Начало Осколки и заплатки (24)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Начиная всякое новое дело, мы должны ясно понимать, что истинный его смысл духовен и потому нам неизвестен; и мы никогда не можем знать, в каком объеме следует выполнять начатую работу. Если ученик хорошо отвечает урок, ему уже в середине ответа говорят: "Достаточно!". Но отсюда вовсе не следует, что ему не надо было учить все до конца.

- ooo... Чем дольше живешь, тем яснее видишь, что земные дела созданы вовсе не для того, чтобы доводить их до конца. Строго говоря, ни одно дело и невозможно до него довести. Какую бы вещь мы ни создали, (1) ее всегда можно усовершенствовать и (2) ее необходимо поддерживать в порядке. Когда мы говорим о завершении какого-либо дела, то на самом деле имеем в виду лишь некоторую приемлемую степень готовности. Если же требования ужесточаются, то сделанная работа зачастую оказывается недоделанной.

- ooo... Если человек начинает работу с похвальной целью выполнить ее идеально, то, как правило, не может даже и приступить к ней. Ибо идеальное исполнение возможно лишь в идеальных условиях, а поскольку человек создать их не может, то скоро отчаивается и опускает руки.

- ooo... Начиная любое дело, никогда не можешь быть уверен, не пойдет ли оно тебе во вред.

- ooo... Глупее всего готовиться к чему-нибудь заранее. Как бы ни были известны условия предстоящего события, подавляющая часть "домашних заготовок" оказывается вовсе не нужной, и положение спасает одна импровизация по интуиции.

- ooo... Возвращаясь от Сведенборга к земной науке, философии и религии, чувствуешь то же, как если бы от компьютера вернулся к счетам или от электрического освещения к свечам. Разница в том, что счеты, хотя и с меньшим удобством, но также дают правильный ответ, и свеча, хотя и слабо, но все же освещает, тогда как земные мудрствования подобны карманному фонарику: им можно осветить маленький кружок непосредственно возле себя, но нельзя направить его вдаль или в небо. Кроме того, глаз, ослепленный этим обманчивым светом, перестает видеть даже то, что прежде видел в темноте сам по себе.

- ooo... Перебираешь горы книг и ясно видишь, что это, за малым исключением, горы лжи, хотя по большей части и непреднамеренной. "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Здесь - писатель, взявшийся за психологический роман в убежденности, что никакой души нет. Здесь натуралист, описывающий странности поведения животных исходя из одних условных рефлексов. Здесь философ, полагающий возможным создать собственную картину мироздания. Или фантаст, у которого люди будущего управляют природой по своему произволу. Заглянешь в историю - там одна борьба адских наклонностей всех действующих лиц, которые вследствие этого все одинаково виноваты. Заглянешь в географию - там описания местности, но непонятно, почему Бог создал здесь пустыню, там горы, а в другом месте болото.

- ooo... Человеку, никогда не выезжавшему из дому, кажется, что вокруг него лежит бесконечно разнообразный мир. Но если он примется путешествовать, то очень скоро поймет удручающее однообразие этого разнообразия, как будто с незначительными вариациями повторяется все один и тот же мотив.

Так же и в науке. Обычно она состоит из описательной и объяснительной частей. Вторая всецело есть ложь, первая же без второй схожа с монотонным ландшафтом южных степей, где перед глазами мелькают все те же пашни, кустарник в низких местах, да полосы колючих акаций вдоль железнодорожного полотна, да телеграфные столбы, и не на чем остановиться вниманию.

- ooo... Если человек поймет, что все причины всех земных событий лежат вне нашего материального мира и потому непостижимы природному знанию, то всякая наука, если только она не связана с его конкретной профессиональной деятельностью, ненадолго задержит его внимание. Отбросив досужие объяснения, он увидит перед собою россыпь мельчайших конкретных фактов, которые бывают такие, сякие и этакие, и он не будет знать, почему они именно такие, а не другие, и не станет удивляться бесчисленности их вариаций, а просто поймет, что речь здесь идет об определенной категории недоступных ему соответствий. Но так как основные типические факты он узнал, так сказать, из обзорной статьи, а объяснение их все равно недоступно, ему быстро наскучивает перебирать их нескончаемые вариации, и он бросает их и идет дальше.

- ooo... Зоологи описывают сотни тысяч видов насекомых, историки - бесчисленных императоров, астрономы - мириады звезд. Но если изо всех этих описаний невозможно вывести объединяющий и объясняющий смысл, то такое описательство ничуть не лучше, чем если бы кто взялся считать листья на дереве или камешки, вкрапленные в асфальт тротуара, и потом сочинил бы многотомный научный труд, в подробностях излагающий результаты этих исследований.

- ooo... Возвращаюсь к вопросу о замедлении скорости света со временем. Мне пришла в голову следующая догадка, хотя я ни в коем случае не берусь ее утверждать.

Свет, видимый нами, природен, но всякий элемент природы есть соответствие некоторому элементу духовного мира, его проявление в последних. Свет природный соответствует свету духовному, духовный же свет есть Истина. Чем менее находится ангел или дух в Истине, тем Небесное Солнце от него кажется дальше, а свет Его слабее. Почему бы не предположить, по соответствию, что чем земное общество отстоит от истины дальше, тем природный свет, в коем они живут, будет слабее, или медленнее станет распространяться, или еще каким-нибудь образом выразит понижение своего качества.

Кроме того, Духовный Свет в Себе всегда одинаков, но кажется разным из-за различия духов, приемлющих его. По аналогии можно предположить, что скорость света в себе всегда одинакова, но в глазах приемлющих этот свет людей различается в соответствии с их духовными качествами. В этом случае скорость света есть величина не объективная, но субъективная; под субъектом же понимаются не отдельные люди, но усредненное духовное качество всего человечества, населяющего данную планету.

- ooo... Тазиев пишет, что вулканическая деятельность только в последние тысячелетия осуществляется через вулканы, а выбросы шлака и пепла (из которых и складываются вулканические конусы) преобладают над истечением лавы; в древние же времена вулканов почти не было, а просто земля трескалась на тысячи верст и из этих трещин растекалась во все стороны лава.

Отбросив научную геологическую хронологию, получим соответствие вулканической активности эпохам до и после Потопа. До него люди жили в настоящем, глубоком зле, которое непрестанно прорывалось наружу в глобальных масштабах; поэтому и земля глобально трескалась, и лава заливала гигантские пространства. После Потопа такое зло редко прорывается наружу, потому и вулканы стали малочисленны. Современные люди больше живут во лжи, которой соответствуют дым и пепел. Если же вулканы локализованы и не могут причинять глобального ущерба, то ведь сегодня действительно злые люди настолько связаны Господом в отношении реальных поступков, что больше гадят под себя или вокруг себя, - чем и занимаются действующие вулканы.

- ooo... Американские индейцы всегда были много кровожаднее африканских негров и поклонялись не просто идолам, но бесам, притом с человеческими жертвами.

Расплата в истории. Латинскую Америку испанцы поработили в XVI веке, а Африку англичане и французы - лишь в конце XIX века, хотя она ближе. Зверства и геноцид, учиненные испанцами, уничтожили многие племена и довели прочие до жалкого состояния, тогда как африканская работорговля, погубившая несравненно меньше людей, сохранила африканские нации. Страны Латинской Америки, хоть и освободились раньше, но реально являются государствами белых, индейцы там в бесправии и бедности; африканские же страны заселены и управлются африканцами.

Расплата в природе. Наибольшее в мире число видов хищных зверей обитает в Латинской Америке. Пираньи в африканских реках не живут. Африканские джунгли проходимы, американские можно преодолеть только по руслам рек. Сейсмичность Анд гораздо выше сейсмичности района Великих Африканских озер.

- ooo... Когда в процессе преобразования Бог наконец выводит дух человека из ада, человек неожиданно обнаруживает, что все его прежние желания, страсти и увлечения в сущности своей были злом, хотя внешне это так не казалось.

- ooo... Когда дух человека выведен Богом из ада, земной человек пребывает в растерянности: то, что он делал, больше ему делать не хочется, а ничего нового на замену еще нет.

- ooo... Совершенно очевидно, что состояние постоянной занятости, столь характерное для так называемых практических и деловых людей, в особенности бизнесменов, не только не является моральной доблестью, но служит прямым указанием на адское состояние такого человека.

Ибо задача человека - в формировании своего духа, для чего внешняя активность служит лишь инструментом. Такому человеку то и дело необходим покой, размышление, нередко он осознает, что пошел не туда, бросает начатое и т.п. Напротив, человек, находящийся в адском огне любви к себе или к мiру, ставит перед собой исключительно внешние цели, отсюда сосредоточенность на чисто внешней деятельности - и, чтобы достичь этих целей скорее, он работает не покладая рук.

- ooo... Человек преобразуется Истиной, Истину же необходимо понять, а это занятие требует спокойствия и тишины. Напротив, непрестанная деятельность заглушает всякое размышление. Не в меру активный человек похож на акулу, которая не имеет воздушного пузыря и потому вынуждена непрестанно плыть вперед с приоткрытой пастью, чтобы не задохнуться. Еще он подобен велосипедисту, который может удержаться только на скорости, остановка же выбивает его из седла.

Я даже решусь утверждать, что для преобразующегося человека лень много лучше излишней активности, ибо тогда он (1) не делает зла и (2) имеет время размыслить. Напротив, для человека, не могущего быть преобразованным, непрестанная деятельность лучше безделья, ибо в погоне за почетом и богатством он творит много объективно полезного и к тому же не имеет времени предаваться своему злу в чистом виде.

- ooo... Избыточная внешняя активность внутренне злого человека, как ни странно, резко снижает вероятность причинения им вреда. Чем бы он ни руководствовался, но только благоприятное общественное мнение позволит ему не снижать темпа намеченных работ. Поэтому он вынужден всячески удерживать себя от компрометирующих поступков.

Напротив, бездействие и размышление злого человека может порождать чудовищ. Ибо тогда он сознает неэффективность внешней суеты и, не торопясь и не размениваясь на пустяки, целенаправленно устремляется к своему злу, как Борис Годунов к трону. Деятельные злые люди относятся скорее к Среднему аду, тогда как не любящие торопиться - к самому глубокому.

- ooo... Мне кажется, что люди не очень злые часто искренне не сознают своей злобы и неправоты, тогда как настоящие злые гении всегда отдают себе отчет в своем состоянии и сознательно маскируют его внешним добром.

- ooo... Люди глубокого ада могут, видимо, являться в двух ипостасях. Если они ничем не ограничены, то предаются крайнему разгулу, зверствам и несправедливости, подобно Ивану Грозному. Однако гораздо чаще невысокое социальное положение вынуждает их маскироваться, и тогда они сознательно надевают маску фарисейской добродетели и нередко приобретают репутацию чуть ли не святых, в то время как люди не в пример менее злые, не владея такой изощренной техникой обмана, предстают в общественном мнении негодяями и за то наказываются. "Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют".

- ooo... Мне кажется, что нетерпеливое желание взяться за какое-либо дело, жертвуя другими делами и даже отдыхом, явно выдает адский импульс. И тогда следует остановиться и поискать в себе гнилые корни этого внешне невинного дела.

- ooo... Управление противоположностями, по-видимому, заключается в том, что человек ведется к благой цели злыми наитиями ада, совпадающими с его жизненной любовью, т.е. влечется как бы задом наперед. Он хочет своего зла, но вместо него (или наряду с ним) происходят такие тектонические сдвиги в его духе, которые объективно уводят его от греха более серьезного к греху более поверхностному. Поэтому преобразование можно представить в виде бесконечной последовательности выбиваний одних клиньев другими, более приемлемыми.

- ooo... Адские желания всегда идут "враздрай" с имеющимся укладом жизни, а небесные - подгадывают "в струю". Поэтому рождение всякого адского желания создает путаницу, неразбериху и нервотрепку, а рождение всякого небесного желания, не нарушая сложившийся порядок, делает к нему полезное и приятное добавление.

- ooo... У небесных удовольствий есть свойство непротиворечивого взаимодополнения, когда бесчисленное их множество дивным образом слагается в гармоничный хор. Адские удовольствия, напротив, все противоречат и мешают друг другу, так что рождение новой похоти наносит ущерб уже существующим похотям. Поэтому, кстати, небесные удовольствия создают кумулятивный эффект, сходясь в едином фокусе и всячески усиливая действие друг друга; адские же удовольствия, напротив, тянут в разные стороны, так что, предаваясь одному из них, ущемляешь все остальные.

- ooo... В аду уже то ужасно, что все всем мешают во всём, и потому ни у кого ничего никогда не выходит и во всю вечность выйти не может. Ад - это бесплодие.

- ooo... Если в душе человека царит ад, в ней не может быть ни покоя, ни порядка. И обратно, если в душе царит Небо, там не может не быть покоя и порядка. Этот признак легко покажет всякому человеку, где он в действительности находится.

- ooo... Читаю о зоологах. В детстве они ловят птиц, лягушек, ежей, приносят домой, сажают в клетки, кормят, те едят, живут, потом дохнут. Переведя впустую некоторое количество живности, юные натуралисты узнают их повадки и научаются так с ними обращаться, чтобы не очень укусили. Это нужно для того, чтобы ловить их в дальнейшем. Ловить же нужно затем, чтобы посадить в клетку, кормить и дальше изучать, пока не сдохли. Здесь нет цели, как нет и науки, а лишь одно иррациональное желание возиться с животными, быть возле них, "общаться" с ними. Если же такие люди становятся официальными учеными, то лишь для того, чтобы их хобби приносило деньги и засчитывалось в стаж.

Читаю о вулканологах. Таскаются в извергающийся кратер "брать пробы". При этом норовят заглянуть в самое жерло, перебегают поток едва застывшей лавы, живут в доме, в стену которого уперся этот поток. Вечером, по окончании официальной работы, возвращаются на вулкан "для души", бродят впотьмах там же, испытывая те же опасности. Всякому видно, что "наука" и "пробы" в лучшем случае - лишь предлог (и финансовое обеспечение) для пребывания на вулкане. Здесь (как и в случае с зоологом) нет ни цели, ни науки, а одно желание тереться возле извержения, и если бы могли они, то залезли бы в самое жерло. Возможно, что Эмпедокл, бросившийся в кратер Этны, просто довел эту страсть до ее логического завершения.

- ooo... Настоящий ученый в общем случае не является настоящим исследователем. Это совсем разные виды любви. Исследователь движим стремлением поиска нового, даже безотносительно к той сфере знания, где он ищет: так Амундсен с равным энтузиазмом ходил и к Северному, и к Южному полюсу, а Юнг с равным успехом занимался оптикой и расшифровкой папирусов.

Но тот, кто увлечен какой-либо конкретной наукой, любит не столько исследования, сколько саму атмосферу той области знания, которая относится к ведению данной "науки". Это как бы его дом, в котором он согревается душой, и если принадлежность к сословию "ученых" позволяет ему большую часть времени пребывать в этой греющей душу скорлупе, он охотно идет на такие издержки, как выполнение разных научных планов, исследований и т.п.