Начало Осколки и заплатки (44)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Если человек привык творить некоторый грех актуально, его дух содержит законченную систему этого греха. Во внутреннем человеке пребывает вожделение данного греха со своим сознанием, через которое оно постигается. Эта пара по соответствию наитствует во внешнего человека, где пребывает удовольствие греха с вытекающими из него мыслями. Вожделение непрестанно наитствует в удовольствие, пребывающее в воле внешнего человека; человек жаждет испытать это удовольствие снова и снова - и насилует свой разум, принуждая его к согласию и оправданию грешных поступков. 

Вся эта четверка может быть удалена только одновременно, удаление же состоит из целой серии ступеней, на каждой из которых все ее элементы пропорционально ослабляются. Земной человек сознает только своего внешнего человека и потому может проанализировать свои мысли и удовольствия, но совершенно не сознает своего внутреннего человека и не ведает, что в нем творится. Бог всецело управляет как внутренним, так и внешним человеком; но поскольку человеку дана свобода, в своих внешних человек распоряжается как бы вместе с Богом. Поэтому если человек не хочет удалять удовольствие греха в своей внешности, Бог не может удалить это удовольствие, не нарушив тем самым человеческой свободы. А поскольку все 4 элемента греха можно удалить только вместе, Бог не может очистить и внутреннего человека, где гнездится вожделение с его сознанием.

- ooo... Если отбросить внешность как фактор принципиально несущественный, всякий человек по своему духу есть либо небесный, либо адский. Поэтому все земные общества, образованные из людей того и другого рода (государство, нация, фирма, семья) оказываются либо небесными, либо адскими. А так как Небеса и ад диаметрально противоположны, то и формы организации этих обществ столь же различны. Если же в пределах одного общества оказываются представители обоих полюсов, между ними неизбежна борьба, завершающаяся изгнанием слабейшей стороны или приведением ее к внешней покорности.

- ooo... Земное человеческое общество может считаться адским царством - и не может считаться адским царством. Оно не является адским по своему положению в Мироздании, ибо служит последним как Небесам, так и аду, находясь при это в равновесии. Также оно не является адским по своей функции, ибо служит местом формирования человеческого духа, а не его осуждения. Однако оно является адским царством, так сказать, статистически, вследствие огромного преобладания формирующихся адских людей над формирующимися небесными и вытекающей отсюда адской по преимуществу организации общества.

- ooo... Современное человеческое общество состоит из адских по духу людей в такой пропорции, что все его реально принятые (а не декларируемые) цели и ценности вытекают из любви к себе и из воображений лжи, а многие руководящие должности заняты людьми глубокого ада. Функционирование такого общества напоминает тухлое яйцо, где под тонкой скорлупой приличий клокочет одна вонючая мерзость. Люди простые, недалекие либо умышленно не желающие знать правду довольствуются скорлупой и кое-как сводят концы с концами. Они, конечно, могут спастись, но это слепое, почти животное спасение. Но тот, кто не обманывается видимостью и научился различать истинные движущие силы и интересы людей, встает перед выбором: либо отказаться от своего усвоенного с детства добра и с трезвым рассудком включиться в общую круговерть зла, либо сохранить свое добро - и тогда невольно противостать всем. А так как последнее никакому неверующему человеку реально не по силам, выбравший оное либо быстро гибнет в неравной и бесперспективной борьбе, либо прячется, уходит в себя и коротает жизнь в пассивном бездействии.

- ooo... Чем далее человек отходит от ада, тем меньше у него остается общего с остальным обществом и, соответственно, тем сложнее становится ему одной собственной предусмотрительностью прокладывать себе верный курс. Конечно, всякий человек, даже злой, на самом деле ведется Господом, но по видимости ему гораздо легче принимать решения, ибо он находится в кругу своих и действует по общепринятым правилам. Он подобен вороне в стае таких же ворон, тогда как добрый человек подобен голубю, затесавшемуся в воронью стаю. Хотя судьба обоих находится всецело в руках Господа, но ворона как бы сама собою видит тысячи возможностей действовать так и этак, а голубь тоже как бы сам собою чувствует себя в вороньей стае жалким и беззащитным и не видит никаких перспектив. 

Таким образом, для доброго человека иллюзия собственной предусмотрительности оказывается в значительной степени утраченной. Так и сяк раскидывая умом, он невольно приходит к позиции Премудрого Пескаря, "которого всякий может съесть, а он никого съесть не может" и даже не в состоянии защититься от чужих нападений. Поэтому ему нужно либо срочно кончать самоубийством, либо обратить внимание на тот поразительный факт, что, несмотря на все окружающие ужасы, он, тем не менее, до сих пор жив и здоров. Если же ягненок десятилетиями мирно пасется среди волков, он не может приписать этот чудесный факт собственной предусмотрительности, но вынужден отнести его к Божьей защите и из этого с облегчением вывести, что Бог защитит его и впредь, лишь бы он сам тому не мешал.

- ooo... Ни одно наше чувство и ни одна мысль не исходят от нас самих, но все восприемлются от духовного мира, от разных его обществ: добрые чувства и мысли - от небесных обществ и, следовательно, от Господа, а дурные чувства и мысли - от адских обществ. Согласно законам Божественного Провидения, все наитствующие в него чувства и мысли человек ощущает как свои, вследствие чего они ему вменяются. Злой человек руководится наитием адских духов и приписывает диктуемые ему решения собственной предусмотрительности. Добрый человек руководится наитием Неба и хотя ощущает его как собственное, но себе не приписывает. Было бы полезно вникнуть в разницу восприятия человеком того и другого наития, для удобства их различения между собой.

- ooo... Отличие собственной предусмотрительности, или предусмотрительности по аду, от предусмотрительности по Богу становится очевидным, если вспомнить, что оба рода предусмотрительности относятся к разумению, а разумение есть служанка воли. Нет ни одного желания и ни одной мысли, которые рождались бы в нашем духе сами собою, но все они истекают из внешнего наития, небесного или адского. Когда наитие принято нашим духом, мы ощущаем соответствующее расположение и посредством разумения ищем, как бы воплотить его в жизнь. Этот-то поиск подходящих средств для реализации наших желаний и называется предусмотрительностью. Следовательно, если желание наше небесного происхождения, то и связанная с ним предусмотрительность небесная; а если желание адского происхождения, то и связанная с ним предусмотрительность - адская.

- ooo... Может показаться странным, что всякое наше конкретное желание имеет относящуюся к нему и вытекающую из него предусмотрительность, а тот важнейший вид предусмотрительности, который именуется самопромышлением, т.е. планирование своей жизни вперед, вроде бы не имеет своего родителя-желания и существует в отрыве от воли, сам по себе. Однако ведь мы самопромышляем в свободе, никто нас к этому не принуждает; стало быть, существует скрытое желание самопромышлять. Если же его не слишком видно, то потому, что желание вести себя самому присуще не внешним, частным деривациям адской любви, а ей самой, т.е. любви к себе. Кто любит себя превыше всего, более всего желает вести себя сам, и так как это не локальное увлечение, а сама его жизнь, то он ее не замечает так же, как мы не замечаем воздуха, которым дышим.

- ooo... Таким образом, предусмотрительность по Господу неотделима от воспринятого нами небесного наития, а предусмотрительность по аду неотделима от воспринятого нами адского наития. Наитие же есть способ ведения человека. До тех пор, пока человек ведется адом, т.е принимает к исполнению адские наития, Господь не может войти с добром; стало быть, пока человек во грехах, Господь его вести не может. Но по мере того, как человек подавляет в себе грешные желания, Господь входит к нему и ведет Своим наитием. Поэтому единственный способ перейти от адского ведения к Божьему - это удерживаться от грехов, остальное Господь соделает Сам.

- ooo... Если человек де-факто делает подлости, пусть даже мелкие, и Бог попускает ему это, значит, такой человек - почти наверняка адский и спасен быть не может. Если бы он мог быть спасен, Бог всячески препятствовал бы фактической реализации его подлых желаний.

- ooo... Вот адский человек разглагольствует о политике. После малого перерыва в разговоре собеседник в свою очередь поднимает сходную политическую тему. Но адский человек демонстративно не хочет ее обсуждать, потому что инициатива разговора принадлежит не ему. Ибо ему важна не тема, какая бы она ни была, а только возможность выразить свое "божественное Я".

- ooo... В любом обсуждаемом или делаемом предмете адскому человеку важен не предмет, а только он сам. Он везде ухитряется найти те черточки, которые связывают обсуждаемый предмет с его личностью. Если ты заговоришь об Антарктиде, он кстати вспомнит какой-нибудь случай столетней давности на школьном уроке географии. В результате вся огромная, многогранная и неисчерпаемая тема Антарктиды сводится для него к маленькому личному воспоминанию, вне которого Антарктида не представляет для него никакого интереса и, можно даже сказать, не существует. Если же по ходу беседы он должен высказать о ней какие-либо суждения за пределами собственного Я, он чувствует дискомфорт, как будто его принуждают к тяжелой, обременительной и совершенно ненужной работе, сердится и либо говорит первую попавшуюся ерунду, либо (чаще) просто заявляет, что науке все равно ничего толком не известно и потому обсуждать тут нечего.

- ooo... В сущности, беседа адских людей есть простое чередование их монологов, подобное сочинениям школьников на тему "Как я провел лето", где в рамках общей широкой темы каждый пишет свое, сугубо личное (и потому другим не интересное). Если же один собеседник выслушивает другого, то лишь затем, чтобы получить потом право глагольствовать самому. Впрочем, и этот порядок соблюдается лишь пропорционально соотношению сил собеседников, так что бывают дуэты, где один только говорит, а другой вынужден только слушать. Сверх того, "собеседник" лишь в том случае расценивается как интересный, если он постоянно поддакивает, выражая одобрение и даже восхищение словами другого. Серьезно вникать в предмет ему необязательно, ибо и говорящий в него не вникал, а желал только, чтобы похвалами ублажили его самолюбие. А поскольку похвалы, в сущности, ничем не мотивированы, ему под предлогом беседы нужна обыкновенная грубая лесть.

- ooo... Адский человек потому так любит лесть и с неизменным удовольствием слушает ее, что самым драгоценным на свете в его глазах является он сам, и потому всякое доброе слово со стороны, вне зависимости от его реальной заслуженности, воспринимается им как подтверждение этой своей глубокой внутренней убежденности. Ему кажется, что льстящий ему человек постиг эту его внутреннюю драгоценность, не зависящую от случайных внешних условий, и даже - посредством своей проницательности - может открыть такие добрые черты, о которых он и сам не догадывался.