Сведенборг о разномыслии в Церкви
Человек совершенно природный утверждается против Божественного Провидения, когда видит, что Религия Христианская - только в меньшей части обитаемого земного шара, называемой Европою, и что и там она разделена.
(...) Если Христианская Религия разделена, то это потому, что она основана на Слове, Слово же писано чистыми соответствиями, соответствия же по большей части суть видимости истины, в которых, однако, подлинные истины сокрыты. А так как Учение Церкви должно быть извлекаемо из буквального смысла Слова, которое таково, то невозможно, чтобы в Церкви не происходили споры, несогласия и распри, особенно относительно разумения Слова, но не относительно самого Слова, ни Самой Божественности Господа. В самом деле, всюду признано, что Слово свято и что Божественность принадлежит Господу; а эти два пункта составляют существенности Церкви.
DP 256
* * *
Церковное учение само по себе не составляет даже внешней стороны Церкви, не говоря уже о внутренней (…). И не от Бога, что эти учения делают Церкви особыми и отдельными одна от другой, но от Бога - жизнь Церкви в соответствии с этими учениями, которые все, в той мере, насколько содержат истину, считают своим базовым принципом милосердие. Что еще должна делать доктрина, как не учить людей, какого рода людьми они должны быть?
В Христианском мире именно учения служат причиной разделения и размежевания церквей, вследствие чего они именуют себя Римскими Католиками, Лютеранами, Кальвинистами, Реформистами и Евангелистами, не беря прочих. Они носят эти названия единственно вследствие их доктрин. Такая ситуация никогда бы не сложилась, если бы они сделали любовь к Богу и милосердие к ближнему главным предметом своей веры. В этом случае их доктринальные различия оказались бы не более чем оттенками мнений, касающихся тайн веры, которые настоящие христиане оставляют на усмотрение личной совести человека и в своих сердцах говорят, что человек лишь тогда является истинным христианином, когда он живет по-христиански, т.е. как учит Господь. Если бы это было так, многоразличные церкви сделались бы одной, и все разногласия, порождаемые лишь доктринами, также бы исчезли. В самом деле, та ненависть, которую один человек питает к другому, мгновенно рассеялась бы, и Божье Царство установилось бы на земле.
Древняя Церковь, которая существовала сразу после Потопа, хотя и рассеянная среди многих царств, имела такую природу. Имеется в виду, что люди значительно разнились в делах доктрины, однако, несмотря на это, во главу угла они ставили милосердие. Также они смотрели на богослужение не с позиции доктринальных учений, которые являются предметом веры, но с позиции милосердия как принадлежности жизни. Вот что означается словами "На всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11:1). AC 1799
* * *
Учение о благолюбии, которое есть учение о жизни, было существенным учением в Древних Церквах (…). Это учение связывало все церкви таким образом, что из многих образовывалась одна, ибо принадлежащими к Церкви признавались все те, которые жили в добре благолюбия, и называли их братьями, как бы они при этом ни различались в истинах, называемых ныне истинами веры. У них один наставлял другого, и наставление считалось одним из дел благолюбия. Также они не раздражались, если один не принимал мнения другого, ибо знали, что каждый приемлет истину постольку, поскольку он находится в добре.
Так как Древние Церкви были таковы, то и люди, образовавшие их, были внутренними, а так как они были внутренними, то были и мудрыми; ибо находящиеся в добре любви и благолюбия в отношении к внутреннему человеку находятся на небе, и по внутреннему же человеку - в ангельском обществе, находящемся в подобном же добре. Отсюда происходил подъем их духа к внутреннему и, следовательно, происходила их мудрость, ибо мудрость ни откуда более происходить не может, как с неба, то есть чрез небо от Господа; мудрость же находится на небе, потому что там все находятся в добре. Мудрость заключается в зрении истины из света истины, а свет истины есть свет, находящийся на небе.
Однако с течением времени древняя мудрость стала убывать, ибо поскольку род человеческий удалялся от добра любви к Господу и любви к ближнему, которая называется благолюбием, постольку он удалялся от мудрости, ибо постольку удалялся от неба. Отсюда произошло то, что человек из внутреннего сделался внешним, притом постепенно. Когда же человек сделался внешним, то сделался и мирским, и плотским. Когда же человек таков, то он мало заботится о предметах, принадлежащих небу, потому что он всецело овладеваем усладами земных похотей и вместе с ними злом, которое эти похоти делают ему приятным. Тогда все, что он слышит о жизни после смерти, о небе и аде, словом, все, что он слышит о духовном, находится как бы вне его, а не в нем, чему, однако, следовало бы быть. Отсюда произошло также то, что учение о благолюбии, которое было столь ценимо древними, ныне совершенно утрачено, ибо кто ныне знает, что такое благолюбие в подлинном смысле, и что такое ближний в подлинном смысле, тогда как это учение не только научает сему, но еще бесчисленному множеству других предметов, из которых ныне неизвестна и тысячная доля. NJHD 9
* * *
Когда Церковь воздвигается Господом, при самом начале она безукоризненна. В то время один человек любит другого как брата, что хорошо известно из истории Примитивной (Христианской) Церкви после пришествия Господа. В те дни все члены Церкви обходились друг с другом как братья и взаимно любили друг друга. Однако с течением времени милосердие поблекло и ушло, и по мере того, как оно уходило, разные виды зла заняли его место, а следом за ними прокрались и ложные убеждения. Результатом стали расколы и ереси, которые не могли бы существовать, если бы милосердие продолжало править и жить в Церкви. Тогда бы даже не называли раскол расколом или ересь ересью, но просто элементом учения, принадлежащим частному верованию. Эти частные вопросы учения были бы оставлены на усмотрение личной совести каждого, при условии, что ими не отрицается ничто фундаментальное, т.е. Господь, вечная жизнь или Слово, и что они не противоречат Законам Божественого Порядка, или Десяти Заповедям. AC 1834
* * *
Господняя Духовная Церковь распространена по всему миру, но везде различается в понимании истин веры. Эти различия возникают параллельно или одно за другим. То же относится и к Господнему Духовному царству в Небесах: различия в оттенках веры там столь велики, что нет ни единого ангельского общества, ни даже единого члена этого общества, который пребывал бы в полном согласии с кем-либо еще в предметах, составляющих истины веры. Однако, несмотря на это, Господнее Духовное царство в Небесах едино, потому что в каждом из его членов главный предмет составляет милосердие, ибо духовную Церковь создает именно милосердие, а не вера, если только вы не скажете, что вера по сути и есть милосердие.
Каждый имеющий милосердие любит своего ближнего, и когда эти последние различаются с ним в оттенках верований, он не обращает на это внимания, если только те ведут добрую и правдивую жизнь. Он также никогда не проклинает честных язычников, хотя они не имеют познаний о Господе и не знают никаких истин веры. Ибо человек, имеющий милосердие - или, что то же, ведущий добрую жизнь, - получает от Господа истины такого рода, которые согласуются с его добром, язычники же получают такие знания, которые в другой жизни могут быть обращены в подлинные истины веры.
Но человек, не имеющий милосердия, т.е. не ведущий доброй жизни, не может получить от Господа никакой истины. Правда, он может знать истины, но они не укоренены в его жизни. Он также может произносить эти истины устами, но не имеет их в своем сердце, ибо истина не может соединиться со злом. Также по этой причине, хотя они и состоят в Церкви, будучи рождены в ней, но, ограничившись одними знаниями веры и не применяя их к жизни, эти люди, тем не менее, не принадлежат к Церкви. Ибо они не имеют в себе ничего от Церкви, т.е. не имеют никакого добра, к которому могла бы присоединиться истина веры. АС 3267
* * *
Сверх того, должно знать, что буквальный смысл Слова есть стража для подлинно истинного, сокрывающегося внутри. Стража состоит в том, что смысл буквальный может быть обращаем туда и сюда и истолкован соразмерно понятливости, и что, невзирая на то, внутреннее этим не повреждается и не насилуется; ибо нет в том вреда, чтобы буквальный смысл Слова понимаем был одним иначе, нежели другим; но то вредно, если извращается Божественное Истинное, сокрывающееся внутри, ибо этим делается насилие Слову. Для того, чтобы этого не делалось, и стоит на страже буквальный смысл, и он при тех на страже, которые находятся в ложном из религии, но ложного сего не доказывают; ибо эти люди не делают ему никакого насилия. SS 97
* * *
Есть две вещи, которые объединяют членов церкви - жизнь и доктрина. Когда их объединяет добрая жизнь, то доктрина не может их разделить; но если их объединяет только доктрина, как это есть в нынешних церквах, члены единой церкви разделяются между собой и образуют столько церквей, сколько у них есть различий в доктрине, хотя доктрина существует как руководство для жизни, а жизнь следует из доктрины. Такое взаимное разделение у тех, которые соединены только доктриной, очевидно из того факта, что человек, придерживающийся одного учения, проклинает товарища, следующего иному учению, и порой даже предает его аду. Но доктрина не разделяет людей, которые соединены жизнью. Ибо человек, ведущий добрую жизнь, не проклинает другого за то, что он мыслит и чувствует иначе, но оставляет это на усмотрение его веры и совести. И такому подходу он следует даже в отношении людей, пребывающих вне церкви, ибо он говорит в своем сердце, что неведение не может никого проклясть - в том случае, если они живут в невинности и взаимной любви, как малые дети, которые, если умирают, ведь тоже состоят в неведении. АС 4468
* * *
...Все, ведомые Господом, содержатся в добре от Него, а из этого добра ничто иное не происходит, как истина; но если и исходит ложь, то эта ложь казательная, которая расценивается Господом как подобная истине, только в другом свете от изменения света неба; поскольку добро, содержащееся внутри, так характеризует ее. Ибо может быть ложь, происходящая от зла, а также ложь, происходящая от добра, та и другая могут казаться подобными во внешней форме, хотя они совершенно различны, ибо то, что внутри, составляет сущность и производит ее качество. AR 625
* * *
В Иудейской Церкви был положен закон: "Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади" (Втор.
23:24). Закон сей подразумевает, что человек, пребывающий среди людей иного учения и религии, свободен узнавать об их делах милосердия и также одобрять их, но не свободен усваивать то же поведение и вводить их истины в число собственных истин.
АС 5117
|