Начало Осколки и заплатки (25)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Принято считать, что художественная литература незаменима для понимания жизни, характеров людей и т.п. Это действительно так, но лишь до тех пор, пока читатель не выходит за пределы чисто природного понимания, которое в сущности своей есть видимость. Если же он сделает шаг к духовному пониманию жизни, литература из учителя и помощника превратится в серьезный тормоз.

Ибо писатели моделируют характеры своих героев исходя из собственного понимания, которое никогда не духовно, и потому герои их выходят внутренне неестественными, подобно сказочным русалкам или кентаврам. Но если зоолог станет учиться своей науке на примерах русалок и кентавров, он перестанет понимать даже то, что прежде, будучи неученым, понимал интуитивно.

- ooo... Чтобы смоделировать любое явление, нужно прежде всего ясно понимать законы, коими оно существует. Чтобы верно изобразить человеческий характер, писатель должен знать его движущие силы. Но силы эти духовны и потому скрыты, и проявляются лишь в природных разрозненных частностях, из которых природный и тем более адский наблюдатель, обретаясь во лжи, в принципе не может вывести верную первопричину. И чем "глубже" становится его анализ, тем глупее и неестественнее выходят герои, что отлично видно в так называемых "психологических романах" ХХ века. Такому писателю, вовсе утратившему интуицию и здравый смысл, начинает казаться, что в принципе возможна любая комбинация психологических черт, какую бы ни придумать.

- ooo... Молодому человеку, только еще начинающему восхождение к мудрости, художественная литература полезна не психологическим анализом и даже не характерами действующих лиц, а теми мириадами частных фактов их поведения, которые автор "сфотографировал" из реальной жизни и, по их мелкости и маловажности для сюжета, просто не удосужился переврать. Не менее полезны чисто житейские рассуждения, начинающиеся со слов: "Да и всегда так бывает, что…", поскольку они, не погружаясь в ложные умствования, просто группируют эти частности в том порядке, как они обыкновенно встречаются.

Эти-то фрагменты я всегда выделял и выписывал. Разрозненная мозаика их, подобно песку, мало-помалу засыпала тот колодец неведения, в котором я сидел, и когда наконец выполнила свою работу, я вышел наружу к свету истинного понимания, а песок остался лежать в колодце.

- ooo... Всю жизнь поучаться у художественной литературы - то же самое, как если бы взрослый человек пожелал, чтобы его детсадовский воспитатель не оставлял его и дальше руководил бы им в жизни.

- ooo... Человек так создан Творцом, что не может прожить без духовного руководства. Он должен постоянно поучаться; естественным же источником его поучений является религия вообще и Слово Божье в особенности. Но человек, ушедший от Бога, не имеет больше религии, а потребность поучения остается. Тогда к его услугам являются другие люди, большей частью совсем злые и глупые, которые ничтоже сумняшеся узурпируют Божественные функции и создают собственное "слово", неважно, в художественной, научно-популярной или чисто-дидактической форме. И чем далее какое-либо общество отошло от Бога, тем большую силу забирают такие "пророки".

Особенно они обнаглели в России, где не постеснялись даже высказать страшную фразу: "Поэт в России - больше, чем поэт". Больше - это значит, что поэт уже не удовлетворяется своим прямым делом, но претендует на роль пророка, духовного руководителя. На Западе же, где религия, хоть и общипанная, все же сохранилась, художественная литература называется "fiction", и этим словом все сказано.

- ooo... Любовь мужчины и женщины есть в первую очередь сочетание их душ; и если есть оно, то, как и всякая любовь, стремится реализоваться в последних, ибо лишь посредством такой реализации достижимо удовольствие любви. Тогда сами собой складываются бесчисленные совместные дела, интересы и развлечения, от секса до хлопот по хозяйству. Однако следует ясно понимать, что все эти внешние вещи имеют настоящий смысл и приносят настоящую радость не сами по себе, а лишь когда вытекают из внутреннего сочетания душ любящих.

- ooo... Блуд отличается от прелюбодеяния, как поверхностный ад - от глубокого. Ибо блуд, рассматриваемый без привходящего тщеславия, самоутверждения и пр., есть чисто внешнее, плотское удовольствие полового акта, когда партнер не интересует тебя как личность, а является лишь носителем гениталий противоположного пола. Напротив, главное удовольствие прелюбодеяния заключается не в телесной стороне дела, а в разрушении сочетания душ мужа и жены посредством своего незаконного вмешательства.

Блуд видит одни гениталии, не различая лиц, тогда как прелюбодеяние растлевает душу. Поэтому блуд редко прячется, и публичные дома во все времена открыто стояли на улицах. Прелюбодеяние же, напротив, всегда укрыто и больше всего боится по собственной неосторожности перерасти в легальный брак со своим предметом.

Отсюда видно, что чем более человек внешний, поверхностный и плотский, тем более он склонен к блуду, но чем зло его глубже и по-своему "совершеннее", тем более он прелюбодей. И даже до такой степени, что блудник зачастую откажется от прелюбодеяния, потому что сопровождающие его сложности и неприятности не окупают радости обладания еще одними гениталиями, тогда как блудящий прелюбодей скоро соскучится, ибо не находит в чисто телесном блуде духовной составляющей своего удовольствия.

- ooo... Я знал молодую женщину, которая с мужем организовала "шведскую семью", куда без ограничений принимались все желающие сверстники. Незнакомые парни ласкали жену, а присутствоваший муж не обращал на это никакого внимания. Но как же встревожился он, когда им попался человек, который и пальцем ее не тронул, но просто приветливо ей улыбнулся! Этот испуг, как лакмусовая бумажка, выдал ужас блудника перед угрозой прелюбодеяния. Он без колебаний уступал другим тело своей жены, но ужаснулся перспективе потерять ее душу. А - с другой стороны - владел ли он ее душой?

Я знал трех молодых женщин, две из них были склонны к блуду, третья - к прелюбодеянию. Однажды объявили вечеринку, на которой ожидалось много незнакомых мужчин, - правда, весьма низкопробного уровня. Первые две с энтузиазмом приняли приглашение, третья пожала плечами и не пошла.

- ooo... Я заметил, что женщины блудного типа, столкнувшись с женщиной, склонной к прелюбодеянию, поначалу презирают ее за "невинность", но, присмотревшись внимательнее, меняют свое отношение на осторожно-почтительное и слегка завистливое, как у аспиранта к профессору. Тем не менее дружбы между ними обычно не складывается.

- ooo... Блуд не только не нуждается в контакте душ, но прямо боится его. Многие блудники утверждают, что "душевные разговоры" только портят дело, и предпочитают совсем глупых женщин, коих теперь справедливо стали именовать "телками". Это потому, что блуд относится к поверхностному аду, и грех блудника поверхностен, и если такой человек случайно поднимет глаза от юбки к лицу и увидит, что это тоже человек, то ему станет неловко, и все удовольствие пропадет. Таким образом, наличие духовного контакта между мужчиной и женщиной затрудняет блуд, но способствует браку - или прелюбодеянию.

- ooo... Мы часто возмущаемся пошлостью записных ухажеров и удивляемся тому успеху, который они обычно имеют у женщин. Но нам не приходит в голову, что именно пошлость, т.е. отсутствие духовной составляющей, и обеспечивает им успех. Ибо их всегда однотипное ухаживание, как и ответное трафаретное кокетство, ближе всего напоминают брачные танцы животных, которые таким образом настраиваются на соитие и возбуждают себя. Мы хотим найти в этих ухаживаниях человеческую глубину и смысл, тогда как на деле это лишь механическое разогревание перед постелью.

- ooo... Порнография потому получила такое распространение, что в известной степени удовлетворяет как блудников, так и прелюбодеев. Первые просто разглядывают картинки и радуются, вторые присочиняют к ним предысторию взаимоотношений - и уже после этого радуются.

- ooo... Бессмысленно искать себе пару (брачную или дружескую) по принципу общности интересов. Была бы духовная связка, остальное приложится автоматически.

Если назрело извержение, оно может пойти через главный кратер вулкана или через боковые, или родится вовсе новый кратер, или где-нибудь поблизости треснет земля. Все это - внешние проявления, внутренняя же причина их - одна и та же. Так и с общностью интересов. Если между людьми установилась духовная связь, она так же стремится реализоваться вовне, как назревшее извержение стремится выйти наружу. И как извержение находит удобный кратер или создает его, так общность людей сама собою находит общее внешнее занятие или изобретает его.

Напротив, если вулкан спит, то сколько ни углубляй лопатой кратер, извержения не вызовешь; если между людьми нет духовной общности, то и общие внешние интересы не удержат их долго вместе. Ибо где нет сходства, там дает себя знать противоположность, которая отталкивает и разводит людей, и тогда в их общем деле - также сами собою - возникают противоречия, которые потому единственно и появились, что людям неуютно и нерадостно быть вместе.

- ooo... Интересно, что женщины, предающиеся блуду, неохотно вступают в связь с мужчинами прелюбодейного склада, как-то полу-опасаясь, полу-презирая и - в любом случае - не понимая их, но мужей себе желают найти именно среди этой категории. Они как бы признают, что такие мужчины "глубже", надежнее, или респектабельнее, но на сексуальное удовлетворение от них, похоже, мало рассчитывают. Им, видимо, кажется, что если мужчина не бросается вослед каждой юбке, то он "надежен", но малосексуален. С блудниками же приятно "погулять", но жить вместе - плохо, потому они нацелены единственно на "гульбу".

Напротив, прелюбодейки брезгливо сторонятся сальных блудников, от всей души презирая их. Партнера себе они ищут среди мужчин своего типа, а мужа - среди добрых и недалеких трудяг, которые (1) житейски надежны, (2) легко управляемы, (3) легко обманываемы, (4) не способны к эффективным контрмерам и (5) которых особенно приятно мучать именно потому, что они добрые.

Таким образом, можно попытаться вывести общую схему отношений. Чистая женщина ищет в мужья чистого мужчину, а любовников у нее нет. Блудница гуляет с блудниками, а в мужья себе ищет прелюбодея. Прелюбодейка изменяет с прелюбодеями, а в мужья ищет чистого человека. Последние две категории получают удовольствие со своими ровнями, но, зная по себе непригодность таковых для совместной жизни, образуют семьи с более "надежным" в их глазах типом, от которого они ждут не удовольствия, но единственно житейской выгоды.

Что же касается мужчин, то они, мне кажется, больше "плывут по течению" и не столько выбирают сами, сколько соглашаются на чужой выбор, если он не слишком противоречит их уму и сердцу.

- ooo... Нетрудно видеть, что женщина, вступившая в брак ради пользы и изменяющая для достижения удовольствия, как бы разрывает себя, так что обе половины выходят оборванными и незавершенными, а потому причиняют боль. Инстинктивные попытки дорастить их хотя бы до минимальной целости неминуемо сводят их вместе, когда "друг дома" легально появляется в семье, а отсюда вытекают те самые "запутанные отношения", на описании которых паразитируют все романисты.

- ooo... Человек сотворен Богом так, что счастье его - всегда в гармонии, и потому заведомо не может быть счастлива душа, как бы разорванная на куски. Разорвана же она бывает всегда, если только не принадлежит какому-либо одному человеку, который есть супруг. Человек, имеющий параллельно несколько связей, попадает как бы в топкое болото, где непрестанно перескакивает с одной проваливающейся кочки на другую, а чувства его становятся безнадежно запутанным колючим клубком, который чем сильнее запутывается, тем больше приносит неприятностей и горя.

- ooo... Порнография соблазняет человека к блуду улыбающимися доступными красавицами, которые изображены вне своего характера и вне контекста событий. Человек видит лишь застывший момент готовности к соитию, но не видит того, что на душе у этой красавицы, что привело ее к этой готовности, и не видит всех тех событий, которые неминуемо воспоследуют за этим предполагаемым соитием. Рассматривание таких картинок подобно созерцанию ядовитых змей, упрятанных в клетки зоопарка; беда лишь в том, что на известном этапе у человека возникает желание к ним войти.

- ooo... Порнография подобна цветущему боярышнику, который издали восхитителен, вблизи охватывает облаком удушливого непристойного запаха, а ветки утыканы здоровенными шипами.

- ooo... Блуд, именно в силу своей духовной поверхностности, требует непрестанной смены партнеров. Это объясняется тем, что созерцание все той же задницы, будь она хоть Венеры Милосской, прискучивает, а духовного контакта с владелицей этого сокровища у блудника нет. И чем чаще он меняет партнеров, тем быстрее они ему прискучивают, ибо исчезает чувство новизны, составлявшее вначале немалую толику его удовольствия.

Другим способом поддержания гаснущего интереса служит поиск все новых поз и механических способов соития; а так как они по самой природе своей быстро исчерпываются, в ход идут всяческие извращения, чем далее, тем все грязнее и отвратительнее, так что наконец человек становится бессилен придумать, каким еще новым способом ему съесть все ту же конфету.

Напротив, прелюбодеяние не любит часто менять партнеров, потому что главное удовольствие его - духовное, и получение его требует времени. Прелюбодей счастлив, когда женщина разрывается между ним и мужем, терзаясь внутренне, и чем более она привязана к мужу и чем дольше длится эта пытка, тем, соответственно, выше удовольствие прелюбодея. Когда же он добьется ее разрыва с мужем, то внезапно охладевает, оставляя свою жертву у разбитого корыта, и от этого вновь получает удовольствие.

Прекращает он отношения и в том случае, если обнаруживает, что женщина согласилась на связь из каких-то практических соображений и, следовательно, в ее поведении отсутствует то духовное начало, разрушением которого питается удовольствие прелюбодея. Прелюбодей нуждается, чтобы его любили, тогда как блудник довольствуется предоставлением чужих прелестей напрокат.

- ooo... Настоящего прелюбодея проститутками не соблазнишь.

- ooo... Если в результате преобразования дух человека вознесен Господом в Небеса, он оказывается в тех же условиях, в которых живут и ангелы, и потому законы ангельской жизни естественным образом начинают распространяться и на него. Жизнь ангелов есть (1) их служба и (2) семья и дом. Получается в точности как на земле, где жизнь нормального взрослого человека разделяется между двумя этими сферами, с той лишь разницей, что на земле все это по большей части профанируется и не отвечает своему назначению. Отнять у ангела эти сферы приложения сил и интереса - значит погубить его, лишить жизни, ибо вся его жизнь в них.

Но, в таком случае, возрождаемый человек также не может обойтись без того и другого. Следовательно, на определенном этапе преобразования тактика опустошения с необходимостью должна смениться тактикой поощрения. В рамках первой из них Бог создавал человеку всяческие внешние затруднения и тем парализовал его деятельность; об этом сказано: "Затворяю, и никто не отворит". В рамках второй Он, наоборот, посылает "попутный ветер", устраняя внешние препятствия: "Отворяю, и никто не затворит".