Начало 8. Селезенка и поджелудочная железа

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Прямо под нижними ребрами с левой стороны тела, вблизи желудка находится селезенка - орган размером с толстую часть кисти руки и вдвое ее толще, состоящий из мягкой губчатой ткани, которая именуется селезеночной мякотью, а также из великого множества артерий, вен и лимфатических сосудов. Селезенка обильно снабжается кровью из селезеночной артерии и возвращает ее через селезеночную вену более жидкой и живой, чем при входе. Она также отсылает значительный объем лимфы по лимфатическим сосудам через сальник к сборнику хилуса, но сама не выделяет никакой особенной секреции.

Задача ее состоит в том, чтобы видоизменять кровь и готовить ее для фильтрации в печени, куда эта кровь по выходе из селезенки немедленно отсылается через воротную вену. Излившись в селезенку из артерий, кровь как бы циркулирует среди ячеек ее мякоти, не имеющих обычных капиллярных стенок, и затем собирается оттуда венами. В это время рассасываются вредные слипания частиц крови, ее изношенные тельца разрушаются, бесполезные частицы освобождаются от связей, чтобы печени было легко их отсеять; хорошие элементы также освобождаются, чтобы они могли встретиться и объединиться с новым хилусом ради большей готовности и желания приносить пользу. Вся лимфа, превышающая потребность, отсылается в сборник хилуса, ибо освеженная кровь готовится к встрече с новым хилусом, когда понадобится вся ее способность к поглощению и усвоению. Гексли считает, что кровь, вышедшая из селезенки,

содержит меньше красных телец и соответственно больше клейковины, чем кровь селезеночной артерии; поэтому предполагают, что селезенка является одной из тех частей организма, где особенно вырабатываются бесцветные кровяные тельца.

Возможно, часть изношенных красных телец действительно разрушается усилиями селезенки. Содержание же клейковины возрастает как вследствие оттока лимфы, так и потому, что бесцветные кровяные тельца, по всей видимости, могут превращать растворенный в крови белковый материал в свертываемую клейковину, готовую к встраиванию в ткани тела. Отсюда ясно, что эти частицы особенно необходимы в деле принятия и усвоения новой крови. Следует добавить, что слезенка увеличивается в размерах сразу после еды, оставаясь вздутой и активной в течение всего процесса пищеварения.

Служба селезенки дополняется службой поджелудочной железы. Селезеночная артерия, направляясь позади желудка к своей цели, последовательно выпускает мелкие ответвления к длинной тонкой железе, именуемой "поджелудочной", чью форму некоторые авторы уподобляли собачьему языку. Эта железа также получает кровь из двух других брюшных артерий.

О качестве крови, поступающей в поджелудочную железу из этих артерий, можно судить по тому, во что она ее перерабатывает. К ее продуктам относятся: во-первых, легкий водянистый щелочной сок, называемый панкреатическим (Сведенборг и другие авторы прошлого именовали его "панкреатической желчью"), который изливается в тонкую кишку через то же отверстие, что и желчь из печени; во-вторых, очищенная и более жидкая кровь, возвращаемая по сосудам в селезенку; в-третьих, поджелудочная железа по возможности отбирает из других секреций тела, чтобы они лучше отвечали своим службам, лимфу с ее жирными частицами и отсылает ее в брыжейку и, возможно, иногда в сальник. Кровь, возвращенная поджелудочной железой, объединяется с той, что течет из селезенки, и они вместе уходят в воротную вену и далее в печень, чтобы подвергнуться фильтрации и очищению, после чего соединиться с новым хилусом и ввести его в службы крови.

Панкреатический сок исподволь присоединяется к выполнению той же службы, что и желчь печени, ибо он немедленно попадает в кишечник, где играет важную роль в переваривании жиров и крахмала. Жир он быстро превращает в эмульсию, которая легко впитывается покровами кишок и уносится млечными и кровеносными сосудами. И он серьезно способствует превращению твердого, нерастворимого крахмала в растворимый сахар, поглощаемый главным образом венами. Таким образом, селезенка и поджелудочная железа объединяют усилия, помогая печени приготавливать доброкачественную кровь для общих служб тела, и также вводить в эти службы новый хилус.

Духовные службы этих областей в Величайшем Человеке должны соответствовать их же природным службам. Однако ни на мгновение нельзя предположить, будто какой-либо ангел, принятый в Небо, может когда-нибудь стать бесполезным и извергнуться вон (TCR 341). Постоянное обновление волокон и кровяных телец тела соответствует непрерывному очищению мыслей и склонностей в Небесах. Сведенборг говорит:

Известно, что Небеса не чисты пред Господом; правда в том, что ангелы находятся в процессе постоянного совершенствования. AC 2249

Достойно замечания, хотя это вовсе не известно в мире, что состояния добрых духов и ангелов постоянно изменяются и совершенствуются, благодаря чему они возносятся в более внутренние зоны областей, в коих пребывают, таким образом, в благороднейшие службы; ибо в Небесах идет постоянное очищение и, так сказать, новое творение; однако верно и то, что ни один ангел не может достигнуть полного совершенства в целую вечность, ибо совершенен Один Господь; все совершенство - в Нем и из Него. AC 4803

Следовательно, "изношенные частицы" в Небесах суть не ангелы, но их несовершенные формы мыслей и состояния чувств. Структура Небес постоянно усложняется с добавлением новых членов, которые приносят с собой и новые состояния жизни, вследствие чего ангелам приходится постоянно расширять круг знакомств и, соответственно, понятия о взаимных отношениях и услугах. Каждый из тех, кто начинает ощущать затруднения в принесении пользы из-за слишком сильной привязанности к конкретным лицам или образу действий, или недостаточной широты кругозора, или застывших взглядов, - нуждается в перенесении в область селезенки, чтобы его состояние жизни было высвобождено из пут и детально исследовано.

Там узы этих ангелов разрушаются путем мягких упреков, и они приготавливаются к усвоению более широких взглядов и разносторонних свободных чувств, более подходящих для служб их жизни. Мрачные, разочаровывающие чувства и эгоистичные склонности любого рода, смешанные с добрыми чувствами и склонностями, там выявляются и ослабляются. Если же кто-то слишком привязывается к таким чувствам, или когда речь идет о злых духах, ухитрившихся проникнуть в компанию добрых, - они отделяются и отсылаются в места наставлений, откуда их быстро низвергают в желчные протоки ради суровых предостережений, где вся подобная горечь становится для организма безвредной. Перед Последним Судом было множество злых духов, особенно из числа драконистов, которые вторгались таким образом; Сведенборг пишет, что область селезенки была заполнена ими (SЕ 1005).

Но добрые ангелы, хорошо усваивающие мягкое вразумление селезенки, становятся мягче, счастливее и более готовы к расширению взаимных контактов и полезных служб; их приветливо встречают в области печени и вверяют им дело заботы и наставления новичков, только еще вступающих в жизнь Небес. Целое Небо постоянно нуждается в подобном расширении своей структуры, а также мыслей и взаимного согласия их членов, - и особенно нуждается в процессе принятия новых духов. Очень может быть, что ради достижения этой цели ангелы изо всех частей Небес регулярно нисходят к местам наставлений, где принимаются их новые товарищи. Вследствие этого селезенка, как и печень, пребывают в состоянии наивысшей активности во время пищеварения.

Поджелудочная железа, выполняя свою часть задачи, отсеивает из потока мыслей - или, что то же, из потока духов и ангелов, приходящих сюда, - тех, кто склонны к осуждению и стремятся без надобности поправлять других, и отсылает их в кишечник, где как раз требуется подобная служба.

Без сомнения, в обоих этих органах проделывается сходная работа в отношении тех ангелов, которые пребывают не столько в любви к исполнению практических дел, сколько в любви к размышлению и собеседованию - т.е. тех, которые представлены лимфой. В круговращении поджелудочной железы и селезенки они также очищаются от склонностей к пустой болтовне, к осуждающим речам и язвительным диалогам. Наконец, посредством очищения сделавшись более разумными и готовыми к несению добрых служб в качестве гидов и наставников, они получают разрешение исполнять эти службы для новичков, восходящих по млечным сосудам к сборнику хилуса.

Видимо, было уже достаточно сказано о мускуло-образующих элементах пищи, переваривание коих начинается в желудке и заканчивается в кишках. Напомним, что эти элементы соответствуют любви к исполнению полезной работы; переваривание их в желудке, надо полагать, соответствует освобождению их от внешних форм жизни и привычек, дабы могла проявиться внутренняя любовь к принесению пользы; а последующая обработка в кишечнике представляется очищением этой любви.

Остается еще сказать о переваривании жиров и крахмала, что происходит главным образом в кишках. Без сомнения, наиболее нежные масла всасываются из желудка и даже еще во рту. Более грубые составляющие вроде мясных жиров уходят в кишечник; там они встречают едкую желчь, под действием которой превращаются в эмульсию и могут быть впитаны млечными сосудами. Они могут соответствовать натуральным чувствам благости и доброте, носители коих уделяли мало внимания духовным предметам и потому нуждаются в острой встряске, дабы въяве осознать необходимость получения наставлений. Возможно, именно о них Сведенборг писал:

Те, кто приходят в духовный мир из христианских земель, кто вел там нравственную жизнь и имел некоторое милосердие к ближнему, но мало заботился о духовных предметах, по большей части отсылаются в места под ступнями и пятками и удерживаются там, доколе не избавятся от природных убеждений, в которых они пребывают, и не напитаются духовными и небесными - в той степени, насколько это возможно по их жизни; и когда они так напитаются, их возносят оттуда в небесные общества. Я видел их возносимыми туда и их радость от вступления в небесный свет. АС 4944

Для таких духов - добрых, но беззаботных - резкое осуждение со стороны духов, составляющих сок поджелудочной железы, становится внезапным, но благотворным пробуждением, один из результатов которого - заставить их искать наставлений; в этом состоянии они могут быть возвышены и введены в различные опыты духовной мудрости.

Та же служба, какую выполняют желчь и панкреатический сок по отношению к жирам, исполняется панкреатическим и кишечным соками по отношению к крахмалу. Крахмал - продукт растительного происхождения, близко напоминающий по составу жиры, но заключенный в твердую нерастворимую форму. По своему составу он также напоминает тростниковый сахар, нуждаясь лишь в малом изменении, чтобы уподобиться фруктовому сахару - фруктозе. Фрукты соответствуют делам любви, а их сахар - следующим оттуда удовольствиям. Зерна же соответствуют житейским обязанностям, а их крахмал, занимающий место сахара, - удовлетворению от хорошей честной работы. Но к этому примешивается некоторое чувство заслуги и собственной праведности, и его нужно сдерживать и смирять, чтобы не создавались шероховатости в отношениях с другими людьми; нет сомнений, что это изображается обращением крахмала в легко растворимый сахар под действием едких панкреатических и кишечных соков.

Подобное обращение, видимо, испытывают духи, которые в сознании собственной заслуги сурово, сосредоточенно рубят лес, не желая ничьей помощи, в надежде заработать собственное спасение, и негодуют на Господа, что они не получают небесной радости более прочих людей (АС 1110, 4943). Однако другие, изображаемые крахмалом в пшенице и рисе, должны быть невинны и потому легко наставляемы, с чисто детской склонностью к доброму поведению; они нуждаются лишь в том, чтобы им ясно показали, каковы они есть в себе и насколько милостиво поступил с ними Господь.

Поскольку природная служба селезенки состоит в приготовлении крови таким образом, чтобы в печени ее живая чистая часть могла легко соединиться с новым хилусом, а жесткие негодные частицы могли быть отделены и извержены, - духовная служба селезенки состоит в исследовании мыслей сердца и приготовлении их к легкому соединению с новыми идеями, склонностями и чувством удовлетворения, которые приходят к нам в процессе труда и социальной жизни в обществе. В селезенке ангельские мысли как бы выводятся из напряженной циркуляции в тихий уголок, где беспристрастно исследуются чувства и взгляды, которые начали беспокоить ангела, и те из них, что не согласуются с жизнью деятельного милосердия, отделяются от живых и ищущих блага и подготавливаются к быстрому извержению. Власть этих вредных примесей над духом ослабляется, так что когда ангелу представляется возможность принести пользу, эти примеси мгновенно отбрасываются.

Души, в которых эта задача не решена, которые цепко держатся за старые привычки и потому не могут войти в гармоничную связь с новыми благами и истинами, но склонны жаловаться на зло, хотя оно возникает лишь по причине недостатка их общительности и милосердия, - обыкновенно зовутся "больными сплином" [по-английски spleen означает и селезенку, и сплин, т.е. хандру]. Возможно, это выражение происходит от некоего общего постижения или тянущейся издревле традиции понимания функций селезенки, которое превосходит уровень современной медицины.

Поджелудочная железа присоединяется к работе селезенки, отбрасывая из общего течения мыслей о благах и истинах, которые мы любим и приемлем, все неоправданно язвительные и суровые, приберегая их для самодовольного наслаждения природными благами, для веры в собственные заслуги и великую добродетель, которые заслуживают упрека, - и эта же железа пересылает далее дружеские чувства, полные симпатии, которые с готовностью и без осуждения претворяются в благие службы.