истины учения не укоренены в благе жизни, 3310.
Когда милосердие, а не вера стоит на первом месте, вместо многих церквей образуется одна, 2982
Церковь происходит не из одних истин веры, но из милосердия, 5826:2.
Там не существует никакой Церкви, где милосердие не признается за ее основу, а признается лишь отдельная вера, 4766:4.
Те, кто ставят веру, а не милосердие на первое место, могут состоять в благе истины; но они не в такой мере находятся в Небесах и не так соединены с Господом, как состоящие в благе милосердия, 3459.
Творящие добро из веры, а не из милосердия, находятся дальше от Господа, 3463:2.
Те, кто ставят веру на первое место, что нетрудно сделать, и в то же время состоят в добре жизни - находятся в Господнем Духовном Царстве, 3242.
Люди отрицают внутренний смысл (Слова), потому что считают веру самой сущностью Церкви и называют добро "плодом веры", тогда как в действительности любовь к Господу образует древо жизни, милосердие и добрые дела - его плоды, а вера и предметы учения - листья, 3427:2.
Вера, принятая за сущность Церкви, содержит в себе много ошибок, насчет которых см. 4925.
"Плоды веры" есть плоды добра, происходящие из любви и милосердия, 3146.
В Древнейшей Церкви не желали и слушать о вере, 4448.
Истина в Древней Церкви служила тем же, чем является вера в новой, 4690.
Церковь, основанная на одной вере, не имеет другого критерия, кроме (людского) разума, но Церковь, основанная на благе, имеет в себе милосердие и Господа, 4672:2.
С течением времени Церковь отвращается от милосердия к вере, и под конец к вере без милосердия, 4653.
Богослужение из блага - истинное, а когда оно исходит из истины без блага, то становится просто внешним действием, 7724.
Богослужение свято по мере качества и количества истины веры, укорененной в милосердии, 2190.
О том факте, что все предметы Церкви относятся к милосердию и вере, и также о соединении веры с милосердием, 7752-7762; о частностях см. МИЛОСЕРДИЕ.

Вера и спасение.
Возрождение человека осуществляется посредством истин веры, 2046.
Чтобы человек мог быть возрожден, в нем должны присутствовать истины веры; и они должны входить в него вместе с подлинным стремлением к истине. Тогда если ему вспоминается истина веры, вместе с тем вспыхивает и стремление к ней; и обратно: показано, 5893:3.
Когда человек возрождается, истины веры насаждаются в милосердие, 2189:2.
Не следует удивляться тому, что вера спасает; однако (спасающая) вера дается только живущим по вере, а именно: в любви (к Богу) и милосердии, 2343:3, 2349.
Пребывающие в вере спасаются, только если в их вере содержится благо, 2442.
Убежденность, которая зовется "спасающей верой", может быть дана лишь через добро жизни, 2982:2.
Без милосердия (подлинная) вера никак не может быть дана, 7342e.
Спасает милосердие, а не вера без него, 379, 389.
Кто полагает основу спасения в одной вере, вовсе не видят и не заботятся о том, что Господь так часто говорил о любви и милосердии, 1017.
Посредством одной веры нет спасения, но лишь через жизнь по вере, которая и есть - милосердие, 2228:2.
Спасают не истины веры, а блага, скрытые в этих истинах; поэтому доколе человек не состоит в благе, ему не может быть дано признание истин, а потому и вера, 2261:2
Человек возрождается посредством не истин, а блага, из них исходящего, 2697.
Человек должен быть возрождаем через истины веры и также через исправление недостатков: показано, 9088:2.
Причина, по которой люди отделяют веру от милосердия, говоря, что она одна спасает; однако вера отделенная подобна свету зимой, а вера, исходящая от милосердия, подобна весеннему свету, 2231:3.
Если бы одна умственная вера спасала, все бы вошли в Небеса, но они не могут, ибо их жизнь им препятствует, 4674:3.
Они не могут быть допущены в Небеса потому лишь, что они верно мыслят и научены, так как их жизнь зла препятствует, 2401.
У тех, кто убежден, будто одна вера спасает, сами истины загрязнены ложными принципами, 2383;
И они не позволяют убедить себя в обратном, поскольку это противно устоям (их жизни), 2385.
Причина, по которой люди впали в ложь, будто одна вера спасает; и каким образом они впоследствии утверждаются в этом, 4730.
Те, кто убедили себя, будто одна вера спасает, но жили во зле, в другой жизни наваждают праведных посредством (искажения) наиболее общих понятий Слова, 7127.
Такие люди считают добрые дела за ничто, как бы ни звали их "плодами веры", 7127:2.
Где расположены их ады, 7127:3.
Истины веры тут же фальсифицируются, когда говорится, будто вера без милосердия спасает, даже в последний предсмертный час, 7779:2.
Не вера, но жизнь веры, или плоды веры (добрые дела) спасают, 4663:2.
Существуют действия по вере, которые спасают: показано, 4721:3.
Различие в истинах и благах веры у тех в Церкви, которые спасаются, и тех, кои идут в проклятие: показано, 7506:2, 7507.
Нет соединения Господа с истинами веры в том человеке, чья жизнь не согласна с ними, 9380:2.

Соответствия, относящиеся к вере.
О соответствии зрения глаза и света истинам веры, 4523-4534.
Тепло и свет в природном мире соответствуют любви и вере в духовном мире: сравнение, 7082-7084.
"Верить" (кому-либо) в исторических сказаниях Слова означает, в духовном смысле, иметь веру, 6956, 6970.
Вера, отделенная от милосердия, или "одна вера", описана Каином, Хамом, Рувимом, Симеоном и Левием, а также египтянами, филистимлянами, Тиром и Сидоном, 8093:2.
Кто исповедовал одну веру и жил жизнью зла, в другой жизни насыщается ложностями и наваждает праведных; именно эти понимаются под фараоном, ибо фараон означает тех, которые наваждают посредством ложностей, 7317, 7502:2, 7545.
Еврейские слуги означают принадлежащих к внешней Церкви, ибо они состоят лишь в истинах доктрины. Свободные же люди означают принадлежащих внутренней Церкви, ибо они пребывают в склонности к милосердию, 8974:2.
Творящие добро из послушания вере, а не по склонности к милосердию, в относительном смысле являются слугами, 8987, 8988, 8991.
Древние омовения и крещение = возрождение посредством истин веры, ибо воды означают истины веры, 9088:2.

Различные частности касательно веры.
Вера исходит от Господа посредством любви; вера (в духовном мире) является меньшим светилом (луной), 30-37.
Небесные ангелы не хотят даже упоминать о вере, но говорят (по любому вопросу), это так или это не так, 202;
Но духовные ангелы рассуждают о вере ради подтверждения благ и истин, 203.
У не имеющих веры (души) не открыты в сторону внутренних начал, так что они не могут признавать (истины) и веровать, 301-303.
Об опустошении веры - см. ОПУСТОШЕНИЕ.
Вера может быть уподоблена ночи (в сравнении с любовью), 709.
Ароматы, источаемые верой и милосердием (в духовном мире), приятны; об этом см. 1519.
Царство небесное предназначено для имеющих веру в Господа. Какова эта вера? - это вера, исходящая от милосердия, 1608.
Пребывающие в благе милосердия получают истины веры после смерти. См. ЯЗЫЧНИКИ.
Человек должен творить добро и мыслить истину (как бы) от себя, чтобы он мог принять небесную собь и небесную свободу, 2882, 2883, 2891.
Соединение истины веры с благом в рациональном начале человека осуществляется посредством его любви (к этому), 3024.
Духовные (а не небесные) люди отделяют Божественное от своего рационального начала (у них очень сильна собь), даже до такой степени, чтобы требовать, дабы вещи, принадлежащие вере, принимались безо всякого внутреннего постижения; об этом см. 3394.
Истина не может быть полностью принята там, где господствует недоверчивость, которая ограничивает и налагает пределы, 3399.
О тех, кто (слепо) доверяет вере других, 4047.
Злые могут принимать истины, принадлежащие вере: показано, 4180:2.
Истины веры могут быть приняты, т.е. присоединены к благу, лишь у пребывающих в добре милосердия и любви: показано, 4368:5.
О некоторых из тех, кто постигал истины веры, но жил по злу; в другой жизни они попирают истины веры ради собственного господства; описано качество таких людей, 4802:2.
Кажется, будто истины веры исходят от человека, тогда как в действительности вера втекает в него, 5664a;
Но одно дело знать истины, другое - наперед им верить: это могут и наихудшие, 5664a:3.
Пока истина веры не станет добром веры благодаря тому, что ее пожелают и сотворят, она ни к чему не ведет и в другой жизни рассеивается, 5820.
Научные факты и истины, коим не верят, отбрасываются к дальним окружностям (сознания) и так становятся (для человека) самыми низшими, 5886.
Духовные предметы должны извлекаться из истин веры, а не из научных познаний; в последнем случае человек уводится в ложь и наконец в отвержение их, 6047:2.
Начинать следует с учения Церкви и затем тщательно изучить Слово по желанию знать истину; в противном случае всякая истина (в человеке) будет слепо заимствована от общественного мнения; когда же указанное сделано, дозволяется подтверждать истины научными фактами, 6047:2.
Пребывающие во зле не имеют никакой веры, 7778:2.
У живущих во зле нет веры, но только знание предметов, относящихся к вере, 7766, 7778:2.
Пребывающие во зле и также в вере посредством ее изучения, внутренне остаются во лжи собственного зла, 7790.
Никто не может состоять в истине веры, если живет во зле: показано, 7950:2.
Какова разница между тем, чтобы жить согласно заповедям веры, и по законам милосердия, 8013.
Предметы, относящиеся к вере, не должны отвергаться иначе как по всестороннем рассмотрении, 9039.
Много ученых людей, пребывавших в истинах веры и других (познаниях), попадают в ад, тогда как иные, пребывавшие в ложностях вместо истин, суть в Небесах; причина в том, что первые не состояли во благе: показано, 9192:2.
(Добрые дела), называемые "плодами веры", суть важнейшие, они первые и последние, потому что являются (для человека) целью: показано, 9337.
Истины веры, исходящей от любви, живые; о них см. 9841:4.
Почему Господь столь часто спрашивал о вере, излечивая больных? Причина в том, что первейшая из вещей суть признание Господа, и что вся власть принадлежит Ему; показано, 10083e.