Начало 9. Святой дух есть Божественность, исходящая от Господа, и Она есть Сам Господь

46. Иисус сказал у Матфея:

Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле: итак, идите, творите учениками все племена, крещая их во Имя Отца и Сына и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я заповедал вам: и се Я с вами есмь во все дни до совершения века Мф. 28: 18. 19. 20.

Перед этим было показано, что Божественность, называемая Отцом, и Божественность, называемая Сыном, в Господе составляют одно; здесь же будет показано, что и Святой Дух составляет одно с Господом.

Господь сказал, дабы крестили во Имя Отца, Сына и Святого Духа, потому что в Господе пребывает Троичность, или Троица. Ибо есть Божественность, называемая Отцом, Божественная Человечность - Сыном, и Божественное Исходящее, называемое Святым Духом. Божественность, которая есть Отец, и Божественность, которая есть Сын, есть Божественность, от которой все происходит. Божественное же Исходящее, которое есть Святой Дух, есть Божественность, через которую все происходит. В небольших сочинениях о Божественном Провидении, Всемогуществе, Вездесущности и Всеведении будет видно, что от Господа исходит только та Божественность, которая составляет Его Самого; но этот предмет очень глубок.

Из сравнения с Ангелом можно объяснить, что Троичность пребывает в Господе. В Ангеле есть душа и тело, и также исходящее, которое исходит от него и которое есть он сам вне себя; мне многое даровано знать об этом Исходящем, но приводить это здесь не место.

Всякий человек, обращающийся к Богу, по смерти тотчас наставляется ангелами, что Святой Дух не есть отдельное от Господа лицо. Исходить же и Происходить означает озарение и наставление через Присутствие, которое бывает вследствие принятия Господа; поэтому многие по смерти отбрасывают мысль о Святом Духе, приобретенную в мире, и принимают ту мысль, что это означает присутствие Господа в человеке через Ангелов и Духов, чем и посредством чего человек озаряется и наставляется. Сверх того, обыкновенно в Слове именуются два Божества, иногда же три, между тем они составляют одно, как, например, Иегова и Бог, Иегова и Святый Израилев, Иегова и Могучий Иаковлев, затем Бог и Агнец, а так как они составляют одно, то в других местах говорится: "Иегова один Бог, Иегова един Свят, и Он Святый Израилев, и нет кроме Него".

Потом, вместо Бога иногда говорится Агнец, а вместо Агнца - Бог, первое встречается в Апокалипсисе, последнее же в Пророках. Из предыдущего и последующего видно, что Господь един. Он разумеется под Отцом, Сыном и Святым Духом (Мф. 28: 19). В предыдущем Стихе Господь сказал:

Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле;

в следующем же Стихе Господь говорит:

Се Я с вами есмь во все дни, до совершения века.

Следовательно, Он это сказал о Самом Себе, Он это сказал для того, чтобы знали, что в Нем пребывает Троица. Дабы знали, что Святой Дух не есть Божественность, отдельная от Самого Господа, то будет показано, что именно в Слове разумеется под Духом. Под духом разумеется:

1. Жизнь человека вообще.
2. Жизнь человека бывает различна по его состоянию, поэтому под Духом подразумевается различное вожделение жизни в человеке.
3. Затем Жизнь возрожденного, называемая духовною Жизнью.
4. Где же Дух относится к Господу, то там разумеется Его Божественная Жизнь, поэтому Сам Господь.
5. В частности, Жизнь Его Мудрости, называемая Божественною Истиною.
6. Сам Иегова, то есть Господь, говорил Слово через Пророков.

47. Под Духом разумеется Жизнь человека; это можно заключить из общего разговора, когда о человеке говорят, что умирая, он испускает дух; поэтому под духом в этом смысле разумеется Жизнь дыхания; слово "Дух" даже получает свое происхождение от Дыхания, и на Еврейском Языке дух и ветер - одно слово. В человеке есть два источника жизни, один - движение сердца, а другой - дыхание легкого; собственно под духом, так же, как под душою, разумеется жизнь, происходящая от дыхания легкого; она действует заодно с мышлением человека, происходящим от разума, жизнь же от движения сердца заодно действует с любовью воли человека, об этом будет показано в своем месте.

Из следующего видно, что под духом в Слове разумеется жизнь человека:

Собирает дух их, издыхают и в прах возращаются Пс. 103: 29.
Помнил, что плоть они, дух уходящий и не возвращающийся Пс. 77: 39.
Изыдет дух его, возвратится в землю свою Пс. 145: 4.
Езекия стонал, что выйдет Жизнь духа его Ис. 38: 16.
Ожил дух Иакова Быт. 45: 27.
Литье обман есть, и нет духа в нем Иер. 51: 17.
Сказал Господь Иегова костям сухим: Я приведу Дух на вас и будете жить. С четырех ветров приведу дух и вдохну в убитых этих, и оживут; и пришел на них дух - и ожили Иезек. 10: 5. 6. 9. 10.
Иисус схватил руку девицы, и возвратился дух ее, и она возстала немедленно Лк. 8: 54. 55.

48. Жизнь человека разнообразна по его состоянию, поэтому под духом разумеется различное вожделение жизни в человеке, как, например:

1. Жизнь Мудрости.

Веселиил был исполнен Божьим духом мудрости, разумения и знания Ис. 31: 3.
Ты скажи всем Мудрецам сердцем, кого исполнил духом мудрости Ис. 28: 3.
Исполнен Иисус Духом Мудрости Втор. 34: 9.
Навуходоносор сказал о Данииле, что Дух возвышенный знания, разумения и мудрости был в нем Дан. 4: 5.
Узнают заблуждающиеся Духом разумение Ис. 29: 24.

2. Побуждение Жизни.

Воздвигнет Иегова Дух Царей Мидийских Иер. 51: 11.
Воздвигнет Иегова Дух Зоровавелев и Дух всех остальных народа Аггей 1: 14.
Дам в Царя Ассирийского Дух, услышит весть и возвратится в землю свою Ис. 37: 7.
Ожесточил Иегова Дух Сихона Царя Втор. 2: 30.
Что взойдет на Дух ваш, не будет никогда Иезек. 20: 32.

3. Свобода Жизни.

Четыре животные, кои суть Херувимы, виденные Пророком, куда был Дух идущий, шли Иезек. 1: 12. 20.

4. Жизнь в страхе, печали и гневе.

Да изнежится всякое сердце и опустятся все руки, и сожмется всякий Дух Иезек. 21: 12.
Изнемогает во мне Дух мой, в средине меня обессилело сердце мое Пс. 141: 3; 142: 4.
Исчезнет Дух мой Пс. 142: 7.
Вострепетал Дух мой, что меня Даниила касается Дан. 7: 15.
Дух Фараонов возмущен Быт. 41: 8.
Навуходоносор сказал: возмущен Дух мой Дан. 2: 3.
Пошел печален, в раздражении Духа моего Иезек. 3: 14.

5. Жизнь разных злых вожделений.

Нет в Духе его лести Пс. 31: 2.
Иегова смешал в средине его Дух вероломств Ис. 19: 14.
Сказал Пророкам глупым, ходящим за Духом своим Иезек. 13: 3.
Глупый Пророк, безумный муж Духа Осия 9: 7.
Наблюдайте за Духом своим и не действуйте лукаво Малах. 2: 16.
Дух блудодеяний соблазнил Зах. 4: 12.
Дух блудодеяний в средине их Ис. 5: 4.
И придет на Него Дух Ревнования Чис. 5: 14.
Муж, который скитается Духом и обман расточает Мих. 2: 11.
Род , не утвердивший с Богом Духа Своего Пс. 77: 8.
Разлил на них Дух сонливости Ис. 29: 10.
Зачнете навоз, родите полову; относительно же Духа вашего - огонь пожрет вас Ис. 33: 11.

6. Адская Жизнь.

Духа нечистого изгоню из земли Зах. 13: 2.
Когда же нечистый Дух исходит из Человека, то Он проходит сквозь безводные места, и приемлет собою семь Духов злее себя, и вошед, обитают там Мф. 12: 43. 44. 45.
Вавилон стал темницею Духа нечистого Ап. 18: 2.

7. Сверх того, самых адских Духов, коими люди мучаются. 

Матф. Гл. 8: 16; Гл. 10: 1; Гл. 12: 43. 44. 45; Марк Гл. 1: 23 до 29; Гл. 9: 17 до 29; Лук. Гл. 4: 33. 36; Гл. 6: 17. 18; Гл. 7: 21; Гл. 8: 2. 29; Гл. 9: 39. 42. 55; Гл. 10: 24. 25. 26; Гл. 13: 11; Апок. Гл. 13: 15; Гл. 16: 13. 14.

49. Под Духом разумеется Жизнь Возрожденного, называемая Духовною жизнью.

Иисус сказал: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье Ин. 3: 5.
Дам вам сердце новое и Дух новый. Духа моего дам в средину вас, и сотворю, да в постановлениях моих ходите Иезек. 36: 26. 27.
Дать новое сердце и новый Дух Иезек. 11: 19.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух твердый обнови внутри меня. Возврати Мне радость спасения Твоего, и Дух истинный да поддержит меня Пс. 50: 12. 13. 14.
Сотворите себе сердце новое и Дух новый, ибо к чему погибать тебе, дом Израилев? Иезек. 18: 31.
Посылаешь Дух Твой, сотворяются и обновляются лица почвы Пс. 103: 30.
Грядет час, и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине Ин. 4: 23.
Иегова Бог даст душу народу, и Дух ходящим в ней Ис. 42: 5.
Иегова созиждет Дух человека в средине его Зах. 12: 1.
Душою моею ожидал Тебя ночью. Духом моим, в глубине своей, ожидал Тебя утром Ис. 36: 9.
В день тот будет Иегова в Духе Суда, сидящий в суде Ис. 28: 6.
Возрадовался Дух мой о Боге, Спасителе моем Лк. 1: 17.
Успокоят Дух мой по земле северной Зах. 6: 8.
В руку Твою предаю Дух мой, ты искупил меня Пс. 30: 6.
Не было никого и остальные в коих Дух Малах. 2: 15.
После трех дней с половиною Дух жизни из Бога вошел в двух свидетелей, убитых зверем Апок. 11: 11.
Я Иегова образователь гор и создатель Духа Амос 4.
Боже, Боже Духов и всякия плоти Чис. 16: 22; 28: 18.
Излию на дом Давидов и на живущих в Иерусалиме Дух с высоты Зах. 12: 10.
Пока разольет на нас Дух с высоты Ис. 32: 16.
Разолью воды на жаждущего, и ручейки на сушь, разолью Дух мой на семя твое Ис. 44: 3.
Разолью Дух мой на всякую плоть, и на рабов и на рабынь во дни те разолью Дух Иоиль 3: 1. 2.

Под словами "разливать Дух" разумеется возрождать; так же, как под словами "даровать новое сердце и новый Дух".

Под Духом разумеется Духовная Жизнь пребывающих в уничижении.

Живу в печальном и уничиженном Духе, и для оживления Духа униженных, и для оживления сердца печальных Ис. 57: 15.
Жертвы Богу Дух сокрушенный, сердца сокрушенного и разбиенного, Боже, не презришь Пс. 50: 19.
Даст масло радости вместо печали, и мантию похвалы вместо Духа уныния Ис. 61: 3.
Жена, оставленная, и огорченная Духом Ис. 54: 6.
Блаженны нищие Духом, ибо их есть Царствие Небесное Мф. 5: 3.

50. Из следующего видно, что если [слово] "Дух" относится к Господу, то там разумеется Его Божественная Жизнь, поэтому Сам Господь.

Тот, Кого послал Отец, глаголы Божии говорит, ибо не в меру дает Бог Духа; Отец любит Сына и все дал в руку Его Ин. 3: 34. 35.
Изыдет жезл от ствола Иессеева, почиет на Нем Дух Иеговы, Дух Премудрости и разума, Дух Совета и добродетели Ис. 11: 1. 2.
Дал Духа моего на нем, суд племенам возвестит Ис. 42: 1.
Придет, как река широкая, Дух Иеговы, знамение внесет в него; и придет Сиону Искупитель Ис. 59: 19. 20.
Дух Господа Иеговы на Мне, помазал Иегова Меня для благовествования нищим Ис. Гл. 1; Лк. 4: 18.
Иисус, познав Духом Своим, что так помышляют они сами в себе Мк 2: 8.
Возвеселился Духом Иисус и сказал Лк. 10: 21.
Иисус возмутился Духом Своим Мк 8: 12.
Иисус возстав Духом Своим Ин. 13: 21.

Дух употребляется вместо Самого Иеговы, или Господа.

Дух есть Бог Ин. 4: 24.
Кто направит Дух Иеговы, или кто муж Совета Его Зах. 4: 6.
Дух Иеговы вел их рукою Моисея Ис. 63: 14.
Куда уйду от Духа твоего, и куда убегу Пс. 138: 7.
Сказал Иегова: не крепостью, но Духом Моим творит Зах. 4: 6.
Они преогорчили Дух Святости Его; и обратился им во врага Пс. 105: 33.
Не пребудет Дух Мой в человеке во век, ибо они плоть Быт. 6: 3.
Не в вечности спорю, ибо не достает передо Мною Духа Ис. 57: 17.
Хула на Духа Святого не отпустится, а если кто скажет слово на Сына Человека, отпустится Мф. 12: 31. 32; Мк 3: 28. 29. 30; Лк. 12: 10.

Хула на Святого Духа есть хула на Божественность Господа; на Сына же Человека - значит что-либо против Слова, ошибочно интерпретируя его смысл; ибо, как выше было показано, Сын Человека есть Господь в отношении Слова.

51. Где говорится о Господе, там под Духом, в частности, разумеется жизнь Его Мудрости, которая есть Божественная Истина.

Я Истину говорю вам, полезно вам, чтобы Я пошел; ибо ежели не пойду, то Предстатель не придет к вам, если же пойду, то пошлю Его к Вам Ин. 16: 7.
Когда же придет Он, Дух Истины, то будет путеводить вас во всякую Истину. Ибо не будет говорить Сам от Себя, но что услышит, говорить будет Ин. 16: 13.
Он Меня прославит, ибо от Моего приимет, и возвестит вам: все, что имеет Отец, Мое есть: потому сказал Я, что от Моего примет и возвестит вам Ин. 16: 14. 15.
Я умолю Отца, и иного Предстателя даст вам, Духа Истины, которого мир не может принять, ибо не видит Его, и не знает Его, вы же знаете Его, ибо у вас пребывает; и в вас будет: не оставлю вас сиротами, приду к вам, вы увидете Меня Ин. 14: 16. 17.
Когда же придет Предстатель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Он засвидетельствует обо Мне Ин. 15: 26.
Иисус воскликнул, вещая: если кто жаждет, да придет ко Мне и пьет; верующий в Меня, как сказало Писание, реки из чрева Его потекут воды живые. Сие же сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него. Ибо еще не было Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен Ин. 7: 37. 38. 39.
Иисус дохнул на Учеников и сказал: примите Дух Святой Ин. 20: 22.

Господь Себя разумел под Предстателем, Духом Истины и Духом Святым, это видно из слов Господа, что Мир Его еще не знает, ибо еще не знали Господа, и когда Он сказал, что пошлет Его, то прибавил:

Не оставлю вас сиротами, приду к вам и увидете Меня Ин. 15: 16-19. 26. 28;

и в другом месте:

Се Я с вами есть во все дни до совершения века Мф. 28: 20.

Когда же Фома сказал, что не знают, куда идет, то Иисус отвечал:

Я есмь Путь и Истина Ин. 14: 6.

Дух Истины, или Святой Дух, составляет одно с Господом, Который есть самая Истина, поэтому и говорится:

Еще не было Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен Ин. 7: 39;

ибо после Прославления, или полного Соединения с Отцом, что совершилось Крестным Страданием, Господь стал Самою Божественною Мудростью и Божественною Истиною, поэтому Святым Духом. Господь дохнул на Учеников и сказал "примите Духа Святого", потому что всякое Дыхание на Небе происходит от Господа; ибо Ангелы, так же, как и люди, имеют Дыхание и Биение сердца. Дыхание у них происходит от принятия Божественной Мудрости от Господа, а биение сердца, или движение, от принятия Божественной Любви от Господа, об этом смотри в своем месте.

Еще из следующих мест видно, что Святой Дух есть Божественная Истина, исходящая от Господа.

Когда же приведут вас в Синагоги, не заботьтесь, что сказать, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что надлежит сказать Лк 12: 12; 10: 20; Мк 13: 11.
Иегова сказал: Дух Мой, который в тебе, и глаголы Мои, которые Я дал во уста твои; не оскудеют от уст твоих Ис. 59: 21.
Изыдет жезл от ствола Иессеева: поразит землю жезл словом уст своих, и Духом уст своих убьет нечестивого: будет Истина поясом чресл Его Ис. 11: 1. 4. 5.
Днесь устами Он наставит, и Дух Его соберет их Ис. 34: 16.
Поклоняющиеся Богу, должны поклоняться в Духе и Истине Ин. 4: 24.
Дух есть животворящий, плоть не пользует ничего: глаголы, которые Я говорю вам, Дух суть и Жизнь суть Ин. 6: 63.
Иоанн сказал: Я подлинно крещу вас водою в покаяние; по Мне же грядущий будет вас крестить Духом Святым и Огнем Мф. 3: 11; Мк 1: 8; Лк. 3: 16.

Крестить Духом Святым и Огнем - значит возрождать Божественною Истиною, принадлежащею Вере, и Божественным Благом, принадлежащим Любви.

Когда Иисус крестился, и се отверзлись небеса, и Он увидел Духа Святого сходящего как бы голубь Мф. 3: 16; Мк 1: 10; Лк. 3: 21; Ин. 1: 32. 33.

Голубь есть прообразование очищения и возрождения через Божественную Истину.

Так как под Святым Духом, там, где говорится о Господе, разумеется Его Божественная Жизнь, то есть Он Сам, а в частности - Жизнь Его Мудрости, называемая Божественною Истиною, то под Духом Пророков, также называемым Святым Духом, разумеется Божественная Истина, происходящая от Господа; как, например, в следующих местах:

Дух говорит Церквам Ап. Гл. 2: 7. 11. 29; Гл. 3: 1. 3. 6. 13. 22.
Семь светильников огненных, горящие пред престолом, которые суть Семь Духов Божьих Ап. 4: 5.
Посреди старейщин, Агнец стоящий, имеющий семь очей, которые суть Семь Божьих Духов, посланных во всю землю Ап. 5: 6.

Огненные светильники и очи Господа означают Божественные Истины, "семь" же означает святость.

Говорит Дух, да почиют от трудов своих Ап. 14: 13.
Дух и невеста говорят, приди Ап. 22: 17.
Сердце свое положили твердыней, не послушали закона или словес, которые послал Иегова в Духе Своем рукою Пророков Зах. 7: 12.
Дух Илии нисшел на Елисея 1 Царст. 2: 15.
Иоанн предъидет пред Ним Илиею в Духе и Истине Лк. 1: 17.
Духа Святого исполнилась Елизавета, и пророчествовала Лк. 1: 41.
Захария исполнился Духа Святого и пророчествовал Лк. 1: 67.
Давид сказал: в Духе Святом сказал Господь Господу моему, седи одесную Меня Мк. 12: 36.
Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества Ап. 19: 10.

Если под Святым Духом, в частности, подразумевается Господь в отношении Божественной Мудрости и затем Божественной Истины, то из этого видно, от чего о Святом Духе говорят, что Он Озаряет, Наставляет, Наитствует.

52. Сам Иегова, то есть Господь, говорил Слово через Пророков. О Пророках читают, что они были в Видении, и Иегова говорил с ними. Во время Видения они не были в своем теле, а в духе, и в этом состоянии видели все существующее на Небе; когда же Иегова говорил с ними, тогда они были в своем теле и слышали говорящего Иегову. Должно различать эти два состояния Пророков; в состоянии Видения очи их духа были открыты, очи же их тела были закрыты, и тогда им виделось, что они переносятся с одного места на другое, телом оставаясь на своем месте. В этом состоянии иногда были Иезекииль, Захария, Даниил и Иоанн, когда он писал Апокалипсис; тогда говорится, что они были в Видении или в Духе; ибо Иезекииль сказал:

Воздвиг меня Дух, и принес меня в Халдею к Пленению, в Видении Божьем в Духе Божьем, так взошло на меня Видение, которое увидел Иез. 11: 1. 24.
Сказал, что восхитил его Дух и услышал за собою землетрясение Иез. 3: 12. 14.

и так далее. Потом:

Восхитил его Дух между землею и небом и ввел в Иерусалим, в Видениях Божьих, и увидел мерзости Иез. 8: 13. след.

Поэтому же, в видении Божьем или в духе, он видел:

Четырех животных, кои суть Херувимы Иез. Гл. 10;

затем новую Землю и новый Храм, и Ангела их измерявшего, об этом говорится в Гл. 40 до 48; он тогда был в видениях Божьих, об этом говорит Гл. 40: 2; и тогда вознес его Дух Гл. 43: 5. То же случилось с Захарием, с которым был Ангел, в то время, когда он видел Мужа, ехавшего верхом между миртами Зах. 1: 8. след.

Когда он видел четыре рога, и затем мужа, в руке коего был шнурок меры Зах. 2: 1. 5. след.
Когда Он видел Иисуса, иерея великого Зах. 3: 1. след.
Когда Он видел Светильник и две Маслины Зах. 4: 1. след.
Когда Он видел летящий сверток и эфу Зах. 5: 1. 6.
И когда Он видел четыре Колесницы, выходящие между двух гор, и Коней Зах. 6: 1.

В этом же состоянии был Даниил,

когда Он видел четырех Зверей, выходящих из моря Дан. 6: 1.
И когда он видел бой овна с козлом Дан. 8: 1. след.

Он их видел в Видениях, об этом читается в Гл. 7:1. 2. 7. 13; Гл. 8: 2; Гл. 10: 1. 7. 8. Ангел Гавриил ему являлся в Видениях, и с ним говорил Гл. 9: 21. То же случилось с Иоанном, когда он писал Апокалипсис, и Иоанн говорит, что он был в духе в день Господень Ап. 1: 10.

Он был отнесен в пустыню в духе Ап. 17: 3.
На гору высокую в духе Ап. 21.
Видел коней в видении Ап. 9: 17,

и, сверх того, он видел все, что описал, поэтому он был в духе или в видении Ап. 1: 12; Гл. 4: 1; Гл. 5: 1. Гл. 6: 1 и так далее.

53. Что же касается Самого Слова, то у Пророков не встречается, чтобы они его говорили Святым Духом, а через Иегову, Иегову Саваофа, через Господа Иегову; ибо там читается: "Слово свершилось Иеговою ко мне", "Иегова говорил ко мне", и еще чаще: "Иегова сказал" и "глагол Иеговы". А так как Господь есть Иегова, о чем выше было показано, то все Слово Им говорено. Дабы никто в этом не сомневался, то я хочу привести только из одного Иеремии те места, где говорится: "Слово ко мне совершилось Иеговою", "говорил мне Иегова", "Сказал Иегова" и "глагол Иеговы", как, например, в следующих местах у Иеремии:

Гл. 1: 4. 7. 11. 12. 13. 14. 19; Гл. 2: 1. 2. 3. 4. 5. 9. 19. 22. 29. 31; Гл. 3: 1. 6. 10. 12. 14. 16; Гл. 4: 1. 3. 9. 17. 24; Гл. 5: 11. 14. 18. 22. 29; Гл. 6: 6. 9. 12. 15. 16. 21. 22; Гл. 7: 1. 3. 11. 13. 19. 20. 21; Гл. 8: 1. 3. 12. 13; Гл. 9: 2. 6. 8. 12. 14. 16. 21. 23. 24; Гл. 10: 1. 2. 18; Гл. 11: 1. 6. 9. 11. 17. 18. 21. 22.; Гл. 12: 14. 17; Гл. 13: 1. 6. 9. 11. 12. 13. 14. 15. 25; Гл. 14: 1. 10. 14. 15; Гл. 15: 1. 2. 3. 6. 11. 19. 20; Гл. 16: 1. 3. 5. 9. 14. 16; Гл. 17: 5. 9. 20. 21. 24; Гл. 18: 1. 5. 6. 11. 13; Гл. 19: 1. 3. 6. 12. 16; Гл. 20: 4; Гл. 21: 1. 4. 7. 8. 11. 12; Гл. 22: 2. 5. 6. 11. 16. 18. 24. 29. 30; Гл. 23: 2. 5. 7. 12. 15. 24. 29. 31. 38; Гл. 24: 3. 5. 8; Гл. 25: 1. 3. 7. 8. 9. 15. 27. 28. 29. 32; Гл. 26: 1. 2. 18; Гл. 27: 1. 2. 4. 8. 11. 16. 19. 21. 22; Гл. 28: 2. 12. 14. 16; Гл. 29: 4. 8. 9. 16. 19. 20. 21. 25. 30. 31. 32; Гл. 30: 1. 2. 3. 4. 5. 8. 10. 11. 12. 17. 18; Гл. 31: 1. 2. 7. 10. 15. 16. 17. 23. 27. 28. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38; Гл. 32: 1. 6. 14. 15. 25. 26. 28. 30. 36. 41; Гл. 33: 1. 2. 4. 10. 11. 12. 13. 17. 19. 20. 23. 25; Гл. 34: 1. 2. 4. 8. 12. 13. 17. 22; Гл. 35: 1. 13. 17. 18. 19; Гл. 36: 1. 6. 27. 29. 30; Гл. 37: 6. 7. 9; Гл. 38: 2. 3. 17; Гл. 39: 15. 16. 17. 18; Гл. 40: 1; Гл. 42: 7. 9. 15. 18. 19; Гл. 43: 8. 10; Гл. 44: 1. 2. 7. 11. 24. 25. 26. 30; Гл. 45: 1. 2. 5; Гл. 46: 1. 23. 25. 28; Гл. 47: 1; Гл. 48: 1. 8. 12. 30. 35. 38. 40. 43. 44. 47; Гл. 49: 2. 5. 6. 7. 12. 13. 16. 18. 26. 28. 30. 32. 35. 37. 38. 39; Гл. 50: 1. 4. 10. 18. 20. 21. 30. 31. 33. 35. 40; Гл. 51: 25. 33. 36. 39. 52. 58.

Вот места, встречающиеся у Иеремии. Кроме того, встречаются такие же места у всех остальных Пророков, и нигде нет, чтобы говорил Святой Дух, или Иегова им бы говорил через Святого Духа.

54. Из этого следует, что Иегова, который есть Господь от вечности, говорил через Пророков. Где же говорится "Святой Дух", то там разумеется Он Сам. Следовательно, Бог един и Лицом, и Естеством, и Он есть Господь.