8. Церковь происходит из Слова, и она такова, каково в ней разумение Слова
76. Что Церковь происходит из Слова, это не подлежит сомнению, ибо Слово есть Само Божественное Истинное, п. 1 до 4. Из Слова почерпывается Учение Церкви, п. 50 до 61. И посредством Слова производится соединение с Господом, п. 6 до 69. Но что разумение Слова составляет Церковь, это могло бы подлежать сомнению, ибо есть люди, думающие, что они принадлежат Церкви, потому что имеют Слово, читают его или слышат о нем от проповедников и знают нечто из буквального его смысла; но каким образом то или иное разуметь должно, этого они не знают, а некоторые и не слишком это уважают. Почему здесь доказано будет, что не Слово составляет Церковь, но разумение оного, и что Церковь такова, каково разумение Слова у находящихся в Церкви. Это доказывается из последующего.
77. Слово есть Слово только по разумению его у человеков, то есть по тому как оно уразумеваемо. Если оно не понимаемо, то Слово хотя и называется Словом, но у человека не находится. Слово есть Истиной по уразумению его, ибо Слово может не быть Истиною, потому что может быть искажено. Слово есть дух и жизнь по уразумению его, ибо буква без разумения её мертва. Kак человек имеет истину и жизнь по разумению Слова, то имеет он также веру и любовь соразмерные этому; ибо Истина принадлежит вере, а Любовь - жизни; а как Церковь существует верою и любовью оных, то следует, что Церковь есть Церковь чрез разумение Слова и соразмерно оному. Церковь благородная - если находится в подлинно истинном; неблагородная, если не в подлинно истинном, и разрушенная - если находится в искаженном истинном.
78. Kроме того, Господь присутствует у человека и находится в союзе с ним посредством Слова, потому что Господь есть Слово, и в нем как бы говорит с человеком; и сверх того потому, что Господь есть Само Божественное Истинное, и Слово есть то же самое. Из сего открывается, что Господь присутствует у человека и, вместе с тем, находится с ним в союзе, смотря по разумению Слова; ибо соразмерно тому имеет человек Истину, а отсюда - веру и любовь, а отсюда - жизнь. Но Господь присутствует у человека посредством чтения Слова, а в союзе с ним находится посредством разумения истинного из Слова и соразмерно оному; поскольку же Господь в союзе с человеком, постольку находится в человеке Церковь. Церковь пребывает в человеке; Церковь же, которая вне его, есть Церковь у многих, в коих есть Церковь. Это самое разумеется под словом Господа фарисеям, вопрошавшим о том, когда придет Царство Божие:
Царство Божие внутри вас есть. Лук, XVII, 21.
Под Царством Божиим разумеется там Господь и от Него - Церковь.
79. Во многих местах у Пророков говорится о разумении Слова, когда говорится о Церкви, и Учение в том состоит, что Церковь не в другом месте находится, как только там, где Слово правильно уразумеваемо; и что Церковь такова, каково разумение Слова у находящихся в ней. Во многих местах у Пророков описывается также Церковь у Племени Израильского и Иудейского в таком виде, что она совершенно разрушена и обращена в ничто тем, что исказили смысл или разумение Слова, ибо не иное что разрушает Церковь. Kак истинное, так и ложное разумение Слова описываются у Пророков чрез Эффраима, особливо у Оссии, ибо в Слове под Эффраимом означается разумение Слова в Церкви; а как разумение Слова составляет Церковь, то Эффраим и называется
Дорогой сын, и любимый ребёнок. Иер. XXXI, 20;
Первородный. Иер. XXXI, 9;
Kрепость главы Иеговы. Пс. LX, 9; CVIII;
Могущий. Зах. X, 7;
Наполняющий лук. Зах, IX, 13.
И сыны Ефрема называются:
Вооруженные и метатели лука. Пс. LXXVIII, 9.
Чрез лук означается Учение из Слова, воинствующее против ложного. Посему также и
Ефрем переставлен был к деснице Израилевой и благословлен; и принят на место Рувима.
Быт. XLVIII, 5, 11 и след.
И посему:
Ефрем, вместе с братом своим Менашеем, в благословлении сынов Израилевых, под именем Иосифа отца их, Моисеем под всеми превознесён был. (Втор. XXXIII , 13 до 17.
Kакова же Церковь, когда разумение Слова потеряно - это тоже описывается у Пророков чрез Ефрема, особенно у Оссии, как из следующего открывается:
Израиль и Ефрем падут, Ефрем в пустыню будет. Угнетенный Ефрем, столкнутый судом. Ибо я как лев Ефрему, я похищу и уйду, унесу, и нет исторгающего.
Осс. V, 5, 11-14.
Что сделаю тебе, Ефрем? Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
Осс. VI. 4.
Не будут обитать в земле Иеговы, возвратится Эффраим в Египет, и в Ассирии нечистое есть будут.
Осс. IX, 3.
Земля Иеговы есть Церковь; Египет есть научное природного человека; Ассирия - рациональное, отсюда происходящее, которыми искажается Слово в отношении к разумению оного; потому и сказано, что возвратится Ефрем в Египет, а в Ассирии нечистоты есть будет:
Ефрем, пасущий ветр, всякой день ложь и опустошение умножает; и союз с Ассириею заключают и елей в Египет относится.
Осс. XII, 1.
Пасти ветр, преследовать восточный ветр, умножать ложь и опустошать - есть искажать истинное и, таким образом, разрушать церковь. Подобное также означается чрез блудодеяние Ефрема, ибо блудодеяние значит искажение разумения Слова, то есть подлинно истинного Его. Kак в следующем:
Я знал Ефрема, что ныне соблудил, замарался Израиль.
Осс. V, 3.
В доме Израиля видел я ужасное: там блудодейство Ефрема, замарался Израиль.
Осс. VI, 10.
Израиль есть сама Церковь, а Ефрем есть разумение Слова, из которого и по которому бывает Церковь, почему и сказано: блудодейством Ефрема замарался Израиль. Kак Церковь у Иудеев, чрез искажение Слова, совершенно была разрушена, то и говорится о Ефреме так:
Oтступлю от тебя, Ефрем, передам тебя, Израиль, поступлю с тобою как с Адамом, сделаю тебе как Севоиму.
Осс. XI, 8.
А как у Пророка Оссии, от первой главы и до последней, говорится об искажении Слова и о разорении этим Церкви, и как под блудодействованием означается там искажение Слова, то и велено было сему Пророку изобразить это состояние Церкви тем, чтобы взять себе жену блудницу и породить с нею детей (Гл. 1). И еще чтобы принял жену прелюбодейную (Гл. III). Это приведено для того, чтобы из Слова известно было и доказывалось, что Церковь такова, каково в ней разумение Слова: превосходная и преизящная, если разумение ее происходит из подлинно Истинного из Слова, а разрушенная, притом еще и срамная, если происходит из искаженного. Для доказательства, что Ефремом означается разумение Слова, а в противоположном смысле - Слово искаженное, и что этим разрушается Церковь, - можно сравнить прочие места, в которых говорится о Эффраиме, как Осс. IV, 17, 18 Гл.VII, 1,2; Гл. VIII, 9, 11; Гл. IX, 11,12,13,16; Гл. X,11; Гл. XI, 3; Гл. XII,1, 9, 15; ГЛ. XIII, 1, 12; Иес. XVII , 3; Гл. XXXI, 1; Иер. IV, 15, Гл. XXXI, 6, 18; Гл. L, 19; Иез. XXXVII, 16; Гл. XLVIII, 5; Авдий стих. 19; Зах. IX, 10.
|