Начало Осколки и заплатки (16)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... В сущности, земная мудрость не есть собственно мудрость, ибо последняя предполагает качественное превосходство над простым знанием. Земная "мудрость" - просто очень обширное, количественно многочисленное, даже избыточное знание реальных фактов, как веревками, связанных и спутанных между собою ложными теориями и гипотезами. Эта мудрость не устремлена ввысь, но расползается вширь по земле. И чем она масштабнее, тем больше расползшаяся клякса, тем больше в голове у человека путаницы и больше субъективного неудовольствия.

- ooo... Часто бывает, что человек неграмотный и неученый по одной только интуиции и здравому смыслу судит о делах вернее, чем "интеллигент", заблудившийся в своем умственном хозяйстве.

- ooo... Прорабатывая статьи Ключевского, я обратил внимание на интересную избирательность своих подчеркиваний. К примеру, длинное рассуждение об отношении русского дворянства XVIII века к науке и обучению я выхватил, а подобное же рассуждение об изменении его экономического и социального статуса пропустил. То есть меня заинтересовала трактовка того, что делалось в головах и сердцах, а не то, что происходило с телами. Иначе говоря, я реагирую на фрагменты текста с духовно-нравственной составляющей. Факты экономические, политические, военные я просто принимаю к сведению как нечто поверхностное, элементарно-плоское, не заслуживающее серьезного анализа и не поучительное по существу.

- ooo... В истории перед нами есть только факты. Царь издал указ. Армия взяла крепость. Крестьяне платили налоги. Все остальное - лишь предположения, гипотезы, пытающиеся связать эти разнородные явления. Мы не знаем и не можем знать, почему произошло то или иное событие. Может быть, царь, желая блага стране, долго думал и нашел спасительный выход. Может быть, он принял решение спьяну. Возможно, его даже не поставили в известность. Однако в любом случае событие свершилось, а ни одно событие не свершается без воли Божьей. Следовательно, Бог провидел такой поворот дел и считал его необходимым, иначе бы Он не допустил его. Следовательно, данное событие должно было произойти, и потому все сопутствующие обстоятельства сложились так, чтобы дать ему произойти. И если бы царь вдруг спохватился и пожелал воспрепятствовать этому событию (ибо всякий свободен желать чего угодно), то он бы заболел, или сломал бы себе ногу, или его бы убили (как Александра II в день, когда он собирался подписать конституцию), и событие все равно бы свершилось. Но, в таком случае, имеет ли смысл всерьез рассуждать о замыслах и воле царя?

- ooo... Мы не можем считать для себя поучительным тот исторический пример, которого на самом деле не понимаем.

- ooo... Рассматривая крупные исторические периоды, мы замечаем в них некоторые тенденции, которые видим тем яснее, чем меньше вникаем в суть. Так, всякому школьнику известно, что на Руси все крестьяне были крепостными, а по екатерининской переписи таковых оказывается всего 53%! Школьнику известно также, что татары нападали на Русь, а историк знает, что они не менее того ее и защищали. В былинах половцы - непримиримые враги Киева, а на самом деле русские князья то и дело заключали с ними союзы против других русских князей. Учебник толкует, что Киевская Русь экспортировала "мед, воск и мечи", а историки знают, что князья богатели преимущественно работорговлей. И чем внимательнее будет наш взгляд, тем пестрее получится картина, тем больше выявится разнородных исключений, и даже вплоть до того, что за исключениями вовсе потеряется неизвестно откуда взявшееся "правило", принятое за аксиому и с которого мы начинали изучение.

- ooo... Когда человек обрел наконец некоторую духовную глубину, ему становится тяжело беседовать с окружающими. Ибо он, говоря о фактах, имеет в виду их причины и закономерности, упоминая сами факты лишь как отправную точку своих рассуждений или в качестве иллюстрации. Тогда как собеседник говорит о тех же фактах, представляя их живущими самостоятельно и не включенными ни в какие абстрактные взаимосвязи; для него факт есть не частное проявление закономерности, а нечто твердое, окончательное, существующее само по себе. Так электрик говорит о лампочке, подразумевая за нею сеть, а дикарь видит одну только лампочку как самостоятельное явление. Понятно, что разговор между ними, ведущийся на разных уровнях, не может быть плодотворным.

- ooo... Материальное мышление, или мышление предметами, тем отличается от абстрактного, что видит одни только предметы и не видит их взаимосвязей и взаимозависимостей, а если поневоле и думает иногда об этом, то, во-первых, неохотно, а во-вторых, примитивно, т.е. хватается за первое попавшееся объяснение и возводит его в аксиому, создавая штамп. Лучше всего эта тенденция выявляется в простонародном стремлении давать людям прозвища, т.е. их исчерпывающую характеристику, заключенную в одном слове. Отсюда же вытекает необходимость политических лозунгов, которые, мимо всех аргументов и доказательств, прямо говорят обывателю, кого следует бить.

- ooo... Весь ужас в том, что носитель абстрактного мышления ничего не может доказать носителю мышления предметного, как бы он ни старался. Ибо истина живет в закономерностях, а примитивное сознание их вообще не видит и потому не признает. Такого человека можно либо заставить подчиниться силой (на чем традиционно основана всякая диктатура), либо фактически обмануть его, играя на его страстях и предрассудках, чтобы он, преследуя эти мифические цели, выполнял то, что от него не самом деле требуется (на чем традиционно основана "демократия", вооруженная демагогией). Итак, возможностей управления толпой только две: насилие либо обман. И виновата в этом одна лишь неразвитость людей, составляющих толпу. Всякий же, кто постарается разъяснить им истинную сущность вещей, лишь зря потеряет время.

- ooo... Отсюда, кстати, вытекает, насколько трудно человеку духовному быть земным руководителем. Ибо человек толпы, возвысившийся над толпой, но сохранивший ее мировоззрение, субъективно не обманывает ее своими лозунгами, ибо равным образом обманывается ими сам (подобно многим русским революционерам); но такой человек, даже будучи не адским, никак не может вознестись выше Последних Небес просто в силу собственной духовной неразвитости. Другой, стремящийся к власти или богатству, может понимать обман и сознательно применять его в собственных интересах, но именно вследствие этого он обречен аду. Если же руководитель и добрый, и умный, то его душа не сможет долго выдержать тотального вранья в соединении с тотальным непониманием.

- ooo... Доказательство того же с другой стороны. Всякий руководитель настолько любим коллективом, насколько отражает реальные интересы составляющих этот коллектив людей, и максимальная гармония достигается, когда руководитель - плоть от плоти своего коллектива, так сказать, первый среди равных. Но во всяком коллективе значительно преобладают лица с адскими наклонностями, и чем коллектив больше, тем вероятность удачного исключения из этого правила меньше. Отсюда выходит, что вероятность демократического выдвижения небесного человека на руководящие должности мала, и тем меньше, чем пост выше.

- ooo... Человек духовного склада ценит в первую очередь духовную составляющую своего дела, и если он по натуре своей лидер, то более всего ценит духовный контакт с управляемым им коллективом, т.е. взаимное доверие, понимание, честные и прямые отношения. Он не способен эффективно управлять в условиях вражды, ненависти и интриг; он здесь не компетентен, не получает никакого удовольствия, делает все навыворот и вскорости уступает свое место тому, кому оно принадлежит по праву: самовлюбленному эгоисту адского склада.

- ooo... Адское сонмище не может быть управляемо небесным человеком, ибо его управление, основанное на соображениях добра и пользы, всячески гнушается применения силы и жестокости, и управляемые очень быстро постигают это, и перестают слушаться, и исполняются к начальнику своему презрением.

- ooo... Если и могут существовать на земле руководители небесного склада и практиковаться здесь в делах своей будущей небесной службы, то не иначе как в маленьких коллективах, специально подобранных Богом, либо руководить крупными обществами в тяжелые и переломные эпохи, притом недолго и безо всякой последующей благодарности (кроме посмертной).

- ooo... Человек духовного склада, носитель абстрактного мышления, прежде всего не должен обманывать себя и признать прямо тот непреложный факт, что между ним и окружающим его обществом разверзлась пропасть, которую преодолеть невозможно - ни в ту сторону, ни в эту. И потому он должен смириться с тем, что друзей себе может отыскать только среди таких же отверженных, как он сам, а с остальными возможны только поверхностные, неглубокие отношения, хотя бы это были добрые, достойные и приятные люди. Ибо его не поймут так же, как не видит света слепой, как не слышит звуков глухой, и на них нельзя сердиться за это, ибо это их беда - и в этом веке, и особенно в будущем.

- ooo... С другой стороны, ничтожное количество людей духовного склада предопределяет совершенно особое качество их взаимного общения, ибо, помимо даже фактического их сходства по духу, на них с величайшей силой воздействует фактор землячества, из-за которого в глуши Африки любой белый человек с распростертым объятиями бросается к другому встреченному им белому, пусть между ними нет ничего общего, так что на родине своей они друг друга бы и не заметили.

- ooo... Идеальная модель поведения духовного человека заключается в том, чтобы глубоко и тесно дружить с немногими подобными себе, тогда как со всеми остальными не углубляться далее поверхностных приятельских отношений.

- ooo... Человек духовного склада, коротающий свои земные дни, подобен раку, который, хотя и щелкает клешнями по сторонам, но живет безвылазно в своем панцире.

- ooo... Поучительную картину в отношениях людей разного уровня развития дает "Таинственный остров" Жюля Верна. Все важнейшие решения принимает там Сайрес Смит, советующийся с Гедеоном Спилетом; Герберта спрашивают при надобности, как эксперта-натуралиста; с Пенкрофом обсуждают подробности неквалифицированных работ, а Наб вообще выступает простым молчаливым чернорабочим.

- ooo... Если развитый человек всерьез разговаривает с неразвитым, то происходит одно из двух. Либо неразвитый человек вовсе не усматривает смысла в словах развитого и естественно считает его человеком со странностями - чудаком и даже дураком. Либо он чувствует, что смысл есть, но не постигает его, и тогда чувствует дураком уже себя, и у него рождается ненависть к говорящему. В обоих случаях результат двояко отрицательный: и суть дела не понята, и отношения испорчены.

- ooo... Требовать понимания причин и закономерностей от материально мыслящего, примитивного человека столь же бессмысленно и несправедливо, как требовать от козла молока. Он не может его дать, даже если бы и захотел.

- ooo... Существует множество людей, узко постигающих свою профессию со всеми сложностями и закономерностями, и сохраняющих чисто предметное мышление в прочих областях жизни. Особенно к этому, мне кажется, предрасположены механики и математики.

- ooo... Математика среди наук уникальна тем, что даже на самом поверхностном своем уровне оперирует не материальными фактами, а чистыми абстракциями; однако сами абстракции эти до такой степени не духовны, что представляют собой как бы мнимые материальные тела. Если я говорю, что у меня семь яблок, то "семь" - в сущности, некое составное яблоко, сложенное из семи однотипных яблок. "Семь", говоря инженерным языком, есть сборочная единица, объединяющая семь единичных деталей.

- ooo... Воздух не есть грубый вещественный предмет, но некая материальная же субстанция, "более тонкая", как сказали бы в средневековье, которая омывает грубые предметы и родственна им гораздо более, чем далекому космосу. Так и математика относительно видимых, зримых вещей. Она - плоть от плоти материального мира, только "более тонкая"; она "омывает" его, но нисколько не достигает духовной степени. Это потому, что она занимается вопросом количества, уступая философии проблему качества.

- ooo... Сведенборг подчеркивает, что часть духовных способностей человека принадлежит к материальному миру, как бы вклеивается в него: природная память, природное разумение и пр. То есть существуют вещи, не являющиеся грубо-материальными, но все-таки принадлежащие природному миру. Упомянутые качества человека - одна их разновидность. Гравитация и тому подобные поля - вторая. Возможно, что мир математических абстракций - третья.

- ooo... Саранча есть в природе всегда, но только в отдельные благоприятные годы она собирается в несметные полчища и становится бедствием. Так же и наши страсти и увлечения. Если они естественны и присущи нам, то проявляются и удовлетворяются потихоньку, малозаметно и необременительно; однако бывают периоды, когда по стечению особенных внутренних и внешних обстоятельств они вдруг разрастаются, захватывают нас целиком, берут в плен, чтобы через некоторое время снова войти в свое скромное русло.

- ooo... Мы не знаем законов жизни собственного духа, и потому не должны удивляться неожиданно возникающим и также неожиданно пропадающим интересам и увлечениям; и, более того, должны всегда допускать возможность новых неожиданных заносов и заскоков.

- ooo... Рецидив старого увлечения никогда не копирует своего дедушку, но, сохраняя суть, несколько изменяет форму, которая обусловливается текущим внутренним и внешним состоянием человека и потому не может быть предсказана наперед.

- ooo... Золотое правило механики применительно к чтению: если читать, не выписывая, прочитаешь много и тут же все перезабудешь, кроме только общего впечатления; если же делать выписки, прочитанное утвердится в памяти и принесет пользу, но прочитаешь гораздо меньше. Очевидный вывод: пустую литературу читать просто так, умную и полезную - с выписыванием. Непонятно только, зачем вообще читать пустую литературу?

- ooo... Если от книги в памяти остается только сюжет, то время на нее потрачено впустую, ибо следовало ли запоминать еще одну сказку?

- ooo... Выписки из книг невозможно делать беспристрастно и объективно. Каково мировоззрение человека на данный момент, в таком ключе сделает он и выписки. Ибо несимпатичную мысль всегда можно пропустить, а недостаточно симпатичную - поправить редактированием, аккуратно устранив лишние завихрения и направив в требуемое русло.

Когда же проходит время и мировоззрение человека меняется, прежние выписки предстают перед ним как бы не в фокусе: вроде бы все верно, но немножко не с той стороны, не под тем углом зрения; а это раздражает. Поэтому выписки - такой же документ истории человека, привязанный к определенному периоду его жизни и определенному состоянию его духа, как письма или дневники.

- ooo... Ребенок тянется к игрушке на витрине магазина и плачет, когда мать оттаскивает его. Он не понимает, что она хочет войти в магазин и купить ему эту игрушку, и не тот пыльный и полинявший экземпляр с витрины, а новую и чистую.

Так и мы идем по жизни, и Бог ведет нас за руку. Мы хотим себе добра, но не понимаем, что есть для нас добро (особено в данный момент) и как до него практически добраться. Бог же не менее нашего хочет нам добра, только, в отличие от нас, знает, каково наше добро и как нам до него дойти. И часто мы, завидев игрушку, тянемся к ней, напрягая все силы, и тем существенно оттягиваем время реального получения этой игрушки.

- ooo... Человек должен ясно понимать, что его ведет Бог, а сам человек вести себя не может, кроме как в ад. Мы желаем получить нечто и бесимся, что не можем до него добраться быстро, а внешний ход событий будто нарочно отводит нас в другую сторону. Но, может быть, это и есть кратчайшая дорога, которую нельзя спрямить еще более по самой природе этой дороги. Так, если нам надо перебраться на другую сторону реки, мы станем искать мост, а не бросимся вплавь; и кривая, длинная дорога до моста будет для нас кратчайшей.

- ooo... Если незнающий возьмется советовать знающему, то заведомо не поможет ему, а только затруднит и запутает дело. Когда мы возьмемся "улучшать" Божий Промысел о нас, самонадеянно полагая, что видим более краткий и удобный путь к цели, то гарантированно осложним себе жизнь и не получим даже и того, что могли бы получить, не отклоняясь от назначенного нам пути.

- ooo... Бог управляет нами, инициируя наши желания и создавая внешние необходимости. Поэтому если мы что-то действительно захотим сделать, и совесть наша сочтет это дозволенным, мы не просто вправе, но обязаны это сделать, ибо этим самым выполним волю Бога. Также при возникновении внешних неприятных обязанностей, если мы не можем без ущерба для себя избежать их, следует смириться и честно нести свой крест, ибо в этом также воля Божья.

- ooo... Если отбойный молоток предназначен для дробления асфальта, мы не можем утверждать, что он плохо работает, только потому, что он нас разбудил.