Начало 6. Посредством буквального смысла Слова делается соединение с Господом и сообщение с ангелами

62. Что посредством Слова делается соединение с Господом - это потому, что Слово говорит о Нем едином, и что посредством того Господь есть все во всем Его и называется Словом, как это показано в Учении о Господе. Что соединение делается в буквальном смысле, это потому, что Слово в этом смысле находится в полноте своей, в святости своей и в могуществе своем, как это в своем месте показано было выше. Соединение не бывает видимо для человека, но пребывает в чувствовании истинного и понимании его, таким образом, в любви и вере, принадлежащих Божественному Истинному в нем.

63. Что посредством буквального смысла совершается сообщение с ангелами неба - это потому, что в смысле сём находятся смысл духовный и смысл небесный, и что ангелы в этих смыслах находятся; ангелы царства Духовного - в Духовном смысле Слова; а Ангелы царства Небесного - в Небесном его смысле. Эти смыслы исходят из природного смысла Слова, который есть смысл буквальный, когда человек подлинно в нем находится. Исхождение происходит немедленно, а отсюда, таким же образом, и сообщение.

64. Что духовные Ангелы находятся в духовном смысле Слова, а Ангелы же небесные - в его смысле небесном, это было мне открыто многими опытами. Мне дано было постигать, что когда я читал Слово в буквальном его смысле, тогда совершалось сообщение с небесными [ангелами], то с одним, то с другим обществом их, и что разумеемое мною по смыслу природному духовными ангелами разумеемо было по смыслу духовному, ангелами же небесными по смыслу небесному, и это происходило немедленно. Kак общение сие ощущаемо было мною несколько тысяч раз, то и не осталось во мне никакого в том сомнения. Есть также духи, находящиеся под небесами, которые употребляют во зло общение сие, ибо они пересказывают некоторые речения из буквального смысла Слова и тотчас примечают и означают общество, с которым делается сообщение. И это также я видел и слышал часто. Из этого дано было мне живым опытом познать, что Слово, в отношении к буквальному смыслу своему, есть Божественное посредие для соединения с Господом и с Небом. Об этом соединении, посредством Слова, смотри также то, что сказано в Творении о Небе и Аде, п 303 до 310.

65. Однако же, каким образом делается исхождение сих смыслов, это кратко объяснено будет; но дабы оно могло быть понято, надобно вспомнить то, что сказано выше в п. 6 и 38 о Порядке последовательном и Порядке совокупном, а именно: что Небесное, Духовное и природное следуют в порядке последовательном одно после другого, от верховнейших, которые суть в Небе, до последних, которые в мире, и что они же суть в порядке совокупном, в последнем, которое есть природное, одно подле другого, от внутреннейших до крайнейших, и что, подобно сему, бывают и последующие смыслы Слова - небесный и духовный - вместе с природным. Kогда это постигнуто, то можно несколько пояснить разуму, каким образом оба смысла, духовный и небесный, исходят из смысла природного, когда человек читает Слово; ибо тогда духовный Ангел вызывает духовное, а небесный Ангел вызывает небесное. Иначе же это и невозможно, ибо это действие с ними однородно и согласуется с их натурою и соответствием.

66. Но это объяснится сравнением из трех царств природы, называемых Животным, Растительным и Минеральным. Из Царства животного: из пищи, когда она становится млечным соком, кровяные сосуды извлекают отсюда кровь свою; нервные же волокна - сок свой, а сущности, которые суть начала волокон - свой жизненный дух. Из Царства растительного: дерево со стволом, ветвями, листьями и плодами стоит на корне своем и извлекает и вызывает из почвы посредством корня грубейший сок для ствола, ветвей и листьев, чистейший для мясистой части плодов, а самый чистый для семян внутри плодов. Из Царства ископаемого: в недрах земли находятся в некоторых местах руды, проникнутые золотом, серебром и железом; из испарений, в земле сокрытых, извлекает золото свое начало, серебро свое и железо свое.

67. Можно показать также на примере, как духовные и небесные ангелы извлекают каждый свой смысл из смысла природного, в котором находится Слово у человеков. Да послужат примером пять заповедей Десятословия.

Заповедь: Чти отца твоего и матерь твою. Человек под отцом и матерью разумеет отца и матерь на земле, равно и всех заступающих место отца и матери, а под 'почитать' он разумеет - содержать их в чести и им повиноваться. Духовный же Ангел под отцом разумеет Господа, под матерью - Церковь, а под 'почитать' - разумеет он любить. Но Ангел Небесный под отцом разумеет Божественную Любовь Господа, под матерью - Божественную Премудрость его, а под 'почитать' - творить доброе от Него.

Заповедь: Не будешь красть. Человек под кражей разумеет - красть, обманывать, под каким-нибудь предлогом похищать у ближнего имение его. Ангел Духовный разумеет под кражей лишение других, посредством ложного и злого, истинного, принадлежащего их вере, и доброго, принадлежащего их любодеятельности. Но Ангел Небесный разумеет под кражей приписывание себе того, что принадлежит Господу, и присваивание себе правды и заслуги Его.

Заповедь: Не будешь прелюбодействовать. Человек под прелюбодействованием разумеет делать прелюбодеяние, блудодействовать, делать бесстыдные дела, говорить сладострастное и мыслить срамное. Духовный Ангел под прелюбодействованием разумеет опрелюбодействование доброго, принадлежащего Слову, и искажение истинного его. Ангел же Небесный разумеет под прелюбодействованием отрицание Божественности Господа и осквернение Слова.

Заповедь: Не будешь убивать. Человек под убийством разумеет также ненавидеть и желать мстить даже до умерщвления. Ангел Духовный разумеет вместо убийства действование дьявольское и умерщвление души человеческой. Ангел же Небесный вместо убийства разумеет ненависть к Господу и к тому, что принадлежит Господу.

Заповедь: Не будешь лжесвидетельствовать. Человек разумеет под лжесвидетельством также лгать и бесславить. Духовный же Ангел под лжесвидетельством разумеет - говорить и убеждать в том, что ложное есть истинное, а злое есть доброе, и наоборот. Небесный же Ангел разумеет под лжесвидетельством хуление Господнего Слова.

Из сего можно видеть, каким образом развивается и извлекается духовное и небесное из природного смысла Слова, в котором они находятся; и что здесь удивительно - это то, что ангелы извлекают своё, не зная, что думает человек; со всем тем, однако, мысли ангелов и человеков составляют одно посредством соответствий, так же как конечная цель, причина и следствие. И действительно, конечная цель находится в Царстве Небесном, причина - в Царстве Духовном, а следствие - в Царстве Природном. Самое соединение посредством соответствий таково от сотворения. Отсюда происходит и сообщение с ангелами посредством Слова.

68. Что сообщение человека с ангелами делается посредством природного или буквального смысла Слова, это также и потому, что в каждом человеке от сотворения находятся три степени жизни: небесная, духовная и природная; но человек находится в природной степени, доколе он в мире, и в то же время постольку в духовной, поскольку он находится в подлинно истинном, и постольку в небесной, поскольку он согласно с ним живет. Со всем тем, однако, он не прежде приходит в самое духовное или небесное, как после смерти. Но об этом предмете в другом месте более сказано будет.

69. Из сего видеть можно, что из-за такого соединения с Господом и сообщения с Ангелами лишь только в Слове находятся дух и жизнь, как этому учит Господь:

Слова, которые Я говорю вам, дух есть и жизнь есть. Иоанн VI, 63.
Вода, которую дам ему, сделается источником воды, бьющей в жизнь вечную. Иоанн, IV, 14.
Не хлебом единым живет человек, но всяким Словом, исходящим из Уст Божьих. Мф. IV, 4.
Работайте пищу, пребывающую в жизнь вечную, которую Сын Человеческий будет вам давать. Иоанн VI, 27.