Начало Осколки и заплатки (40)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Срубленное дерево засыхает не сразу. Требуется некоторое время, чтобы живые зеленые листья свернулись и почернели. Нижняя часть эскалатора движется параллельно полу, и лишь потом поворачивавет вверх. Тело уже не толкают, но оно еще летит по инерции. Убита духовная причина греха, но сохранилась внешняя привычка. Подожди немного, и листья засохнут.

- ooo... Солженицын писал: "Введение земской системы не может быть иным, как медленно-постепенным, как дерево растет, не задаваясь никакими искусственными сроками". Вот точно таким же - и только таким - должно быть наше преобразование. Мы не можем искусственно подгонять процесс, ибо не знаем того, что и как следует делать, и не имеем никаких управляющих рычагов. Даже борьба с грехами - вещь по видимости простая и прямолинейная, на поверку оказывается недоступной нашему пониманию и планированию. Иные грехи - в особенности на ранней стадии преобразования - даже необходимы, как, например, стремление познать Истины ради более успешного самопромышления. И железобетонное упирательство против некоторого отдельного греха не даст желаемого результата, если со временем сжатая пружина сорвется, и человек снова возвратится к отвергнутому было греху. 

Нужно понимать, что мы должны бороться с грехами, но по силам, а не сверх силы, как первоклассник должен учить доступную его пониманию арифметику, а не замахиваться, пропустя ее, сразу на интегралы. Всякий грех выглядит перед нами единичным и конечным; на самом же деле он неохватен по своим частностям и особенностям; и все эти элементы расположены в строго последовательном порядке, по всем степеням нашего духосущества, и потому могут удаляться Богом не как попало и не сразу, а лишь в своем порядке, последовательно и постепенно. От нас не требуется никакой искусственной железобетонности, подобной мертвому воздержанию монахов. Такие насилия над собственной природой не приживаются, ибо, сдерживая еще живой и сильный грех в его внешних проявлениях, мы тем сильнее жаждем его внутренне, так что он вскоре становится навязчивой идеей, манией, и неизбежно прорывается наружу с удесятеренной силой. В жестком воздержании проявляется наше самопромышление: мы не просто боремся с грехом, но устанавливаем методы борьбы и сроки победы, т.е. опять-таки пытаемся вести себя сами.

- ooo... Мы так привыкли к самопромышлению, к тому, что наше счастье напрямую зависит от наших усилий, что для нас психологически гораздо проще самим своротить горы, чем спокойно сидеть и ждать, когда Господь своротит их за нас. Мы жаждем действий, сколь бы бессмысленны они ни были, и не умеем расслабляться и отдыхать. Мы непрестанно понукаем и пришпориваем себя, не замечая, что даже не в состоянии выбрать правильный путь. И все вглядываемся вдаль, тогда как на самом деле должны смотреть себе под ноги. И стремимся подменить своим человеческим разумом Божий Промысел, а те дела, которые Промыслом прямо предназначены для нас, презираем по их кажущейся незначительности и не делаем.

- ooo... В борьбе с грехами от нас требуется не героизм, а спокойная, будничная приверженность к благу. Грех побежден не тогда, когда мы, сжав зубы, стремимся сдержать его в себе и не выпустить наружу, а когда просто не испытываем к нему внутреннего влечения.

- ooo... Пока преобразуемый человек еще не изведен из ада, Господь удерживает его от актуального зла, создавая бесчисленные препоны в его внешней деятельности, в результате чего человек погружается в безделье и привыкает к нему. Выход человека в Последние Небеса принципиально меняет ситуацию: теперь он, наоборот, должен активно действовать в мiре. Но он не может сразу включиться в требуемый ритм: и потому, что не привык к внешней активности и особенно к размеренным методическим действиям; и чисто практической сноровки в делах не хватает, и инфраструктура не отработана, и - главное - сохраняется еще утробная неприязнь к любому внешнему делу, кои всегда бывали принудительными и потому нежелательными

Короче говоря, прежде чем человеку браться за что-то полезное, ему надо начать делать хоть что-нибудь. Ему необходимо элементарно войти в трудовую колею. Ему нужна, если угодно, психологическая адаптация к активной трудовой жизни, как учащийся плавать вынужден сперва просто привыкнуть к воде, и лишь потом осваивать технику кроля и брасса. И чем дольше он будет пытаться перескочить через эту объективно необходимую и неизбежную ступеньку, тем дольше будет топтаться на месте.

- ooo... Ад в действии. NN попросил дать послушать какую-нибудь кассету с эстрадными записями. Я вытащил наугад одну. Когда я услышал первую песню, то вспомнил, что она при записи получилась хуже всего, так что я даже хотел ее стереть. И я в простоте душевной сказал об этом. На что мне было отвечено: "Ты потому и дал эту кассету, что на ней наихудшая запись?"

- ooo... Самое вредное, что только может сделать преобразующийся человек, - это в излишнем рвении пытаться "перепрыгивать через этапы" своего преобразования. Эти этапы последовательно вытекают один из другого, и потому перепрыгивания могут быть только мнимыми, а время, потраченное на них, теряется зря.

- ooo... Я заметил, что в последнее время меня перестали интересовать кошки. А до сих пор, где бы я их ни встречал - всегда с удовольствием смотрел и не мог удержаться, чтобы не сказать "кис-кис", на что кошки поумнее неизменно отвечали "мяу?".

- ooo... "Трезвение" монахов заключается в тотальном мелочном самоконтроле, отсекающем как оставшиеся дурные привычки, так и безделье с его фантазиями. Оно приучает человека жить в настоящем. Трезвение подобно формированию из разношерстной толпы новобранцев дисциплинированной воинской части. Здесь еще не идет речи о выполнении каких-то полезных задач; все внимание обращено вовнутрь, на самоорганизацию. Еще оно может быть уподоблено профилактическому осмотру автомобиля перед выездом в рейс.

- ooo... Вечность сосредоточена в настоящем переживаемом мгновении, и только в нем сознаешь себя живущим, а прошлое и будущее выглядят какими-то чужими, отдельными, и сливаются с окружающим пейзажем. Как на дороге бывает: я еду в автомобиле и в каждый момент времени нахожусь в автомобиле, как бы в подвижной системе координат; а дорога со мною никак не связана, она набегает на меня спереди и пропадает в отдалении сзади, и нет никаких живых связок с нею. Напротив, если я веду себя сам (самопромышление), то спереди мои цели, сзади - результаты, и мгновение настоящего, в котором я действую, есть лишь промежуточный чисто технический элемент по переработке первого во второе. Я выискиваю цель впереди, она оказывается достигнутой сзади, а в настоящем есть только кухня, момент переработки, но никак не цель. В этом случае я крепко впаян во время, в первом же - свободно перемещаюсь как бы над ним. Заключительная задача преобразования человека состоит в том, чтобы научиться жить не во времени, а в настоящем.

- ooo... Бог - вне времени, и оттого Он пребывает в каждом времени. Человек же - существо конечное, и потому живет не во всяком времени, а лишь в определенной его точке. Если он живет по Законам Порядка, то необходимо должен ощущать себя привязанным к этой единственной точке. Напротив, люди, живущие по аду, ставят себя на место Бога, ибо стараются предвидеть будущее, находить там цели и направлять к ним свое текущее поведение. Они, таким образом, фактически заявляют о своем присутствии не только в настоящем, но и в будущем, следовательно, о присутствии себя во всяком времени, а это Божья прерогатива.

- ooo... Хорошим образцом правильного поведения могут служить для нас животные. Хоть они и не имеют духовных степеней, но по внешности живут совершенно идентично нам, т.е. в текущем моменте, только в противоположность нам лишены всякого самопромышления. Все, что они делают, истекает из их теперешнего состояния или служит таковому в будущем. Сейчас для них есть вечность, в которой они пребывают; и если птицы в известный момент начинают вить гнезда, то лишь для того, чтобы материально обеспечить их следующий сейчас. Их система координат привязана к текущему мгновению их жизни, и даже до такой степени, что у них нет последовательной памяти о случившихся с ними событиях, а лишь память об отдельных состояниях в прошлом, подобная разрозненным фотоснимкам. Мы же, напротив, мыслим в неподвижной системе координат (знаменитая "ось времени" на уроках истории), рассматривая себя сейчас живущего как некую переменную величину, точку, движущуюся вдоль этой оси, т.е. так, как нас может рассматривать только Бог, пребывающий над временем и над нами. Отсюда неизбежно вытекает отношение к себе сейчас живущему лишь как к средству для чего-то более важного, пребывающего вне себя сейчас живущего, где-то впереди по оси времени. Но так мы только мыслим, живя на самом деле противоположным образом. Поэтому такие мысли наши есть ложь, и все они оказываются мыльными пузырями.

- ooo... Суть Преобразования - научиться быть ведомому Богом (а не самопромышлением). Сперва человек учится верному поведению наедине с собой, затем - верному поведению в обществе, наконец - верному исполнению собственной службы.

- ooo... Когда файлы моего архива организованы по хронологическому признаку (на каждый год - один сводный файл), они как бы утверждают и поддерживают то положение, при котором все, что в них вносится, имеет сиюминутное значение, т.е. оно мне интересно и (или) полезно в самый момент внесения, а впоследствии оказывается подобным старому хламу на антресолях, который, конечно, иногда может пригодиться, но гораздо важнее, чтобы он не мешался под ногами. Если же файлы архива организованы по тематическому признаку (по каждой теме - свой файл), я этим как бы признаю, что все в них внесенное навсегда сохраняет для меня свою полезность и потому должно содержаться в удобном для интенсивного использования виде. Это уже не антресоль, а рабочий стол, где все должно быть на месте и под рукой. Таким образом, получаем две принципиальные системы ведения личного архива: пассивно-накопительную и рабочую.

- ooo... Критерием в архивном вопросе (как и во всех прочих) должен служить примат настоящего над будущем и прошлым - признание того факта, что будущее и прошлое (а) находятся вне нашей власти и (б) служат настоящему, а не настоящее служит им. Отсюда следует, что в настоящем надо работать для этого настоящего, а не ради будущего. Будущее же, когда до него дойдет черед, само покажет, что из сделанного понадобится, а что нет. Сами мы угадать этого заранее не можем.

- ooo... Как только мы отказываемся от работы ради будущего, то этим самым отказываемся от самопромышления. Ибо суть его в том, чтобы вести себя самому, находя в будущем цели и пути их достижения. Если же мы не ведем себя сами, то этим актуально доверяем вести себя Богу.

- ooo... Я живу в настоящем, а настоящее для человека есть вечность. Эта вечность в каждый момент времени ощущается и сознается мною как некоторое мое базовое состояние, которое непрестанно меняется от мгновения к мгновению, как поверхность взволнованного моря, хотя само море остается все то же. Можно сказать, что само море есть некоторое неизменное (вечное) качество, тогда как характер волн, температура воды и прочие факторы определяют текущее состояние этого вечного качества. Разница между земной и вечной жизнью - в том, что человек, пока живет на земле, еще и преобразуется, т.е. обладает способностью опосредованно (путем внешних действий) изменять это свое вечное качество. Но поскольку эта трансформация осуществляется одним Богом, сам человек о ней ничего не знает. Итак, мы видим соединение временного и вечного: дух человека вечен, а его состояние варьируется. Это подобно тому, как человек спит, ест, гуляет, разговаривает, но при всех этих делах остается самим собой, т.е. удерживает свою личность. И дела его бесчисленны и разнообразны, а личность остается все та же.

- ooo... Всякий человек, если бы дал себе труд вникнуть в истинные мотивы своего поведения, ясно увидел бы, что стремится лишь к тому, чтобы его состояние было как можно удобнее и приятнее. Но люди обыкновенно не видят корни своих поступков и склонны отождествлять свое субъективно желательное состояние духа с тем внешним событием или предметом, посредством которого оно достигается. Так ребенок внутренне желает ощущать сладкий вкус, а думает, что хочет конфету.

- ooo... Мы живем в настоящем, следовательно, в некотором конкретном состоянии духа, которое является совокупностью бесчисленных частных элементов, субъективно воспринимаемых нами как приятные, неприятные и безразличные. И всякое наше желание оказывается простым стремлением усилить приятные элементы текущего состояния и ослабить неприятные. Поэтому мы никогда не можем желать чего-либо, относящегося к любому нашему состоянию будущего и прошлого, но только и единственно относящееся к текущему состоянию. Мы всегда хотим его улучшить, но добиться этого улучшения можем лишь посредством внешних (земных) действий. И тогда в наших глазах стремление к улучшению состояния превращается в желание внешней земной вещи, посредством которой мы надеемся улучшить наше состояние. Таким образом, желание чего-либо земного есть проекция наших духовных чаяний в материальный мир.

- ooo... Если человек думает, что хорошо бы ему через пару годков стать директором, это значит, что уже в данный момент у него есть внутреннее, не осознаваемое ясно желание иметь соответствующий социальный статус, власть и деньги. Если же он прибавляет "через пару годков", то это лишь следствие простого здравого рассуждения, которое показывает ему, что невозможно добиться желаемого немедленно. Здесь важно, что желание возникло уже сейчас, а рассуждения лишь прорабатывают конкретные способы достижения желаемого.

- ooo... Сколько ни сиди под елкой, груши на ней не вырастут. Сколько ни общайся с адскими людьми, настоящего взаимопонимания от них не дождешься и удовольствия не получишь.

- ooo... Бессилие собственной предусмотрительности прекрасно видно на примере шахмат. Всего 32 фигуры, 64 клеточки, элементарные и притом жестко определенные правила, а возможных комбинаций столько, что талантливейшие люди всю жизнь ломают над ними голову, и даже мощный компьютер не справляется.

- ooo... Наверно, ни в одном житейском деле не накручено столько злонамеренной лжи, суеверия и непонимания, как в деле власти, управления и руководства людьми.