Начало Беседуя с Богом

Автор: Кларк Эколз, 2002.
Текст заимствован по адресу
www.newchurch-cincy.org/library/prec0402.php
Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Молитва заключает в себе гораздо больше, нежели мы предполагаем на первый взгляд. Когда мы молимся, нам кажется, будто мы что-то сообщаем Господу. Мы обращаемся к Нему и просим о чем-нибудь. По крайней мере, так оно кажется. Хотя вполне очевидно, что не это является сутью молитвы, иначе она была бы никчемным занятием. В самом деле, к чему рассказывать Господу наши желания, когда Ему известны наши мысли? Зачем стремиться к словесному общению с Ним, если Он уже заранее знает, что мы желаем Ему сказать? Именно на это указывает Господь в Новом Завете, говоря:

Ваш Отец знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Мф. 6:8

Когда мы о чем-либо просим Бога в молитве, мы вовсе не открываем ему то, чего Он еще не знал. Ибо Он уже знает все наши желания. Более того, если наша просьба хороша, именно Он побудил нас просить об этом в первую очередь. Таким образом, суть молитвы не в том, чтобы изложить свои мысли Богу; молитва есть способ, посредством которого Господь общается с нами. Он заповедал нам молиться, и вдохновляет наши молитвы для того, чтобы наши души были открыты для получения от Него наития. Вот для чего Господь хочет, чтобы мы молились Ему. Он желает, чтобы мы обращались к Нему и просили о благах духовной жизни; и обращались не ради пересказа Ему наших нужд, но чтобы дух наш был открыт для принятия того, что предлагается Им. Без подобного усилия с нашей стороны мы не сможем принять и одобрить то, что Господь благоволит дать нам (AR 376). И потому каждый должен, как бы от себя, делать усилие, чтобы помолиться Богу. Хотя ваши усилия, затраченные на молитву, несравнимо меньше того, что производит Господь во время этой молитвы. Вот почему наши молитвы не должны быть слишком длинными.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Мф. 6:7

Идея о том, что сила молитвы зависит главным образом от нашего вклада в процесс моления, ведет к естественному выводу, что чем длиннее молитва и чем больше сил мы вложили в нее, тем эффективнее она окажется. Хотя в действительности все, что мы достигаем молитвой - это раскрываем себя Господнему наитию. Только это единственное важно, а вовсе не длина молитвы. Поэтому и лицемерные молитвы, возносимые теми, которые вовсе не стремятся вести добрую жизнь, оказываются бесполезными. Слова таких молитв пусты и лишены духовной жизни, ибо на них нет наития свыше. Молитва может быть долгой, но внутренне совершенно ничтожной.

Если же человек искренне стремится вести добрую жизнь, если он прилагает усилия, чтобы избавиться от всего злого и грешного, в таком случае слова его молитвы никак не могут оказаться пустыми, но становятся вроде сосудов, в которые может втекать Сам Господь. И поскольку такая молитва, в сущности, есть лишь приглашение - приглашение Божьему наитию, - то ей не для чего быть долгой. Она имеет глубину вместо длины.

Так обстоят дела со всеми молитвами доброго человека. Его молитвы не длинны, не перегружены деталями, а напротив - просты, прямы и искренни. Эти молитвы имеют глубину, ибо исходят из сердца, которое открыто присутствию Самого Бога.

Когда о молитвах говорится в Слове, они означают "откровение", и это потому, что в искренней молитве происходит открытие внутренностей нашего духа, сопровождаемое наитием в нашу мысль или постижение. И Господь неведомыми нам путями меняет порядок нашего мышления и взгляда на вещи. Меняется наше мировоззрение в целом. Ибо мы получили откровение. Это - вовсе не то же самое, как если бы мы поучались из писаного Откровения. Нам не даруются новые истины, мы обретаем новое мировосприятие на базе уже известных нам истин. Поэтому сказано:

Если человек молится из любви и веры, и только о небесных и духовных вещах, в ходе молитвы случается нечто вроде откровения, которое проявляется в чувствах молящегося - в виде надежды, утешения или определенной внутренней радости. AC 2535

Иногда мы действительно чувствуем надежду, утешение или радость. Иногда можем и не чувствовать. Однако в любом случае Господь, посредством наших молитв, может приблизиться к нам и наполнить нас Своим присутствием. Посредством молитвы и в самой молитве Господь обращается к человеческому сердцу.