Начало 6. Брыжейка

Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Из желудка и кишечника млечный сок (хилус) впитывается как кровеносными, так и млечными сосудами. Та его часть, что принимается первыми, уносится через воротную вену в печень, где сортируется, приноравливается к нуждам тела и, согласно своему качеству, распределяется далее несколькими путями. Другая часть, впитанная млечными сосудами, проходит сквозь запутанную сеть, испещренную множеством желез и называемую брыжейкой, после чего собирается в емкость размером примерно с палец, расположенную справа от спинного хребта, сразу под диафрагмой, и называемую "сборником хилуса". Здесь она смешивается с лимфой, поступающей по лимфатическим сосудам от всех органов брюшной полости и грудной клетки; затем через канал неправильной формы, именумый "грудным протоком", она восходит почти до шеи и здесь вливается в вену, по которой кровь возвращается к сердцу из левой руки. О тех в Величайшем Человеке, кто составляет этот "сборник" и "проток", Сведенборг рассказывает:

Те, кто образует эту область, бывают двоякого рода: некоторые достаточно скромные, другие же весьма раскованны. Скромные - те, кто стремился познавать мысли других людей с намерением привлечь и привязать их к себе; ибо ведающий мысли другого знаком с его тайнами и с внутренностями его духа, что приводит к тесной связи, цель которой - доверительные беседы и дружба. Они желают знать только добрые черты своего ближнего и исследуют их, а все остальное по возможности интерпретируют в хорошую сторону. AC 5180

Сходными качествами должны обладать ангелы и всех млечных сосудов брыжейки. Вообразим себе этих обходительных ангелов, любящих задушевные разговоры и дружбу, принимающих новых духов, которые вследствие различных вразумлений наконец возжелали наставлений в небесных истинах и жизни по ним, - представим себе этих ангелов, бродящих с новичками по извилистым дорожкам, выявляя их добрые мысли, обсуждая и решая оставшиеся проблемы; ведущих их, согласно открываемым в них желаниям, туда или сюда, способствуя быстрым и мягким переменам их состояния, дабы их взаимодоверие всячески расширялось; и приводящих их в общества, раскиданные по железам брыжейки, насколько оказывается полезным объединять их с другими новичками либо даровать все выгоды прямого ангельского обучения, - и, наконец, выводящих их на великую дорогу, по которой, в числе тысяч спасенных и радостных духов, они восходят к горячему сердцу Небес.

Это введение в небесное содружество и небесные мысли служит приготовлением добрых духов к Небесам. Поэтому брыжейка соответствует местам наставлений для части новых духов при их восхождении к Небесам, что подтверждается следующим отрывком:

Из общего функционирования организма может быть до некоторой степени известно, к какой области Величайшего Человека - а следовательно, и к какой части тела - принадлежат духи и ангелы. Круговращение тех, кто принадлежит к лимфатической системе, несильное, но быстрое, подобное ровно текущей жидкости, так что само движение едва замечается. Те, что составляют лимфу, впоследствии препровождаются в места, кои, по их словам, имеют отношение к брыжейке; мне также было сказано, что там внутри расположен как бы лабиринт, и что оттуда они далее уносятся в различные области Величайшего Человека, чтобы служить в его теле питательными веществами. АС 5181

Те неисповедимые пути, коими человек наставляется Господом даже в этом мире, уподоблены Сведенборгом тайным тропам брыжейки:

Что каждый человек с детства вводится в Божественного Человека, душою и жизнью которого есть Господь, и он веден и поучаем по Его Божественной Любви согласно Его Божественной Мудрости, и в Нем, а не вне Его. Но так как свобода не отнята у человека, то человек может быть веден и поучаем лишь сообразно с восприятием, как бы сам собою. Что воспринимающие ведутся на свои места по бесчисленным изгибам и поворотам, почти так же, как перевариваемая пища, переносимая брыжеечными и млечными сосудами в сборник хилуса, и оттуда грудным протоком в кровь и, таким образом, в свое вместилище. Что не воспринимающие отделяются от тех, которые в Божественном Человеке, как отделяются кал и моча от человека. DP 164

В этих соответствиях особый интерес представляют железы, коими усеяна брыжейка. Звенья сложнейшей сети млечных сосудов петляют от одной железы к другой, имея также прожилки, которые связывают их более прямо; это позволяет хилусу на его пути к сборнику протекать через целый ряд желез либо, возможно, и вовсе не заходить никуда. В железах хилус вступает в контакт с артериями, венами и нервными окончаниями. Артерии приносят свежую кровь от сердца, нервы сообщают из мозга дух. Несомненно, целью этих желез является более совершенное приготовление хилуса для исполнения служб в теле; и эта цель достигается улучшением хилуса либо самим фактором малости этих желез [узко "адресная" подготовка], либо путем обогащения хилуса жизненными элементами из артерий и нервов, а скорее, что обоими путями сразу.

Брыжейка приготовляет млечный сок (хилус), печень его перерабатывает. DP 336

Считается также, что белые кровяные тельца, которые составляют активный элемент крови и быстро размножаются после еды, частично образуются в этих железах.

Итак, питательный хилус в Величайшем Человеке формируется из добрых духов, наперед освобожденных от связей со злыми и от их влияний, мягких в чувствовании и склонных к обучению. Артериальная кровь состоит из ангельских духов, приготовленных к Небесам, но еще не достигших своих обществ, по всей видимости, включая также и ангелов, посланных из их обществ куда-либо со специальными поручениями. Влияние же нервов, истекающее прямо из мозга, соответствует прямому наитию или присутствию мудрых ангелов Третьего Неба.

Следовательно, если мы прочтем где-либо о добрых, разумных духах, любящих принимать наставления, приученных ангелами к небесному образу мыслей и находящихся под прямым наблюдением и влиянием ангелов Третьих Небес, - мы должны будем прийти к заключению, что такое место идеально похоже на железы брыжейки. В книге Сведенборга "Супружеская любовь" мы читаем:

Однажды беседовал я с двумя ангелами. Один был из восточного Неба, а другой - из южного. (…) Они спросили: "Известно ли тебе что-либо о состязаниях в мудрости в нашем мире?" Я сказал: "Нет, ничего".

"Их множество, - сказали они, - и те, кто любит истины из духовного к ним интереса или оттого, что истины суть истины и являют собой путь к мудрости, - собираются вместе на заходе солнца, чтобы обсудить вопросы, которые требуют глубокого понимания". Затем они взяли меня за руку со словами: "Следуй за нами, и ты увидишь и услышишь. Это случится сегодня."

Они повели меня через равнину к холму. У подножия холма была аллея пальм, которая протянулась до самой вершины. Мы вошли в нее и поднялись наверх. Поднявшись на вершину, мы увидели рощу. Деревья в этой роще словно образовывали собой помещение театра, и внутри него было ровное пространство, вымощенное разноцветными камнями. Вокруг того места по четырем сторонам были расставлены стулья, на которых сидели любители премудрости. В центре стоял стол, а на нем лежала бумага, скрепленная печатью. Люди, которые сидели на стульях, пригласили нас занять свободные места, но я сказал: "Два ангела привели меня сюда для того, чтобы я смотрел и слушал, а не для того, чтобы участвовал в обсуждении".

Тогда два ангела подошли к столу, сломали печать и прочли сидевшим о тайнах премудрости, которые были там записаны, чтобы можно было их рассмотреть и обсудить. Бумага была написана и прислана сюда ангелами Третьего Неба. В ней содержались три вопроса. (1) Каков образ Бога и каково подобие Божие, по которому сотворен человек? (2) Почему люди не рождаются обладающими теми знаниями, какие присущи любой их склонности, в то время как птицы и животные, как благородные так и низкого развития, рождаются уже обладая ими? (3) Что означает "Древо Жизни", "Древо познания добра и зла", и что значит "вкушать от их плодов"? Внизу была приписка: "Сведите эти три вопроса к одному, запишите ваше мнение на листке бумаги и положите его на стол. Мы рассмотрим ответ. Если ваше суждение окажется справедливым и истинным, каждому из вас будет дано вознаграждение премудрости." Прочтя эти слова, два ангела удалились и взмыли каждый в свое небо. Тогда люди, сидевшие на стульях, начали обдумывание и обсуждение вопросов, поставленных перед ними. CL 132

В результате размеренной и вдохновенной дискуссии их выводы были сведены вместе таким образом:

Человек был создан, чтобы получать любовь и мудрость от Бога, хотя ему представляется, что от самого себя, ради приятия и соединения. И, исходя из этого, человек рождается безо всякой любви и навыков к такому соединению, а также безо всякой любви и премудрости, истекающих от него самого. И покуда он приписывает Богу всякое благо, которое получает от любви, и всякую истину, которая приходит с мудростью, он становится живым, а если он приписывает все это себе, он становится мертвым.

Они написали это на чистом листе бумаги и оставили его на столе. Внезапно явились им в ярком сиянии ангелы. Они взяли листок и унесли его на небо. После того, как его там прочли, люди сидевшие на стульях, услышали голоса: "Хорошо, хорошо, хорошо". И тотчас явился оттуда некто, словно прилетел (и раздал всем прекрасные награды мудрости).

Если этот восхитительный эпизод случился и не в брыжейке, он наверняка изображает процессы [обучения], которые осуществляются там. Сведенборг описывает и другие подобные случаи. Нечто подобное происходило в школах древних мудрецов Греции. Св.Лука рассказывает:

Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Деян. 17:21

В окрестностях Афин также существовали философские школы, возглавляемые Пифагором, Сократом, Платоном, Аристотелем и многими другими; там рассматривались последние новости, и из них делались мудрые выводы философского или нравственного характера; практически все остатки мудрости Древних Церквей, в форме аллегорий или прямых указаний, дошли до нас именно через эти школы.

Стремление этих мудрецов самим узнавать новое и поучать истинной мудрости других, с переходом их в духовный мир не только не исчезло, но даже усилилось и сделалось более просвещенным. Поэтому не следует удивляться, читая описания Сведенборга о том, как они встречают скромных и умных новичков словами приветствия: "Какие новости с Земли?", допытываясь в особенности о мыслях землян касательно вечной жизни, и затем они мудро наставляют этих духов о природе небесной жизни и счастья. Подобные случаи описаны подробнее в главах CL 151-154, 182, 207.