Начало Система нормативной документации

Автор: Михаил Глебов, сентябрь 1999

Cистема советских стандартов

Я не знаю, когда и как в Советском Союзе появились первые стандарты. Во всяком случае, на исходе 1940-х годов они уже благоденствовали, однако до воцарения Брежнева держались с некоторой скромностью. Затем плотину прорвало. Был образован Государственный Комитет СССР по стандартам (Госстандарт), занявший в конце 1960-х годов высокую, сплошь остекленную башню (писк моды тех лет) на Ленинском проспекте. Здание Госстандарта возвышалось над кронами тополей Центрального Парка Культуры и было хорошо заметно с нашего балкона. В праздники по всему фасаду переливалась иллюминация красных ламп, летом заходящее солнце ослепительно сверкало в его витражах. Стандарты словно напрашивались на знакомство, которое и состоялось у меня по окончании института, но большой радости не принесло.

Система советских стандартов была многоступенчатой и достаточно сложной. В нее входили документы разной степени важности, образуя иерархическую лестницу. Верхнюю ее ступеньку занимали Государственные стандарты СССР (ГОСТы), вводимые в действие непосредственно Госстандартом СССР. Они были самыми важными, их "несоблюдение преследовалось по закону". К началу 1990-х годов (т.е. на закате советской власти) их накопилось не менее тридцати тысяч.

Вся эта лавина подчинялась довольно путаной классификации согласно особому документу, называвшемуся Рубрикатором. Вся экономика страны делилась в нем приблизительно на тридцать секторов, по числу букв алфавита. Например, металлургия обозначалась буквой "В", строительство - "Ж", нормы делопроизводства - "Т". Были там и сельское хозяйство, и ядерная физика, и пищевая промышленность. Каждый сектор состоял из произвольного числа групп, имевших двузначный код. Так, металлические балки входили в группу "В22", а правила сверления в них отверстий под болты относились уже к группе "Ж34". Даже из этого единственного примера очевидно, что такая классификация не столько помогала человеку найти нужный документ, сколько запутывала его.

Сам Рубрикатор хранился в недрах Госстандарта, и на руки его не давали. Взамен желающие могли пользоваться четырехтомным Указателем ГОСТов. Три первые книги содержали полный перечень действующих на данный момент стандартов, расставленных строго по секторам и группам Рубрикатора, который, таким образом, явственно выплывал наружу. Это позволило мне из любопытства восстановить его в исходном виде. Четвертый том состоял из перечня тех же ГОСТов, расставленных по возрастанию их номеров.

Листая Указатель, можно было натолкнуться на поразительные вещи. Там значились стандарты на рисовую шелуху, на дегустацию водки и даже на дубовые желуди. Непонятно, каким образом советские власти надеялись заставить дубы производить свои желуди указанных в ГОСТе размеров; разве только поручить лесникам во время обходов декламировать его вслух. Выписав несколько таких перлов крупным шрифтом на бумагу, я подколол ее на верх своего кульмана и разъяснил столпившимся зевакам, что эти Государственные Стандарты вдохновляют меня на новые трудовые достижения. Осведомители со всех ног бросились к начальнику, тот явился нахмуренный и повелел немедленно прекратить безобразие, недостойное молодого советского инженера.

Каждый стандарт имел обозначение типа "ГОСТ 5781-82*", где номер "5781" присваивался по порядку вслед за ГОСТом с номером "5780", хотя бы они относились к совершенно разным сферам экономики, а цифра "82" означала год официального принятия стандарта. Стандарты регулярно пересматривались по причине "новых достижений советской науки". Если в них вносились небольшие изменения, вслед за цифрой, означавшей год, добавляли звездочку.

Не меньше 3/4 от общего количества изменений были чисто формальными и вносились с единственной целью продемонстрировать высоким чиновникам, что служащие Госстандарта не зря едят свой хлеб. То вдруг менялся порядковый номер какого-нибудь пункта, то в него добавлялись (или, наоборот, исключались) две-три никчемные строчки. Но изменение в одном ГОСТе автоматические влекло соответствующие поправки в других ГОСТах, где имелись на него ссылки. Два-три раза в месяц огромные списки этих изменений поступали в институтские библиотеки. Тогда библиотекарши, вооружась ножницами, резали их на мелкие кусочки и вклеивали в соответствующие книжечки ГОСТов. Иногда в одном изменении затрагивалось по десять пунктов, и к каждому пункту подклеивали свой обрезочек, из-за чего книжки разбухали и начинали смахивать на уличную доску объявлений.

Примерно раз в десять лет происходил капитальный пересмотр документа. В этом случае он считался новым и обозначался уже "ГОСТ 5781-91", а его предшественник терял силу. Если вследствие "достижений народного хозяйства" некоторые экономические реалии вовсе теряли смысл, как, например, конские подковы или примусы, соответствующие ГОСТы отменялись без замены, и их номер уже больше никакому документу не присваивался.

По своему содержанию стандарты делились на множество категорий. Название категории, к которой принадлежал данный ГОСТ, обыкновенно выносилось в его подзаголовок. В "Общих положениях" объяснялось, что вообще следует понимать под термином стальная двутавровая балка. "Технические условия" подробно описывали, какими эти балки должны быть. "Сортамент" содержал перечень выпускаемых типоразмеров тех же балок и важнейшие параметры каждого из них (вес, площадь сечения, моменты инерции и пр). Нередко Технические Условия и Сортамент объединялись в едином ГОСТе. Было еще много других категорий ГОСТов, которые вечно путались и скрещивались между собой. Стандарты, регламентирующие выпуск той или иной продукции, всегда завершались разделами "Упаковка", "Маркировка" и "Технические испытания". Отдельная строка в начале каждого ГОСТа гласила, что несоблюдение его преследуется по закону.

Когда после войны образовался так называемый "социалистический лагерь", все входившие в него страны организовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), координировавший хозяйственное взаимодействие его членов. При Брежневе Советский Союз, погрязший в стандартизации, принялся активно навязывать оную своим партнерам по СЭВу. В результате действие некоторых советских ГОСТов было распространено на их территорию. Такие ГОСТы именовались Стандартами СЭВа и считались самыми уважаемыми из всех. Их обозначение выглядело как "СТ СЭВ 1202-88", одновременно они удерживали и свой прежний, советский номер, приводившийся в скобках. Всего их насчитывалось не менее полутора тысяч.

Рангом ниже Государственных стандартов (ГОСТов) считались Отраслевые стандарты (ОСТы), принимавшиеся отдельными министерствами. В тридцатые годы стандартизация советской экономики начиналась именно с них. По виду ОСТы имели сходные обозначения, однако в каждом министерстве действовал собственный рубрикатор. В брежневское время возникла мода превращать ОСТы в полноценные ГОСТы. Поскольку это занятие не имело никакого практического смысла, за него взялись так рьяно, что под конец советской власти ОСТов уже почти не осталось.

Еще ниже рангом были Технические условия (ТУ), утверждавшиеся теми же министерствами с подачи подчиненных им организаций. Если какая-нибудь продукция, выпускавшаяся в стране (от ракеты до пуговицы), не имела своего персонального ГОСТа или ОСТа, для нее непременно утверждали ТУ или аналогичные им ТТ (Технические Требования). Обозначения этих документов были до того путаные (вроде ТУ-14-304543-234-78), что запомнить их, конечно, никто не мог.

Для всех ОСТов и ТУ существовал отдельный Указатель, который переиздавался редко и в библиотеках всегда отсутствовал. ТУ также с большим удовольствием переводили в состав ГОСТов.

Наконец, любая советская организация имела право в установленном порядке вводить собственные Стандарты предприятия (СТп), не противоречившие государственным. Крупные заводы и проектные институты имели специальные отделы, где толклось много бездельников, время от времени выпускавших очередной никому не нужный СТп.

Нормативная литература

Скалистые берега государственной системы стандартов омывал бескрайний и очень горький океан нормативной литературы. Принципиальное различие их было в том, что стандарты регламентировали качества и свойства выпускаемой продукции, тогда как нормами определялся процесс ее производства и трудовые отношения вообще. Впрочем, иногда они залезали в компетенцию друг друга, образуя на стыке неопределенное топкое болото, поросшее мангровыми зарослями противоречий, с обычными для таких мест крокодилами, змеями и прочей ядовитой фауной.

Каждая существовавшая в советской экономике специальность буквально тонула в этом безжалостном океане. ГОСТы, по крайней мере, редко превышали десяток страниц, да и те были разбавлены таблицами и картинками; инструкции сочинялись как минимум впятеро толще. ГОСТ лаконично определял те или иные свойства производимого товара; инструкция же пускалась в длинное, последовательное и до крайности косноязычное повествование о том, в каком порядке его надлежало производить, пугая несогласных и неграмотных судебных преследованием.

Время от времени к существовавшим инструкциям добавлялись новые, отменявшие в прежних некоторые параграфы, но не все. Когда человек читал инструкцию, в особенности давнего года выпуска, его вечно свербило опасение: а действует ли она, по крайней мере, данный параграф? Единого Указателя, как в стандартах, для инструкций не было, тем паче что их выпускали самые разные инстанции, в том числе такие, которым в данной отрасли, кажется, вовсе нечего было делать.

По счастью, самый высший эшелон писанины такого рода перелетал через головы обыкновенных тружеников, словно дальнобойные ракеты над передовыми окопами. Сюда относились Государственные Законы, Кодексы, Постановления Политбюро и Правительства, Указы и тому подобные страшные вещи. Они свистели над инженерами, бухгалтерами и дворниками в такой вышине, что лишь редкое прямое попадание заставляло догадываться, что они все-таки существуют.

Но эти тяжеловесы, долетая до министерств и подчиненных им трестов и главков, порождали лавину так называемых подзаконных актов, в которых они перетолковывались и разъяснялись применительно к данной конкретной специальности или производственному процессу. Нередко единственная и к тому же до крайности аморфная строка Закона превращалась стараниями чиновников среднего звена в огромную обстоятельную Инструкцию, не имевшую ничего общего со своим куцым источником. С этих пор всем гражданам следовало действовать именно по Инструкции, и еще по тем дополнительным документам, которые из нее рождались и ее дополняли.

Величайшим проклятием министерского нормотворчества были взаимные нестыковки и двойные толкования. Хотя в те времена в государстве еще оставались грамотные юристы, они были не в состоянии удержать в голове тысячи разномастных документов, непрерывными потоками извергавшихся из разных контор. Поэтому случалось, что одна инструкция по умолчанию соглашалась на то, что другая допускала лишь в крайнем случае, а третья и вовсе категорически запрещала.

С другой стороны, многие параграфы были сформулированы таким интересным образом, что их можно было понять как угодно, наподобие знаменитой фразы "Казнить нельзя помиловать". Иногда это вызывалось небрежностью, в других случаях чиновники, плохо осведомленные в тонкостях той профессии, которую они затеяли регламентировать, просто не догадывались о возможности иного толкования. Пока человек смирно сидел и работал, об этом не вспоминалось, но стоило ему угодить в судебное разбирательство, как подобные вещи нередко становились роковыми.

Нормативная литература, по крайней мере в своих низовых звеньях, не имела той жесткой иерархии, какая была присуща стандартам. Я не берусь объяснить, чем Инструкции отличались от Положений, а те, в свою очередь, от Норм, Указаний, Рекомендаций или Пособий. Некоторым из них присваивались цифровые обозначения, но не всем. Большинство имело на первой странице гриф "Официальное издание", но эта надпись могла отсутствовать. Обыкновенно Инструкция была короче и строже, а Пособия или Рекомендации, составленные на ее материале, разжевывали дело подробнее и даже отличались некоторой снисходительной доброжелательностью.

Больше всего этой писанины доставалось, конечно, на долю юристов; за ними следовали финансовые работники вообще и бухгалтеры предприятий в частности. Рабочие на заводах и стройках в подпитии читали технологические карты, в которых суконным языком на многих страницах объяснялось, как месить раствор или обтачивать шестеренку унифицированного типа АБВ-345. Прораб, стоя по колено в грязи и отгоняя матом обнаглевших рабочих, изучал пособие по обеспечению сохранности строительных материалов в полевых условиях. Одуревший инженер, обложившись параграфами, выискивал для расчета балки дозволенную правительством формулу, а затем для очистки совести заглядывал на последнюю страницу в список замеченных опечаток. Одним словом, нормативную литературу читали все, везде и всегда. Не по этой ли причине советская пропаганда с гордостью называла нашу страну самой читающей в мире?

Система СНиПов

Кроме нормативной литературы, так сказать, общегосударственного значения, в каждой отдельной отрасли экономики имелись собственные полчища инструкций, порождаемых конкретными министерствами и главками. Обыкновенно при этих министерствах существовали "научные" институты, работники которых наскоро сочиняли требуемый документ, а министр его торжественно утверждал, после чего инструкция официально вступала в действие.

В строительной отрасли эта почетная обязанность возлагалась на Госстрой СССР. При нем существовало несколько ключевых научных институтов (упомянутых выше), которые ежегодно производили десятки разнокалиберных инструкций на все мыслимые случаи жизни. Их печатали в типографиях ведомственного "Стройиздата" в совершенно недостаточном количестве и скупо рассылали по институтским библиотекам. В свободной продаже их почти не было, разве только в специализированном магазине "Техническая книга" на Ленинском проспекте. Увидав на прилавке даже не слишком нужную инструкцию, ее закупали в нескольких экземплярах для сослуживцев, а еще два оставляли себе (второй надобился после того, как неминуемо крали первый).

Смысловым центром всей этой разнокалиберной писанины являлась монолитная громада Строительных Норм и Правил (СНиПов), предоставлявших каждому инженеру исчерпывающие сведения по его предмету. Все, что проектировалось и строилось на необъятных российских просторах, должно было до последней мелочи соответствовать их требованиям. В сущности, инженер мог не иметь никакой иной литературы, потому что все, выходившее за рамки СНиПов, автоматически считалось незаконным и неправильным.

По виду СНиПы представляли собой симпатичные тетрадки форматом в машинописный лист и объемом до пятидесяти страниц (самый толстый из них - "Стальные конструкции" - достигал ста). Исключение составляли СНиПы для прорабов на стройках, которые издавались в виде брошюр карманного формата, часто в непромокаемой пластиковой обложке. Как правило, СНиПы печатались на отличной бумаге, выделяясь белизной среди желтоватых и блекло-серых книжечек ГОСТов.

Согласно Классификатору, все масса СНиПов делилась на пять основных Частей.

СНиПы Первой Части были немногочисленны и мало кому нужны, потому что в них значились самые общие сведения: что такое строительство вообще, как оно управляется, что следует понимать под термином "балка", и т.п. Их обложки были расчерчены яркими красными полосами.

СНиПы Второй Части содержали необходимые для инженеров нормы проектирования. Полосы на их обложках были темно-голубого цвета.

СНиПы Третьей Части предназначались прорабам и мастерам на стройках. Из них можно было узнать, в какой последовательности следует рыть котлован под фундаменты, настилать паркет или красить окна. Для самых бестолковых разъяснения сопровождались схемами и рисунками. Снаружи эти брошюрки ласкали глаз полосками цвета майской зелени.

СНиПами Четвертой и Пятой Частей пользовались исключительно сметные отделы, потому что они, соответственно, содержали расценки работ и "нормы затрат материальных и трудовых ресурсов" на те же работы. Обнаружив в чертежах какой-нибудь болт, сметчик с китайским терпением лез в эти СНиПы и прилагаемые к ним Ценники и выписывал (а) стоимость болта данного типа, (б) стоимость труда монтажника по его закрутке, (в) количество потребных для этой операции гаек и шайб, и (г) расход рабочего времени на их установку. Все эти откровения с обязательными ссылками на параграфы СНиПов заносились в большую смету и, суммируясь там на сотнях страниц, давали в итоге сметную стоимость строительства, которая никогда не выдерживалась на практике. Сметных СНиПов и Ценников существовало такое невероятное количество, что они едва умещались в целой веренице шкафов. Полосы на них, по всей справедливости, были навозно-коричневого цвета.

Каждая из Частей, в свою очередь, разбивалась на Группы по тематическому признаку (в Первой Части их было шесть, во Второй - двенадцать, в Третьей - девять), а Группы - на отдельные Главы. Каждая Глава помещалась в собственной тетрадке, которую в обиходе как раз и звали СНиПом. Номера Части, Группы и Главы, вместе с годом утверждения данного СНиПа, составляли его официальное обозначение. По виду эти шифры от десятилетия к десятилетию незначительно менялись. Начиная с 1980-х годов они выглядели как "СНиП 2.02.03-81"

Вторая, чисто проектная Часть, которой пользовались все инженеры, насчитывала не менее полутора сотен различных СНиПов. Хотя их число колебалось (потому что их без конца сливали из трех в один или разбивали из одного на два), но все-таки со временем росло за счет перевода в ранг СНиПа мелких пособий и инструкций - с ними происходило то же самое, что с ОСТами и ТУ.

Все эти СНиПы по большому счету делились на три неравных стопки. К первой, самой большой, относились архитектурные нормы по видам зданий. Существовали отдельные СНиПы на театры, стадионы, кинотеатры, клубы, детские сады, школы, больницы, жилые дома, промышленные цеха, заводские административные корпуса, автобазы и т.д. и т.п. В них указывался список необходимых помещений (например, в автобазе нельзя было забывать мойку), их минимальные габариты, подводка к ним коммуникаций и пр. Сюда же примыкал СНиП "Противопожарные нормы", самый занудный и бестолочный из всех.

Другая стопка, поменьше, адресовалась инженерам и рассматривала каждый тип конструкций в отдельности. Здесь были СНиПы на железобетонные, стальные, деревянные, кирпичные и даже алюминиевые конструкции, отдельный СНиП по фундаментам и еще "Нагрузки и воздействия", где можно было выяснить, сколько снега выпадает зимой на Чукотке, какого землетрясения следует опасаться в Молдавии, ветра какой силы дуют в Москве и сколько пожитков может средний советский человек натащить к себе в квартиру (последняя цифра, без учета коэффициентов запаса, составляла 150 кг/кв.м, тогда как в конторах ее следовало повышать до 200 кг/кв.м). К этому СНиПу прилагалась подборка очень красивых разноцветных карт.

Третья стопка, самая маленькая, касалась всех прочих смежников. Каждый из них пользовался всего одним-двумя СНиПами и по прошествии нескольких лет знал их почти наизусть.

В проектных отделах СНиПы "общественного пользования" обыкновенно хранились у главного конструктора, который во избежание воровства нанизывал их на веревку, создавая гигантские и чрезвычайно неудобные подшивки; ими пользовались лишь в крайнем случае. Отдельными СНиПами удавалось разжиться у библиотекаря, с которым по этому случаю поддерживали приторно-любезные отношения. Но серьезному инженеру-расчетчику, конечно, следовало иметь собственные ключевые СНиПы. Их подписывали со всех сторон, маскировали в ящиках среди прочего барахла и одалживали соседям крайне неохотно.