5. Учение Церкви должно быть почерпнуто из буквального смысла Слова и посредством оного доказано
50. В предыдущей статье показано было, что Слово в смысле буквальном находится в Полноте своей, в Святости своей и в Могуществе своем. А как Господь есть Слово, ибо Он есть всё в Слове, то следует, что Господь в смысле том преимущественно присутствует и что Он из него учит и озаряет человека. Но это должно быть доказано в следующем порядке:
- Что Слово без Учения непонятно;
- Что Учение должно быть почерпнуто из буквального смысла Слова;
- Но что Божественное Истинное, которое есть предмет Учения, никому не открывается, как только находящимся в озарении от Господа.
51. Что Слово без Учения непонятно - это потому, что Слово в буквальном смысле состоит из одних соответствий для того, чтобы духовное и небесное в нём находились и чтобы каждое слово было содержащим и подпорою их. Посему и в смысле буквальном, в некоторых местах находятся не обнаженные истины, но облеченные, которые именуются видимостями истинного; и есть в нём многое, приспособленное к понятиям простых, не возносящих мыслей своих выше того, что видят пред глазами; и есть также нечто кажущееся как бы противоречием, хотя в Слове, если его рассматривать в его же собственном свете, нет никаких противоречий. Есть в некоторых местах у Пророков также собранные наименования, из которых никакого смысла извлечь невозможно, как из приведенных выше в п.15. Итак, когда Слово в буквальном смысле таково, то видеть можно, что оно без учения не может быть понимаемо. Но примеры могут пояснить это.
Сказано: Что Иегова раскаивается (Исх, XXXII, 12, 14; Ин, III, 9; IV, 2). Сказано также: Что Иегова не раскаивается (Числ. XXIII, 19; 1 Сам, XV, 29). Это нельзя сообразовать без Учения. Сказано: Что Иегова помещает неправды отцов на сынах на третьих и на четвертых (Числ, XIV, 18). Сказано также: Что не умрет отец за сына, ни сын за отца, но всякий в грехе своем (Втор., XXIV, 16). Эти места кажутся разногласными, но посредством Учения согласуются.
Иисус сказал: просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте и отворено будет вам; всякий бо просящий получает, и ищущий находит, и толкающему отворено будет.
Матф., VII, 7, 8.
Без Учения можно бы было подумать, что всякий будет получать то, чего просит; но, следуя Учению, мы веруем, что человек получает лишь то, что просит не из себя, но из Господа; ибо сему учит также Господь:
Если бы пребыли вы во Мне и речения Мои в вас пребыли, то что хотите, будете просить, и сделается вам.
Ин, XV, 7.
Господь сказал:
Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
Лук, VI, 20.
Без Учения можно бы было думать, что Небо есть удел нищих, а не богатых, но Учение научает тому, что здесь разумеются нищие духом, ибо Господь говорит:
Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небес.
Матф, V, 3.
Господь говорит:
Не судите, чтобы не суждены были вы, ибо каким вы судом судите, таким же судимы будете.
Матф, VII, 1, 2. Лук, VI, 37.
Это, без Учения, может привести к утвеждению того, что нельзя говорить о зле, что оно есть зло, и, таким образом, нельзя судить и о том, что зло есть зло; но, следуя Учению, судить позволено, однако только по правде; ибо Господь сказал:
Праведный суд судите. Иоан. VII, 24.
Иисус сказал:
Вы же не сказывались бы учителями, един потому что есть ваш учитель - Xристос. И отцем не называли бы никого на земле: один бо есть отец ваш, Kоторый в Небесах. Не назывались бы вы наставниками, один бо есть ваш Наставник, Xристос.
Матф, XXIII, 8, 9, 10.
Без Учения это значило бы, что не позволено никого называть учителем, отцом и наставником; но из Учения познаётся, что это позволено в природном, но не в духовном [смысле]. Иисус сказал Ученикам:
Kогда сел бы Сын человека на престол славы Своей, будете сидеть и вы на двенадцати престолах, судящие двенадцать колен Израиля.
Матф, XIX, 28.
Из сих слов можно заключить, что и ученики Господа будут судить, между тем, как они никого судить не могут; и только Учение открывает сию тайну посредством того, что Господь Един, Kоторый Всеведущ и знает сердца всех, судить будет и судить может; и что под двенадцатью учениками Его разумеется Церковь, в отношении ко всему истинному и доброму, которое имеет она от Господа посредством Слова; из чего и заключается Учение, что сие доброе и истинное судить будет каждого, по словам Господа у Иоанна, Гл. III, 17, 18; Гл. XII, 47, 48.
Kто без Учения читает Слово, тот не знает, каким образом связывается сказанное у Пророков о Племени Иудейском и об Иерусалиме, что Церковь будет у сего Племени и что место пребывания её будет в сем городе вовеки, как в следующих местах:
- Посетит Иегова стадо Свое, дом Иуды, и положит их как коня славы в войне. Из него угольный, из него гвоздь, из него лук войны.
Зах, X, 3 , 4 ,6 ,7.
- Се я приходящий, и буду обитать в средине твоей. И наследует Иегова Иуду; изберет опять Иерусалим.
Зах. II, 14, 15, 16.
- Сделается в день тот, источать будут горы новое вино, и холмы будут источать молоко. И Иуда на вечность обитать будет и Иерусалим в род и род.
Иоиль, III, 18, 19, 29.
- Се дни приходящие, и засею дом Иуды семенем человека, и заключу с домом Израиля и с домом Иуды союз новый, сей союз: дам Закон Мой в средину их, и на сердцах их напишу его; и буду им в Бога, а они будут мне в народ.
Иер., XXXI, 27, 31, 33.
- Бо те, будут хватать десять мужей из всех языков племен, крыло мужа Иудейского, сказывая: пойдем с вами, ибо услышим мы Бога с вами.
Зах., VIII, 22, 23.
Подобно сему и в других местах, как у Ис., XLIV, 24, 26; XLIV, 22, 23; LXV, 9; LXVI, 20, 22; Иер, III, 18; XXIII, 5; L, 19, 20; Наум II, 1; Малах, III, 4, в каковых местах говорится о пришествии Господа, и что это тогда сбудется. Противное же говорится во многих других местах, из которых приводятся только следующие:
Буду скрывать лица Мои от них, увижу, каков конец их; ибо род превратностей они, сыны, в которых нет верности. Сказал бы Я: по крайним углам выброшу их, заставлю перестать от человека память их. Ибо племя потерянных советов они, и нет в них разумения. От виноградной лозы Содомской лоза их, и от полей Гоморры грозды их, грозды желчи, кисти горьки их; яд драконов вино их; и желчь аспидов жестокая. Не это ли сокрыто у Меня, запечатлено в сокровищах Моих; Мне отмщение и воздаяние.
Втор., XXXII, 20 до 30.
Это сказано о племени сем, подобное же в других местах, как-то: Ис, III, 1, 2, 8; V, 3 до 6; Втор, IX, 5, 6; Матф, XII, 39; XXIII, 27, 28. Иоан, VIII, 44, и повсюду у Иеремии и Иезекиля. Но эти места, кажущиеся противоречащими, приходят в согласие через Учение, которое научает, что в Слове под Израилем и Иудой не разумеется Израиль и Иуда, но Церковь в прямом и в обратном смыслах, в одном - что она опустошена, в другом - что она Господом должна быть воздвигнута. В Слове находятся и другие места, этим подобные, из которых открывается ясно, что Слово без Учения непонятно.
52. Из сего видеть можно, что читающие Слово без Учения или не снискивающие себе Учение из Слова, находятся во тьме в отношении ко всякой Истине, и что дух их находится в состоянии скитания и сомнения, наклонен к заблуждениям и также легко вовлекается в ереси, которые они и принимают, когда покровительство или власть тому потакают и доброе имя от того не в опасности. Ибо Слово для них - как подсвечник без светила, и они, находясь во тьме, думают, что многое видят, между тем как едва ли что-нибудь усматривают; ибо только Учение просвещает. Я видел таковых, испытанных Ангелами и найденных способными доказывать из Слова всё, что бы они ни захотели, и они действительно доказывают всё то, что относится к собственной их любви и к любви тех, которым они благоприятствуют; но я видел их обнаженными ото всякого одеяния - знак, что они были безо всякой истины, ибо одежды там суть Истинное.
53. Что Учение должно быть почерпнуто и доказано из буквального смысла Слова - это потому, что Господь присутствует у человека в нем и нигде более, и озаряет и научает его Истинному Церкви, и что Господь никоим образом ничего не творит, иначе как только в полноте; Слово же в буквальном смысле, как показано выше, находится в полноте своей. Отсюда происходит то, что Учение должно быть почерпнуто из смысла буквального.
54. Что Слово посредством Учения не только понятно, но и также как бы освещает - это потому, что без Учения оно, как сказано выше, непонятно и есть как бы подсвечник без светила. Посему Слово посредством Учения понятно и есть как подсвечник с возженным светилом. Человек видит тогда более, чем видел прежде, также и различает то, чего прежде не разумел. Он тогда или не видит темного и разногласного и проходит мимо, или видит и изъясняет это так, как оно с Учением согласуется. Что Слово видимо из Учения и по нем изъясняется - это в христианском мире доказывается опытом. Ибо все Реформаты видят Слово из своего Учения и изъясняют его по нем. Подобно сему и Паписты видят и изъясняют его из своего учения и по нем; даже и Иудеи также из своего и по нем. Следовательно, ложное - из ложного учения, а истинное - из Учения истинного. Отсюда открывается, что Учение Истинного подобно светильнику в темноте и подобно указателю на пути. Однако Учение не только должно быть почерпнуто из буквального смысла Слова, но должно быть и доказано посредством оного, ибо если оно не им доказывается, то Истинное, принадлежащее Учению, кажется как бы одно человеческое разумение в нем, а не Премудрость Божия, и тогда Учение было бы как дом на воздухе, а не на земле, и потому было бы без основания.
55. Учение подлинного Истинного может также вполне быть почерпнуто из буквального смысла Слова, ибо Слово в этом смысле есть как человек одетый, которого лицо обнажено и которого руки также обнажены. Все, что касается до жизни человека, и то, что касается до его спасения, находятся там обнаженными, остальное же облечённым; и во многих местах, где оно облечено, сияет насквозь, как лицо сквозь тонкую шёлковую ткань. А как истины Слова размножаются любовию к нему и, таким образом, посредством оной приводятся в порядок, то просияивают светлее и светлее сквозь одежды и наконец выказываются. Но и это делается также посредством Учения.
56. Можно было бы подумать, что Учение подлинно Истинного можно снискивать посредством духовного смысла Слова, которое получается чрез науку Соответствий; но Учение не снискивается чрез него, а только озаряется и укрепляется им, ибо, как сказано выше в п.26, никто чрез соответствие не приходит в духовный смысл Слова, если он наперед не находится в подлинно истинном из Учения. Если Человек не находится наперед в подлинно истинном, то может он посредством некоторых соответствий искажать Слово, совокупляя и изъясняя их к утверждению того, что к духу его, из принятого уже начала, приметилось. Сверх того, духовный смысл никому не дается иначе, как единым Господом, и Им охраняется, как охраняется Небо, ибо Небо находится в нем. Итак, лучше, чтобы человек прилежал к Слову в смысле буквальном, из него одного сообщается Учение.
57. Подлинно истинное, которое есть предмет Учения, в буквальном смысле Слова никому не открывается, кроме как только находящимся в озарении от Господа Озарение происходит от единого Господа и находится у тех, которые любят истинное потому, что оно истинно, и обращают оное в дело жизни. У других не бывает озарения в Слове. Что озарение бывает от Единого Господа, это потому, что они в Господе, и Господь в них; ибо Господь есть Божественное Истинное Свое. Kогда же это любишь, потому что оно есть Божественное Истинное, а любишь это тогда, когда оно становится делом жизни, тогда Господь находится в том у человека. Сему также учит Господь у Иоанна:
В тот день будете знать, что вы во Мне, и Я в вас; имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, он есть любящий Меня, и Я буду любить его, и буду являть ему Себя Самого, и к нему придем и пребывание у него сделаем.
Иоан., XIV, 20, 21, 23;
Блаженны чистые сердцем, ибо сии Бога видеть будут.
Мф, V, 8.
Сии суть те, которые находятся в озарении, когда читают Слово, и у которых Слово светит и просияивает.
58. Что Слово у них светит и просияивает - это потому, что в каждой частности Слова есть смысл духовный и небесный, и что эти смыслы находятся в свете небесном, почему и Господь посредством сих смыслов и посредством света их втекает в смысл природный и во свет его у человека. Отсюда и человек из внутреннего понимания признает истинное и потом видит оное в мыслях своих, и это столь часто, сколь часто он находится в расположении Истинного из расположения к Истинному; ибо из расположения происходит понимание, из понимания - мышление, и таким образом делается признавание, называемое верою. Но об этом предмете больше сказано будет в следующей статье, о соединении Господа с человеком посредством Слова.
59. Первое у этих людей есть то, что они из смысла буквального снискивают себе учение и, таким образом, возжигают себе светильник для дальнейших успехов. После же, когда учение снискано и возжен светильник, они видят Слово уже из оного. Те же, которые не снискивают себе учения, испытывают наперед, согласно ли со Словом учение, другим данное и общим собранием принятое, и соглашаются со всем тем, что согласно; с тем же, что не согласно, не соглашаются; таким образом составляют они свое учение, а посредством Учения - свою Веру. Но это происходит у тех только, которые могут видеть, не будучи развлечены делами мiра. Эти люди, если любят истинное, потому что оно истинно, и обращают его в дело жизни своей, то находятся в озарении от Господа. Прочие же, находящиеся в какой-либо жизни, согласной с Истинным, могут научиться от них.
60. Противное бывает с читающими Слово по учению ложной религии и еще более с теми, которые это учение доказывают из Слова, имея в виду славу свою и богатство мiра. У таковых истинное, принадлежащее Слову, находится как бы во тьме ночной, а ложное - как бы в дневном свете. Они читают истинное, но не видят оного; и если усматривают тень истинного, то искажают его. Это суть те, о которых Господь сказал, что имеют глаза и не видят, и уши, и не разумеют (Матф. XIII, 14, 15). Ибо ни что иное так не ослепляет человека, как только собь его и утверждение ложного. Собственное человека есть любовь самого себя, и отсюда гордость собственного разумения, а утверждение ложного есть мрак, подделывающийся под свет. Свет этих людей есть чисто природный, и зрение их - как зрение видящего привидения во тьме.
61. Мне дано было говорить со многими после смерти, которые думали о себе, что будут сиять как звезды на небе, ибо, как говорили, они почитали Слово святым, часто перечитывали его, многое оттуда собирали, посредством чего доказывали догматы веры своей, и чрез то в мiре прославляемы были как ученые, почему они и думали, что будут Михаилами и Рафаилами. Но многие из них испытаны были в том, из какой любви прилежали они к Слову, и найдено было, что некоторые творили это из себялюбия, для того, чтобы великими казаться в мiре, чтобы их почитали первенствующим в Церкви, некоторые же - из любви мiра, для того, чтобы сниcкивать богатство. Kогда они были испытаны в том, что знали из Слова, то признано было, что они из него ничего подлинно истинного не знали, но только то, что называется искаженным истинным; это же, в самом себе, есть ложное. И сказано было им, что это сделалось им уделом, потому что сами они и мiр были их целью, или, что то же самое, любления (похоти) их собственные, а не Господь и Небо, и когда сами они и мiр составляют цели их, тогда, читая Слово, дух их прилепляется к себе и к мiру, а отсюда мыслят они непрестанно из своего собственного, которое находится во мраке в отношении ко всему, что принадлежит Небу. В таком состоянии не может человек быть выведен Господом из собственного и, следовательно, быть возвышен во свет Небесный, а потому не может и воспринимать никакого влияния от Господа посредством Неба. Этих людей видел я также впущенными в Небо, но когда найдено было там, что они не имели истинного, то были извержены. Со всем тем, однако, осталась при них гордость собственной заслуги.
Иначе было с теми, которые прилежали к Слову из побуждения познать истинное, потому, что оно есть Истинное и потому, что служит к пользе в жизни, не только своей, но также и ближнего. Этих видел я возвышенных в Небо и таким образом во свет, в котором находится там Божественное Истинное, и, вместе, возведенных тогда в мудрость Ангельскую и блаженство ее, которое есть Жизнь вечная.
|