Начало Осколки и заплатки (12)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Бывают люди, которые десятилетиями колеблются на перепутье - и потом решительно скатываются в бездну.

- ooo... Самое верное впечатление о человеке - первое, потому что оно делается не разумом, а инстинктом, безошибочно угадывающим степень родственности этой души. Однако человек, пока живет на земле, сообщается как с небесными, так и адскими обществами, и хотя одни преобладают, но и вторые временами прорываются и оказывают влияние. Поэтому дальнейшее наблюдение за поведением человека позволяет нам предвидеть, когда и в связи с чем от него можно ждать эксцессов. Но все-таки хороший человек и при отдельных срывах остается хорошим, а плохой и при некоторой внешней порядочности - плохим.

- ooo... Как бессмысленно пытаться объяснять житейские явления, не освоив еще азов Божественного Порядка вещей, так же бессмысленно начинать активную внешнюю деятельность, не подготовив для нее соответствующей внутренней базы.

- ooo... Адские наклонности большинства людей обеспечили, в частности, повальное увлечение детективами. Ранние детективы типа Шерлока Холмса, где весь интерес заключался в "дедукции и индукции", требовали умственного напряжения, а массам хотелось одного - натуралистического изображения жестокостей, и желание это было наконец удовлетворено жанром "крутого детектива", где все режут, стреляют и лупят друг друга без разбора и без всякого основания.

Зло выступает здесь в химически чистом виде: прежние авторы искали сюжетных оправданий жестокостям, новые чутьем постигли, что людям неинтересны обоснования, им нужна точность изображения, ибо зло для них - не вынужденная кара за проступок, зло - самоцель. Созерцая избиения, пытки и казни, адские натуры получают удовольствие от сопричастности этим процессам. Характерно, что никому из них не приходит в голову отождествить себя с жертвой и, следовательно, испугаться и пожалеть в ней хотя бы самого себя. Добрый же человек, напротив, органически не переносит жестокости, и даже если на словах оправдывает ее, то лишь "в целях поддержания общественного порядка" и к тому же заочно, ибо при виде действительно избиваемого человека жалость всегда в нем возобладает. Поэтому он чаще всего не любит читать детективы.

- ooo... Добрый человек в психологическом плане - всегда потенциальная жертва. Он легко может представить, что его бьют, но слабо представляет, как он будет кого-то бить, тем более незаслуженно. Детектив ему еще и оттого противен, что живо напоминает о собственной беззащитности.

- ooo... С жестокостью в литературе и кино дело обстоит в точности так же, как и с порнографией. Эротические фильмы все более теряют сюжетный балласт о предшествующей жизни героини и обстоятельствах ее встречи с героем, и с первых же кадров переходят к постельным сценам, ибо зритель платил деньги именно за них. Жестокость и эротика - чисто функциональные жанры, не нуждающиеся в "сопроводительной легенде", которая выглядит столь же смешно и наивно, как действия застенчивого искусителя по отношению к профессиональной проститутке.

- ooo... Если зло оправдывается необходимостью возмездия или справедливой кары, оно еще не очень сильно и может вытерпеть промедление, так сказать, процессуального характера. Зло воистину сильное действует, не дожидаясь благовидных предлогов.

- ooo... Я не раз удивлялся: почему, разговаривая с NN или рассказывая им что-нибудь, я всегда как-то странно напрягаюсь, говорю громко и с напором, и сегодня вдруг понял: потому что они меня на самом деле не слушают. И чтобы как-то привлечь их внимание и "перекричать" их собственные, не относящиеся к делу мысли, я инстинктивно напрягаю голос.

- ooo... Распространенный тест на внимание к твоему рассказу: в середине его вдруг отвлекись на что-нибудь постороннее, увлекись им и не возвращайся к теме, пока тебя не попросят. Впрочем, если трюк сделан грубо, попросить могут и из вежливости. Люди проницательные брезгуют подобной дешевкой, однако полезно замечать ее у других.

- ooo... Всякий оратор должен постоянно чувствовать, воспринимает ли аудитория его рассказ или он оторвался от ее понимания и говорит в пустоту. Вещи, кажущиеся ему самоочевидными, могут совершенно выходить за пределы понимания слушателей, и я часто сталкивался с тем, что многие взрослые и образованные люди в вопросах самопознания, например, пребывают в совершенно детской наивности и неведении.

- ooo... Всякий человек внимательно слушает и усваивает лишь то, что (1) входит в сферу его интересов, (2) совместимо с его мировоззрением и (3) не превосходит меру его текущего понимания предмета. Во всех прочих случаях он пребывает с вами лишь телом, если не может от того уклониться, а мысли его обращены к чему-нибудь более ему свойственному и приятному.

- ooo... Люди, интересующиеся одной внешней стороной дела, никогда не будут слушать объяснений внутреннего механизма этого дела, хотя, казалось бы, такое объяснение должно полностью удовлетворить их интерес к предмету. Так, любители сплетен не интересуются психологическим разбором мотивов обсуждаемого ими случая; и оказывается, что на самом деле их привлекало лишь смакование факта, как бы воображаемое присутствие и соучастие в рассказанных мерзостях, а вовсе не их причина.

- ooo... Кто объясняет житейские факты, тот поневоле вводит их в систему нравственных координат и дает им оценку. Понимание этих фактов служит хорошему человеку лоцией для собственного поведения. Дурные же люди, напротив, ничего не хотят объяснять, потому что им это объективно невыгодно: они искренне интересуются человеческой грязью и мерзостью, но если признают их за таковые, то по всей справедливости вынуждены будут от них отвернуться.

- ooo... Дела добрые и благородные редко становятся предметом сплетен; говорят о них вскользь и без удовольствия, и обычно стараются найти в них какое ни есть пятно.

- ooo... Дурные люди потому не хотят вникать вглубь причин, что на этом пути живет истина, а сами они живут во лжи, свойственной их личному злу. Всякое добросовестное исследование приводит с той или иной стороны к Божественному Порядку вещей, но зло не вписывается в этот порядок; если бы оно приняло истину, то опровергло и уничтожило бы само себя (в этом, собственно, и заключается преобразование духа). Поэтому зло всегда оправдывается ложью, цепляется за ложь, и нежелание дурных людей вникать в суть дела есть самозащита этой лжи, ибо, как уже было сказано, такое вникание выявляет враждебную им истину.

Положим, свинья обожает валяться в луже; если мы станем объяснять, что это некрасиво, негигиенично и т.п., и свинья станет слушать и вникать, то под конец она вынуждена будет согласиться с этим, а из согласия сразу следует, что ей необходимо выйти из лужи. Но она не хочет выходить оттуда и, чтобы не создавать себе внутреннего конфликта, станет просто отмахиваться от наших объяснений, твердя первую попавшуюся ложь, что, к примеру, лужа полезна для здоровья. Цель этой лжи - не понять суть, враждебную своей дурной страсти, а внешне оправдать эту страсть перед собой и другими.

- ooo... Всякое честное исследование ведет к Богу, даже если оно фактически ошибочно, ибо взыскует истину и объективно направлено на изучение Божественного Порядка вещей.

- ooo... Вспоминается детское лото, где были нарисованы растения, животные, вещи и под каждой картинкой было подписано: "тополь", "лисица" и т.п. И я знал, как выглядит лисица, но это была не живая лисица; и живая лисица бегала где-то в лесу, а я сидел с картинкой в руках у себя дома. Я, подобно обитателям пещеры Платона, видел лишь изображения вещей, но не самые вещи. Проблема же в том, что самые вещи могут дарить нам удовольствие, а их изображения - нет.

Изображение - лишь констатация факта существования вещи. Одно дело - решать арифметическую задачу про яблоки и совсем другое - держать в руках настоящие, сладко пахнущие и теплые от солнца яблоки и с хрустом откусывать их. Здесь-то и проходит различие между истиной и благом. Поэтому истина соответствует солнечному свету, а благо - теплу; и с помощью света мы ясно видим все вокруг, а от тепла получаем удовольствие, и оно-то нам на самом деле и нужно. Истина без блага - пустоцвет, а благо обретается не размышлениями, но действиями.

- ooo... Истина не может быть двигателем человека, кроме только периода преобразования, который и сам по себе - исключение. Всякий человек - и добрый, и злой - движется своей волей, стремящейся реализовать свое благо, а истина или ложь, т.е. разумение человека, как бы прилагается к благу как его естественная тень. Человек действует не потому, что считает что-либо правильным, а потому, что хочет того, что делает; мысль же следует за хотением, оправдывая и комментируя его. Благо человека подобно движущемуся автомобилю, а истина - свету фар, который сам не движет машину, но освещает перед ней дорогу.

- ooo... Сколько бы человек ни размышлял, но счастье он получит только в действии. И несчастье - тоже. Но пока человек размышляет, он тем самым воздерживается от действия.

- ooo... Мы никогда не сможем разобраться в поведении человека, если будем смешивать долговременную тенденцию с конкретным аффектом.

Когда о человеке говорят, что он похотлив, то имеют в виду устойчивую черту его характера, или, говоря иначе, его любовь, его склонность, присущую его духу, как тигру присущи полосы. Это значит, что при всяком удобном внешнем случае он будет стремиться реализовать свою склонность, но это вовсе не означает, что он все свое время только об этом и думает и ни о чем больше думать не способен. Тогда это будет уже фанатик, маньяк, психические уродство.

На самом же деле склонность человека проявляется только в определенной, располагающей к тому обстановке, а в остальное время дремлет, уступая место другим интересам и заботам. Правда, если она не удовлетворяется долго, то напоминает о себе и в неподходящих ситуациях. Разница, однако, в том, что при виде привлекательной женщины у похотливого человека возникает мгновенное желание овладеть именно этой женщиной, т.е. его долговременная склонность реализуется в конкретном и мгновенном импульсе желания, тогда как при длительном отсутствии женщин склонность его проявляется в подавленности, плохом настроении и вообще во всех тех признаках, которые сопровождают любую неудовлетворенную нашу потребность. То же можно сказать и о потенциально похотливом мальчике, еще не знавшем любви, который чувствует непонятные ему томление, подавленность и возвращается к полноте жизни лишь при появлении симпатичной ему девушки.

С другой стороны, мгновенные импульсы желания совсем не обязательно должны относиться к господствующей страсти человека. Тот же человек, увидев пирожки с капустой, может мгновенно воспламениться стремлением съесть их, и даже на краткий миг забудет из-за них свою возлюбленную. Можно сказать, что наши склонности образуют как бы постоянное магнитное поле, ориентирующее стрелку нашего компаса и определяющее общее направление наших действий, но внешние обстоятельства хаотично сбивают нас с курса различными соблазнами.

- ooo... Ни одно дело нельзя начинать, вовсе не представляя его; но, с другой стороны, нельзя подменять дело рассуждениями. Люди, учащиеся плавать, сперва слушают объяснения про брасс и кроль, но потом им необходимо идти в бассейн: чтобы научиться плавать, нужно плавать. Более того, множество знаний может быть получено и понято только в процессе действия; практика рождает вопросы, и полученные ответы также усваиваются на практике.

- ooo... Прежде чем заняться любым делом, необходимо освоить фундаментальные, базовые сведения, и тут же приступать к практической работе. Мелочи и детали постигаются только в процессе практики, ибо относятся уже не столько к знанию, сколько к навыку.

- ooo... Если господствующая склонность человека хронически не удовлетворяется, он становится вялым, пассивным, болезненным и беспричинно несчастным. Именно здесь, а не в медицине, следует искать корни его недомоганий. Неудовлетворенная главная страсть порождает в человеке негативное состояние такой силы, что оно в громадной степени парализует его жизненную энергию.

- ooo... Некоторые считают, что недоступность предмета страсти инициирует активную борьбу за его достижение. Но это бывает верно лишь в том случае, когда препятствия конкретны, ясны и объективно преодолимы, как, например, стремление проникнуть в комнату возлюбленной, где она тайно ждет. Совсем иначе выходит в том случае, когда девушка разлюбила: с чем тут прикажешь бороться? Если человек не понимает ясно суть препятствия, то не может и эффективно бороться с ним и, потолкавшись возле него некоторое время без толку, впадает в подавленность и апатию.

- ooo... Подобно тому, как выжатая педаль сцепления заставляет двигатель работать вхолостую, не захватывая колес, так и невозможность удовлетворения главной склонности человека разъединяет трансмиссию, связывающую глубины его духа с внешними поступками, так что дух бешено работает на холостом ходу, а дела стоят. Известно, что переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении; точно так же и преобразование духа осуществляется Богом при парализованной главной страсти.

Следовательно, если Бог желает вернуть человека к активной жизни, Он должен восстановить разъединенную Им трансмиссию, т.е. сделать для человека достижимым предмет его страсти.

- ooo... Существует принципиальное различие между господствующей любовью человека и его ориентацией на добро либо зло. Первая, судя по всему, - врожденная особенность его характера: Моцарт любил музыку, Лобачевский - математику, Наполеон - военное дело. Вторая же есть ответ на вопрос: будет ли человек применять эту свою главную любовь во благо или во зло, т.е. будет ли Моцарт писать музыку ради самой музыки или ради того, чтобы стать богатым и прославиться.

Всякую вещь на свете можно употребить на добро и на зло; природная склонность человека есть эта вещь, данная ему изначально от Бога и определяющая его службу в вечности; земная же жизнь требует от человека определиться, как и во имя чего он будет использовать свой талант. Поэтому Моцарт в посмертии в любом случае будет писать музыку, вопрос лишь в том, где он будет ее писать - в аду или на Небесах.

- ooo... Если б Господь не парализовывал главную страсть потенциально хорошего человека, тот никогда не смог бы преобразоваться. Преобразование же состоит не в замене имеющейся страсти на другую, лучшую, а в перемене ее ориентации со зла на добро. Если человек женолюбив, то это - природный талант, Божий дар, но проблема в том, чтобы трансформировать естественную склонность к женолюбию из похоти (адское начало) в супружество (небесное начало). И там и здесь фактическое (природное) удовлетворение страсти одинаково, но мотивация разная. Моцарт пишет музыку как в том случае, когда хочет ею обрадовать слушателей, так и в том, когда хочет подтвердить свою гениальность: творческий процесс одинаков, но цели - противоположные.

- ooo... Преобразование духа, в сущности, состоит в том, что Бог размыкает трансмиссию и тем временем заменяет двигатель, а колеса остаются прежние.

- ooo... Бог, вразумляя человека, вовсе не хочет, чтобы он из скрипача стал инженером или из свинопаса - сантехником, а хочет лишь, чтобы он, оставаясь скрипачом или свинопасом, стал наконец хорошим человеком, пригодным к небесному служению Ему, ибо в Царстве Небесном найдется место и скрипачам, и скотоводам.

Более того, ни один талант на земле невозможен, если не имеет себе небесного соответствия. Ибо земной талант есть лишь тень соответствующего небесного таланта, а коли нет предмета - не может быть и тени. Всякая способность человека угодна Богу и пригодна к небесному использованию, если только имеет своею целью благо и истину.