Начало Осколки и заплатки (32)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... О вещах постоянных и изменяемых. Сведенборг пишет: "Не должен ли быть дом постоянен, дабы разнообразные в нем вещи могли быть проделаны человеком?" Можно продолжить: не должен ли быть брак постоянен, дабы разнообразные службы и удовольствия были в нем выполнены и испытаны? Сексологи дружно пишут, что с первого сближения мало у кого получается что-нибудь путное, ибо партнеры должны привыкнуть друг к другу и так приладиться, чтобы от совместного действия каждый получал максимальное удовольствие. Так и в любом деле: первый блин неизбежно выходит комом, а сноровка нарабатывается постепенно. Более того, сексуальное удовольствие прямо зависит от степени желания не только получать его, но и дарить. Развратники последним нисколько не озабочены, и даже те, кто зовутся гедонистами, особенно следят, чтобы их партнер не получил даже того удовольствия, которое само собою возникает в процессе акта.

- ooo... В карикатурах любовницу обыкновенно изображают обнаженной и прекрасной, тогда как жену - непременно в фартуке, шлепанцах и телесно отталкивающую. Как и во всякой шутке, здесь скрыта печальная правда, ибо люди большей частью женятся по расчету, безразлично, меркантильному или душевному, а любовь их остается незадействованной и наконец обращается на родственную по духу стерву. Устойчивость же любовного треугольника вытекает из функциональной востребованности всех углов: к жене не лежит сердце, а любовница не в состоянии обеспечить быт. Между тем жена, воспринимаемая мужем как чудище в шлепанцах, своему собственному любовнику кажется обнаженной и прекрасной.

- ooo... Когда сорокалетний мужчина после длительного благополучного брака внезапно бросает жену и уходит к молодой сопернице, причина в том, что он внезапно сознает, что жизнь перевалила за половину, а он лучшие свои годы провел с нелюбимым, духовно чуждым ему человеком, и если все оставить как есть, то он никогда уже не обретет счастья. Ибо счастье вытекает из глубины сердца и не может рождаться из простого факта благополучия, разве только человек вырвался из концлагеря. Молодая же соперница - непременно стерва, ибо в противном случае сердце непреобразованного мужчины осталось бы к ней глухо.

- ooo... В жизни общества существуют степени духовная, нравственная и гражданская, последовательно вытекающие друг из друга. Степень духовная есть степень религиозная, т.е. жизнь по Божьим Заповедям. Она находит свое выражение в нравственных правилах человеческого общежития, а те приводят к справедливым гражданским законам и их соблюдению в рамках всего общества. 

Когда общество отворачивается от Бога, оно тем самым подрывает основы собственного существования. Ибо нравственность, оторванная от своих духовных корней, теряет смысл: если Бога и вечной жизни нет, и с моей смертью для меня навсегда окончится все, я должен в оставшиеся немногие годы вырвать у жизни максимум удовольствий; а так как другие стремятся к тому же, приходится вступить с ними в борьбу, чтобы отстоять свои интересы от посягательств. Первые поколения атеистов, в силу привычки и воспитания, продолжают нравственную жизнь, обосновывая ее гуманизмом и прочими философиями. Однако дети их задают очевидный вопрос: "Да сам гуманизм-то зачем?" - и, не найдя удовлетворительного ответа, отбрасывают нравственные ограничители как бессмысленную обузу. Тогда, в свою очередь, обрушиваются гражданские устои, ибо люди распространяют волчьи законы обращения с ближними на всех членов общества. И если отцы их пришли к выводу, что помогать другим и тем более жертвовать ради них чем-то своим - безумие, то дети видят такое же безумие в труде за плату, если можно украсть или отобрать, и в соблюдении законов, которые затрудняют достижение желаемого. Тогда порядочность, патриотизм, честный труд становятся презираемыми и наказуемыми, общество всплошь криминализируется, перестает производить необходимые блага и защищать свою целостность и наконец гибнет под тяжестью безграничного эгоизма и развращенности его членов.

- ooo... Сексуальная революция есть один из аспектов освобождения общества от нравственных устоев. Прежние люди, как бы темна и суеверна ни была их религия, "позвоночником чувствовали" недопустимость прелюбодеяний и блуда, хотя могли обосновать эту убежденность одними ссылками на буквальный смысл Св. Писания, т.е. не рационально, а слепо. Но даже такая вера делала свое дело, механически сдерживая адские вожделения. 

Когда же из ванны вместе с водой выплеснули ребенка, люди обнаружили, что совокупление человеческое идентично таковому у животных, что это простой биологический акт, в котором ничего не может быть ни зазорного, ни грешного. Дело представилось так, что у человека, наряду с потребностями в пище, питье, дефекации и пр., существует еще половая, удовлетворение которой столь же естественно и законно. И так как большинство людей не ограничивают свои вожделения одним супругом, то посыпались нападки на моногамный брак как безосновательно сковывающий естественные человеческие инстинкты. Дело еще облегчилось появлением надежных противозачаточных средств, эффективным лечением болезней, ростом числа отдельных квартир, собственных автомобилей и т.п. 

Однако с ростом количества связей деградировало их качество. Половой акт перестал быть кульминацией отношений двух душ и остался простым животным совокуплением, тогда как физическая сторона дела - не более чем форма для духовного содержания. Из любви исчезло то главное, что составляет самую суть в отношениях мужчины и женщины, и даже до такой степени, что многие вообще не видят в любви ничего, кроме животной стороны дела. Сексолог Рут Диксон, прежде чем перейти к позам, делает поразительное открытие: оказывается, чтобы акт был приятнее, между партнерами необходимы для начала дружеские отношения!

- ooo... Когда из любви мужчины и женщины уходит духовная составляющая, т.е. любовь как таковая, ее место занимает похоть - стремление получить физическое удовольствие самому посредством партнера. От такой инверсии вытекает взаимная отчужденность, ибо каждый думает в первую очередь о своем удовольствии и о том, что и как другой ему должен. А так как взаимные претензии безграничны и полностью удовлетворены быть не могут, в душах "любящих" растет взаимное раздражение и разочарование, которое безуспешно пытаются преодолеть мастерством сексуальной техники.

- ooo... Замена духовной любви телесной похотью ведет еще к тому, что в любовных отношениях стремятся снять одни пенки, уклоняясь от взаимных обязательств. Но мир устроен так, что прав без обязанностей не бывает. Люди, сосредоточенные на самих себе, даже не могут помыслить, что те семейные обязанности, которые представляются им невыносимой обузой, для истинно любящей пары становятся источником множества разнообразных наслаждений, ибо для них служить любимому человеку гораздо приятнее, чем служить одному себе.

- ooo... Чем более плотской и животной представляется людям любовь, тем большее значение обретают для них чисто внешние черты партнера, будь то мускулы мужчины или форма ног женщины. Телесные качества (вместе с меркантильными факторами) предопределяют сближение особей и потому эффективно рекламируются по всем правилам маркетинга. Хорошая женщина одевается скромно, ибо бережет красоту своего тела для мужа или возлюбленного; напротив, вульгарная самка выставляет прелести напоказ, насколько приличие того допускает, нещадно конкурируя с другими такими же самками за потенциальных партнеров.

- ooo... Женщина, всячески рекламирующая свое тело, тем самым как бы признает, что кроме тела у нее ничего больше нет, и потому она - не более чем говорящее животное (телка).

- ooo... Трудно даже представить себе душевное состояние женщины, относящей всю свою ценность к телесной привлекательности, пик которой приходится на юность. Вся остальная длинная жизнь ее проходит в последовательном увядании и вытекающем из него отчаянии безысходности. Ибо на свете нет ничего страшнее, чем находиться на эскалаторе, неуклонно движущемся вниз.

- ooo... В Средневековье правильно говорили, что первый шаг ребенка есть первый шаг к его смерти. И потому всякий человек, не верующий в загробную жизнь, напоминает приговоренного, каждое прожитое мгновение которого приближает его к неминуемой казни. Если к тому еще добавить, что с годами люди постепенно теряют здоровье и связанные с ним возможности достижения физических удовольствий, заключительная казнь эта напоминает четвертование, когда у человека последовательно, одна за другой, отрубаются руки и ноги. Поэтому неверующий не просто психологически умирает в конце жизни, но процесс умирания с отчаянием ощущается им на протяжении всей жизни.

- ooo... Мiрские вещи, имеющие духовное содержание, напоминают конфетную обертку, внутри которой конфета, а те, что не имеют его, похожи на обертку, нарочно свернутую озорником, как будто внутри есть конфета, а ее там нет. Когда человек по собственной предусмотрительности гонится за различными земными благами, он неизбежно получает пустую обертку, и все его многотрудные достижения оказываются никчемными, не удовлетворяющими, и лопаются, как мыльные пузыри. Но тот, кто ведется Богом, осуществляет свое духовное служение, и те мiрские вещи, посредством которых это служение реализуется на Земле, оказываются для него исполненными смысла, интереса и удовольствия.

- ooo... Вышесказанное применимо к похоти. Смешно подумать, что можно всерьез связать свою жизнь с женщиной только из-за того, что у нее красивые ноги! Напротив, если человек действительно любит женщину, то причина этой любви лежит в сочетании их душ, т.е. является духовной; и оттуда она наитствует в их тела, создавая постоянное физическое влечение. В результате любящий мужчина может из года в год с неослабевающим удовольствием разглядывать и ласкать тело своей жены. Он любит ее не потому, что тело красиво, но тело для него красиво потому, что он любит.

- ooo... Пристрастие изобразительного искусства к обнаженной натуре диктуется в гораздо большей степени похотью зрителей и самих мастеров, чем ее объективной ценностью. Особенно ярко это проявляется в современной живописи и скульптуре, где красота изображений в той же степени деградирует, в какой непристойность растет.

- ooo... Красота женщины - понятие сугубо индивидуальное. Мужчина может по-настоящему любить лишь тот их тип, с которым у него возможно духовное сочетание. Это сочетание, наитствуя на телесные инстинкты, ощущается в них как физическое влечение к его носительнице. Прочие типы женской красоты оставляют данного человека равнодушным, и тем равнодушнее, чем этот женский тип духовно от него дальше. Поэтому одни мужчины обожают женщин с большой грудью и презирают плоскогрудых, в то время как другие имеют мнение противоположное; одних возбуждают блондинки, других брюнетки, и единства здесь вообще гораздо меньше, чем в отношении к животным и растениям. И если тот же Дейнека непрестанно рисовал могучих работниц с широкими, тяжелыми бедрами, то многим зрителям они наверняка кажутся уродливыми.

- ooo... Рассматривание женской красоты чужого типа имеет столько же смысла и приносит столько же чистого удовольствия, как волку думать о силосе, а корове - о свежей рыбе. Но как только в дело включается похоть, все типы становятся для нас единообразно любопытны.

- ooo... Как ни парадоксально, любовное ухаживание тем длительней и искуснее, чем любви с обеих сторон меньше. Воистину нет такого мерзавца и пошляка, которые не владели бы в совершенстве приемами ухаживания, т.е. не знали бы, что и в какой последовательности принято говорить и делать. Зато добрые, хорошие мужчины не то что не могут овладеть этим шаблоном, но им органически противна пошлость и фальшь, и оттого из них не выходит галантных кавалеров

Хороший человек видит, что он любит, и ему хочется сказать об этом просто и прямо, и в случае согласия перейти сразу в состояние супружества со всеми его обязанностями и удовольствиями. Того же самого желает и хорошая женщина, ответившая взаимностью. Оба ясно видят конечную цель их встречи, и поскольку в ней нет ничего стыдного или зазорного, то им нет надобности применять какие-то ухищрения. 

Но адская женщина не может иметь чистой любви к партнеру, а только любовь к себе и своим удовольствиям, будь то похоть, престиж или материальная выгода. И потому она нарочно тянет время, набивая себе цену, демонстрируя власть над партнером и возвышаясь этим в собственных глазах. Такое "ухаживание" и вправду принимает форму борьбы на выносливость, причем всегда проигрывает тот, кто чище душой или сильнее любит. Что же касается мимолетных связей, то здесь ухаживание заменено кратким и жестким шаблоном, где предварительный ресторан и прочие любезности по умолчанию являются платой женщине за последующую близость; и если сожительство будет продолжено, соответственно продолжится и его оплата.

- ooo... Отсюда следует, что всякая истинная любовь характеризуется стремительностью переходного периода, так что с утра люди могут не знать о существовании друг друга, а к вечеру быть уже фактическими мужем и женой. Здесь парадоксальным образом сходятся крайности: соединиться с женщиной твоей судьбы можно так же быстро, как с проституткой. И только средним кисло-сладким вариантам требуются целые месяцы и даже годы, чтобы довести ухаживание до конца.

- ooo... Если любимая и, по всей видимости, любящая женщина периодически причиняет тебе в мелочах нечто досадное и неприятное, то на такой любви можно твердо ставить крест. Ибо настоящая любовь более всего боится чем-либо огорчить или обидеть своего партнера. Мелкие пакости, как лакмусовая бумажка, выявляют доминирование любви к себе, а из такой адской связи ничего путного заведомо получиться не может.

- ooo... Что мы обычно понимаем под словами "хороший человек"? Казалось бы, человека преобразованного, который вследствие этого находится в любви к ближним, т.е. к нам. Так оно, вероятно, и было в золотом веке; однако сегодня людей, преобразованных еще в земной жизни, считаные единицы, и потому их следует скорее отнести к уникальностям и раритетам. 

Но остается значительное количество (по Сведенборгу, 1/7-1/20) людей натуральных, кои будут преобразованы по смерти в Мире духов. Эти люди вследствие своей не слишком отягощенной наследственности, хорошего воспитания, собственной работы над собой и непрестанного Божьего удерживания от зла находятся всю жизнь как бы в подвешенном состоянии между Небом и адом. Преобразоваться им не позволяют религиозная индифферентность, незнание Истины и недостаточная развитость души, а утонуть - заложенные с детства во внешнем человеке нравственные принципы и постоянные жизненные неудачи, посредством коих Господь не пускает такого человека угулубиться во зло. Вследствие этого наследственное зло, в котором пребывает его внутренний дух, остается в потенциале, и хотя не может быть в земной жизни удалено, однако, с другой стороны, по причинам внешним не может и реализоваться и быть человеком присвоено. Мучения такого человека на Земле неописуемы, ибо он из глубины сердца неизменно хочет зла, но внешняя его нравственность в сочетании с житейскими неудачами блокирует это зло в зародыше и ничему из его сокровенных чаяний не дает ходу. Если же с годами такой человек в отчаянии отрекается от своих нравственных принципов и сознательно поворачивает ко злу, следует ранняя смерть, уберегающая его от сползания в ад.