5. Господь, в отношении Божественной Человечности, называется Сыном Божьим, а в отношении Слова - Сыном Человека
19. В Церкви знают только, что Сын Божий - второе Лицо Божества, отдельное от Лица Отца; поэтому существует вера о Сыне Божьем, рожденном от вечности. А так как эта мысль повсеместно принята, о Боге же не дано возможности и не позволяется мыслить разумом, то нельзя даже мыслить о том, что значит "родиться от вечности"; ибо мыслящий об этом разумом постоянно в себе говорит: это не доступно [рассудку], я же говорю, потому что говорят, и верую, потому что веруют. Но пусть узнают, что нет Сына от вечности, а есть от вечности Господь; если же узнают, что такое Господь и что такое Сын, то тогда могут мыслить даже разумом о Боге Тройном, а не прежде.
Из следующего ясно видно, что Человечность Господа, зачатая Иеговою Отцом и рожденная девой Марией, есть Сын Божий. У Луки:
Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, которому имя Назарет, к деве, обрученной мужу, которому имя Иосиф, от дома Давидова, и имя девы Мария. И вошед Ангел к ней, сказал: Радуйся, облагодатствованная! Господь с тобою, благословенна ты в женах. Она же, видя, смутилась при слове его, и размышляла - чем бы было приветствие сие. И сказал Ангел ей: Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога: и се - зачнешь и родишь Сына, и наречешь Имя Ему Иисус: Сей будет велик и Сыном Всевышнего назовется. Сказала же Мария Ангелу: Как будет сие, когда мужа не знаю; и отвечав Ангел сказал ей: Дух Святой найдет на тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое от Тебя Святое назовется Сын Божий Лк. 1: 26 до 35.
Из того, что здесь говорится: зачнешь и родишь Сына, Сей будет Велик и Сыном Всевышнего назовется; и затем - рождаемое от Тебя Святое, назовется Сын Божий, - следует, что Человечность, зачатая Богом, и рожденная девой Марией, называется Сыном Божьим. У Исаии:
Даст Господь Сам вам знамение, се дева зачнет и родит Сына и наречет Имя Ему: с нами Бог Ис. 7: 14,
из чего видно, что Сын, рожденный от девы и зачатый Богом, есть называемый "С нами Бог", поэтому - Сын Божий, это также подтверждается у Матф. Гл. 1: 22. 23. У Исаии:
Отрок родился нам, Сын дан нам, на рамени Его Начальство и нарицается Имя Его Дивный, Советник, Бог, Витязь, Отец Вечности, Князь мира Ис. 9: 5. 6.
Здесь также разумеется не Сын от вечности, а Сын, рожденный в мире, ибо говорится: Отрок родился нам, Сын дан нам. Это же видно из слов Пророка, стих 6, и из слова Ангела Гавриила Марии (Лук. 1: 32. 33), где те же изречения. У Давида:
Возвещу об уставе, Иегова Сказал, Сын Мой Ты, Я днесь родил Тебя. Лобзайте Сына, да как бы не прогневался, и вы не погибли в пути Пс. 2 : 7. 12.
Здесь не разумеется Сын от вечности, а Сын, рожденный в мире - ибо это есть пророчество о пришествии Господа, посему и называется уставом, который Иегова возвестил Давиду; здесь не значит "от вечности", а во времени. У Давида:
Положу в море руку Его, Он будет звать Меня Отец Мой Ты, Я Первородным дам Его Пс. 88 : 26. 27. 28.
Во всем этом Псалме говорится о пришествии Господа, посему разумеется Тот, Который называет Иегову Отцом Своим, и Который будет Первородным, поэтому Который и есть Сын Божий. Так же, как в других местах, где Он назывется
Излом от ствола Иессеева Ис. 11: 1. 2. 20; росток Давидов Иер. 23: 5. 6; Семя Жены Быт. 3: 15; Единородный Быт. 1: 18; Иерей во век и Господь Пс. 109: 4. 5.
В Иудейской Церкви под Сыном Божьим разумеется Мессия, Которого ожидали и о Коем знали, что Он родится в Вифлееме. Из следующих мест видно, что под Сыном Божьим ими разумелся Мессия. У Иоанна:
Сказал Петр: мы уверовали и познали, что Ты еси Христос, Сын Бога Живущего Ин. 6: 69.
У него же:
Ты еси Христос, Сын Божий, в мир грядущий Ин. 11: 27.
У Матфея:
Архиерей спросил Иисуса: Ты ли еси Христос, Сын Божий? Сказал Иисус: Я есмь Мф. 26: 63; Марк 11: 27
У Иоанна:
Сие же написано, да уверуете, что Иисус есть Христос, Сын Божий Ин. 20: 31, потом Мк 1: 1.
Христос есть греческое слово и означает Помазанника, так же как на Еврейском языке Мессия; поэтому Иоанн сказал:
Мы нашли Мессию, что есть толкуемо - Христа Ин. 1: 42.
И в другом месте:
Говорит Жена: я знаю, что Мессия придет, нарицаемый Христос Ин. 4: 25.
В первой Статье было показано, что Закон и Пророки, или все Слово Ветхого Завета, говорит о Господе, поэтому-то под грядущим Сыном Божьим можно разуметь одну только Человечность, принятую Господом в мире. Из чего следует, что это разумелось под словом "Сын", которое было произнесено Иеговою с неба во время Его крещения:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Я благоволю Матф. 13: 17; Марк 1: 11; Лк. 3: 22,
ибо крестилась Его Человечность. Когда же Он преображался, то было произнесено:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Я благоволю, Его слушайте Матф. 17:5; Марк 9: 7; Лук. 9: 35;
потом в других местах, как, например, у Матф. 8: 29; 14: 33; 18: 43. 54; Марк 3: 11; 15: 39; Ин. 1: 18. 34. 50; 3: 18; 5: 25; 10: 36; 11: 4.
20. Как под Сыном Божьим разумеется Господь в отношении Человечности, принятой в Мире, которая есть Божественная Человечность, то из этого видно, что разумеется под словами, которые Господь неоднократно говорил, что "Он послан Отцом в Мир и Он исшел от Отца". Под словами: "Он послан Отцом в Мир" разумеется Зачатие Его Иеговою Отцом. Это разумеется под словами: "быть послану" и "посланный от Отца", что видно из всех тех мест, где также говорится, что Он совершит волю Отца и дела Его, кои состояли в том, что Он победит Ады, прославит Человечность, наставит Слову и восстановит Новую Церковь; они могли совершиться только через Человечность, зачатую Иеговою и рожденную Девою, то есть когда Бог станет Человеком.
Рассмотри те места, где говорится: "быть послану" и "посланный", и ты увидишь, как например: Матф. 10: 40; 15: 24; Марк 9: 37; Лук. Гл. 6: 43; Гл. 9: 48; Гл. 10: 16; Иоан. Гл. 3: 17. 34; Гл. 4: 34; Гл. 5: 23. 24. 36. 37. 38; Гл. 6: 29. 39. 40. 44; Гл. 7: 16. 18. 28. 29; Гл. 8 : 16. 18. 29. 42; Гл. 9: 4; Гл. 11: 41. 42; Гл. 12: 44. 45. 49; Гл. 13: 20; Гл. 14: 24; Гл. 15: 21; Гл. 16: 5; Гл. 18: 3. 8. 21. 23. 25; Гл. 20: 20. Затем также те места, где Господь Иегову называет Отцом.
21. Многие ныне о Господе думают как о простом человеке, им самим подобном, ибо они думают только об Его Человечности, в то же время не думая о Его Божественности, между тем как Его Божественность и Человечность не могут быть разделены, ибо Господь есть Бог и Человек, а Бог и Человек в Господе не составляют двух лиц, а одно Лицо, и при том так оно едино, как Душа и Тело составляют одного Человека; вышеизъясненное извлечено из учения, принятого во всем Христианском Мире, установленного Соборами и названного Учением Афанасьевской веры.
Итак, дабы человек после этого в мысли не отделял Божественности от Человечности в Господе, то пусть он прочтет вышеприведенное из Луки, так же как следующие места у Матфея:
Иисуса же Христа Рождество так было; по обручении матери Его Иосифу, прежде, нежели сойтись им, она обретена была в утробе имеющую от Духа Святого. Иосиф же, муж ее, праведен будучи, не хотя ее обесславить, вознамерился тайно отпустить ее. Когда же он это помыслил, се Ангел Господень в сновидении явился ему, вещая: Иосиф, сын Давидов, не бойся восприять Марию жену твою, ибо в ней родившееся от Духа есть Святого, родит же Сына и наречешь Имя Ему Иисус. Он спасет народ Свой от грехов их. Пробудясь же Иосиф от сна, сотворил, как повелел ему Ангел Господень, и восприял жену свою. И не познавал ее, пока не родила Сына своего первородного, и нарек Имя Ему Иисус Мф. 1: 18 до 25.
Из этого и из того, что написано у Луки о Рождении Господа, так же, как и из выше приведенного, следует, что Сын Божий есть Иисус, зачатый Иеговой Отцом и рожденный девой Марией, о котором прорекли все Пророки и Закон до Иоанна.
22. Знающий, что означает в Господе Сын Божий, и что в Нем означает Сын Человека, может усмотреть много Тайн в Слове, ибо Господь называется то Сыном, то Сыном Божьим, то Сыном Человека, - везде по предмету, о котором говорится. Если говорится о Его Божественности, о Единстве с Отцом, о Божественной власти, о Вере в Него, о жизни от Него, то Он называется Сыном и Сыном Божьим, как например у Ин. 5: 17 до 26 и так далее. Если же говорится о Страдании, о Суде, о Пришествии и вообще об Искуплении, о Спасении, о Преобразовании, о Возрождении, то Он называется Сыном Человека, ибо Он тогда разумеется в отношении Слова.
Господь означается разными именами в Слове Ветхого Завета; Он там именуется Иегова, Иах, Господь, Бог, Господь-Иегова, Иегова-Саваоф, Бог Израилев, Святой Израилев, Крепкий Иаковлев, Шаддай, Камень, потом Творец, Образователь, Спаситель, Искупитель - везде по предмету, о котором говорится; так же, как в Слове Нового Завета, где Он именуется Иисусом, Христом, Господом, Богом, Сыном Божьим, Сыном Человека, Пророком, Агнцем и даже другими именами, и везде по предмету, о котором там говорится.
23. Сейчас было сказано, почему Господь называется Сыном Божьим, здесь же говорится, почему Он называется Сыном Человека. Он там называется Сыном Человека, где говорится о Страдании, о Суде, о Пришествии, и вообще там, где говорится об Искуплении, о Спасении, Преобразовании и Возрождении; ибо Сын Человека есть Господь в отношении Слова, и Он, как Слово, страдал, судил, пришел в мир, искупляет, спасает, преобразовывает и возрождает. Это можно заключить из того, что следует ниже.
24. Из следующего видно, что Господь называется Сыном Человека там, где говорится о Страдании:
Иисус вещал Ученикам: Се, восходим в Иерусалим, и Сын Человека предан будет архиереям и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его племенам, будут бичевать Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день возстанет Марк 10: 33. 34;
также в других местах, где Он предсказывает Свое Страдание, как, например, у Матф. 20: 18. 19; Марк 8: 31; Лук. 9: 22.
Иисус сказал Ученикам, се приблизился час и Сын Человека предается в руки грешников Матф. 26: 45. Ангел сказал женам, пришедшим к памятнику, вспомните, как Он сказал вам: надлежит Сыну Человека предану быть в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день возстать Лука 24: 6.
Господь также называется Сыном Человека, потому что Он допустил с собою сделать то же, что они сделали со Словом, об этом было показано выше во многих местах.
25. Из следующего видно, что Господь называется Сыном Человека там, где говорится о Суде:
Когда же придет Сын Человека во славе Своей, тогда сядет на престол славы Своей, и поставит овец одесную Себя, а козлищ по левую Матф. 25: 31. 33 Когда сядет Сын Человека на престол славы Своей, судя двенадцать колен Израилевых Матф. 11: 28. Должен Сын Человека придти во Славе Отца Своего, и тогда воздаст каждому по делам его Матф. 14: 27. Бодрствуйте во всякую пору, да удостоитесь стать пред Сыном Человека Лук. 21: 36. В который час не думаете, Сын Человека придет Матф. 22: 44; Лук. 22: 40. Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну, ибо Сын Человека есть Ин. 5: 27.
Если говорится о Суде, то Господь называется Сыном Человека, потому что всякий Суд совершится Божественною Истиною, содержащеюся в Слове. Она судит каждого, об этом Он Сам говорит у Иоанна:
Если кто Мои услышит глаголы и не уверует, Я не сужу его, ибо не пришел, чтобы судить мир; Слово, которое Я говорил, то будет судить его в последний день Ин. 12: 47. 48.
И в другом месте:
Не пришел Сын Человека, чтобы судить мир, но дабы спасен был мир через Него: верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, ибо не уверовал во Имя Единородного Сына Божьего Ин. 3: 17. 18.
Господь никого не осуждает к Аду, или никого не низвергает в Ад, но это сам делает с собою злой дух, об этом смотри в Сочинении о Небе и Аде, 545-550; 574. Под именами: Иегова, Господь, Сын Божий разумеется Божественная Истина, следовательно, также Слово, происходящее от Него, говорящее о Нем, и которое поэтому есть Он Сам.
26. Из следующего видно, что Господь называется Сыном Человека там, где говорится об Его Пришествии:
Ученики сказали Иисусу: какое знамение Твоего Пришествия и Совершения века?
Тогда Господь предсказал последующие состояния Церкви до конца, о конце же Он сказал:
Тогда явится знамение Сына Человека, и узрят Сына Человека, грядущего в облаках небесных с силою и славою Матф. 24: 3. 30; Марк 13: 26; Лук. 21: 27.
Под совершением века разумеется последнее время Церкви; под пришествием в облаках Небесных со славою разумеется открытие Слова и возвещение, что Слово единственно о Нем написано. У Даниила:
Я видел, и се на облаках небесных Сын Человека шел Дан. 7: 13.
В Апокалипсисе:
Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око Ап. 1: 7.
Это также говорится о Сыне Человека, что видно из Стиха 13 там же. Затем далее в Апокалипсисе:
Увидел, и се облако белое, и на облаке Сидящий, подобный Сыну Человека Ап. 14: 14.
Господь одно в себе разумел под Сыном Божьим, а другое под Сыном Человека, это видно из Его ответа к Архиерею:
Архиерей сказал Иисусу: Заклинаю Тебя Богом живущим, да нам скажешь, Ты ли еси Христос, Сын Божий? Вещает ему Иисус: ты сказал Я есмь, однако говорю вам, отныне узрите Сына Человека, сидящего одесную силы и грядущего в облаках небесных Матф. 26: 63. 64.
Он сначала сказал, что Он Сын Божий, а потом сказал: "узрите Сына Человека, сидящего одесную силы и грядущего в облаках небесных", под чем разумеется, что после Крестного Страдания в Божественной Власти было открыть Слово и возстановить Церковь; этого прежде не могло случиться, ибо Он еще не победил Ада и не прославил Своей Человечности. В первом номере
Сочинения о Небе и Аде объяснено, что означается словами: "сидеть на облаках небесных" и "приходить во славе".
27. Из следующего видно, что Господь называется Сыном Человека там, где говорится об Искуплении, Спасении, Переобразовании и Возрождении:
Сын Человека пришел, чтобы дать душу Свою Искуплением за многих Матф. 20: 28; Марк 10: 45. Пришел бо Сын Человека спасти, а не погубить Матф. 18: 1; Лук. 9: 56. Пришел бо Сын Человека взыскать и спасти погибшее Лук. 19: 10. Пришел Сын Человека, дабы спасен был мир через Него Ин. 3: 17. Сеющий хорошее семя есть Сын Человека Матф. 13: 37.
Там говорится об Искуплении и Спасении, а так как они совершаются Словом, то поэтому Он там называется Сыном Человека.
Сказал Господь, что власть имеет Сын Человека отпускать грехи Марк 2: 10; Лук. 5: 24;
то есть спасать. Далее, что
Он есть Господин Субботы, потому что он Сын человеческий Матф. 12: 8; Марк 2: 28; Лук. 6: 5;
ибо Он есть Слово, которому тогда Сам учил. Сверх того, Он Сам сказал у Иоанна:
Работайте не для пищи гибнущей, но для пищи, пребывающей в жизнь вечную, которую Сын Человека вам даст Ин. 6: 27.
Под пищею разумеется всякая истина и благо учения, исходящие от Слова, поэтому от Господа, это же там разумеется под сходящею с Неба манною и хлебом, и также под следующим в этой же Главе:
Если не едите плоти Сына Человека и не пьете Его крови, то не имеете жизни в себе Стих 53.
Плоть или хлеб есть благо любви от Слова, кровь или вино есть благо веры от Слова, и оба происходят от Господа.
То же обозначается в других местах Сыном Человека, где только Он именуется, как, например:
Лисицы норы имеют и птицы небесные гнезда, а Сын Человека не имеет, где голову преклонить Матф. 8: 20; Лук. 9: 58;
под этим разумеется, что Слово не будет у Иудеев, как этому учит Господь, Ин 8: 37, и Оно не будет в них пребывать, ибо они не признали Господа, Ин 5: 38. 39. Под Сыном Человека разумеется Господь в отношении Слова, об этом также говорится в Апокалипсисе:
Посреди семи Светильников увидел подобного Сыну Человека, облеченного в подир и препоясанного у сосцов Поясом золотым Ап. 1: 13
и так далее: там различно прообразуется Господь как Слово, посему Он и называется Сыном Человека. У Давида:
Да будет рука твоя над Мужем десницы Твоей и над Сыном Человека, которого укрепил Ты Себе и не отступит от Тебя, оживи нас Пс. 79: 18. 19.
Здесь Муж десницы, так же как Сын Человека, есть Господь в отношении Слова. Он называется Мужем десницы, ибо Господу принадлежит власть по Божественной Истине, которая также есть Слово, и в Нем была Божественная Власть, когда Он исполнил все Слово; посему он и сказал:
узрите Сына Человека, сидящего одесную Отца с силою Марк 14: 62.
28. Сын Человека означает Господа в отношении Слова, ибо Пророки также назывались Сынами Человека. Пророки назывались Сынами Человека потому, что они прообразовывали Господа в отношении Слова, и затем означали Учение Церкви, происходящее от Слова; на Небе там, где упоминаются в Слове Пророки, именно это означается, ибо духовное значение Пророка, потом также Сына Человека, есть Учение Церкви, происходящее от Слова; когда же говорится о Господе, то означается Самое Слово. Пророк Даниил называется Сыном Человека, об этом смотри у него: Гл. 8: 17. Пророк Иезекиль назван Сыном Человека, об этом смотри у него: Гл. 2: 1. 3. 6. 8; Гл. 3: 1. 3. 4. 10. 17. 25; Гл. 4: 1. 16; Гл. 5: 1; Гл. 6: 2; Гл. 7: 5. 6. 8. 12. 15; Гл. 8: 5. 6. 8; 12. 15; Гл. 9: 2. 4. 25; Гл. 11: 2. 4. 25; Гл. 12: 2. 3. 9. 18. 22. 27; Гл. 13: 2. 17; Гл. 14: 3. 13; Гл. 15: 2; Гл. 16: 2; Гл. 17: 2; Гл. 20: 3. 4. 27. 46; Гл. 21: 2. 6. 9. 12. 14. 19. 24; Гл. 22: 18. 24; Гл. 23: 2. 36; Гл. 24: 2. 16. 25; Гл. 25: 2; Гл. 26: 2; Гл. 27: 2; Гл. 28: 2. 12. 21; Гл. 29: 2. 18; Гл. 30: 2. 21; Гл. 31: 1. 2; Гл. 32: 2. 18; Гл. 33: 2. 7. 10. 12. 24. 30; Гл. 34: 2; Гл. 35: 2; Гл. 36: 1. 17; Гл. 37: 3. 9. 11. 16; Гл. 38: 2. 24; Гл. 39: 1. 17; Гл. 40: 4; Гл. 43: 7. 10. 18; Гл. 44: 1. 4. Из этого же следует, что Господь в отношении Божественной Человечности называется Сыном Божьим, а в отношении Слова - Сыном Человека.
|