1. Вера есть внутреннее признание истинного
1. Под словом "Вера" ныне разумеется не иное что, как думать, что
это так, потому что Церковь так учит, и что это не открыто перед
разумом; ибо говорят: "Верь и не сомневайся!" Если ответствуют: "Сего не
понимаю", - то говорят: "Для того-то оно и должно быть уверовано". И
потому нынешняя вера есть вера в неведомое и может назваться слепою
верою; а как она есть повелительное речение одного к другому, то и есть она вера историческая. Из следующего видно будет, что это не есть вера духовная.
2. Самая вера есть не иное что, как признание, что это так, потому,
что истинно; ибо тот, кто в самой вере находится, думает и говорит так:
"Это истинно, потому я и верю"; ибо вера принадлежит истинному, а
истинное вере. Такой, если не понимает, что это истинно, говорит: не
знаю, истинно ли это, и оттого еще не верю; как верить тому, чего не
понимаю - оно может быть и ложно.
3. Но это есть общая речь, что никто не может понимать
духовного или богословского, потому что это сверхестественно; но
истинное духовное удобопонятно настолько же, насколько и истинное
натуральное; и хотя восприятие
его может быть и не весьма прозрачно, но когда оно услышано, то входит
достаточно глубоко в понимание слушающего, чтобы
тот мог заключать - истинно ли это или нет; и сказанное особенно
справедливо в отношении тех, кто охвачен любовью к истине. Это дано
было мне познать из многих опытов. Мне дано было говорить с
несведущими, с помраченными, с несмысленными, и с теми
также, которые были во лжи и которые во зле, родившимися в недрах
Церкви и слышавшими нечто о Господе, о вере и любодетельности. Мне дано было говорить с ними о таинствах мудрости, и они
понимали и признавали все то; но они были тогда во свете разума,
свойственном каждому человеку, и вместе - в том высокомнении - что суть разумны. Но это происходило, однако же, во время
моего общения с духами.
Многие из присутствовавших тогда со мною убедились этим
опытом, что духовное удобопонятно так же, как и натуральное, однако
тогда только, когда слышится или читается, но что оно с трудом
понимаемо бывает человеком, когда он из себя самого мыслит. Причина,
почему духовные предметы удобопонятны, заключается в том, что
человек, в отношении к разуму, может возвышен быть во свет небесный,
в каковом свете не иное что является, как только духовные предметы,
которые суть истинное веры: ибо свет небесный есть свет духовный.
4. Из того следует теперь, что внутреннее признание истинного есть
принадлежность тех, которые суть в духовном расположении к
Истинному. Поелику Ангелы состоят в этом
расположении, то они во всем отвергают тот догмат, что разум должен
быть в послушании веры; ибо говорят они: "Что значит верить - и не
видеть, истинно ли это?" И если кто скажет, что, со всем тем, должно
верить, ангелы отвечают: "Или ты почитаешь себя богом, которому я
должен верить, или же меня безумным, чтобы я поверил слову, в
котором не вижу истинного? Сделай же, чтобы я видел оное." Таким
образом, этот догматик отступает. Мудрость Ангельская состоит
единственно в том, что они видят и понимают то, о чем думают.
5. Существует идея духовная, о которой немногие что-либо знают,
которая влияет на тех, кои суть в расположении к истинному, и внутренно указует, истинно или ложно то, что слышится или читается. В этой идее суть те, которые в озарении от
Господа читают Слово. "Быть в озарении" не иное что есть, как быть в
понимании и из того - во внутреннем признании, что то
или другое истинно. Это те, которые называются научеными Иеговою
Ис. 54: 13. Ин. 6: 45, и о коих говорится у Иеремии:
Се дни приходящие, в которые заключу союз новый; сей будет
союз: дам закон Мой в середину их, на сердце их напишу его; и не будут
учить более муж сообщника своего, или муж брата своего, сказывая:
познайте Иегову, ибо все познают Меня Иер. 31: 31. 33. 34.
6. Из сего явствует, что вера и истина суть одно; почему и древние,
которые из расположения превосходили нас в мышлении
истинного, вместо слова "Вера" употребляли "Истина". Из сего также
происходит, что на Еврейском языке Истина и Вера - суть одно слово,
которое называется "Амуна", или Аминь.
7. Что у Евангелистов и в Апокалипсисе Господом
наименовывается вера - это потому, что Иудеи не верили, что истинно то,
что Господь был Мессия, предреченный Пророками; а где не верят истине,
там наименовывается вера. Но иное есть - иметь веру и верить Господу, и
совершенно другое - иметь веру и верить кому-либо. О различии сказано
будет ниже.
(8. Вера, отделенная от истины, вошла и вторглась в Церковь под
Папским владычеством, потому что неведение истинного было главным
оберегателем религии сей; поэтому и самое чтение Слова запрещалось;
иначе предстоятели не могли бы быть почитаемы как боги, и призываемы
их святые, и не могли бы люди быть введены в толикое
идолопоклонство, что трупы, кости и гробницы их признавались бы
святыми и превращались в источник дохода. Из сего открывается,
какую ужасную лживость может произвести слепая вера.
9. Слепая вера осталась потом у и многих реформатов, потому что они отделили веру от любодетельности; а разделяющие их не могут не быть в неведении Истинного, и
не называть верою думание, что это так, отделенное от внутреннего
признания, что это так. У таковых невежество есть защита догматов, ибо
доколе царствует невежество и то убеждение, что богословские
предметы превышают наши понятия, дотоле могут они говорить, не
встречая противоречия, но обретая веру тому, что предметы сии истинны
и что они сами понимают их.
10. Господь сказал Фоме:
Потому, что видел Меня Фома, поверил; блаженны не видевшие и
уверовавшие Ин. 20: 29.
Чрез что не разумеется вера от внутреннего признания, но то, что
блаженны те, которые не очами видят Господа, как Фома, но, со всем
тем, веруют, что Он есть; ибо это есть во свете истины из Слова.
11. Поелику внутреннее признание истинного есть вера, и поелику
вера и истина - суть одно, как сказано выше, номера 2. 4. 5. 6., то следует,
что внешнее признание без внутреннего - не есть вера, и что убеждение в
ложном - также не есть вера. Признание внешнее без внутренного - есть
вера в неведомое, а вера в неведомое есть только знание, дело памяти,
которое, если в том утверждаются, делается убеждением; состоящие же в
оном думают, что это истинно, потому что другой так сказал, или
думают, что это истинно, по доказанному уже; хотя и
ложное может так же быть доказано, как истинное, а иногда и сильнее.
Думать, что нечто истинно по доказанному уже - значит думать, что
истинно то, что сказано другим, и не исследовать сего наперед, но только
утверждать.
12. Если кто думает сам с собою или говорит другому: "Кто может
иметь внутреннее признание истинного, принадлежащее вере? Я не могу", -
то я скажу ему, как это можно: убегай зла как греха, и приступи к
Господу, и получишь, сколько желаешь. Что убегающий зла как греха в
Господе есть - это видно в Учении жизни для Нового Иерусалима, 18-31; что он любит истинное и видит оное, н. 32 до 41 там же; и что он имеет веру, н. 42 до 52. там же.
|