Начало 7. Печень

Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Та часть питательного сока (хилуса), которая была принята млечными сосудами, вводится в быстрое и плавное течение брыжейки, улучшается и, так сказать, получает наставления в ее железах, и далее уносится в сборник хилуса, откуда через грудной проток и левую подключичную вену приходит к сердцу. Весь остальной хилус, принятый кровеносными сосудами из желудка и кишечника, собирается в большой воротной вене, где он смешивается с кровью, возвращающейся от всех органов пищеварения, и далее - для обучения, наставления и очищения - направляется в печень.

Воротная вена входит в печень бок о бок с печеночной артерией, которая приносит свежую кровь от сердца, с желчным протоком, посредством которого особая секреция печени возвращается в кишечник, и с покровом рыхлой соединительной ткани, служащей началом множества лимфатических сосудов. Эти сосудики делятся снова и снова, доколе их малейшие ответвления не заключат в своей паутине крошечные пазухи, или дольки. Стенки этих долек состоят из малых канальцев, ведущих внутрь и выстеленных клеточным материалом, характерным для печени.

Именно сюда воротная вена и печеночная артерия изливают свой груз хилуса и крови, как свежей, так и требующей очищения; канальцы же, обладающие чувствительностью, приспособленной для их служения, всасывают подходящие элементы, которые затем складываются в богатое и здоровое течение на пользу всему телу, и оно устремляется в открытые устья печеночных вен. Эти сосуды начинаются в полостях малых долек и уносят оттуда все, чем богата печень, через вену, именуемую "vena cava", по направлению к сердцу. Легчайшая категория хилуса и лимфа, которые не требуются для текущих нужд кровообращения, стремительно уплывают благословенным лимфатическим путем и наконец соединяются со своими товарищами в сборнике хилуса. Но частицы твердые и упрямые, которые не соответствуют требованиям канальцев печени и вряд ли где пригодятся в организме, отсылаются в желчный проток и оттуда в желчный пузырь; наихудшие из них будут извержены, более приемлемые выполнят низкие службы в кишках.

В теле Величайшего Человека существуют круговращения, в которые новопришедшие духи должны быть введены, чтобы они могли войти в товарищество с другими и говорить и мыслить совместно. Ибо в другой жизни должно быть согласие и единодушие во всем, чтобы это "все" могло стать одним, подобно органам в человеке, которые хотя и во всем различны, однако же составляют одно; так обстоит и в Величайшем Человеке. Ради этой цели мысли и речь одного должны пребывать в согласии с мыслями и речью других. Существует фундаментальный закон, чтобы речь и мысль пребывали у каждого члена общества во взаимном согласии; ибо все несогласное ощущается как неприятный звук, который раздражает окружающих. Поэтому всякая несогласная вещь также оказывается и разобщенной, и оттого становится нечистотой, которая должна быть извержена. Эта нечистота, происходящая от несогласия, изображается нечистотой в крови и также ухудшением ее качества, от каковых она должна быть очищена. Это очищение сперва осуществляется неприятностями, которые сами по себе не что иное, как разные виды искушений, а потом - введением в систему кровообращения тела. AC 5182

Поскольку в каждом небесном обществе существует только одному ему присущее течение мыслей и чувств, то и каждый орган тела имеет формы и производит движения, лишь для него характерные; поэтому все жидкости и частицы, в него входящие, должны соответствовать оным, либо они немедленно отвергаются. Если, положим, они не подходят к малым канальцам по размеру или форме, или не могут пройти беспрепятственно и легко по всем их извивам, - то канальцы отказываются принять их либо сжимаются и выталкивают их вон. В этом они руководствуются тонкой и безошибочной чувствительностью, постоянно даруемой им в том виде и степени, какие потребны для их службы.

Вообще печень может рассматриваться как очень большая железа, чья важнейшая задача состоит в приготовлении хорошей крови для общих нужд тела. Материал она получает из воротной вены, приносящей новый хилус и старую кровь от органов брюшной полости, и также из печеночной артерии, откуда изливается свежая и старая кровь, пришедшая из сердца. Печень извлекает оттуда элементы, потребные для нужд тела, тщательно исследует их, аккуратно фильтрует и сортирует, вникая в самую суть, затем смешивает новые и старые компоненты, мудро формируя богатый и здоровый поток, пригодный для всяческих нужд; и этот поток отсылается через печеночные вены и "vena cava" назад к сердцу. Во-вторых, печень вырабатывает свежую, живительную жидкость, предназначенную пополнить кровяные потоки, возвращающиеся к сердцу с левой стороны головы и из левой руки; эта жидкость уходит туда через лимфатические сосуды, брыжейку и грудной проток. В-третьих, печень выделяет элементы, непригодные для общей циркуляции, но еще способные принести пользу в деле переваривания свежей пищи; они отсылаются в кишечник через желчный проток и пузырь.

Кроме того, важной функцией печени считается ее способность переводить излишек сахара, непосредственно не нужный для поддержания тела, в крахмалоподобное состояние, называемое гликогеном, и накапливать его впрок. В этом виде он сохраняется, доколе не потребуется, и тогда вновь легко переходит в форму сахара. Здесь мы, однако, лишь упомянули об этом; значение же этого факта будет обсуждено позже, когда мы дойдем до сальника.

Та благородная служба, которую печень исполняет в теле, соответствует благородной духовной службе, исполняемой обширной областью Небес. Эта область велика, ибо печень размерами превосходит любой другой орган, за вычетом всего кишечника. Ее задача состоит в приспособлении новопришедших духов к жизни и службам Небес - особенно тех духов, которые сами проявляют усердие; также в наставлении и расширении кругозора тех, кто пришел из других областей Неба [старая кровь]; и еще в удалении из организма порочных индивидуумов и наклонностей.

Мне было дано постигать круговращение тех, кто принадлежил к области печени, и так на протяжении целых часов. Их движение было мягкое, разнообразно текущее вокруг, подобно действию самого органа. Их влияние на меня ощущалось с наслаждением. Движение их различно, большей же частью круговое. Что движения их различны, это представлено и в функциях печени, кои многообразны: ибо печень привлекает к себе кровь и разделяет ее, изливая лучшую часть в вены, среднего качества - направляя к грудному протоку, негодное же оставляя в удел желчному пузырю. Так обстоит у взрослых; но у зародыша печень получает кровь от материнской утробы и очищает ее; чистейшая доля направляет в вены, чтобы она могла кратчайшим путем достичь сердца. Поэтому печень служит стражем при сердце зародыша. АС 5183

Печенью означается внутреннее очищение; ибо печень очищает самую кровь, тогда как кишечник очищает тот материал, из которого кровь образуется. (…) В некоторых случаях печенью означается внешнее благо невинности, присущее младенцам; и это по той причине, что младенцы - пока все остальные их члены полностью не сформировались для своих служб, как бывает у эмбрионов, - питаемы посредством печени; ибо все питательные соки поступают туда из утробы матери через плаценту и пуповину; это питание соответствует благу невинности. АС 10031

Итак, часть духов, недавно пришедших в тот мир, направляется в Небеса по млечным сосудам, приспосабливается к течению и разнообразию небесных желаний и мыслей в своих странствиях окольными путями брыжейки, а также исследуется относительно своих качеств и обучается в школах, представленных ее желёзками. Другая - и, возможно, большая - часть духов восходит путями вен, однако не прямо в циркуляцию, ибо их еще надлежит приспособить и обучить в области печени, которая примет их - и затем отошлет дальше к сердцу.

Поскольку обращение, которому подвергаются обе эти части хилуса, так различно, было бы хорошо рассмотреть вкратце, из каких веществ они состоят. Почти все элементы, входящие в их состав, практически одинаковы, за выраженным исключением красных кровяных телец в венах. Белые кровяные тельца находятся как в млечных, так и в кровеносных сосудах; в первых даже появляются несовершенные красные тельца вскоре после принятия пищи. Видимо, основная разница состоит в пропорции, в которой они смешаны. В обоих присутствуют клейковина, жир, сахар, вода и соли, однако в венах значительно преобладают клейковина и сахар, в млечных же сосудах гораздо больше воды, жира и, возможно, некоторых солей.

Из относительной красноты и однородности содержимого вен представляется, что оно изображает пребывающих более в любви к благу и принесению пользы, и эта любовь в особенности представлена клейковиной - "мышцеобразующим" элементом крови; гладкость течения изображает легкую управляемость характерами тех, кто испытал тяжкие страдания, и, возможно, радость любви к благу в тех, в ком эта любовь была так очищена. А из беловатости и водянистости содержимого млечных сосудов кажется ясным, что они представляют находящихся более в любви к истине и доброй жизни, которой истина учит. Значительное количество жира, содержащееся в этих сосудах, как будто опровергает этот взгляд, поскольку жир имеет небесное значение. Однако в данном случае жир может представлять "небесное, происходящее из духовного", то есть доброту и благонамеренность тех, кто состоит в любви к истине, как, например, жирность молока изображает материнскую любовь к детям, которых она учит.

Поэтому можно с некоторой уверенностью заключить, что те, кто восходят к печени путем воротной вены, состоят преимущественно в любви к благу и в желании быть обученными и наставленными в ангельских службах. Они следуют вместе с теми, кто был направлен способствовать подготовке новых духов и которые, довольные своими понятливыми спутниками, беседуют с ними о небесных занятиях, вселяя в них собственную любовь к принесению пользы, и наконец все вместе вступают в великую область наставлений.

Туда же со стороны сердца приходят те из новых духов, которые вступили в общую циркуляцию более кратким путем, и также ангелы изо всех областей тела, нуждающиеся в том, чтобы их избавили от взглядов и чувств, ставших слишком узкими для их нынешней службы, расширили бы их кругозор и ввели в более глубокие чувства; и еще, возможно, приходят некоторые духи, которым по причине их настойчивости было дозволено вступить в Небо неприготовленными; и таким путем они, если злые, извергаются вон, если же добрые, то имеют возможность получить наставления (AR 611). Думаю, Сведенборг не случайно описывает некоторых из этих двух типов в середине рассказа о местах наставлений:

Были духи, принесшие с собой убеждение, что они должны войти в небеса предпочтительно перед прочими… Но прежде всего сделано было над ними дознание, в одной ли только памяти их заключаются познания их или в самой жизни. Духи, оказавшиеся в подлинной любви к истине, ради службы отрешенной от всего телесного и мирского, т.е. ради службы духовной, приняты были по должном наставлении в небеса… HH 518

Сведенборг говорит:

Третье состояние человека после смерти, или духа его, есть состояние наставления. Оно свойственно только тем, которые идут в небеса и делаются ангелами, а идущих в ад не касается, потому что они не могут принять никакого наставления. HH 512

Следовательно, мы должны искать эти места наставления в тех областях организма, через которые проходит хилус после того, как он освободился от бесполезных элементов в соотвествующих пищеварительных органах, и до того, как достигнет сердца. Единственные органы, удовлетворяющие этому условию, - брыжейка и печень. Область брыжейки, по-видимому, и служит для этой цели, - или, по крайней мере, для посвящения части новичков в опыты мудрости; однако главные места наставления и введения в небесные службы с очевидностью должны располагаться в области печени. Сведенборг говорит:

Места наставлений этих расположены к северу и весьма различны; они устроены и отделены по родам и видам небесных благ, чтобы все и каждый могли быть наставляемы по наклонностям своим и по способностям. Места эти простираются вокруг на огромные пространства. Туда переносятся Господом для наставления добрые духи по прожитии ими второго состояния в мире духов, но не все.

Принявшие уже на земле хорошее наставление прямо готовятся Господом в небеса, куда возносятся другими путями: иные тотчас после смерти своей, другие после краткого пребывания с добрыми духами для очищения и удаления грубых помыслов и чувств, принятых на земле по мирским понятиям о почестях и богатствах. Иные прежде подлежат опустошению, т.е. отделению и отстранению от себя всего не сродного небесам, что делается под ступнями, в месте, именуемом исподней землей. Иные при этом сильно страдают, а именно люди, усвоившие себе ложные убеждения, хотя и жившие по добру. Ложные убеждения глубоко укореняются, а не рассеяв их, человек не в силах понять и усвоить себе истину, потому что не видит ее. HH 513

Все в местах наставления живут порознь, и каждый внутренними началами своими связан с тем небесным обществом, куда предназначен; а как небесные общества устроены по небесному образу, то и места наставлений принимают тот же образ; поэтому при обзоре их с небес они являются как бы небесами же, но в уменьшенном виде. Они простираются в длину от востока на запад, а в ширину от юга на север, но ширина по виду короче длины.

Порядок там вообще таков: впереди размещены умершие младенцами, воспитанные наставницами в небесах до юношеского возраста и перенесенные затем Господом в эти места для учения. За ними находятся умершие в полном возрасте и жившие в мире в любви к истине и благу. За ними мусульмане, жившие в доброй нравственности (…) За ними, еще далее к северу, места наставления различных языческих народов, живших в добре по вере своей (…)Таких народов более, чем всех прочих, и лучшие из них - жители Африки. HH 514

Но не все наставляются одинаковым образом и одним и тем же небесным обществом. Воспитанные с самого младенчества своего в небесах получают в наставники ангелов внутренних небес, потому что не упитались ложью из ложных учений веры и не загрязнили духовной жизни своей грубой привязанностью к мирским почестям и богатствам. Умершие уже взрослыми обычно поступают в учение к ангелам низших небес, более им сродным, чем ангелы высших, потому что у последних мудрость внутренняя, которую духи эти еще не имеют возможности постичь. Мусульмане же поучаются ангелами, бывшими единоверцами своими, обращенными в христианство, а язычники - своими ангелами. HH 515

Способ учения на небесах тем разнится от земного, что сведения или познания там передаются не памяти, а прямо жизни. (…) Вследствие этого любовь к истине всегда внушается им для службы жизни, и Господь заботится о том, чтобы каждый любил службу, согласную со свойствами и способностями своими; эта любовь еще усиливается надеждой стать со временем ангелом. (…) В каждом духе любовь к истине так соединяется с любовью к службе, что составляет одно; через это истина переходит в службу (в дело) и сами истины, которым поучаются духи, становятся истинами службы (дела). Вот каким образом поучаются ангельские духи, готовясь к небесам. HH 517

Возможно, наличие в печени двух больших и двух малых долей не имеет никакого отношения к разделению мест наставлений на четыре зоны, однако сам этот факт неплохо бы запомнить. Не подлежит сомнению, что каждая из этих долей имеет собственные характеристики, согласно которым всасывает поступающий материал и возвращает соответственно обработанные продукты.

Когда духи через данные им в описанных местах наставления уже готовы к небесам, - что совершается в короткое время, ибо они в духовном быту своем легко и много зараз постигают, - тогда облекаются они в ангельские одежды, обычно белые, как бы тонкополотняные. После того они направляются по пути, идущему вверх, к небесам. HH 519

К этому я прибавлю нечто замечательное о путях или дорогах, ведущих от помянутых мест к небесам и по которым вводятся туда ангелы-новички. Дорог этих восемь, по две из каждого места наставления; одна из них подымается на восток, другая на запад; идущие в небесное царство Господне вводятся туда по восточному пути, а назначенные в духовное царство - по западному. Четыре дороги, ведущие в небесное царство, являются как бы украшенными масличными и другими плодовыми деревьями, а ведущие к духовному царству усажены виноградом и лавром. Это основано на соответствии: виноград и лавр отвечают любви к истине и службам ее, а маслина и плодовые деревья - любви к добру и службам его. HH 520

Возможно, это изображено в теле разницей между кровеносными и лимфатическими сосудами печени. Ибо лишь по этим двум типам сосудов осуществляется восхождение к сердцу; те и другие выходят из каждой части печени и также из каждой железы брыжейки; но лимфатические сосуды поднимаются к левой стороне, кровеносные же - к правой.

Ликование новых ангельских духов вследствие избавления от зла и также их радость, обретаемая в службах небесной жизни, вероятно, изображаются обилием сахара, находящегося повсюду в печени и в той свежей крови, которую она отсылает к сердцу. Теплота печени, которая, как говорят, превосходит теплоту всех прочих органов тела, может представлять высший восторг любви, ощущаемый ангелами при введении новых духов в небесные радости.

Однако помимо ангельских духов, восходящих из мест наставлений в радости новой жизни, имеются и другие, соответствующие желчи, кто отвергает мудрые и доброжелательные поучения, даваемые в этой области, и твердо держится собственных мнений; они озлобляются, потому что не принимаемы в Небеса по причине их природной порочности, - ибо они не прилагают никаких усилий, чтобы от нее избавиться, - и оттого находят радость в изыскании чужой вины и в исполнении наказаний (HH 518). (Сравните AR 611, 839, где описано изгнание подобных духов вблизи мест наставления добрых мальчиков). Им позволяется уходить через желчный проток в кишечник, где они могут принести пользу в раскрытии зла и в опустошении добрых духов, сохраняющих убеждения зла и лжи; в дороге они предупреждаются, запугиваются и контролируются, дабы не наказывали более должного (AC 5185). Возможно, лучшие из них, любящие производить экзекуции ради спасения добрых, возвращаются с ними в тихие места наставлений - и снова уходят с аналогичной целью, ибо чистейшие элементы желчи поглощаются кровеносными и млечными сосудами - и опять отделяются печенью. Возможно, некоторые из них могут быть названы "служителями печени", посылаемыми для исполнения такой службы, подобно тому, как растворители в желудке могут считаться работниками этого органа.

Сведенборг был убежден, что наихудшие элементы желчи осаждаются в желчном пузыре; либо это буквально так и есть, либо поступающая туда желчь интенсивно отжимается, легчайшие ее частицы уносятся кровеносными и лимфатическими сосудами, а наиболее плотные и горькие остаются, чтобы быть изверженными в кишечник в подходящее время. Сам же пузырь состоит из тугой пленки, внутренняя поверхность которой морщиниста и испещрена узелками. Шейка ее имеет подобие винтовой лестницы, что помогает желчи, восходящей из желчного протока, как бы ввинчиваться в пузырь. Через аналогичный спиральный путь, только закрученный в обратную сторону, желчь нисходит в кишечник - и, возможно, соответствующие ей духи подвергаются тренировке, попеременно направляемые тем или другим путем, ибо эти действия очень напоминают способ муштровки, описанный Сведенборгом как присущий именно этой области. Сведенборг изображал тех, кто представлен желчью, любящими наказывать, причем наихудшие из них едва могут быть остановлены. Он рассказывает:

Их удовольствие состоит в наказывании - таким образом, объективно в делании добра; не воздерживаются они и от грязных дел. AC 5185

Те же, из коих состоит сам пузырь, объединяют усилия к смягчению и сдерживанию излишних жестокостей и, возможно, подгоняют слишком медлительных описанным ниже способом. О тех, что в желчном пузыре, Сведенборг рассказывает:

Они - те, кто в земной своей жизни презирал все благородное и, до некоторой степени, набожное, и также подвергал их сомнению. АС 5186

Один дух явился ко мне и спросил, не знаю ли я, где бы он мог укрыться на некоторое время. Я счел его честным и когда сказал, что он может побыть прямо здесь, явились карающие духи этой области и обрушились на него ужасно, о чем я сожалел и тщетно пытался предотвратить. Тогда я увидел, что находился в области желчного пузыря. Карающие духи были из тех, кто презирал все благородное и набожное. Мне было дано наблюдать там один вид наказания, которое состояло в принуждении наказываемого с чрезвычайной скоростью выкладывать вслух все содержимое мыслей; это принуждение карающие духи осуществляли путем отделения речи от мысли, и потом заставляли следовать за их собственной речью, и это сопровождалось болью. Подобными мерами медлительные духи приводятся к большей скорости мышления и речи. АС 5187

Из SD 1012-1014 становится ясно, что вообще таким образом описаны духи, презиравшие духовные и небесные вещи и представленные желчью. Чрезмерная медлительность приводит к замкнутости и нежеланию ничего делать; если ее возможно преодолеть временными страданиями, эти духи навечно сделаются гораздо счастливее сами и полезнее другим. Возможно, некоторые из тех, кто в целом склоняется к благу, но слишком инертны для того, чтобы участвовать в коловращении веществ печени, - приводятся на время сюда и затем вновь забираются млечными сосудами, имея уже большую тягу к обучению, да и сами с пользой предостерегают других.

Наитие из области печени Величайшего Человека в наши умы, должно быть, создает желание и способность прилагать знания, полученные и любимые нами, к службам нашей жизни. Как частицы жира, слизи и клейковины не могут навсегда остаться в циркуляции крови в своем собственном виде, но должны соединиться с соками тела в единую однородную жидкость, готовую к исполнению любой требуемой службы, так наши знания о добрых делах других людей, о благости Господа и о службах, исполнения коих Он желает от нас, не могут оставаться в нашем рассудке в этих абстрактных формах, но должны перейти в размышления и любовь к благим и правильным поступкам и, таким образом, войти в жизнь нашей воли. И такое введение новых идей и намерений в жизнь нашего духа в огромной мере осуществляется в той области духосущества, которая соответствует печени.

Второстепенный, хотя и не менее важный результат этого влияния состоит в отделении и изгнании из общего потока наших мыслей, идей и мнений того, что препятствует гармоничному сотрудничеству с окружающими, - в особенности самоутверждение, угрюмость и придирки. Если печень в теле не действует эффективно и не отделяет эти бесплодные материалы, организм становится инертным и сонным, страдает от боли и общего дискомфорта, плохо переваривает пищу или вовсе отвергает ее. И если соответствующая печени функция ума не исполняет честно свою обязанность в изгнании напрасных сожалений и горьких придирок, то ум наш утрачивает адекватность в текущей обстановке; он остается слепо привержен собственным взглядам и мнениям, отвергает все новое и тогда становится угрюмым, тупым и несчастным.