Начало 6. Какова вера, отделенная от любодетельности

44. Чтобы видеть, какова вера, отделенная от любодетельности, я представлю ее в наготе ее. Она в ней такова:

Что Бог Отец, разгневанный на род человеческий, отверг его от Себя и, из правды, определил отмстить ему вечным осуждением его. И что Он сказал Сыну: сойди, исполни Закон, и осуждение, им назначенное, возьми на Себя; и тогда Я, может быть, умилосердуюсь. Почему Сын сошел и исполнил Закон, и попустил распять Себя на кресте и жестоко убить. Сделав это, Он возвратился к Отцу и сказал: осуждение рода человеческого Я взял на Себя, теперь будь милосерд, Я ходатайствую за них. В ответ же получил: не могу быть милосерд к ним; но поелику Я видел Тебя на Кресте, и тогда кровь Твою, то стал Я милосерд; однако, со всем тем, не прощу им, а вменю им заслугу Твою, но не иным, как только тем, которые это признают. Это будет вера, через которую они могут спастись.

45. Вот сия вера в наготе своей. Какой человек, имеющий хотя несколько просветленный разум, не видит в ней противоречий против самого Божественного Естества? Как-то: что Бог, Который есть Самая любовь и Самое милосердие, из гнева, и оттого из мщения, мог осудить человеков и предать их аду? Потом, что Он изволяется подвигнуться к милосердию через осуждение, на Сына возложенное, и чрез воззрение на Его страдания на кресте и на кровь Его? Какой человек, имеющий хотя несколько просветленный разум, не видит, что Бог к равному (Себе) Богу не может сказать "не прощаю им, но вменяю им заслугу Твою"? Как и то: теперь пусть они живут как хотят, только бы верили - и спасутся. И кроме того еще многое другое.

46. Но причина, почему этого не видно было, есть та, что ввели веру слепую и ею замкнули глаза и заткнули уши. Замкни глаза и заткни уши, то есть сделай, чтобы не думали с некоторым разумением, и скажи тем, в которых напечатлена какая-нибудь идея о жизни вечной, все, что захочешь - они поверят. Так и если скажешь им, что Бог может гневаться и дышать мщением; что Бог может причинить кому-либо вечное осуждение; что Бог изволяет подвигаться к милосердию кровью Сына, и вменять оную в заслугу и приписывать ее человеку, как его собственную, и спасать его чрез единое мщение; ровно и то, что один Бог с другим Богом, одного (с ним) Естества, может в таковых предметах договариваться, и налагать их на Небо и, сверх того, другое подобное. Но открой глаза и отвори уши, то есть подумай об этом с разумением, и увидишь несогласие таких вещей с самою истиною.

47. Замкни глаза и заткни уши, и сделай, чтобы не думали с некоторым разумением, - тогда не возможешь ли ввести веры, чтоб Бог отдал всю свою власть одному человеку, чтоб он был вместо Бога на земле [папа римский]? Тогда не возможешь ли ввести веры, что людей умерших должно обожать, что должно обнажать главу и преклонять колена пред изображением их, и что трупы их, и кости, и гробницы их святы, и что должно почитать их? Но если откроешь глаза и отворишь уши, то есть, если с некоторым разумением об этом мыслить будешь, то не увидишь ли ужасов, коих ум человеческий гнушается?

48. Когда принимаются такие, и подобные сему, вещи человеком, у которого из религии закрыт разум, то Храм, в коем совершает он Богослужение, не может ли сравниться с пещерою или вертепом под землею, где он не знает, что такое то, что он видит? И Религия его не может ли уподоблена быть обитанию в доме, в коем нет окон? И глас Богослужения его - звуку, а не речи? С таким человеком Ангел Небесный говорить не может, потому что один не понимает речи другого.