Начало Осколки и заплатки (27)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Всякое общение может быть либо рациональным, либо бессмысленным. Она рационально, когда приносит человеку непосредственную пользу или непосредственное удовольствие. Это бывает лишь в том случае, когда общение имеет духовную составляющую и способствует исполнению какого-либо аспекта нашей службы.

Если же такой пользы либо удовольствия от общения человек не испытывает, а в то же время его не прерывает, то, значит, существуют причины, удерживающие его от разрыва, и причины эти, каковы бы они ни были, непременно адского свойства. Чаще всего это удовольствие тщеславия или польза, измышленная собственной предусмотрительностью.

- ooo... Если мы поддерживаем дружбу с человеком, который субъективно нам неприятен, но, по нашему мнению, может оказаться полезным в будущем, то такая дружба исходит от нашего самопромышления, является в себе адской и чаще всего наших ожиданий не оправдывает.

- ooo... Согласно Законам Божественного Провидения, зло должно быть попущено, чтобы оно проявилось, было узнано и в дальнейшем сознательно устранено. Но проявляется зло в природном мире в виде тех или иных неприятных событий. События же в совокупности образуют историю. А так как людей праведных очень мало, и руководящих постов они обычно не занимают, то история сводится к хронологическому перечню масштабных попущений зла.

Рассматриваемая с таких позиций, она бы еще могла принести пользу; но историки вовсе не думают о Боге и пытаются вывести одни исторические события из других. В результате человек, взявшийся за изучение истории, находит лишь непонятный перечень попущений, сопровождаемый ложными объяснениями.

- ooo... Бессмысленно запоминать факты, если они не сопровождаются верными объяснениями.

- ooo... По мере того, как человек постигает крупицы Божественной Истины, он в той же пропорции теряет радость от чтения литературы. С ним происходит то же, что было бы с дикарем, который по счастливому стечению обстоятельств окончил европейскую консерваторию и, вернувшись на побывку в джунгли, не может уже без содрогания переносить первобытную "музыку" своего племени, хотя именно любовь к ней некогда подвигла его на поступление в консерваторию.

- ooo... Пьяный поет под гармошку в полное свое удовольствие, и собутыльники слушают и сами подпевают, но хороший музыкант затыкает уши и бежит прочь, ибо видит профанацию музыки и скорее готов к полной тишине, чем к такому извращению. То же происходит, когда взрослый человек берет в руки плохую детскую книжку, или интеллигент - бульварный роман, или человек духовного склада - почти всякую книгу вообще.

- ooo... Считается, что трагический жанр облагораживает душу. Однако сомнительно, чтобы хороший человек мог любить его. Ибо всякий ищет в искусстве то, что сродно его духу, и если в трагедиях плохие люди непрестанно обижают, угнетают и даже убивают хороших, а те еще осложняют свою участь разными ошибками и глупостями, то маловероятно, чтобы подобное чтение нравилось хорошему человеку, который невольно примеряет все эти бедствия на себя.

Всякая трагедия, несмотря на возвышенный финал, демонстрирует фактическое бессилие добра против зла, так что первое оказывается способным лишь на то, чтобы умереть красиво. Но поскольку загробное воздаяние остается обычно за кадром, зритель не может не "облагородить" свою душу очевидным выводом, что человек, придерживающийся доброты и праведности, неминуемо кончит плохо.

- ooo... Если доброму человеку противно читать всякое описание несправедливости, как он тогда может любить читать трагедии?

- ooo... Всякая справедливость есть проявление Законов Божественного Порядка, всякая несправедливость - их нарушение. Если же человек старается жить по этим Законам, то ему неприятно сталкиваться с их нарушениями, в какой бы форме они ни происходили. Это как бы режет глаз и вызывает неприятие. То же и с любым видом фальши.

- ooo... Может быть, потому ангелы спокойно взирают на бесчинства, творящиеся в аду, и не осуждают Господа за то, что Он их попускает, что в аду все виноваты и каждый мучается именно по степени своей неправоты, т.е. справедливо.

- ooo... Внешние события жизни человека порождаются духовными причинами, так что некоторая совокупность вторых необходимо порождает соответствующую ей совокупность первых, и ни одного случайного события нет. Писатели же, не ведая духовных законов жизни людей, придумывают для своих героев произвольные события в произвольной последовательности, и потому с духовной точки зрения у них выходит глупость, в которой нет ничего поучительного.

- ooo... Уже более трех лет я читаю книги Сведенборга и постоянно нахожу что-то новое, прежде укрытое от глаз; и чем более я их знаю, тем больше мне открывается. Они - как бездонный колодец, откуда сколько ни черпай - и малой доли не вычерпаешь. С другой стороны, мои собственные размышления, сделанные на основании книг Сведенборга, мгновенно устаревают, хотя я перестал их периодически выкидывать. Слово Божье - как солнце, светящее само по себе, а мои заметки - как отблески его света, которые нельзя сохранить впрок. Ибо от Бога исходит одно вечное, а от человека - одно временное.

- ooo... Суть истинной мудрости: сквозь внешние факты постигать их духовные причины.

- ooo... Бывает в книгах правота внешняя, бывает правота внутренняя. "Дети капитана Гранта" с точки зрения человека практического - детская наивность и глупость. Действительно, вряд ли кто стал бы жертвовать собой, женой, друзьями и имуществом ради поиска незнакомого чужого человека. Однако правдиво здесь то, что так должно было бы быть. Напротив, романы о семейных неурядицах, изменах и разводах касаются реальной жизни людей, а между тем в духовном плане все это - не более чем наказуемая глупость.

Книга лишь тогда бывает по-настоящему правдивой, когда автор - каким-то непостижимым наитием - видит, как должно быть, и на этой основе строит свою творческую фантазию, как бы далеко от обывательских взглядов она его ни уводила. И тогда обыватели осуждают книгу и смеются над нею, и приписывают ее к детскому душеполезному чтению.

- ooo... Все светлое и чистое в глазах обывателя является романтикой, каковое слово он употребляет исключительно в ироническом смысле. Ему кажется, что он - такой умный и опытный, и хорошо знает жизнь, т.е. общераспространенные подлости и нечестные приемы, и согласен относить к житейской мудрости лишь те книги, которые проповедуют в том же русле. Ему дико читать о том, что герой мог бы сделать подлость, и даже с прибытком, - а он вопреки очевидности не делает ее! Такие несообразности могут случаться только у романтиков.

- ooo... Удивительно, насколько сильно зависит дух книги от того состояния автора, в котором он писал ее! Первые книги Кусто написаны энтузиастом подводных исследований, последние - уставшим человеком, отрабатывающим свой гонорар. Любовь к своему делу сквозит в ранних книгах Даррелла - и отсутствует в поздних.

Не только жизненное призвание автора, но даже простое любопытство к описываемому предмету делают книгу интересной, как то видим в путевых очерках Дроздова об Австралии. Напротив, книга Паттерсена о львах, сдобренная проповедями об охране природы, вызывает унылое чувство. Автор в предисловии прямо сообщил, что затеял свое путешествие в целях пропаганды защиты африканской фауны. Вот эта наперед заданная самочинная цель и погасила всю прелесть его книги.

- ooo... Когда писатель интересуется своим предметом, он поворачивает умственный локатор в ту сторону и живым глазом подмечает тысячи интересных деталей, на которые читатель, также интересующийся темой, и сам бы обратил внимание. Если же он пишет пособие инженеру, то разбирает те трудные случаи, о которые практический инженер часто спотыкается. С душою написанная книга отвечает именно на те вопросы, которые читатель сам хотел бы задать; написанная же для гонорара - отличается глухотой к читательским интересам.

- ooo... Нет ничего наивнее с житейской точки зрения и ошибочнее с исторической, чем "Одиссея капитана Блада" с ее романтичным и справедливым пиратом. А между тем всякий неиспорченный человек чувствует, что внешние аксессуары вовсе не важны, и не в пиратах тут дело, а в том, что всякий человек должен творить людям добро и приносить пользу. И если описываемый герой, в каком бы веке ни жил и в какую бы одежду ни рядился, стремится к этому, значит, он живет так, как должен жить, и в этом правда как его личная, так и книги в целом.

- ooo... Писатели светлые и чистые, презрительно именуемые "романтиками", поступают проще всех: они берут некоторое событие и описывают его так, как оно должно было бы выглядеть, если бы в реальности адские люди не извратили его.

- ooo... Всякий школьник знает и не сомневается, что когда напал Наполеон, русские генералы искали, как бы его лучше победить, и придумали заманивание и т.п. Он исходит из того естественного взгляда, что генералы на то и поставлены, чтобы бороться за победу. Потом приходит историк с целым ворохом разоблачений, все они касаются шкурных интересов, и оказывается, что не талант генералов, а интриги их, увязываясь между собой, привели к имевшим место событиям.

Но что из того, что мы узнали "истину"? Это лишь значит, что генералы не выполнили своих обязанностей, и тогда Бог Собственным Промышлением так упорядочил их интриги, что, будучи реализованы, они привели события к точно такому же исходу, к которому эти генералы должны были бы стремиться сознательно.

- ooo... Мне положительно начинает казаться, что всякий человек лишь тогда счастлив, когда занимается своим делом, не отвлекаясь по сторонам. Под этим своим делом я понимаю всю совокупность занятий его службы, среди которых главенствуют профессиональная и семейная деятельность. Это как на хорошем производстве: токарь обтачивает, а сверлильщик сверлит, и они не лезут друг к другу, и каждый спокойно и обстоятельно выполняет свою работу.

- ooo... Человек должен понимать, что стремление к всеохватности не приносит счастья. У каждого свой талант, и он должен совершенствовать его и не соваться в чужие епархии. Если же нам кажется, что мы можем почти все на свете, то это происходит от адской любви к себе, от которой следует всячески избавляться.

Любой человек в Небе исполняет некоторую конкретную функцию, как и всякая часть человеческого тела предназначена для своих целей. Богу вовсе не нужно, чтобы мы умели и знали как можно больше всего. Он лишь хочет, чтобы мы в совершенстве владели своим делом, ради которого и созданы.

- ooo... Нам кажется, что многие бесполезные вещи, которыми мы занимаемся, по крайней мере не являются грехами. Однако это не так. Ибо что не от Бога, то от дьявола, а Бог ничего ненужного нам не дает. С другой стороны, все, что мы делаем от себя, в итоге непременно оказывается ненужным или даже вредным.

Когда-то в Печерском патерике я читал о монахе Исаакии, которого бес соблазнил ради собственной славы выучить Ветхий Завет и дал способность свободно толковать его. Но это показалось Св. Феодосию странным, он опрыскал Исаакия святой водой, - и тот с ужасом обнаружил, что больше ничего не помнит. Так и со многими нашими хобби: столько потратил времени, а впоследствии даже не понимаешь, зачем.

- ooo... Увлечения, имеющие адские корни, приходят внезапно и сильно, как наваждения, - и так же внезапно обрываются, оставляя недоумевающего человека среди недоделанной им работы.

- ooo... Я думаю, что в старости теряют ясность ума и впадают в склероз не все адские люди (как я писал в прошлом году), а лишь те, что относятся к поверхностному аду, являясь, в сущности, простыми животными, тупо сосредоточенными на удовольствиях своего тела. Напротив, злые гении и, возможно, духи Среднего ада сохраняют ясность ума и известную трезвость суждения, только ум их переродился в хитрость, а мудрость - в коварство.

С другой стороны, добрые духи Последнего Неба, хотя явно в маразм и не впадают, но духовные силы их столь ограничены, что, в сочетании с общей устремленностью в свое прошлое, могут вызвать схожий с маразмом внешний эффект.

- ooo... Как морские скалы поднимаются над ровной голубой поверхностью, так и люди, имеющие духовную глубину, одиноко возвышаются над всеобщей пошлостью толпы.

- ooo... Мирская мудрость - в лучшем случае - судит не по целям действий и не по причинам действий, а по самим фактически произведенным действиям, и потому ни в одном из них не может увидеть ни целей, ни причин, а одни корреляционные зависимости, и то лишь гадательно. Эта мудрость оставляет за скобками Духовный мир, всецело управляющий Материальным миром, и потому уподобляется тому горе-механику, который рассуждал бы об автомобиле, не зная о существовании двигателя.

Мирская мудрость собирает факты, чтобы связать их в причинно-следственные цепи, и связывает их более или менее правдоподобно, однако все они - лишь казательности и обманчивости, и потому стороннему оппоненту так легко опровергнуть их и выдвинуть свою гипотезу, столь же легко опровергаемую. Оттого без числа множатся гипотезы и теории, и ложь налезает на ложь, и здравые умы, единожды сунувшись в эту мутную жижу, навсегда оставляют в себе презрительное отношение ко всякой "философии".

Ибо в духовном свете земная "мудрость" оказывается всего лишь гордостью человеческого ума, порожденной любовью к себе, т.е. адским состоянием людей, утративших и не признающих Бога и выводящих все на свете из одной Природы. И потому читать ученые книги, если они не относятся к чему-либо малому и конкретному, а трактуют вопросы общего характера, - означает не только терять впустую время, но и по доброй воле принимать духовный яд, соблазняя себя заведомой ложью. Почему и сказано, что в Небесах поучаться дозволено только из Слова.

- ooo... Материальный мир живет наитием из духовного мира. Наитие исходит от Господа двумя путями: (1) прямо через Небеса - вниз, и (2) окружным путем через ад - вверх. Но сама как таковая материя мертва и никакого наития принять не может, и потому все наития, нисходя по степеням порядка с высших Небес или восходя из глубочайшего ада, воздействуют на Натуральную область Духовного мира (так называемый "Мир Духов") как на свое последнее, а эта область жестко сцеплена со своей материальной оболочкой Природного мира.

То есть выходит, что Натуральная область Духовного мира есть калька с Природного мира, или, говоря точнее, природный мир одевает собой эту область точно так же, как комбинезон - человека, так что где у человека рука, там у комбинезона соответствующий рукав. Если же на земле худое перемешано с добрым и они постоянно борются друг с другом, то эта же картина должна быть и в Натуральной области. Существует одна и та же колода карт, только здесь она кажется произвольно перетасованной, тогда как там все карты с очевидностью уложены по масти и возрастанию.

- ooo... Известно, что умершие люди, пребывая в Мире Духов, проходят через Первое состояние (внешности) и через Второе (внутренних начал). Сказано также, что многие злые духи из Второго состояния попеременно возвращаются обратно в Первое, чтобы они видели степень своего безумия.

Так вот, мне кажется, по житейским наблюдениям, что нечто подобное случается со злыми стариками в конце их земной жизни. Состояние относительной внешней корректности внезапно прерывается, обычно из-за какого-нибудь пустяка, служащего только поводом, - и вот старик буквально дрожит от злости, вставляет всем шпильки, сидит большей частью неподвижно, с устремленным внутрь взором, и от него разливается такая волна ненависти, что вокруг устанавливается натянутая атмосфера, и я с удивлением замечал, что во мне неизвестно откуда поднимается ответная ненависть к "виновнику" и желание сделать ему что-нибудь худое.

Известно, что зло обладает сильнейшим провоцирующим действием. Может быть, все происходит, как в катушках трансформатора, которые напрямую между собой не связаны, но магнитное поле находящейся под напряжением одной катушки индуцирует вторичный ток в соседней. Видимо, зло, интенсивно излучаемое собью адского человека, влияет на адские склонности, скрытые в соби окружающих людей, и в некоторой степени пробуждает их.

По прошествии же нескольких дней, опять-таки без видимой причины, злобный старик почти скачкообразно возвращается в свое обыкновенное, корректное состояние и порою испытывает даже нечто вроде неловкости перед другими. И по мере ослабления исходящей от него ауры зла, у меня также пропадала ответная ненависть к нему.

- ooo... Хотя в душу человека, особенно незнакомого, заглянуть трудно, все же существуют некоторые общие признаки, с достаточной степенью достоверности указывающие на адское состояние его духа.

(1) Если даже после длительного знакомства или совместной работы, при установившихся прочных благожелательных отношениях, человек все-таки дичится, держится как-то начеку и постоянно взвешивает свои слова.

(2) Запойное чтение детективов, "крутой" фантастики, увлечение жестокими компьютерными играми и прочее подобное.

(3) Повышенный интерес к сплетням и слухам в сочетании с активным неприятием их разумного анализа.

(4) Когда человек выражает участие к твоим проблемам и дает советы, но это тебя, как ни странно, лишь раздражает.

(5) Когда в разговоре ты не чувствуешь понимания, так что твои доводы не опровергаются по существу, но просто пропускаются мимо ушей. Заметно, что человек с трудом дослушивает твою реплику, воспринимая ее лишь как досадную паузу в собственных рассуждениях.

(6) Когда начальник не хочет понять сути возникшей у подчиненного проблемы, но склонен расценивать ее как следствие худых личных качеств или злонамеренности подчиненного.

(7) В случае ссоры хороший человек, слегка успокоившись, пытается разобраться в ситуации и по возможности помириться, поскольку заряженная злом атмосфера ему противна, или уж окончательно все порвать и уйти. Злой человек, напротив, всячески нагнетает обстановку, раздувает мошек в слонов, дуется, сохраняет ледяной тон, всячески уклоняется от прямого предложения расставить точки и склонен расценивать всякое разногласие как прямое оскорбление своей личности.

(8) Когда новый знакомый начинает время от времени производить мелкие наглые выходки, прощупывая, как далеко позволят ему зайти.

(9) Когда человек уважает окружающих пропорционально их социальному и имущественному положению, а личные достоинства сами по себе вызывают нескрываемое презрение.

(10) Когда в спокойной беседе человек постоянно подпускает шпильки, двусмысленности и скользкие намеки, облеченные в корректную форму, не дающую повода к прямой ссоре.

(11) Подчеркнуто-вежливое, слащаво-приторное и внешне ничем не вызванное заискивание, при случае внезапно меняющееся на прямое хамство.

(12) Когда подчиненный хитростью и уловками пытается добиться того, что начальник и так с удовольствием дал бы ему, попроси он этого прямо.

- ooo... Саргассово море оказывается как бы третьим вариантом проклятия Атлантиды, т.е. допотопного человечества. Одно - пустыня Сахара, другое - амазонский лес, полный ядовитых гадов, а третье - море-болото, без ветров и течений и почти без жизни. Это - прокаженное сердце Атлантического океана, которое естественным образом, как будто нарочно, огибают маршруты кораблей: одни идут из Европы на юг через порты Канарских и других островов, т.е. восточнее, другие - из Африки в Южную Америку - вдоль побережья Гайаны, третьи же - по линии Гольфстрима.

То есть огромный овал Саргассова моря фактически несудоходен, кроме его северо-западного угла, совпадающего с Бермудами. Так, может быть, Бермудский треугольник на самом деле распространяется на все Саргассово море, но поскольку там никто не плавает, то и аварий нет.

- ooo... Человек достаточно развитого и глубокого духа, хорош он или плох, всегда гнушается поверхностным злом, как своего рода дикарской топорной работой, но на глубокое духовное зло очень даже может соблазниться.

- ooo... Мне казалось странным, что по завершении преобразования, когда адские склонности человека вроде бы отодвинуты в сторону и самое время плясать и веселиться, искушения не прекращаются. Я теперь думаю, что эти искушения - совсем иного сорта. Человек, возрастая по духовной лестнице, идет все время как бы по краю пропасти, дно которой составляет зло, соответствующее от противного его текущему благу, и Господь, ведя человека вверх, постоянно показывает ему эту пропасть и научает его не стремиться туда.

Более того, очень может быть, что это зло скрытно содержалось в составе его первородного греха, так что длинная вереница поколений его предков-обывателей даже и представить себе не могла, что в духе их скрыты такие ужасы. Но по мере того как возрождающийся человек восходит на все более внутренние планы, вместе с тем как бы пробуждается скрытое зло, соответствующее от противного этому уровню, и человек должен видеть его, потому что, не увидев, он не может и отвергнуть.

То есть, возрождаясь, человек как бы вскрывает все более глубокие пласты своего первородного греха и отбрасывает их - и тем самым возрождается. Если же кто остановился на некотором уровне, то весь грех, лежащий глубже него, остается невскрытым, непознанным и неотвергнутым; и поскольку человек в первородном грехе - не актуальном, а полученном по наследству, - не виноват, то он принимается в Небеса, но так как, с другой стороны, грех в нем все же остался неудаленным, то и Небеса эти оказываются внешними, пропорционально нетронутости греха.

- ooo... Если Допотопные люди, пребывавшие в самом глубоком зле, были по большей части уничтожены, но другого "Адама" Господь не создал, то все зло, накопившееся у этих людей, естественным образом перешло к их потомству, т.е. к нам. Если же "послепотопные люди" лишены той духовной глубины, которую имели их предки, то отсюда следует лишь тот вывод, что унаследованное ими глубокое зло передавалось из поколения в поколение как бы в запертом ящике, о котором никто не догадывался. Люди эти спасались именно тем, что не могли добраться до него и актуально вскрыть его; но зато равным образом не могли они и избавиться от него, ибо для того, чтобы избавиться, ящик этот следовало обнаружить, вскрыть, отвратиться и выкинуть его; и тогда эти грехи были бы очищены.

Это подобно тому, как рыбаки делят между собой поверхность залива, а в глубине плавают морские чудовища, о которых эти рыбаки вовсе не догадываются. До тех пор, пока они ловят на поверхности, чудовища не могут причинить им вреда и потому как бы не существуют для них; но если бы рыбаки сунулись глубже, то немедленно были бы съедены. Вот почему Господь сделал современных людей такими духовно пустыми и поверхностными: они теперь не могут нырнуть, но, как следствие, не могут и достать жемчуга. Если же кто имеет силу нырять, тот не может игнорировать глубоководных чудовищ, но должен встретиться с ними и победить их, и тогда достанет жемчуг.

- ooo... Можно предположить, что когда отец через семя передает ребенку свою духовную форму, т.е. первородный грех, то передаются все три степени, хотя они и закрыты; и когда человек, возмужав и преобразовавшись, входит в следующую, более глубокую степень, то застает тут завал хлама, унаследованного от дальних предков, и вынужден с Божьей помощью разгребать его.

Я не исключаю, что при переходе в более глубокую степень человеку вдруг захочется совершать грехи, свойственные этому уровню глубины. Искушения его в этот период, вероятно, заключаются в том, что человек внезапно чувствует в себе склонность к некоторому новому для него греху, который доселе скрытно хранился в глубинах его духовного хозяйства. Но посредством полученной от Бога мудрости и прямой Божьей помощи он в зародыше преодолевает в себе это желание, - и тогда побежденный грех с позором выметается вон.

- ooo... Человек возрождаемый, по уровню мудрости своей, не может не постигать сущности зла, соответствующего (от противного) этому уровню, ибо тогда у него не было бы свободы выбора между добром, в которое он введен Господом, и злом, которого он не знал бы. Суть не в том, что ангел не знает зла, потому что тогда, если бы он вдруг узнал его, то мог бы соблазниться; но в том, что ангел знает, что такое зло, и при этом сознательно не желает творить его.

- ooo... Все принадлежащее к Материальному Миру не может быть ни целью, ни причиной, а только и единственно действием. Относительно же умственной деятельности это значит, что земная наука не может быть ни мудростью, ни даже разумением, а одним только знанием. Этот ключевой тезис объясняет роль земной науки и пределы ее применимости. Наука может делать только одно: собирать факты. Все же попытки объяснить их, исходя не из видимости, но по существу, возможны лишь в духовном свете, которого земная наука заведомо лишена.

- ooo... Пытаться применить знания, почерпнутые из Сведенборга, к решению своих текущих конкретных проблем - все равно, что искать рецепт против конкретной болячки в общем учебнике анатомии. Учебник дает человеку базовые сведения о строении организма и принципиальных способах его функционирования, а курс излечения конкретной болячки назначает врач. Поиск у Сведенборга готовых практических рецептов выдает лишь стремление вести себя самому.