Начало 9. Сальник

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Большой сальник представляет собою тонкий, подобный мембране мешок, разбитый как будто на мелкие кармашки, наполненные жиром; он свисает с уровня желудка и ободочной кишки, покрывая собой кишечник на манер передника. Меньший по размеру и более тонкий сальник протянулся между желудком и печенью. А еще меньшие сальники и придатки, содержащие запасы жира, заполняют различные промежутки среди органов брюшной полости.

Через эти сальники ветвятся артерии, которые при наличии излишка жировых веществ в крови откладывают оные в этих удобных местах, откуда они с легкостью могут быть вновь заимствованы при нужде. Из близкого расположения сальников к млечным сосудам, брыжейке и лимфатическим сосудам печени, поджелудочной железы и селезенки кажется вероятным, что сальники формируют свои временные отложения изо всех этих источников. Свои резервы они содержат в готовности отдать их по первому требованию печени, этого главного поставщика тела [ибо там наставляются новопришедшие духи, см. Главу 7]; ради этой цели все исходящие из сальников вены вливаются в воротную вену, которая уносит кровь к печени.

Сведенборг объяснял, что сальник несет и второстепенные службы: он защищает внутренние органы от перемен внешней температуры и очищает те маслянистые выделения, коими смазываются поверхности брюшных органов, ибо они пребывают в постоянном движении друг относительно друга. Однако его главная задача состоит в сборе излишних питательных элементов (которые в противном случае пришлось бы извергнуть вон), чтобы при необходимости свободно покрывать из этих запасов любые нужды тела. Другие сальники и малые запасы жира согласно участвуют в решении этой единой задачи. В печени излишек сахара либо крахмала, превращенного в сахар, приводится к особой форме крахмала, называемого гликогеном, и сохраняется впрок. Жирные элементы подобным же образом накапливаются в сальнике, и оба эти хранилища служат резервами, которые в любой момент могут быть использованы для удовлетворения потребностей тела.

В главе 2, посвященной слюне, было показано, что превращение крахмала в растворимый сахар является химическим соединением крахмала с небольшой добавкой воды, и что, применительно к Небесам, эта реакция соответствует принятию новопришедшими духами знаний, которые открывают им путь в Небо. Следовательно, обратный процесс превращения сахара назад в крахмал равносилен тому, чтобы сказать: "Подождите немного; назначенное вам место вскоре будет готово; не раздражайтесь и терпеливо ждите, не помышляя о ваших будущих небесных службах, доколе Господь не призовет вас". Жир, отложенный в сальнике, равным образом переводится из активного состояния эмульсии в пассивное, выжидательное, которым должно изображаться возвращение духов из активного духовного состояния к более косному натуральному. Поэтому Сведенборг описывает сальник как орган, изображающий внешнее и внутреннее натуральные блага.

А поскольку эти функции печени и сальника являются постоянными, кажется вероятным, что духи часто удерживаются на некоторое время в таких тихих местах - возможно, доколе к ним не присоединятся товарищи, позже покинувшие земной мир, или пока не явится возможность их полноценного взаимодействия с ангелами. Если бы не Откровение Сведенборга, мы не могли бы знать о существовании в духовном мире тихих мест отдыха для добрых духов, где они живут счастливо, пока их вечные обители приготовляются для них. Иоанн говорит:

Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Ап. 6:9-11

"Души убитых" здесь не означают мучеников, но тех, которых ненавидят и которые страдают от оскорблений и отвергнуты злом в Мире духов по причине их жизни, основанной на истинах Слова, и их признания Божественной Человечности Господа (…) Поскольку они были "под алтарем", то ясно, что они были под охраной Господа; ибо все те, которые вели какую-либо жизнь милосердия, охраняемы Господом, чтобы они не были повреждены злом, а после Последнего Суда, когда зло удаляется, они освобождаются от охраны и возносятся на Небо. AR 325

Место, где они были сокрыты, называется Нижней землей, которая расположена вблизи над адом под Миром духов; там через сообщение с Небом и соединение с Господом они находятся в безопасности. Есть много таких мест, где они радостно живут друг с другом и поклоняются Господу, не зная ничего об аде. Пребывающие там после Последнего Суда возносятся на Небо Господом, а когда они возносятся, тогда понимаемые под "драконом" отдаляются. Мне весьма часто дано было видеть их вознесение и соединение с ангелами на Небе. AR 845

Накануне Последнего Суда существовали ложные небеса, которые во время Суда прешли. Те, кто составлял это "небо",

были видны превыше гор, холмов и скал духовного мира, и оттого воображали себя находящимися в Небесах; но те, кто таким образом составлял это "небо", вели лишь внешнюю моральную жизнь, но не вели в то же время внутренней духовной жизни; поэтому они были извержены, и затем все те, кто был сохраняем Господом и скрыт в разных местах, главным образом на Нижней земле, были возвышены и перенесены на эти места, т.е. превыше гор, холмов и скал, где располагались прежние "небеса", и из этих людей сформировалось новое Небо. Те, кто был таким образом сохраняем и затем возвышен, были из числа тех в мiре, которые вели жизнь милосердия и находились в духовной склонности к истине. (…) Я часто наблюдал возвышение таких духов на место тех, кто составлял прежние "небеса". AE 391

Причина, по которой злых духов так долго терпели на высоких местах, а добрые духи так долго удерживались под Небесами, состояла в том, чтобы те и другие достигли состояния полноты, или завершенности, т.е. чтобы собралось достаточное количество добрых для создания новых Небес, и чтобы злые были готовы по собственной любви низринуться в ад. AE 397

Пребывавшие под алтарем получили белые одежды, поскольку эти одежды изображали присутствие Господа с Божественной Истиной вокруг них. Господь посредством Божественной Истины защищает Своих, окружая их сферой сияния, от которой и происходят белые одежды; и когда они таким образом окружены, они более не могут наваждаться злыми духами, которые наваждали их раньше, вследствие чего они и были спрятаны Господом. Это же происходит с теми, которые возносятся Господом в Небеса: они также облачены в белые одежды, свидетельствующие, что они пребывают в Божественной Истине и потому - в безопасности. AE 395

Очень похожие вещи сказаны о тех, кто удерживался в безопасных местах Нижней земли во времена Первого пришествия Господа и кто затем был вознесен Им в Духовные Небеса (см. AC 6854, 7090, 8054). Подобные тихие места, где ад неведом и где добрые обитают во взаимном милосердии, никак не могут находиться в кишках, через которые непрестанно проходят злые и где всегда ведутся болезненные пустошения. Но сальник, покрывающий собой кишки, и различные отложения жира между ними имеют практически то же положение в теле относительно желудка [где начинается обработка новопоступивших духов], и хотя злые проходят совсем рядом с этими тихими обителями, они не могут их потревожить. Равным образом отложения крахмала в печени, хотя находятся вблизи злых, наполняющих желчный пузырь, превосходно защищены от них и изображают мирную, спокойную жизнь в ожидании благоприятных возможностей.

Вероятно, отложения сальника изображают духов, подобных тем, что возносятся путем брыжейки, а отложения печени - духов, уносимых воротной веной. Область печени не может в строгом смысле считаться Нижней землей, поскольку она в теле выше уровня желудка. К тому же Сведенборг выразился таким образом, что духи, сохраняемые Господом, "в основном" или "по большей части" пребывают на Нижней земле, что подразумевает их частичное наличие где-то еще.

Вероятно, большой сальник являлся "жиром, покрывающим кишки" в иудейских жертвоприношениях, а малый сальник - "жиром над печенью". О последнем Сведенборг говорит, что он соответствует более благородному и внутреннему благу, чем другие сальники, поскольку соединен с благороднейшим органом (AC 10031). В отдельном человеке сальники должны соответствовать памяти о натуральном и духовном благе, которая сберегается для времен искушений и нужды.