Начало Об управлении собой (5)

Автор: Михаил Глебов, 1997

Жизнь по времени и по состоянию

Бог - Само Бытие, а человек - Его творение. Бог бесконечен, а человек конечен. Бог пребывает вне времени, и потому присущ во всяком времени; Он пребывает вне пространства, и потому присущ во всяком пространстве. Это значит, что Он абсолютно знает все последовательности событий во времени и все комбинации событий в пространстве. И потому Он может управлять Своим Творением безошибочно.

Но человек, родившийся и живущий в материальном мире, как в последнем Божественного Творения, строго локализован как во времени, так и в пространстве: он живет именно в данное мгновение и именно в данном месте. Если же мысль его свободно перелетает через времена и пространства, то ее полет не может подкрепляться реальными действиями тела и потому остается на уровне ни к чему не обязывающих мечтаний. Однако феномен свободного полета мысли соблазнил человека ориентироваться именно на безграничность своей мысли, а не на ограниченность тела.

На деле же феномен ничем не ограниченной человеческой мысли есть казательность, фикция, зрительный обман. Ибо один лишь Бог, пребывая вне времени, может жить по времени, и пребывая вне пространства, может жить по пространству, как мы, находясь в своей квартире, можем свободно перемещаться по квартире и делать все, что нам вздумается. Ибо жить по чему-то значит в полном масштабе пользоваться этим чем-то. Человек же имеет свободу в один-единственный момент времени, именуемый настоящим, и в одном-единственном месте пространства, где он в данный момент находится. Следовательно, он имеет "свободу рук" в одном этом времени и месте. Совокупность внутренних и внешних параметров человека в данный момент представляет его состояние, которое сохраняется определенным и конкретным лишь в этот момент, а в следующий момент может измениться и, как правило, хоть в чем-то, да изменяется. Следовательно, человек живет по состоянию, и не по состоянию вообще, а по конкретному своему состоянию данного момента.

Собака - такое же творение Божие, как и человек, только лишенное аналитического разума и духовных степеней и потому неспособное к интеллектуальным фантазиям. Собака явно и очевидно живет по состоянию: она не пишет своей истории и не сочиняет планов дальнейшей своей жизни; она не знает, что происходит в соседнем дворе, не говоря о соседнем городе, и ничуть не ущемлена этим. Когда ей хочется спать, она спит; когда хочется спариваться - спаривается. Если на нее нападают, она совершенно разумно, исходя из обстановки, либо нападает в ответ, либо убегает. Ее не мучают планы и замыслы, и потому, если у нее нет никаких реальных побудительных мотивов двигаться, то она лежит спокойно.

Если человек, отбросив на минуту свои привычные фантазии, трезво и непредвзято рассмотрит свою реальную (а не воображаемую) жизнь, то увидит, что в своих реальных поступках он всегда действует по состоянию. Ибо перед всяким событием он размышляет, волнуется, планирует и т.п.; но вот подходит самое событие - и начинается неминуемый разнобой между ожиданиями человека и реально происходящими фактами. Еще Толстой писал, что ни одно сражение не происходит так, как его замышляли полководцы. Фактические отклонения от плана вынуждают человека, сознает он это или нет, бросить свой план и действовать по обстановке. А что такое: действовать по обстановке? Это и значит: действовать по текущему состоянию, которое сложилось на момент действия.

Но, заглядывая еще глубже, мы видим, что самые инициативы человека, направленные, по видимости, на достижение некоторых конкретных результатов, относятся не к результатам, а к тому удовлетворению, которое человек надеется получить от этих достигнутых им результатов. Ребенок думает, что он хочет конфету; на самом же деле он хочет испытать соответствующий приятный ему вкус, что достигается лишь посредством съедания упомянутой конфеты. Что это так, хорошо видно по наркоманам, которые нашли более короткий путь к удовольствию: им теперь не нужно ни власти, ни богатства, ни секса, и т.п., поскольку соответствующие виды удовольствия достигаются ими простым введением в кровь особого химического вещества.

Можно даже сказать, что человек действует по состоянию всегда, и в добре, и в зле, кроме только тех неестественных и вымученных поступков, которые вытекают из его желания во что бы то ни стало выполнить свой план - и которые неизменно оказываются бесплодными, поскольку не связываются с реально существующим положением вещей. Когда Борис Годунов заложил на Северном Кавказе город Царев-Борисов, то опередил время, и город вскорости захирел и пропал. Петр же, создавая Петербург, хотя также несколько опередил время, но все же ответил на реально существовавшие потребности общества, и потому, поколебавшись во второй четверти XVIII века на грани гибели, город выжил и стал развиваться.

Наша инициатива подобна штепселю, а внешняя обстановка - розетке. Чтобы штепсель вошел в розетку, он должен соответствовать ей. Отсюда вытекает, между прочим, то обстоятельство, что если у меня новейший штепсель, то я не смогу воткнуть его в устаревшую розетку, а розетка от меня не зависит. Стало быть, вопрос заключается даже не в нашей личной правоте, а в соответствии наших инициатив с внешними возможностями их воплощения в жизнь. Но мы своим слабым натуральным разумом не ведаем ни глубинной сути своих желаний, ни внешней обстановки во всех ее подробностях; следовательно, мы не можем успешно планировать свои операции вперед и не можем даже универсально оценить существующее в данный момент положение.

К счастью, от нас этого и не требуется. Бог, ведающий все и вся, управляет нами, побуждая нас выполнять полезное, делая его желанным и доступным. Мы не можем развязать Гордиев узел целиком; но Бог показывает нам ближайшую тесемочку, которую можно без труда распутать, затем следующую тесемочку, и так постепенно распутывается весь узел. Общий план распутывания узла доступен одному лишь Богу, но человек тоже не в обиде, ибо, слушая указания и выполняя их, он легко распутывает те затруднения, которые никогда бы не преодолел одними собственными силами.

Пайпс в "Истории России" замечает важное различие в борьбе между обществом и государством в России и в странах Западной Европы. В Европе существовали классы, сознававшие и отстаивавшие свои практические интересы. В России же аморфные социальные группы были пассивны, плохо сознавали и еще хуже отстаивали свои интересы. В результате с государством повела борьбу деклассированная прослойка людей - интеллигенция, которая именно потому, что не являлась классом, выставила расплывчатые общечеловеческие требования. Пайпс говорит, что именно этого никогда нельзя делать. А почему нельзя? - потому, что общество, как и отдельные составляющие его личности, не может и не должно ставить себе абстрактные внешние цели, произвольно стремиться к достижению внешних результатов. Оно может и должно жить по состоянию, т.е. в каждый данный момент чувствовать, что ему вредно и неудобно, и бороться за устранение этого.

Западные люди имели ярко выраженные хозяйственные интересы, и когда государство ущемляло их, дружно поднимались на борьбу с фактом данного ущемления. Таким путем, сегодня ограничивая монарший произвол в одной частности, завтра - в другой, послезавтра - в третьей, они на протяжении веков медленно, но верно вели свое "ползучее наступление", пока не освободились от монархии вовсе и не создали правовое общество. Русская же интеллигенция фактически узурпировала Божью прерогативу организовывать и устраивать жизнь общества согласно придуманному абстрактному плану. Но человек, создающий, подобно Платону, "идеальное государство", в отличии от Бога, берется за вещи, абсолютно недоступные его пониманию, как если бы домохозяйка села за штурвал истребителя; и результат от подобной деятельности получается схожий. Запад действовал медленно, близоруко, но методологически правильно, как пешеход медленно, но верно покрывает своими слабыми ногами тысячи километров пути. Но домохозяйка презирает эту медленность и трудность: она садится за штурвал - и разбивается вдребезги. Что и случилось в 1917 году.

Сегодня днем мне вдруг захотелось читать и выписывать пословицы из толстой книги, купленной летом. Но летом я уже начинал читать, ничего не выписал и отложил в сторону. Почему же желание возникло именно сегодня, а не сразу после покупки? Почему я купил книгу, которую толком не стал читать тогда? Не потому ли, что мне предстояло вернуться к ней полгода спустя? И что пользы мне сегодня от этого чтения? - На все эти вопросы нет и не может быть разумного ответа. Мы просто видим одну из бесчисленных ситуаций, когда Господь управляет нашими желаниями по Собственному разумению. Суп не знает, зачем в него засыпают в известном порядке мясо, крупу, картошку, - суп не знает, но повар знает. Надо смотреть на подобные желания очень просто: есть ли от них вред? - и если вреда не видно, стало быть, желания эти можно и даже нужно исполнять.

Однако, хотя жизнь по времени есть чистой воды казательность, искоренять ее совершенно не нужно. Восход солнца - тоже казательность, маскирующая вращение Земли вокруг своей оси, и все знают, что на самом деле не Солнце восходит, но Земля поворачивается навстречу Солнцу. Однако, поскольку видимость именно такова, то мы можем безо всякого вреда пользоваться этой казательностью в своих мыслях и разговорах, лишь бы только не приняли ее буквально.

То же и о жизни по времени. Мы не можем избежать хотя бы небольшого планирования собственных действий, по крайней мере, в том случае, когда от нас требуется сделать нечто в определенный назначенный срок. Кроме того, наш разум привык оперировать внешними целями и фактами и не умеет свести все к состояниям, которые очевидны в Духовном мире, но не очевидны на земле.

Соотношение между жизнью по состоянию и жизнью по времени выглядит в наших глазах примерно так же, как соотносятся между собой DOS и Norton Commander. Основа программного обеспечения компьютера - DOS, без которого невозможно действие никаких других программ; однако он имеет неудобный для пользования интерфейс. Поэтому поверх исходного DOS устанавливается программная оболочка типа Norton Commander, которая не может существовать сама по себе и, в сущности, является фикцией, цель которой - не продемонстрировать нам истинную сущность вещей, а дать удобное орудие для нашей практической деятельности. Для несведущего человека синие панели Norton'a занимают весь экран, и он не замечает узенькую "командную строку", посредством которой DOS выглядывает из-за своей ширмы. И пока пользователь решает простейшие задачи по управлению системой, ему удобнее и нагляднее пользоваться синими панелями Norton; но как только возникнет задачка посложнее, он обращается к командной строке DOS.

Так же должны себя вести и мы. Пока перед нами стоят простые, рутинные житейские задачи, нам проще и нагляднее пользоваться казательностью жизни по времени. Однако в тех случаях, когда необходимо разобраться в нетипичной ситуации и принять верное решение, т.е. когда необходимо качественное понимание ситуации, следует отключить удобные и привычные синие панели и разбираться в базовой среде DOS.

Освобождение от материального рабства

Человек с больными ногами ковыляет, опираясь на костыли или хватаясь за встречные предметы, и ему кажется, что без этих подпорок ходить вовсе нельзя. Но, выздоровев, он легко ходит и бегает, не думая ни о каких дополнительных опорах и даже не обращая внимания на свою ходьбу или бег, а сосредотачиваясь лишь на цели движения. Так и велосипедист поначалу озабочен лишь тем, чтобы удержаться в седле, но когда научится, уже не думает о равновесии.

Мы в своей земной жизни, по укоренившейся с детства привычке, по большей части озабочены приобретением и сохранением вещей, наивно полагая, что именно обладание ими обеспечит нам счастье или, по крайности, благополучие. Даже учась, мы гораздо больше внимания уделяем писанию конспектов и т.п. материальным приемам, чем заботе о содержимом собственной головы. Допустим, мы вышли погулять, потому что на улице хорошая погода. Конечно, мы идем ногами, ноги одеты в носки и обуты в ботинки, и опираются на асфальт мостовой, и тяжесть нашего тела передается поочередно на каждую ногу; но разве мы, гуляя и радуясь солнышку, думаем обо всем этом?

Знаменитая поговорка о том, что еда нужна для жизни, а не жизнь для еды, имеет гораздо более широкое применение, чем это поначалу кажется. Это - универсальный принцип соотношения материального и духовного в нашей жизни. Наши цели порождаются нашими желаниями; а поскольку желания, цели и удовольствия от их достижения относятся к духовному миру, то и вся наша реальная жизнь есть жизнь нашего духа. Материальные же предметы, окружающие нас, служат лишь сиюминутными средствами для достижения духовных целей.

Жизнь есть вечное движение, изменение; в каждый следующий момент нам нужно не совсем то (или совсем не то), что требовалось в момент предыдущий. Но изменилась цель - изменились и орудия, посредством которых она достигается. Положим, вчера я хотел почитать философские рассуждения, но сегодня настроение у меня переменилось, и я беру юмористические рассказы. Прав ли я был вчера или сегодня? - и вчера был прав, и сегодня, потому что в обоих случаях удовлетворял свои потребности адекватным образом. Напротив того, если бы я вчера заставлял себя читать юмор, а сегодня - философию, то был бы дважды дурак, потому что вместо удовольствия (и пользы) в обоих случаях получил бы неудовольствие и потерю времени. Попытка запланировать свое чтение заранее подобна тому, как если бы плотник вместо того, чтобы делать по заказам сегодня стол, а завтра шкаф, поставил бы себе целью сегодня работать только рубанком, а завтра - только топором.

В принципе, можно предаваться любым извращениям; только не следует искать в них пользы и смысла. Если некоторая житейская проблема не может с удобством решиться сегодня, за нее не следует и браться. Подойдет день, когда она объективно встанет в повестку дня - и разрешится легко и удобно, ибо созревшие яблоки имеют свойство легко отрываться от веток. Ни в коем случае нельзя браться за дело только потому, что оно может понадобиться через некоторое время. Подойдет срок, и окажется, что события потекли совсем по другому руслу, и если бы мы все-таки сделали предварительную заготовку, она осталась бы неиспользованной (иногда такая заготовка даже приносит вред).

Закон земной жизни человека, в частности, гласит, что не следует собирать себе имущества, которое воры подкапывают и крадут, и пр. Это вовсе не означает, что человек должен раздать все вещи и ходить голым и довольным. Вещи абсолютно необходимы нам в качестве материальных орудий для удовлетворения духовных потребностей, но они имеют свойство порабощать нас, если из средства становятся самоцелью.

Особенно ярко идиотизм такого типа виден у коллекционеров. Большинство из них собирают свои марки, этикетки и самовары, не умея даже объяснить, зачем они это делают. Я могу понять того, кто собирает самовары, чтобы изучить подробности их конструкции, если только это отвечает его духовным запросам. Я не осуждаю того, кто собирает коллекцию для последующей перепродажи. Но я категорически не понимаю тех (а их большинство), кто собирает только ради самого процесса сбора и, более того, даже толком не знает, что именно он собрал, и редко возвращается к собранному.

Один мой знакомый собрал многие тысячи художественных открыток - большую часть выпущенного за послевоенные годы. Качество этих открыток ужасное, и с эстетической точки зрения цена им невелика. Продать свою коллекцию как единое целое он тоже, скорее всего, не сможет. Просматривает ее он редко. Но каждую субботу таскается в клуб филокартистов и добывает себе новые экземпляры. Это просто какое-то убийство времени, не приносящее ни пользы, ни - что самое восхитительное - удовольствия, ибо у него не заметно ни азарта, ни энтузиазма, а только одна привычка. Я и сам собирал в свое время открытки, и хотя цель моя была достаточно скромной (собрать "семейную Третьяковку"), но я быстро понял, что со всех точек зрения дешевле и лучше - купить несколько хороших художественных альбомов.

Широко распространенное невежество относительно духовных целей жизни и, как следствие, тупая сосредоточенность на материальных предметах и бытовых условиях делают жизнь подавляющего большинства людей форменным адом, который имеет свойство по их смерти превращаться в ад настоящий. Один мучается, добиваясь собственного коттеджа, мерседеса или хотя бы кухонного гарнитура, как будто при наличии этого гарнитура жизнь его станет сплошным удовольствием. Другой стремится стать самым главным начальником, жертвуя временем, нервами, семейной жизнью и даже собственной безопасностью, чтобы получить наконец сомнительное право подписывать бумаги, которые вскорости приведут его в тюрьму. Третий хочет породниться с кем-нибудь из высокого начальства, получая в результате всеобщее презрение новой своей родни. Четвертый мечтает перепортить всех девушек столицы, кратчайшим путем добиваясь сифилиса, импотенции и отсутствия собственного семейного очага. Потом, в сорок лет (а астрологи утверждают, что именно в 42 года) происходит кризис, когда человек начинает наконец понимать, что все его деяния ни для чего ему не нужны, а половина жизни - убита. Под влиянием кризиса человек либо спивается, либо выбирает другой путь все из того же набора и по мере своих убывающих сил спешит по нему до самого конца, где его встречают симпатичные черти с вилами и сковородками.

Зацикленность людей на материальных предметах вызывает во мне ассоциацию со сплошной серой облачностью, закрывающей от нас бездонное синее небо. Конечно, тучи находятся прямо над нами, они очевидны, тогда как прячущаяся за ними синева только подразумевается. Но ведь, не свети за тучами солнце, на земле был бы полный мрак, а не легкий сумрак, как это бывает в ненастье. Тучи просвечивают, сквозят солнечным светом, а большинство "материалистов" не понимают этого и убеждены, что кроме туч ничего на свете нет.

Нам совершенно незачем философствовать. Надо просто жить в свое удовольствие и делать в первую очередь то, что нам хочется и при этом достижимо. Если же мы вынуждены делать то, чего не хотим, то - при условии соблюдения Заповедей - имеем полное право уклоняться, если, конечно, можем это сделать без вреда для себя. Гигантский груз сваливается с нашей спины - груз ответственности за свое благополучие, за свое будущее. Вместе с ним пропадает забота о завтрашнем дне, дальновидные расчеты и хитроумное планирование наших поступков. Вместо всей этой премудрости у нас остается простейший естественный критерий: нравится или не нравится нам делать что-либо. Если нравится - делай, если не нравится - уклоняйся. Не нарушай только Божьи заповеди - и Бог не оставит тебя.

Это - царство свободы; и дорога в это царство никому не заказана. Но люди предпочитают добровольно наваливать на себя непомерный груз и потом всю жизнь страдать от его тяжести. Еще удивительнее, что эти добровольные мученики торят себе дорогу прямо в ад, подтверждая своими судьбами простую истину: трудное - не нужно. Если бы оно было нам действительно нужно, Бог сделал бы его легким.

Роли духа и тела человека в управлении собой

Человек, проходя свой земной путь, существует одновременно в двух совершенно различных ипостасях: материальное тело его с "прилинающими" к нему духовными элементами (называемыми в просторечии душою) пребывает в материальном мире, тогда как дух его находится в мире духовном. Цель земной жизни человека состоит в формировании его духа по небесному образу; средством этого формирования служит его земное тело.

Все источники желаний и побуждений человека сосредоточены в его духе; отсюда они по соответствию влияют на его тело (и натуральное сознание), побуждая его производить материальные действия, соответствующие наклонностям его духа. Дух человека имеет врожденные наклонности, составляющие в совокупности то служение, которое человек по смерти своей будет выполнять в Небесах. Чтобы дух человека сформировался по небесному образу, он должен, во-первых, научиться использовать свои таланты в соответствии с Законами Божественного Порядка, а не в интересах собственной самости; во-вторых, он должен эти таланты развить практической тренировкой.

С самого детства внешний дух человека находится в состоянии равновесия между Небом и адом, т.е. испытывает влияние как добрых, так и злых сил, и свобода его заключается в возможности выбора того или другого. Сделанный выбор по соответствию ощущается его материальным телом как желание или расположение сделать что-либо практически. Отвергнутое желание остается для духа человека без последствий, принятое к исполнению - усваивается духом, составляя то самое богатство, которое Христос советовал собирать на Небесах. Это духовное богатство человека действует в его духе, как избиратели при голосовании: чем больше накопилось добра, тем громче звучит его голос в ситуации выбора, тем больше вероятности, что дух человека, пребывая в состоянии полной свободы, свободно выберет из двух представляющихся ему альтернатив добро, а не зло. Напротив, человек, накапливающий злое богатство, получает в своем духе преобладание адских наклонностей и чаще станет выбирать именно дурную альтернативу.

Особенность (и, возможно, главная трудность) земной жизни человека состоит в том, что сознательно он живет только на земле и в теле, т.е. в исполнительном органе, тогда как орган законодательный - дух его - сознательно ему не доступен. Ибо Господь специально изолировал земное сознание человека от действительных рычагов управления самим собой - иначе человек, будучи склонен к аду, не смог бы спастись. Бог поступил с земным человеком, как родители с маленьким ребенком, которые не доверяют ему никаких по-настоящему самостоятельных действий. В результате человек уподобляется мальчику, который сидит в игрушечной машине и крутит руль, но машину везут за веревку взрослые. Все мыслящие (или хотя бы страдавшие) люди интуитивно чувствуют фиктивность своего руководства собой, но не понимают ни причин, ни механизма такого положения. Другие, смирившись и приняв его как данность, начинают требовать от Бога, чтобы Он прямым текстом диктовал им, что и как делать. Однако диктовать человеку каждый его шаг - значит лишать его свободы выбора, что совершенно противоречит Божественному Порядку. Бог поступает с нами иначе - гораздо тоньше и гуманнее.

Дух человека, находясь в состоянии свободы, прислушивается к добрым и злым влияниям, и то влияние, к которому он склоняется, по соответствию ощущается в его материальном теле как желание сделать что-либо. Любое желание, чтобы осуществиться, должно пройти через натуральное сознание человека, задача которого состоит в поиске способов его практического выполнения. Однако разум человека несет еще функцию цензуры: если натуральный человек из натуральных же источников (ибо духовных источников он не ведает) знает, что желаемое им делать нехорошо, он может наложить вето. Воля желает выполнить пришедший к ней из духа вредный импульс; однако на нее влияет также стремление избегать зла. Поэтому, когда разум, оценив вредное желание человека, выносит свой вердикт, воля оказывается в положении выбора между двумя приоритетами. Если перевесит стремление к добру, то воля нехотя откажется от плохого поступка, и он не будет осуществлен, и это худое желание окажется успешно преодоленным искушением.

Если же перевесит стремление к худому поступку, то воля заставит разум организовать его выполнение, и поступок будет совершен практически (пусть хотя бы мысленно), и тогда в духе человека он прибавится как еще одна частичка собранного этим духом злого богатства. В этом случае зло в духе человека получит некоторое дополнительное преобладание, и потому в следующий раз, в подобном же случае, человеку уже труднее будет противостоять дурному влиянию, ибо противодействующая ему любовь к добру в духе его соответственно уменьшилась.

Пока человек поступает и так и этак, душа его находятся в относительном равновесии. Если же человек начинает предпочитать худые желания, то злое богатство в духе его быстро растет, и чем дальше - тем труднее противодействовать новым злым поступкам. Тогда получается эффект цепной реакции или снежной лавины, которая на определенной стадии делает возвращение человека к добру практически невозможным. В это время человек умом принимает ложь, соответствующую его злу, и, таким образом, в лице своего разума получает не цензора, а пособника. Такой разум начинает работать как бы в перевернутом режиме, пропуская худые желания и отбрасывая добрые.

Итак, дух человека является бессознательным ретранслятором злых и добрых наитий, разум - их сознательным цензором, тело - исполнителем. Дух находится в равновесии под влиянием сил добра и зла, и потому может проявлять те и другие инициативы. Тело воспринимает их как собственные желания и в свете своей натуральной мудрости акцептует или отвергает их. Если телесный разум отвергает инициативу, он должен понимать, почему ее следует отвергнуть, и показать своей воле. Если он акцептует ее, то должен организовать ее выполнение на деле.

Власть духовной составляющей человека заключается в том, что без ее инициативы никакие свободные поступки невозможны. Власть натуральной составляющей человека заключается в том, что без ее разрешения полученная инициатива не будет исполнена.

Отношения эти очень похожи на то, как вор, увидя ценную вещь, загорается желанием ее украсть. Разум его оценивает, стоит ли это делать, и если приходит к выводу, что не стоит, вор уходит, а если решает, что стоит, то начинает продумывать практическое осуществление кражи. Или еще похожи на отношения генерала и солдат, которые в случае явной измены этого генерала не только имеют право, но даже обязаны ему не повиноваться. Или на фабриканта и рабочих, которые в случае несправедливых действий первого отвечают забастовкой. Именно поэтому земной человек, хотя и не допущен к духовной мудрости, все же должен учиться мудрости земной, чтобы отличать добро от зла и принимать правильные решения относительно своих желаний.