Начало Осколки и заплатки (3)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Как бы ни был умен человек, он не может предвидеть всей бесконечной множественности сценариев, по которым могут развиваться события. Ему кажется, что он нашел несколько наиболее вероятных вариантов, исходя из своего понимания ситуации; но он всегда видит лишь верхушку айсберга, не говоря уже о тех непредвидимых случайностях, которые всегда могут вмешаться и все изменить. Более того, первое же фактическое отступление от сценария меняет ту ситуацию, для которой сценарий был писан.

- ooo... Мы всегда исходим из понятия начала события, подразумевая под этим что-то твердое, стабильное, некий отправной пункт, тогда как в действительности ни одно событие не имеет ясно выраженного начала, а является лишь звеном в бесконечной цепи перепутанных и переливающихся друг в друга дифференциалов бытия.

- ooo... Мы всегда ищем точку опоры, а надо просто уметь плавать.

- ooo... Мы потому всегда ищем отправную точку для своих рассуждений и действий, что хотим поставить себе задачу сами, а ни одна задача без четко определенного условия решена быть не может. Определенных же условий мы не можем сыскать потому, что ставить себе задачи - не наше дело.

- ooo... Действия наши должны быть естественны, т.е. вытекать из наших желаний или из внешней необходимости и сообразовываться с объективной возможностью их выполнения, внешней и внутренней. Собака бегает потому, что ей хочется бегать, или потому, что ее прогнали, но никак не потому, что она логическим путем пришла к выводу о полезности бега.

Желания нашей души, как и внешние обстоятельства, есть Божии орудия управления нами. Таким образом, наши поступки всегда реактивны, причины их всегда лежат за пределами наших умозаключений, а ум выходит на сцену уже после, когда требуется найти практический способ решения не им поставленной задачи. Правильно употребляемый ум не порождает задач, а организует их оптимальное выполнение.

- ooo... Неразрешимая проблема о том, может ли человек проявлять инициативу или всегда должен ждать прямого Божьего указания, снимается (как и все проблемы) правильным пониманием исходных положений. Человек имеет волю и разум; воля может и должна быть инициатором поступков, разуму это запрещено. Стало быть, всякая благая инициатива, идущая от сердца, приветствуется, а всякая благая, по нашему разумению, инициатива, идущая от наших умозаключений, наказывается.

- ooo... В душе человека наступает гармония, когда сердце порождает инициативы, а разум одобряет их в качестве цензора и реализует в качестве организатора. Дисгармония возникает, когда разум узурпирует у сердца право инициативы и пытается перекричать его. Тогда наступает двоевластие: чего требует разум, не хочет сердце; чего хочет сердце - не одобряет и отказывается реализовывать разум. Поэтому поступки, идущие от ума, получаются искусственными, неживыми, а те, что идут от сердца, вынуждены прорываться как бы нелегально.

- ooo... Человеку, привыкшему скрупулезно планировать свои действия, психологически невероятно трудно отпустить вожжи, чтобы дать событиям развиваться естественно. Хотя теоретически он понимает бесполезность планирования, хотя он тысячи раз убеждался, что его планы не исполняются, он так же не может на практике отказаться от них, как нам страшно упасть на спину, даже если нас клятвенно обещают подхватить. Ему кажется, что если он отпустит воображаемый руль, события выйдут из-под контроля и жизнь его пойдет вразнос.

- ooo... Отказаться от планирования глобального и долгосрочного гораздо легче, чем от мелочного, повседневного, потому что первое слишком абстрактно, умозрительно, а второе касается вещей близких и очевидных. Человек, решивший выпрыгнуть на ходу из машины, уже бросил руль, но еще держится за край дверцы.

- ooo... Нам почему-то кажется, что если мы заранее твердо решим лечь спать в 10 часов и затем, по уважительным причинам, ляжем в полночь, то это все равно лучше, чем если бы мы не принимали никаких планов и разрешили себе ложиться спать смотря по обстоятельствам.

- ooo... Планирование очень заманчиво для безвольного человека, который не может заставить себя сделать что-либо полезное и придумывает план, режим или регламент, где данное действие закреплено, так сказать, в законодательном порядке. Беда лишь в том, что к регламенту не прикомандирован милиционер, следящий за его соблюдением. В итоге человек не может заставить себя сделать по регламенту то самое, что он не мог и без регламента, но получает побочный эффект в виде предвзятого решения о том, как надо действовать; это огульно принятое жесткое решение неминуемо вступает в конфликт с реальными обстоятельствами и еще осложняет человеку жизнь. Раньше он не мог сделать только некоторые вещи, а теперь регулярно не выполняет весь регламент!

- ooo... Нам с детства так крепко вдолбили в голову преклонение перед так называемой силой воли, т.е. перед самопринуждением, что если мы хотя бы ненадолго перестаем насиловать себя неприятными делами, нам становится даже не по себе. Нам кажется, что любое полезное дело непременно требует геройских усилий, и пробиваем головой стену там, где рядом имеется дверь.

- ooo... Любопытно, что редко встретишь в журнале крупную аналитическую статью, откуда можно было бы выписать 2-3 интересных мысли: либо чистый ноль - либо много сразу. Дурак мыслит феноменологически (одними фактами), а если уж вынужден делать выводы, то ограничивается чем-нибудь стандартным и шаблонным. Тогда как умный не может писать о фактах, не генерируя собственных выводов и обобщений; более того, факты оказываются для него лишь поводом высказать эти свои выводы. Дай ему волю - он и вовсе не тратил бы времени на факты. Впрочем, именно так, без фактов, понятных по умолчанию, и говорят между собой развитые люди.

- ooo... Дурацкое сравнение: когда человек начинает свой путь из темноты к Богу, Бог, как солнце, светится на горизонте. По мере движения человека вперед, солнце поднимается над его головой все выше, и когда оно оказывается прямо в зените - дорога окончена, пора обживаться на новом месте.

- ooo... Новейший американский бомбардировщик-невидимка имеет столь причудливую форму крыльев, что не в состоянии держаться в воздухе, если бортовой компьютер не будет ежесекундно просчитывать все факторы и корректировать его полет. Очевидно, что в данном случае даже краткосрочный прогноз невозможен; все решения принимаются on-line, в режиме реального времени.

Но жизнь человеческая подчиняется тому же закону. Миллионы известных и неизвестных факторов, непрерывно изменяясь и трансформируясь, определяют нашу жизнь, так что мы не только не можем предвидеть их воздействие в будущем, но даже не в состоянии толком объяснить и то, что уже случилось. Составлять планы - все равно что пытаться добросить камень до солнца.

- ooo... Часто то, от чего мы ожидаем особенной пользы, на самом деле накликает беду. Сколько российских интеллигентов, всеми силами души призывавших революцию, вынуждены были эмигрировать! Сколько революционеров, дорвавшихся до высоких постов, погибли затем в ежовщину! А наш сосед, возводя страстно желаемый дачный домик, заработал тяжелый артрит.

- ooo... Евангелист Лука говорит, что когда они с Павлом надумали идти проповедовать в Азию, то Дух Святый не допустил их. Узнать бы, в какой форме они получили это запрещение!

- ooo... Планирование необходимо для организации выполнения уже существующих задач, но нетерпимо как средство постановки задач новых. Последнее - исключительная прерогатива Бога.

- ooo... Принципиальное разграничение функций сердца и ума совпадает с разграничением функций законодательной и исполнительной власти в государстве.

- ooo... Сердце - заказчик, ум - подрядчик.

- ooo... Разум должен почтительно отвечать сердцу на вопрос "как?".

- ooo... Бог воздействует на человека через его сердце (волю), и потому Божье наитие ощущается человеком как желание; человек постигает Бога через разум и потому, почувствовав желание, справляется у разума, точно ли оно от Бога.

- ooo... Отказ от самостоятельного мышления в пользу церковных догматов есть шаг вперед от атеистического всезнайства и шаг назад от истинно духовной жизни. Здесь уже есть смирение, но еще отсутствует понимание. Такой человек как бы пущен в прихожую Божественной мудрости, но не дальше прихожей. Конечно, всякий входящий в дом прихожую миновать не может, но он там и не задерживается.

- ooo... Церковный обряд есть образ небесных реалий, как натюрморт есть образ изображенных на нем реальных предметов. Однако нарисованным хлебом сыт не будешь.

- ooo... Слепая вера потому в Евангелии уподоблена камню, что хотя и тверда, но сама по себе мертва. С другой стороны, на таком камне, как на фундаменте, удобно возводить здание истинной духовной жизни человека.

- ooo... Людям, справедливо критикующим ортодоксальную Церковь, необходимо всегда иметь в виду, что не возвышенного и любимого Господом Иоанна, а простоватого, но пламенного Петра Христос поставил главой земной Церкви.

- ooo... Церковь дает людям самое главное: она отвращает их от греха и склоняет к Богу. Но насколько далеко человек пройдет по этому пути, зависит уже от него самого. Среднюю школу оканчивают миллионы людей, институт - тысячи, аспирантуру - только единицы.

- ooo... Мамай, погоди радоваться: они еще не двинули засадный полк!

- ooo... Понять - значит схватить суть.

- ooo... Существуют два типа своеволия. Одни своевольные люди действуют по собственному разумению ради достижения внешних выгод и удовольствий. Другие, напротив, борются за изменение внутренних основ своей жизни, признанных недостаточно хорошими. Оба своевольны относительно Божьего о них Промысла, но цели у них совсем разные. Вторые медленно и трудно идут к Богу, первые - от Него.

Своеволие первого типа есть прямая реализация воли грешного человека: он хочет зло, поэтому понимает соответствующую этому злу ложь и реализует в поступках, которые противоречат Господним Заповедям. Своеволие второго типа, напротив, есть противление такой естественной для грешного человека реализации его зла. В грешном, но начинающем раскаиваться человеке одно зло восстает против другого, как клин выбивают клином, хотя, в конечном итоге, оба клина оказываются не нужны. Когда исчезают мухи, выкидывается и мухобойка.

Преобразование человека осуществляется в процессе борьбы этих двух своеволий. Начинается с того, что систематические неудачи в реализации своих похотей заставляют грешного человека искать способы эти неудачи преодолеть. Если разум обнаруживает, что есть правила поведения, по видимости более пригодные для достижения желаемых результатов, чем те, которыми он пользуется в данный момент, то воля принимает их к исполнению и с неудовольствием и болью подтягивается на новые позиции. Но поскольку и здесь дело оказывается немногим лучше, процесс повторяется до тех пор (многие годы), пока человек, как бы подтягиваясь на руках, не выползет наконец из ада и не впишется в Законы Божественного Порядка.

В этот момент выясняется, что собственные желания человека пришли наконец в соответствие с Божественной волей, и потому дальше ломать их уже не надо. Прежнее своеволие незаметно превратилось в законное желание, с которым разуму теперь надо не бороться, а способствовать его реализации. Тогда разум, как регент при совершеннолетии принца, складывает с себя верховные полномочия и возвращается к чисто служебным функциям.

- ooo... Преобразование человека есть удивительный процесс, когда человек (по внешней видимости) вытаскивает сам себя, как Мюнхгаузен, за волосы из болота.

- ooo... Если рассмотреть любое сложное, не сводимое к бытовой пошлости явление, то каждому уровню его понимания соответствует своя система образов: например, малограмотные люди представляют себе ангелов с большими белыми крыльями.

Но если даже самый примитивный уровень понимания в принципе верен, то и соответствующая ему система образов в принципе верна тоже. Что человеку темному представляется у ангела физическими крыльями, человек более продвинутый постигает как способность свободного и мгновенного перемещения в пространстве. Крылья здесь выступают как телесный образ абстрактной функции, а всякое более примитивное понимание - образом понимания более глубокого. Функция неискушенному зрителю представляется физической вещью.

Проблема в одном: способность ангелов к перемещению легко выразить поэтически через образ крыльев, но невозможно, отталкиваясь от одних крыльев, додуматься без подсказки до ясного понимания ангельских свойств. В этом - причина трудности толкования буквального смысла Библии.

- ooo... Внешние обстоятельства жизни каждого человека соответствуют той задаче, которую в это время ставит Бог его духу в целях формирования этого духа.

- ooo... Длительное благоденствие негодяев есть признак признания Богом невозможности их исправить. Излишнее благополучие "хорошего", но явно не преобразованного человека, особенно в молодости, - грозный предвестник надвигающейся на него полосы испытаний. Чем полнее штиль - тем страшнее шторм.

- ooo... Благоденствующий негодяй, сам того не ведая, служит в руках Божьих орудием искушения и вразумления небезнадежных людей. В этом и состоит одна из провиденциальных задач его существования.

- ooo... Негодяю счастье выплачивается на земле как бы авансом, потому что он его уже никогда больше не получит. Впрочем, если хороший человек вникнет в суть этого "счастья", то отшатнется с брезгливостью и не захочет поменять на него свои серенькие деньки.

- ooo... Трудно предсказать, что натворил бы человек, не сдерживай его обстоятельства. Многие жертвы при облегчении их участи немедленно обращаются в палачей. Поэтому сам факт угнетенности человека не может всегда трактоваться как негативный. Если бы Зевс не сковал титанов, они разрушили бы мир. И лишь закупоренная бутылка спасает нас от свирепости джинна.

- ooo... Если человек неожиданно теряет из вида цель своих действий, это не всегда плохо. Бывает, что он уперся в препятствие, силится сдвинуть его и одним этим занят. Но вот препятствие рухнуло, путь свободен, и человек теряется: что же ему дальше-то делать?

- ooo... Достижение любой мало-мальски крупной цели всегда приводит к психологическому кризису. Хотя человек искренне стремился решить задачу, но пока решал, он к ней привык, как-то освоился рядом с этой задачей, как садовод, годами воздвигавший свою сараюшку; у него выработался определенный уклад жизни, стиль поведения, система взглядов, связанная с данной задачей и помещавшая ее в начало координат. И вдруг - пустота, привычные условия жизни рушатся, и ликование как-то само собой замирает, уступив место неприкаянности безработного.

- ooo... Одно дело планировать и мечтать, и совсем другое - видеть свои планы воплощенными в жизнь. Чувство победившего героя сходно с чувством клиента, получившего вещи из советской химчистки. Он понимает умом, что это - те самые штаны, но как-то непохоже…

- ooo... Крупные перемены тем отличаются от мелких, что в них нет последовательности и постепенности. Мелочь все время копошится вокруг нас: одно переходит в другое, обрастает новыми подробностями и деталями, что-то началось, что-то кончилось, плетется бесконечная частая сеть, имя которой - суета. Но крупная перемена, завершая очередной этап нашего жизненного цикла, приходит подобно удару топора: уже не рвутся мелкие нити, а рушатся несущие конструкции здания; уходит не отдельный элемент нашей жизни, хотя бы и важный, а целый взаимосвязанный комплекс, причем никогда нельзя предугадать заранее, сколько мелочи поломает и задавит вокруг себя рухнувшее большое дерево. Но сумма мелочей на эмоциональном уровне часто оказывается нам дороже, чем нечто серьезное и главное: вот почему решительные победы чаще сопровождаются грустью, чем восторгом. Как бы ни был плох рухнувший старый дом, но с ним столько всего было связано…