Начало Осколки и заплатки (37)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Сведенборг пишет об отношениях Любви и Мудрости в человеке: "Сердце прежде образует легкие, а потом уже сопрягается с ними: образует их в зародыше, а сопрягается с ними после рождения". То есть человек, еще пребывая в аду, по любви своей постигает Мудрость, но воспользоваться ею для дела может, только выйдя из ада. (1) Если человек, будучи в аду, по любви своей начинает заниматься мудростью, а любовь его в это время может быть только адская, стало быть, он видит в мудрости вспомогательное средство для делания зла и, так сказать, кует оружие на свою голову. (2) Если воля может сочетаться с мудростью только после выхода из ада, стало быть, до момента выхода сочетание невозможно, т.е. человек, уже имея мудрость, не может сам собою применить ее к делу. Поэтому до преобразования у человека оказываются как бы две мудрости. Одна, адская, более внутренняя, сочетается с адской любовью для делания зла. Но снаружи, при выходе, дежурит формирующаяся небесная мудрость, которая всячески тормозит и одергивает первую, но сама положительных действий произвести не может.

- ooo... Бог, выводя человека из ада, поступает с ним так же, как мать с упрямым ребенком: если тот не хочет кушать манную кашу, но желает стать космонавтом, ему доходчиво объясняют, что без каши в космонавты не берут. И вот ребенок, в предвкушении космических подвигов, все ест и ест, и космонавтом не становится, но вырастает здоровым человеком. То же бывает с нами до преобразования, если Господь видит, что оно возможно. Зажатые внешними обстоятельствами, мы ищем путей для реализации своих заведомо грешных желаний, и для того стремимся понять, что нам следует делать. А поскольку решение любой частной задачи зависит от понимания общих вещей, мы забираемся все выше и выше в Небесный свет, и таким образом, сами того не ведая, создаем главное оружие против своих же грешных желаний. Бумеранг прилетает обратно и убивает бросившего его.

- ooo... Проще говоря, адская любовь, чтобы сподручнее было делать свое зло, желает стать зрячей. Но по мере того, как человек прозревает, он видит сперва конкретную непрактичность, затем принципиальную глупость и, наконец, все безобразие зла, и тогда проклинает его, и желает отделаться от него. И когда, в результате, он начинает практически воздерживаться от зла, то Господь шаг за шагом выводит его дух из ада.

- ooo... Характерно, что даже самые красивые и полезные растения растут из грязной земли, в особенности из навоза, который есть соответствие любви к себе (каловый ад).

- ooo... Когда Сведенборг свидетельствует, что добрые духи Последних Небес "иногда тяжко страдают", это, по-видимому, следует понимать не так, что они периодически отсылаются в ад "для вправления мозгов", а объясняется текущей переменой их состояний. Если сказано прямо, что четвертое (самое низшее) состояние ангелов Внутренних Небес совпадает с первым (высшим) состоянием ангелов Средних Небес, то по аналогии можно предположить, что самое низшее состояние добрых духов Последних Небес приближается к наивысшему состоянию злых духов Внешнего Ада. Причина, по-видимому, в том, что духи Последних Небес в очень большой степени натуральны, а натура по природе своей противительна, и собь всякого духа есть зло. И если перемена состояний даже самых совершенных ангелов обусловлена вредным влиянием их соби, то что же сказать о тех духах, которые сами есть почти одна натура?

- ooo... Отсюда следует важный вывод о необходимости разграничения между злом адским и злом, так сказать, чисто натуральным. Об этом вскользь упоминает и Сведенборг, заметив, что зло добрых духов отличается от зла адских духов тем, что первые предавались ему по слепой страсти, унаследованной от родителей, и что в их зле нет умысла и закостенелости. Можно даже сказать, что натура, будучи от природы противительной, именно вследствие этого противления является, так сказать, неизбежным злом в человеке, которое необходимо смирять, как землекоп преодолевает косность, тяжесть и сопротивление выкапываемого грунта. Адским же это зло становится лишь в том случае, когда переходит натуральные границы в связи с тем, что человек отыскивает в нем удовольствие и начинает стремиться к нему сознательно, считая его добром для себя лично.

- ooo... Натуральное зло пассивно сопротивляется духовным началам, адское зло активно противостоит им, извращая их.

- ooo... Граница между Небесами и адом проходит вот где: если натуральные вожделения служат духовным задачам, то это Небеса; а если, наоборот, добро и истина служат средством для реализации натуральных вожделений, то это ад. Первый случай - Евангелие, второй - Карнеги.

- ooo... Последовательность степеней в Творении: Небесное Солнце, Небеса, Природа. Тогда что такое ад? В указанную последовательность он, естественно, не входит. Похоже, что он образует ее зеркального двойника. В самом деле, зло (вместе с добром) присутствует в Природе, где пребывает в последних, т.е. в действии. Сам ад противоположен Небесам и является более высокой степенью (причиной, существованием). Но что здесь является первым? Иначе говоря, что в аду соответствует Небесному Солнцу? Сведенборг упоминает, что весь ад обращен и стремится к некоторому средоточию, противоположному Солнцу Небес и выглядящему как нечто темное и нечто мрачное. Вроде бы налицо некая мнимая величина. Однако известно, что Господь Один управляет адом; но злые духи убеждены, что управляют сами собою, т.е. посредством своей соби. Будучи во зле, они тем самым пребывают и во лжи, и потому обманываются, и смотрят в обратную сторону от Господа, к своей соби, а между тем управляются все-таки Господом, хотя и противоположностями, т.е движимы как бы задом наперед.

- ooo... Бог есть Первое во всем и каждом в Его Творении. Он Вездесущ, и потому пребывает во всем и каждом, будь то Небеса, Ад или Природа. Налицо какое-то непостижимое раздвоение: в первых везде Один Господь, в средних видим альтернативное разделение на Небеса и ад, в последних (в Природе) опять все смешано воедино.

- ooo... Поскольку адские духи прежде были людьми, то они имеют органическую структуру, подобную людям и ангелам, и в том числе тайник в самой глубине их духа, из которого на них непосредственно может влиять Господь. - А вот и нет: ведь тайник в духе выше всего, а верхние степени у адских духов как раз закрыты. - Или, поскольку сама структура духа вывернута у них наизнанку, то имеется какой-то антитайник, в который Господь может влиять через противоположности?

- ooo... Если сказано, что Небеса и ад подобны двум людям-антиподам, "соприкасающимся ступнями и отталкивающимся пятками", то Природу можно уподобить земле под их ногами, на которой оба они стоят как бы с двух противоположных сторон. То есть влияния на землю от них исходят взаимно противоположные; но земля, принимающая эти влияния, одна-единственная, и потому на ней добро и зло так перемешано. А кстати, почему о ступнях сказано отдельно, а о пятках - отдельно?

- ooo... Три степени Небес: Внутренние Небеса (Небесное Царство), Средние Небеса (Духовное Царство), Последние Небеса (духовно-природные). Три степени адов: Глубокий ад (дьявол), Средний ад (сатана), Поверхностный ад. Три степени Природы: Мир духов, Эфир, Мир материальный.

- ooo... Размышлять письменно - то же, что расчерчивать узел конструкции в масштабе: с одной стороны, долго и обременительно, с другой же - сам масштаб подсказывает правильные решения и уберегает от многих ошибок. Я бы сказал, что базовые идеи лучше предварительно обдумывать "устно" (на прогулке, например), а разрабатывать их - письменно. Возможно, все это с успехом заменялось бы живой беседой, да только беседовать не с кем.

- ooo... Сведенборг пишет, что древние люди сообщались с ангелами, а нынешние с ангелами не могут, но только с духами из Мира Духов. Древние люди потому сообщались с ангелами, что в большинстве своем были преобразованы еще в земной жизни и, может быть, даже в молодости; и оттого их внутренний дух пребывал в Небесах, среди ангелов, и естественным образом сообщался с ними. Нынешние же люди почти все не преобразованы.

- ooo... Полагаю, что под именем "Мира Духов" Сведенборг в разных местах имеет в виду две совершенно различные вещи: иногда Мир Духов как внутреннейшую часть Природы, куда человек приходит сразу после смерти, а иногда - Последние Небеса, обитатели которых настолько натуральны и имеют такую сильную собь, что ангелами их можно называть с очень большой натяжкой.

- ooo... Нам кажется, что человек, изведенный наконец Господом из ада, должен как бы задохнуться от восторга и с пением и пляскою стремительно ринуться вперед к счастью. На самом деле у него происходит шок, парализующий его волю и силы. С ним случается то же, что с новорожденным ребенком, который, выйдя наружу из материнского лона, первым делом кричит и плачет. Ибо в лоне ему было привычно и уютно, и вдруг он попал в совершенно иной, незнакомый и потому субъективно враждебный ему мир.

Подобный шок мы испытываем при любой резкой смене условий нашей жизни; и чем новые условия непривычнее для нас, тем этот шок сильнее и дольше. Попав в новую для себя среду, человек должен сперва элементарно привыкнуть к ней, и лишь после этого может начинать плодотворно действовать.

- ooo... Три степени Материального Мира: атмосфера, вода, земля. По-видимому, эти степени соответствуют агрегатным состояниям вещества. В свете этого особенно важно, что всякое вещество может пребывать в каждом из этих трех состояний.

- ooo... Что касается Эфира, то я о нем практически ничего не знаю. Сведенборг о нем упоминает вскользь, и только из этих оговорок можно заключить об Эфире как средней степени Природы. Зато об эфире много пишут оккультисты, потому что он им реально доступен. Я читал, что некто, выйдя своим эфирным дублем из материального тела, видел всю окружающую обстановку, но не материальную, а ее эфирную подкладку - кажется, фиолетового цвета, колеблющуюся, прозрачную, сквозь которую можно было проходить, но которая тем не менее сохраняла форму своих вещественных предметов. Однако это не всегда так хотя бы уже потому, что человек, лишенный руки или ноги, имеет их эфирные дубли, т.е. разрушение материального тела не разрушает его эфирный дубль. Напротив, согласно степеням Порядка, порча эфирного дубля необходимо влечет соответствующую порчу тела. Это, в частности, известно из факта оккультных нападений, когда причиняется ущерб эфирному дублю, а соответствующие повреждения мгновенно проявляются на материальном теле жертвы.

Еще известно, что электромагнитные волны, излучения ядерного типа и свет передаются в эфире; если же в нем расстояния хотя бы частично не соответствуют материальным (а это очень вероятно, ибо в Мире Духов вообще нет растояний), то все научные исчисления о дальности звезд, выполненные на основе якобы извесной скорости света, оказываются полной чепухой. Мир Эфира также должен иметь три нисходящие степени, т.е. три вида эфира разного качества, или три его агрегатных состояния. Возможно, что один из них передает свет, другой - электромагнитные волны, и т.д. Представляется также вероятным, что степени эфира соответствуют степеням материального мира. Это видно из упомянутого видения: эфирные дубли твердых предметов выделялись среди эфирного дубля воздуха, как и сами предметы не сливаются с окружающим их воздухом.

- ooo... К Миру Эфира относятся также всякого рода полтергейсты, ибо, с одной стороны, они невидимы, но, с другой, действуют в конкретном месте и времени, перемещая эфирные дубли предметов, вследствие чего перемещаются и самые предметы. Однако искажение земного пространства на эфирном уровне проявляется, на мой взгляд, в постоянстве полтергейстов, даже при переезде жертвы в другой город, ибо вызывающий эти явления живой человек не может физически следовать за жертвой и находиться всегда поблизости от нее. Стало быть, Эфиру присущи некоторые свойства Мира Духов, где расстояний в земном смысле нет, потому что они зависят от сходства состояний людей. В таком случае оккультному агрессору достаточно (гипнотически - ?) перенестись в состояние жертвы, чтобы своим эфирным дублем очутиться рядом с ней. Но если в Эфире существуют искажения земного пространства, то логично предположить и искажения времени. Не этим ли объясняются наши предчувствия и даже провидчество монахов или, напротив, колдунов? Впрочем, подобные вещи могут исходить также напрямую из Мира Духов.

- ooo... На этом месте Word беспричинно обрушился, и последнюю фразу предыдущего абзаца я восстановил по памяти с изменениями, а следующую за ней восстанавливать убоялся.

- ooo... В качестве обобщения можно сказать, что все паранормальные явления, проявляющиеся в земной жизни, происходят в Эфире либо в Мире Духов, т.е. в пределах Природы, но никак не выше нее (я не беру причин, а только самые действия). Далее, я полагаю, что большая часть их происходит именно в эфире, и объяснение им чаще всего следует искать именно здесь. И вообще вся магия, оккультизм и прочие подобные вещи, названные у Сведенборга "злоупотреблениями последних степеней Порядка" не выходят за пределы внутренних планов Природы.

- ooo... Вся магия заключается только в том, что некоторые люди научаются сознательно выходить во внутренние степени Природы, куда остальные люди не имеют сознательного доступа, и там, на просторе и ничем людским не ограниченные, могут творить всевозможные гадости и злодейства.

- ooo... Выход человека из тела заключается только в том, что он научается пребывать сознательно в своем эфирном теле (которое есть у каждого человека) и вследствие того действовать на этом уровне.

- ooo... Три степени Мира Духов, по всей видимости, являются тремя последовательными состояниями доброго человека по смерти его: состоянием внешности, состоянием внутренности и состоянием приготовительным. Таким образом, они восходят от внешнего к внутреннему, а не от злого к доброму. Ибо Мир Духов относится к Природе, а в Природе добро и зло живут рядом друг с другом. Однако по мере движения внутрь заметно их расхождение. В состоянии внешности добрые и злые живут вместе; в состоянии внутреннем добрые отделяются от злых, и каждый стремится к своим товарищам по духу; в третьем состоянии они вовсе разведены. Сведенборг пишет, что второе состояние у злых духов является также и третьим, поскольку они не могут принять никаких поучений. Но мне кажется, что полное отсутствие у злых духов третьего состояния было бы противно общей тройственной схеме. Кроме того, Сведенборг ведь не сказал, что третьего состояния у них вовсе нет, он сказал лишь, что второе является также и третьим.

- ooo... Добрые духи во внешнем состоянии живут точно так, как жили на земле; во внутреннем состоянии живут в своих натуральных добрых чувствах, очищенных от случайного и принципиально несвойственного им зла; в приготовительном состоянии они живут уже не просто в добрых недифференцированных чувствах, а вводятся ангелами в свое конкретное добро, присущее тому Небесному обществу, в которое им предстоит прибыть. 

По аналогии можно предположить, что злые духи во внешнем состоянии живут точно так, как жили на земле; во внутреннем состоянии живут в своих натуральных злых чувствах, очищенных от случайного и принципиально несвойственного им добра; в приготовительном состоянии они живут уже не просто в злых недифференцированных чувствах, а находят свое конкретное зло, присущее тому аду, в который им предстоит прибыть.

- ooo... Таким образом, в Мире Духов хотя и три степени, идущие от внешнего к внутреннему, но все они парные от противного: один ряд степеней для добрых духов, и другой, противоположный ему, для злых. Можно сказать, что Мир Духов представляет собою Небо+Ад в миниатюре: внешние их части соприкасаются, внутренние же расходятся в диаметрально противоположные стороны.

- ooo... А не есть ли нижняя ветвь этих степеней, предназначенная для злых духов, тем самым, что Сведенборг именует Исподней Землей? Кроме того, сказано, что добрые духи, упитавшиеся на земле ложью, проходят там пустошение и при этом "сильно страдают". Упоминается и противоположное: лицемеры сперва пребывают среди добрых духов, но потом отрешаются своего внешнего добра, по которому дружили с ними, и соединяются со своими злыми товарищами. Это пребывание с добрыми духами также служит для лицемеров пустошением. Отсюда следует, что пустошение доброго духа происходит в обществе злых духов, где он воочию видит неправоту своих убеждений и отказывается от них. Стало быть, Исподнюю Землю населяют именно злые духи.