Стихи 1976 годаАвтор: Михаил Глебов, 1976 (комментарии 2003) (...) Говоря о стихах 1976 года, следует помнить, что они были самыми первыми, а всякое мастерство, как известно, приходит с опытом, и чем данный вид деятельности объективно сложнее, тем совершенство является к человеку позже. Вот почему представленные здесь стихи с поэтической точки зрения не имеют никакой ценности и должны рассматриваться просто как "свидетельства эпохи" или как осколки моих дневников, только написанные в рифму. Именно их техническое убожество послужило причиной того, что с годами, переписывая стихи прежних лет из одной тетради в другую, я все более сокращал и выкидывал этих "первенцев", доколе от них почти ничего не осталось. Впоследствии, уже разменяв четвертый десяток, я в конце концов осознал, что истинная (для меня) ценность этих раритетов - не поэтическая, а сугубо биографическая; и тогда, в 1997 году, при перенесении моего "поэтического наследия" из тетрадей в компьютер, многие ранние стихи были восстановлены по памяти. Однако беда заключалась в том, что к этому времени многое за давностью лет просто забылось, и сильнее всего от забывчивости пострадали именно ранние стихи. Наконец, в декабре 1999 года, когда производился массированный пересмотр архивных материалов в формате Word'a, я потратил около месяца на максимально возможное восстановление всех стихов вообще; они были также снабжены краткими комментариями. Затем, в начале 2002 года, я конвертировал Word'овский архив в HTML. Стихи 1976 года были немногочисленны, длинны, технически очень слабы и производились скорее усидчивостью, чем вдохновением. Колебаний в интенсивности творчества не заметно, на протяжении года оно выглядит почти равномерным. Добрая половина стихов, несмотря на все старания, так и не пошла дальше черновиков. В отношении моего мастерства 1976 год резко делится на два периода: весну-лето и осень. До этого "водораздела" в четверостишиях либо рифмовались только две строки (да и те в основном на глаголы), либо они принимали форму восточных рубаи. Осенью же ко мне стала наведываться муза, вследствие чего четверостишия обрели попарную рифмовку строк, а качество стихов на порядок выросло; собственно говоря, лишь теперь их оказалось возможным считать стихами. 76-1 / Летом на даче Этот самый первый из юношеских стихов (который я, разумеется, гордо именовал поэмой) состоял поровну из описания мелких эпизодов дачной жизни и также насмешек над соседями; первое (в глуши февральских морозов) грело душу мне, над вторым охотно потешались родители. Техническое качество этого "первенца", естественно, не выдерживает никакой критики. ( 2 ) Солнце горячей палит, Чей-то стон судьбу клянет. Много лет идет война, Если здесь она дерет, Куст рябины шелестит: А на улице народ: ( 5 ) Опершись рукой на вилы Много лет назад он как-то В чистый торф их посадил, Как от дома до сарая Но терновник вдруг ожил, Их решили корчевать. Шведов из последних сил Вот уже который год Как от дома до сарая ( 7 ) Поздний вечер настает, Слабо запад серебрится, Наклонив свою главу, Вот уже совсем стемнело, Садоводы спать ложатся, Лишь господствует содом, Ныне путник запоздалый ( 8 ) Ночь глухая настает, Тучи тянутся с востока; Остро звездочки мерцают, Вдоль по югу небосклона Вдалеке трава шуршит: За домами, за дорогой Эта заключительная часть "поэмы" резко выделяется из всего, что я когда-либо писал ранее, выраженным лирическим началом, хотя и наивным по форме. Ибо прежде я, подобно всем детям, считал достойными описания лишь конкретные людские поступки или их же диалоги, а вовсе не красоту природы. Самое последнее четверостишие имеет попарную (и притом хорошую) рифмовку строк. Здесь я значительно забежал вперед: эта техника войдет в постоянное употребление лишь полгода спустя. 24-29 февраля 1976 года 76-2 / Перед ненастьем Победоносно завершив первую "поэму" о даче (а надо заметить, что свои сочинения я практически всегда бросал на половине), я с воодушевлением приступил ко второй, посвященной приходу ненастья, что вызывало у меня некий мистический трепет. Однако работа затянулась и вскоре была брошена - в немалой степени потому, что обыкновенное наступление непогоды превратилось у меня в какую-то вселенскую катастрофу, из-за чего стихи, написанные серьезно, со стороны воспринимались как фарс. Я успел сочинить только самое начало, которое со временем также было уничтожено и затем частично восстановлено по памяти. Вечером трава сухая, Распухая и тускнея, Душный ветер постепенно После каждого порыва Ожидая непогоду, Многие, собравши вещи, Бесконечной вереницей Начало марта 1976 года 76-4 / Дорога в Киев Стихотворение было написано прямо в поезде (так сказать, "с натуры"), на котором мы с родителями ехали осматривать Киев, и относится к местности к северо-востоку от него. Об этом же "прозаически" рассказывалось здесь. Над бескрайнею равниной Ни холмов, ни перелесков - Иногда на косогоре Убегая вдоль каналов, 24 марта 1976 76-5 / Русановка Крайне неудачные стихи, описывающие Киевский "жилмассив" Русановку, где мы остановились в гостинице. Также сочинены прямо на месте, затем уничтожены и вновь восстановлены по памяти. ( 1 ) Мы в Русановке живем: Нам в гостинице "Химстрой" За окном встает рассвет; В коридоре пол немыт, Все встают в восьмом часу. Мы садимся за столом, Временем не дорожим - Чай хлорированный пьем - в Киеве была ужасная водопроводная вода. Впрочем, удивляться не стоит: земля там переполнена военными захоронениями, а наша поездка пришлась на самое половодье. Апрель 1976 76-6 Лето 1976 года выдалось дождливым, иной раз ливни хлестали целыми сутками, и в отсутствие родителей мы с дедом скучали, запершись дома. Стихотворение писалось несколько дней, сидя в мансарде. Как и все предыдущие стихи, было уничтожено и почти целиком восстановлено по памяти; впрочем, отдельные строфы могут быть перепутаны местами. Третьи сутки напролет Вдоль по небу там и тут Через серый небосвод На окне весь день подряд Нас опять сплошной циклон Как наш старый бедный сад, На дорогах, как всегда, Вон по улице бредет В лыжной куртке, как атлет, Боже! Сколько же воды! Уж ворчи иль не ворчи - И куда ж гулять идти, А внутри тепло стоит, Я у вешалки сижу, Июль 1976 (...) Успехи в попарной рифмовке строк, достигнутые к концу августа, так меня вдохновили, что я, не откладывая, сочинил два не слишком длинных стихотворения, которые свидетельствовали, что время примитивных форм кончилось. Правда, в стихах шуточного типа они встречались и в следующем году, но лишь в качестве исключения. - Таким образом, с конца августа 1976 года у меня наступила эпоха технически грамотного стихосложения. 76-9 Кончен день. Приходит вечер, С неба мягко звезды светят, Воздух тепл и неподвижен. Меж деревьев бродят пары. Быстро небосвод темнеет, Конец августа 1976 Сочиняя этот стих, я представлял себе теплый летний вечер, Фрунзенскую набережную и огоньки Парка Культуры, отражающиеся в черной речной воде. 76-10 Звезды меркли. Ночь кончалась. Посветлело. Зашумели Изумрудною листвою Из центральной батареи А за ним - другой, десятый… Конец августа 1976 76-11 / Сентябрь Я уже отмечал, что всплески стихотворной активности бывали у меня приблизительно раз в месяц, и я называл их "максимумами". Судя по всему, первый из таких "максимумов", еще довольно слабо выраженный, имел место в конце августа. А через месяц, в конце сентября, муза впервые явилась ко мне всерьез и даже задержалась на несколько дней. Первым результатом стал данный стих - написанный технически грамотно и, сверх того, с настроением. Над городом серые тучи И город в теченье недели На улице сильная стужа, Стекают ручьи по дорогам, Дождь сыплет косыми рядами, А вечером быстро темнеет, И шлепают капли по лужам Но вот на востоке светает, Ненастное утро приходит, Все тот же порядок. Известно: Потом разойдется сильнее, И так день за днем пролетает, Большие резные пушинки, Конечно, недолго лежал он, Становится все холоднее. У деда морозец снаружи Вот так и живем мы степенно. 24 - 28 сентября 1976 76-14 / Осенью на даче С неба капает вода - Где участок наш стоит, Вянет старая трава, Разных хлопот полон рот: Грязь с участка соскрести, Листья выставив вперед, Сзади - заросли, песок, Льем потоки горьких слез: В грязь до половины влип, Словно наш старинный друг, Мы сосиску достаем Октябрь 1976 76-17 С радостью ощутив в конце октября новое явление музы (что тогда для меня еще было в диковинку), я решил "не растрачивать порох зря", а довести до ума старые недоделки. В первую очередь к ним относились три весьма посредственных стихотворения о поездке в Киев. Я собрался дополнить их таким количеством новых главок, чтобы в итоге вышло полное стихотворное описание той поездки. Следом за описанием "жилмассива Русановка" в "Киевском цикле" должно было идти посещение Софийского собора, который произвел на меня очень плохое впечатление - как по удручающей пустоте внутри (смотреть было нечего), так и по толпе осаждавших его туристов. По Крещатику идем. Впереди - Софийский храм, Давка, шум. Толпа кричит, Только зря они стоят, Ну зачем же так переть Ряд обшарпанных колонн, Правда, вам покажут гроб Лишь экскурсия пройдет - "То не делай! Там не стой! Площадь храма велика, Из толкучки, кутерьмы 19-21 октября 1976 76-18 Много сотен тысяч лет В те глухие времена, С гор сползали ледники, Строили дома, пути, Мухи были, говорят, За горами, за рекой Мухи били ос в упор, Войны страшно много зла Но кончался смертный бой, Снова жизнь у них текла 19-21 октября 1976 76-19 / Вьюга Однажды в Москву прибыл с визитом тогдашний президент Франции Жорж Помпиду. По устоявшейся советской традиции, на пути от Внуково до Кремля его "встречали" толпы москвичей, размахивавших флажками. Их насильно согнали сюда с рабочих мест. Вдоль Ленинского проспекта дул пронизывающий ветер с острым колючим снежком. Мама в тот день зачем-то ездила в филиал своего института, расположенный в Донском монастыре, и на обратном пути вынуждена была тащиться пешком до метро "Октябрьская". Она промерзла до костей и за ужином от всей души костерила "чёртова Помпиду". Под впечатлением ее эмоций я написал стих, в котором мне впервые удалось передать ритм кружащегося снега. Важно отметить, что этот ритм сам собою явился ко мне, и позже я с удивлением обнаружил, что это фактически был ритм вальса, или, по-стихотворному, дактиль. Это лишний раз доказывает, что удачные стихи рождаются свыше, их невозможно "высосать из пальца". Небо свинцовое, Сыплется кучами, Свищет пронзительно, Тонкой тесемкою Люди по улице Громко сморкаются, Конец октября 1976 |