Начало 12. Если кто убегает зла из какой-либо иной причины, а не потому, что оно есть грех, тот его не убегает, а только делает так, что оно пред миром не обнаруживается

108. Есть люди нравственные, которые соблюдают заповеди второй Скрижали Десятисловия, не обманывают, не богоухольствуют, не мстят, не прелюбодействуют; и те из них, которые убеждены в том, что все это есть зло, потому что оно для блага общего вредно, следовательно, противно законам человеческим, - упражняются также в любодеятельности, честности, правде и целомудрии. Но если они делают добро сие, а того зла убегают потому только, что оно зло, а не потому, что оно с тем вместе есть и грех, то они, со всем тем, суть чисто натуральные (природные, плотские), а у людей чисто натуральных корень зла пребывает привитым, а не изгнанным; почему то доброе, которое они делают, не есть доброе, ибо происходит от них самих.

109. Нравственный натуральный человек может пред людьми в мире казаться совершенно как человек Нравственный духовный, однако не пред ангелами в Небе; пред ангелами в Небе кажется он, если в добром находится, как изображение из дерева, а если в истине, как изображение из мрамора, в которых нет жизни; но иначе Нравственный духовный человек; ибо нравственный натуральный человек есть нравственный наружный, а нравственный духовный человек есть Нравственный внутренний, а наружное без внутреннего не живет; оно хотя и живет, но не такою жизнью, которая называлась бы жизнью.

110. Похотения зла, составляющие от самого рождения внутренность человека, не иначе удаляются, как только единым Господом; ибо Господь влияет от духовного в натуральное, человек же влияет, из себя, от натурального в духовное; а это влияние противно порядку, и не действует на похотения и не удаляет их; но заключает их теснее и теснее, по мере того, как он в них утверждается; а как наследственное зло, таким образом, заключенно скрывается, то оно, после смерти, когда человек становится духовным, разрывает покров, которым завешено было в мире, и прорывается, как сукровица из нарыва, который только снаружи залечен был.

111. Есть различные и многочисленные причины, производящие то, что человек нравствен во внешней форме; но если он притом не нравствен и во внутренней, то он, со всем тем, не нравствен. Как например: если кто воздерживается от прелюбодеяния и блуда из страха закона гражданского, или его наказаний, из опасения лишиться доброго имени, а отсюда чести, из опасения болезней, от них происходящих, из опасения распрей домашних от супруги и, отсюда, беспокойной жизни, из опасения мщения со стороны мужа или родных, от нужды или скупости; от бессилия, происходящего или от болезни, или от злоупотребления, или от лет, или от немощи; при том еще, если он воздерживается от сего по какому-либо закону натуральному или нравственному, а не, вместе с тем, по закону духовному, - то, невзирая на то, он внутренно прелюбодей и блудник, ибо он совершенно не верит тому, что они есть грехами, а отсюда в духе своем не полагает сего непозволительным пред Богом и, таким образом, совершает все то в духе своем, хотя и не совершает оного пред миром в теле; посему он после смерти, когда становится духом, открыто говорит в пользу этого зла. Из сего явствует, что и нечестивый может убегать зла как вреда, но убегать его как греха может только Христианин.

112. Подобно сему бывает и со всяким родом и кражи и обмана; со всяким родом убийства и мщения; и со всяким родом лжесвидетельства и лжи. Никто не может очиститься и избавиться от них сам от себя; ибо в каждом из них находится бесконечное множество похотений, которые человек не иначе усматривает, как в виде простого одного. Господь же видит самое частнейшее из них во всей постепенности. Словом, человек не может возродить самого себя, то есть образовать в себе сердце новое и дух новый, но единый Господь, который есть Сам Преобразователь и Возродитель. Посему, если бы человек захотел из своего благоразумия и разумения сотворить себя новым, то это значило бы - наводить притираниями лицо безобразное и намазывать мылом внутреннюю часть, гнилостью зараженную.

113. Для того и сказал Господь у Матфея:

Фарисей слепой! Очисти прежде то, что внутри чаши и блюда, чтобы сделалось и то, что извне их, чистым Мф. 23: 26.

И у Исаии:

Омойтесь, очиститесь, удалите лукавство дел ваших от очей Моих, перестаньте делать злое, (и тогда), если будут грехи ваши как червленные, как снег побелеют; если будут красны как червленица, как волна будут Ис. 1: 16; 18.

114. К вышеописанному присовокупляется следущее:

1. Что Любодеятельность Христианская состоит в том, чтобы каждый исполнял верно обязанность свою; ибо, таким образом, если он убегает зла как греха, то ежедневно делает добро, и сам есть служение свое в общем теле. Таким образом созидается и благо общее, и благо каждого в особенности.

2. Что прочие дела не суть собственные дела Любодеятельности, но или Признаки оной, или Благодеяния, или Долг.